Файл: Сельскохозяйственные аэродромы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

Таблица 5.10

Λ¼pκa

Рабочая тем­

Марка

Рабочая тем­

пература

пература

 

пбдогрева, oC

 

подогрева, °С

Вязкие битумы

 

Жидкие битумы

БНД-200/300

80—130

СГ-15/25

50-60

СГ-25/40; МГ-25/40

60—70

БНД-130/200

140—160

СГ-40/70; МГ-40/70

70—80

БНД-90/130; БНД-60/90

150—170

СГ-70/130; МГ-70/130

80—90

Примечание. Рабочие температуры корректируют в зависимости от времени года и состояния погоды.

обработки, а при облегченной — в 2—3 приема; число розливов би­ тума при глубокой пропитке 2—3, при облегченной—1—2; размер захватки по длине — 200—350 м, по ширине — на всю ширину ВПП.

Для устройства покрытий по способу пропитки применяют ще­ бень изверженных и осадочных пород марок № 1, 2 и 3. При исполь­

зовании доломитового щебня и клинца каменную мелочь (фракции 5—15 мм) и высевки, заполняющие пустоты в верхней части покры­ тия применяют из изверженных или известковых пород. Щебень

должен быть однородным по прочности, чистым и сухим.

Вяжущие материалы нагревают до определенных температур с учетом марки битума (табл. 5.10).

Перед началом строительства щебеночного покрытия, обработан­ ного органическими вяжущими, поверхность основания тщательно очищают от пыли и грязи, после чего на него завозят нужное (рас­ четное) количество щебня для первой россыпи, разравнивая авто­ грейдером или бульдозером. Выравненный слой щебня уплотняют сначала легкими катками (2—6 т), а затем тяжелыми (10—15 т) от краев к середине покрытия с перекрытием каждого следа катка на

10—15 см. По окончании уплотнения первой россыпи щебня произ­ водят первый розлив битума от середины к краям покрытия и сразу же дают вторую россыпь более мелкого щебня в нужном (проект­ ном) количестве при устройстве покрытия из двух фракций. При этом щебня должно быть столько, чтобы им были заполнены все промежутки, но не создавался бы отдельный слой.

При устройстве покрытия из трех фракций после уплотнения второй россыпи щебня, производят следующий розлив битума в

нужном количестве. Немедленно после розлива вяжущего, пока битум еще не остыл, дают третью россыпь щебня (каменной мело­ чи) размерами 3 (5) —15 мм и тут же без задержки ее уплотняют.

Затем производят поверхностную обработку покрытия. Россыпь

клинца или каменной мелочи обеспечивают навесным распредели­

телем с последующим их разметанием. Битум, подогретый до необ­ ходимой температуры, разливают автогудронатором.

151


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5.11

 

 

 

 

 

 

 

Расход материалов на устройство щебеночных покрытий толщиной

 

 

 

 

 

 

 

6,5—8 см, обработанных органическими вяжущими споссбом глубокой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пропитки

 

 

Последовательные

техно­

При четырех фракциях щебня

При трех фракциях щебня

 

 

 

 

 

 

логические операции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Размер

Расход

Расход

Размер

Расход

Расход

 

 

 

 

 

 

 

фракций,

щебня на

битума,

фракций,

щебня на

битума

 

 

 

 

 

 

 

MM

100 м2, м3

на 100 м2, л

MM

100 м2, M8

на 1 и2, л

 

 

 

 

 

 

 

 

___________

 

 

 

 

Первая

россыпь

щеб

40—70 4,5—6

 

20—40

7,5—10

 

ня

.......................

 

 

5-

и

10

 

 

Уплотнение

 

 

 

 

 

 

тонными мотокатка

 

 

 

 

 

 

ми за 4—5 прохо

 

 

 

 

 

 

дов.......................

за

6—8 про

 

 

 

 

 

 

То

же,

__

__

__

__

 

 

ходов

битума...................

.

.

 

5—7

Розлив

3—4

Вторая

россыпь

щеб

20—40

 

 

. 10—20

1—1,1

 

НЯ

* j ;

» Í] ® . J . .

я

3—4

 

Уплотнение

10-тонны

(25—40)

 

(15—25)

 

 

 

 

 

 

 

 

ми

мотокатками

за

 

 

 

 

 

 

3—4 прохода . . .

 

 

 

 

 

 

То же, за 5—7 прохо­

 

 

 

 

 

 

дов ...........................

битума

.

. .

 

 

2,5-3

 

 

2-2,5

Розлив

Третья

россыпь

щеб­

10—20

1—1.1

■ _

3—10

0,9-1,1

 

ня

............................

 

 

 

 

 

 

Уплотнение

10-тонны

(15—25)

 

 

(5-15)

 

 

 

 

 

 

 

 

ми

мотокатками

за

 

 

 

 

 

 

3—4

прохода . .

 

 

 

 

 

 

То же,

за

 

3—4 про­

__

__

__

 

 

 

хода

битума........................

.

. .

 

 

 

Розлив

2—2,5

Четвертая

 

россыпь

3—10

0,9-1,1

 

 

 

 

щебня .

. ................

 

 

 

 

Уплотнение

 

мотокат­

(5-15)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ками за 4—5 прохо­

 

 

 

 

 

 

дов ...........................

 

 

 

обра­

 

 

 

 

 

 

Поверхностная

В-10

0,8-1,2

1,5—2

3—10

0,8-1,2

1,5—2

ботка

.......................

 

 

 

 

Прикатка

мотокатка­

(5-15)

 

 

(5-15)

 

 

 

 

 

 

 

 

ми за 2—3 прохода

 

 

 

 

 

 

Общий

расход

мате­

___

10,2—

9—

 

10,2—

8,5—11,5

риала

.......................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13,4

11,5

 

13,4

 

Примечание. В таблице приведены ориентировочные нормы расхода материалов:

меньшие — при толщине покрытия 6,5 см, большие—8 см. В скобках даны допустимые раз­ меры щебня.

152


IuI ШИ Y И ИГ Ж H J л ¿и

Рис. 5.4. Последовательные технологические операции

по устройству

покрытия

(при подготовленном основании) из

щебня, обработанного

битумом

методом

 

пропитки при использовании четырех фракций щебня:

 

 

/ — первая россыпь щебня; II— планировка

и разравнивание

материалов после россыпи;

III — подкатка

и уплотнение первого слоя щебня;

IV — первый

розлив

битума;

Vі—вторая

россыпь щебня;

VI — уплотнение второй россыпи;

VII — второй розлив битума;

VIII — третья

россыпь щебня;

IX— уплотнение третьей россыпи;

X — третий розлив битума;

XI — четвертая

 

россыпь щебня; XII — уплотнение четвертой россыпи

 

 

Последовательность технологических операции по устройству щебеночных покрытий с пропиткой вяжущими материалами и нор­ мы расхода материалов для глубокой пропитки приведены в табл. 5.11. Примерная технологическая схема устройства щебеночного по­ крытия, обработанного органическими вяжущими способом пропит­ ки, приведена на рис. 5.4, а потребность в рабочей силе и механиз­ мах при использовании четырех фракций щебня — в табл. 5.12.

Приемку такого покрытия производят через 12—20 дней после завершения всех работ. Оценивают качество путем внешнего осмот­ ра и проверкой в натуре плотности, толщины и ровности покрытия, соответствия выполненных линейных размеров и уклонов про­

ектным.

Во многих районах нашей страны есть в отвалах большие запасы металлургических шлаков, которые могут быть успешно применены

на строительстве аэродромов сельхозавиации как местный мате­ риал. Металлургические шлаки по способу их получения делятся на

доменные, мартеновские, сталеплавильные, медеплавильные, вагра­ ночные и др. В наибольшем количестве имеются доменные шлаки.

Доменные шлаки — это неметаллические продукты, получаемые

при выплавке чугуна в результате сложного взаимодействия частей доменной шихты: железной руды, топлива и плавней (флюсов). Основными компонентами, составляющими доменные шлаки, слу­ жат известь (CaO), магнезий (MgO), кремнезем (SiO2) и глинозем (Al2O3). Свойства шлаков в значительной мере определяются содер­ жанием этих окислов. В зависимости от качества окислов шлаки различают основные и кислые.

К основным относятся шлаки, у которых модуль (M), т. е. отно­

шение суммы (по массе) содержания извести и магнезии к сумме

кремнезема и глинозема, больше единицы —

M= ca0+Λgθ-> 1,0.

SiO2 + Al2O3

В группу кислых входят те шлаки, у которых M<1,O.

Для устройства аэродромных покрытий используют как кислые,

так и основные шлаки, применяя для этой цели рассортированный по фракциям шлаковый щебень, уложенный с соблюдением требова­ ний подбора фракций и принципа заклинки.

153


Технологические операции (см. рис. 5.4)

1

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

Таблица 5.12

 

 

 

 

 

 

Потребность на устройство 1000 м2 покрытия

­

I

 

 

 

 

 

 

произвоПринятая

мадительность­ шин,сменувM2

 

 

 

 

 

 

(по подготовленному основанию) из щебня, обра­

 

 

 

 

 

 

ботанного битумом методом глубокой пропитки

 

 

Вид технологических

(6,5—8 см) при использовании четырех фракций

 

 

 

щебня

 

 

 

 

 

операций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чел.-дни

маш.-смен

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

3

4

 

 

5

Первая

 

россыпь

Машинист 6-го раз­

Автогрейдер — 0,20

5200

щебня

и

планировка

ряда — 0,2

 

 

 

 

автогрейдером

за

 

 

 

 

 

 

10 проходов по одно­

 

 

 

 

 

 

му

следу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Окончательная

пла­

Аэродромные рабочие

 

 

640

нировка

материалов

4-го разряда—0,52 и

 

 

 

 

вручную

 

 

 

2-го разряда — 1,04

 

 

 

 

Подкатка и уплот­

Машинист 5-го раз­

Моторный

каток

5200

нение

первого

слоя

ряда — 0,56

Д-260—0,20;

каток

2700

щебня

соответственно

 

 

моторный

5 и

10-тонными

мо­

 

 

Д-211—0,36

 

 

 

торными катками

 

 

 

 

 

 

 

Первый

розлив

би­

Машинист 5-го раз­

Автогудронатор

3000

тума

автогудронато­

ряда — 0,35; 4-го раз­ Д-251—0,35

 

 

 

ром

 

 

 

 

 

ряда — 0,35

 

 

 

 

Вторая

 

россыпь

Асфальтировщики

 

 

170

щебня

вручную

 

4-го

разряда — 0,75 и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-го

разряда — 5,18

 

 

 

 

Уплотнение

второй

Машинист 5-го раз­

Моторный

каток

5000

россыпи

10-тонным

ряда —0,20 и 4-го раз­ Д-211—0,20

 

 

 

моторным

катком за

ряда — 0,20

 

 

 

 

4 прохода

по

одному

 

 

 

 

 

 

следу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй

розлив

би­

Машинист 5-го раз­

Автогудронатор

5000

тума

автогудронато­

ряда —0,20 и 4-го раз­ Д-251

 

 

 

ром

 

 

 

 

 

ряда — 0,20

 

 

560

Третья

 

россыпь

Асфальтировщики

 

 

щебня (клинца) вруч­

4-го

разряда — 0,23 и

 

 

 

 

ную

 

 

 

 

 

2-го разряда — 1,57

 

 

3500

Уплотнение

третьей

Машинист 5-го раз­

Моторный

каток

россыпи

10-тонным

ряда — 0,29

Д-211—0,29

 

 

 

моторным

катком

за

 

 

 

 

 

 

4 прохода

по

одному

 

 

 

 

 

 

следу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Третий

розлив

би­

Машинист 5-го раз­

Автогудронатор

6700

тума

автогудронато­

ряда—0,15 и 4-го раз­ Д-251—0,15

 

 

 

ром

 

 

 

 

 

ряда — 0,15

 

 

585

Четвертая

россыпь

Асфальтировщики

 

 

щебня (клинца, вы­

4-го

разряда — 0,21 и

 

 

 

 

севок)

вручную

 

2-го

разряда — 1,51

 

 

 

 

154


Продолжение табл. 5.12

і

 

2

 

 

 

3

4

 

5

XII

Уплотнение

четвер­

Машинист 5-го раз­

Моторный каток

4700

 

той

россыпи

щебня

ряда — 0,21

Д-211—0,21

 

 

 

10-тонным

моторным

 

 

 

 

 

 

катком за

3

прохода

 

 

 

 

 

 

по

одному

следу

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

6-го

разряда — 0,20;

Автогрейдер — 0,20;

 

 

 

 

 

 

5-го

разряда — 1,96;

моторный

каток

 

 

 

 

 

 

4-го

разряда — 2,60;

(10 т) — 1,06;

каток

 

 

 

 

 

 

моторный

 

 

 

 

 

 

2-го

разряда — 9,30

(5—6 т) — 0,20;

авто­

 

 

 

 

 

 

гудронатор — 0,70

 

Примечания. 1. Потребность в рабочей силе, автотранспорте на подвозку материалов

на объект не приведена.

 

(гравия) Д-337 операции I—II выполняют одно­

2. При наличии распределителя щебня

временно распределителем.

 

звена аэродромных рабочих, дана

для состава:

3. По операции II

производительность

ɪ человек 4-го

разряда

и 2 человека

2-го

разряда. По операциям

V,

VIII и XI

производи­

тельность звена

асфальтировщиков

дана

для состава: 1 человек

4-го

разряда

и

7 человек

2-го разряда.

4. При наличии навесных распределителей каменной мелочи операции V, VIII и XI вы­ полняют ими.

Шлаковый доменный щебень, используемый для аэродромных покрытий и оснований, должен удовлетворять требованиям ГОСТ

3344—63. Для предупреждения опасности распада шлака в аэро­

дромном покрытии нужно разрабатывать старые отвалы, в которых процессы распада шлака уже закончились (шлаки должны проле­

жать в отвалах не менее двух лет).

В отличие от щебеночных покрытий, прочность которых обеспе­ чивается в основном за счет взаимной заклинки отдельных щебенок, в шлаковом покрытии связь кусков шлака между собой обеспечи­ вается еще и за счет цементации, происходящей в результате взаи­ модействия активной поверхности щебенок шлака и содержащейся в нем муки (продукта распада шлака) с водой [9].

Мартеновские шлаки по запасам в отвалах занимают после до­ менных второе место. Они, как и доменные, делятся на основные и

кислые. Кислые шлаки более прочны, чем основные. Особенность мартеновских шлаков—’Трудность их разработки без предваритель­

ного дробления; в отвалах они находятся в виде больших отдель­ ных кусков объемом ДО 3 M3 и более.

Шлаки могут быть использованы для устройства покрытий как обработанных, так и необработанных органическими вяжущими. Шлаковые покрытия без обработки вяжущими материалами недол­ говечны и сильно пылят. Обработка органическими вяжущими или

устройство защитного слоя значительно повышает устойчивость и долговечность таких покрытий.

Особенно целесообразны шлаки для устройства оснований или

покрытий в районах, где отсутствуют естественные каменные ма-

155