ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
Технологические операции (см. рис. 5.5)
1
Таблица 5.15
Потребность на устройство 1000 M5 покрытия (осно |
произПринятая |
водительность сменумашинв , *м |
||
вания) |
толщиной 20 см из |
грунта, укрепленного |
||
неорганическими вяжущими материалами при веду |
|
|
||
Вид технологических |
щей машине |
Д-530 |
|
|
операций |
|
|
|
|
чел.-дней |
маш.-сме н |
|
|
|
2 |
3 |
4 |
|
5 |
I
II
III
IV
V
VI
VII-
VIII
IX
X
XI
Разрыхление |
грун |
Машинист 5-го раз |
Трактор С-80—0,03; |
35 000 |
||||||
та на глубину 20 см |
ряда — 0,03 |
|
рыхлитель — 0,03 |
|
||||||
за 1 проход при тяге |
|
|
|
|
|
|||||
трактором |
типа |
С-80 |
|
|
|
|
|
|||
и длине участка 200 м |
|
|
|
|
|
|||||
Выборка |
(сортиров |
Рабочий 3-го разря |
|
|
2 500 |
|||||
ка) |
камней с |
откид |
да — 0,40 |
|
|
|
|
|||
кой по кучам на рас |
|
|
|
|
|
|||||
стояние |
до |
3 м |
|
|
|
|
|
|
||
Планировка |
грунта |
Машинист 6-го |
раз Автогрейдер — 0,24 |
4 250 |
||||||
автогрейдером |
|
|
ряда — 0,24 |
|
|
|
|
|||
Уплотнение |
грунта |
Машинист 5-го |
раз Трактор ДТ-54—0,16; |
6 700 |
||||||
прицепным |
пневмати |
ряда — 0,16 |
|
каток Д-219—0,16 |
|
|||||
ческим катком в сце |
|
|
|
|
|
|||||
пе с ДТ-54 (3 прохо |
|
|
|
|
|
|||||
да по одному следу) |
Машинист 6-го раз |
|
|
|
||||||
Измельчение грунта |
Дорожная |
фреза |
1 400 |
|||||||
фрезой |
Д-530 |
за |
ряда — 0,7 |
|
Д-530—0,7 |
|
|
|||
1 проход |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Распределение |
ма |
Машинист 5-го раз |
Цементораспредели- |
3 000 |
||||||
шиной Д-343Б |
вяжу |
ряда — 0,33 |
|
тель Д-343Б—0,33 |
|
|||||
щих материалов |
|
|
|
|
|
|
||||
Перемешивание |
вя |
Машинист 6-го раз |
Дорожная |
фреза |
1 400 |
|||||
жущих |
материалов с |
ряда — 0,7 |
|
Д-530—0,7 |
|
|
||||
грунтом |
(с |
внесением |
|
|
|
|
|
|||
раствора дополнитель |
|
|
|
|
|
|||||
ных химических доба |
|
|
|
|
|
|||||
вок) за 1 проход фре |
|
|
|
|
|
|||||
зы Д-530 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Уплотнение |
(обжа |
Машинист 5-го раз |
Трактор ДТ-54— |
6700 |
||||||
тие) грунта пневмати |
ряда — 0,16 |
|
0,16; каток Д-219— |
|
||||||
ком в сцепе с ДТ-54 |
|
|
0,16 |
|
|
|||||
(3 прохода по одно |
|
|
|
|
|
|||||
му |
следу) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Планировка (профи |
Машинист 6-го раз |
Автогрейдер — 0,24 |
4 250 |
|||||||
лирование) |
поверхно |
ряда — 0,24 |
|
|
|
|
||||
сти |
покрытия |
авто |
|
|
|
|
|
|||
грейдером |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Уплотнение |
грунта |
Машинист 5-го раз |
Трактор С-80—0,37; |
2 700 |
||||||
катком Д-263 на пнев |
ряда — 0,37 |
|
каток Д-263—0,37 |
|
||||||
матических |
шинах за |
|
|
|
|
|
6 проходов по одно му следу
160
Продолжение табл. 5.15
1 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
5 |
XII |
Укатка |
(выглажи |
Машинист 5-го раз- |
Моторный |
каток — |
8 350 |
|||
|
вание) |
поверхности |
ряда — 0,12 |
0,12 |
|
|
|
||
|
покрытия |
гладким |
|
|
|
|
|
|
|
|
катком |
за |
2 прохода |
|
|
|
|
|
|
|
по одному |
следу |
|
|
|
|
|
|
|
XIII |
Розлив |
жидкого |
Машинист 5-го раз |
Автогудронатор—0,1 |
10 000 |
||||
|
битума по норме 1,5 л |
ряда— 0,1 и 4-го раз |
|
|
|
|
|||
|
на I M*23 |
|
ряда — 0,1 |
|
|
|
|
||
|
Итого |
|
|
6-го разряда—1,88 |
Дорожная |
фреза |
|
||
|
|
|
|
5-го |
разряда — 1,27 |
Д-530—1,4; |
|
|
|
|
|
|
|
4-го |
разряда — 0,1 |
цементор аспреде- |
|
||
|
|
|
|
3-го |
разряда — 0,4 |
литель |
Д-343Б — 0,33; |
|
|
|
|
|
|
|
|
автогрейдер — 0,48; |
|
||
|
|
|
|
|
|
автогудронатор — |
|
||
|
|
|
|
|
|
0,10; |
|
пневмо |
|
|
|
|
|
|
|
прицепные |
|
||
|
|
|
|
|
|
катки |
Д-219—0,32 и |
|
|
|
|
|
|
|
|
Д-263—0,37; |
мотор |
|
|
|
|
|
|
|
|
ный каток—0,12 |
|
||
|
|
|
|
|
|
Тракторы |
С-80— |
|
|
|
|
|
|
|
|
0,40 и ДТ-54—0,32; |
|
||
|
|
|
|
|
|
рыхлитель — 0,03 |
|
Примечания. 1. Потребность в рабочей силе и автотранспорте для подвозки мате риалов на объект не приведена.
2.В случае отсутствия в грунте камней крупнее 100 мм операции I и II отсутствуют. Опе рация X проводится параллельно с операциями IX, XI и XII.
3.Нормы расхода порошковых и дополнительных химических материалов для операций VI—VIII определяются лабораторией в зависимости от требований, предъявляемых к укреп ленному грунту.
Слой грунта, предназначенный для обработки на всем протяже нии сменной захватки предварительно разрыхляют и измельчают
фрезой Д-530 за 1—2 прохода. При укреплении песчаных и крупно обломочных несвязных грунтов их предварительно не размельчают. В разрыхленный и измельченный до необходимой степени слой
грунта распределителем цемента,Д-343Б за один проход вносят за данную дозировку цемента (вяжущего). После введения вяжущего
материала перемешивают сухой (естественной влажности) грунт с вяжущим фрезой Д-530 за 2—3 прохода по одному следу на второй рабочей скорости. После того, как будет получена однородная
смесь, ее увлажняют до оптимальной влажности.
Увлажняют смесь с учетом естественной влажности грунта и по годных условий, используя распределительное дозировочное устрой ство для вязкожидких материалов, имеющееся на фрезе Д-530, или поливочные машины. Влажную смесь перемешивают за 1—2 прохо да фрезы по одному следу на III рабочей скорости.
После перемешивания оптимально увлажненную смесь профи лируют легким автогрейдером и придают поверхности предусмот-
161
ренные проектом уклоны, после чего смесь уплотняют до достиже ния максимальной плотности. Уплотнение производят самоходными или прицепными катками на пневматических шинах массой от 10 до 25 т, в зависимости от толщины обрабатываемого слоя. Вначале уплотняют легкими катками (прижимают смесь), затем тяжелыми катками на всю глубину обработанного слоя. Завершают уплотне ние легкими катками, устраняя при этом неровности, образовавшие ся на поверхности покрытия. Плотность уплотненного слоя цементо грунта должна быть не менее 0,98 от максимальной, установленной
в лаборатории методом стандартного уплотнения.
Уплотнение смеси до максимальной плотности должно быть за кончено не позднее чем через 3—5 ч (в зависимости от погодных условий) с момента введения воды в смесь.
При использовании цементогрунта в качестве покрытия устраи вают защитный слой (слой износа) в виде одиночной или двойной
поверхностной обработки с применением вязкого битума и камен
ной мелочи. Для кратковременной эксплуатации легкими самолета ми покрытие из цементогрунта можно устраивать и без защитного
слоя, а ограничиться только пропиткой битумом (битумная под грунтовка), которую выполнить сразу же после уплотнения смеси по влажной поверхности, так как при этом достигается наибольшая глубина проникания битума в слой цементогрунта.
Известь обычно применяют при укреплении тяжелых пылеватых
супесей, суглинков и глин различных типов, а также оптимальных песчано-гравийных и песчано-щебеночных смесей с максимально допустимым содержанием мелкозема. Глины с числом пластичности от 17 до 27 разрешается укреплять как одной известью, так и ком плексными методами с применением различных добавок, повышаю щих прочность и водоустойчивость известкового грунта — жидкого стекла, каустической соды, сернокислого натрия и других солей.
Песчаные грунты, а также супесчаные грунты с числом пластичности менее 4 укрепляют известью после введения в них соответствующих
добавок суглинка или золы-уноса.
Требования к черноземным грунтам в отношении содержания гумусовых веществ и показателя pH при укреплении их известью не регламентируются.
К грунтам, укрепленным известью, предъявляют те же требова ния, что и к цементогрунтам (см. табл. 5.13). Модуль деформации грунтоизвести принимают не более 1200 кгс/см2. Для укрепления грунтов применяют строительную известь 1 и 2 сорта, удовлетво ряющую требованиям ГОСТ 9179—59.
Известь применяют в порошкообразном виде, как воздушную (гашеную или молотую негашеную) так и гидравлическую.
Известь молотую негашеную применяют в качестве: 1) самостоя
тельного вяжущего материала для укрепления грунтов; 2) актив ной насыщенной добавки при укреплении кислых грунтов цементом или укрепления суглинистых солонцеватых и засоленных грунтов цементом, битумом или дегтем; 3) добавки для подсушивания пере увлажненных грунтов основания. Известь гашеную (гидратную)
162
преимущественно используют как самостоятельное вяжущее или
активную добавку при укреплении грунтов цементом или битумом. Срок хранения молотой негашеной извести в бумажной таре допу скается не более 20 суток, а гашеной (гидратной пушонки) — не бо лее 30 суток.
Грунты, укрепленные известью, преимущественно применяют в
качестве оснований аэродромных покрытий. При использовании их
в качестве покрытий обязательно устраивают защитный слой в виде
двойной или одиночной поверхностной обработки с применением ка менной мелочи и вязкого битума.
Укрепление грунтов известью производят в той же технологиче ской последовательности, теми же способами и машинами, что и при
устройстве цементогрунтовых покрытий. Однако при укреплении грунтов известью необходимо учитывать, что из-за более медленно го твердения извести по сравнению с портландцементом уплотнять готовую грунтоизвестковую смесь допускается через более продол жительные сроки, чем при укреплении грунтов цементом, но не позднее, чем через 1 сутки после введения извести при условии со хранения оптимальной влажности смеси.
Негашеную молотую известь более целесообразно использо вать для укрепления влажных или избыточно влажных грунтов.
При укреплении грунтов молотой негашеной известью увлажнен ную грунтоизвестковую смесь надо уплотнять не ранее, чем через
10—12 ч после увлажнения и перемешивания (в целях завершения процесса гашения молотой извести). Для обеспечения гашения мо
лотой извести в грунтоизвестковую смесь нужно вводить дополни тельное количество воды (сверх оптимальной влажности смеси),
ориентировочно равное 0,8 от дозировки извести. Оптимальная влажность уплотнения грунтоизвестковых смесей больше, чем для естественного грунта, и поэтому при добавке извести значение ее определяют экспериментальным путем.
C целью повышения прочности грунтоизвестковых смесей, а так же уменьшения дозировки извести при укреплении суглинков и глин рекомендуется вводить различные активные добавки — хлористый кальций, силикат натрия, гипс строительный, водорастворимые соли щелочных и щелочно-земельных металлов — сернокислый маг
ний, сернокислый и углекислый натрий или каустическую соду. Особое внимание уделяется жидкому стеклу. Жидкое стекло так же, как и CaCh, FeCh и другие добавки вводят в грунт в виде раствора при увлажнении смеси до оптимальной влажности. Для малосвяз ных супесчаных, а также гравийно-песчаных смесей следует вводить добавку золы-уноса. Золу-уноса вводят в грунт и перемешивают с
ним до введения извести. Помимо добавки золы-уноса во II—III до
рожно-климатических зонах, применяют добавку водных растворов соды, хлористого кальция, углекислого калия и др.
Для сохранения оптимальной влажности, обеспечения нормаль ных условий твердения и формирования покрытия нужно обеспечи вать за грунтами, укрепленными неорганическими вяжущими, дли
тельный уход путем розлива пленкообразующих веществ или за
163
сыпкой поверхности цементогрунта или грунтоизвести слоем песча ного или супесчаного грунта толщиной 6—8 см с последующим периодическим увлажнением этого слоя в течение 15—20 суток.
Устройство покрытия на основании из цементогрунта или грун тоизвести рабочее движение по ним допускается не ранее 15 суток после устройства укрепленного основания. Эксплуатировать такие покрытия расчетными типами самолетов разрешается по истечении
28 суток со дня их устройства.
При укреплении грунтов цементом или известью на аэродромах сельхозавиации можно рекомендовать следующий состав машин при ведущей машине — дорожной фрезе Д-530:
Дорожная фреза............................................................................. |
|
2 |
Распределитель цемента .............................................................. |
|
1 |
Автоцементовозы............................................................................. |
. |
3 |
Поливо-моечные машины................................................. |
3 |
|
Самоходные катки на пневматических шинах |
.... |
1—2 |
Автогрейдер................................................................... |
|
'1 |
Автогудронатор ......................................................................... |
|
1 |
§ 22. СТРОИТЕЛЬСТВО ПОКРЫТИЙ ИЗ ГРУНТО ГРАВИЙНЫХ И ГРУНТОЩЕБЕНОЧНЫХ СМЕСЕЙ,
УКРЕПЛЕННЫХ ОРГАНИЧЕСКИМИ ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ
Грунты, укрепленные органическими вяжущими материалами,
используются как для устройства оснований под усовершенствован
ные и капитальные типы покрытий, так и для устройства покрытий упрощенных типов. Грунтовые, грунтогравийные, грунтощебеноч ные покрытия после обработки органическими вяжущими материа
лами становятся более прочными, беспыльными, водонепроницае
мыми, эластичными и могут обеспечить круглогодовую работу
авиации.
Наиболее пригодны для укрепления органическими вяжущими
материалами крупнообломочные грунты, близкие к оптимальному гранулометрическому составу, крупные и средние разномерные
пески, супеси оптимального состава легкие и пылеватые, легкие суглинки; эти грунты укрепляют органическими вяжущими без добавок извести и других веществ.
В случае обработки органическими вяжущими крупнообломоч
ных грунтов, грунтогравийных и грунтощебеночных смесей неопти мального гранулометрического состава, мелких и одномерных пес
ков, а также супесей с числом пластичности менее 3 их зерновой состав надо улучшать добавками дисперсных минеральных веществ
всоответствии с рекомендациями CH 25-73. Для укрепления битум
ными эмульсиями пригодны все разновидности песчаных грунтов,
пески гравелистые, крупные, средней крупности, пылеватые, мелкие,
втом числе дюнные и барханные, а также супеси легкие, пылева тые и тяжелые без улучшения гранулометрического состава добав ками активных дисперсных минеральных веществ.
164