Файл: Сельскохозяйственные аэродромы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2

ОБУСТРОЙСТВО И СОДЕРЖАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ АЭРОДРОМОВ

И ВЕРТОДРОМОВ

§ 5. ЭЛЕМЕНТЫ И ГЕНПЛАН АЭРОДРОМОВ

Аэродром сельскохозяйственной авиации состоит из летного поля и территории служебно-технической застройки (рис. 2.1).

Летное поле — часть аэродрома, на которой расположена одна

или несколько летных полос, а также рулежные дорожки, места стоянок самолетов, загрузочные и дегазационные площадки. Лет­ ное поле бывает сплошной и полосной формы. Летное поле сплош­ ной формы чаще имеет очертания правильной геометрической фигуры (квадрата, круга и т. п.), обеспечивающей взлет и посадку

самолетов в направлении против ветра. Летное поле сплошной формы занимает относительно большую площадь, поэтому его, как правило, устраивают полосной формы — вытянутым.

Летная полоса (ЛП)—выбранный по условиям ветровой за­ грузки, рельефа местности и воздушных подходов участок аэро­ дрома, обеспечивающий взлет и посадку самолетов в двух взаимно противоположных направлениях. В состав летной полосы входят рабочая площадь, концевые и боковые полосы безопасности.

Рабочая площадь летной полосы — часть летной полосы, пред­ назначенная для разбега и отрыва при взлете, приземления и про­ бега при посадке самолетов. Рабочая площадь может иметь в своем составе взлетно-по­

садочную полосу с искусст­

венным покрытием (ИВПП) и грунтовую полосу (ГВПП).

Взлетно-посадочная по­ лоса с искусственным по­ крытием (ИВПП)—рабо­ чая площадь или часть ее,

имеющая искусственное по­ крытие и обеспечивающая

круглогодовую работу авиа­ ции.

Грунтовая взлетно-поса­ дочная полоса (ГВПП) —

рабочая площадь или часть ее, обработанная (уплотне­

нием, задернением и пр.) для обеспечения безопасности взлета и посадки самолетов. В период распутицы или после продолжительных

Рис. 2.1. Элементы аэродрома с одной и двумя рулежными дорожками:

1— полосы воздушных подходов (ПВП); 2 —кон­ цевая полоса безопасности (КПБ); 3—боковая по­ лоса безопасности (БПБ); 4— грунтовая полоса; 5 —` взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием (ИВПП); 6 — рулежная дорожка (РД); 7 —места стоянки самолетов (MC); 8 — территория служебно-технической застройки; 9— подъездная

дорога; 10 — загрузочная площадка

29



дождей грунтовая взлетно-посадочная полоса обычно резко теряет

свою несущую способность.

Концевые полосы безопасности (КПБ) — спланированные участки летной полосы, расположенные у концов ее рабочей пло­ щади и предназначенные для обеспечения безопасного движения самолетов в случаях их неточного (преждевременного или с запоз­ данием) приземления при посадке, а также при выкатывании за пределы рабочей площади в случае прерванного взлета.

Боковые полосы безопасности (БПБ) — грунтовые участки летной полосы, расположенные вдоль ее рабочей площади и пред­ назначенные для обеспечения безопасности движения по грунту в случаях возможных отклонений самолетов за пределы рабочей площади при разбеге и пробеге.

Рулежные дорожки (РД) —подготовленные и оборудованные пути, предназначенные для руления самолетов. РД соединяют между собой отдельные элементы аэродрома.

Места стоянок (MC) ■— оборудованные площадки для стоянки,

эксплуатационно-технического обслуживания и заправки самоле­ тов топливом. MiC могут быть индивидуальными для одного само­ лета и групповыми для группы самолетов.

Загрузочная площадка — оборудованная площадка для загруз­ ки самолетов минеральными удобрениями, ядохимикатами и семе­ нами для производства авиационно-химических и посевных работ.

Дегазационная площадка — оборудованная площадка для са­ нитарной обработки самолетов после выполнения авиационно-хи­

мических работ.

Территория служебно-технической застройки — часть земельно­ го участка аэродрома, на котором располагаются складские и служебно-бытовые здания и сооружения.

На приаэродромной территории, т. е. на прилегающей к аэро­ дрому местности, над которой производится маневрирование само­ летов, набор высоты и развороты при взлете самолетов, заход на посадку, планирование и уход на второй круг, не должно быть естественных или искусственных высотных препятствий, представ­ ляющих опасность для полетов самолетов.

Часть приаэродромной территории, примыкающую к концам

летной полосы и расположенную в направлении ее продольной оси, над территорией которой самолет непосредственно набирает высоту при взлете и планирует при посадке, называют полосами воздушных подходов (ПВП).

Вертодромы и посадочные площадки сельскохозяйственной авиации состоят из тех же основных элементов, что и аэродромы.

Аэродромы сельскохозяйственной авиации должны иметь, как правило, одну летную полосу, направление которой определяется в зависимости от ветровой загрузки, размещения летных полос соседних аэродромов, условий видимости и рельефа местности, обеспеченности воздушных подходов и перспективы развития за­ стройки населенных пунктов при расположении аэродрома вблизи

30


них. Ориентация летных полос должна исключать полеты в на­ правлении на застройку населенных пунктов.

Летные полосы должны располагаться в направлении преобла­ дающих ветров, определяемых по данным многолетних (не менее чем за 5 лет) наблюдений метеорологических станций, располо­ женных в районе строительства аэродрома, или по материалам климатологических справочников. Летные полосы временных аэро­

дромов должны располагаться с учетом направления преобладаю­ щих ветров в период производства авиационно-химических работ.

Направление летных полос обычно выбирается параллельным летным полосам других близко расположенных аэродромов.

Элементы летных полос сельскохозяйственных аэродромов нор­ мированы (табл. 2.1). Взлетно-посадочные полосы с искусствен­ ным покрытием (ИВПП) рекомендуется располагать в пределах рабочих площадей летных полос асимметрично с целью устройства

параллельной грунтовой полосы (рис. 2.2).

Минимальную потребную длину ВПП и рабочую площадь лет­ ной полосы в местных (расчетных) условиях определяют по сле­ дующей методике. Грунтовые летные полосы могут иметь длину,

равную летной полосе без одной K∏B

(на постоянных аэродро­

мах— 575 м, на временных — 525 м),

одинаково обработанную

под рабочую площадь по всей длине.

В этих случаях концевые

полосы безопасности не требуются. При наличии земельного участ­ ка достаточных размеров в целях сокращения времени руления самолетов целесообразна тангенциальная схема грунтовой летной

полосы (со взлетом от центра полосы и посадкой к центру) при

размещении загрузочной площадки центрально

относительно лет-

 

 

 

 

 

Таблица 2.1

 

 

 

Минимальные размеры и расчетные

 

 

 

параметры элементов летных полос

 

Показатель

 

 

аэродромов

 

 

 

 

 

 

 

 

постоянных

временных

Длина ИВПП, м

, .

400

 

500

Длина рабочей площади летной полосы, м

. . .

500

 

Ширина

ВПП, м......................................................

м . .

20

 

Ширина рабочей площади летной полосы,

60

 

60

Длина КПБ, м..................................................

 

75

 

25

Ширина

БПБ, м...........................................................

 

20

 

20

Общая длина летных полос, м ................................

 

650

 

550

Общая ширина летных полос, м...........................

 

100

 

100

Нормативная статическая нагрузка на одно коле­

3

 

 

со, тс.......................................................................

самоті....

 

 

Расчетное давление в пневматиках колес

4

 

 

лета,

кгс/см2...............................................................

 

 

Примечание. Длина рабочей площади летной полосы указана для стандартных ус­ ловий; температура воздуха + 15® С, атмосферное давление 760 мм рт. ст., уклон равен нулю, штиль.

31


 

605

 

 

ной полосы. При этом длина

1JJJJJJ,'

1J JJJJJJJ J ʌj J J,J J J'JJ. JJJ^ Л J J.' Ji-----1

і

рабочей площади грунтовой

ZZZZjZ//ZZZZZZZZZ//,/г///// г///////у///,

летной полосы в стандарт­

'KOfr-

Рабочая площадь

-6J16'.

ZZ/Z^/'//////. 7, '?/ЯЯ S>z'Λf7Z∕ZZZZ77T7z∕,77

ZrfVZ1 ZZZZZZZ//< Z.- Z, 'ZZZZZZZZZZZZZZZ//. Z

ных условиях должна быть

75

500

5П5

J ʌ

 

 

 

 

650

 

не меньше 1000 м. В стеснен­

 

 

 

 

 

ных условиях расположения

KU5]∏dΠΠ

Грунтовая полоса

///и

- ------------------------------

75 50 ■

WO

 

650

аэродрома (сложный рель­ еф, неблагоприятные гидро­ геологические условия и пр.) допускается уменьшать об­ щую ширину летной полосы с ИВПП до 60 м за счет исключения параллельной

 

 

 

 

 

грунтовой полосы.

 

по­

 

 

 

 

 

Концевые и

боковые

 

■zzzzzzzzzzzzzzzzzzZzzzzzzzzzzzzz

 

лосы безопасности

постоян­

 

 

ных грунтовых

аэродромов,

C:-

 

Рабочая площадь с-

 

концевые полосы безопасно­

⅛:

''ООО

500

 

25

 

сти аэродромов

с

ИВПП и

 

.Tz^zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz

 

 

 

 

 

 

 

550

 

 

боковые полосы безопасно­

 

 

 

 

сти временных

аэродромов

 

 

 

 

 

Рис. 2.2. Схемы летных полос. Площадь,

можно использовать под по­

севы низкорослых

сельско­

на которой разрешается посев низкорос­

хозяйственных

культур,

не

 

лых культур, заштрихована

требующих при

обработке

Длину

летных

полос

 

почвы создания борозд.

 

вместных (расчетных)

условиях

 

аэродрома

устанавливают

путем

пересчета стандартных длин

(см. табл.

2.1) с учетом поправок на расчетную температуру воз­

духа, расчетное атмосферное давление и средний уклон поверхно­ сти летной полосы. Расчетную температуру воздуха для постоян-

ных

аэродромов определяют

в зависимости от

величины

среднемесячной температуры в 13

ч дня самого жаркого месяца

в году

за многолетний период

(Лз), определяемой

по данным

близко расположенных метеорологических станций или по клима­ тологическим справочникам. Для временных аэродромов расчет­

ную температуру определяют в зависимости от среднемесячной температуры за многолетний период в 13 ч дня самого теплого месяца периода использования аэродрома. Расчетную температуру воздуха определяют по формуле

Ç= l,08∕13-5,8°.

Полученные значения расчетных температур соответствуют

75% годовой обеспеченности полетов самолетов.

Расчетное атмосферное давление воздуха определяют по таб­

лицам Международной стандартной атмосферы (MCA) в зависи­

мости от высоты расположения аэродрома над уровнем моря (табл. 2.2). Средний уклон летной полосы определяется отноше-

32