Файл: Курс лекций по дисциплине основы уголовного права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Общественная опасность может зависеть от особенностей само­го общественно опасного деяния — места, времени, способа, обста­новки его совершения. Так, охота является незаконной, если она произведена с применением воздушного судна, на терри­тории государственного заповедника или заказника; время совершения убийства — матерью новорожденного ребенка во время или сразу после родов является обстоятельст­вом, существенно влияющим на степень общественной опасности этого преступления.

Одной из основных величин, определяющих общественную опасность, является вред, который причиняет или может причинить совершенное деяние. Некоторые деяния становятся общественно опасными с момента совершения действия или бездействия неза­висимо от того, какие они повлекли за собой вредные последствия. Другие же приобретают общественную опасность лишь при на­ступлении тех последствий, которые указаны в законе. Характер последствий, позволяющих отнести деяние к числу общественно опасных и преступных, законодателем может быть описан по-раз­ному. Иногда последствия четко определены (причинение вреда здоровью, материальный ущерб).

Общественная опасность преступления связана также с такими его признаками, как мотив и цель. Так, подмен ребенка является преступлением лишь в случае совершения его из корыстных или иных низменных побуждений (см., например, ст. 153 УК).

В некоторых случаях общественная опасность определяется свойствами лица, совершившего деяние. Так, за отказ в предостав­лении гражданину информации несет ответственность лишь должностное лицо. Нередко особые характеристики субъекта повышают степень общественной опасности преступления, напри­мер вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления родителем, педагогом или иным лицом, на которое законом возло­жены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (см., например, ч. 2 ст. 150 УК).

Наука уголовного права и уголовное законодательство выделя­ют в общественной опасности качественную и количественную стороны. УК, определяя общие начала назначения нака­зания, указывает на необходимость учета судами при назначении наказания характера и степени общественной опасности преступ­ления. При этом характер общественной опасности принято назы­вать качественной характеристикой преступления
, а степень — ко­личественной.

Характер общественной опасности определяется теми общественными отно­шениями, на которые совершено посягательство, т.е. объектом пре­ступления. В системе Особенной части УК преступления располо­жены не произвольно, а в зависимости от той значимости, которую законодатель придает различным видам общественных отношений. Преступления, посягающие на одни и те же общественные отношения, принадлежат к одному типу общественной опасности. Так, посягательства на жизнь человека имеют один характер общественной опасности, посягательства на собственность — другой.

При определении количественной стороны общественной опасности — ее степени — следует принимать во внимание ряд факторов: тяжесть причиненных последствий, особенности пося­гательства (окончено оно или нет, совершено единолично или в соучастии, какой способ был использован при совершении пре­ступления и т.д.), характер вины, особенности субъекта преступ­ления, т.е. конкретные проявления признаков преступления. Так, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (см. ст. 111 УК) имеет более высокую степень общественной опасности, чем при­чинение вреда средней тяжести (см. ст. 112 УК); разбой (см. ст. 162 УК) более общественно опасен, чем кража (см. ст. 158 УК), так как предполагает использование для завладения имуще­ством более опасного способа — насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего.

Степень общественной опасности преступления свое выражение находит в санкции. Дабы сравнить степень общественной опасности двух преступлений, надо срав­нить их санкции. Чем более строгое наказание предусматривает санкция статьи, тем выше степень общественной опасности пре­ступления. Степень общественной опасности позволяет отграничи­вать друг от друга одинаковые по характеру общественной опаснос­ти преступления.

Уголовное законодательство предусматривает возможность на­ступления уголовной ответственности, а следовательно, и сущест­вования в деянии лица признаков преступления только при нали­чии вины. Данное положение закона отвергает возможность объективно­го вменения, т.е. привлечения к уголовной ответственности без учета наличия вины. Виновность возможна лишь при нали­чии тех форм вины, которые определены законом: умы­сел (прямой и косвенный) или неосторожность (по легкомыслию или небрежности).



Под наказуемостью как признаком преступления понимают возможность назначения наказания за совершение каждого пре­ступления.

Признак наказуемости следует понимать таким образом: каж­дый факт совершения преступления сопровождается угрозой на­значения наказания. Только такие деяния следует считать пре­ступлениями, за которые законодатель считает необходимым на­значить уголовное наказание. Если деяние не следует наказывать в уголовном порядке, то нет необходимости признавать его пре­ступным.

Классифицируя признаки преступления следует выделить два основных признака — противоправность и общественная опасность. Два других признака — виновность и наказуемость — являются производными и вы­текают из уголовной противоправности.
Малозначительность деяния.
Законодатель дает понятие малозначительности деяния, что способствует более полному раскрытию при­знака общественной опасности: «Не является преступлением дей­ствие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки како­го-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опас­ности». Смысл состоит в том, что преступлением может быть признано лишь деяние, обладающее высокой, характерной для уголовного закона степенью общественной опасности. В случае лишь формального совпадения признаков совершенного деяния с теми признаками, которые описаны в законе, при отсутствии воз­можности причинения охраняемым общественным отношениям существенного вреда деяние не должно рассматриваться в качестве преступления.

Деяние может быть признано малозначительным, а лицо, его совершившее, не подлежащим уголовной ответственности в слу­чае, например, незначительности причиненного ущерба (кража малоценной вещи, повреждение имущества, для восстановления которого не требуется значительных затрат).

При совершении умышленного преступления должно быть ус­тановлено, что умысел виновного был направлен именно на совер­шение малозначительного деяния и причинение последствий, не обладающих высокой степенью общественной опасности. Если же виновное лицо замышляло причинить существенный вред, но по не зависящим от него причинам не смогло этого добить­ся, деяние не может считаться малозначительным.

Малозначительность поступка могут обусловить лишь призна­ки, которые проявились в совершенном деянии (способ соверше­ния преступления, его мотив, цель, степень вины лица и т.д.). Обсто­ятельства, не проявившиеся в деянии (чистосердечное раскаяние лица после совершения преступления, добровольное возмещение причиненного ущерба, образ жизни виновного до совершения пре­ступления, семейное положение и т.д.), при определении его пре­ступности учитываться не должны.


Признаки, определяющие малозначительность деяния, находят­ся в обратной связи с объектом посягательства: чем большую важ­ность и значимость представляют общественные отношения, кото­рые были нарушены совершенным деянием, тем меньший вред может позволить признать деяние малозначительным. Уголовная противоправность отражает именно такую степень общественной опасности, которая придает деянию характер тяж­кого посягательства — преступления.

Отличие преступления от административных, гражданских правонарушений и дис­циплинарных проступков.
Административное правонарушение и преступления являются общественно опасными деяниями. Чтобы их разграничить, нужен надежный критерий, в качестве которого выступает степень общественной опасности этих правонарушений. Естественно, степень общественной опасности административного правонарушения, как правило значительно ниже, чем у преступления.

Вместе с тем общественная опасность - это не абстрактная категория, а совокупность конкретных показателей, признаков, закрепленных в нормах права и характеризующих отдельные элементы состава правонарушений и состав в целом. Эти показатели, взятые порознь или в том или ином сочетании, позволяют определить степень общественной опасности деяния и отграничить административное правонарушение от преступления.

Установление юридического состава является наиболее сложной и важной профессиональной задачей любого правоприменителя - суда (судьи), административной комиссии, полномочного органа исполнительной власти, должностного лица. Именно этот момент правоприменения обеспечивает законность привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности, именно здесь оказывается возможным отграничить административное правонарушение от преступлений, особенно смежных или пограничных, например мелкое хулиганство (ст.20.1 КоАП) от уголовно-наказуемого хулиганства (ч.1 ст.213 УК РФ), неповиновения законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего или сотрудника УИС (ст.19.3 КоАП РФ) от сопротивления, предусмотренного ст.318 УК РФ и т.д.

Необходимо учитывать, что за нарушение обязательных правил виновные несут административную ответственность, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Отграничение административного правонарушения от преступления обычно проводится по объективной стороне состава. Так, преступление, предусмотренное ст.149 УК РФ «Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участия в них», отграничивается от административного правонарушения с почти аналогичной формулировкой диспозиции правовой нормы (ст.5.38 КоАП РФ) по признаку использования субъектом преступления служебного положения, насилия или угрозы его применения с целью запугивания людей и тем самым воспрепятствования проведению той или иной массовой акции. При отсутствии этих квалифицированных признаков те же действия будут рассматриваться в качестве административного правонарушения.