Файл: Эксплуатационная надежность сельскохозяйственных машин..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
Пример 2. Определить экономически оптимальный срок ремонта транспортера корней свеклоуборочного
комбайна.
С
Дано —— = 2. На интервале Т0 —04-150 га транспор
тер тер работает безотказно. Остальные данные приведены
в табл. 7.1.
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 7. 1 |
|
Исходные |
данные к |
расчету оптимального |
срока |
ремонта |
|||
i |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
5 |
6 |
К |
3 |
11 |
17 |
9 |
|
6 |
4 |
Щ |
3 |
14 |
31 |
40 |
|
46 |
50 |
Т, га |
180 |
210 |
240 |
270 |
1 |
330 |
330 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
N = 50 шт. АТ = 30 га.
Полный срок исчерпания ресурса всеми 50 транспор терами равен
пАТ — 6-30 = 180 га.
Со |
|
Г(пйТ) |
|
Сг |
|
i__ о,so |
|
0,04 |
Со |
|
|
|
Со" |
|
|
0,03 |
|
0,20 |
Рис. 35. К расчету оптималь |
|
|
Т |
ного срока ремонта транспор |
О |
150 180 |
210 240 |
тера: |
* |
.? |
|
1, 2, 3 — сезоны работы. |
Подсчитаем удельные затраты в конце каждого интер вала пАТ, то есть если профилактика будет выполнена после 7=180 га, 210 га, 240 га и т. д. времени работы транспортера. Результаты расчета приведены на рис. 35.
Как видно из графика, минимальные удельные затра- ' ты соответствуют проведению профилактических и ре монтных работ после Г=210 га. Этой наработке соот ветствует вероятность отказа F(tiAT) =0,28, то есть 28%
130
транспортеров следует отремонтировать в поле. Если бы выбор времени профилактики производился из условия безотказной работы, то следовало бы все изделия заме нить или отремонтировать после наработки Т= 150 га. Комбайн вырабатывает в сезон уборки примерно 70 га. Следовательно, при выборе времени профилактики из условий безотказности принудительная замена транспор теров должна осуществляться после двух сезонов рабо ты, а из условий минимума затрат — после третьего. Имеющиеся отказы в эксплуатации должны устранять ся силами передвижной мастерской и комбайнером.
При таком подходе удаётся сократить расход запас ных изделий. Действительно, при первой стратегии ре монта на шесть лет службы комбайна требуется 2 за пасных транспортера, а при второй во многих случаях всего лишь один, поскольку средний ресурс возрастает до 200 га вместо 150. Эти расчеты выполнены для отно шения стоимости устранения отказа в эксплуатации к стоимости ремонта изделия в мастерской равной двум. При большом значении отношения сроки профилактиче ских работ сократятся, при меньшем — увеличатся.
Если бы в результате расчета получили оптимальное время ремонта Т0 + пАТ^ЗЗО га, то это значило бы, что в данном случае оптимальным является ремонт по по требности в эксплуатации. При ЛГ~0 оптимальный ре монт в мастерской.
Определив оптимальные сроки профилактики и ре монта узлов и деталей машины, их затем следует объе динить по близким значениям в несколько групп и назна чить для машины в целом сроки профилактических ра бот и ремонтов.
5 *
4 3 ^
Гл а в а VIII. ЭЛЕМЕНТЫ ДИАГНОСТИКИ
ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАШИН. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ИЗДЕЛИЙ
1. Сущность диагностики
При анализе надежности машин и их элементов, вы боре сроков обслуживания и ремонта, расчете количест ва запасных частей, изделия рассматривались как неко торая статистическая совокупность. Например, выбирая сроки технического обслуживания или ремонта по кри
вой |
1 распределения |
времени безотказной работы |
(рис. |
36), ориентируются |
по существу на элементы, |
Рис. 36. Плотности распре деления времени безотказ ной работы:
1, 2 — большое и малое рассеи вания.
имеющие наименьшую наработку (заштрихованная об ласть) .
Вместе с тем элементы, наработки которых соответст вуют незаштрихованной области, могли бы еще длитель ное время использоваться без дополнительных затрат на обслуживание и ремонт. Таким образом, как видим, при нудительное обслуживание и ремонт экономически не эффективны. Для построения эффективной системы экс плуатации машин необходимо уметь различать элементы по их состоянию в настоящий момент с тем, чтобы при нимать меры, не ориентируясь на всю совокупность од ноименных изделий, а на конкретный элемент.
Направление в технике по изучению, распознаванию состояния каждого эксплуатирующегося изделия с инди видуальным подходом к необходимости восстановления его свойств называют технической диагностикой (греч. diagnosticos — способный распознавать).
132
Рис. 37. Интенсивность от |
М) |
казов при различных спосо |
|
бах профилактики. |
|
Легко видеть, что чем шире рассеивание наработок изделия, тем больше эффективность диагностики. В тех слу чаях, когда наработки изделий концентриру
ются в узкой зоне значений (кривая 2, рис. 37), можно применять принудительное обслуживание и ремонт. Этот вид восстановления свойств изделий применяется также и в том случае, когда, «тяжесть» отказа велика, то есть, когда отказ приводит к большим экономическим потерям или угрожает человеческой жизни. Во всех остальных
случаях должна применяться система, основанная на принудительной диагностике, на обслуживании и ремонте по потребности. Такая система позволяет не производить «лишних» ремонтов и работ по обслуживанию.
В основе технической диагностики лежит умение из мерять (непрерывно или периодически) параметры (кос венно или прямо), характеризующие состояние изделия. Такие параметры называют диагностическими или про гнозирующими. Они позволяют установить действитель ное состояние данного конкретного изделия и определить сроки его дальнейшей эксплуатации до момента возник новения предельного состояния. Можно сформулировать общее определение для технической диагностики.
Диагностика технического состояния изделия — от расль науки, изучающая и устанавливающая признаки неисправного состояния, методы, принципы и оборудова ние, при помощи которого дается заключение о техниче ском состоянии системы без разборки и прогнозирование ресурса ее исправной работы.
. В зависимости от поставленной задачи различают общую и поэлементную диагностику. Задача общей ди агностики состоит в том, чтобы установить по некоторым обобщенным параметрам, исправна или неисправна ма шина, может ли она быть допущена к дальнейшей экс плуатации без технических воздействий. Задача поэле ментной диагностики состоит в том, чтобы быстро обна
133
ружить неисправный агрегат, механизм или систему и точно установить причину неисправности.
Методы и приемы технической диагностики приме няют также и для оценки качества изготовления и ре монта машин, определения-соответствия их характери стики параметров требуемым нормам.
Эксплуатационная диагностика преследует цели оп ределения перечня и объема работ при техническом обслуживании и ремонте машин, устранения ненужных разборочно-сборочных работ, снижения простоев машин, более полного использования ресурса деталей и узлов, снижения их расхода. Все это позволяет снизить затраты на эксплуатацию машины, повысить безотказность ее работы и эффективность использования.
Эффективность диагностики можно проиллюстриро вать следующими рассуждениями и графическим пост роением, приведенным на рис. 37.
Рассмотрим работу машины в начале периода экс плуатации, когда появляются постепенные отказы ее элементов (кривая 1, рис. 37). Известно, что интенсив ность отказов в этом периоде непрерывно возрастает. Если при отказе каждого элемента машины его ремонти ровать или заменять, при этом ремонт «идеальный», то есть деталь после ремонта имеет те же свойства, что и новая, то интенсивность отказов снижается до границы, показанной на рис. 37, кривая 2.
Если ввести профилактическое обслуживание на базе методов технической диагностики, то есть путем преду предительных замен, регулировок и т. д. предотвращать отказы, то интенсивность отказов может быть снижена до уровня интенсивности внезапных отказов (линия 3 на рис. 37). Дальнейшее снижение интенсивности отка зов возможно при использовании в машинах различного рода предохранительных самовосстанавливаемых эле ментов или систем с быстрой сигнализацией о прибли жении внезапного отказа. Простейшие устройства тако го типа применяются в сельскохозяйственных машинах (предохранительные кулачковые муфты, системы сигна лизации о вращении валов рабочих органов, предохра нители плугов и т. д.).
2. Теоретические основы технической диагностики
Любая техническая система представляет материаль ное воплощение некоторой организации и характеризует ся определенной структурой. Система состоит из элемен тов, а элементы характеризуются составными частями (сопряжения, детали). Составные части отражают раз мер и форму детали, характер сопряжений, величины зазоров, характер взаимодействия и т. д. Если каждая составная часть охарактеризована в виде некоторого чис лового значения хи то совокупность числовых значений х,, х2, х3... хп достаточно полно характеризует структуру
и способ функционирования любого 'механизма в данный момент времени. Переменные х\, х2... хп называют пара метрами состояния. Параметры состояния обычно нельзя непосредственно замерить, так как большинство сопря жений находится внутри машины. В процессе работы машины происходит изменение ее параметров состояния. Если числовые значения параметров состояния не выхо дят за допустимые пределы, то объект находится в ис правном состоянии. Если же числовые значения хотя бы одного из этих параметров выходят за пределы поля до пуска, то объект находится в неисправном состоянии.
Любая работающая машина порождает множество процессов: излучает тепло, шум, вибрации и т. д., кото рые можно назвать выходными процессами. Параметры выходных процессов отражают качество функционирова ния машины. Параметры выходных процессов могут быть обобщенными или частными. Обобщенные параметры характеризуют техническое состояние машины по ее прямому назначению в целом (расход топлива, качество уборки, общий шум, полный ход определяющего меха низма и т. д.), частные параметры конкретного механиз ма или системы, влияющие на непосредственное выпол нение функций машиной косвенно (стук в КПП, повы шенное провисание приводных цепей, повышенный износ шлицев и т. д.). Обобщенные и частные параметры могут быть непосредственно измерены на работающей машине. Совокупность параметров выходных процессов, используемых для оценки технического состояния рабо тающей машины, называют диагностическими сигналами или симптомами. Диагностические сигналы с параметра-
135
ади состояния связаны некоторыми функциональными за висимостями
Hi — fi{xi > • • • i xn) 2 , . . . j n).
Задача диагностики состоит в том, чтобы решить эту систему уравнений. То есть определить
xi = Fi{yl, у2,- . Уп ) |
(} = |
1 , 2 ................... п). |
Функциональная зависимость |
( х ь |
Х2,..., хп) определяет |
ся, как правило, экспериментально. С помощью специаль ной аппаратуры определяются диагностические сигналы, а затем расчетным путем параметры состояния системы.
Для того, чтобы использовать параметр выходного процесса в качестве диагностического симптома, он дол жен удовлетворять требованиям однозначности (соот ветствие одному структурному параметру), широты диа пазона информации, распространения в пространстве (достигать наружной поверхности), простоты и надежно сти измерения.
Для решения задач диагностики машины необходи мо выявить наиболее удобный и полный комплекс вы ходных параметров, отобрать наиболее типичные и информативные режимы работы машины, определить законы изменения параметров выходных процессов в функции времени и их предельнодопустимые значения, выбрать диагностическое оборудование, определить по следовательность (стратегию) поиска неисправностей машины в целом и ее элементов.
Для сельскохозяйственных машин целесообразно под разделить диагностику на два вида: во время эксплуата ции машины (точнее во время технических уходов) и
во время ее ремонта.
По срокам проведения технический диагноз в экс плуатации можно подразделить на два вида: постоянный и периодический (ежесменный, после определенной на работки в сезоне, после сезона).
Постоянный диагноз необходим для предупреждения внезапных по проявлению отказов, для контроля наст ройки автоматических устройств, а также некоторых от ветственных узлов и деталей (например, обнаружение усталостной трещины в раме может предотвратить аварию). ;
Периодический диагноз в сезоне проводится для об наружения и предупреждения постепенных отказов, свя
136