Файл: Уманцев, Я. З. Посудохозяйственные и химико-москательные товары учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ МЕТАЛЛОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

При транспортировании всеми видами транспорта металлохозяйственные товары должны быть защищены от влаги и атмосферных осадков, упакованы в тару для предохранения от повреждений.

Хранить металлохозяйственные товары следует в по­ мещениях без резких колебаний температуры, иначе на изделиях может осаждаться влага, способствующая возникновению коррозии металлов. Воздух в закрытых помещениях‘должен иметь относительную влажность до 65% и температуру 15—22°С. При хранении товаров этой группы следует соблюдать товарное соседство: в этом же помещении не должны храниться химические товары (кислоты, щелочи и др.), которые, испаряясь, могут ускорить коррозию.

Пачки или связки этих изделий размещают на под­ товарниках и стеллажах, чтобы обеспечить хорошее вентилирование. Металлохозяйственные товары со шли­ фованной или полированной поверхностью не следует брать потными руками, так как в этих местах могут появиться следы коррозии.

При внесении металлических изделий в помещение в зимний период на них может конденсироваться влага, которую необходимо удалять сухой тряпкой.

Вопросы для повторения

1.Как определяют цены на металлохозяйственные товары?

2.Какие условия следует соблюдать при хранении металлохо­

зяйственных товаров?


Г л а в а У

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНИКА ТОРГОВЛИ ПОСУДОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ И ХИМИ­ КО-МОСКАТЕЛЬНЫМИ ТОВАРАМИ

ТИПЫ МАГАЗИНОВ

Продажа посудохозяйственных и химико-москатель­ ных товаров производится в магазинах разных типов — специализированных, универсальных, узкоспециализи­ рованных, смешанных, а также мелкорозничных (ларь­ ках, киосках, палатках).

Посудохозяйственные и химико-москательные това­ ры продают в основном в специализированных и универ­ сальных магазинах с более широким выбором товаров, с приспособленными для торговли помещениями, с над­ лежащим оборудованием и инвентарем, что обеспечивает высокую производительность труда, культуру обслужи­ вания покупателей и высокие экономические показатели.

Специализированные магазины имеют широкий ас­ сортимент этих товаров, продажа в них производится прогрессивными методами с применением дополнитель­ ных форм обслуживания, например консультаций специа­ листов.

Универсальные магазины располагают секциями по продаже посудохозяйственных и химико-москательных товаров, ассортимент которых близок к ассортименту специализированных магазинов.

В узкоспециализированных магазинах имеются в продаже товары одной группы, например «Бытовая хи­ мия», но в более широком ассортименте.

Смешанные магазины, расположенные в небольших населенных пунктах, предлагают покупателю товары

270

разных групп, но в небольшом ассортименте, чаще все­ го товары повседневного (моющие средства) и частого спроса (посуду, кухонные принадлежности).

В зависимости от форм торговли и методов торгово­ го обслуживания торговые предприятия, имеющие в продаже посудохозяйственные и. химико-москательные товары, подразделяют на магазины самообслуживания, с открытой выкладкой товаров и торгующие по образ­ цам.

ОБОРУДОВАНИЕ МАГАЗИНОВ

В зависимости от применяемых методов продажи в магазинах используется различное оборудование и раз­ нообразные способы расстановки его в торговом зале. Оборудование должно быть удобным, вместительным, занимать небольшую площадь. В настоящее время про­ мышленность выпускает оборудование сборно-разбор­ ное из унифицированных взаимозаменяемых элементов и деталей. Универсальность конструкции позволяет без особого труда и материальных затрат, составляя комби­ нации из отдельных монтажных элементов и приспособ­ лений, создавать большое количество видов оборудова­ ния.

В магазинах товары выкладывают на горках, плат­ формах, стойках, щитах, кассетах, прилавках.

Горки могут быть различных видов — пристенные, островные, изготовленные из различных материалов, на­ пример из дерева, металла в комбинации с другими ма­ териалами (пластмассами). Высота пристенных горок 200 см\ островных— 120—140 см. Изготовляют их с полками или со съемными корзинами, стационарными или чаще передвижными. Пристенные горки изготовля­ ют секциями длиной по 100 см, из которых можно соби­ рать секции различной длины.

Платформы могут быть различной формы, высотой 20—40 см, из столярных плит, древесины; верхнюю часть покрывают линолеумом или пластиком. Они пред­ назначены для выкладки крупногабаритных товаров (корыт, ведер и др.). Иногда для этих целей используют и ступенчатые платформы.

Стойки изготовляют из металла и древесины. Пред­ назначены они для размещения разных товаров (лопат с

271


ручками, карнизов,

обоев) и поэтому имеют различную

конструкцию.

 

 

 

Щиты вырабатывают из древесноволокнистых плит

толщиной 3—4 мм или фанеры

толщиной 4—б мм; в

них просверливают

отверстия в

шахматном

порядке.

Щиты закрепляют

в деревянных

рамках на

стойках, а

также устанавливают в качестве перегородок, на кото­ рых с помощью специальных приспособлений размеща­ ют различные товары.

Кассеты могут быть наприлавочные и навесные, за­ крепляемые на перфорированных щитах. Предназначе­ ны они для выкладки мелких товаров — ножей, вилок, шурупов, гвоздей и др.

Прилавки бывают различной конструкции — обыкно­ венные, универсальные, с открытой или закрытой витриной. С внутренней стороны прилавков имеются выд­ вижные ящики для хранения запасов товаров, а с внеш­ ней стороны — полка для установки вещей покупате­ лей. Высота прилавков от 85 до 100 см, ширина — от 60 до 90 и длина — 200 см.

Кассовые кабины бывают чаще всего открытого ти­ па, на ножках, длиной 120 см, шириной 110 и высотой

90 см.

Для оборудования подсобных помещений применяют стеллажи, пристенные и островные, металлические и де­ ревянные разборные, различных конструкций, подтовар­ ники высотой 25—28 см для хранения товаров в ящиках и другой таре, столы высотой 78 см для разбраковки товаров.

Для вскрытия тары, отпуска товаров используют различный инвентарь и инструменты — клещи, кусачки, молотки-гвоздодеры, универсальные топоры и др. Для отпуска красок и замазки применяют совки и лопатки;

олифы — воронки, кружки и автомат для

продажи оли­

фы; стекла оконного — алмаз, стеклорез,

метр деревян­

ный; весового товара — весы настольные

и товарные с

гирями.

Для перемещения и укладки доставленных в мага­ зин товаров применяют различное подъемно-транспорт­ ное оборудование — тележки разных конструкций, тран­ спортеры, наклонные спуски, роликовые дорожки, электрокары, штабелеукладчики, лифты и др.

272


ТО ВАРО СН АБЖ ЕН ИЕ МАГАЗИНОВ

Основным источником снабжения магазинов посудо­ хозяйственными и химико-москательными товарами яв­ ляется поставка по договорам.

Договоры на поставку товаров заключаются на ос­ нове Положения о поставках товаров народного пот­ ребления, устанавливающего обязательный для постав­ щиков и для покупателя порядок заключения договоров. Поставка товаров отдельных групп производится с уче­ том Особых условий поставки товаров.

Торгующая организация (торг) заключает на год договоры на поставку товаров с поставщиками (опто­ выми базами, производственными предприятиями), в которых указывается ассортимент, цена, маркировка и требования к качеству поставляемых товаров, сроки и порядок поставки, условия приемки товаров по коли­ честву и качеству. Поставщик и покупатель несут ответ­ ственность на нарушение договора. Основываясь на до­ говорах, магазины могут требовать от промышленных предприятий расширения ассортимента и повышения ка­ чества товаров.

После заключения договоров торг выделяет каждо­ му магазину определенное количество фондируемых то­ варов, которые распределяются в соответствии с утвер­ жденным планом товарооборота. Торговый отдел торга направляет поставщикам разнарядки на каждый месяц или квартал, в которых указаны магазины и количество товаров, выделенное каждому из них. Копии этих раз­ нарядок направляются в магазины.

Нефондируемые товары магазины могут получать от поставщиков в соответствии с текущей потребностью.

Для пополнения товарных запасов в магазине сос­ тавляется текущий заказ с учетом покупательского спро­ са. На оптовых базах работники магазина знакомятся в комнате образцов с товарами, отбирают необходимые изделия, на которые выписываются сопроводительные документы — счета-фактуры или накладные. В некото­ рых случаях товары могут быть заказаны по телефону.'

Доставка товаров в магазин с оптовых баз, складов торгующей организации и производственных предприя­ тий осуществляется обычно в централизованном поряд­ ке силами и средствами поставщиков. Ответственность

273

за доставку товаров в магазин несет представитель по­ ставщика, сопровождающий их. Для перевозки товаров в черте города используют автомашины различных ти­ пов и грузоподъемности. При перевозке товаров должна быть обеспечена их сохранность, для чего их необходи­ мо плотно уложить, а товары, перевозимые в открытой автомашине, — укрыть брезентом и хорошо увязать. Особенно тщательно укладывают изделия из стекла, фарфора, чтобы не допустить порчу и бой.

ПРИЕМКА И ХРАНЕНИЕ ТОВАРОВ

Приемка товаров по количеству производится в со­ ответствии с Инструкцией о порядке приемки продук­ ции производственно-технического назначения и това­ ров народного потребления по количеству. Сначала про­ веряют сопроводительные документы — счета-фактуры (от промышленного предприятия или оптовой базы), накладные (со склада торга), железнодорожные или контейнерные накладные (со станции железной доро­ ги), в которых указывается отправитель и получатель груза, наименование товаров, сорт, цена, стоимость то­ варов и тары. При доставке в магазин неупакованных товаров транспортом поставщика работник магазина, отвечающий за приемку товаров, в присутствии предста­ вителя поставщика пересчитывает, перемеривает, пере­ вешивает товары и сравнивает результат с количеством, указанным в сопроводительном документе. Если факти­

ческое количество товаров

соответствует

количеству,

указанному в сопроводительном документе,

в нем ста­

вится подпись и штамп магазина. В случае

обнаруже­

ния недостачи или излишков

составляется

акт по ут­

вержденной форме. Товары, поступившие в поврежденной таре, принимают как незатаренные.

Товары в исправной таре принимают в два срока. При поступлении партии товара проверяют количество мест и вес брутто и отмечают в накладной, что товар принят без проверки содержимого каждого места. Проверка ко­ личества товаров в каждом ящике производится комис­

сией, состоящей из заведующего отделом,

членов

бри­

гады и рабочих, не позднее 10 дней со дня

поступления

товаров. Если в каком-либо месте (ящике)

обнаружена

недостача, то дальнейшую проверку прекращают,

сос­

274


тавляют акт, а партию товаров помещают в отдельную кладовую и немедленно вызывают представителя по­ ставщика для участия в приемке и составлении двусто­ роннего акта. В том случае, когда представитель постав­ щика не явился на вызов в установленный срок или вы­ зов его не обязателен, приемка товаров и составление акта могут производиться при участии работника дру­ гого магазина. В приемке товаров может участвовать и работник этого же магазина, выделенный профсоюзной

организацией

и назначенный директором

магазина.

Акт приемки

является основанием для

составления

претензии о возмещении убытков, которая должна быть предъявлена поставщику не позднее 10 дней с приложе­

нием документов, обосновывающих требование

(копии

акта, счета-фактуры и др.).

на

котором

При поступлении

товаров в контейнере,

имеется

пломба

поставщика, комиссия

проверяет

целость

контейнера и исправность пломб.

После

вскрытия контейнера сличают фактическое наличие то­ варов с перечнем товаров, вложенным в контейнер по­ ставщиком. Если товары поступили в контейнере без тары, то сразу же после вскрытия контейнера определя­

ют количество единиц путем

пересчета (перемерива­

ния). Товары, поступившие в таре,

сначала проверяют

по весу брутто, количеству

мест,

а затем в

течение

10 дней — наличие товаров внутри каждого места.

Приемка товаров по качеству производится

в соот­

ветствии с Инструкцией о приемке товаров по качеству в целях недопущения в продажу недоброкачественных товаров.

Качество товаров в магазинах проверяют товарове­ ды, а в случае их отсутствия — заведующие отделами и продавцы. Для приемки товаров по качеству установ­ лены следующие сроки: 10 дней — при одногородней поставке, 20 дней — при иногородней. Методы проверки качества товаров указаны в стандартах и ТУ. При про­ верке качества устанавливают правильность маркиров­ ки тары и упаковки товаров в нее, первичной упаковки товара и его маркировки, комплектность и качество в соответствии с требованиями ГОСТов и ТУ.

При установлении нарушений маркировки и упаков­ ки, некомплектности и несоответствия сортности приемку прекращают, составляют акт и вызывают представи-

275