Файл: Приднепровская железная дорога..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Новомосковск, Мелитополь, Керчь, Симферополь, Севастополь, Желтые Воды, Феодосия, Павлоград, Марганец. Трудовыми под­ вигами советских пятилеток рождены новые индустриальные центры — Орджоникидзе, Вольногорск, Приднепровск, Зеленодольск и другие.

Величие творческого труда советских людей воплощают в себе Каховская, Днепровская имени Ленина и Днепродзержинская гидроэлектростанции с их рукотворными морями на Днепре, корпуса гигантских тепловых электростанций — Приднепров­ ской, Криворожской № 2 и Запорожской.

На протяжении почти 120 километров раскинулось индустри­ альное Криворожье с гигантскими предприятиями, мощными шахтами и рудниками, горно-обогатительными комбинатами, со светлыми шахтерскими современными поселками, слившимися в единый благоустроенный город с полумиллионным населе­ нием. Все большее значение приобретает как база металлур­ гической промышленности Приазовья Камыш-Бурунское место­ рождение железных руд, залегающих в недрах Керченского полуострова.

Совсем недавно положено начало развитию нового в стране угледобывающего района — Западного Донбасса, а здесь уже действуют современные шахты и обогатительные фабрики, раз­ растаются вширь и ввысь шахтерские поселки. Вдоль Кахов­ ского моря, на базе Белозерских месторождений железных руд, создается еще один промышленный горнодобывающий комплекс. Отсюда, с Каховского водохранилища на Днепре, несет живи­ тельную влагу полям Крыма, тянется к Керчи, Феодосии, Сим­ ферополю, поит земли Нижнего Днепра крупнейшая водная магистраль страны — канал Днепр—Крым. На огромном про­ странстве Приднепровья и Крыма создается густая сеть ороси­ тельных каналов, позволяющая поднять урожайность всех сельскохозяйственных культур. На базе мелиорации земель боль­ шими темпами развивается рисосеяние. Везде возникают новые благоустроенные поселки и села колхозников и рабочих совхозов.

И все это результат тех нерушимых отношений дружбы и братства народов, которые утвердились в нашей стране, про­ должают крепнуть и развиваться, являются залогом новых успехов и трудовых побед, питают благородное чувство обще­ национальной гордости советских людей.

Но возвратимся в далекое прошлое Юга Украины, в бывший Новороссийский край, к временам герсевановых.

12

Сто лет назад, когда с началом строительства железнодорож­ ных участков Лозовая—Синельниково—Александровен и Синель- никово—Екатеринослав было положено начало образованию нынешней Приднепровской железной дороги, этот обширный и благодатный край был отсталым, малозаселенным районом цар­ ской России. Запасы твердого минерального топлива, железной и марганцевой руд, гранита, доломита, известняка, песка, раз­ личных сортов глины и других полезных ископаемых дремали под землей нетронутыми.

А между тем, о криворожской руде, богатой на железо, было известно еще в средние века. Весьма давно было открыто ми­ неральное топливо в Донецком бассейне. По преданию, во время походов русско-украинских войск к Азовскому морю (1695— 1696 годов) в окрестностях Лисичанска Петру I показали «чер­ ный камень» и сказали, что он «горит лучше кизяка», что им пользуются как топливом. Петр I ответил на это: «Минерал сей не нам, а потомкам нашим полезен будет».

Добыча донецкого каменного угля долго производилась перво­ бытным способом. В тридцатых годах XIX столетия французский инженер Ле-Пле исследовал Донецко-Днепровский бассейн и в своей книге «Путешествие по южной России» назвал 225 место­ рождений каменного угля и 30 — железной руды.

В 1876 году на базе местного сырья был построеін первый на Донбассе металлургический завод в Луганске; в 1862 году близ селения Корсуни — Петровский завод; в 1866 году — в Лиси­ чанске. Все эти первые предприятия по разным причинам ока­ зались нерентабельными и были закрыты.

Развитие экономики края сдерживали самодержавие, гни­ лость крепостнического режима, полное бездорожье. Всё это в известной мере сказалось и на результатах Крымской войны (1853—1856 годы), в которой царская Россия потерпела пора­ жение. В то время, как Англия и Франция быстро подвозили по морю войска и снаряжение в больших количествах, Россия осуществляла связь с Крьгмом примитивными средствами гуже­ вого транспорта. Войска, направлявшиеся с центральных райо­ нов в Крым, шли маршем, по бездорожью и безводным мест­ ностям, затрачивали на передвижение огромное количество времени, теряли силы и несли в пути большие потери.

Высокий боевой дух, стойкость и героизм русских войск про­ являлись в тяжелейших условиях. Русские воины расплачива­ лись кровью за военную и экономическую отсталость царской

13


России. Сказывались бюрократизм и лихоимство, войска остро нуждались в оружии, боеприпасах, продовольствии. Снабжение войок тормозилось отсутствием железных дорог.

Бурное развитие капитализма в России после ликвидации крепостного права в 1861 году обусловило быстрое строитель­ ство новых фабрик и заводов и на Украине, которая была одной из ее национальных окраин. В это время начали создаваться Донецкий угольный, Криворожский железорудный и Придне­ провский металлургический районы страны. Возникновению новых промышленных районов содействовал усиленный рост жел езнодорожиого строительства.

В своей работе «Развитие капитализма в России» В. И. Ленин, анализируя процесс образования внутреннего рынка в России, писал:

«В развитии ж.-дорожного строительства России было два периода громадного подъема: конец 60-х (и начало 70-х) годов и вторая половина 90-х годов. С 1865 по 1875 г. средний годо­ вой прирост русской жел.-дорожной сети составлял 1 '/г тыс. ки­ лометров, а с 1893 по 1897— около 2Ѵг тыс. километров.»1

Этому подъему способствовало становление южной металлур­ гии и угольной промышленности, освоение обширных малонасе­ ленных земель на Юге Украины.

К ЧЕРНОМУ МОРЮ, К ДНЕПРУ

Еще в 1852 году, до Крымской войны, губернаторы Черни­ говской, Полтавской и Харьковской губерний выдвигали перед главноуправляющим путями сообщения предложение о соору­ жении железной дороги от Харькова к Черному морю— до Феодосии с ветвью от Ивангорода до пристани на реке Днепр, близ Екатеринослава. Доклад был одобрен и утвержден 2 де­ кабря 1852 года.

В1857 году на линии Харьков—Феодосия были произведены изыскания, по которым только в 1861 году начались земляные работы. В 1863 году их прекратили.

В1866 году П. П. Мельников предложил проект строитель­

ства линии от Харькова до Лозовой и далее на Екатеринослав, Александровск в обход Днепровских порогов, а также на Сиваш и Севастополь. Этот проект был также отклонен.

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Изд. 5-е, т. 3, с. 554.

14

По этому проекту строительство новой линии намечалось вести по четырем отдельным участкам: Лозовая—Александ­ ровен, с ветвью на Екатеринослав; Александровен—Мелитополь, Мелитополь—Симферополь и через горный участок Симферо­ поль—Севастополь. Изыскания по строительству дороги были поручены братьям Панаевым, генерал-адъютанту Тотлебену и барону Унген-Штернбергу.

Вопрос о строительстве Лозово-Севастопольской дороги ре­ шался в тот период, когда в России выражалось крайнее недо­ верие к железнодорожным предприятиям.

Доказать выгодность строительства железных дорог на убе­ дительных примерах было в те годы (1856—1868) весьма за­ труднительно. Начало строительства по этой и другим причинам длительное время откладывалось.

9 мая 1871 года был, наконец, решен вопрос о строительстве дороги протяжением 614 верст. По предложению нового ми­ нистра путей сообщения А. П. Бобринского строительство Ло­ зово-Севастопольской железной дороги было поручено коммер­ ческому советнику П. Г. Губонину.

Основными строителями дорог были тысячи крестьян и за­ ключенных. Одни шли заработать на кусок хлеба, другие — по принуждению. Землю рыхлили плугом, копали'лопатами, пере­ возили тачками. В особенно тяжелых каторжных условиях тру­ дились строители в горной местности Крыма и в болотистых местах Приднепровья. Жили под открытым небом, работали от зари до зари, изнывали от жары, холода, голода и болезней, умирали сотнями. Каждый километр пути стоил десятков жиз­ ней, был полит потом и кровью.

Тяжесть и без того непосильных норм еще больше увеличи­ валась вследствие обмеров и обмана со стороны приказчиков и подрядчиков, жесточайших методов эксплуатации, которые применял коммерческий советник Губонин. Нажив на крови и поте строителей железных дорог миллионы, он в 1881 году за 230 тысяч рублей приобрел в районе Гурзуфа (Южный берег Крыма) имение, создал на этих землях роскошный курорт для знати, оцениваемый в 3,5 миллиона рублей.

На этом и окончилась «строительная» миссия іматерого хищ­ ника.

Строки из стихотворения Некрасова «Железная дорога» в полной мере можно отнести и к строительству Лозово-Севасто­ польской дороги:

15

I 1


С вечно согнутой спиной...

Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой. Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда...

Все претерпели мы...

О каторжных условиях строительства Лозово-Севастополь ской железной дороги, жестокостях Губонина, недобросовест­ ности приказчиков свидетельствует докладная новороссийского и бессарабского губернаторов от 9 марта 1873 года (копия хранится в материалах дорожлого музея Приднепровской же­ лезной дороги), направленная министру путей сообщения:

16


«...B 1872 году среди рабочих Лозово-Севастопольской же­ лезной дороги на участке вдоль Днепра и Конки свирепствовала неимоверная болезненность и смертность: вследствие дурного содержания рабочих и неудовлетворительной организации меди­ цинской помощи...

...Рабочие в зимнее время, занятые земляными работами в плавнях, находятся в самых неудовлетворительных для здо­ ровья условиях, помещаются не в бараках, а в сырых, холод­ ных, с удушливым воздухом землянках, спят на гнилой соломе, выходят на работу без полушубков и обуви, лазарет помещен

вамбаре, не имеющем теплоты...

...С мая по октябрь 1872 года на упомянутом участке боль­

ных рабочих оказалось 4572 человека, умерло 314 чел...

...Управляющий Екатерининского губернатора, удостоверив­ шись лично, что всё это происходит от крайней недобросовест­ ности приказчика-подрядчика Приятелева, отставного полков­ ника Басова, на которого заявлено рабочими более 1500 жалоб, и принимая во внимание, что последствием дурного содержания рабочих может быть развитие между ними тифа и других эпи­ демических болезней и распространение их среди местного населения, обращался с просьбой принять меры к правитель­ ственному инспектору Лозово-Севастопольской железной дороги инженеру Штрамбергу, который дал распоряжение прекратить работы до наступления теплого времени... Работы не прекра­

щались.

Начались эпидемические холеры...

Меры

к подрядчикам не приняты... Правительством ничего

не сделано к прекращению подобной жестокости...»

Нечеловеческие условия труда и быта вызывали глубокое возмущение строителей. В мае 1873 года на строительном участ­

ке

дороги

Симферополь—Севастополь произошла крупная на

то

время

забастовка, жестоко подавленная правительством.

В сентябре 1874 года рабочие-грузчики Лозово-Севастопольской дороги, доведенные нищетой до отчаяния, потребовали уста­ новить им сдельную заработную плату по 4 рубля 20 копеек за погрузку каждого нагона зерна на баржу. Предприниматели отказались выполнить их требование. Началась борьба. 12 дней рабочие стойко стояли на своем. Тогда на помощь предприни­ мателям прислано было воинское подразделение. 9 из 50 басто­ вавших были арестованы и судимы, 25 выброшены за ворота, остальные вынуждены были приступить к работе на прежних условиях.

17

2 . 5122.


Отдельные вспышки забастовочного характера имели место

ина других участках, но все они жестоко подавлялись. Несмотря на тяжелые условия труда, жестокую эксплуатацию

иобман, строительство дороги шло на то время быстрыми тем­ пами. 20 сентября 1872 года газета «Екатеринославские губерн­ ские ведомости» сообщала, что работы по Лозово-Севастополь­

ской дороге идут успешно, на линии от станции Лозовой до города Александровска (ныне Запорожье) и далее даже очень успешно и, если не задержат мостовые сооружения, то осенью будет открыто движение.

По утвержденному 29 июля 1871 года плану, движение на линии Лозовая—Севастополь намечалось открыть в течение трех лет. Быстро построенный первый участок этой дороги Ло­ зовая—Александровен, с ветвью на Екатеринослав протяжен­ ностью 208 верст был открыт для грузового и пассажирского движения 15 ноября 1873 года. Жизнь подсказала: паровые дороги выгоднее конных во всех отношениях! Начавшееся раз­ витие каменноугольного Донецкого, железорудного Криворож­ ского бассейнов, металлургической, машиностроительной и дру­ гих отраслей промышленности вызывали к жизни новые и новые рельсовые направления. На направлении Лозовая—Севастополь в эксплуатацию вводились: 23 июля 1874 года участок Алек­ сандровен—Мелитополь— 105 верст, 14 октября 1874 года — Мелитополь—Симферополь — 228 верст, 5 января 1875 года от­ крыт для движения поездов участок Симферополь—Севасто­ поль— 72 версты. Дорога Лозовая—Севастополь длиной 6143Д версты вступила в строй.

Уже первые годы эксплуатации Лозово-Севастопольской же­ лезной дороги показали, насколько несостоятельными были рас­ суждения тех, кто сомневался в выгодности ее строительства. Вот показатели за первые годы ее существования. Только за первые месяцы работы— ноябрь—декабрь 1873 года — переве­ зено более 215 тысяч пудов грузов и багажа, около 17 тысяч пассажиров, за что получена выручка более 35 тысяч рублей.

С вводом в эксплуатацию новых участков объем перевозок резко возрастал и в 1880 году составил 677 тысяч пассажиров и 23 миллиона 103 тысячи пудов груза. Основными видами гру­ зов были лес, хлеб, уголь, идущие в Севастопольский порт и далее за границу, а также овощи, камень, соль.

Вновь построенная железнодорожная линия на протяжении длительного времени возглавлялась правлением общества

19

2*