Файл: Эксплуатационная надежность сельскохозяйственных машин..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

способности. Для рассматриваемого случая безотказная работа зависит от начальных размеров детали и ее из­ носостойкости (или скорости изнашивания). Причем на­ чальные параметры определяют начальное качество, обусловленное определенным способом изготовления (чистота поверхности, класс точности обработки, твер­ дость и т. д.), а скорость изнашивания зависит от на­ чального качества и сил, действующих на деталь.

Конструктор может повысить надежность изнашивае­ мых деталей, применяя более износостойкие материалы, что равносильно снижению скорости изнашивания, кото­ рая, в свою очередь, зависит от удельного давления и относительного скольжения деталей. Надежность тере­ бильного аппарата свеклоуборочного комбайна КСТ-3 была повышена за счет частичного снижения удельных давлений и устранения проскальзывания путем рацио­ нального расположения в пространстве трущихся дета­ лей [Х.12].

В некоторых случаях конструктивные решения по снижению нагруженное™ элементов машин являются наиболее целесообразными и единственными. Так, ВИСХОМом [Х.19] разработаны высоконадежные пыле­ защитные уплотнения подшипниковых узлов, позволяю­ щие снизить загрязнения смазки абразивом в 5—10 раз, что равноценно снижению нагруженное™ подшипников. Предложения по изменению формы и размеров насеч­ ки сегментов уборочных машин существенно повышают срок службы режущих аппаратов за счет снижения нагрузок на рабочие грани сегментов [Х.З].

Конструктивные способы повышения надежности ма­ шин позволяют не только снижать нагруженность, но и в некоторых случаях ее видоизменять. Характерным для этого случая является замена колебательных пар трения на жесткое соединение двух эластичных звеньев меха­ низма. Такой способ нашел применение в грохотах сель­ скохозяйственных и угольных машин (Х.15].

■ Основная задача конструктора при проектировании сельскохозяйственных машин заключается в обеспечении безотказной работы машины. При возникновении отказа машины необходимо, чтобы ее конструкция была при­ способлена к восстановлению этого отказа за короткое время. Таким образом, задача конструктора заключает­ ся в сокращении простоев машины, то есть в обеспече­ нии ее ремонтопригодности и равнопрочное™. Вопросы ремонтопригодности изложены в других разделах книги,

195

здесь мы рассмотрим рекомендации по обеспечению равнопрочное™.

При создании машин конструкторы должны стре­ миться к обеспечению равнопрочное™ деталей и узлов. Это стремление обусловлено прежде всего экономически­ ми соображениями. Равнопрочное™ деталей позволяет экономить материал. Рассмотрим факторы, влияющие на равнопрочное™ машины.

Различают равнопрочность детали, узла, машины. В связи с нагруженностью детали ее форму выбирают такой, чтобы максимальные напряжения во всех сечениях были одинаковы. Осуществление таких конструкций деталей представляет значительные трудности, преиму­ щественно технологического характера. Поэтому детали с формами «равного сопротивления» заменяются более технологическими путем увеличения теоретических раз­ меров сечения, т. е. повышением запаса прочности. Од­ нако необходимо учитывать при этом масштабный фак­ тор, который проявляется при действии переменных нагрузок, заключающийся в том, что с увеличением се­ чения может произойти снижение запаса прочности. Следует иметь в виду, что при прочих равных условиях жесткость равнопрочных деталей меньше, чем жесткость деталей, имеющих хотя бы местные повышенные запасы прочности.

Термин «равнопрочность» для узла и машины неко­ торые авторы [Х.10] рекомендуют заменить на «неравнопрочность». Это совершенно справедливо, так как в действительности узлы любой сложной машины имеют в основном различную прочность и долговечность. Одни детали узла выходят из строя за время «жизни» машины несколько раз, другие же и по истечении срока службы машины являются пригодными для использования. При­ чины неравнопрочности деталей заключаются в разно­ образии выполняемых ими функций: колебания нагру­ женное™, качества изготовления и эксплуатации. Дета­ ли одного и того же узла испытывают различные дефор­ мации, одни подвергаются изгибу, смятию, другие — растяжению, сжатию и истиранию. В связи с этим прак­ тически очень трудно обеспечить равнопрочность конст­ рукции узла. Изменение условий работы машины также влияет на нарушение равнопрочное™.

Эффект равнопрочное™ численно можно оценить удельными затратами на осуществление замен недолго­ вечных деталей за весь срок службы машины [Х.10,18]

196


или величиной, обратной количеству замен за этот же срок службы.

Целесообразно оценку равнопрочности выполнять в функции времени, поскольку равнопрочность на некото­ ром отрезке времени может в последующем нарушаться.

2. Повышение надежности машин при их производстве

Если от конструктора зависит выбор среднего значе­ ния несущей способности, то обеспечение в производстве минимальных отклонений несущей способности отдель­ ных деталей от их среднего значения целиком зависит от совершенства технологического процесса. Характер­ ным примером влияния производства на надежность машин могут служить показатели готовности машины в первый и во второй год выпуска. Так, коэффициент го­ товности свеклоуборочного комбайна КС-3 в 1963 г. был равен 0,57, а на второй год выпуска — 0,73. В по­ следующие годы коэффициент готовности увеличивался постепенно. Резкое увеличение коэффициента готовности во второй год выпуска объясняется улучшением качества изготовления машины, отработкой технологии изготов­ ления, устранением производственного брака.

Большинство деталей сельскохозяйственных машин обрабатываются резанием, а также холодным и полугорячим пластическим деформированием. Последний спо­ соб находит все более широкое применение вследствие высокой производительности, низкой себестоимости и упрочняющего воздействия. Так, замена точеных крепеж­ ных изделий на изделия, полученные методом холодной высадки, позволяет снизить их себестоимость в 5—10 раз при увеличении производительности в 10—20 раз и по­ вышении прочности изделий из стали 08КП до прочности сталей 25—35 [Х.8]. Упрочнение металла при обработке давлением происходит в результате превращения рых­ лой структуры слитка в уплотненную структуру с ориен­ тированным направлением кристаллитов, т. е. обработка давлением позволяет устранить дефекты на границах зерен, полученных при литье заготовок или неполностью устраненных при прокатке стандартных профилей заго­ товок. Таким способом могут изготовляться детали типа стаканов и поршневых пальцев с размерами до 100 мм.

197

Детали с большими размерами можно изготавливать этим способом, но необходимо применять подогрев.

Неоднородность структуры металла детали порож­ дает внутренние напряжения, которые с напряжениями, вызываемыми действием внешних нагрузок, определяют реальную прочность детали. Внутренние напряжения зависят от технологии изготовления детали и могут ока­ зывать разупрочняющее и упрочняющее действие. К числу упрочняющих факторов относятся процессы «тре­ нировки» материала действием кратковременных напря­ жений, превосходящих предел текучести, деформацион­ ное упрочнение, вызываемое структурными изменениями в напряженных микрообъемах материала; самопроиз­ вольно протекающие процессы старения, сопровождаю­ щиеся кристаллической перестройкой материала и рас­ сеиванием внутренних напряжений. Разупрочняющие факторы действуют, в основном, в условиях эксплуата­ ции (коррозия, износ идр.) [Х.14].

Технологическая обработка представляет собой мно­ гостадийный процесс, поэтому внутренние напряжения в готовой детали являются результатом наложения и взаимодействия напряжений, возникающих на каждой стадии процесса. Неоднородности слитка переходят в паковку или прокат, горячая обработка давлением вво­ дит новые неоднородности, а механическая обработка вызывает перераспределение напряжений, имеющих место в заготовках, и вносит в поверхностные слои до­ полнительные напряжения. Термическая обработка, час­ тично устраняя напряжения, возникающие на предшест­ вующих стадиях, вместе с тем вызывает появление новых напряжений.

Для практических целей необходимо, чтобы знак внутренних и рабочих напряжений был разным. В этом случае внутренние напряжения могут повысить предел прочности материала, в противном случае возможна в отдельных местах детали концентрация напряжений, приводящих к поломке детали.

Различают два способа упрочнения — упругое и пластическое. Упругое упрочнение скорее всего относит­ ся к конструктивному способу повышения надежности машин. Сущность его заключается в создании в детали деформаций (напряжений), противоположных деформа­ циям при рабочем нагружении. Примером этого вида упрочнения могут служить рамные конструкции широко­ захватных сельскохозяйственных машин (сеялки, проре-

198


живатели и др.), деформированные шпренгелями-стерж- нями из высокопрочного материала. Во время работы рама вначале разгружается, потом нагружается рабочей нагрузкой, а шпренгель только нагружается.

При пластическом упрочнении участки материала, наиболее нагруженные в рабочем состоянии, предвари­ тельно подвергают пластической деформации, создавая в них остаточные напряжения, противоположные по зна­ ку рабочим. Различают следующие виды пластического упрочнения: упрочнение перегрузкой, наклепом, объем­ ным уплотнением.

Упрочнение перегрузкой заключается в воздействии на деталь повышенной силы того же направления, что и рабочая, вызывающая пластические деформации крайних волокон. Например, при изгибе бруса силой того же направления, что и рабочая нагрузка, но большей вели­ чины, в крайних волокнах возникает пластическая де­ формация, а в средних упругая. После снятия упрочняю­ щей нагрузки под действием упругой деформации серд­ цевины в наружных волокнах появляются напряжения обратного знака рабочим напряжениям. Таким спосо­ бом упрочняют также резервуары и детали, работающие на изгиб и кручение при нагрузке одного знака.

Разновидностью пластического упрочнения является поверхностный наклеп, заключающийся в уплотнении поверхностного слоя на глубину в среднем 0,2—0,8 мм и создании в нем благоприятных для прочности напря­ жений сжатия. Наклеп может создаваться струей дро­ би. Поток чугунной или стальной дроби диаметром 0,3— 2,0 мм с очень большой скоростью ударяется о поверх­ ность детади, вызывая напряжения до 100 кГ/мм2. Дро­ беструйному упрочнению подвергают рессоры, пружины, шестерни, различные валы, втулки, поршневые пальцы. После дробеструйного наклепа срок службы рессор увеличивается в 2,5—3,0 раза, а шестерен, в зависимости от материала, .— до 5 раз. В результате обработки дробью уничтожаются неблагоприятные напряжения рас­ тяжения, возникающие на поверхности после шлифовки, снижается чувствительность резких переходов детали к концентрации напряжений при закалке.

Другой разновидностью поверхностного упрочнения деталей является пластическая деформация — упрочне­ ние обработкой роликами и резцами наружных поверх­ ностей деталей и дорнами для отверстий. Сущность метода состоит в том, что готовая деталь обкатывается

199

свободно вращающимися роликами или обрабатывается резцами с отрицательными передними углами и Дорна­ ми. Этот способ значительно улучшает сопротивление усталости детали, причем его эффективность выше, чем

обдувка дробью, он также

способствует

улучшению

чистоты поверхности детали.

В зависимости от давления

глубина

упрочняемого поверхностного

слоя достигает

25 мм,

предел усталости

при этом

повышается на

204-190% [Х.6].

повышения

усталостной

Эффективными методами

прочности являются гидроструйный наклеп и упрочнение взрывом. Первый метод применяется в основном для упрочнения литья и одновременно для очистки детали от формовочного песка, второй — для упрочнения (по­ вышения твердости в 1,5—2,0 раза) высокомарганцо­ вистых сталей (Г13 и др.). Наклеп, проведенный этими методами, повышает предел выносливости на 40—50% по сравнению с обработкой дробью [Х.6].

Как же влияет наклеп на износостойкость материала? Исследования, проведенные Хрущовым М. М. и Бабиче­ вым М. А. [Х.21] по влиянию наклепа на износостойкость, показывают, что наклеп практически не влияет на абра­ зивную износостойкость. Однако необходимо иметь в виду, что опыты были проведены при трении металла о фиксированные абразивные зерна, то есть в случае, ко­ торый в чистом виде практически не встречается в сель­ скохозяйственных машинах. Обычно износ деталей пред­ ставляет собой совокупность процессов микрорезания и пластического передеформирования микрообъемов, раз­ рушающихся по причине усталости. Таким образом, из­ нос наклепанных деталей в реальных условиях эксплуа­ тации будет зависеть от соотношения процесса микроре­ зания и пластического передеформирования микрообъе­ мов, которые устанавливаются экспериментально.

Существенное влияние на надежность машин оказы­ вают термическая и химико-термическая обработки.

Остановимся на некоторых способах закалки, раз­ работанных в последнее время и находящих ограничен­ ное применение. Здесь прежде всего необходимо отме­ тить изотермическую закалку в горячих средах, которая позволяет повысить в два раза износостойкость деталей при одинаковой твердости по сравнению с закалкой в масле или воде [Х.2]. До сих пор закалка в горячих средах сдерживалась недостаточной закаливающей спо­ собностью расплавов солей, щелочей и отсутствием эф­

200



фективного способа охлаждения самих расплавов. Одна­ ко с разработкой на Горьковском металлургическом заводе способа охлаждения расплава водой, непосредст­ венно вводимой в него через зеркало ванны, он может найти широкое применение. Этот способ исключает так­ же «старение» солей, в связи с чем отпадает необходи­ мость в их обновлении. Изотермическая закалка стали 6ХС позволяет увеличить пластичность и ударную вязкость в 3-—5 раз по сравнению с трехслойной сталыо, закаленной на одну и ту же твердость [Х.2].

Из других способов упрочнения следует отметить силицирование, представляющее собой насыщение поверх­ ностных слоев детали кремнием, который позволяет зна­ чительно повысить износостойкость и коррозионную стойкость.

Большинство деталей и рабочих органов сельскохо­ зяйственных машин подвергаются в процессе эксплуата­ ции абразивному износу. Износостойкость таких деталей (лемеха плугов, культиваториые лапы, подкапывающие активные и пассивные рабочие органы свеклоуборочных комбайнов и т. д.) можно эффективно повысить путем применения наплавок. В таких случаях имеется возмож­ ность в качестве основы применять материалы понижен­ ной износостойкости, т. е. менее качественные, следова­ тельно, более дешевые.

Метод упрочнения поверхностей путем применения наплавок нашел особенно широкое применение после разработки индукционного способа — наплавки порош­ ковыми твердыми сплавами [Х.20].

К твердым сплавам относится сормайт 1, ПС-5, В-15, сплавы на хромо-титановой основе (типа XT) и др. Наи­ большее распространение в сельскохозяйственном маши­ ностроении нашел твердый сплав сормайт 1, представ­ ляющий собой высоколегированный чугун, микрострук­ тура которого состоит из крупных включений карбидов хрома, эвтектики и остаточного аустенита [Х.20].

В сельскохозяйственном машиностроении разрабаты­ ваются также новые способы наплавки. К ним прежде всего относится метод плакирования износостойкой лен­ той, в основу которого положена роликовая контактная сварка [Х.20]. Среди других способов упрочнения следует отметить борирование, наплавка плазменными горелка­ ми и др.

Наплавочные материалы обладают различной пла­ стичностью, которая влияет на характер износа деталей.

7 З а к . 1123

201