Файл: Эксплуатационная надежность сельскохозяйственных машин..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6 = 2 iy(Xi) — y3(Xi)]2,

(8.7)

i=1

 

где Уэ(хд — экспериментальное значение параметра у. Его получают пересчетом значений U соответствующих t по формулам (8.5). Подставляя (8.6) в (8.7), получим

6 = 2

+ bxi + У Ы г.

(8.8)

i=i

u(tу Un

Рис. 41.

Прогнозирование Uj

износа по одной точке и из­

вестному

аналитическому

выражению

реализации из­

 

носа.

Неизвестные параметры ао и b определяются из условия минимума ошибки аппроксимации б. Условия минимума имеют вид

d8

da0

d6

db

= 2 ^ [а0 + bxt — уэ]• 1 = 0; г=1

= 2y\[ao + bxi - y a\-xi = 0.

"

Откуда, окончательно, имеем

( 2 & ) ( 2 * ? ) - ( 2 И А ) ( 2 * , )

п( 2 4 ) - ( 2 х г)а

«(Е уэ ■х-) — (£ х;) (2 уэ)

b =

/ г ( 2 ^ ) - ( 2 х , ) 2

Теперь осталось определить по ао исходный метр а. Очевидно, что

а = еа°.

(8.9)

(8 . 10)

пара­

(8 . 11)

143

Расчеты показывают, что обычно для одного и того же процесса изменение параметра b незначительно от из­ делия к изделию. Как правило, в широких пределах из­ меняется параметр а.

Ориентировочные данные по параметру b представ­ лены, в табл. 8.1. На этом принципе основан метод про­ гнозирования технического состояния по одному измере-

 

Т а б л и ц а 8.1

Наименование параметра состояния узла

Ориентировочное

(по ГОСНИТИ)

значение

Расход газов, прорывающихся в картер

1,3

Угар масла

2,0

Мощность двигателя (падение мощности по

1,7

сравнению с номинальной)

Износ плунжерных пар

1,1

Зазор между клапаном и коромыслом меха-

1,1

низма газораспределения

Утопание клапанов

1,6

Зазоры в кривошипно-шатунном механизме

1,2-1,6

Износ кулачков распределительного вала

1,1

Радиальный зазор в подшипниках качения и

 

скольжения

1,5

Износ посадочных гнезд корпусных деталей

1,0

Износ зубьев шестерен по толщине

1,5

Износ шлицев валов

1,1

Износ валиков, пальцев, осей

1,4

нию, который заключается в следующем. Пусть известна наработка изделия t\ и значение параметра U=Ul в этот момент. Тогда, задаваясь видом изменения пара­ метра в формуле (8.3), получим

Ui=--ai\,

 

(8 . 12)

где b задано.

 

 

 

Отсюда

 

 

 

 

Ut

 

(8.13)

а = ~ } Г ’

 

Задаваясь предельным значением

параметра

U = 11

имеем

 

F

га’

UП

Vi_ ■тк

 

(8.14)

144


где Т — наработка до предельного состояния. Отсюда

T = h

(8.15)

При таком подходе предполагается, что дальнейшее, после момента tu изменение параметра U происходит по зависимости (8.3) с уже постоянным параметром а, присущим данному конкретному изделию (рис. 41).

Рис. 42. К определению диагностических параметров статистическим методом:

а — поле точек; б — интерполяция данных.

Если до предельного состояния имеется возможность получить еще ряд значений параметра Ui при наработ­ ках t-t то производят корректировку параметров а и b

по формулам (8.9) и (8.10).

Изложенный

выше метод прогнозирования получил

название «прогнозирование по реализации».

Определение

вида

функциональной зависимости

U= f(t) изложенным

выше методом по реализациям

изменения параметров, представляет определенные труд­ ности, так как требует проведения большого объема экспериментальных исследований.

Для сокращения объема работ может быть применен метод, получивший название статистического и заклю­ чающийся в следующем. Измеряют диагностические параметры большого числа однотипных изделий при различных наработках. Результаты измерений можно изобразить графически в виде поля точек. Затем прово­ дят сечения при наработках t\, t%, h, Интервалы t21\, h — h и t. д. одинаковы. Путем линейной интерполяции и экстраполяции все точки, лежащие рядом с проведенны­ ми сечениями, сносят на них (рис. 42).

145

В каждом сечении t—ti строят распределение пара­ метра и рассчитывают его математическое ожидание

U(ti) и среднеквадратичное отклонение

(рис. 43).

Полученные экспериментальные точки

могут быть ап­

проксимированы аналитическими выражениями вида

(8.3) с помощью формул (8.9) и (8.10).

Рис. 43. Характеристики распределения диагно­ стического параметра.

а

6

Тогда получим

Uit) = ajtb‘, ou(t) = а4ьк

(8.16)

Если ввести возможное отклонение параметра U от его среднего значения в долях ou(t) с помощью некото­ рого неопределенного коэффициента К, то возможную реализацию изменения параметра U (t) во времени мож­ но представить в такой записи:

U(t) = U(t) ± Kau{t) = a4bl ± Ка4ьк

(8.17)

Придавая коэффициенту К ряд значений от 0 до ±3 через любые интервалы, можно построить серию возмож­ ных реализаций (рис. 44).

Рис. 44. К (построению «ре­ ализаций» при статистиче­ ском методе определения диагностического парамет­ ра.

Теперь прогнозирование сводится к тому, что для на­ работки i = t\ и параметра U(t\) определяется соответст­ вующая реализация, которая и используется в качестве прогнозирующей. Предполагается, что процесс будет развиваться в дальнейшем в соответствии с этой реали-

146


задней. Возможна и корректировка прогноза. Если при t= t2 параметр U2 не попал на исходную реализацию, целесообразно проинтерполировать между реализация­ ми и уточнить ожидаемый срок службы (Г1 вместо Т).

При диагностировании обычно пользуются понятием остаточного ресурса. Остаточный ресурс равен

ь

(8.18)

Это выражение определяет оставшийся после момента диагностирования ресурс изделия до предельного состоя­ ния. Определенный остаточный ресурс нельзя рассмат­ ривать как абсолютно точный. Дело в том, что по раз­ ным причинам (нестабильность условий испытаний, изменение поверхностных свойств материалов и т. д.) остаточный ресурс колеблется в некоторых пределах. Выражение (8.18) следует рассматривать как среднее значение остаточного ресурса. Тогда возможные его от­ клонения можно определить по формуле, полагая рас­ пределение остаточного ресурса нормальным

(T’octUмаксc ^ о ст . ср + U а ОТост — Т‘ост_Ср(1 + U а. УТ0С1) мин

где vT>0CT— коэффициент вариации Тост (ошибка про­ гноза) ;

Ua — квантиль нормального распределения. Обычно интересуются минимальным гарантирован­

ным остаточным ресурсом

Пример. В результате диагноза в момент ^=210 га установлено, что среднее увеличение шага в результате износа составляет £/1= 0,635 Un мм. Предельное увеличе­ ние шага принимается равным Uп =6 мм; а = 0,9; v= 0,25. Показатель Ь, как показали предшествующие исследова­ ния увеличения шага транспортера во времени, равен единице (& = 1). Определить остаточный гарантирован­ ный ресурс транспортера.

= 0,57-210 SS 120 га,

147

теперь

Тост. гар = Гост. ср(1 - 1,28-0,25) = 120-0,68 = 81,5 га.

Таким образом, транспортер, подвергнутый диагно­ стированию при /=210 га, гарантированно проработает

Ггар = 210+ 81,5 ^ 2 9 2 га.

Если стать на позицию профилактического ремонта, то транспортер не следует ремонтировать в мастерской, а оставить для ремонта в условиях эксплуатации (Тгар> >60 га, см. предыдущий пример).

Индивидуальное прогнозирование можно использо­ вать и для определения выбраковочного размера детали с тем, чтобы отобрать при профилактическом ремонте детали, которые необходимо отремонтировать в мастер­ ской, и детали, которые будут ремонтироваться в экс­ плуатации [VIII.7].

Из зависимости

U = at

находим при t=T0 + Ti + T2 время, соответствующее час­ тичному ремонту, и U= Unp

U пр

а

=

Т2)

 

 

(Т0+ 7\ +

 

Теперь

 

 

 

U =

^ пр

f b

 

 

(Го+Т. + Т,)

 

Подставим t=T0+Ti (время профилактики).

Имеем

для допустимого значения детали

 

 

и„

Uпр,

(To + T tf.

 

 

 

(Г0+ 7 \ + Т2)

 

 

При t/> t/fl0n деталь ремонтируется, а при U<Uлоп

оста­

ется в эксплуатации.

 

 

 

На практике часто вместо определения остаточного ресурса элемента решают задачу установления возмож­ ности оставить элемент без замены (профилактики) при заданной наработке доследующего контроля Т\ + Т(fe).

148


В качестве критерия используется экономический крите­ рий, который состоит в следующем [VIII.7]. Вероятные

удельные издержки, вызванные

устранением отказа в

эксплуатации за период от Т\

до Т\ + Т ^ т равные Сэ, и

профилактикой (ремонтом)

в

мастерской

в момент

T’i + T'oct» равные См, должны

быть меньше

удельных

издержек на профилактику (ремонт) в момент TX~ C U:

О С Т

где n*cU =№ cT)^ocT

о

Иначе говоря, изделия тогда можно оставлять без (ре­ монта) профилактики, если удельные затраты в момент Т1 больше тех, которые предстоит произвести, если изде­ лие откажет в эксплуатации раньше ожидаемого срока или придется выполнить ремонт (профилактику) в мо­

мент Ti + T ^ t . Задав

плотность распределения оста­

точного ресурса

нормальным законом с параметрами

1 У 'ост. ср 1 ^

v T o c t . ср»

П О ЛуЧИ М

Пример. Определить, имеется ли экономическая целе­ сообразность при прогнозировании по реализации тран­ спортер с параметрами предыдущего примера, который был диагностирован при 7’i= 210 га, оставлять без ремон­ та на время, равное минимальному гарантированному остаточному ресурсу.

Поскольку а = 0,9, то, следовательно, вероятность то­ го, что транспортер откажет до Тостер равна 0,1, а пос­ ле него 0,9.

Имеем

1 _ >

2-0,1 + 0,9

1

210

290

264

149

Таким образом, условие экономической целесообраз­ ности выполнено и транспортер можно не ремонтировать, а следующую проверку необходимо провести при

7^300 га.

Для удобства прогноза на некоторый заданный пе­ риод удобно использовать прогнозирующие графики. По­ строение графика на примере прямолинейной реализации диагностического параметра и прогноза на один сезон показано на рис. 45.

U, М М

Рис. 45. Прогнозирующий график для линейного изменения пара­ метра:

1 — зона выбраковки; 2 — зона продолжения работы.

График строится следующим образом. Реализации продлеваются до встречи с предельным значением, а затем вычитается отрезок равный времени прогноза (в данном случае один сезон). Опуская из полученной точ­ ки перпендикуляр до встречи с реализацией, находим границу, ниже которой находится область продолжения работы (изделие проработает более одного сезона), а выше — область браковки (изделие не проработает сезон).

Аналогично можно построить области приемки и бра­ ка для реализации любого вида.

Процесс прогнозирования с помощью построенных графиков, как видим, существенно упрощается.