Файл: Уманцев, Я. З. Посудохозяйственные и химико-москательные товары учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ МЕТАЛЛОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
При транспортировании всеми видами транспорта металлохозяйственные товары должны быть защищены от влаги и атмосферных осадков, упакованы в тару для предохранения от повреждений.
Хранить металлохозяйственные товары следует в по мещениях без резких колебаний температуры, иначе на изделиях может осаждаться влага, способствующая возникновению коррозии металлов. Воздух в закрытых помещениях‘должен иметь относительную влажность до 65% и температуру 15—22°С. При хранении товаров этой группы следует соблюдать товарное соседство: в этом же помещении не должны храниться химические товары (кислоты, щелочи и др.), которые, испаряясь, могут ускорить коррозию.
Пачки или связки этих изделий размещают на под товарниках и стеллажах, чтобы обеспечить хорошее вентилирование. Металлохозяйственные товары со шли фованной или полированной поверхностью не следует брать потными руками, так как в этих местах могут появиться следы коррозии.
При внесении металлических изделий в помещение в зимний период на них может конденсироваться влага, которую необходимо удалять сухой тряпкой.
Вопросы для повторения
1.Как определяют цены на металлохозяйственные товары?
2.Какие условия следует соблюдать при хранении металлохо
зяйственных товаров?
Г л а в а У
ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНИКА ТОРГОВЛИ ПОСУДОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ И ХИМИ КО-МОСКАТЕЛЬНЫМИ ТОВАРАМИ
ТИПЫ МАГАЗИНОВ
Продажа посудохозяйственных и химико-москатель ных товаров производится в магазинах разных типов — специализированных, универсальных, узкоспециализи рованных, смешанных, а также мелкорозничных (ларь ках, киосках, палатках).
Посудохозяйственные и химико-москательные това ры продают в основном в специализированных и универ сальных магазинах с более широким выбором товаров, с приспособленными для торговли помещениями, с над лежащим оборудованием и инвентарем, что обеспечивает высокую производительность труда, культуру обслужи вания покупателей и высокие экономические показатели.
Специализированные магазины имеют широкий ас сортимент этих товаров, продажа в них производится прогрессивными методами с применением дополнитель ных форм обслуживания, например консультаций специа листов.
Универсальные магазины располагают секциями по продаже посудохозяйственных и химико-москательных товаров, ассортимент которых близок к ассортименту специализированных магазинов.
В узкоспециализированных магазинах имеются в продаже товары одной группы, например «Бытовая хи мия», но в более широком ассортименте.
Смешанные магазины, расположенные в небольших населенных пунктах, предлагают покупателю товары
270
разных групп, но в небольшом ассортименте, чаще все го товары повседневного (моющие средства) и частого спроса (посуду, кухонные принадлежности).
В зависимости от форм торговли и методов торгово го обслуживания торговые предприятия, имеющие в продаже посудохозяйственные и. химико-москательные товары, подразделяют на магазины самообслуживания, с открытой выкладкой товаров и торгующие по образ цам.
ОБОРУДОВАНИЕ МАГАЗИНОВ
В зависимости от применяемых методов продажи в магазинах используется различное оборудование и раз нообразные способы расстановки его в торговом зале. Оборудование должно быть удобным, вместительным, занимать небольшую площадь. В настоящее время про мышленность выпускает оборудование сборно-разбор ное из унифицированных взаимозаменяемых элементов и деталей. Универсальность конструкции позволяет без особого труда и материальных затрат, составляя комби нации из отдельных монтажных элементов и приспособ лений, создавать большое количество видов оборудова ния.
В магазинах товары выкладывают на горках, плат формах, стойках, щитах, кассетах, прилавках.
Горки могут быть различных видов — пристенные, островные, изготовленные из различных материалов, на пример из дерева, металла в комбинации с другими ма териалами (пластмассами). Высота пристенных горок 200 см\ островных— 120—140 см. Изготовляют их с полками или со съемными корзинами, стационарными или чаще передвижными. Пристенные горки изготовля ют секциями длиной по 100 см, из которых можно соби рать секции различной длины.
Платформы могут быть различной формы, высотой 20—40 см, из столярных плит, древесины; верхнюю часть покрывают линолеумом или пластиком. Они пред назначены для выкладки крупногабаритных товаров (корыт, ведер и др.). Иногда для этих целей используют и ступенчатые платформы.
Стойки изготовляют из металла и древесины. Пред назначены они для размещения разных товаров (лопат с
271
ручками, карнизов, |
обоев) и поэтому имеют различную |
||
конструкцию. |
|
|
|
Щиты вырабатывают из древесноволокнистых плит |
|||
толщиной 3—4 мм или фанеры |
толщиной 4—б мм; в |
||
них просверливают |
отверстия в |
шахматном |
порядке. |
Щиты закрепляют |
в деревянных |
рамках на |
стойках, а |
также устанавливают в качестве перегородок, на кото рых с помощью специальных приспособлений размеща ют различные товары.
Кассеты могут быть наприлавочные и навесные, за крепляемые на перфорированных щитах. Предназначе ны они для выкладки мелких товаров — ножей, вилок, шурупов, гвоздей и др.
Прилавки бывают различной конструкции — обыкно венные, универсальные, с открытой или закрытой витриной. С внутренней стороны прилавков имеются выд вижные ящики для хранения запасов товаров, а с внеш ней стороны — полка для установки вещей покупате лей. Высота прилавков от 85 до 100 см, ширина — от 60 до 90 и длина — 200 см.
Кассовые кабины бывают чаще всего открытого ти па, на ножках, длиной 120 см, шириной 110 и высотой
90 см.
Для оборудования подсобных помещений применяют стеллажи, пристенные и островные, металлические и де ревянные разборные, различных конструкций, подтовар ники высотой 25—28 см для хранения товаров в ящиках и другой таре, столы высотой 78 см для разбраковки товаров.
Для вскрытия тары, отпуска товаров используют различный инвентарь и инструменты — клещи, кусачки, молотки-гвоздодеры, универсальные топоры и др. Для отпуска красок и замазки применяют совки и лопатки;
олифы — воронки, кружки и автомат для |
продажи оли |
фы; стекла оконного — алмаз, стеклорез, |
метр деревян |
ный; весового товара — весы настольные |
и товарные с |
гирями.
Для перемещения и укладки доставленных в мага зин товаров применяют различное подъемно-транспорт ное оборудование — тележки разных конструкций, тран спортеры, наклонные спуски, роликовые дорожки, электрокары, штабелеукладчики, лифты и др.
272
ТО ВАРО СН АБЖ ЕН ИЕ МАГАЗИНОВ
Основным источником снабжения магазинов посудо хозяйственными и химико-москательными товарами яв ляется поставка по договорам.
Договоры на поставку товаров заключаются на ос нове Положения о поставках товаров народного пот ребления, устанавливающего обязательный для постав щиков и для покупателя порядок заключения договоров. Поставка товаров отдельных групп производится с уче том Особых условий поставки товаров.
Торгующая организация (торг) заключает на год договоры на поставку товаров с поставщиками (опто выми базами, производственными предприятиями), в которых указывается ассортимент, цена, маркировка и требования к качеству поставляемых товаров, сроки и порядок поставки, условия приемки товаров по коли честву и качеству. Поставщик и покупатель несут ответ ственность на нарушение договора. Основываясь на до говорах, магазины могут требовать от промышленных предприятий расширения ассортимента и повышения ка чества товаров.
После заключения договоров торг выделяет каждо му магазину определенное количество фондируемых то варов, которые распределяются в соответствии с утвер жденным планом товарооборота. Торговый отдел торга направляет поставщикам разнарядки на каждый месяц или квартал, в которых указаны магазины и количество товаров, выделенное каждому из них. Копии этих раз нарядок направляются в магазины.
Нефондируемые товары магазины могут получать от поставщиков в соответствии с текущей потребностью.
Для пополнения товарных запасов в магазине сос тавляется текущий заказ с учетом покупательского спро са. На оптовых базах работники магазина знакомятся в комнате образцов с товарами, отбирают необходимые изделия, на которые выписываются сопроводительные документы — счета-фактуры или накладные. В некото рых случаях товары могут быть заказаны по телефону.'
Доставка товаров в магазин с оптовых баз, складов торгующей организации и производственных предприя тий осуществляется обычно в централизованном поряд ке силами и средствами поставщиков. Ответственность
273
за доставку товаров в магазин несет представитель по ставщика, сопровождающий их. Для перевозки товаров в черте города используют автомашины различных ти пов и грузоподъемности. При перевозке товаров должна быть обеспечена их сохранность, для чего их необходи мо плотно уложить, а товары, перевозимые в открытой автомашине, — укрыть брезентом и хорошо увязать. Особенно тщательно укладывают изделия из стекла, фарфора, чтобы не допустить порчу и бой.
ПРИЕМКА И ХРАНЕНИЕ ТОВАРОВ
Приемка товаров по количеству производится в со ответствии с Инструкцией о порядке приемки продук ции производственно-технического назначения и това ров народного потребления по количеству. Сначала про веряют сопроводительные документы — счета-фактуры (от промышленного предприятия или оптовой базы), накладные (со склада торга), железнодорожные или контейнерные накладные (со станции железной доро ги), в которых указывается отправитель и получатель груза, наименование товаров, сорт, цена, стоимость то варов и тары. При доставке в магазин неупакованных товаров транспортом поставщика работник магазина, отвечающий за приемку товаров, в присутствии предста вителя поставщика пересчитывает, перемеривает, пере вешивает товары и сравнивает результат с количеством, указанным в сопроводительном документе. Если факти
ческое количество товаров |
соответствует |
количеству, |
указанному в сопроводительном документе, |
в нем ста |
|
вится подпись и штамп магазина. В случае |
обнаруже |
|
ния недостачи или излишков |
составляется |
акт по ут |
вержденной форме. Товары, поступившие в поврежденной таре, принимают как незатаренные.
Товары в исправной таре принимают в два срока. При поступлении партии товара проверяют количество мест и вес брутто и отмечают в накладной, что товар принят без проверки содержимого каждого места. Проверка ко личества товаров в каждом ящике производится комис
сией, состоящей из заведующего отделом, |
членов |
бри |
гады и рабочих, не позднее 10 дней со дня |
поступления |
|
товаров. Если в каком-либо месте (ящике) |
обнаружена |
|
недостача, то дальнейшую проверку прекращают, |
сос |
274
тавляют акт, а партию товаров помещают в отдельную кладовую и немедленно вызывают представителя по ставщика для участия в приемке и составлении двусто роннего акта. В том случае, когда представитель постав щика не явился на вызов в установленный срок или вы зов его не обязателен, приемка товаров и составление акта могут производиться при участии работника дру гого магазина. В приемке товаров может участвовать и работник этого же магазина, выделенный профсоюзной
организацией |
и назначенный директором |
магазина. |
Акт приемки |
является основанием для |
составления |
претензии о возмещении убытков, которая должна быть предъявлена поставщику не позднее 10 дней с приложе
нием документов, обосновывающих требование |
(копии |
|||
акта, счета-фактуры и др.). |
на |
котором |
||
При поступлении |
товаров в контейнере, |
|||
имеется |
пломба |
поставщика, комиссия |
проверяет |
|
целость |
контейнера и исправность пломб. |
После |
вскрытия контейнера сличают фактическое наличие то варов с перечнем товаров, вложенным в контейнер по ставщиком. Если товары поступили в контейнере без тары, то сразу же после вскрытия контейнера определя
ют количество единиц путем |
пересчета (перемерива |
||
ния). Товары, поступившие в таре, |
сначала проверяют |
||
по весу брутто, количеству |
мест, |
а затем в |
течение |
10 дней — наличие товаров внутри каждого места. |
|||
Приемка товаров по качеству производится |
в соот |
ветствии с Инструкцией о приемке товаров по качеству в целях недопущения в продажу недоброкачественных товаров.
Качество товаров в магазинах проверяют товарове ды, а в случае их отсутствия — заведующие отделами и продавцы. Для приемки товаров по качеству установ лены следующие сроки: 10 дней — при одногородней поставке, 20 дней — при иногородней. Методы проверки качества товаров указаны в стандартах и ТУ. При про верке качества устанавливают правильность маркиров ки тары и упаковки товаров в нее, первичной упаковки товара и его маркировки, комплектность и качество в соответствии с требованиями ГОСТов и ТУ.
При установлении нарушений маркировки и упаков ки, некомплектности и несоответствия сортности приемку прекращают, составляют акт и вызывают представи-
275