ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общественная опасность может зависеть от особенностей самого общественно опасного деяния — места, времени, способа, обстановки его совершения. Так, охота является незаконной, если она произведена с применением воздушного судна, на территории государственного заповедника или заказника; время совершения убийства — матерью новорожденного ребенка во время или сразу после родов является обстоятельством, существенно влияющим на степень общественной опасности этого преступления.
Одной из основных величин, определяющих общественную опасность, является вред, который причиняет или может причинить совершенное деяние. Некоторые деяния становятся общественно опасными с момента совершения действия или бездействия независимо от того, какие они повлекли за собой вредные последствия. Другие же приобретают общественную опасность лишь при наступлении тех последствий, которые указаны в законе. Характер последствий, позволяющих отнести деяние к числу общественно опасных и преступных, законодателем может быть описан по-разному. Иногда последствия четко определены (причинение вреда здоровью, материальный ущерб).
Общественная опасность преступления связана также с такими его признаками, как мотив и цель. Так, подмен ребенка является преступлением лишь в случае совершения его из корыстных или иных низменных побуждений (см., например, ст. 153 УК).
В некоторых случаях общественная опасность определяется свойствами лица, совершившего деяние. Так, за отказ в предоставлении гражданину информации несет ответственность лишь должностное лицо. Нередко особые характеристики субъекта повышают степень общественной опасности преступления, например вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления родителем, педагогом или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (см., например, ч. 2 ст. 150 УК).
Наука уголовного права и уголовное законодательство выделяют в общественной опасности качественную и количественную стороны. УК, определяя общие начала назначения наказания, указывает на необходимость учета судами при назначении наказания характера и степени общественной опасности преступления. При этом характер общественной опасности принято называть качественной характеристикой преступления
, а степень — количественной.
Характер общественной опасности определяется теми общественными отношениями, на которые совершено посягательство, т.е. объектом преступления. В системе Особенной части УК преступления расположены не произвольно, а в зависимости от той значимости, которую законодатель придает различным видам общественных отношений. Преступления, посягающие на одни и те же общественные отношения, принадлежат к одному типу общественной опасности. Так, посягательства на жизнь человека имеют один характер общественной опасности, посягательства на собственность — другой.
При определении количественной стороны общественной опасности — ее степени — следует принимать во внимание ряд факторов: тяжесть причиненных последствий, особенности посягательства (окончено оно или нет, совершено единолично или в соучастии, какой способ был использован при совершении преступления и т.д.), характер вины, особенности субъекта преступления, т.е. конкретные проявления признаков преступления. Так, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (см. ст. 111 УК) имеет более высокую степень общественной опасности, чем причинение вреда средней тяжести (см. ст. 112 УК); разбой (см. ст. 162 УК) более общественно опасен, чем кража (см. ст. 158 УК), так как предполагает использование для завладения имуществом более опасного способа — насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего.
Степень общественной опасности преступления свое выражение находит в санкции. Дабы сравнить степень общественной опасности двух преступлений, надо сравнить их санкции. Чем более строгое наказание предусматривает санкция статьи, тем выше степень общественной опасности преступления. Степень общественной опасности позволяет отграничивать друг от друга одинаковые по характеру общественной опасности преступления.
Уголовное законодательство предусматривает возможность наступления уголовной ответственности, а следовательно, и существования в деянии лица признаков преступления только при наличии вины. Данное положение закона отвергает возможность объективного вменения, т.е. привлечения к уголовной ответственности без учета наличия вины. Виновность возможна лишь при наличии тех форм вины, которые определены законом: умысел (прямой и косвенный) или неосторожность (по легкомыслию или небрежности).
Под наказуемостью как признаком преступления понимают возможность назначения наказания за совершение каждого преступления.
Признак наказуемости следует понимать таким образом: каждый факт совершения преступления сопровождается угрозой назначения наказания. Только такие деяния следует считать преступлениями, за которые законодатель считает необходимым назначить уголовное наказание. Если деяние не следует наказывать в уголовном порядке, то нет необходимости признавать его преступным.
Классифицируя признаки преступления следует выделить два основных признака — противоправность и общественная опасность. Два других признака — виновность и наказуемость — являются производными и вытекают из уголовной противоправности.
Малозначительность деяния.
Законодатель дает понятие малозначительности деяния, что способствует более полному раскрытию признака общественной опасности: «Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности». Смысл состоит в том, что преступлением может быть признано лишь деяние, обладающее высокой, характерной для уголовного закона степенью общественной опасности. В случае лишь формального совпадения признаков совершенного деяния с теми признаками, которые описаны в законе, при отсутствии возможности причинения охраняемым общественным отношениям существенного вреда деяние не должно рассматриваться в качестве преступления.
Деяние может быть признано малозначительным, а лицо, его совершившее, не подлежащим уголовной ответственности в случае, например, незначительности причиненного ущерба (кража малоценной вещи, повреждение имущества, для восстановления которого не требуется значительных затрат).
При совершении умышленного преступления должно быть установлено, что умысел виновного был направлен именно на совершение малозначительного деяния и причинение последствий, не обладающих высокой степенью общественной опасности. Если же виновное лицо замышляло причинить существенный вред, но по не зависящим от него причинам не смогло этого добиться, деяние не может считаться малозначительным.
Малозначительность поступка могут обусловить лишь признаки, которые проявились в совершенном деянии (способ совершения преступления, его мотив, цель, степень вины лица и т.д.). Обстоятельства, не проявившиеся в деянии (чистосердечное раскаяние лица после совершения преступления, добровольное возмещение причиненного ущерба, образ жизни виновного до совершения преступления, семейное положение и т.д.), при определении его преступности учитываться не должны.
Признаки, определяющие малозначительность деяния, находятся в обратной связи с объектом посягательства: чем большую важность и значимость представляют общественные отношения, которые были нарушены совершенным деянием, тем меньший вред может позволить признать деяние малозначительным. Уголовная противоправность отражает именно такую степень общественной опасности, которая придает деянию характер тяжкого посягательства — преступления.
Отличие преступления от административных, гражданских правонарушений и дисциплинарных проступков.
Административное правонарушение и преступления являются общественно опасными деяниями. Чтобы их разграничить, нужен надежный критерий, в качестве которого выступает степень общественной опасности этих правонарушений. Естественно, степень общественной опасности административного правонарушения, как правило значительно ниже, чем у преступления.
Вместе с тем общественная опасность - это не абстрактная категория, а совокупность конкретных показателей, признаков, закрепленных в нормах права и характеризующих отдельные элементы состава правонарушений и состав в целом. Эти показатели, взятые порознь или в том или ином сочетании, позволяют определить степень общественной опасности деяния и отграничить административное правонарушение от преступления.
Установление юридического состава является наиболее сложной и важной профессиональной задачей любого правоприменителя - суда (судьи), административной комиссии, полномочного органа исполнительной власти, должностного лица. Именно этот момент правоприменения обеспечивает законность привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности, именно здесь оказывается возможным отграничить административное правонарушение от преступлений, особенно смежных или пограничных, например мелкое хулиганство (ст.20.1 КоАП) от уголовно-наказуемого хулиганства (ч.1 ст.213 УК РФ), неповиновения законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего или сотрудника УИС (ст.19.3 КоАП РФ) от сопротивления, предусмотренного ст.318 УК РФ и т.д.
Необходимо учитывать, что за нарушение обязательных правил виновные несут административную ответственность, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
Отграничение административного правонарушения от преступления обычно проводится по объективной стороне состава. Так, преступление, предусмотренное ст.149 УК РФ «Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участия в них», отграничивается от административного правонарушения с почти аналогичной формулировкой диспозиции правовой нормы (ст.5.38 КоАП РФ) по признаку использования субъектом преступления служебного положения, насилия или угрозы его применения с целью запугивания людей и тем самым воспрепятствования проведению той или иной массовой акции. При отсутствии этих квалифицированных признаков те же действия будут рассматриваться в качестве административного правонарушения.