Файл: Технические и экономические основы литейного производства..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

направлениях разделения труда между предприятиями и отрас­ лями машиностроения. Здесь и заложены главные резервы оте­ чественного машиностроения.

Опыт развития отечественного и зарубежного машинострое­ ния свидетельствует о том, что создание на всех предприятиях литейного производства нецелесообразно. В США машинострои­ тельные заводы изготовляют для собственных нужд лишь около 20% производимых в стране отливок. Три четверти стальных и три пятых чугунных отливок, выпускаемых в стране, продаются «на сторону» обособленными литейными предприятиями. При этом специализированные заводы обеспечивают высокое качест­ во отливок, которые обходятся дешевле, чем если бы они изго­ товлялись в литейных цехах предприятий машиностроения.

Таким образом, углубление специализации и повышение уров­ ня концентрации литейного производства являются важнейшими предпосылками дальнейшего повышения его экономической эф­ фективности. Началом больших работ, проводимых в нашей стра­ не в этом направлении, является создание крупных специализи­ рованных литейных заводов. Специализация этих заводов имеет два отличных, четко выраженных профиля [52].

Первый — отраслевой; это заводы такого назначения, как, на­ пример, «Станколит». Заводы этого профиля характерны для слу­ чаев достаточной потребности того или иного района в отливках соответствующей отрасли. Второй профиль специализации — тех­ нологический. Литейные заводы этого профиля, так называемые центролиты, предназначены для обеспечения заготовками широ­ кого круга машиностроительных предприятий, расположенных в определенном экономическом районе. Строящиеся сейчас литей­ ные заводы имеют преимущественно профиль центролитов и но­ сят межотраслевой характер. В последующие годы литейные за­ воды будут создаваться в значительной мере как отраслевые. Кроме того, высокие темпы развития отдельных специальных спо­ собов литья позволяют в дальнейшем перейти к созданию специ­ ализированных по способу литья заводов. Такими могут быть за­ воды литья по выплавляемым моделям, в оболочковые формы, под давлением.

По мере развития специализированных литейных заводов как отраслевого, так и межотраслевого профиля число маломощных цехов и участков, стоимость отливок в которых, как правило, вы­ ше, будет, естественно, сокращаться. В последующем при дости­ жении необходимого уровня специализированных мощностей и бесперебойного снабжения предприятий различных отраслей про­ мышленности всеми запасными деталями и узлами для нужд ре­ монта оборудования надобность в существовании мелких, нерен­ табельных литейных цехов отпадет. Будучи неразрывно связан­ ным с отраслями машиностроения и металлообработки, литейное производство получило развитие во всех союзных республиках и экономических районах нашей страны.

12


Размещение литейного производства по территории всей стра­

 

ны, наличие большого числа цехов и участков на предприятиях,

 

подведомственных различным министерствам и ведомствам, раз­

 

нообразие технологических процессов — все эти факторы обуслов-.

 

ливают особые требования к организации управления этим важ- \

 

ным звеном народного хозяйства. Необходимо отметить, что со-

,

временная организация управления литейным производством

 

нашей страны не отвечает в достаточной мере предъявляемым к

I

ней требованиям. Несмотря на столь значительное развитие ли-

|

тейного производства, в стране нет такого ответственного, наде­

 

ленного соответствующими правами органа, который бы осуще­

 

ствлял единую политику в области технического прогресса и со­

 

вершенствования

технологической

структуры

литейного

 

производства независимо от ведомственной подчиненности цехов.

 

Во всех машиностроительных отраслях созданы специальные

 

службы и отделы, призванные решать вопросы развития и совер-

'

шенствования литейного производства той или иной отрасли. В

 

станкостроительной и инструментальной промышленности созда­

 

но Управление по координации производства продукции общема­

 

шиностроительного применения, на которое возложена

коорди­

 

нация работ в области развития литейного

производства

всех

 

отраслей машиностроения. Там же созданы

управления:

Глав-

 

центролит, Главлитмаш. Однако последние

решают,

по суще­

 

ству, локальные задачи своей отрасли.

 

 

 

 

 

Отсутствие

единого централизованного

управления

литей­

 

ным производством — одна из главных причин различий техниче­

 

ского уровня производства на предприятиях

разных

отраслей

 

промышленности, непостоянства качества отливок и различий в

 

технологии изготовления и себестоимости одинаковых заготовок.

 

В условиях сложившейся практики технологические процессы в

 

производстве

сходных отливок, как

правило, разрабатываются

 

изолированными, подчас слабыми технологическими и проектны­ ми организациями, имеющими различный технический уровень, с использованием в каждом случае полного объема проектной до­ кументации. Так, только по УССР разработкой проектов рекон­ струкции и строительства литейных цехов занимаются около 50 проектных организаціей, что помимо отсутствия единой техничес­ кой политики приводит к параллельным разработкам одних и тех же объектов нестандартного оборудования и средств механиза­ ции и к тому, что ряд разработанных проектов находится на не­ достаточно высоком технико-экономическом уровне.

Имеют место случаи неоправданного дублирования и разра­ ботки собственных конструкций иногда в ущерб использованию более совершенных и прогрессивных, разработанных другими ор­ ганизациями. Безусловно, объединение усилий коллективов по выполнению общих задач или координации проводимых ими ра­ бот, разделение труда позволили бы значительно повысить эф­ фективность их деятельности.

13


Совершенно необходимо улучшать координацию работы дитейных цехов по отдельным союзным республикам, краям и об­ ластям. В планирующих органах на местах должны быть подраз­ деления, которые были бы наделены правами определения раци­ ональных кооперированных связей между предприятиями различных отраслей промышленности по поставкам отливок. Не уделяется также на местах должного внимания организации кон­ троля за выполнением установленных планов развития литейно­ го производства, хода строительства и реконструкций литейных цехов и заводов, правильным использованием выделенных капи­ тальных вложений, что во многих случаях приводит к затягива­ нию сроков строительства и ввода в эксплуатацию новых мощ­ ностей. В таких условиях отдельные министерства и ведомства при планировании развития литейного производства исходят только из своих ведомственных возможностей и ориентируются на потребности предприятий своего ведомства. При этом возни­ кают большие трудности в организации рациональных межотра­ слевых связей по поставкам отливок, в планировании и осущест­ влении специализации и концентрации производства отливок. Та­ кое же положение с планированием и использованием капиталь­ ных вложений, выделяемых каждому министерству и ведомству на развитие литейного производства. В условиях распыления этих средств по многочисленным ведомствам они не всегда использу­ ются с должным эффектом. В результате возможно, что в одном районе предприятия какого-либо ведомства испытывают дефи­ цит в заготовках, в то время как другие, рядом расположенные, но подчиненные другим министерствам, недоиспользуют имею­ щиеся мощности по производству отливок из тех же сплавов. Та­ кие примеры можно привести по ряду районов нашей страны. Так, в Белорусской ССР на Минском заводе отопительного обо­ рудования имеется цех ковкого чугуна. Цех этот располагает мощностью, позволяющей произвести 3 тыс. т фитингов. Потреб­ ность в этих заготовках на многих предприятиях различных от­ раслей промышленности Белоруссии весьма значительна. Несмо­ тря на это, Министерство промышленности строительных мате­ риалов СССР, исходя из потребностей предприятий только своего ведомства, определило задание по отливке фитингов в объеме всего лишь 250 т. Естественно, что для обеспечения потребности промышленности Белорусской ССР в фитингах придется органи­ зовывать их производство на' других предприятиях республики.

Минский моторный завод подчинен Министерству тракторно­ го и сельскохозяйственного машиностроения. При создании на этом заводе специализированного цеха алюминиевых отливок предполагалось, что этими отливками будут обеспечиваться по кооперированным поставкам предприятия других министерств, размещенные поблизости. Однако по распоряжению Министер­ ства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения Мин­ ский моторный завод обеспечивает отливками из алюминия

14


только заводы своего ведомства, расположенные на значитель­ ном расстоянии от Белоруссии в городах Харькове, Владимире и др.

Число таких примеров можно было бы продолжить. Из-за уз­ коведомственного подхода к вопросам развития литейного произ­ водства народное хозяйство страны несет большие непроизводи­ тельные расходы.

В последние годы значительно увеличилось число организа­ ций, занимающихся проведением научных исследований в обла­ сти технологии литейного производства. Так, наряду с развити­ ем Научно-исследовательского института литейной технологии и машиностроения, который в 1968 г. был преобразован во Всесо­ юзный институт, в Ленинграде в 1965 г. создан Всесоюзный про­ ектно-технологический институт литейного производства. В 1968 г. в Одессе организован Всесоюзный научно-исследовательский ин­ ститут специальных способов литья. Эти институты входят в от­ расль станкостроительной и инструментальной промышленности. В 1958 г. в Киеве в системе Академии Наук Украинской ССР был создан Научно-исследовательский институт проблем литья, в со­ ставе которого организованы хорошо оснащенные лаборатории по основным задачам литейной технологии.

Актуальные проблемы совершенствования литейных цехов разрабатываются научно-исследовательскими институтами раз­ личных отраслей машиностроения. Широкую известность полу­ чили работы, выполняемые коллективами специалистов, занятых в литейных отделах и лабораториях Центрального научно-иссле­ довательского института технологии машиностроения (ЦНИИТМАШа), Научно-исследовательского института техно­ логии автомобильной промышленности (НИИТАвтопрома), Научно-исследовательского института технологии тракторного и сельскохозяйственного машиностроения (НИИТракторсельхозмаша), Всесоюзного проектно-технологического института тяже­ лого, транспортного и энергетического машиностроения (ВПТИтяжмаша).

Большие работы в области совершенствования технологии и организации литейного производства ведутся и в проектных ин­ ститутах— станкостроения (Гипростанок), автомобильной про­ мышленности (Гипроавтопром) и других отраслей машинострое­ ния.

Большое число специалистов выполняют исследования на ка­ федрах литейного производства многих высших учебных заведе­ ний. Если ко всему этому добавить научно-исследовательские лаборатории литейного производства, действующие на многих крупных машиностроительных заводах, то окажется, что иссле­ дованиями в этой области занимается в целом по всей стране многотысячная армия специалистов.

Наличие единого плана координации научных исследований в области литейного производства, деятельность ряда лаборато-

15


рий, институтов и заводов, кафедр вузов, носящая целенаправ­ ленный характер, способствовали бы специализации в области научных исследований, стабильности тематики выполняемых ра­ бот. Повышение эффективности научных исследований является, как известно, важным фактором ускорения темпов технического прогресса в литейном производстве страны.

Процесс постоянного совершенствования специализации и форм управления промышленностью, происходящий в литейном производстве, присущ в равной мере и другим видам производ­ ства. Известно, что по мере развития технического прогресса про­ исходит образование новых отраслей промышленности. Так, из общего машиностроения постепенно отпочковываются специали­ зированные отрасли. Таким путем образовались отрасли трак­ торного, автомобильного, сельскохозяйственного, химического, нефтяного, транспортного машиностроения и ряд других. Конеч­ но, каждая из этих отраслей машиностроения имеет свои специ­ фические особенности технологии и организации производства. В то же время во всех отраслях машиностроения, несмотря на раз­ личие, есть сходные процессы и операции, которые справедливо называют общемашиностроительными или межотраслевыми. К таким производствам относится прежде всего литейное произ­ водство, в технологии и организации которого во всех отраслях промышленности имеется много общего.

Учитывая эти обстоятельства, целесообразно, обосновывая ре­ комендации по дальнейшему совершенствованию управления ли­ тейным производством и его планированию, рассматривать его в общем комплексе межотраслевых производств. Интересы даль­ нейшего совершенствования технологической структуры народно­ го хозяйства настоятельно диктуют необходимость организации единой централизованной системы управления и планирования литейным и другими видами межотраслевых производств в мас­ штабе всей страны в рамках союзного министерства или другого компетентного органа.

Такая постановка вопроса вполне соответствует постановле­ нию ЦК КПСС и Совета Министров СССР, принятому в 1973 г., «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью».

Сосредоточив в авторитетных органах все права по управле­ нию, планированию, определению необходимых капитальных вло­ жений и контролю за их правильным использованием, можно обеспечить рациональное развитие технической политики в ли­ тейном и других видах межотраслевых общемашиностроитель­ ных производств. Этим же органам целесообразно подчинить ра­ боту специализированных научно-исследовательских и проектно­ конструкторских учреждений, занимающихся, в частности, ли­ тейным производством, а также координацию, методическое и научное руководство деятельностью отраслевых учреждений и ла­ бораторий, выполняющих научные, проектные и технологические

16