Файл: Эксплуатационная надежность сельскохозяйственных машин..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
Ur — стоимость горючего, электроэнергии, топлива; UT— затраты на автотранспорт, авиатранспорт и другие комплексные затраты, не разбивае
мые для упрощения по элементам;
UM— затраты на основные и вспомогательные ма териалы;
Ux— затраты на хранение сельскохозяйственных машин и тракторов.
Величины UrJ UT, UM, Ux для машин, отличающихся только показателями надежности, можно принимать оди наковыми, поэтому величина
Ц, - и х = (/„ - h) + (А0 - А,) + ( R 0 - R i ) . (9.10)
Показатели с индексом „1“ относятся к машинам повышенной надежности, а с индексом „0“ — производимым серийно. Эти' обозначения приняты и в дальней шем.
Определим удельную заработную плату;
к |
|
к |
|
|
|
/5Г |
+ |
/=1 |
р |
р у б м |
( 9 ' П ) |
|
|
|
где Хму, KPj — количество рабочих определенной квали фикации, занятых на механизированных
иручных операциях;
К— количество видов квалификаций;
/м/> fPj — часовые ставки рабочих определенной квалификации, руб/ч;
Wр — часовая норма выработки на выполнение ручных операций, га/ч;
W — производительность за час сменного вре мени.
Амортизационные отчисления, затраты на ремонт и техническое обслуживание определяются по формулам:
А = |
100№-Тг |
руб/га, |
(9.12) |
|
|
|
|
||
R |
Дб.мГ |
руб/га, |
(9.13) |
|
Ю0¥-ТГ', |
||||
|
|
|
где Ц0.„ балансовая цена машины, руб;
185
а, г — ежегодные отчисления на реновацию и ре монт, % (эти величины для определенных видов машин нормированы) [IX.8].
Эксплуатационные издержки на агрегатирующий трактор учитывают все затраты, за исключением зара ботной платы тракториста, которую необходимо учесть в формуле (9.11). Издержки на трактор
|
|
|
UT= - ^ - |
руб/га, |
|
(9.14) |
|
|
|
|
W |
|
|
|
|
где |
U1 — стоимость часа работы |
трактора, руб/ч |
(эта |
||||
|
|
величина нормирована [IX.8]). |
|
|
|||
|
Капитальные вложения в сельском хозяйстве на еди |
||||||
ницу производительности определяют по формуле: |
|
||||||
|
Ку. э |
___ / |
Дб, М I Дб. Т I |
Дб. с |
руб/га, |
(9.15) |
|
|
ww |
\ т* г , м ' хтг . т |
^*тГ. с |
||||
|
|
|
|
||||
где |
Цб.т. Цб.с— балансовые |
цены трактора и сцепки, |
|||||
|
|
|
руб; |
|
|
|
|
|
Тг.т> Тг. с — годовая загрузка трактора и сцепки, ч. |
||||||
|
Рассмотренные величины |
необходимы |
для вычисле |
||||
ния экономического эффекта, |
вызванного |
сокращением |
времени простоев из-за ненадежности. Экономический эффект от сокращения затрат на приобретение и замену недолговечных деталей [IX.8] будет:
^Г. Э. 3 . м
|
Д» о fj о |
_ |
Дг 1 4~ fi 1 + |
/=1 |
ho |
|
til |
|
|
|
|
Дн(К; о К; i) |
руб, |
(9.16) |
где Дг0> Дг i — цены |
сопоставляемых |
деталей, |
руб |
(при наличии нескольких одинаковых |
|||
деталей в машине Цьх |
представляют |
||
собой суммарные цены комплектов де |
|||
талей); |
|
|
|
ti о/ tlx срок службы сопоставляемых деталей, |
|||
годы |
(при вычислении округляется |
до |
|
числа кратного сроку |
службы маши |
||
ны); |
|
|
|
186
fia — зарплата и другие дополнительные за траты по установке и периодической замене серийных деталей, руб (эти издержки определяются по нормати вам, разрабатываемым ГОСНИТИ, или берутся на основании данных ма шиноиспытательных станций);
п— количество и наименование деталей, замененных на детали повышенной долговечности;
Kj о) K*i — капитальные |
вложения в |
сельском |
||
хозяйстве по |
сравниваемым |
деталям, |
||
РУб- |
сельском хозяйстве при |
|||
Капитальные вложения в |
||||
сроке службы деталей более года определяют: |
|
|||
К,0 = Ц 10+ Ь о |
| |
(9.17) |
||
Kii = U,2 1+ /il |
J |
|||
|
а при сроке службы менее года капитальные вложения находят:
Кго |
Дг о |
ft о |
|
h |
о |
||
|
|||
к21= Ц 2 1 |
+ / 2 1 |
||
|
h 1 |
Рассмотренная общая формула (9.3) расчета эконо мической эффективности может видоизменяться в зави симости от сложности изделия, имеющихся исходных данных и нужной точности расчета.
При приближенном расчете экономической эффектив ности деталей или узлов можно в большинстве случаев опустить слагаемое (см. 9.4), которое учитывает эко номическую эффективность в сфере эксплуатации Эг.э, значительно больше затрат в сфере производства. То же самое можно сказать и о соотношении между величина ми Эг. п,и Эг> 3> ч- Если повышение надежности детали или узла ведет к сокращению времени простоев машины, т0 ЭГ-П> Э Г. з. м> Однако в ряде случаев при повышении долговечности детали сменная производительность ма шины не изменяется, тогда в расчет можно ввести только два слагаемых (9.4) и (9.16).
187
При расчете экономической эффективности всей машины от повышения ее надежности и сокращения в связи с этим времени простоев получаются соотношения
Эг.э.п>Ээ. п и Эг> э. П» Э Г. з. м, |
поэтому в расчет можно |
ввести только слагаемое (9.6). |
Сокращение времени про |
стоев от ненадежности машины выражается обычно че рез коэффициент готовности. Взаимосвяжем величину коэффициента готовности и сменную производительность. Будем считать, что суммарное время чистой работы и время восстановления для сравниваемых машин останет ся тем же, а произойдет лишь их перераспределение. Та часть времени восстановления, которая в машине по
вышенной долговечности устранена |
(Ту. „)> добавляется |
||
к времени чистой работы. |
|
|
в сле |
Величину коэффициента готовности запишем |
|||
дующем виде: |
|
|
|
КГ= - |
^ , |
- |
(9-18) |
|
* сум |
|
|
где |
|
|
|
Тсум- Т ч + |
Тв, ч; |
|
(9.19) |
Тв — время восстановления всех отказов машины |
|||
в течение сезона, ч. |
(формула 9.8) |
равно |
|
Поскольку время чистой работы |
подставив его в соотношение (9.18) найдем |
|
||
W = — |
— |
га/ч. |
|
Тг.мО-Кг) |
|
|
|
Из соотношений (9.18), (9.19) видно, что |
|
||
Тв = Тсум( 1 - К г) ч, |
|
||
поэтому производительность |
за час сменного |
времени |
|
равна |
|
|
|
W = ТсумГ,Кг |
га/ч. |
(9.20) |
|
Тг. м |
|
|
|
Приведенные расчеты экономической эффективности не исчерпывают всех сторон экономики надежности. Важ
188
ным методом получения информации о надежности яв ляются ускоренные испытания, в результате которых уменьшаются сроки внедрения машин в производство. Экономическая эффективность от ускоренных испытаний может быть определена аналогично ускорению освоения новой техники [1Х.4]. Этот расчет производится по фор муле:
Эу = ЭтЕн(Т0Св. с - Тосв. у) |
руб, |
(9.21) |
|||
где |
Эт — годовой |
экономический эффект |
|||
|
от внедрения новой техники, |
||||
ТОСв. с> |
руб; |
|
|
новой техники |
|
Тосв>у — сроки освоения |
|||||
|
до применения |
методов уско |
|||
|
ренных испытаний и после их |
||||
|
применения, |
год. |
новой |
||
Годовой экономический эффект |
от внедрения |
||||
техники должен учитывать все стороны |
качества |
новой |
|||
техники, в том числе и повышение |
ее надежности. Он |
||||
определяется |
по общей методике [1Х.8]. |
В случае, если |
машина, внедряемая в производство, отличается от ста рой только показателями надежности, вместо величины Эт нужно подставлять Эг (9.3).
При расчете экономической эффективности от внед рения ускоренных испытаний необходимо учитывать, что затраты на ускоренные испытания идут на научно-иссле довательские цели. Поэтому величина экономического эффекта, определенного по формуле (9.21), должна быть уменьшена в соответствии с нормативными показателя ми. Считается [IX.4], что доля экономического эффекта, приходящегося на научно-исследовательские работы, со ставляет 30%, поэтому
Эу = 0,3 -ЭтЕн(Тосв. с — Тосв.у) руб.
Сроки освоения новой техники включают не только время испытаний, но и время на подготовку к внедрению, разработку оснастки и т. д. Поскольку оснастка не влия ет на время испытаний, можно считать, что
Эу = 0,3-ЭтЕн(Тис — Т„.у) руб,
где Тис, Ти> у — время испытаний до внедрения уско ренных испытаний и после их приме нения, год.
189