Файл: Эксплуатационная надежность сельскохозяйственных машин..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
Если при обработке осциллограмм напряжение о бу
дет переменным, |
состоящим |
из ряда |
циклов |
ои 02 и |
||||
щ встретится п\ |
раз, |
02~ « 2, |
|
то |
можно записать |
|||
D„ |
а™пх |
|
+ • • • |
+о)!«/ |
|
2 |
|
(4.24) |
|
N0o™, |
|
fc*------ , |
|||||
|
|
|
|
amNn |
|
|||
где Ь — обозначение |
разряда, в |
котором |
находится |
|||||
|
б/ = ^МИН> |
разряда, в |
котором |
находится |
||||
k — обозначение |
G j = Щиакс.
Мера повреждения, определенная по полученной фор муле, соответствует времени t3 записи осциллограммы. Поэтому повреждение в единицу времени равно
D„
а за время t
D(t)
Обозначим
2 в?пз j=i
a ^ N 0t3
t ^ o f n ( i=b om.N43
(4.25)
(4.26)
2 a?ni |
_ |
h |
(3.27) |
i=b |
|||
a ^ N ,t3 |
|
|
|
получим |
|
|
|
D(t) = |
bxt, |
(4.28) |
|
где bi — случайная величина |
с параметрами bi и oftl) |
поскольку параметры кривой усталости а_ъ т и N0 явля ются случайными для каждого образца.
Из определения меры повреждения следует, что при D(t) = l деталь отказывает, так как тогда действующее число циклов равно разрушающему. Графическое изо бражение изменения меры повреждения показано на
89
рис. 19. То есть изменение меры повреждения можно рассматривать как некоторые фиктивные реализации, выходящие из начала координат. Точки пересечения реализаций с единицей определяют рассеивание сроков службы деталей. Параметр Ь\, определяющий рассеива ние меры повреждения, в основном изменяется из-за ко лебаний предела усталости детали.
Рис. 19. Изменение меры повреждения во времени и закон распределения ресурса деталей при ус талостных повреждениях.
Положим для простоты, что величина Ь\ распределе на по нормальному закону. Тогда на основании предыду щего, положив Un = 1, а = О, Ь = Ь{, получим выражение для вероятности безотказной работы при усталостных повреждениях
* 8(0 = f o (~ 4 ~ F ~ )‘ |
(4-29) |
Если изделие может отказать и по внезапным пере грузам, и по износу, и по усталостным повреждениям, то его вероятность безотказной работы снижается и равна
т= ш - т - т -
Функция R(t) по существу определяет кривую убыли долговечности изделия во времени.
Гл а в а V. ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ МАШИН (УЗЛОВ)
ПО ХАРАКТЕРИСТИКАМ ИХ ЭЛЕМЕНТОВ. РЕЗЕРВИРОВАНИЕ
Принципиально любую машину можно рассматривать как элемент и для ее оценки использовать весь вышеиз ложенный аппарат. Но в этом случае нельзя установить причины недостаточной надежности машины. Какой из ее элементов является наименее надежным? Каким эле ментом необходимо в первую очередь заниматься с тем, чтобы повысить его надежность? Возможно вообще си стема (машина) имеет такой объем ненадежных эле ментов, что принципиально обеспечить без соответствую щих замен и ремонтов невозможно на определенном отрезке времени заданную надежность. На все эти во просы можно ответить, если уметь вычислять надеж ность сложного устройства по надежности его составляю щих. Отметим, что в качестве составляющих могут рассматриваться различные устройства и системы. На пример, рассматривая машину в целом, под составляю щими можно понимать системы, узлы, детали, а при рассмотрении узлов — подузлы, детали и т. д.
1. Последовательное соединение элементов
Если отказ элемента приводит к отказу всей систе мы, то такое соединение элементов называют последо вательным.
Если отказ каждого элемента есть независимое собы тие, то вероятность безотказной работы системы может быть определена как вероятность того, что за время t все элементы будут работать безотказно. То есть вероят ность совместного появления событий (безотказности). По формуле умножения вероятностей имеем
Яс(9 = ПЭД )- |
(5Л) |
i=i |
|
Таким-образом, нужно вычислить вероятность безот казной работы каждого элемента и значения, соответст вующие одним и тем же t, перемножить.
91
Рис. 20. Вероятность безотказ ной работы системы в зависи мости от числа элементов и их характеристик надежности.
Поскольку вероятность безотказной работы каж дого элемента — величина меньшая единицы, то как видим, при таком способе соединения элементов, ве роятность безотказной ра боты системы при боль
|
|
|
шом количестве элементов |
||
too |
99,5 |
99 |
существенно ниже, |
чем |
|
98,5Ri,% каждого элемента. |
числе |
||||
элементов, |
|
При |
большом |
||
входящих в машину, даже |
при достаточно |
||||
большой |
вероятности |
безотказной работы каждого эле |
мента можно получить весьма низкое значение вероятно сти безотказной работы систем.
На рис. 20 показана зависимость вероятности без отказной работы системы R(t) от числа и вероятности безотказной работы элементов Rt(t) при условии, что все они равнонадежны. Как видим, повышая надежность элементов, можно существенно увеличить надежность системы.
Пример. Система состоит из 100 одинаковых элемен тов. Вероятность безотказной работы элемента за время t0 равна R3(to) =0,9. Определить вероятность безотказ ной работы для системы.
Rc(t0) = (0,9)100 = 0,00026.
Пусть /?,(*„) = 0,999. Тогда
Rc(t0) = Я‘°°(0 = (0,999)100 = 0,912.
Надежность системы существенно повысилась.
В действительности же реальные системы имеют по казатели надежности значительно более высокие, чем полученные путем перемножения по расчетной формуле. В чем же здесь дело? Три обстоятельства могут объяс нить этот факт. Во-первых, принятая идеализация в за конах распределения сроков службы и аппроксимациях
92
их непрерывными распределениями. При такой аппрокси мации график вероятности безотказной работы начинает ся в точке t= О, где /?(0) = 1, а затем при любом другом значении t >0 полагается /?(/)<1. В этом случае при большом числе элементов даже R3(0=0,99 дает для системы низкое значение показателя. В действительно сти же элементы не имеют плавного снижения при t>0. Имеется зона «нечувствительности» t0, в которой пока-
Рис. 21. |
К расчету вероят |
ности |
безотказной работы |
|
системы. |
затель R ( t^ .T 0) = 1 (рис. 21), На участке 0—Т0 отказов |
не возникает. Это легко понять. Несмотря на рассеива ние скорости износа, или меры повреждения при уста лостном разрушении, нельзя физически представить, что бы изделия были настолько некачественными, что сра зу же в начале работы деталь полностью износилась или
полностью исчерпалась бы ее |
несущая |
способность. |
В меньшей мере это относится |
к внезапным перегруз |
|
кам, которые могут быть и при 1 = 0 и в |
любое другое |
время. Поэтому при расчетах надежности сложных си стем по постепенным отказам для элементов необходимо вводить зоны нечувствительности, в которых R(t) = 1. Тогда на участке 0—То (рис. 21) любое перемножение показателей обеспечивает надежность системы равную единице.
Во-вторых, нечеткость определения предельных, выбраковочных показателей. Представим, что узел состоит из трех деталей, вероятность выхода которых по износу или усталостной поломке различна. Эти зависимости построены на основании анализа и выбраковки каждой детали в отдельности по некоторому, заранее обуслов ленному критерию. Например, достижение одной из де талей предельного износа, начало трещины и т. д. Одна ко в узле, в котором установлены указанные выше три детали, может быть такое их сочетание, что эти предель
93
ные параметры из-за взаимного влияния |
деталей друг |
||
на друга не приведут к отказу всего узла. |
И, следова |
||
тельно, возможна дальнейшая его работа |
без |
отказа. |
|
Кроме того, сам предельный |
параметр |
для |
каждой |
детали имеет определенную |
зону нечувствительности, |
то есть такую зону, при которой деталь может быть вы бракована, а может быть оставлена в эксплуатации.
В-третьих, если узел вышел из строя по причине от каза самой ненадежной детали, то при его разборке ос матривают смежные детали и при опасности появления отказа их ремонтируют или заменяют. Поэтому можно считать, что надежность узла, требующего при отказе разборки, определяется надежностью самой ненадежной детали [11.4].
В результате примем, что надежность машины или узла по внезапным отказам определяется по формуле (5.1), а по постепенным — по наиболее ненадежной де тали с зоной нечувствительности для узла, отказ которо го требует его разборки, или снова по формуле (5.1), если отказ устраняется локально.
Если, например, машина состоит из четырех узлов, отказ которых требует их разборки, то следует опреде лить вероятность безотказной работы наименее надеж ной детали каждого узла по постепенным отказам, а за тем вероятность безотказной работы машины вычислить по формуле (5.1) с учетом зоны нечувствительности.
Кроме того, если одна из деталей имеет резко отлич ную надежность (меньшую), то, как легко видеть из рис. 21, в связи с наличием зоны нечувствительности в диапазоне 0—Тю влияние остальных деталей на надеж ность узла не сказывается. Поскольку обычно исследо вателя интересует гамма-процентный ресурс, который лежит вблизи Т0, то можно расчет узла по постепенным отказам выполнять по надежности наименее надежной детали.
С помощью найденного выражения вероятности без отказной работы системы можно определить и другие показатели.
Среднее время безотказной работы системы может быть вычислено в общем случае при любом законе рас пределения для элементов по формуле (3.4). В частном случае, когда интенсивности отказов неремонтируемых элементов системы постоянны, что отвечает внезапным отказам, вероятность безотказной работы системы равна
94