Файл: Эксплуатационная надежность сельскохозяйственных машин..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
N |
N |
_ 12>Л |
Rc(t) = П Rtf) |
= П e-V = |
e \<=1 > = e . (5.2) |
i = l |
i= l |
|
Откуда |
|
|
|
^ = |
(5-3) |
|
i=i |
|
а среднее время безотказной работы будет
|
' N |
1 |
(5.4) |
К |
|
||
|
|
||
|
|
|
|
|
1=1 |
|
|
Если 7\ = Т2 = Г, то
(5.5)
Средняя наработка до отказа системы, состоящей из N одинаковых элементов, в N раз меньше, чем для каж дого элемента. Это отражает тот факт, что Rc(t) < R3{t).
Для восстанавливаемой системы при постоянном па раметре потока отказов, что соответствует периоду нор мальной эксплуатации при внезапных отказах, с помо щью совершенно аналогичных выкладок можно полу чить выражение для средней наработки на отказ
7’с ,ср = -7 Г ^------ |
• |
М |
Пример 1. Представим машину, состоящую условно из трех узлов (двигатель, ходовая часть, трансмиссия), средние наработки на отказ которых соответственно рав ны Г, = 100 ч, Т2 = 200 ч, Г з = 5 0 ч. Определить среднюю наработку на отказ системы
ТС |
= 29 ч. |
1 с* ср |
|
100 200 50
95
Пример 2. Определить среднее время безотказной работы последовательной системы, состоящей из п рав нонадежных элементов, вероятность распределения вре мени безотказной работы которых подчиняется закону Вейбулла
Щ) = е
В соответствии с общей формулой имеем
|
|
|
|
_п / t |
\ь |
Гер. С= |
f R c № = |
J R\t)dt = |
j а |
dt = |
|
|
о |
о |
|
о |
|
х |
dx |
г / — ) |
r ( i + — |
||
\ b |
I |
{____ b J _ _ T cp,a |
|||
|
|
b |
_L |
n |
n |
|
|
— n b |
(5.7)
г / — 'j — гамма-функция.
Для 2, 3, 4 элементов имеем
Т< 2) |
= |
Т |
|
1 |
• |
т<3> = |
Т |
|
|
|
1 |
||||||
ср. с |
|
' ср . э/ |
|
|
|’ |
1ср. с |
•'е р . э| |
|
|
|
т (4) |
|
= |
т |
( |
|
|
|
|
1 |
ср. С |
|
•'ср.Эг' |
|
при Ь =2, что часто имеет место для деталей сельскохо зяйственных машин, получим:
Г‘2Р>С = ГСР. Э.0,71; Г(3)с = Гср. э .0,577;
^ . 3 = ^ . 3 . 0,5.
При b = 1
Т(2) |
= Т |
-0 5- |
Т(3) |
|
= 7 ’ |
-0 33- |
|
' ср. С |
J Cp.3 |
|
|
■'ср. с |
' с р . э |
|
|
|
Т<4) |
с |
= Т |
ср. э |
-0 25 |
|
|
|
ср. |
|
|
|
|
С увеличением параметра отрицательный эффект по следовательного соединения снижается.
96
2. Параллельное соединение элементов. Резервирование
При усложнении машин, повышении их энергонасы щенности, производительности возникает задача обеспе чения их надежности.
Действенный способ повышения надежности в созда нии избыточности (резервировании). Рассмотрим не сколько способов резервирования.
Можно представить, что в системе предусмотрены дополнительные независимые элементы, которые рабо тают одновременно с основными. При этом выход из строя основного элемента абсолютно не нарушает рабо ту системы, поскольку продолжает работать допол нительный элемент. Следовательно, в системе создана структурная избыточность. Очевидно, что вероятность отказа системы снижается, поскольку отказ наступает только тогда, когда откажут оба элемента. Если допол нительных (резервных) элементов т—1, то тогда отка жут т элементов (рис. 22). Пользуясь теоремой об умно жении вероятностей, можно записать, что вероятность отказа одновременно т элементов равна
т |
|
<Ш = П ?,.(/). |
(5.8) |
£—1 |
|
Тогда вероятность безотказной работы равна
тт
Яс(0 = 1 - Q(t) = 1 - П q№ = 1 - |
П [1 - |
а д - (5.9) |
£-1 |
£=1 |
|
Если элементы равнонадежны, то |
|
|
З Д = 1 - П - Я , ( 0 Г |
(5.10) |
Как видим, поскольку ^(^)<1, всегда при т> 1 имеем
а д > т -
Соединение элементов по схеме (рис. 22) называют параллельным. Параллельное соединение элементов обеспечивает повышение надежности системы. Такое сое динение также называют постоянным резервированием. Постоянное резервирование предполагает, что резервные
4 Зак. 1123 |
97 |
элементы работают одновременно с основными, поэтому их ресурс также исчерпывается во время эксплуатации изделия. Постоянное резервирование в машинах в виде резервных элементов на случай внезапных отказов встречается часто.
з
Рис. 22. |
Параллельное |
Рис. |
23. Схема |
к расчету надеж- |
|||
пости |
заднего |
моста |
грузового |
||||
соединение |
элементов. |
|
|
автомобиля: |
|
||
|
|
1 ,2 |
— |
левый, |
правый борта; 3, 4 — |
||
|
|
|
внутренние, |
наружные |
колеса. |
Например, наличие 4 баллонов в скатах заднего мо ста грузового автомобиля позволяет повысить его ве роятность безотказной работы при случайных поврежде ниях. Действительно, схему надежности скатов заднего моста грузового автомобиля можно представить так.
Левый и правый борты включены последовательно, а колеса каждого борта — параллельно, поскольку выход из строя одного из них позволяет автомобилю продол жать движение. Выход борта (1,2) приводит к отказу всей машины. Как параллельное соединение можно рас сматривать конструкции многокатковых ходовых систем гусеничных машин, приводы, скребковые и грабельные рабочие органы сельскохозяйственных машин и т. д., при этом важным является то, что отказ одного элемента не приводит к отказу системы. Действительно, баллон отказал, но машина может выполнять некоторое время заданные функции безотказно, что соответствует прин ципам параллельного соединения. Правда, долговечность системы снижается, поскольку увеличивается нагрузка на оставшиеся элементы. Вид соединения, в смысле на дежности, показанный на рис. 23, то есть при котором имеются элементы, включенные параллельно и после довательно, называют смешанным соединением.
Вероятность безотказной работы смешанного соеди нения определятся на основании формул, полученных для последовательного и параллельного соединений.
98
Вероятность безотказной работы т параллельно сое диненных в блоке 1,2 (рис. 23) элементов равна
т |
|
Япр<*)=1-П(1-Д,(0)- |
(5-11) |
При наличии п блоков имеем |
|
т |
|
т = /?;р(0 = [1 - П(1 - В Д " - |
(5.12) |
(=1 |
|
Пример 1. Оценить вероятность безотказной работы 4-х схем соединения элементов рис. 24. Заданы вероят ности безотказной работы элементов п = 0,8 — надежный элемент; г2 = 0,5 — ненадежный элемент.
Рис. 24. <К расчету эффективности схем резервирования.
Схема 1. Последовательное соединение
Rc = гг■г2 = 0,8 • 0,5 = 0,4.
Схема 2. Параллельное соединение
Яс = .1 - ( 1 -Н )(1 ~ г 2)= 1 — (1— 0,8)(1 —0,5) = 0,9.
Схема 3. Смешанное соединение с резервированием надежного элемента
Яс= [1 - (1 - га)а]„ = [ 1 - (1 - 0,8)2] • 0,5 = 0,48.
Схема 4. Смешанное соединение с резервированием ненадежного элемента
' Яс=[1 - (1 - h f ] ri = [1 — (1 - 0,5)2] -0,8 = 0,6.
Этот пример позволяет сделать следующие общие вы воды: .
1. Вероятность безотказной работы последовательно соединенных элементов хуже худшего.
4 * |
99 |
2.Вероятность безотказной работы параллельно сое диненных элементов лучше лучшего.
3.Резервировать лучше более слабый элемент.
Вмашиностроении находит применение разновид ность постоянного резервирования — резервирование по параметру.
Обращаясь к расчетным формулам по определению вероятности безотказной работы элементов при внезап ных и постепенных отказах, можно видеть, что, напри мер, увеличивая отношение среднего значения прочности к среднему значению нагрузки, можно существенно уве личить надежность элемента при внезапных отказах, а
увеличение Uп и уменьшение b за счет увеличения пре
дела |
усталости (g_ i) увеличивает надежность элемента |
|
при постепенных отказах. |
(аь, |
|
Создание резервов по предельным параметрам |
||
а_1( |
Un) называют резервированием по параметру. |
При |
резервировании по параметру «лишние» элементы как бы объединяются с основным «заодно» и надежность эле мента повышается, что в ряде случаев оказывается более экономичным и конструктивно приемлемым, чем приме нение нескольких элементов.
Среднее время безотказной работы системы с любым рассмотренным видом соединения элементов определя ется как обычно по формуле (3.4) интегрированием функции вероятности безотказной работы.
Пример 2. Расчет среднего времени безотказной рабо ты резервированной системы (параллельное соединение), состоящей из п равнонадежных элементов. Надежность каждого элемента определяется законом Вейбулла.
Тср. с = J R , m = } [1 - (1 - е( '•))»] df=
Оо
оо |
|
пП |
|
./ t \ Ь |
1 |
|
00 |
|
|
|
|
|
|
} |
|
|
v+ie |
|
] х |
|
2 |
c u - i > |
Л J dt= Г( 1 + — |
||||
' |
|
m |
|
|||
0 |
*=1 |
|
п |
|
|
|
1 |
|
п |
С 1п |
|
|
|
Х х 0Ь V ( - 1 ) г+1 |
* ср , э У ( - |
1)‘-+ 1 - |
^ ь |
|||
|
- и |
1 |
||||
|
(=1 |
(О6 |
ы |
t А 6 |
||
|
|
|
|
|
(О |
|
где L1 — |
п(п — 1). . . (п — 1 + 1) |
|
|
|||
----------------------------------- биноминальные ко- |
Ц
эффициенты.
100