Файл: Эксплуатационная надежность сельскохозяйственных машин..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если при обработке осциллограмм напряжение о бу­

дет переменным,

состоящим

из ряда

циклов

ои 02 и

щ встретится п\

раз,

02~ « 2,

 

то

можно записать

D„

а™пх

 

+ • • •

+о)!«/

 

2

 

(4.24)

 

N0o™,

 

fc*------ ,

 

 

 

 

amNn

 

где Ь — обозначение

разряда, в

котором

находится

 

б/ = ^МИН>

разряда, в

котором

находится

k — обозначение

G j = Щиакс.

Мера повреждения, определенная по полученной фор­ муле, соответствует времени t3 записи осциллограммы. Поэтому повреждение в единицу времени равно

D„

а за время t

D(t)

Обозначим

2 в?пз j=i

a ^ N 0t3

t ^ o f n ( i=b om.N43

(4.25)

(4.26)

2 a?ni

_

h

(3.27)

i=b

a ^ N ,t3

 

 

 

получим

 

 

 

D(t) =

bxt,

(4.28)

где bi — случайная величина

с параметрами bi и oftl)

поскольку параметры кривой усталости а_ъ т и N0 явля­ ются случайными для каждого образца.

Из определения меры повреждения следует, что при D(t) = l деталь отказывает, так как тогда действующее число циклов равно разрушающему. Графическое изо­ бражение изменения меры повреждения показано на

89


рис. 19. То есть изменение меры повреждения можно рассматривать как некоторые фиктивные реализации, выходящие из начала координат. Точки пересечения реализаций с единицей определяют рассеивание сроков службы деталей. Параметр Ь\, определяющий рассеива­ ние меры повреждения, в основном изменяется из-за ко­ лебаний предела усталости детали.

Рис. 19. Изменение меры повреждения во времени и закон распределения ресурса деталей при ус­ талостных повреждениях.

Положим для простоты, что величина Ь\ распределе­ на по нормальному закону. Тогда на основании предыду­ щего, положив Un = 1, а = О, Ь = Ь{, получим выражение для вероятности безотказной работы при усталостных повреждениях

* 8(0 = f o (~ 4 ~ F ~ )‘

(4-29)

Если изделие может отказать и по внезапным пере­ грузам, и по износу, и по усталостным повреждениям, то его вероятность безотказной работы снижается и равна

т= ш - т - т -

Функция R(t) по существу определяет кривую убыли долговечности изделия во времени.


Гл а в а V. ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ МАШИН (УЗЛОВ)

ПО ХАРАКТЕРИСТИКАМ ИХ ЭЛЕМЕНТОВ. РЕЗЕРВИРОВАНИЕ

Принципиально любую машину можно рассматривать как элемент и для ее оценки использовать весь вышеиз­ ложенный аппарат. Но в этом случае нельзя установить причины недостаточной надежности машины. Какой из ее элементов является наименее надежным? Каким эле­ ментом необходимо в первую очередь заниматься с тем, чтобы повысить его надежность? Возможно вообще си­ стема (машина) имеет такой объем ненадежных эле­ ментов, что принципиально обеспечить без соответствую­ щих замен и ремонтов невозможно на определенном отрезке времени заданную надежность. На все эти во­ просы можно ответить, если уметь вычислять надеж­ ность сложного устройства по надежности его составляю­ щих. Отметим, что в качестве составляющих могут рассматриваться различные устройства и системы. На­ пример, рассматривая машину в целом, под составляю­ щими можно понимать системы, узлы, детали, а при рассмотрении узлов — подузлы, детали и т. д.

1. Последовательное соединение элементов

Если отказ элемента приводит к отказу всей систе­ мы, то такое соединение элементов называют последо­ вательным.

Если отказ каждого элемента есть независимое собы­ тие, то вероятность безотказной работы системы может быть определена как вероятность того, что за время t все элементы будут работать безотказно. То есть вероят­ ность совместного появления событий (безотказности). По формуле умножения вероятностей имеем

Яс(9 = ПЭД )-

(5Л)

i=i

 

Таким-образом, нужно вычислить вероятность безот­ казной работы каждого элемента и значения, соответст­ вующие одним и тем же t, перемножить.

91

Рис. 20. Вероятность безотказ­ ной работы системы в зависи­ мости от числа элементов и их характеристик надежности.

Поскольку вероятность безотказной работы каж­ дого элемента — величина меньшая единицы, то как видим, при таком способе соединения элементов, ве­ роятность безотказной ра­ боты системы при боль­

 

 

 

шом количестве элементов

too

99,5

99

существенно ниже,

чем

98,5Ri,% каждого элемента.

числе

элементов,

 

При

большом

входящих в машину, даже

при достаточно

большой

вероятности

безотказной работы каждого эле­

мента можно получить весьма низкое значение вероятно­ сти безотказной работы систем.

На рис. 20 показана зависимость вероятности без­ отказной работы системы R(t) от числа и вероятности безотказной работы элементов Rt(t) при условии, что все они равнонадежны. Как видим, повышая надежность элементов, можно существенно увеличить надежность системы.

Пример. Система состоит из 100 одинаковых элемен­ тов. Вероятность безотказной работы элемента за время t0 равна R3(to) =0,9. Определить вероятность безотказ­ ной работы для системы.

Rc(t0) = (0,9)100 = 0,00026.

Пусть /?,(*„) = 0,999. Тогда

Rc(t0) = Я‘°°(0 = (0,999)100 = 0,912.

Надежность системы существенно повысилась.

В действительности же реальные системы имеют по­ казатели надежности значительно более высокие, чем полученные путем перемножения по расчетной формуле. В чем же здесь дело? Три обстоятельства могут объяс­ нить этот факт. Во-первых, принятая идеализация в за­ конах распределения сроков службы и аппроксимациях

92


их непрерывными распределениями. При такой аппрокси­ мации график вероятности безотказной работы начинает­ ся в точке t= О, где /?(0) = 1, а затем при любом другом значении t >0 полагается /?(/)<1. В этом случае при большом числе элементов даже R3(0=0,99 дает для системы низкое значение показателя. В действительно­ сти же элементы не имеют плавного снижения при t>0. Имеется зона «нечувствительности» t0, в которой пока-

Рис. 21.

К расчету вероят­

ности

безотказной работы

 

системы.

затель R ( t^ .T 0) = 1 (рис. 21), На участке 0—Т0 отказов

не возникает. Это легко понять. Несмотря на рассеива­ ние скорости износа, или меры повреждения при уста­ лостном разрушении, нельзя физически представить, что­ бы изделия были настолько некачественными, что сра­ зу же в начале работы деталь полностью износилась или

полностью исчерпалась бы ее

несущая

способность.

В меньшей мере это относится

к внезапным перегруз­

кам, которые могут быть и при 1 = 0 и в

любое другое

время. Поэтому при расчетах надежности сложных си­ стем по постепенным отказам для элементов необходимо вводить зоны нечувствительности, в которых R(t) = 1. Тогда на участке 0—То (рис. 21) любое перемножение показателей обеспечивает надежность системы равную единице.

Во-вторых, нечеткость определения предельных, выбраковочных показателей. Представим, что узел состоит из трех деталей, вероятность выхода которых по износу или усталостной поломке различна. Эти зависимости построены на основании анализа и выбраковки каждой детали в отдельности по некоторому, заранее обуслов­ ленному критерию. Например, достижение одной из де­ талей предельного износа, начало трещины и т. д. Одна­ ко в узле, в котором установлены указанные выше три детали, может быть такое их сочетание, что эти предель­

93


ные параметры из-за взаимного влияния

деталей друг

на друга не приведут к отказу всего узла.

И, следова­

тельно, возможна дальнейшая его работа

без

отказа.

Кроме того, сам предельный

параметр

для

каждой

детали имеет определенную

зону нечувствительности,

то есть такую зону, при которой деталь может быть вы­ бракована, а может быть оставлена в эксплуатации.

В-третьих, если узел вышел из строя по причине от­ каза самой ненадежной детали, то при его разборке ос­ матривают смежные детали и при опасности появления отказа их ремонтируют или заменяют. Поэтому можно считать, что надежность узла, требующего при отказе разборки, определяется надежностью самой ненадежной детали [11.4].

В результате примем, что надежность машины или узла по внезапным отказам определяется по формуле (5.1), а по постепенным — по наиболее ненадежной де­ тали с зоной нечувствительности для узла, отказ которо­ го требует его разборки, или снова по формуле (5.1), если отказ устраняется локально.

Если, например, машина состоит из четырех узлов, отказ которых требует их разборки, то следует опреде­ лить вероятность безотказной работы наименее надеж­ ной детали каждого узла по постепенным отказам, а за­ тем вероятность безотказной работы машины вычислить по формуле (5.1) с учетом зоны нечувствительности.

Кроме того, если одна из деталей имеет резко отлич­ ную надежность (меньшую), то, как легко видеть из рис. 21, в связи с наличием зоны нечувствительности в диапазоне 0—Тю влияние остальных деталей на надеж­ ность узла не сказывается. Поскольку обычно исследо­ вателя интересует гамма-процентный ресурс, который лежит вблизи Т0, то можно расчет узла по постепенным отказам выполнять по надежности наименее надежной детали.

С помощью найденного выражения вероятности без­ отказной работы системы можно определить и другие показатели.

Среднее время безотказной работы системы может быть вычислено в общем случае при любом законе рас­ пределения для элементов по формуле (3.4). В частном случае, когда интенсивности отказов неремонтируемых элементов системы постоянны, что отвечает внезапным отказам, вероятность безотказной работы системы равна

94