Файл: Эксплуатационная надежность сельскохозяйственных машин..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ur — стоимость горючего, электроэнергии, топлива; UT— затраты на автотранспорт, авиатранспорт и другие комплексные затраты, не разбивае­

мые для упрощения по элементам;

UM— затраты на основные и вспомогательные ма­ териалы;

Ux— затраты на хранение сельскохозяйственных машин и тракторов.

Величины UrJ UT, UM, Ux для машин, отличающихся только показателями надежности, можно принимать оди­ наковыми, поэтому величина

Ц, - и х = (/„ - h) + (А0 - А,) + ( R 0 - R i ) . (9.10)

Показатели с индексом „1“ относятся к машинам повышенной надежности, а с индексом „0“ — производимым серийно. Эти' обозначения приняты и в дальней­ шем.

Определим удельную заработную плату;

к

 

к

 

 

 

/5Г

+

/=1

р

р у б м

( 9 ' П )

 

 

 

где Хму, KPj — количество рабочих определенной квали­ фикации, занятых на механизированных

иручных операциях;

К— количество видов квалификаций;

/м/> fPj — часовые ставки рабочих определенной квалификации, руб/ч;

Wр — часовая норма выработки на выполнение ручных операций, га/ч;

W — производительность за час сменного вре­ мени.

Амортизационные отчисления, затраты на ремонт и техническое обслуживание определяются по формулам:

А =

100№-Тг

руб/га,

(9.12)

 

 

 

R

Дб.мГ

руб/га,

(9.13)

Ю0¥-ТГ',

 

 

 

где Ц0.„ балансовая цена машины, руб;

185


а, г — ежегодные отчисления на реновацию и ре­ монт, % (эти величины для определенных видов машин нормированы) [IX.8].

Эксплуатационные издержки на агрегатирующий трактор учитывают все затраты, за исключением зара­ ботной платы тракториста, которую необходимо учесть в формуле (9.11). Издержки на трактор

 

 

 

UT= - ^ -

руб/га,

 

(9.14)

 

 

 

W

 

 

 

 

где

U1 — стоимость часа работы

трактора, руб/ч

(эта

 

 

величина нормирована [IX.8]).

 

 

 

Капитальные вложения в сельском хозяйстве на еди­

ницу производительности определяют по формуле:

 

 

Ку. э

___ /

Дб, М I Дб. Т I

Дб. с

руб/га,

(9.15)

 

ww

\ т* г , м ' хтг . т

^*тГ. с

 

 

 

 

где

Цб.т. Цб.с— балансовые

цены трактора и сцепки,

 

 

 

руб;

 

 

 

 

 

Тг.т> Тг. с — годовая загрузка трактора и сцепки, ч.

 

Рассмотренные величины

необходимы

для вычисле­

ния экономического эффекта,

вызванного

сокращением

времени простоев из-за ненадежности. Экономический эффект от сокращения затрат на приобретение и замену недолговечных деталей [IX.8] будет:

^Г. Э. 3 . м

 

Д» о fj о

_

Дг 1 4~ fi 1 +

/=1

ho

 

til

 

 

 

Дн(К; о К; i)

руб,

(9.16)

где Дг0> Дг i — цены

сопоставляемых

деталей,

руб

(при наличии нескольких одинаковых

деталей в машине Цьх

представляют

собой суммарные цены комплектов де­

талей);

 

 

ti о/ tlx срок службы сопоставляемых деталей,

годы

(при вычислении округляется

до

числа кратного сроку

службы маши­

ны);

 

 

 

186


fia — зарплата и другие дополнительные за­ траты по установке и периодической замене серийных деталей, руб (эти издержки определяются по нормати­ вам, разрабатываемым ГОСНИТИ, или берутся на основании данных ма­ шиноиспытательных станций);

п— количество и наименование деталей, замененных на детали повышенной долговечности;

Kj о) K*i — капитальные

вложения в

сельском

хозяйстве по

сравниваемым

деталям,

РУб-

сельском хозяйстве при

Капитальные вложения в

сроке службы деталей более года определяют:

 

К,0 = Ц 10+ Ь о

|

(9.17)

Kii = U,2 1+ /il

J

 

а при сроке службы менее года капитальные вложения находят:

Кго

Дг о

ft о

h

о

 

к21= Ц 2 1

+ / 2 1

 

h 1

Рассмотренная общая формула (9.3) расчета эконо­ мической эффективности может видоизменяться в зави­ симости от сложности изделия, имеющихся исходных данных и нужной точности расчета.

При приближенном расчете экономической эффектив­ ности деталей или узлов можно в большинстве случаев опустить слагаемое (см. 9.4), которое учитывает эко­ номическую эффективность в сфере эксплуатации Эг.э, значительно больше затрат в сфере производства. То же самое можно сказать и о соотношении между величина­ ми Эг. п,и Эг> 3> ч- Если повышение надежности детали или узла ведет к сокращению времени простоев машины, т0 ЭГ-П> Э Г. з. м> Однако в ряде случаев при повышении долговечности детали сменная производительность ма­ шины не изменяется, тогда в расчет можно ввести только два слагаемых (9.4) и (9.16).

187


При расчете экономической эффективности всей машины от повышения ее надежности и сокращения в связи с этим времени простоев получаются соотношения

Эг.э.п>Ээ. п и Эг> э. П» Э Г. з. м,

поэтому в расчет можно

ввести только слагаемое (9.6).

Сокращение времени про­

стоев от ненадежности машины выражается обычно че­ рез коэффициент готовности. Взаимосвяжем величину коэффициента готовности и сменную производительность. Будем считать, что суммарное время чистой работы и время восстановления для сравниваемых машин останет­ ся тем же, а произойдет лишь их перераспределение. Та часть времени восстановления, которая в машине по­

вышенной долговечности устранена

(Ту. „)> добавляется

к времени чистой работы.

 

 

в сле­

Величину коэффициента готовности запишем

дующем виде:

 

 

 

КГ= -

^ ,

-

(9-18)

 

* сум

 

 

где

 

 

 

Тсум- Т ч +

Тв, ч;

 

(9.19)

Тв — время восстановления всех отказов машины

в течение сезона, ч.

(формула 9.8)

равно

Поскольку время чистой работы

подставив его в соотношение (9.18) найдем

 

W = —

га/ч.

 

Тг.мО-Кг)

 

 

Из соотношений (9.18), (9.19) видно, что

 

Тв = Тсум( 1 - К г) ч,

 

поэтому производительность

за час сменного

времени

равна

 

 

 

W = ТсумГ,Кг

га/ч.

(9.20)

Тг. м

 

 

 

Приведенные расчеты экономической эффективности не исчерпывают всех сторон экономики надежности. Важ­

188


ным методом получения информации о надежности яв­ ляются ускоренные испытания, в результате которых уменьшаются сроки внедрения машин в производство. Экономическая эффективность от ускоренных испытаний может быть определена аналогично ускорению освоения новой техники [1Х.4]. Этот расчет производится по фор­ муле:

Эу = ЭтЕн(Т0Св. с - Тосв. у)

руб,

(9.21)

где

Эт — годовой

экономический эффект

 

от внедрения новой техники,

ТОСв. с>

руб;

 

 

новой техники

Тосв>у — сроки освоения

 

до применения

методов уско­

 

ренных испытаний и после их

 

применения,

год.

новой

Годовой экономический эффект

от внедрения

техники должен учитывать все стороны

качества

новой

техники, в том числе и повышение

ее надежности. Он

определяется

по общей методике [1Х.8].

В случае, если

машина, внедряемая в производство, отличается от ста­ рой только показателями надежности, вместо величины Эт нужно подставлять Эг (9.3).

При расчете экономической эффективности от внед­ рения ускоренных испытаний необходимо учитывать, что затраты на ускоренные испытания идут на научно-иссле­ довательские цели. Поэтому величина экономического эффекта, определенного по формуле (9.21), должна быть уменьшена в соответствии с нормативными показателя­ ми. Считается [IX.4], что доля экономического эффекта, приходящегося на научно-исследовательские работы, со­ ставляет 30%, поэтому

Эу = 0,3 -ЭтЕн(Тосв. с — Тосв.у) руб.

Сроки освоения новой техники включают не только время испытаний, но и время на подготовку к внедрению, разработку оснастки и т. д. Поскольку оснастка не влия­ ет на время испытаний, можно считать, что

Эу = 0,3-ЭтЕн(Тис — Т„.у) руб,

где Тис, Ти> у — время испытаний до внедрения уско­ ренных испытаний и после их приме­ нения, год.

189