Файл: Эксплуатационная надежность сельскохозяйственных машин..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
6 = 2 iy(Xi) — y3(Xi)]2, |
(8.7) |
i=1 |
|
где Уэ(хд — экспериментальное значение параметра у. Его получают пересчетом значений U соответствующих t по формулам (8.5). Подставляя (8.6) в (8.7), получим
6 = 2 |
+ bxi + У Ы г. |
(8.8) |
i=i
u(tу Un
Рис. 41. |
Прогнозирование Uj |
износа по одной точке и из |
|
вестному |
аналитическому |
выражению |
реализации из |
|
носа. |
Неизвестные параметры ао и b определяются из условия минимума ошибки аппроксимации б. Условия минимума имеют вид
d8
da0
d6
db
= 2 ^ [а0 + bxt — уэ]• 1 = 0; г=1
= 2y\[ao + bxi - y a\-xi = 0.
"
Откуда, окончательно, имеем
( 2 & ) ( 2 * ? ) - ( 2 И А ) ( 2 * , )
п( 2 4 ) - ( 2 х г)а
«(Е уэ ■х-) — (£ х;) (2 уэ)
b =
/ г ( 2 ^ ) - ( 2 х , ) 2
Теперь осталось определить по ао исходный метр а. Очевидно, что
а = еа°.
(8.9)
(8 . 10)
пара
(8 . 11)
143
Расчеты показывают, что обычно для одного и того же процесса изменение параметра b незначительно от из делия к изделию. Как правило, в широких пределах из меняется параметр а.
Ориентировочные данные по параметру b представ лены, в табл. 8.1. На этом принципе основан метод про гнозирования технического состояния по одному измере-
|
Т а б л и ц а 8.1 |
Наименование параметра состояния узла |
Ориентировочное |
(по ГОСНИТИ) |
значение |
Расход газов, прорывающихся в картер |
1,3 |
Угар масла |
2,0 |
Мощность двигателя (падение мощности по |
1,7 |
сравнению с номинальной) |
|
Износ плунжерных пар |
1,1 |
Зазор между клапаном и коромыслом меха- |
1,1 |
низма газораспределения |
|
Утопание клапанов |
1,6 |
Зазоры в кривошипно-шатунном механизме |
1,2-1,6 |
Износ кулачков распределительного вала |
1,1 |
Радиальный зазор в подшипниках качения и |
|
скольжения |
1,5 |
Износ посадочных гнезд корпусных деталей |
1,0 |
Износ зубьев шестерен по толщине |
1,5 |
Износ шлицев валов |
1,1 |
Износ валиков, пальцев, осей |
1,4 |
нию, который заключается в следующем. Пусть известна наработка изделия t\ и значение параметра U=Ul в этот момент. Тогда, задаваясь видом изменения пара метра в формуле (8.3), получим
Ui=--ai\, |
|
(8 . 12) |
|
где b задано. |
|
|
|
Отсюда |
|
|
|
|
Ut |
|
(8.13) |
а = ~ } Г ’ |
|
||
Задаваясь предельным значением |
параметра |
U = 11 |
|
имеем |
|
F |
га’ |
UП |
Vi_ ■тк |
|
(8.14) |
144
где Т — наработка до предельного состояния. Отсюда
T = h |
(8.15) |
При таком подходе предполагается, что дальнейшее, после момента tu изменение параметра U происходит по зависимости (8.3) с уже постоянным параметром а, присущим данному конкретному изделию (рис. 41).
Рис. 42. К определению диагностических параметров статистическим методом:
а — поле точек; б — интерполяция данных.
Если до предельного состояния имеется возможность получить еще ряд значений параметра Ui при наработ ках t-t то производят корректировку параметров а и b
по формулам (8.9) и (8.10).
Изложенный |
выше метод прогнозирования получил |
|
название «прогнозирование по реализации». |
||
Определение |
вида |
функциональной зависимости |
U= f(t) изложенным |
выше методом по реализациям |
изменения параметров, представляет определенные труд ности, так как требует проведения большого объема экспериментальных исследований.
Для сокращения объема работ может быть применен метод, получивший название статистического и заклю чающийся в следующем. Измеряют диагностические параметры большого числа однотипных изделий при различных наработках. Результаты измерений можно изобразить графически в виде поля точек. Затем прово дят сечения при наработках t\, t%, h, Интервалы t2—1\, h — h и t. д. одинаковы. Путем линейной интерполяции и экстраполяции все точки, лежащие рядом с проведенны ми сечениями, сносят на них (рис. 42).
145
В каждом сечении t—ti строят распределение пара метра и рассчитывают его математическое ожидание
U(ti) и среднеквадратичное отклонение |
(рис. 43). |
Полученные экспериментальные точки |
могут быть ап |
проксимированы аналитическими выражениями вида
(8.3) с помощью формул (8.9) и (8.10).
Рис. 43. Характеристики распределения диагно стического параметра.
а |
6 |
Тогда получим
Uit) = ajtb‘, ou(t) = а4ьк |
(8.16) |
Если ввести возможное отклонение параметра U от его среднего значения в долях ou(t) с помощью некото рого неопределенного коэффициента К, то возможную реализацию изменения параметра U (t) во времени мож но представить в такой записи:
U(t) = U(t) ± Kau{t) = a4bl ± Ка4ьк |
(8.17) |
Придавая коэффициенту К ряд значений от 0 до ±3 через любые интервалы, можно построить серию возмож ных реализаций (рис. 44).
Рис. 44. К (построению «ре ализаций» при статистиче ском методе определения диагностического парамет ра.
Теперь прогнозирование сводится к тому, что для на работки i = t\ и параметра U(t\) определяется соответст вующая реализация, которая и используется в качестве прогнозирующей. Предполагается, что процесс будет развиваться в дальнейшем в соответствии с этой реали-
146
задней. Возможна и корректировка прогноза. Если при t= t2 параметр U2 не попал на исходную реализацию, целесообразно проинтерполировать между реализация ми и уточнить ожидаемый срок службы (Г1 вместо Т).
При диагностировании обычно пользуются понятием остаточного ресурса. Остаточный ресурс равен
ь
(8.18)
Это выражение определяет оставшийся после момента диагностирования ресурс изделия до предельного состоя ния. Определенный остаточный ресурс нельзя рассмат ривать как абсолютно точный. Дело в том, что по раз ным причинам (нестабильность условий испытаний, изменение поверхностных свойств материалов и т. д.) остаточный ресурс колеблется в некоторых пределах. Выражение (8.18) следует рассматривать как среднее значение остаточного ресурса. Тогда возможные его от клонения можно определить по формуле, полагая рас пределение остаточного ресурса нормальным
(T’octUмаксc — ^ о ст . ср + U а ОТост — Т‘ост_Ср(1 + U а. УТ0С1) мин
где vT>0CT— коэффициент вариации Тост (ошибка про гноза) ;
Ua — квантиль нормального распределения. Обычно интересуются минимальным гарантирован
ным остаточным ресурсом
Пример. В результате диагноза в момент ^=210 га установлено, что среднее увеличение шага в результате износа составляет £/1= 0,635 Un мм. Предельное увеличе ние шага принимается равным Uп =6 мм; а = 0,9; v= 0,25. Показатель Ь, как показали предшествующие исследова ния увеличения шага транспортера во времени, равен единице (& = 1). Определить остаточный гарантирован ный ресурс транспортера.
= 0,57-210 SS 120 га,
147
теперь
Тост. гар = Гост. ср(1 - 1,28-0,25) = 120-0,68 = 81,5 га.
Таким образом, транспортер, подвергнутый диагно стированию при /=210 га, гарантированно проработает
Ггар = 210+ 81,5 ^ 2 9 2 га.
Если стать на позицию профилактического ремонта, то транспортер не следует ремонтировать в мастерской, а оставить для ремонта в условиях эксплуатации (Тгар> >60 га, см. предыдущий пример).
Индивидуальное прогнозирование можно использо вать и для определения выбраковочного размера детали с тем, чтобы отобрать при профилактическом ремонте детали, которые необходимо отремонтировать в мастер ской, и детали, которые будут ремонтироваться в экс плуатации [VIII.7].
Из зависимости
U = at
находим при t=T0 + Ti + T2 время, соответствующее час тичному ремонту, и U= Unp
U пр
а |
= |
Т2) |
|
|
(Т0+ 7\ + |
|
|
Теперь |
|
|
|
U = |
^ пр |
f b |
|
|
(Го+Т. + Т,) |
|
|
Подставим t=T0+Ti (время профилактики). |
Имеем |
||
для допустимого значения детали |
|
|
|
и„ |
Uпр, |
(To + T tf. |
|
|
|
||
(Г0+ 7 \ + Т2) |
|
|
|
При t/> t/fl0n деталь ремонтируется, а при U<Uлоп |
оста |
||
ется в эксплуатации. |
|
|
|
На практике часто вместо определения остаточного ресурса элемента решают задачу установления возмож ности оставить элемент без замены (профилактики) при заданной наработке доследующего контроля Т\ + Т(fe).
148
В качестве критерия используется экономический крите рий, который состоит в следующем [VIII.7]. Вероятные
удельные издержки, вызванные |
устранением отказа в |
||
эксплуатации за период от Т\ |
до Т\ + Т ^ т равные Сэ, и |
||
профилактикой (ремонтом) |
в |
мастерской |
в момент |
T’i + T'oct» равные См, должны |
быть меньше |
удельных |
издержек на профилактику (ремонт) в момент TX~ C U:
О С Т
где n*cU =№ cT)^ocT
о
Иначе говоря, изделия тогда можно оставлять без (ре монта) профилактики, если удельные затраты в момент Т1 больше тех, которые предстоит произвести, если изде лие откажет в эксплуатации раньше ожидаемого срока или придется выполнить ремонт (профилактику) в мо
мент Ti + T ^ t . Задав |
плотность распределения оста |
|
точного ресурса |
нормальным законом с параметрами |
|
1 У 'ост. ср 1 ^ |
v T o c t . ср» |
П О ЛуЧИ М |
Пример. Определить, имеется ли экономическая целе сообразность при прогнозировании по реализации тран спортер с параметрами предыдущего примера, который был диагностирован при 7’i= 210 га, оставлять без ремон та на время, равное минимальному гарантированному остаточному ресурсу.
Поскольку а = 0,9, то, следовательно, вероятность то го, что транспортер откажет до Тостер равна 0,1, а пос ле него 0,9.
Имеем
1 _ > |
2-0,1 + 0,9 |
1 |
210 |
290 |
264 |
149
Таким образом, условие экономической целесообраз ности выполнено и транспортер можно не ремонтировать, а следующую проверку необходимо провести при
7^300 га.
Для удобства прогноза на некоторый заданный пе риод удобно использовать прогнозирующие графики. По строение графика на примере прямолинейной реализации диагностического параметра и прогноза на один сезон показано на рис. 45.
U, М М
Рис. 45. Прогнозирующий график для линейного изменения пара метра:
1 — зона выбраковки; 2 — зона продолжения работы.
График строится следующим образом. Реализации продлеваются до встречи с предельным значением, а затем вычитается отрезок равный времени прогноза (в данном случае один сезон). Опуская из полученной точ ки перпендикуляр до встречи с реализацией, находим границу, ниже которой находится область продолжения работы (изделие проработает более одного сезона), а выше — область браковки (изделие не проработает сезон).
Аналогично можно построить области приемки и бра ка для реализации любого вида.
Процесс прогнозирования с помощью построенных графиков, как видим, существенно упрощается.