Файл: Сельскохозяйственные аэродромы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

териалы, а имеются отвалы шлаков и доставка их к объекту не свя­

зана с большими транспортными расходами.

Строительство покрытий из шлакового щебня аналогично строи­ тельству щебеночных покрытий из каменных пород.

При строительстве гравийных, щебеночных и шлаковых покры­ тий обычно применяют следующий комплект машин:

Автомобили-самосвалы для подвозки материалов ... По расчету

Распределитель щебня (илибульдозер)................................

1

Автогрейдер.....................................................................................

 

1

Катки моторные . .

■..............................................................

2

Поливочная машина......................................................................

 

1

Автогудронатор ...............................................................................

 

1

Распределитель каменной мелочи(клинца) ...............................

1

Производительность такого комплекта может достигать 200 м2

покрытия в смену.

 

 

§ 21. УСТРОЙСТВО ПОКРЫТИЙ ИЗ ГРУНТОВ, УКРЕПЛЕННЫХ

НЕОРГАНИЧЕСКИМИ ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ

 

В последние годы в Советском Союзе и за рубежом проводятся

работы по широкому внедрению в аэродромное строительство грун­

тов, укрепленных различными вяжущими материалами.

Особенно

целесообразно использование укрепленных грунтов в районах, где

отсутствуют каменные материалы или их запасы невелики. В на­

стоящее время разработаны методы, позволяющие путем активного

воздействия существенным образом изменять и повышать механиче­

скую прочность и водоустойчивость грунтов. Из грунта после укреп­

ления вяжущими материалами можно строить покрытия, отвечаю­

щие техническим требованиям, предъявленным к покрытиям сель­

скохозяйственных аэродромов. Необходимые свойства укрепленных

грунтов обеспечиваются правильным выбором вяжущего материа­

ла, установлением дозировок этого материала, использованием ра­

циональной технологии,

а также точным и качественным выполне­

нием всех технологических операций по укреплению грунта. Грунты, укрепленные неорганическими вяжущими, применяют

для устройства покрытий преимущественно во II—III дорожно-кли­ матических зонах. В качестве вяжущих используют в основном це­ мент и известь.

Цементогрунт — экономически выгодный местный материал.

Привозится на строительство только цемент, расход которого состав­ ляет не более 15% от массы обрабатываемого грунта. Цементо­ грунтовые покрытия в 2,5—3 раза дешевле покрытий из каменных материалов, но уступают им по долговечности. Цемент, внесенный

в грунт, оказывает на него двоякое действие. Во-первых происходит цементация грунтовых частиц, что придает грунту необходимую связность и прочность и, во-вторых, цемент, воздействуя на грунт как химическая добавка, коренным образом улучшает его физико­

механические свойства.

156


Пригодность грунтов для укрепления их вяжущими материала­ ми, а также составы смесей устанавливают в соответствии с требо­ ваниями Указаний по применению в дорожном аэродромном строи­ тельстве грунтов, укрепленных вяжущими материалами (CH 25-73).

Для укрепления портландцементом пригодны круппообломочные

имелкообломочные грунты, щебенисто-песчаные и гравийно-песча­

ные смеси, пески, супеси и легкие суглинки, близкие к оптимально­ му составу, а также суглинки и глины с числом пластичности до 17. Глины с числом пластичности от 17 до 27 укрепляют комплексными методами с введением добавок извести, поверхностно-активных ве­ ществ и различных солей. Для укрепления грунтов на аэродромах применяют портландцементы марки, как правило, М-400 и выше, которые должны удовлетворять соответствующим требованиям по ГОСТ 10178-62 «Портландцемент, шлакопортландцемент, пуццола­ новый портландцемент и их разновидность».

Для получения высокопрочного, трещиностойкого и износостой­

кого материала для укрепления грунтов иногда применяют два вида вяжущих, например, цемент и битумную эмульсию. При проектиро­ вании составов смесей, помимо назначения оптимальной дозировки цемента, устанавливают также необходимость и целесообразность введения добавок различных химических веществ, а также грану­ лометрических добавок, которые должны обеспечить надежную длительную прочность и водоустойчивость конструктивных элемен­ тов покрытий с учетом величины нагрузок, интенсивности движения

иприродных условий.

Прочность цементогрунтовых образцов, приготовлених в лабо­ ратории, после твердения во влажных условиях, а также другие физико-механические свойства их должны удовлетворять нормиру­ емым требованиям (табл. 5.13).

Для устройства аэродромных покрытий применяют цементогрунт, удовлетворяющий, как правило, требованиям I класса проч­ ности. Необходимую оптимальную дозировку цемента, обеспечиваю­ щую получение цементогрунта с требуемыми физико-механически­ ми свойствами, устанавливают в лабораториях при подборе составов смесей. Однако для предварительных подсчетов потребного коли­

чества цемента для укрепления грунтов, а также при составлении

проектных заданий на строительство аэродромов можно принять ориентировочные нормы расхода (табл. 5.14).

При укреплении грунта: цемент или комплексные добавки вво­ дят в количестве, предусмотренном проектом с равномерным рас­

пределением и перемешиванием вяжущего материала с грунтом на заданную толщину слоя; в период уплотнения и последующего твердения обеспечивают оптимальную влажность смеси в среднем равную 0,6—0,7 от влажности, соответствующей границе текучести

грунта; готовую смесь уплотняют до требуемой максимальной плот­ ности со строгим соблюдением сроков окончания уплотнения и при­ дают укрепленному грунту заданный проектом поперечный и про­ дольный профиль. Грунт с цементом перемешивают при температу­ ре воздуха не ниже +5° С.

157


Показатель укрепленных грунтов

Минимальный допустимый предел прочности при сжатии (Rc.-,r) водо­ насыщенных образцов в возрасте

28 суток, кгс/см2...............................

То же, в возрасте 7 суток................

Минимальный допустимый предел прочности на растяжение при из­ гибе (Ra3r) водонасыщенных об­

разцов

в

возрасте

28 суток,

кгс/см2...................................................

 

 

Максимальное

допустимое

водонасы-

щение после испытания на морозо­

стойкость сверх оптимальной влаж­

ности

уплотнения, °/о по массе . .

Коэффициент морозостойкости не ме­

нее ........................................................

Влажность смеси при перемешивании

и уплотнении ..........................................

Грунты

Таблица 5.13

Расчетный модуль деформации цементогрунта, кгс.см2

4000-2500

2500-1200

1200-500

Класс

прочности цементогрунта

I

II

III

60—40

40—20

20—10

30—20

20—10

10—5

10

6

2

2

4

4

0,75

0,70

0,60

Не должна отличаться от оптималь-

ной более,

чем на ±2%.

 

 

 

Таблица 5.14

 

Расход цемента или извести

 

для укрепления грунтов

 

покрытий

оснований

Крупнообломочные нецементированные грунты, а

также

грунтогравийные

и грунтощебеночные

5—10

3-6

смеси,

близкие к оптимальному составу ....

100—200

60—120

 

 

 

Пески разного состава, в том числе мелкие и пы­

 

 

леватые, а также супеси с

числом пластичности

6—12

4-8

менее 3 .........................................................................

 

100-210

70—140

 

 

 

Супеси

с числом пластичности 3—7 и легкие су­

8—12

5—8

глинки

пылеватые и непылеватые........................

160—240

110—170

 

 

 

Суглинки тяжелые и суглинки тяжелые пылеватые

11—14

8—12

200—250

150—220

 

 

 

Глины песчанистые, глины пылеватые

13—15

10—12

230—270

200—220

 

 

 

Примечание. В числителе показан перерасход в процентах по массе смеси, а в зна­ менателе — в килограммах на 1 м3.

158


Рис. 5.5. Последовательные технологические операции по устройству покрытия (или основания) из грунта, укрепленного минеральными порошкообразными ма­ териалами, органическими жидкими вяжущими и добавками других химических веществ при помощи дорожной фрезы Д-530 на тракторе С-100:

/— разрыхление грунта; II— выборка камней; III— планировка

грунта; IV—уплотнение

(подкатка)

грунта; V — измельчение грунта; VI — распределение

порошковых или

жидких

(основных)

материалов; VII — перемешивание материалов с грунтом

и внесение раствора до­

полнительных химических добавок; !//// — перемешивание раствора

дополнительных

химиче­

ских добавок с грунтовой смесью; IX— уплотнение (обжатие) покрытия; X — профилирование

покрытия;

XI — окончательное уплотнение; XII — укатка (выглаживание) покрытия;

XIII —

розлив жидкого битума

При выполнении работ надо учитывать сроки схватывания смеси и обязательно уплотнять ее до начала схватывания; при этом нель­ зя допускать подсыхания или переувлажнения смеси во время ра­ боты. Приготовление, укладка и уплотнение смеси должны быть выполнены в течение одного рабочего дня. Начатый цикл операций после внесения цемента в увлажненный грунт нельзя приостанавли­ вать, так как это ведет к порче цемента в смеси, а следовательно, к непроизводительным расходам и задержке работ. Длину участка, намечаемого к обработке в течение одной смены (сменная захват­ ка), назначают исходя из реальных производственных возможно­

стей с учетом имеющегося оборудования и машин, вида вяжущих, грунтовых и погодных условий. В среднем длину сменной захватки

принимают 150—200 м, а ширину — 8 м.

В зависимости от свойств обрабатываемых грунтов и применяе­ мых вяжущих, а также с учетом конструкции аэродромного покры­ тия, обрабатывают грунт и приготавливают смесь смешением в стационарной или полустационарной установках в карьере или же смешением на месте с помощью как однопроходных грунтосмеси­ тельных машин типа Д-391, так и многопроходных грунтосмеситель­ ных машин типа дорожных фрез Д-530. На аэродромах сельскохо­ зяйственной авиации ввиду малого объема работ, целесообразно применить метод смешения на месте с использованием в качестве ведущей машины дорожную фрезу Д-530. Для этих же целей при отсутствии дорожной фрезы могут быть использованы дисковые бо­ роны и автогрейдеры.

Последовательность технологических операций при устройстве

покрытий (оснований) из цементогрунта способом смешения на ме­ сте показана на рис. 5.5, а потребность в рабочей силе и механизмах на устройство покрытий толщиной 20 см при использовании в каче­ стве ведущей машины дорожной фрезы Д-530, приведена в табл.

5.15. Качество покрытия существенно зависит от правильного вы­

полнения всех рабочих операций, которые должны проходить не­ прерывно с соблюдением технологической последовательности.

159