ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
териалы, а имеются отвалы шлаков и доставка их к объекту не свя
зана с большими транспортными расходами.
Строительство покрытий из шлакового щебня аналогично строи тельству щебеночных покрытий из каменных пород.
При строительстве гравийных, щебеночных и шлаковых покры тий обычно применяют следующий комплект машин:
Автомобили-самосвалы для подвозки материалов ... По расчету |
||
Распределитель щебня (илибульдозер)................................ |
1 |
|
Автогрейдер..................................................................................... |
|
1 |
Катки моторные . . |
■.............................................................. |
2 |
Поливочная машина...................................................................... |
|
1 |
Автогудронатор ............................................................................... |
|
1 |
Распределитель каменной мелочи(клинца) ............................... |
1 |
|
Производительность такого комплекта может достигать 200 м2 |
||
покрытия в смену. |
|
|
§ 21. УСТРОЙСТВО ПОКРЫТИЙ ИЗ ГРУНТОВ, УКРЕПЛЕННЫХ |
||
НЕОРГАНИЧЕСКИМИ ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ |
|
|
В последние годы в Советском Союзе и за рубежом проводятся |
||
работы по широкому внедрению в аэродромное строительство грун |
||
тов, укрепленных различными вяжущими материалами. |
Особенно |
|
целесообразно использование укрепленных грунтов в районах, где |
||
отсутствуют каменные материалы или их запасы невелики. В на |
||
стоящее время разработаны методы, позволяющие путем активного |
||
воздействия существенным образом изменять и повышать механиче |
||
скую прочность и водоустойчивость грунтов. Из грунта после укреп |
||
ления вяжущими материалами можно строить покрытия, отвечаю |
||
щие техническим требованиям, предъявленным к покрытиям сель |
||
скохозяйственных аэродромов. Необходимые свойства укрепленных |
||
грунтов обеспечиваются правильным выбором вяжущего материа |
||
ла, установлением дозировок этого материала, использованием ра |
||
циональной технологии, |
а также точным и качественным выполне |
нием всех технологических операций по укреплению грунта. Грунты, укрепленные неорганическими вяжущими, применяют
для устройства покрытий преимущественно во II—III дорожно-кли матических зонах. В качестве вяжущих используют в основном це мент и известь.
Цементогрунт — экономически выгодный местный материал.
Привозится на строительство только цемент, расход которого состав ляет не более 15% от массы обрабатываемого грунта. Цементо грунтовые покрытия в 2,5—3 раза дешевле покрытий из каменных материалов, но уступают им по долговечности. Цемент, внесенный
в грунт, оказывает на него двоякое действие. Во-первых происходит цементация грунтовых частиц, что придает грунту необходимую связность и прочность и, во-вторых, цемент, воздействуя на грунт как химическая добавка, коренным образом улучшает его физико
механические свойства.
156
Пригодность грунтов для укрепления их вяжущими материала ми, а также составы смесей устанавливают в соответствии с требо ваниями Указаний по применению в дорожном аэродромном строи тельстве грунтов, укрепленных вяжущими материалами (CH 25-73).
Для укрепления портландцементом пригодны круппообломочные
имелкообломочные грунты, щебенисто-песчаные и гравийно-песча
ные смеси, пески, супеси и легкие суглинки, близкие к оптимально му составу, а также суглинки и глины с числом пластичности до 17. Глины с числом пластичности от 17 до 27 укрепляют комплексными методами с введением добавок извести, поверхностно-активных ве ществ и различных солей. Для укрепления грунтов на аэродромах применяют портландцементы марки, как правило, М-400 и выше, которые должны удовлетворять соответствующим требованиям по ГОСТ 10178-62 «Портландцемент, шлакопортландцемент, пуццола новый портландцемент и их разновидность».
Для получения высокопрочного, трещиностойкого и износостой
кого материала для укрепления грунтов иногда применяют два вида вяжущих, например, цемент и битумную эмульсию. При проектиро вании составов смесей, помимо назначения оптимальной дозировки цемента, устанавливают также необходимость и целесообразность введения добавок различных химических веществ, а также грану лометрических добавок, которые должны обеспечить надежную длительную прочность и водоустойчивость конструктивных элемен тов покрытий с учетом величины нагрузок, интенсивности движения
иприродных условий.
Прочность цементогрунтовых образцов, приготовлених в лабо ратории, после твердения во влажных условиях, а также другие физико-механические свойства их должны удовлетворять нормиру емым требованиям (табл. 5.13).
Для устройства аэродромных покрытий применяют цементогрунт, удовлетворяющий, как правило, требованиям I класса проч ности. Необходимую оптимальную дозировку цемента, обеспечиваю щую получение цементогрунта с требуемыми физико-механически ми свойствами, устанавливают в лабораториях при подборе составов смесей. Однако для предварительных подсчетов потребного коли
чества цемента для укрепления грунтов, а также при составлении
проектных заданий на строительство аэродромов можно принять ориентировочные нормы расхода (табл. 5.14).
При укреплении грунта: цемент или комплексные добавки вво дят в количестве, предусмотренном проектом с равномерным рас
пределением и перемешиванием вяжущего материала с грунтом на заданную толщину слоя; в период уплотнения и последующего твердения обеспечивают оптимальную влажность смеси в среднем равную 0,6—0,7 от влажности, соответствующей границе текучести
грунта; готовую смесь уплотняют до требуемой максимальной плот ности со строгим соблюдением сроков окончания уплотнения и при дают укрепленному грунту заданный проектом поперечный и про дольный профиль. Грунт с цементом перемешивают при температу ре воздуха не ниже +5° С.
157
Показатель укрепленных грунтов
Минимальный допустимый предел прочности при сжатии (Rc.-,r) водо насыщенных образцов в возрасте
28 суток, кгс/см2...............................
То же, в возрасте 7 суток................
Минимальный допустимый предел прочности на растяжение при из гибе (Ra3r) водонасыщенных об
разцов |
в |
возрасте |
28 суток, |
кгс/см2................................................... |
|
|
|
Максимальное |
допустимое |
водонасы- |
|
щение после испытания на морозо |
|||
стойкость сверх оптимальной влаж |
|||
ности |
уплотнения, °/о по массе . . |
Коэффициент морозостойкости не ме
нее ........................................................
Влажность смеси при перемешивании
и уплотнении ..........................................
Грунты
Таблица 5.13
Расчетный модуль деформации цементогрунта, кгс.см2
4000-2500 |
2500-1200 |
1200-500 |
Класс |
прочности цементогрунта |
|
I |
II |
III |
60—40 |
40—20 |
20—10 |
30—20 |
20—10 |
10—5 |
10 |
6 |
2 |
2 |
4 |
4 |
0,75 |
0,70 |
0,60 |
Не должна отличаться от оптималь- |
||
ной более, |
чем на ±2%. |
|
|
|
Таблица 5.14 |
|
Расход цемента или извести |
|
|
для укрепления грунтов |
|
|
покрытий |
оснований |
Крупнообломочные нецементированные грунты, а
также |
грунтогравийные |
и грунтощебеночные |
5—10 |
3-6 |
|
смеси, |
близкие к оптимальному составу .... |
100—200 |
60—120 |
||
|
|
|
|||
Пески разного состава, в том числе мелкие и пы |
|
|
|||
леватые, а также супеси с |
числом пластичности |
6—12 |
4-8 |
||
менее 3 ......................................................................... |
|
100-210 |
70—140 |
||
|
|
|
|||
Супеси |
с числом пластичности 3—7 и легкие су |
8—12 |
5—8 |
||
глинки |
пылеватые и непылеватые........................ |
160—240 |
110—170 |
||
|
|
|
|||
Суглинки тяжелые и суглинки тяжелые пылеватые |
11—14 |
8—12 |
|||
200—250 |
150—220 |
||||
|
|
|
|||
Глины песчанистые, глины пылеватые |
13—15 |
10—12 |
|||
230—270 |
200—220 |
||||
|
|
|
Примечание. В числителе показан перерасход в процентах по массе смеси, а в зна менателе — в килограммах на 1 м3.
158
Рис. 5.5. Последовательные технологические операции по устройству покрытия (или основания) из грунта, укрепленного минеральными порошкообразными ма териалами, органическими жидкими вяжущими и добавками других химических веществ при помощи дорожной фрезы Д-530 на тракторе С-100:
/— разрыхление грунта; II— выборка камней; III— планировка |
грунта; IV—уплотнение |
|||
(подкатка) |
грунта; V — измельчение грунта; VI — распределение |
порошковых или |
жидких |
|
(основных) |
материалов; VII — перемешивание материалов с грунтом |
и внесение раствора до |
||
полнительных химических добавок; !//// — перемешивание раствора |
дополнительных |
химиче |
||
ских добавок с грунтовой смесью; IX— уплотнение (обжатие) покрытия; X — профилирование |
||||
покрытия; |
XI — окончательное уплотнение; XII — укатка (выглаживание) покрытия; |
XIII — |
розлив жидкого битума
При выполнении работ надо учитывать сроки схватывания смеси и обязательно уплотнять ее до начала схватывания; при этом нель зя допускать подсыхания или переувлажнения смеси во время ра боты. Приготовление, укладка и уплотнение смеси должны быть выполнены в течение одного рабочего дня. Начатый цикл операций после внесения цемента в увлажненный грунт нельзя приостанавли вать, так как это ведет к порче цемента в смеси, а следовательно, к непроизводительным расходам и задержке работ. Длину участка, намечаемого к обработке в течение одной смены (сменная захват ка), назначают исходя из реальных производственных возможно
стей с учетом имеющегося оборудования и машин, вида вяжущих, грунтовых и погодных условий. В среднем длину сменной захватки
принимают 150—200 м, а ширину — 8 м.
В зависимости от свойств обрабатываемых грунтов и применяе мых вяжущих, а также с учетом конструкции аэродромного покры тия, обрабатывают грунт и приготавливают смесь смешением в стационарной или полустационарной установках в карьере или же смешением на месте с помощью как однопроходных грунтосмеси тельных машин типа Д-391, так и многопроходных грунтосмеситель ных машин типа дорожных фрез Д-530. На аэродромах сельскохо зяйственной авиации ввиду малого объема работ, целесообразно применить метод смешения на месте с использованием в качестве ведущей машины дорожную фрезу Д-530. Для этих же целей при отсутствии дорожной фрезы могут быть использованы дисковые бо роны и автогрейдеры.
Последовательность технологических операций при устройстве
покрытий (оснований) из цементогрунта способом смешения на ме сте показана на рис. 5.5, а потребность в рабочей силе и механизмах на устройство покрытий толщиной 20 см при использовании в каче стве ведущей машины дорожной фрезы Д-530, приведена в табл.
5.15. Качество покрытия существенно зависит от правильного вы
полнения всех рабочих операций, которые должны проходить не прерывно с соблюдением технологической последовательности.
159