Файл: Махов, А. С. Ленинская методология социального познания.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
А. С. МАХОВ
ЛЕНИНСКАЯ
МЕТОДОЛОГИЯ
СОЦИАЛЬНОГО
ПОЗНАНИЯ
МОСКВА «ВЫСШАЯ ШКОЛА» 1974
ши |
,• f |
М36 |
I |
|
5АЛЛ |
|
4 6 - I S 600 |
10503—255 |
БЗ—5-3—74 |
M------------- |
|
001(01)—74 |
|
Издательство «Высшая школа», 1974
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях, когда идеологическая борьба между двумя мировыми общественными системами — социализмом и капитализмом — приобрела особую важ ность, когда в практике социалистического и коммунисти ческого строительства возникают все новые сложные проблемы, требующие столь же нового к ним подхода и новых методов их решения, неоценимую роль играет об ращение к той неисчерпаемой сокровищнице гениальных идей, методологических принципов, которую представля ет собой вечно живое ленинское теоретическое наследие.
«Ленин дал ответы на самые актуальные вопросы, по ставленные ходом исторического развития, всесторонне развил теорию социалистической революции и строи тельства коммунистического общества, вооружил россий ское, все международное революционное движение науч но обоснованной стратегией и тактикой, возглавил борь бу рабочего класса за претворение идеалов социализма в жизнь»
Для марксистов-ленинцев огромное, принципиальное значение имеют не только результаты ленинского иссле дования общественной жизни во всех ее проявлениях, но и развитая Лениным методология социального познания. Они находят у него не набор неких универсальных прие мов, а основные принципы подхода к изучению многооб разной действительности.
Основы научной методологии социального познания были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом. Свое даль нейшее всестороннее развитие они нашли в трудах В. И. Ленина. Он дал блестящие образцы практической реализации научных принципов познания.
В основе марксистско-ленинской методологии лежит диалектический метод как всеобщий метод получения и развития научного знания о материальном мире. Марк систская гносеология опирается на диалектику и материа-1
1 «К. 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина» М., Политиздат, 1970, стр. 3.
3
лизм в их неразрывном единстве, т. е. на диалектический материализм.
Распространив принципы материализма «на познание человеческого общества» ', Маркс и Энгельс явились про возвестниками принципиально новой методологии соци ального познания. В новой исторической обстановке, в процессе решения новых задач Ленин обогатил и кон кретизировал марксистскую методологию.
Принципы социального познания — это ие нечто про извольно сконструированное, субъективно удобное для то го или иного исследователя. Методология диктуется предметом исследования. Диалектика познания есть отражение диалектики бытия. Ленинские принципы пло дотворны для научного познания, ибо они выработаны на основе учета специфики объекта познания и обуслов лены его свойствами и закономерностями.
Разработанные В. И. Лениным принципы социального познания реализуются в конкретных приемах и методах исследования. Они служат не только руководящим на чалом в подходе к явлениям социальной действительнос ти, но и основанием для выбора тех или иных способов, приемов исследования.
Процесс перехода советского общества к коммунизму, осуществляющийся в условиях научно-технической рево люции, чрезвычайно усложняет современную социальную практику и предъявляет многообразные требования к марксистской социологии, которая стала принимать все более активное участие в процессе управления развити ем общества. Повышение эффективности управления не возможно без глубокого осмысления ленинских идей. «Обращаясь к идейному наследию В. И. Ленина,— под черкивается в Отчетном докладе ЦК партии XXIV съез ду КПСС,— партия видит свою важнейшую задачу в том, чтобы на основе ленинских мыслей, ленинской мето дологии находить решение актуальных проблем комму нистического строительства» 1.2
Дальнейшая разработка теоретического и методологи ческого наследия В. И. Ленина — важнейшая задача все го советского обществоведения, всех сфер социального знания. Способствовать в определенной мере решению этой задачи призвана и данная книга.
1 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 23, стр. 44.
2 «Материалы XXIV съезда КПСС». М., 1971, стр. 102.
Г Л А В А I
В. И. ЛЕНИН О СУЩНОСТИ И СПЕЦИФИКЕ ПОЗНАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ
§1. Диалектический и исторический материализм — теоретическая основа и научная методология социального познания
Важнейшая историческая заслуга К. Маркса, Ф. Эн гельса и В. И. Ленина состоит не только в том, что они заложили материалистический фундамент и построили на нем здание научной социологии, но и в том, что они впервые всесторонне разработали научную методологию познания социальных процессов, вооружили рабочий класс научным методом исследования социальной действительности.
Господство идеализма в домарксистской социологии делало невозможным эффективное исследование глубин ных социальных процессов, раскрытие объективных за конов функционирования и развития общества, познание общественного бытия и общественного сознания в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому возни кали и исчезали бесчисленные философско-исторические теории, «являясь в лучшем случае симптомом обществен ных идей и отношений своего времени...»
Впервые научные принципы социального познания были сформулированы К. Марксом. Он разработал ма териалистическое понимание истории и сформулировал на этой основе общие законы общественного развития, которые «в качестве господствующих прокладывают себе путь в истории человеческого общества»12. Основные чер ты марксистской методологии социального познания становятся более очевидными при сопоставлении ее с ме тодологией тех философов и социальных мыслителей, ко торые ближе всего подошли к пониманию общих законо-
1 В. И. Л е н и и. Поли. собр. соч., т. 1, стр. 142.
2 К. М а р к с и Ф. Энгельс . Соч., т. 21, стр. 305.
5
мерностей социального процесса. Остановимся в этой связи на воззрениях Вико и Гегеля.
Исходя из платоновской по своей сущности идеи все общего разума, Вико обосновывал тезис о единстве разви тия мировой истории. Согласно Вико, общие силы регули руют и направляют стихийную борьбу людей за историче ски ограниченные цели и идеалы, но именно в этой борьбе человечество создает «саму величественную историю». Анализируя рационалистически-идеалисгнческие построе ния этого итальянского философа и социолога, К. Маркс так излагает их сущность: «...человеческая история тем отличается от истории природы, что первая сделана нами, вторая же не сделана нами...» '.
Вико пытался обосновать принципиальную возмож ность познания сферы социальных явлений. Поскольку «мир наций сделан людьми», то можно найти единое для всех них начало, «всеобщие и вечные основания» процес са возникновения и существования наций. Он видел в истории «всеобщий и вечный» порядок, заложенный в мире гражданственности, который определяется необхо димой согласованностью самих человеческих вещей. Эта согласованность и образует всю красоту гражданского мира. Но, провозгласив «разумный ход» истории, Вико рассматривал самое историю человечества как «едино образное постоянство», механическое повторение. «Имен но так должна была раньше, так должна теперь и так должна будет впредь протекать история наций, как она
рассматривается |
настоящей |
Наукой»12,— писал он. |
В концепции |
Вико более |
или менее прослеживается |
так называемый организмический взгляд на историю. Он уподобляет человечество в целом и каждую из состав ляющих его наций отдельному человеку. Детству, юности и зрелости отдельного человека соответствуют три эпохи, три стадии развития всех наций — век богов (безгосударственность, абсолютное господство жреческой касты); век героев (аристократическое государство) и, наконец, «век человека» — демократическая республика или пред ставительная монархия с демократическими свободами. Каждый из этих циклов завершается всеобщим кризисом и распадом общества, правовые нормы постоянно транс
формируются |
под воздействием |
социальных |
коифлик- |
||
1 К. |
Ма р к с |
и Ф. Энг ельс . Соч., т. |
23, стр. |
383. |
|
2 Д. |
Вико. |
Основания новой науки. |
Л., |
1937, стр. 117, |
6
тов, и общество, пройдя три этапа развития и возвратив шись к исходному пункту, вынуждено продолжать свою эволюцию все по тому же кругу, — и в этом смысле «ничто не ново под луною».
Так же как и Вико, Гегель выступал против тенден ций представлять мировую историю собранием заблужде ний, несуразиц и случайностей. Согласно Гегелю, в исто рии господствует разум, божественный, абсолютный, на вязывающий конечную цель деяниям каждого народа и, значит, каждого индивида, придающий каждой эпохе неповторимое своеобразие и в то же время делающий ее необходимой ступенью в общем поступательном развитии человечества. Сфера человеческой истории есть, по Геге лю, высшая, в сравнении с природой, ступень развития, где «мировой дух», «абсолютная идея» находят действи тельную возможность для сознательного постижения са мого себя, своей реализации и совершенствования.
Подчеркивая особенности гегелевского способа мы шления, Ф. Энгельс писал о его огромном историческом чутье, позволявшем его мыслям, несмотря на крайне абстрактную и идеалистическую форму, всегда идти «параллельно развитию всемирной истории... Он первый пытался показать развитие, внутреннюю связь истории, и каким бы странным ни казалось нам теперь многое в его философии истории, все же грандиозность основных его взглядов даже и в настоящее время еще порази тельна...»1.
Но и Гегель не смог преодолеть представления о ходе истории, как о процессе, предопределенном внешними по
отношению к человеческому бытию |
силами. |
Он искал |
|||
движущие |
силы развития |
общества не в |
самом |
ис |
|
торическом процессе, а привносил |
«их туда |
извне, |
из |
||
философской идеологии»12. |
Идеалистическая |
диалекти |
|||
ка Гегеля, |
несмотря на |
ряд глубоких и правильных |
мыслей, оказывается бессильной в объяснении истинной сущности исторического процесса, причин перехода от од ной конкретной ступени исторического развития к другой.
Отметив, что Гегель дал блестящие образцы диалек тики истории, В. И. Ленин подчеркивает, что в целом его теория общественного развития еще не является научной:
1 К. М а р к с |
и Ф. Э н г е л ь с. |
Соч., т. 13, стр. 496. |
2 К. Ма р к с |
и Ф. Энг ельс . |
Соч.. т. 21, стр. 307. |
7
«В общем, философия истории дает очень и очень мало — это понятно, ибо именно здесь, именно в этой области, в этой науке Маркс и Энгельс сделали наибольший шаг вперед. Здесь Гегель наиболее устарел и антиквирован» По выражению Энгельса, философская система Гегеля являлась «колоссальным недоноском».
Спасти в изобилии рассыпанные в этой системе «ра циональные зерна» путем ее коренной переработки смог лишь марксизм. Только диалектико-материалистический метод К. Маркса и Ф. Энгельса дал возможность по строить строгую научную теорию, раскрывающую диалек тические закономерности развития общественных явлений и органически несовместимую с идеализмом и априориз мом в истолковании социальной реальности.
Оценивая методологическую значимость открытого К. Марксом общесоциологического закона об определяю щей роли способа производства, Ф. Энгельс писал: «Не для одной только политической экономии, а для всех исторических наук (а исторические науки суть те, которые не являются науками о природе) явилось революциони зирующим открытием то положение, что «способ произ водства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще», что все общественные и государственные отношения, все религиозные и правовые системы, все теоретические воззрения, появляющиеся в истории, могут быть поняты только тогда, когда поняты материальные условия жизни каждой соответствующей эпохи и когда из этих матери альных условий выводится все остальное» 21.
Домарксистская социология оперировала понятием «общество» как некоей умозрительной и внеисторической абстракцией. Она понимала человека как «абстрактно го— изолированного — человеческого индивида», хотя он «в действительности принадлежит к определенной об щественной форме» 3. Марксистско-ленинская социология дала ключ к научному познанию общества в его движе нии, в его развитии, выдвинув и всесторонне разработав категорию общественно-экономической формации, т. е. конкретно-исторического общества на определенной сту
1 В. И. Л е и и н. |
Поли. собр. соч., т. 29, стр. 289. |
||||
2 |
К. |
М а р к с |
и |
Ф. Э н г е л ь с. |
Соч., т. 13, стр. 491. |
3 |
К. |
М ар к с |
и |
Ф. Энг ельс . |
Соч. т. 3, стр. 3. |
8