ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
Глава 2
ОБУСТРОЙСТВО И СОДЕРЖАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ АЭРОДРОМОВ
И ВЕРТОДРОМОВ
§ 5. ЭЛЕМЕНТЫ И ГЕНПЛАН АЭРОДРОМОВ
Аэродром сельскохозяйственной авиации состоит из летного поля и территории служебно-технической застройки (рис. 2.1).
Летное поле — часть аэродрома, на которой расположена одна
или несколько летных полос, а также рулежные дорожки, места стоянок самолетов, загрузочные и дегазационные площадки. Лет ное поле бывает сплошной и полосной формы. Летное поле сплош ной формы чаще имеет очертания правильной геометрической фигуры (квадрата, круга и т. п.), обеспечивающей взлет и посадку
самолетов в направлении против ветра. Летное поле сплошной формы занимает относительно большую площадь, поэтому его, как правило, устраивают полосной формы — вытянутым.
Летная полоса (ЛП)—выбранный по условиям ветровой за грузки, рельефа местности и воздушных подходов участок аэро дрома, обеспечивающий взлет и посадку самолетов в двух взаимно противоположных направлениях. В состав летной полосы входят рабочая площадь, концевые и боковые полосы безопасности.
Рабочая площадь летной полосы — часть летной полосы, пред назначенная для разбега и отрыва при взлете, приземления и про бега при посадке самолетов. Рабочая площадь может иметь в своем составе взлетно-по
садочную полосу с искусст
венным покрытием (ИВПП) и грунтовую полосу (ГВПП).
Взлетно-посадочная по лоса с искусственным по крытием (ИВПП)—рабо чая площадь или часть ее,
имеющая искусственное по крытие и обеспечивающая
круглогодовую работу авиа ции.
Грунтовая взлетно-поса дочная полоса (ГВПП) —
рабочая площадь или часть ее, обработанная (уплотне
нием, задернением и пр.) для обеспечения безопасности взлета и посадки самолетов. В период распутицы или после продолжительных
Рис. 2.1. Элементы аэродрома с одной и двумя рулежными дорожками:
1— полосы воздушных подходов (ПВП); 2 —кон цевая полоса безопасности (КПБ); 3—боковая по лоса безопасности (БПБ); 4— грунтовая полоса; 5 —` взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием (ИВПП); 6 — рулежная дорожка (РД); 7 —места стоянки самолетов (MC); 8 — территория служебно-технической застройки; 9— подъездная
дорога; 10 — загрузочная площадка
29
дождей грунтовая взлетно-посадочная полоса обычно резко теряет
свою несущую способность.
Концевые полосы безопасности (КПБ) — спланированные участки летной полосы, расположенные у концов ее рабочей пло щади и предназначенные для обеспечения безопасного движения самолетов в случаях их неточного (преждевременного или с запоз данием) приземления при посадке, а также при выкатывании за пределы рабочей площади в случае прерванного взлета.
Боковые полосы безопасности (БПБ) — грунтовые участки летной полосы, расположенные вдоль ее рабочей площади и пред назначенные для обеспечения безопасности движения по грунту в случаях возможных отклонений самолетов за пределы рабочей площади при разбеге и пробеге.
Рулежные дорожки (РД) —подготовленные и оборудованные пути, предназначенные для руления самолетов. РД соединяют между собой отдельные элементы аэродрома.
Места стоянок (MC) ■— оборудованные площадки для стоянки,
эксплуатационно-технического обслуживания и заправки самоле тов топливом. MiC могут быть индивидуальными для одного само лета и групповыми для группы самолетов.
Загрузочная площадка — оборудованная площадка для загруз ки самолетов минеральными удобрениями, ядохимикатами и семе нами для производства авиационно-химических и посевных работ.
Дегазационная площадка — оборудованная площадка для са нитарной обработки самолетов после выполнения авиационно-хи
мических работ.
Территория служебно-технической застройки — часть земельно го участка аэродрома, на котором располагаются складские и служебно-бытовые здания и сооружения.
На приаэродромной территории, т. е. на прилегающей к аэро дрому местности, над которой производится маневрирование само летов, набор высоты и развороты при взлете самолетов, заход на посадку, планирование и уход на второй круг, не должно быть естественных или искусственных высотных препятствий, представ ляющих опасность для полетов самолетов.
Часть приаэродромной территории, примыкающую к концам
летной полосы и расположенную в направлении ее продольной оси, над территорией которой самолет непосредственно набирает высоту при взлете и планирует при посадке, называют полосами воздушных подходов (ПВП).
Вертодромы и посадочные площадки сельскохозяйственной авиации состоят из тех же основных элементов, что и аэродромы.
Аэродромы сельскохозяйственной авиации должны иметь, как правило, одну летную полосу, направление которой определяется в зависимости от ветровой загрузки, размещения летных полос соседних аэродромов, условий видимости и рельефа местности, обеспеченности воздушных подходов и перспективы развития за стройки населенных пунктов при расположении аэродрома вблизи
30
них. Ориентация летных полос должна исключать полеты в на правлении на застройку населенных пунктов.
Летные полосы должны располагаться в направлении преобла дающих ветров, определяемых по данным многолетних (не менее чем за 5 лет) наблюдений метеорологических станций, располо женных в районе строительства аэродрома, или по материалам климатологических справочников. Летные полосы временных аэро
дромов должны располагаться с учетом направления преобладаю щих ветров в период производства авиационно-химических работ.
Направление летных полос обычно выбирается параллельным летным полосам других близко расположенных аэродромов.
Элементы летных полос сельскохозяйственных аэродромов нор мированы (табл. 2.1). Взлетно-посадочные полосы с искусствен ным покрытием (ИВПП) рекомендуется располагать в пределах рабочих площадей летных полос асимметрично с целью устройства
параллельной грунтовой полосы (рис. 2.2).
Минимальную потребную длину ВПП и рабочую площадь лет ной полосы в местных (расчетных) условиях определяют по сле дующей методике. Грунтовые летные полосы могут иметь длину,
равную летной полосе без одной K∏B |
(на постоянных аэродро |
мах— 575 м, на временных — 525 м), |
одинаково обработанную |
под рабочую площадь по всей длине. |
В этих случаях концевые |
полосы безопасности не требуются. При наличии земельного участ ка достаточных размеров в целях сокращения времени руления самолетов целесообразна тангенциальная схема грунтовой летной
полосы (со взлетом от центра полосы и посадкой к центру) при
размещении загрузочной площадки центрально |
относительно лет- |
||||
|
|
|
|
|
Таблица 2.1 |
|
|
|
Минимальные размеры и расчетные |
||
|
|
|
параметры элементов летных полос |
||
|
Показатель |
|
|
аэродромов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
постоянных |
временных |
|
Длина ИВПП, м |
, . |
400 |
|
500 |
|
Длина рабочей площади летной полосы, м |
. . . |
500 |
|
||
Ширина |
ВПП, м...................................................... |
м . . |
20 |
|
— |
Ширина рабочей площади летной полосы, |
60 |
|
60 |
||
Длина КПБ, м.................................................. |
|
75 |
|
25 |
|
Ширина |
БПБ, м........................................................... |
|
20 |
|
20 |
Общая длина летных полос, м ................................ |
|
650 |
|
550 |
|
Общая ширина летных полос, м........................... |
|
100 |
|
100 |
|
Нормативная статическая нагрузка на одно коле |
3 |
|
|
||
со, тс....................................................................... |
самоті.... |
|
|
||
Расчетное давление в пневматиках колес |
4 |
|
|
||
лета, |
кгс/см2............................................................... |
|
|
— |
Примечание. Длина рабочей площади летной полосы указана для стандартных ус ловий; температура воздуха + 15® С, атмосферное давление 760 мм рт. ст., уклон равен нулю, штиль.
31
|
605 |
|
≈ |
|
ной полосы. При этом длина |
1JJJJJJ,' |
1J JJJJJJJ J ʌj J J,J J J'JJ. JJJ^ Л J J.' Ji-----1 |
і |
рабочей площади грунтовой |
||
ZZZZjZ//ZZZZZZZZZ//,/г///// г///////у///, |
летной полосы в стандарт |
||||
'KOfr- |
Рабочая площадь |
-6J16'. |
|||
ZZ/Z^/'//////. 7, '?/ЯЯ S>z'Λf7Z∕ZZZZ77T7z∕,77 |
|||||
ZrfVZ1 ZZZZZZZ//< Z.- Z, 'ZZZZZZZZZZZZZZZ//. Z |
ных условиях должна быть |
||||
75 |
500 |
5П5 |
J ʌ |
|
|
|
|
|
650 |
|
не меньше 1000 м. В стеснен |
|
|
|
|
|
ных условиях расположения |
KU5]∏dΠΠ |
Грунтовая полоса |
///и |
- ------------------------------ |
75 50 ■ |
WO |
|
650 |
аэродрома (сложный рель еф, неблагоприятные гидро геологические условия и пр.) допускается уменьшать об щую ширину летной полосы с ИВПП до 60 м за счет исключения параллельной
|
|
|
|
|
грунтовой полосы. |
|
по |
|
|
|
|
|
|
Концевые и |
боковые |
||
|
■zzzzzzzzzzzzzzzzzzZzzzzzzzzzzzzz |
|
лосы безопасности |
постоян |
||||
|
|
ных грунтовых |
аэродромов, |
|||||
C:- |
|
Рабочая площадь с- |
|
концевые полосы безопасно |
||||
⅛: |
''ООО |
500 |
⅛ |
|
||||
25 |
|
сти аэродромов |
с |
ИВПП и |
||||
|
.Tz^zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz |
|
|
|
|
|
||
|
|
550 |
|
|
боковые полосы безопасно |
|||
|
|
|
|
сти временных |
аэродромов |
|||
|
|
|
|
|
||||
Рис. 2.2. Схемы летных полос. Площадь, |
можно использовать под по |
|||||||
севы низкорослых |
сельско |
|||||||
на которой разрешается посев низкорос |
хозяйственных |
культур, |
не |
|||||
|
лых культур, заштрихована |
требующих при |
обработке |
|||||
Длину |
летных |
полос |
|
почвы создания борозд. |
|
|||
вместных (расчетных) |
условиях |
|
||||||
аэродрома |
устанавливают |
путем |
пересчета стандартных длин |
|||||
(см. табл. |
2.1) с учетом поправок на расчетную температуру воз |
духа, расчетное атмосферное давление и средний уклон поверхно сти летной полосы. Расчетную температуру воздуха для постоян-
ных |
аэродромов определяют |
в зависимости от |
величины |
среднемесячной температуры в 13 |
ч дня самого жаркого месяца |
||
в году |
за многолетний период |
(Лз), определяемой |
по данным |
близко расположенных метеорологических станций или по клима тологическим справочникам. Для временных аэродромов расчет
ную температуру определяют в зависимости от среднемесячной температуры за многолетний период в 13 ч дня самого теплого месяца периода использования аэродрома. Расчетную температуру воздуха определяют по формуле
Ç= l,08∕13-5,8°.
Полученные значения расчетных температур соответствуют
75% годовой обеспеченности полетов самолетов.
Расчетное атмосферное давление воздуха определяют по таб
лицам Международной стандартной атмосферы (MCA) в зависи
мости от высоты расположения аэродрома над уровнем моря (табл. 2.2). Средний уклон летной полосы определяется отноше-
32