Файл: Эксплуатационная надежность сельскохозяйственных машин..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пример 2. Определить экономически оптимальный срок ремонта транспортера корней свеклоуборочного

комбайна.

С

Дано —— = 2. На интервале Т0 04-150 га транспор­

тер тер работает безотказно. Остальные данные приведены

в табл. 7.1.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 7. 1

Исходные

данные к

расчету оптимального

срока

ремонта

i

1

2

3

4

 

5

6

К

3

11

17

9

 

6

4

Щ

3

14

31

40

 

46

50

Т, га

180

210

240

270

1

330

330

 

 

 

 

 

1

 

 

N = 50 шт. АТ = 30 га.

Полный срок исчерпания ресурса всеми 50 транспор­ терами равен

пАТ — 6-30 = 180 га.

Со

 

Г(пйТ)

 

Сг

 

i__ о,so

 

0,04

Со

 

 

Со"

 

 

0,03

 

0,20

Рис. 35. К расчету оптималь­

 

 

Т

ного срока ремонта транспор­

О

150 180

210 240

тера:

*

.?

 

1, 2, 3 — сезоны работы.

Подсчитаем удельные затраты в конце каждого интер­ вала пАТ, то есть если профилактика будет выполнена после 7=180 га, 210 га, 240 га и т. д. времени работы транспортера. Результаты расчета приведены на рис. 35.

Как видно из графика, минимальные удельные затра- ' ты соответствуют проведению профилактических и ре­ монтных работ после Г=210 га. Этой наработке соот­ ветствует вероятность отказа F(tiAT) =0,28, то есть 28%

130



транспортеров следует отремонтировать в поле. Если бы выбор времени профилактики производился из условия безотказной работы, то следовало бы все изделия заме­ нить или отремонтировать после наработки Т= 150 га. Комбайн вырабатывает в сезон уборки примерно 70 га. Следовательно, при выборе времени профилактики из условий безотказности принудительная замена транспор­ теров должна осуществляться после двух сезонов рабо­ ты, а из условий минимума затрат — после третьего. Имеющиеся отказы в эксплуатации должны устранять­ ся силами передвижной мастерской и комбайнером.

При таком подходе удаётся сократить расход запас­ ных изделий. Действительно, при первой стратегии ре­ монта на шесть лет службы комбайна требуется 2 за­ пасных транспортера, а при второй во многих случаях всего лишь один, поскольку средний ресурс возрастает до 200 га вместо 150. Эти расчеты выполнены для отно­ шения стоимости устранения отказа в эксплуатации к стоимости ремонта изделия в мастерской равной двум. При большом значении отношения сроки профилактиче­ ских работ сократятся, при меньшем — увеличатся.

Если бы в результате расчета получили оптимальное время ремонта Т0 + пАТ^ЗЗО га, то это значило бы, что в данном случае оптимальным является ремонт по по­ требности в эксплуатации. При ЛГ~0 оптимальный ре­ монт в мастерской.

Определив оптимальные сроки профилактики и ре­ монта узлов и деталей машины, их затем следует объе­ динить по близким значениям в несколько групп и назна­ чить для машины в целом сроки профилактических ра­ бот и ремонтов.

5 *

4 3 ^

Гл а в а VIII. ЭЛЕМЕНТЫ ДИАГНОСТИКИ

ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАШИН. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ИЗДЕЛИЙ

1. Сущность диагностики

При анализе надежности машин и их элементов, вы­ боре сроков обслуживания и ремонта, расчете количест­ ва запасных частей, изделия рассматривались как неко­ торая статистическая совокупность. Например, выбирая сроки технического обслуживания или ремонта по кри­

вой

1 распределения

времени безотказной работы

(рис.

36), ориентируются

по существу на элементы,

Рис. 36. Плотности распре­ деления времени безотказ­ ной работы:

1, 2 — большое и малое рассеи­ вания.

имеющие наименьшую наработку (заштрихованная об­ ласть) .

Вместе с тем элементы, наработки которых соответст­ вуют незаштрихованной области, могли бы еще длитель­ ное время использоваться без дополнительных затрат на обслуживание и ремонт. Таким образом, как видим, при­ нудительное обслуживание и ремонт экономически не эффективны. Для построения эффективной системы экс­ плуатации машин необходимо уметь различать элементы по их состоянию в настоящий момент с тем, чтобы при­ нимать меры, не ориентируясь на всю совокупность од­ ноименных изделий, а на конкретный элемент.

Направление в технике по изучению, распознаванию состояния каждого эксплуатирующегося изделия с инди­ видуальным подходом к необходимости восстановления его свойств называют технической диагностикой (греч. diagnosticos — способный распознавать).

132


Рис. 37. Интенсивность от­

М)

казов при различных спосо­

бах профилактики.

 

Легко видеть, что чем шире рассеивание наработок изделия, тем больше эффективность диагностики. В тех слу­ чаях, когда наработки изделий концентриру­

ются в узкой зоне значений (кривая 2, рис. 37), можно применять принудительное обслуживание и ремонт. Этот вид восстановления свойств изделий применяется также и в том случае, когда, «тяжесть» отказа велика, то есть, когда отказ приводит к большим экономическим потерям или угрожает человеческой жизни. Во всех остальных

случаях должна применяться система, основанная на принудительной диагностике, на обслуживании и ремонте по потребности. Такая система позволяет не производить «лишних» ремонтов и работ по обслуживанию.

В основе технической диагностики лежит умение из­ мерять (непрерывно или периодически) параметры (кос­ венно или прямо), характеризующие состояние изделия. Такие параметры называют диагностическими или про­ гнозирующими. Они позволяют установить действитель­ ное состояние данного конкретного изделия и определить сроки его дальнейшей эксплуатации до момента возник­ новения предельного состояния. Можно сформулировать общее определение для технической диагностики.

Диагностика технического состояния изделия — от­ расль науки, изучающая и устанавливающая признаки неисправного состояния, методы, принципы и оборудова­ ние, при помощи которого дается заключение о техниче­ ском состоянии системы без разборки и прогнозирование ресурса ее исправной работы.

. В зависимости от поставленной задачи различают общую и поэлементную диагностику. Задача общей ди­ агностики состоит в том, чтобы установить по некоторым обобщенным параметрам, исправна или неисправна ма­ шина, может ли она быть допущена к дальнейшей экс­ плуатации без технических воздействий. Задача поэле­ ментной диагностики состоит в том, чтобы быстро обна­

133

ружить неисправный агрегат, механизм или систему и точно установить причину неисправности.

Методы и приемы технической диагностики приме­ няют также и для оценки качества изготовления и ре­ монта машин, определения-соответствия их характери­ стики параметров требуемым нормам.

Эксплуатационная диагностика преследует цели оп­ ределения перечня и объема работ при техническом обслуживании и ремонте машин, устранения ненужных разборочно-сборочных работ, снижения простоев машин, более полного использования ресурса деталей и узлов, снижения их расхода. Все это позволяет снизить затраты на эксплуатацию машины, повысить безотказность ее работы и эффективность использования.

Эффективность диагностики можно проиллюстриро­ вать следующими рассуждениями и графическим пост­ роением, приведенным на рис. 37.

Рассмотрим работу машины в начале периода экс­ плуатации, когда появляются постепенные отказы ее элементов (кривая 1, рис. 37). Известно, что интенсив­ ность отказов в этом периоде непрерывно возрастает. Если при отказе каждого элемента машины его ремонти­ ровать или заменять, при этом ремонт «идеальный», то есть деталь после ремонта имеет те же свойства, что и новая, то интенсивность отказов снижается до границы, показанной на рис. 37, кривая 2.

Если ввести профилактическое обслуживание на базе методов технической диагностики, то есть путем преду­ предительных замен, регулировок и т. д. предотвращать отказы, то интенсивность отказов может быть снижена до уровня интенсивности внезапных отказов (линия 3 на рис. 37). Дальнейшее снижение интенсивности отка­ зов возможно при использовании в машинах различного рода предохранительных самовосстанавливаемых эле­ ментов или систем с быстрой сигнализацией о прибли­ жении внезапного отказа. Простейшие устройства тако­ го типа применяются в сельскохозяйственных машинах (предохранительные кулачковые муфты, системы сигна­ лизации о вращении валов рабочих органов, предохра­ нители плугов и т. д.).


2. Теоретические основы технической диагностики

Любая техническая система представляет материаль­ ное воплощение некоторой организации и характеризует­ ся определенной структурой. Система состоит из элемен­ тов, а элементы характеризуются составными частями (сопряжения, детали). Составные части отражают раз­ мер и форму детали, характер сопряжений, величины зазоров, характер взаимодействия и т. д. Если каждая составная часть охарактеризована в виде некоторого чис­ лового значения хи то совокупность числовых значений х,, х2, х3... хп достаточно полно характеризует структуру

и способ функционирования любого 'механизма в данный момент времени. Переменные х\, х2... хп называют пара­ метрами состояния. Параметры состояния обычно нельзя непосредственно замерить, так как большинство сопря­ жений находится внутри машины. В процессе работы машины происходит изменение ее параметров состояния. Если числовые значения параметров состояния не выхо­ дят за допустимые пределы, то объект находится в ис­ правном состоянии. Если же числовые значения хотя бы одного из этих параметров выходят за пределы поля до­ пуска, то объект находится в неисправном состоянии.

Любая работающая машина порождает множество процессов: излучает тепло, шум, вибрации и т. д., кото­ рые можно назвать выходными процессами. Параметры выходных процессов отражают качество функционирова­ ния машины. Параметры выходных процессов могут быть обобщенными или частными. Обобщенные параметры характеризуют техническое состояние машины по ее прямому назначению в целом (расход топлива, качество уборки, общий шум, полный ход определяющего меха­ низма и т. д.), частные параметры конкретного механиз­ ма или системы, влияющие на непосредственное выпол­ нение функций машиной косвенно (стук в КПП, повы­ шенное провисание приводных цепей, повышенный износ шлицев и т. д.). Обобщенные и частные параметры могут быть непосредственно измерены на работающей машине. Совокупность параметров выходных процессов, используемых для оценки технического состояния рабо­ тающей машины, называют диагностическими сигналами или симптомами. Диагностические сигналы с параметра-

135

ади состояния связаны некоторыми функциональными за­ висимостями

Hi — fi{xi > • • • i xn) 2 , . . . j n).

Задача диагностики состоит в том, чтобы решить эту систему уравнений. То есть определить

xi = Fi{yl, у2,- . Уп )

(} =

1 , 2 ................... п).

Функциональная зависимость

( х ь

Х2,..., хп) определяет­

ся, как правило, экспериментально. С помощью специаль­ ной аппаратуры определяются диагностические сигналы, а затем расчетным путем параметры состояния системы.

Для того, чтобы использовать параметр выходного процесса в качестве диагностического симптома, он дол­ жен удовлетворять требованиям однозначности (соот­ ветствие одному структурному параметру), широты диа­ пазона информации, распространения в пространстве (достигать наружной поверхности), простоты и надежно­ сти измерения.

Для решения задач диагностики машины необходи­ мо выявить наиболее удобный и полный комплекс вы­ ходных параметров, отобрать наиболее типичные и информативные режимы работы машины, определить законы изменения параметров выходных процессов в функции времени и их предельнодопустимые значения, выбрать диагностическое оборудование, определить по­ следовательность (стратегию) поиска неисправностей машины в целом и ее элементов.

Для сельскохозяйственных машин целесообразно под­ разделить диагностику на два вида: во время эксплуата­ ции машины (точнее во время технических уходов) и

во время ее ремонта.

По срокам проведения технический диагноз в экс­ плуатации можно подразделить на два вида: постоянный и периодический (ежесменный, после определенной на­ работки в сезоне, после сезона).

Постоянный диагноз необходим для предупреждения внезапных по проявлению отказов, для контроля наст­ ройки автоматических устройств, а также некоторых от­ ветственных узлов и деталей (например, обнаружение усталостной трещины в раме может предотвратить аварию). ;

Периодический диагноз в сезоне проводится для об­ наружения и предупреждения постепенных отказов, свя­

136