Файл: Уманцев, Я. З. Посудохозяйственные и химико-москательные товары учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
теля поставщика (если это предусмотрено в договоре поставки). В случае отсутствия представителя постав щика или его неявки качество товаров проверяет экс перт бюро товарных экспертиз или государственный инспектор по качеству. Не позднее 10 дней после сос тавления акта по утвержденной форме поставщику предъявляют претензию с приложением необходимых документов.
Приемка по качеству товаров отдельных групп име ет ряд особенностей.
Товары из пластмасс чаще всего проверяют органо лептическим методом. К сопроводительным документам изделий, предназначенных для хранения пищевых про дуктов, должны быть приложены сертификаты, удосто веряющие отсутствие в изделиях вредных веществ и их пригодность для пищевого назначения. Посуду, предназ наченную для горячей пищи, проверяют и на теплостой кость. Для этого изделия опускают в кипящую воду на 30 мин, затем охлаждают, промывают и протирают су хой тканью. При этом поверхность изделий не должна изменяться, а вода — окрашиваться и иметь какой-либо запах.
К сопроводительным документам химико-москатель ных товаров также должен быть приложен сертификат, удостоверяющий их качество, установленное лаборатор ным методом. В магазине проверяют органолептически только некоторые свойства этих товаров, например: цвет, запах, консистенцию, герметичность упаковки лакокра сочных товаров и др. При этом обращают внимание на дату изготовления товара, так как свойства некоторых лакокрасочных товаров, изделий в аэрозольной упаков ке при хранении сверх установленного срока могут из меняться. При обнаружении негерметичности тары сос тавляют акт с участием представителя поставщика и производят контрольную проверку качества получен ной партии товара, для чего отбирают среднюю пробу в соответствии с указаниями ГОСТа или ТУ. Если ка чество товаров, установленное лабораторным анализом, не соответствует требованиям ГОСТа или ТУ, то повтор но отбирают среднюю пробу из удвоенного количества мест партии и при несоответствии хотя бы одного пока зателя качества нормам ГОСТа или ТУ всю партию то вара бракуют. При приемке порошкообразных товаров
276
(сухих красок, стиральных порошков) обращают вни мание на состояние тары, которая должна быть непов режденной и сухой. Обои проверяют выборочным путем (на полный разворот куска) в размере не менее 2% от партии.
При приемке стеклянных и керамических товаров
пользуются соответствующими МРТУ, ТУ и ГОСТами, а также прейскурантами. Внешнему осмотру подверга ют все изделия партии; особое внимание обращают на грубые дефекты — сколы, щербины, трещины и др. Про веряют также термическую устойчивость некоторых из делий. Каждое изделие должно иметь этикетку с указа нием артикула, наименования завода-изготовителя, сор та,'номера МРТУ, группы разделки и цены.
При приемке керамических товаров производят сплошную проверку поступивших товаров внешним ос мотром и простукиванием деревянной палочкой. Изде лия с трещинами издают глухой (дребезжащий) звук и в продажу не допускаются. Обращают внимание на вели чину деформации плоских изделий (тарелок), устойчи вость на ровной поверхности высоких и узких изделий (вазы). При приемке комплекта проверяют наличие всех изделий, входящих в него, точность и художествен ность исполнения украшений на всех предметах. Изделия с грубыми дефектами — трещинами, сквозными отверсти ями (свищами), цеком глазури и др.— в продажу не до пускаются.
Металлическую посуду, замочные изделия и другие металлохозяйственные товары подвергают сплошной проверке по качеству. При этом проверяют и комплект ность поступивших товаров; при обнаружении некомп лектности они не должны быть допущены в продажу. После предъявления надлежаще оформленной претен зии поставщик должен прислать недостающие детали или части комплекта.
Хранение товаров. Партию товара, принятую по ко личеству и качеству, размещают в кладовых на стелла жах и подтоварниках. Для каждой группы товаров от водят определенное место; товары частого спроса раз мещают ближе к торговому залу. Ящики с изделиями укладывают в штабеля высотой не более 2 м. Проходы между стеллажами и подтоварниками должны нахо диться на расстоянии не менее: 20 см — от стен,
277
100 см — от батарей и 50 см — от ламп. В кладовой дол жна быть постоянная температура в пределах 14—18°С и относительная влажность 60—70%, которую опреде ляют обычно с помощью психрометра. При хранении то вары необходимо оберегать от воздействия солнечного света, пыли.
ПОДГОТОВКА К ПРОДАЖЕ И ВЫКЛАДКА ТОВАРОВ
Подготовка товаров к продаже. Операции по подго товке товаров к продаже подразделяют на общие и спе циальные. К общим операциям относятся распаковка то варов, тщательный осмотр их, сортировка по группам, размерам, фасонам, цветам, сортам, проверка цен по прейскуранту, маркировка товаров (заполнение ярлы ков или ценников по установленной форме). При этом проверяют наличие и содержание фабричного ярлыка, приводят товары в надлежащий вид и подготовляют их к подаче на рабочие места. К специальным операциям относятся расфасовка, устранение мелких недостатков, сборка и монтаж, проверка исправности механизмов замков, мясорубок и других приборов, проверка комп лектности и тщательности отделки изделий, входящих в комплект.
Товары из пластмасс, стеклянную и керамическую посуду очищают от пыли и других загрязнений; прове ряют отсутствие трещин и других грубых дефектов. Оконное стекло предварительно нарезают для ускорения процесса продажи. Химико-москательные товары очи щают от пыли, стружки; бутылки с жидкими товарами протирают; подклеивают отставшие этикетки. Развес ную олифу предварительно фасуют по 0,5; 1 и 2 кг. Ме таллохозяйственные товары протирают, чтобы удалить пыль, следы коррозии. В алюминиевой и оцинкованной посуде с помощью деревянного молотка и мешочка с песком выправляют вмятины. С поверхности инструмен тов удаляют смазку. Товары, поступившие в магазин в разобранном виде, собирают и проверяют работу их механизмов. Обязательно проверяют работу механиз мов замков.
Выкладка товаров. В зависимости от особенностей товаров, спроса на них, а также методов продажи ис пользуют различные способы выкладки товаров. Круп
278
ногабаритные и тяжелые товары рекомендуется разме щать в торговом зале ближе к выходу из магазина, с тем чтобы вынос из магазина крупных покупок не ме шал основному потоку покупателей; изделия частого спроса — недалеко от кладовой. При выкладке однород ных товаров сложноассортиментных групп используют вертикальный и горизонтальный способы показа изде лий на горках. При вертикальном способе выкладки од ноименные изделия, различающиеся размером, фасо ном, цветом и другими признаками, укладывают одно под другим, например на нижней полке размещают кастрюли большой емкости, выше — меньшей емкости. Горизонтальным способом выкладывают изделия про стого ассортимента. Около новых товаров прикрепляют этикетки, содержащие их краткую характеристику.
Товары из пластмасс целесообразно выкладывать |
по |
|||
назначению — посуда столовая |
и чайная, кухонные |
и |
||
хозяйственные принадлежности, |
|
принадлежности |
для |
|
комнатных цветов и т. п. |
|
размещают по |
груп |
|
Химико-москательные товары |
||||
пам, например лакокрасочные |
товары — олифа, |
лаки, |
||
краски и др. Товары бытовой химии раскладывают |
по |
|||
назначению—средства чистящие, |
полирующие, для ухо |
да за автомобилями, для защиты растений, минеральные удобрения и т. д. Выкладка этих товаров должна быть четкой и выразительной, привлекающей внимание поку пателя разнообразием ассортимента и упаковки. Чтобы облегчить покупателям выбор товаров, необходимо ис пользовать таблички с указанием групп товаров бытовой химии, ядохимикатов и др. Рядом с минеральными удоб рениями и ядохимикатами целесообразно иметь стенд для справочной литературы.
Стеклянные и керамические товары размещают по назначению, видам, размерам, форме, разделкам и сор там. Сервизы, наборы посуды рекомендуется выклады вать на хорошо освещенных горках, в открытых шка фах, на обеденных столах, покрытых скатертью. Изде лия должны быть выставлены так, чтобы покупатели могли хорошо рассмотреть их форму, цвет, украшение. Столовые сервизы размещают следующим способом: у стенки на ребро ставят блюда, впереди тарелки, по бо кам салатники, вазы для супа, подливочник и другие предметы, входящие в сервиз или набор.
279
Металлическую посуду размещают на полках ряда ми или стопками; крупные товары — на отдельных плат формах; небольшие и мелкие изделия (крепежные, ско бяные и др. )— в наприлавочных кассетах или специ альных ящиках горок. На средних полках рекомендуется выкладывать товары частого спроса, на верхних — ред кого спроса. Товары, состоящие из нескольких состав ных частей, выставляют в собранном и разобранном виде, чтобы покупатели могли лучше ознакомиться с ними.
ПОКАЗ ТОВАРОВ
При показе изделий из пластмасс продавец должен рассказать покупателю, из какого вида пластмассы оно изготовлено, каковы его преимущества перед изделиями из других материалов (легкость, большая стойкость к ударам, красивый внешний вид и др.). Если это изде лие предназначено для хранения пищи или подачи пи щи на стол, то следует напомнить покупателю о необхо димости придерживаться рекомендаций, содержащихся на дне или другой части изделия. Нужно обязательно объяснить покупателю особенности обращения и ухода за изделиями из пластмасс, так как многие из них не об ладают стойкостью к действию повышенных температур (деформируются или расплавляются) и высокой твер достью. Необходимо подчеркнуть, что если покупатель будет придерживаться советов по уходу за изделием, то оно будет служить значительно дольше.
Предлагая покупателю химико-москательные това ры, продавец должен объяснить способы применения их и предложить сопутствующие товары (кисти, шпатели и др.). Для ускорения обслуживания покупателей целесо образно вывесить в торговом зале справочные таблицы расхода материалов для окраски полов, дверей, потол ков. При продаже моющих средств продавец должен предложить покупателю и вспомогательные средства для стирки — подсинивающие, подкрахмаливающие и дру гие, а также препарат «Чародейка» или другое средство для снятия статического электричества с изделий из синтетических тканей.
В магазине должны быть таблицы, по которым мож но определить количество обоев и других материалов, не
280
обходимое для оклейки комнат разных размеров. Про давец должен выяснить у покупателя, каковы назначе ние и освещенность комнат, и с учетом этого предложить ему соответствующие обои.
Стеклянные и керамические товары, кроме утилитар ного назначения, имеют художественную и декоратив ную ценность; продавец должен знать особенности моды на эти товары и знакомить с ними покупателей. Ас сортимент силикатных товаров отличается большим раз нообразием, и поэтому продавец должен помогать по купателю сделать покупку. Изделие нужно показывать так, чтобы хорошо просматривалась не только его фор ма, но и рисунок. Следует предложить покупателю при обрести и сопутствующие товары. Так, если покупатель приобретает графин для вина, то ему можно порекомен довать и комплект (набор) рюмок или стопок.
Продавец должен хорошо знать ассортимент метал лохозяйственных товаров, свойства материалов, из ко торых они выработаны. Необходимо объяснить покупа телю особенности обращения и ухода за эмалированной посудой; при показе никелированных изделий (чайни ков, кофейников) пояснить, что на газовую плиту их ставить нельзя, так как никелированное покрытие при этом быстро портится. Демонстрируя посуду из нержавею щей стали, нужно подчеркнуть, что она обладает рядом достоинств (гигиенична, долговечна), и поэтому ее це лесообразно приобрести, несмотря на то что она дороже посуды из других материалов. Ассортимент металлохбзяйственных товаров часто обновляется, и поэтому про давец должен возможно быстрее знакомиться с посту пающими в продажу новыми изделиями и предлагать их покупателям.
МЕТОДЫ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ
Продажа посудохозяйственных и химико-москатель ных товаров осуществляется прогрессивными и тради ционными методами. К прогрессивным методам относят ся самообслуживание, открытая выкладка и продажа по образцам.
При продаже товаров методом самообслуживания
покупатель знакомится с товарами, без помощи про
281
давца отбирает нужные ему изделия и у выхода из отдела (секции) магазина оплачивает их стоимость контролеру-кассиру. Затем товары упаковывают и вруча ют покупателю.
Самообслуживание — наиболее эффективный метод продажи товаров, в том числе и хозяйственного назна чения, так как вследствие значительного сокращения времени, затрачиваемого покупателями на покупку, увеличивается пропускная способность и, следователь но, товарооборот и рентабельность магазина. При необ ходимости покупатели могут получать нужные консуль тации у контролеров-кассиров.
При продаже товаров методом открытой выкладки
покупатель также самостоятельно знакомится с товара ми и отбирает все необходимое, но в присутствии про давца, который может ознакомить покупателей со свойствами товаров, их назначением, рациональным ис пользованием, предложить сопутствующие товары, по рекомендовать новые изделия и т. д. Покупатель опла чивает покупку и получает ее у продавца или в столе выдачи покупок.
При продаже товаров по образцам, покупатель зна комится с выложенными и выставленными в торговом зале изделиями, снабженными ярлыками с указанием наименования, артикула, цены, номера, - присвоенного магазином данному товару. Помощь в выборе товаров покупатели получают от продавцов-консультантов, ра бочие места которых находятся в торговом зале. После оплаты в кассе стоимости выбранных товаров, покупате лю вручают их в столе выдачи покупок.
Продажа товаров традиционным методом состоит из показа товара покупателю, консультации, помощи в выборе товара и его отпуска после оплаты стоимости.
ИЗУЧЕНИЕ СПРОСА И РЕКЛАМА ТОВАРОВ
Работа по изучению покупательского спроса прово дится в магазинах в процессе продажи товаров, при этом продавцы учитывают изменения покупательского спроса, требований покупателей к ассортименту и качест ву товаров. Особенности и структура покупательского спроса зависят от многих факторов, к числу кото рых относятся, например, уровень материального бла
282
госостояния населения, природно-климатические усло вия, сезонность и др. Работники магазинов, в том числе и продавцы, должны учитывать все факторы, влияющие на формирование и изменение покупательского спроса, для определения потребности магазина в необходимых товарах и составления обоснованных заказов промыш ленным предприятиям. Для этого в магазинах ведется учет покупательского спроса на товары, имеющиеся в продаже (реализованный спрос), на товары, отсутст вующие в продаже (неудовлетворенный спрос), и на но вые товары (формирующийся спрос).
Учет реализованного спроса ведется различными методами: по товарным чекам, специально изготовлен ным ярлыкам и инвентаризационным ведомостям. В то варных ярлыках или чеках продавцы могут записывать наиболее характерные признаки товаров; на отдельные товары могут вестись специальные карточки (контроль ные), в которых записывается наименование, артикул и другие признаки, характеризующие товар, а также ко личество изделий, дата выкладки, поступление товара по мере его продажи и др. В конце учитываемого периода записывается количество проданных изделий и остаток рабочего запаса товара. Рост или снижение покупатель ского спроса могут быть установлены и с помощью со поставления инвентаризационных ведомостей в разные периоды, и путем учета количества поступивших товаров за учитываемый период и товарных запасов в момент изучения. Результаты продажи записываются ежедневно в специальном журнале, и в конце месяца составляется сводная ведомость продажи товаров.
Одновременно с изучением реализованного спроса продавцы ведут учет отзывов покупателей по ассорти менту и качеству проданных товаров с указанием каж дого предприятия-изготовителя. На товары, не пользую
щиеся спросом, составляются |
специальные ведомости, |
||
в которых указываются наименование |
товара, |
арти |
|
кул, размер,сорт, количество, |
цена, дата, |
время |
поступ |
ления, а также причины, по которым товар не пользует ся спросом, принимаемые меры и т. д. Данные учета реализованного спроса используются для составления заказов на завоз товаров.
Учет неудовлетворенного спроса производится про давцами путем записей в специальном журнале «Учет
283