Файл: Романков, П. Г. Гидромеханические процессы химической технологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 170

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

значения у стенки

Ар R_

 

 

(3-47)

 

/

2

Коэффициент трения f может быть определен как отношение

силы сопротивления ApnR2 к скоростному напору рwlp/2

и к пло­

щади участка боковой поверхности трубы:

 

f-

АpnR2

RAp

(3-48)

Pwlp 2nRl

21 Pwlp

 

 

Заменим R через диаметр трубы d:

 

 

 

d

Дp

 

 

' - 7 - T '

Pwcp12

(3'49)

Отсюда потеря давления на преодоление трения при движении

потока в круглой цилиндрической трубе

 

 

/

Pwtp

(3-50)

 

Ар = 4/-

 

Уравнение (3-50) известно как

уравнение Фаннинга

(/ — коэф­

фициент Фаннинга), однако в отечественной литературе оно более

распространено как урав-

л

 

нение Дарси — Вейсбаха

 

 

с заменой 4f на Я:

 

 

 

 

 

 

 

РЩ

 

 

 

 

 

Ар =

Я ■

 

ср

(3-51)

 

 

 

 

 

 

 

где

Я — коэффициент

со­

 

 

противления.

в

уравне­

 

 

Подставив

 

 

ние

(3-51)

значение

 

 

Ар/1 — wCp-8p/R2,

соглас­

 

 

но уравнению (3-45)

по­

 

 

лучим для Я выражение:

 

 

Я =

2d

8|д®ср

 

32ц

Рис. 3-11. Зависимость коэффициента

сопро­

 

Р®ср

 

 

Р^ср

 

 

 

 

 

 

(3-52)

тивления для гладких круглых труб

при ла­

 

 

 

R =

 

минарном режиме движения.

 

Обозначив

 

Д/2

и

Сплошная кривая построена по уравнению (3-53),

wCpdp/p = 'R.e,

получим за­

точки нанесены по опытным данным Гагена.

 

 

кон сопротивления при ламинарном движении в круглой цилинд­ рической трубе с гладкой внутренней поверхностью:

Я =

64

(3-53)

 

Re

 

Зависимость Я = /(Re) приведена

на рис. 3-11.

Ламинарный режим движения был впервые изучен более 100 лет тому назад Гагеном и Пуазейлем [2, 5].

61


Уравнение для определения потери напора на трение при ла­ минарном режиме, полученное преобразованием зависимостей (3-51) и (3-52), носит название уравнения Гагена — Пуазейля (см.

стр. 30):

ДрТр •

32[ли)ср/

(3-54)

Т*

 

 

Уравнение (3-54) справедливо при малых значениях критерия Рейнольдса (Re < ReKP) и особенно важно при исследовании дви­ жения жидкости в трубах малого дйаметра, а также в капиллярах и порах.

Знание распределения скорости и перепада давлений в потоке

при т у р б у л е н т н о м д в и ж е н и и

для решения многих инже­

 

 

нерных

задач

представляет

 

 

еще большую важность. Одна­

г

ко точного решения уравнения

Навье — Стокса для этого слу­

 

 

 

чая не существует. Имеющие­

 

 

ся

рекомендации основаны

на

 

 

экспериментальных

данных

и

 

 

подкреплены

теоретическими

 

 

рассуждениями.

 

режи­

 

 

 

При

турбулентном

 

 

ме (Re >

ReIip) движения жид­

Рис. 3-12. Изменение усредненной по

кости в

трубе

также

следует

времени скорости при турбулентном

учитывать длину

начального

движении потока в круглой трубе:

участка. По данным Никурад-

1—ламинарный подслой; 2—переходная зона;

3—область развитой турбулентности (турбу­

зе

[6], І„ ач = (254-40) d*.

 

 

лентное ядро).

 

Для

получения

уравнения

 

 

распределения

скорости в круг­

лой трубе при развитом турбулентном режиме можно разделить область движения на турбулентное ядро и ламинарный подслой вблизи стенки (рис. 3-12). В ламинарном подслое скорость жид­ кости мала, пульсации скорости практически отсутствуют, но вследствие прилипания жидкости к обтекаемым стенкам имеют место очень большие поперечные градиенты скорости, которые вы­ зывают значительные напряжения силы трения (в полном соот­

ветствии с законом Ньютона т = ± ц - 4 ^ • В турбулентном ядре

вследствие большой извилистости и сложности траекторий частиц жидкости уравнения движения заменяют зависимостями между осредненными величинами и ищут их решение, используя пара­ метры, описывающие мгновенное состояние движения потока (в частности, осредненные уравнения количества движения приме­ няются для получения так называемых уравнений Рейнольдса, устанавливающих связь между турбулентными напряжениями в йотоке). Таким образом, в случае турбулентного режима движения

* По данным Кирстена [7], Z.H»ч = (60 -t- 100)rf.

62


закон распределения скорости может быть получен только на осно­ вании анализа экспериментальных данных. Менаду ламинарным подслоем и турбулентным ядром находится переходная зона, для которой одинаково важны и молекулярная вязкость и турбулент­ ность.

В ламинарном подслое распределение скоростей можно считать линейным:

где г — расстояние

от оси трубы (в направлении,

перпендикуляр­

ном стенке);

бл — толщина ламинарного подслоя

(порядка 1 мм).

В турбулентном

ядре

рас­

 

пределение

осредненных

ско­

 

ростей в

пределах

изменения

 

значений

критерия

Рейнольд­

 

са от ІО4 до ІО5 хорошо опи­

 

сывается

степенной зависи­

 

мостью:

 

 

 

 

 

W

 

Г_\4п

(3-56)

 

®макс

 

R }

 

 

где п зависит от величины критерия Re и в данных пре­ делах может быть принято равным 7 (по эксперименталь­ ным данным).

Таким образом, прибли­ женно для турбулентного тече­ ния *

®макс 5

Рис. 3-13. Сравнение распределения скоростей при ламинарном (1) и тур­ булентном (2) режимах движения в круглой трубе.

Качественное сравнение распределения скоростей при ламинар­ ном и турбулентном режимах показано на рис. 3-13.

В гидромеханических процессах при решении задач, связанных с определением режима транспортирования жидкостей или газов в трубопроводах обычно пользуются графической зависимостью между отношением аУср/^макс и значением критерия Рейнольдса

(рис. 3-14).

Для определения коэффициента сопротивления Я при турбу­ лентном режиме движения в пределах изменения значений кри­ терия Re от 4 -ІО3 до ІО5 для гидравлически гладких труб можно пользоваться формулой Блазиуса:

Я = 0,316

(3-58)

Re1-'4

 

* С помощью уравнений пограничного слоя может быть рассчитано, что

ZfiVp = 0,817Шмакс [8].

63


Более точная зависимость (для больших значений Re) между коэффициентом сопротивления Я и режимом движения может быть получена при использовании логарифмического закона распределе­ ния скоростей. При выводе логарифмического (универсального) профиля Re^- оо, так как пренебрегают молекулярной вязкостью ц по сравнению с турбулентной (хт (см. стр. 57).

Рис. 3-14. Зависимость между отношением а'ср/іИмакс и критерием Рейнольдса;

, - “’ср/и,макс= Г(а’м а к с ^ ); 2- й'ср/“’макс“ Г К р ^ )

Для значений критерия Рейнольдса Re > ІО5 коэффициент со­ противления можно рассчитать по формуле:

у = - = 2 1 g (R e К Л ) — 0.8

(3-59)

Сравнение применимости формул (3-58) и (3-59) приведено на рис. 3-15.

Исследованиями Никурадзе [6], Шиллера [9] и других ученых

установлено, что

коэффициент

сопротивления

Я

в значительной

А

 

 

степени зависит также

и от

 

 

шероховатости труб:

 

 

 

 

 

 

 

 

Я = f (Re, е)

 

(3-60)

 

/ 2

 

где е — эффективная высота

 

 

выступов на внутренней по­

 

 

 

верхности

 

трубы.

Обычно

 

Г

 

для характеристики шеро­

 

 

ховатости

используют

так

103

ш5

ю7

называемую

относительную

шероховатость ejd

или

d/e

 

Re

 

Рис. 3-15. Значения

коэффициента Я для

(d — диаметр трубы).

 

Если высота выступов е

гладких круглых труб при турбулентном

режиме:

 

в трубе

меньше

толщины

/ —по формуле (3-58); 2—по формуле (3-59).

 

ламинарного подслоя б, то

 

 

 

шероховатость стенок не ока­

зывает влияния на величину коэффициента сопротивления Я при турбулентном режиме движения потока. Такие трубы носят на­

звание

гидравлически гладких. При

большой высоте выступов

> б)

турбулентность потока увеличивается и сопротивление воз­

растает

(при этом профиль скоростей

изменяется), Наконец, при

64


некотором предельном значении шероховатости сопротивление ста­ новится постоянным и такие трубы называют вполне шерохова­ тыми.

Так как толщина ламинарного подслоя 6 = /(Re), то труба может быть вполне шероховатой при одном расходе жидкости и гидравлически гладкой при другом.

Рис. 3-16. Значения относительной шероховатости для промышленных труб:

трубы\ 1, 3— клепаные стальные; 2, 4—бетонные; 5—чугун­

ные;

6— деревянные; 7— оцинкованные железные; 8— чугун­

ные,

покрытые битумом; 9—из мягкой сварочной стали;

 

/0-— цельнотянутые.

При ламинарном режиме движения влияние шероховатости сте­ нок трубы на сопротивление очень незначительно и им обычно пренебрегают.

Относительная шероховатость промышленных труб приведена на рис. 3-16 [10].

Зависимость коэффициента сопротивления К от режима тече­ ния (Re) и относительной шероховатости e/d (или d/e) графически представлена на рис. 3-17 и 3-18. Для некруглых труб d — dg.

3 Зак. 840

65

л

4,0

2,0

500

700

1000

1500

2500

4 000

Рис. 3-18. Зависимость коэффициента трения Я в технических трубах от критерия Re при различной шероховатости стенок.