Файл: Уманцев, Я. З. Посудохозяйственные и химико-москательные товары учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

теля поставщика (если это предусмотрено в договоре поставки). В случае отсутствия представителя постав­ щика или его неявки качество товаров проверяет экс­ перт бюро товарных экспертиз или государственный инспектор по качеству. Не позднее 10 дней после сос­ тавления акта по утвержденной форме поставщику предъявляют претензию с приложением необходимых документов.

Приемка по качеству товаров отдельных групп име­ ет ряд особенностей.

Товары из пластмасс чаще всего проверяют органо­ лептическим методом. К сопроводительным документам изделий, предназначенных для хранения пищевых про­ дуктов, должны быть приложены сертификаты, удосто­ веряющие отсутствие в изделиях вредных веществ и их пригодность для пищевого назначения. Посуду, предназ­ наченную для горячей пищи, проверяют и на теплостой­ кость. Для этого изделия опускают в кипящую воду на 30 мин, затем охлаждают, промывают и протирают су­ хой тканью. При этом поверхность изделий не должна изменяться, а вода — окрашиваться и иметь какой-либо запах.

К сопроводительным документам химико-москатель­ ных товаров также должен быть приложен сертификат, удостоверяющий их качество, установленное лаборатор­ ным методом. В магазине проверяют органолептически только некоторые свойства этих товаров, например: цвет, запах, консистенцию, герметичность упаковки лакокра­ сочных товаров и др. При этом обращают внимание на дату изготовления товара, так как свойства некоторых лакокрасочных товаров, изделий в аэрозольной упаков­ ке при хранении сверх установленного срока могут из­ меняться. При обнаружении негерметичности тары сос­ тавляют акт с участием представителя поставщика и производят контрольную проверку качества получен­ ной партии товара, для чего отбирают среднюю пробу в соответствии с указаниями ГОСТа или ТУ. Если ка­ чество товаров, установленное лабораторным анализом, не соответствует требованиям ГОСТа или ТУ, то повтор­ но отбирают среднюю пробу из удвоенного количества мест партии и при несоответствии хотя бы одного пока­ зателя качества нормам ГОСТа или ТУ всю партию то­ вара бракуют. При приемке порошкообразных товаров

276

(сухих красок, стиральных порошков) обращают вни­ мание на состояние тары, которая должна быть непов­ режденной и сухой. Обои проверяют выборочным путем (на полный разворот куска) в размере не менее 2% от партии.

При приемке стеклянных и керамических товаров

пользуются соответствующими МРТУ, ТУ и ГОСТами, а также прейскурантами. Внешнему осмотру подверга­ ют все изделия партии; особое внимание обращают на грубые дефекты — сколы, щербины, трещины и др. Про­ веряют также термическую устойчивость некоторых из­ делий. Каждое изделие должно иметь этикетку с указа­ нием артикула, наименования завода-изготовителя, сор­ та,'номера МРТУ, группы разделки и цены.

При приемке керамических товаров производят сплошную проверку поступивших товаров внешним ос­ мотром и простукиванием деревянной палочкой. Изде­ лия с трещинами издают глухой (дребезжащий) звук и в продажу не допускаются. Обращают внимание на вели­ чину деформации плоских изделий (тарелок), устойчи­ вость на ровной поверхности высоких и узких изделий (вазы). При приемке комплекта проверяют наличие всех изделий, входящих в него, точность и художествен­ ность исполнения украшений на всех предметах. Изделия с грубыми дефектами — трещинами, сквозными отверсти­ ями (свищами), цеком глазури и др.— в продажу не до­ пускаются.

Металлическую посуду, замочные изделия и другие металлохозяйственные товары подвергают сплошной проверке по качеству. При этом проверяют и комплект­ ность поступивших товаров; при обнаружении некомп­ лектности они не должны быть допущены в продажу. После предъявления надлежаще оформленной претен­ зии поставщик должен прислать недостающие детали или части комплекта.

Хранение товаров. Партию товара, принятую по ко­ личеству и качеству, размещают в кладовых на стелла­ жах и подтоварниках. Для каждой группы товаров от­ водят определенное место; товары частого спроса раз­ мещают ближе к торговому залу. Ящики с изделиями укладывают в штабеля высотой не более 2 м. Проходы между стеллажами и подтоварниками должны нахо­ диться на расстоянии не менее: 20 см — от стен,

277


100 см — от батарей и 50 см — от ламп. В кладовой дол­ жна быть постоянная температура в пределах 14—18°С и относительная влажность 60—70%, которую опреде­ ляют обычно с помощью психрометра. При хранении то­ вары необходимо оберегать от воздействия солнечного света, пыли.

ПОДГОТОВКА К ПРОДАЖЕ И ВЫКЛАДКА ТОВАРОВ

Подготовка товаров к продаже. Операции по подго­ товке товаров к продаже подразделяют на общие и спе­ циальные. К общим операциям относятся распаковка то­ варов, тщательный осмотр их, сортировка по группам, размерам, фасонам, цветам, сортам, проверка цен по прейскуранту, маркировка товаров (заполнение ярлы­ ков или ценников по установленной форме). При этом проверяют наличие и содержание фабричного ярлыка, приводят товары в надлежащий вид и подготовляют их к подаче на рабочие места. К специальным операциям относятся расфасовка, устранение мелких недостатков, сборка и монтаж, проверка исправности механизмов замков, мясорубок и других приборов, проверка комп­ лектности и тщательности отделки изделий, входящих в комплект.

Товары из пластмасс, стеклянную и керамическую посуду очищают от пыли и других загрязнений; прове­ ряют отсутствие трещин и других грубых дефектов. Оконное стекло предварительно нарезают для ускорения процесса продажи. Химико-москательные товары очи­ щают от пыли, стружки; бутылки с жидкими товарами протирают; подклеивают отставшие этикетки. Развес­ ную олифу предварительно фасуют по 0,5; 1 и 2 кг. Ме­ таллохозяйственные товары протирают, чтобы удалить пыль, следы коррозии. В алюминиевой и оцинкованной посуде с помощью деревянного молотка и мешочка с песком выправляют вмятины. С поверхности инструмен­ тов удаляют смазку. Товары, поступившие в магазин в разобранном виде, собирают и проверяют работу их механизмов. Обязательно проверяют работу механиз­ мов замков.

Выкладка товаров. В зависимости от особенностей товаров, спроса на них, а также методов продажи ис­ пользуют различные способы выкладки товаров. Круп­

278

ногабаритные и тяжелые товары рекомендуется разме­ щать в торговом зале ближе к выходу из магазина, с тем чтобы вынос из магазина крупных покупок не ме­ шал основному потоку покупателей; изделия частого спроса — недалеко от кладовой. При выкладке однород­ ных товаров сложноассортиментных групп используют вертикальный и горизонтальный способы показа изде­ лий на горках. При вертикальном способе выкладки од­ ноименные изделия, различающиеся размером, фасо­ ном, цветом и другими признаками, укладывают одно под другим, например на нижней полке размещают кастрюли большой емкости, выше — меньшей емкости. Горизонтальным способом выкладывают изделия про­ стого ассортимента. Около новых товаров прикрепляют этикетки, содержащие их краткую характеристику.

Товары из пластмасс целесообразно выкладывать

по

назначению — посуда столовая

и чайная, кухонные

и

хозяйственные принадлежности,

 

принадлежности

для

комнатных цветов и т. п.

 

размещают по

груп­

Химико-москательные товары

пам, например лакокрасочные

товары — олифа,

лаки,

краски и др. Товары бытовой химии раскладывают

по

назначению—средства чистящие,

полирующие, для ухо­

да за автомобилями, для защиты растений, минеральные удобрения и т. д. Выкладка этих товаров должна быть четкой и выразительной, привлекающей внимание поку­ пателя разнообразием ассортимента и упаковки. Чтобы облегчить покупателям выбор товаров, необходимо ис­ пользовать таблички с указанием групп товаров бытовой химии, ядохимикатов и др. Рядом с минеральными удоб­ рениями и ядохимикатами целесообразно иметь стенд для справочной литературы.

Стеклянные и керамические товары размещают по назначению, видам, размерам, форме, разделкам и сор­ там. Сервизы, наборы посуды рекомендуется выклады­ вать на хорошо освещенных горках, в открытых шка­ фах, на обеденных столах, покрытых скатертью. Изде­ лия должны быть выставлены так, чтобы покупатели могли хорошо рассмотреть их форму, цвет, украшение. Столовые сервизы размещают следующим способом: у стенки на ребро ставят блюда, впереди тарелки, по бо­ кам салатники, вазы для супа, подливочник и другие предметы, входящие в сервиз или набор.

279



Металлическую посуду размещают на полках ряда­ ми или стопками; крупные товары — на отдельных плат­ формах; небольшие и мелкие изделия (крепежные, ско­ бяные и др. )— в наприлавочных кассетах или специ­ альных ящиках горок. На средних полках рекомендуется выкладывать товары частого спроса, на верхних — ред­ кого спроса. Товары, состоящие из нескольких состав­ ных частей, выставляют в собранном и разобранном виде, чтобы покупатели могли лучше ознакомиться с ними.

ПОКАЗ ТОВАРОВ

При показе изделий из пластмасс продавец должен рассказать покупателю, из какого вида пластмассы оно изготовлено, каковы его преимущества перед изделиями из других материалов (легкость, большая стойкость к ударам, красивый внешний вид и др.). Если это изде­ лие предназначено для хранения пищи или подачи пи­ щи на стол, то следует напомнить покупателю о необхо­ димости придерживаться рекомендаций, содержащихся на дне или другой части изделия. Нужно обязательно объяснить покупателю особенности обращения и ухода за изделиями из пластмасс, так как многие из них не об­ ладают стойкостью к действию повышенных температур (деформируются или расплавляются) и высокой твер­ достью. Необходимо подчеркнуть, что если покупатель будет придерживаться советов по уходу за изделием, то оно будет служить значительно дольше.

Предлагая покупателю химико-москательные това­ ры, продавец должен объяснить способы применения их и предложить сопутствующие товары (кисти, шпатели и др.). Для ускорения обслуживания покупателей целесо­ образно вывесить в торговом зале справочные таблицы расхода материалов для окраски полов, дверей, потол­ ков. При продаже моющих средств продавец должен предложить покупателю и вспомогательные средства для стирки — подсинивающие, подкрахмаливающие и дру­ гие, а также препарат «Чародейка» или другое средство для снятия статического электричества с изделий из синтетических тканей.

В магазине должны быть таблицы, по которым мож­ но определить количество обоев и других материалов, не­

280

обходимое для оклейки комнат разных размеров. Про­ давец должен выяснить у покупателя, каковы назначе­ ние и освещенность комнат, и с учетом этого предложить ему соответствующие обои.

Стеклянные и керамические товары, кроме утилитар­ ного назначения, имеют художественную и декоратив­ ную ценность; продавец должен знать особенности моды на эти товары и знакомить с ними покупателей. Ас­ сортимент силикатных товаров отличается большим раз­ нообразием, и поэтому продавец должен помогать по­ купателю сделать покупку. Изделие нужно показывать так, чтобы хорошо просматривалась не только его фор­ ма, но и рисунок. Следует предложить покупателю при­ обрести и сопутствующие товары. Так, если покупатель приобретает графин для вина, то ему можно порекомен­ довать и комплект (набор) рюмок или стопок.

Продавец должен хорошо знать ассортимент метал­ лохозяйственных товаров, свойства материалов, из ко­ торых они выработаны. Необходимо объяснить покупа­ телю особенности обращения и ухода за эмалированной посудой; при показе никелированных изделий (чайни­ ков, кофейников) пояснить, что на газовую плиту их ставить нельзя, так как никелированное покрытие при этом быстро портится. Демонстрируя посуду из нержавею­ щей стали, нужно подчеркнуть, что она обладает рядом достоинств (гигиенична, долговечна), и поэтому ее це­ лесообразно приобрести, несмотря на то что она дороже посуды из других материалов. Ассортимент металлохбзяйственных товаров часто обновляется, и поэтому про­ давец должен возможно быстрее знакомиться с посту­ пающими в продажу новыми изделиями и предлагать их покупателям.

МЕТОДЫ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ

Продажа посудохозяйственных и химико-москатель­ ных товаров осуществляется прогрессивными и тради­ ционными методами. К прогрессивным методам относят­ ся самообслуживание, открытая выкладка и продажа по образцам.

При продаже товаров методом самообслуживания

покупатель знакомится с товарами, без помощи про­

281


давца отбирает нужные ему изделия и у выхода из отдела (секции) магазина оплачивает их стоимость контролеру-кассиру. Затем товары упаковывают и вруча­ ют покупателю.

Самообслуживание — наиболее эффективный метод продажи товаров, в том числе и хозяйственного назна­ чения, так как вследствие значительного сокращения времени, затрачиваемого покупателями на покупку, увеличивается пропускная способность и, следователь­ но, товарооборот и рентабельность магазина. При необ­ ходимости покупатели могут получать нужные консуль­ тации у контролеров-кассиров.

При продаже товаров методом открытой выкладки

покупатель также самостоятельно знакомится с товара­ ми и отбирает все необходимое, но в присутствии про­ давца, который может ознакомить покупателей со свойствами товаров, их назначением, рациональным ис­ пользованием, предложить сопутствующие товары, по­ рекомендовать новые изделия и т. д. Покупатель опла­ чивает покупку и получает ее у продавца или в столе выдачи покупок.

При продаже товаров по образцам, покупатель зна­ комится с выложенными и выставленными в торговом зале изделиями, снабженными ярлыками с указанием наименования, артикула, цены, номера, - присвоенного магазином данному товару. Помощь в выборе товаров покупатели получают от продавцов-консультантов, ра­ бочие места которых находятся в торговом зале. После оплаты в кассе стоимости выбранных товаров, покупате­ лю вручают их в столе выдачи покупок.

Продажа товаров традиционным методом состоит из показа товара покупателю, консультации, помощи в выборе товара и его отпуска после оплаты стоимости.

ИЗУЧЕНИЕ СПРОСА И РЕКЛАМА ТОВАРОВ

Работа по изучению покупательского спроса прово­ дится в магазинах в процессе продажи товаров, при этом продавцы учитывают изменения покупательского спроса, требований покупателей к ассортименту и качест­ ву товаров. Особенности и структура покупательского спроса зависят от многих факторов, к числу кото­ рых относятся, например, уровень материального бла­

282

госостояния населения, природно-климатические усло­ вия, сезонность и др. Работники магазинов, в том числе и продавцы, должны учитывать все факторы, влияющие на формирование и изменение покупательского спроса, для определения потребности магазина в необходимых товарах и составления обоснованных заказов промыш­ ленным предприятиям. Для этого в магазинах ведется учет покупательского спроса на товары, имеющиеся в продаже (реализованный спрос), на товары, отсутст­ вующие в продаже (неудовлетворенный спрос), и на но­ вые товары (формирующийся спрос).

Учет реализованного спроса ведется различными методами: по товарным чекам, специально изготовлен­ ным ярлыкам и инвентаризационным ведомостям. В то­ варных ярлыках или чеках продавцы могут записывать наиболее характерные признаки товаров; на отдельные товары могут вестись специальные карточки (контроль­ ные), в которых записывается наименование, артикул и другие признаки, характеризующие товар, а также ко­ личество изделий, дата выкладки, поступление товара по мере его продажи и др. В конце учитываемого периода записывается количество проданных изделий и остаток рабочего запаса товара. Рост или снижение покупатель­ ского спроса могут быть установлены и с помощью со­ поставления инвентаризационных ведомостей в разные периоды, и путем учета количества поступивших товаров за учитываемый период и товарных запасов в момент изучения. Результаты продажи записываются ежедневно в специальном журнале, и в конце месяца составляется сводная ведомость продажи товаров.

Одновременно с изучением реализованного спроса продавцы ведут учет отзывов покупателей по ассорти­ менту и качеству проданных товаров с указанием каж­ дого предприятия-изготовителя. На товары, не пользую­

щиеся спросом, составляются

специальные ведомости,

в которых указываются наименование

товара,

арти­

кул, размер,сорт, количество,

цена, дата,

время

поступ­

ления, а также причины, по которым товар не пользует­ ся спросом, принимаемые меры и т. д. Данные учета реализованного спроса используются для составления заказов на завоз товаров.

Учет неудовлетворенного спроса производится про­ давцами путем записей в специальном журнале «Учет

283