Файл: Эксплуатационная надежность сельскохозяйственных машин..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
5. Методы и средства технической диагностики
Различают следующие методы технической диагно стики: акустический, виброметрический, функциональ ный, комбинированный.
В акустическом методе в качестве диагностического симптома используются звуковые сигналы. Акустический сигнал несет большую информацию о состоянии деталей и кинематических пар. Однако классификация и разде ление этой информации по отдельным сопряжениям представляет довольно сложную задачу. В качестве разделяющего признака используют частотный анализ сигнала. Сравнивают спектр частот с эталонным. Раз рабатывают специальные приборы-анализаторы, которые позволяют автоматически выполнить эту операцию
[VIII.5].
Сущность вибрационного метода диагностики заклю чается в том, что энергия удара в подвижных соедине ниях и амплитуда вибраций пропорциональны величине зазора. Определив величину ускорения вибрации и срав нив ее с эталонной, можно без разборки судить о состоя нии механизма. Для КПП и заднего моста автомобиля ГАЗ-51А, например, ускорение вибраций не должно пре вышать 2 g. Предаварийное состояние (4,0-1-8,0) g.
Применяют также и виброакустические методы, сов мещающие оба вышеизложенные методы.
Широко применяется функциональный метод, состоя щий в том, что непосредственно измеряются параметры, косвенно характеризующие уровень функционирования машины. Например, состояние тормозной системы авто мобиля можно оценить по тормозному пути, состояние узлов и деталей комбайна — по качеству выполняемого технологического процесса, износ цепей — по их прови санию, качество работы двигателя — по составу отрабо танных газов и т. д.
. При комбинированном методе диагностики прини маются различные сочетания вышеперечисленных мето дов. Для проведения диагностики используются различ ные средства: виброакустическая аппаратура, маномет ры, индикаторы, динамометры, акселерометры, люфтомеры и другие приспособления в зависимости от метода диагностирования.
151
Для комплексной диагностики машины строят спе циальные стенды, позволяющие определять свыше десяти параметров. С помощью такого стенда, например, можно выполнить полную диагностику автомобиля примерно за 40 мин. При этом проверяются все его системы: сцепле ние, КПП, карданная передача, топливная аппаратура и
т. д.
Эффективному внедрению технической диагностики содействует приспособленность машины к выполнению этой операции. В большинстве своем требования приспо собленности конструкции к технической диагностике со впадают с требованиями к ремонтопригодности изделий: доступность, легкосъемность и т. д.
Средства контроля (приборы, шаблоны и т. д.) дол жны обладать надежностью, простотой конструктивно го исполнения, приспособленностью к использованию в полевых условиях. Проверка и совершенствование средств диагностирования должны проводиться еще на стадии испытаний опытных образцов машин.
При эксплуатации машин в сельском хозяйстве тех ническая диагностика осуществляется специалистами районного отделения «Сельхозтехника». В подразделение входят: руководитель подразделения, инженеры-диагно сты, специализирующиеся по отдельным видам машин, и обслуживающий персонал. На вооружении этого под разделения имеются транспортные средства, измеритель ная аппаратура, инструмент и спецшаблоны. В задачу подразделения входит не только непосредственное диаг ностирование, но и усовершенствование методов и средств диагностики.
Глава IX. ОЦЕНКА ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТИ НЕКОТОРЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН
1. Оценка безотказности машин
Свеклоуборочные комбайны. В главе III были рас смотрены показатели надежности сельскохозяйственных машин и показано, что для их оценки обычно применя ются следующие показатели: коэффициент готовности Кг,
152
средняя наработка на отказ Тср, среднее время восста новления Т’в.ср и коэффициент технического использо вания Кт. и. Поскольку показатели надежности опреде ляются по ограниченному числу машин, возникает зада ча их статистической оценки.
Рассмотрим поток отказов и поток восстановлений свеклоуборочного комбайна КС-3. Построим распреде ление наработки между отказами и распределение време ни восстановления по данным наблюдений за 12 ком байнами. Плотности распределения их (рис. 46) типичны
Рис. 46. Плотности распределения характеристик надежности свекло уборочного комбайна КС-3:
а — наработка на отказ; б — время восстановления; ---------- аппроксимирую щая кривая (экспоненциальный закон).
для экспоненциального закона. Экспоненциальное рас пределение наработки между отказами и распределение времени восстановления имеет место и для других сель скохозяйственных машин. Экспоненциальный закон рас пределения является характерным для изделий, отказы которых вызваны случайными причинами. Поток отказов в таком случае простейший, т. е. число отказов распреде ляется по закону Пуассона.
В соответствии с проектом государственного стандар та на свеклоуборочные машины и руководящим техниче ским материалом, действующим в отрасли, нормативное значение коэффициента готовности равно К г=0,9. При веденное значение, как видно ' из рис. 47, не достигает нормативного, однако тенденция роста коэффициента готовности имеется. Разделим отказы на группы: отказы, вызванные несовершенством производства комбайнов; отказы, вызванные нарушением правил эксплуатации; отказы, вызванные несовершенством конструкции (см.
табл. 9.1).
153
Т а б л и ц а 9.1
Причины отказов свеклоуборочного комбайна
' |
Несовершен- |
Нарушение |
Несовершенст- |
Наименование показателя |
ство произ- |
правил эксплу- |
во конструк- |
|
водства |
атации |
дии |
Количество отказов, % |
12 |
72 |
16 |
Время восстановления, % |
11 |
65 |
24 |
Из табл. 9.1 видно, что наибольший процент состав ляют отказы, вызванные нарушением правил эксплуата ции. С увеличением длительности выпуска машины опре деленной марки количество таких отказов должно сни жаться.
Из приведенных показателей (рис. 47) наименее рез ким изменениям подвержен коэффициент готовности КгХарактер изменения средней наработки на отказ прибли-
1966 |
1968 |
1970 годы |
1966 |
1968 |
1970'года/ |
1965 |
1258 |
1970 годы |
Рис. 47. Показатели надежности свеклоуборочных комбайнов КС:3, КСТ-3 (1970, 1971 гг.) и их доверительные границы [(доверительная вероятность 0,95).
женно соответствует изменению коэффициента готов ности. Это позволяет, если отсутствуют данные о време ни восстановления отказов, приближенно судить об уров не надежности машины на основании значений средней наработки на отказ.
Доверительные интервалы показателей надежности достигают 30—40% от средних значений. Для их суже ния необходимо увеличить число машин, используемых для определения показателей надежности.
Для того, чтобы снизить доверительный интервал до 10%, при доверительной вероятности 0,95, под наблюде нием должно находиться примерно 10 машин.
154
Рассмотрим данные о коэффициенте технического использования, приведенные в табл. 9.2.
Т а б л и ц а 9.2
Коэффициент технического использования свеклоуборочных комбайнов
___________________ КС-3______________ |
I |
кст-з |
||||
1966 |
|
Годы |
|
|
|
|
1967 |
1968 |
| 1969 |
|
1970 |
1971 |
|
0,42 |
0,42 |
0,57 |
0,59 |
|
0,69 |
0,66 |
Коэффициент технического использования |
содержит |
кроме времени восстановления время на техническое об служивание машины. Сопоставляя коэффициент техниче ского использования Кт. и с коэффициентом готовности Кг видно, что Кт. и существенно меньше, чем Кг> так как значительная часть времени уходит на технический уход, т. е. смазку, регулировку машины. Коэффициент готовности машины КС-3 за рассмотренный промежуток времени отличается от коэффициента технического ис пользования примерно в 1,5, а для машины КСТ-З в 1,2 раза. В новой модели комбайна большое применение нашли закрытые передачи, подшипники с одноразовой смазкой и т. д. Приведенные значения коэффициента технического использования показывают, что простои свеклоуборочного комбайна по техническим причинам еще высоки и устранение их необходимо вести как по пути снижения времени устранения отказов, так и време ни технического обслуживания.
Рассмотренные показатели характеризуют машину в целом. Для более подробной характеристики" машины вычислим показатели надежности отдельных узлов. При таком анализе целесообразно сначала выделить в маши не укрупненные части: рабочие органы, трансмиссия, ходовая часть, транспортеры, двигатель (для самоход ных машин). Затем части делят на количество узлов и вычисляют показатели надежности. После этого перехо дят к существенным отказам машины, рассматривая де тально каждый из них, и изучают физические явления картины отказа. Анализ позволяет найти наименее на дежные узлы, детали и разработать пути повышения на дежности машины.
К определению наименее надежных узлов следует установить, какие отказы относятся к существенным,
155
т. е. показатели, определяющие надежность всей маши ны. Основным показателем надежности является коэф
фициент готовности, |
то |
будем |
считать существенным |
||||
отказ, |
оказывающий |
наибольшее |
влияние на величи |
||||
ну К. |
При |
анализе |
величины Кг |
для узлов часто бы |
|||
вают случаи, когда значения |
К г Для |
различных узлов |
|||||
отличаются |
только |
в |
третьем |
или |
четвертом знаке. |
В этом случае при установлении существенных отказов анализ Кг можно заменить эквивалентным анализом доли времени восстановления требуемого на устранение отказа. В сельскохозяйственных машинах количество отказов равно количеству восстановлений, то коэффи циент готовности можно записать в виде
|
Кг = |
тS |
|
(9.1) |
|
|
|
|
|||
|
|
T s |
+ T bs |
|
|
где Ts, |
Tbs — суммарная |
наработка |
и |
суммарное |
|
|
время |
восстановления |
всех |
образцов |
|
|
машин, используемых для определения |
||||
|
показателей надежности (если испыты |
||||
|
ваются одновременно несколько образ |
||||
|
цов машин). |
|
|
||
Разделим суммарное время восстановления на сла |
|||||
гаемые, |
представляющие |
собой время |
восстановления |
||
того или иного отказа |
|
|
|
|
|
|
Tbs = ^ T hj, |
|
|
||
|
|
|
/=1 |
|
|
где b — число существенных отказов. |
|
|
|||
Эту сумму можно переписать в виде |
|
|
|||
|
|
S dW= 1> |
|
|
|
|
т |
/=1 |
|
|
|
|
времени, необходимая |
на восста- |
|||
где dbj— —— — доля |
*■ bs
новление существенного отказа. Проанализируем зависимости коэффициента готовно
сти от доли времени восстановления устраненных отка зов (рис. 48). График «показывает» величину Кг> при условии устранения отказов, восстановление которых со ставляет определенную долю от общего времени восста-
Т
новления. Например, если ——=0,4, то при условии уст-
Ts
ранения отказов, доля времени которых составляет 20%,
156
Рис. 48. Изменение коэф фициента готовности в за висимости от доли времени восстановления устраненных отказов 'при различной ве-
TBS
личине ~zr~ •
коэффициент готовно сти увеличится с 0,72 до 0,78. Как видим, коэф фициент готовности практически линейно зависит от доли време ни восстановления уст раненных отказов. Это
дает основание при установлении сравнительных показа телей заменять анализ коэффициента готовности рассмот рением доли времени восстановления.
Анализ слагаемых времени восстановления свекло уборочного комбайна показывает, что большинство отка зов может быть отнесено к шести видам (табл. 9.3). До ля времени, требуемого на восстановление этих отказов,
Т а б л и ц а 9.3
Характеристики существенных отказов свеклоуборочного комбайна КСТ-3
Наименование отказа
Поломки ботвоподъемников Обрывы скребков элеваторов Обрывы и соскакивание приводных цепей Поломки рамы
Поломки теребильных лап Поломки валов из-за несрабатывания предохранительных муфт
Доля в общем |
ев |
и |
|
количестве |
О |
||
а |
м |
||
|
|
н |
|
|
|
< |
ч |
по числу от казов |
по времени восстановле ния |
Средняя нараб на отказ, ч |
1становленияСреднее время, |
0,105 |
0,074 |
30,3 |
0,843 |
0,127 |
0,104 |
23,2 |
0,989 |
0,190 |
0,094 |
22,7 |
0,597 |
0,106 |
0,292 |
29,8 |
3,290 |
0,254 |
0,187 |
22,3 |
0,886 |
0,218 |
0,248 |
18,6 |
1,380 |
составляет 0,87, т. е. время восстановления этих отказов занимает 87% всего времени восстановления. Располо жим эти отказы по степени существенности. Как видим,
157