Файл: Технические и экономические основы литейного производства..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 165
Скачиваний: 1
направлениях разделения труда между предприятиями и отрас лями машиностроения. Здесь и заложены главные резервы оте чественного машиностроения.
Опыт развития отечественного и зарубежного машинострое ния свидетельствует о том, что создание на всех предприятиях литейного производства нецелесообразно. В США машинострои тельные заводы изготовляют для собственных нужд лишь около 20% производимых в стране отливок. Три четверти стальных и три пятых чугунных отливок, выпускаемых в стране, продаются «на сторону» обособленными литейными предприятиями. При этом специализированные заводы обеспечивают высокое качест во отливок, которые обходятся дешевле, чем если бы они изго товлялись в литейных цехах предприятий машиностроения.
Таким образом, углубление специализации и повышение уров ня концентрации литейного производства являются важнейшими предпосылками дальнейшего повышения его экономической эф фективности. Началом больших работ, проводимых в нашей стра не в этом направлении, является создание крупных специализи рованных литейных заводов. Специализация этих заводов имеет два отличных, четко выраженных профиля [52].
Первый — отраслевой; это заводы такого назначения, как, на пример, «Станколит». Заводы этого профиля характерны для слу чаев достаточной потребности того или иного района в отливках соответствующей отрасли. Второй профиль специализации — тех нологический. Литейные заводы этого профиля, так называемые центролиты, предназначены для обеспечения заготовками широ кого круга машиностроительных предприятий, расположенных в определенном экономическом районе. Строящиеся сейчас литей ные заводы имеют преимущественно профиль центролитов и но сят межотраслевой характер. В последующие годы литейные за воды будут создаваться в значительной мере как отраслевые. Кроме того, высокие темпы развития отдельных специальных спо собов литья позволяют в дальнейшем перейти к созданию специ ализированных по способу литья заводов. Такими могут быть за воды литья по выплавляемым моделям, в оболочковые формы, под давлением.
По мере развития специализированных литейных заводов как отраслевого, так и межотраслевого профиля число маломощных цехов и участков, стоимость отливок в которых, как правило, вы ше, будет, естественно, сокращаться. В последующем при дости жении необходимого уровня специализированных мощностей и бесперебойного снабжения предприятий различных отраслей про мышленности всеми запасными деталями и узлами для нужд ре монта оборудования надобность в существовании мелких, нерен табельных литейных цехов отпадет. Будучи неразрывно связан ным с отраслями машиностроения и металлообработки, литейное производство получило развитие во всех союзных республиках и экономических районах нашей страны.
12
Размещение литейного производства по территории всей стра |
|
|||||||
ны, наличие большого числа цехов и участков на предприятиях, |
|
|||||||
подведомственных различным министерствам и ведомствам, раз |
|
|||||||
нообразие технологических процессов — все эти факторы обуслов-. |
|
|||||||
ливают особые требования к организации управления этим важ- \ |
|
|||||||
ным звеном народного хозяйства. Необходимо отметить, что со- |
, |
|||||||
временная организация управления литейным производством |
|
|||||||
нашей страны не отвечает в достаточной мере предъявляемым к |
I |
|||||||
ней требованиям. Несмотря на столь значительное развитие ли- |
| |
|||||||
тейного производства, в стране нет такого ответственного, наде |
|
|||||||
ленного соответствующими правами органа, который бы осуще |
|
|||||||
ствлял единую политику в области технического прогресса и со |
|
|||||||
вершенствования |
технологической |
структуры |
литейного |
|
||||
производства независимо от ведомственной подчиненности цехов. |
|
|||||||
Во всех машиностроительных отраслях созданы специальные |
|
|||||||
службы и отделы, призванные решать вопросы развития и совер- |
' |
|||||||
шенствования литейного производства той или иной отрасли. В |
|
|||||||
станкостроительной и инструментальной промышленности созда |
|
|||||||
но Управление по координации производства продукции общема |
|
|||||||
шиностроительного применения, на которое возложена |
коорди |
|
||||||
нация работ в области развития литейного |
производства |
всех |
|
|||||
отраслей машиностроения. Там же созданы |
управления: |
Глав- |
|
|||||
центролит, Главлитмаш. Однако последние |
решают, |
по суще |
|
|||||
ству, локальные задачи своей отрасли. |
|
|
|
|
|
|||
Отсутствие |
единого централизованного |
управления |
литей |
|
||||
ным производством — одна из главных причин различий техниче |
|
|||||||
ского уровня производства на предприятиях |
разных |
отраслей |
|
|||||
промышленности, непостоянства качества отливок и различий в |
|
|||||||
технологии изготовления и себестоимости одинаковых заготовок. |
|
|||||||
В условиях сложившейся практики технологические процессы в |
|
|||||||
производстве |
сходных отливок, как |
правило, разрабатываются |
|
изолированными, подчас слабыми технологическими и проектны ми организациями, имеющими различный технический уровень, с использованием в каждом случае полного объема проектной до кументации. Так, только по УССР разработкой проектов рекон струкции и строительства литейных цехов занимаются около 50 проектных организаціей, что помимо отсутствия единой техничес кой политики приводит к параллельным разработкам одних и тех же объектов нестандартного оборудования и средств механиза ции и к тому, что ряд разработанных проектов находится на не достаточно высоком технико-экономическом уровне.
Имеют место случаи неоправданного дублирования и разра ботки собственных конструкций иногда в ущерб использованию более совершенных и прогрессивных, разработанных другими ор ганизациями. Безусловно, объединение усилий коллективов по выполнению общих задач или координации проводимых ими ра бот, разделение труда позволили бы значительно повысить эф фективность их деятельности.
13
Совершенно необходимо улучшать координацию работы дитейных цехов по отдельным союзным республикам, краям и об ластям. В планирующих органах на местах должны быть подраз деления, которые были бы наделены правами определения раци ональных кооперированных связей между предприятиями различных отраслей промышленности по поставкам отливок. Не уделяется также на местах должного внимания организации кон троля за выполнением установленных планов развития литейно го производства, хода строительства и реконструкций литейных цехов и заводов, правильным использованием выделенных капи тальных вложений, что во многих случаях приводит к затягива нию сроков строительства и ввода в эксплуатацию новых мощ ностей. В таких условиях отдельные министерства и ведомства при планировании развития литейного производства исходят только из своих ведомственных возможностей и ориентируются на потребности предприятий своего ведомства. При этом возни кают большие трудности в организации рациональных межотра слевых связей по поставкам отливок, в планировании и осущест влении специализации и концентрации производства отливок. Та кое же положение с планированием и использованием капиталь ных вложений, выделяемых каждому министерству и ведомству на развитие литейного производства. В условиях распыления этих средств по многочисленным ведомствам они не всегда использу ются с должным эффектом. В результате возможно, что в одном районе предприятия какого-либо ведомства испытывают дефи цит в заготовках, в то время как другие, рядом расположенные, но подчиненные другим министерствам, недоиспользуют имею щиеся мощности по производству отливок из тех же сплавов. Та кие примеры можно привести по ряду районов нашей страны. Так, в Белорусской ССР на Минском заводе отопительного обо рудования имеется цех ковкого чугуна. Цех этот располагает мощностью, позволяющей произвести 3 тыс. т фитингов. Потреб ность в этих заготовках на многих предприятиях различных от раслей промышленности Белоруссии весьма значительна. Несмо тря на это, Министерство промышленности строительных мате риалов СССР, исходя из потребностей предприятий только своего ведомства, определило задание по отливке фитингов в объеме всего лишь 250 т. Естественно, что для обеспечения потребности промышленности Белорусской ССР в фитингах придется органи зовывать их производство на' других предприятиях республики.
Минский моторный завод подчинен Министерству тракторно го и сельскохозяйственного машиностроения. При создании на этом заводе специализированного цеха алюминиевых отливок предполагалось, что этими отливками будут обеспечиваться по кооперированным поставкам предприятия других министерств, размещенные поблизости. Однако по распоряжению Министер ства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения Мин ский моторный завод обеспечивает отливками из алюминия
14
только заводы своего ведомства, расположенные на значитель ном расстоянии от Белоруссии в городах Харькове, Владимире и др.
Число таких примеров можно было бы продолжить. Из-за уз коведомственного подхода к вопросам развития литейного произ водства народное хозяйство страны несет большие непроизводи тельные расходы.
В последние годы значительно увеличилось число организа ций, занимающихся проведением научных исследований в обла сти технологии литейного производства. Так, наряду с развити ем Научно-исследовательского института литейной технологии и машиностроения, который в 1968 г. был преобразован во Всесо юзный институт, в Ленинграде в 1965 г. создан Всесоюзный про ектно-технологический институт литейного производства. В 1968 г. в Одессе организован Всесоюзный научно-исследовательский ин ститут специальных способов литья. Эти институты входят в от расль станкостроительной и инструментальной промышленности. В 1958 г. в Киеве в системе Академии Наук Украинской ССР был создан Научно-исследовательский институт проблем литья, в со ставе которого организованы хорошо оснащенные лаборатории по основным задачам литейной технологии.
Актуальные проблемы совершенствования литейных цехов разрабатываются научно-исследовательскими институтами раз личных отраслей машиностроения. Широкую известность полу чили работы, выполняемые коллективами специалистов, занятых в литейных отделах и лабораториях Центрального научно-иссле довательского института технологии машиностроения (ЦНИИТМАШа), Научно-исследовательского института техно логии автомобильной промышленности (НИИТАвтопрома), Научно-исследовательского института технологии тракторного и сельскохозяйственного машиностроения (НИИТракторсельхозмаша), Всесоюзного проектно-технологического института тяже лого, транспортного и энергетического машиностроения (ВПТИтяжмаша).
Большие работы в области совершенствования технологии и организации литейного производства ведутся и в проектных ин ститутах— станкостроения (Гипростанок), автомобильной про мышленности (Гипроавтопром) и других отраслей машинострое ния.
Большое число специалистов выполняют исследования на ка федрах литейного производства многих высших учебных заведе ний. Если ко всему этому добавить научно-исследовательские лаборатории литейного производства, действующие на многих крупных машиностроительных заводах, то окажется, что иссле дованиями в этой области занимается в целом по всей стране многотысячная армия специалистов.
Наличие единого плана координации научных исследований в области литейного производства, деятельность ряда лаборато-
15
рий, институтов и заводов, кафедр вузов, носящая целенаправ ленный характер, способствовали бы специализации в области научных исследований, стабильности тематики выполняемых ра бот. Повышение эффективности научных исследований является, как известно, важным фактором ускорения темпов технического прогресса в литейном производстве страны.
Процесс постоянного совершенствования специализации и форм управления промышленностью, происходящий в литейном производстве, присущ в равной мере и другим видам производ ства. Известно, что по мере развития технического прогресса про исходит образование новых отраслей промышленности. Так, из общего машиностроения постепенно отпочковываются специали зированные отрасли. Таким путем образовались отрасли трак торного, автомобильного, сельскохозяйственного, химического, нефтяного, транспортного машиностроения и ряд других. Конеч но, каждая из этих отраслей машиностроения имеет свои специ фические особенности технологии и организации производства. В то же время во всех отраслях машиностроения, несмотря на раз личие, есть сходные процессы и операции, которые справедливо называют общемашиностроительными или межотраслевыми. К таким производствам относится прежде всего литейное произ водство, в технологии и организации которого во всех отраслях промышленности имеется много общего.
Учитывая эти обстоятельства, целесообразно, обосновывая ре комендации по дальнейшему совершенствованию управления ли тейным производством и его планированию, рассматривать его в общем комплексе межотраслевых производств. Интересы даль нейшего совершенствования технологической структуры народно го хозяйства настоятельно диктуют необходимость организации единой централизованной системы управления и планирования литейным и другими видами межотраслевых производств в мас штабе всей страны в рамках союзного министерства или другого компетентного органа.
Такая постановка вопроса вполне соответствует постановле нию ЦК КПСС и Совета Министров СССР, принятому в 1973 г., «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью».
Сосредоточив в авторитетных органах все права по управле нию, планированию, определению необходимых капитальных вло жений и контролю за их правильным использованием, можно обеспечить рациональное развитие технической политики в ли тейном и других видах межотраслевых общемашиностроитель ных производств. Этим же органам целесообразно подчинить ра боту специализированных научно-исследовательских и проектно конструкторских учреждений, занимающихся, в частности, ли тейным производством, а также координацию, методическое и научное руководство деятельностью отраслевых учреждений и ла бораторий, выполняющих научные, проектные и технологические
16