Файл: Конституционноеправосудие теория судебногоконституционного праваи практика судебного.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
151
по которому заявитель обращался в Конституционный Суд РФ, отнесено к новым обстоятель- ствам. О выявлении конституционно-правового смысла пункт 3 и 4 части четвертой статьи 392
смотрите Постановление Конституционного Суда РФ от 06.12.2013 № 27-П.
Ограничения, связанные с конкретным нормоконтролем, породили следующую про- блему. Первоначальное толкование предполагало, что обжаловать можно только такой вид правового акта как закон, притом затрагивающий конституционные права и свободы. После постановления Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 года под понятие закон стали подводиться постановления Государственной Думы об амнистии. Вместе с тем новое пони- мание термина «закон» не решило проблему подконтрольности Конституционному Суду в порядке конкретного нормоконтроля других нормативно-правовых актов, являющихся зако- нами в материальном смысле слова. Так, в российской правовой системе значительный удель- ный вес занимает указное нормотворчество Президента и, в частности, указы с временной силой закона. Подобные акты длительное время не могли быть обжалованы гражданами ни в орган конституционной юстиции, ни в Верховный Суд РФ в силу ст. 116 старого ГПК. Такой пробел справедливо рассматривался как ограничение конституционного права на судебную защиту. Новый ГПК 2002 года восполнил существовавший пробел и в настоящее время в силу п. 2 ч. 1 ст. 27 ГПК Верховный Суд РФ вправе рассматривать в качестве суда первой инстан- ции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Пра- вительства РФ, иных федеральных органов государственной власти (министерств, ведомств,
Центрального банка РФ), затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и орга- низаций. Если нормативные акты Центрального банка РФ ограничивают права юридических лиц, возлагая на них дополнительные расходы, они также подлежат обжалованию в Верховный
Суд РФ
300
. Подобные дела отнесены к делам, возникающим из публичных правоотношений.
Они рассматриваются по специальной процедуре в соответствии с положениями главы 24 ГПК.
Жалоба граждан и других лиц в Конституционный Суд РФ является самостоятельным средством защиты конституционных прав и свобод. Однако это средство имеет правовые связи с другими элементами механизма обеспечения прав и свобод личности. Следует различать и в то же время понимать взаимосвязь между «конституционной жалобой» и жалобой в суд общей юрисдикции на решения и действия, нарушающие права и свободы граждан
301
. Порядок подачи и предмет жалобы граждан в суд общей юрисдикции регулируются Законом РФ от 27
апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в редакции федерального закона от 14 декабря 1995 года)
302
Жалоба в суд общей юрисдикции касается решений и действий правоприменительного характера, в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая- либо обязанность или он привлечен к какой-либо ответственности. Однако если органы власти действуют в пределах закона, с помощью такой жалобы невозможно восстановить нарушенные права и свободы. Когда есть основания предполагать, что примененный в таком деле закон не соответствует Конституции РФ, гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд. Сле- довательно, жалоба в суд общей юрисдикции может быть тем конкретным делом, которое дает право задействовать механизм конституционной жалобы. Если жалоба в суд общей юрисдик- ции оспаривает правоприменительные акты (или действия) как незаконные, то конституцион- ная жалоба оспаривает особую форму нормативно-правового акта – закон, т. е. в конечном итоге деятельность законодательных органов государственной власти как неконституционную.
300
Рыжаков А. П. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ. М., 2003. С.73.
301
В литературе предлагается деление обращений граждан, имеющие целью защиту их прав, свобод и законных интересов на две группы: 1) жалобы и заявления в органы законодательной или исполнительной власти; 2) исковые заявления и жалобы в судебные органы. См.: Лучин В. О., Доронина О. Н. Жалобы граждан в Конституционный Суд РФ. М., 1998. С.14.
302
Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685; Собрание законодательства РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
152
Институт обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан,
может быть использован для пересмотра решений иных (кроме судов) правоприменительных органов, основанных на неконституционных положениях закона.
Возможность использования гражданами и их объединениями своего права на конститу- ционную жалобу зачастую определяется уровнем их правосознания. Граждане не всегда осве- домлены об этом средстве защиты прав и свобод. И процесс использования конституционных жалоб как средств обеспечения прав и свобод и одновременного устранения неконституцион- ных законов продолжается.
Федеральным конституционным законом от 7 июня 2004 года внесены изменения в ч. 3 ст. 100 ФКЗ о КС. Первоначальный вариант ч. 3 ст. 100 гласил: «В случае признания закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ судебные рас- ходы граждан и их объединений подлежат возмещению в установленном порядке».
Изменения были призваны усилить гарантии возмещения судебных расходов граждан и их объединений. Новая редакция ч. 3 ст. 100 гласит: «В случае признания федерального закона или закона субъекта РФ либо отдельных положений указанных законов не соответствующими
Конституции РФ гражданам и (или) объединениям граждан, обратившимся в Конституцион- ный Суд РФ в соответствии со статьей 96 ФКЗ о КС, за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ возмещаются в порядке и размерах, установленных
Правительством РФ:
1) уплаченная государственная пошлина;
2) расходы на оплату услуг представителей;
3) расходы на проезд и проживание заявителей и их представителей, понесенные ими в связи с явкой в суд;
4) связанные с рассмотрением дела почтовые расходы;
5) компенсация за фактическую потерю времени»
303
При этом на Правительство РФ возлагалась обязанность установить до 1 октября 2004
года порядок и размеры возмещения указанных расходов. Данная обязанность была исполнена в апреле 2005 года, когда было принято Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2005
года № 257 (ред. от 30.10.2014) «О порядке и размерах возмещения судебных расходов, поне- сенных гражданами и (или) объединениями граждан, а также их представителями в связи с участием в конституционном судопроизводстве»
304
Данным постановлением было утверждено Положение о порядке и размерах возмещения судебных расходов, понесенных гражданами и (или) объединениями граждан, а также их пред- ставителями в связи с участием в конституционном судопроизводстве. Положение состоит из трех небольших разделов.
В первом разделе «Общие положения» (п. 1) отмечается, что в случае признания федерального закона, закона субъекта Российской Федерации либо отдельных положений указанных законов не соответствующими Конституции РФ возмещение судебных расходов,
перечисленных в части третьей статьи 100 Федерального конституционного закона «О Кон- ституционном Суде Российской Федерации», производится гражданам и (или) объединениям граждан (далее – заявители), обратившимся в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии со статьей 96 указанного Федерального конституционного закона, а также их представителям соответственно за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта
Российской Федерации, издавшего закон.
Во втором разделе (п. 2–9) устанавливаются размеры средств, подлежащих выплате заявителям и их представителям. Возмещение заявителям и их представителям, в том числе
303
Российская газета. – 2004 г., № 120, 9 июня.
304
Российская газета. – 2005 г., № 93, 5 мая.
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
153
военнослужащим, расходов на проезд к месту явки и обратно к месту жительства (службы)
производится по их письменному ходатайству на основании проездных документов, но не свыше:
а) на воздушном транспорте – стоимости проезда в салоне экономического класса;
б) на железнодорожном транспорте – стоимости проезда в купейном вагоне скорого фир- менного поезда;
в) на водном транспорте – стоимости проезда:
– морским судном регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслужива- нием пассажиров – в каюте V группы;
– речным судном всех линий сообщения – в каюте II категории;
– судном паромной переправы – в каюте I категории;
г) на автомобильном транспорте – стоимости проезда в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси).
При отсутствии проездных документов, подтверждающих проездные расходы, оплата производится по письменному ходатайству заявителей и их представителей, но не свыше:
а) на железнодорожном транспорте – стоимости проезда в плацкартном вагоне пассажир- ского поезда;
б) на водном транспорте – стоимости проезда:
– морским судном регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслужива- нием пассажиров – в каюте X группы;
– речным судном всех линий сообщения – в каюте III категории;
в) на автомобильном транспорте – стоимости проезда в автобусе общего типа.
Расходы на проезд заявителей и их представителей при предъявлении соответствующих документов включают в себя:
а) стоимость проезда к месту явки и обратно к месту жительства (службы);
б) страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте (утратил силу в 2013 году);
в) оплату услуг по предварительной продаже проездных документов;
г) затраты на пользование постельными принадлежностями на железнодорожном транс- порте;
д) стоимость проезда транспортом общего пользования (кроме такси) к железнодорож- ной станции, пристани, аэропорту, автовокзалу.
Возмещение расходов по найму жилого помещения и выплата суточных заявителям и их представителям за дни явки по вызову в Конституционный Суд РФ, включая время в пути,
выходные и праздничные дни, а также время вынужденной остановки в пути, подтвержден- ной соответствующими документами, производятся по их письменному ходатайству в порядке и размерах, предусмотренных для возмещения расходов, связанных со служебными коман- дировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государ- ственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федера- ции, федеральных государственных учреждений.
Возмещение расходов по найму жилого помещения и выплата суточных не производятся при наличии возможности ежедневного возвращения к месту жительства (службы) заявителей и их представителей.
Заявителям и их представителям за фактическую потерю времени в связи с явкой в Кон- ституционный Суд РФ выплачивается по их письменному ходатайству компенсация в размере,
устанавливаемом решением (определением) Конституционного Суда РФ исходя из фактиче- ских затрат времени и 5-кратного установленного в соответствии с законодательством Россий- ской Федерации минимального размера оплаты труда.
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
154
При подсчете размера компенсации неполный рабочий день, затраченный лицом в связи с явкой в Конституционный Суд РФ, засчитывается за 1 рабочий день.
Заявителю, в пользу которого состоялось решение Конституционного Суда РФ, по пись- менному ходатайству присуждается возмещение расходов на оплату услуг его представителя на основании соответствующих документов, подтверждающих произведенные расходы.
Почтовые расходы, понесенные заявителем в связи с рассмотрением дела, возмещаются ему по его письменному ходатайству при предъявлении документов, подтверждающих эти рас- ходы, в следующих размерах:
а) при пользовании телеграфом – не свыше стоимости корреспонденции в общей слож- ности не более чем в 100 слов;
б) при пересылке корреспонденции ценными и заказными посылками, бандеролями и письмами – на общую сумму не свыше 500 рублей;
в) при пересылке корреспонденции посылками без объявленной ценности, а также про- стыми бандеролями и письмами – без ограничения общей стоимости почтовых расходов, под- твержденных фактическим наличием соответствующей корреспонденции, признанной имею- щей отношение к делу и приобщенной к материалам дела.
Государственная пошлина, уплаченная заявителем, в пользу которого состоялось реше- ние Конституционного Суда РФ, возвращается ему в полном объеме.
Третий раздел «Порядок возмещения судебных расходов, понесенных в связи с участием в конституционном судопроизводстве» состоит из двух пунктов 10 и 11.
Возмещение расходов, предусмотренных настоящим Положением, производится на основании решения Конституционного Суда РФ, вынесенного по письменному ходатайству заявителей или их представителей, в котором указывается размер подлежащих возмещению расходов (п. 10).
Средства федерального бюджета, выплаченные заявителям и их представителям в случае признания закона субъекта Российской Федерации либо отдельных его положений не соответ- ствующими Конституции РФ, подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюд- жета субъекта Российской Федерации путем их перечисления в доход федерального бюджета
(п. 11).
Таким образом, конституционная жалоба является альтернативным и процессуальным средством защиты основных прав и свобод человека и гражданина, прав юридических лиц,
которые генетически связаны с конституционными правами и свободами личности. В ряде случаев конституционная жалоба служит средством обеспечения конституционных принципов правового положения личности и её обязанностей.
Контрольные вопросы и задания
1. Раскройте правовую природу жалобы в Конституционный Суд РФ.
2. Какова роль конституционной жалобы в механизме защиты основных прав и свобод личности?
3. Назовите субъектов права на обращения с конституционной жалобой.
4. Назовите условия допустимости жалобы в Конституционный Суд РФ.
5. Какие виды объединений граждан имеют право на конституционную жалобу?
6. Каков порядок рассмотрения дел о проверке конституционности закона по жалобам граждан и их объединений?
7. Какие условия допустимости конституционной жалобы выработал Конституционный суд РФ?
8. Какие требования предъявляются к изложению конституционной жалобы?
9. Какие последствия принятия жалобы к рассмотрению предусматриваются законода- тельством?
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
155 10. Назовите пределы проверки по жалобам граждан и их объединений.
11. Подготовьте проект жалобы в Конституционный суд РФ от имени гражданина РФ,
лица без гражданства, иностранного гражданина и юридического лица.
12. Какой порядок и размеры возмещения судебных расходов, понесенных гражданами и (или) объединениями граждан, а также их представителями в связи с участием в конститу- ционном судопроизводстве предусматривается актом Правительства РФ?
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
156
1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 24