Файл: Махов, А. С. Ленинская методология социального познания.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
ется задача социологии — изучение наиболее общих за конов функционирования и развития общественно-эконо мических формации, форм и механизмов проявления этих законов в деятельности классов, социальных групп, изменений социальной структуры общества.
Дальнейшая разработка теории социально-экономи ческой формации — важнейшее условие успешного раз вития познания социальной действительности, новых яв лений в межклассовых п внутриклассовых отношениях, системах регулирующих и направляющих их политиче ских и культурных институтов.
В докладе на Учредительном съезде философского общества СССР справедливо подчеркивалось: «Особого внимания заслуживает глубокая и учитывающая совре менный уровень исторических знаний разработка теории общественно-экономической формации. Марксистская разработка этого понятия, правильный, научный учет специфики различных обществ и исторических форм в теории общественно-экономических формаций имеют в настоящее время огромное политическое и теоретическое значение» '.
П. Н. Федосеев справедливо отмечает большое значе ние учения о социально-экономической формации для идейной борьбы марксистской социологии с буржуазной. Поскольку важнейшей, наиболее общей социологической категорией является понятие общественно-экономической формации, естественно, что первостепенное значение в со циологии имеет вопрос закономерной смены обществен но-экономических формаций в историческом развитии. На Западе есть немало социологов, отмечает П. Н. Федо сеев, которые выступают против последовательной перио дизации истории на закономерно сменяющиеся этапы ис торического развития. В противовес материалистическому пониманию исторического процесса выдвигаются различ ного рода антиисторические концепции вроде теории кру говорота или теории замкнутых циклов цивилизации. Исследования историков-марксистов опровергают такого рода концепции и подтверждают учение о последователь ной смене общественно-экономических формаций.1
1 Ф. В. Ко ме т а и т и и о б. Современные проблемы марксист ско-ленинской философии п задачи философской общественности. «Вопросы философии», 1972, № 1, стр. 34.
15
Исторический материализм, неоднократно указывал В. И. Ленин, является единственно научной общесоциоло гической теорией. Поэтому нельзя согласиться с теми, кто рассматривает исторический материализм лишь как базу, как свод «руководящих положений» к построению какой-то «особой» общесоцналистической теории, отлич ной от исторического материализма.
Стремление создать наряду с историческим материа лизмом общесоциологическую теорию встретило со сто
роны нашей печати отпор. Так, в |
редакционной статье |
«Коммунистическая партийность — важнейший принцип |
|
философии» 1 и, особенно, в статье |
Г. Е. Глезермана |
«Исторический материализм и проблемы социальных ис следований»12 был глубоко проанализирован вопрос о предмете исторического материализма и дана всесторон няя критика позиции Ю. А. Левады по этому вопросу.
Отсюда вовсе не следует, что исторический материа лизм претендует на монополию в области социологиче ского знания, на роль всеобъемлющей науки, способной объяснить в деталях все стороны, связи и отношения об щества3. Подчеркивая методологическое значение исто рического материализма и борясь против превращения его в инструмент для построения застывших схем, Ф. Эн гельс писал: «...наше понимание истории есть прежде всего руководство к изучению, а не рычаг для конструи рования на манер гегельянства» 4.
Д. И. Чесноков подчеркивал необходимость углублен ного раскрытия методологической роли исторического ма териализма в познании общественных явлений. Он выде лил следующие направления, по которым должна идти эта работа.
Во-первых, необходимо более полное раскрытие един ства диалектического и исторического материализма, их взаимопроникновения.
Во-вторых, изучение и разработка категорий истори ческого материализма должны доводиться до раскрытия их методологического значения, до показа их роли в по знании всех социальных процессов — как глобальных, так и частных.
1 См.: «Коммунист», 1970, № 3.
2См.: «Коммунист», 1970, № 4.
3См.: П. Н. Фе д о с е е в . Коммунизм и философия. М., «Нау
ка», 1971, стр. 421.
4 К. Ма р к с и Ф. Энг ельс . Соч., т. 37, стр. 371,
16
В-третьих, раскрытие методологической роли истори ческого материализма при макро- и микроанализе соци альных процессов.
Исторический материализм разрабатывает общие вопросы развития социальных явлений, ибо только на базе решения общих вопросов возможен плодотворный анализ отдельных частных проблем общественной жизни, ее отдельных сторон и явлений. В. И. Ленин неоднократ но указывал, что тот, кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя «натыкаться» на эти общие вопросы, допускать ошибки в конкретном анализе и беспринципность в политике.
§ 2. Общество как объект познания. Критика В. И. Лениным социологического натурализма
Научное познание общественных явлений невозможно без глубокого понимания как единства природы и обще ства, так и специфики, особенностей общественно-истори ческой действительности, отличающих ее от сферы при роды. Прежде всего, марксизм-ленинизм решительно вы ступает против попыток разрыва, противопоставления природы и человеческого общества.
Человек есть существо не только социальное, но и био логическое. Его деятельность протекает в условиях опре деленной природной среды, она направлена на преобра зование этой среды в интересах удовлетворения челове ческих потребностей. В сфере материальной деятельности человек использует орудия труда, представляющие собой преобразованные природные материалы. Он может осу ществлять производственные функции лишь потому, что использует — сознательно или бессознательно — законы природы.
Выдвигая тезис о единстве природы и общества, марксизм-ленинизм в то же время считает человеческое общество особым, своеобразным объектом и с точки зре ния его бытия, и с точки зрения его познания. Единство мира, обусловливающее общие закономерности процесса познания, не предполагает полного отождествления про цессов познания природы и общества.
В отличие от природы общество является не только объектом познания, но и его субъектом. К^Маркс, назы вая человеческое общество «субъектом», ^одчёр^швдл, что
J
■ о;-.. Д..НЧ, *7.;,.
это обстоятельство необходимо постоянно иметь в виду как предпосылку научного познания во всякой историче
ской науке '.
Представление об обществе как объекте п одновре менно субъекте познания неразрывно связано с маркси стским учением о способе производства, о социально-эко номических формациях. Человек становится субъектом, выделяется из окружающего мира, и в частности из мира животных, только потому, что он вступает на путь пре образования действительности. Именно в труде, по Эн гельсу, происходило формирование человека.
В процессе производства возникают п производствен ные отношения между людьми. Эти отношения качествен но отличаются от отношений между вещами, предметами неживой природы п от отношений в растительном пли животном мире. Они не зависят от воли и желания людей и в этом смысле представляют собой часть объективного мира, но они возникают в процессе человеческой деятель ности и поэтому немыслимы без субъекта, без челове
чества.
Надстройка также должна рассматриваться как ре зультат деятельности общественного субъекта — челове чества, его классов и социальных групп.
Материалистическое понимание истории пн в коей мере не сбрасывает со счетов сознательные действия лю дей, общественное сознание в целом. Общественное сознание рассматривается как неотъемлемый элемент существования и развития общества. Одна из особеннос тей социальных законов заключается в том, что эти зако ны, в отличие от законов неорганического мира и законов биологии, проявляются через сознательную деятельность людей, через их интересы и стремления, через столкнове ния и противоречия этих интересов.
Человеческое общество по сравнению с природой раз вивается неизмеримо быстрее. Условия человеческой дея тельности меняются на протяжении сравнительно корот ких исторических отрезков времени. Поэтому и конкрет ные законы общественной жизни, возникающие и дей ствующие лишь в определенных общественных условиях, носят исторический, преходящий характер.
Наконец, в антагонистических формациях каждый из классов преследовал свои цели, руководствовался в про
1 См.: К. Ма р к с и Ф. Энгельс . Соч., т. 12, стр. 728, 732.
18
цессе деятельности во всех сферах социальной жизни сво ими классовыми интересами. Общество поэтому не было единым субъектом, и К. Маркс отмечал, что рассматри вать общество как единый субъект значит рассматривать его неправильным образом — умозрительно.
Все перечисленное выше означает, что познание об щества имеет свою специфику, что оно не может быть отождествлено с познанием физических или биологиче ских явлений, а вскрываемые в процессе этого познания закономерности не могут быть сведены к закономерно стям природы.
Разрабатывая марксистскую теорию социального по знания, В. И. Лепин вел борьбу как против абсолютного отождествления природных и социальных явлений, так и против отрыва этих двух сфер объективной действитель ности друг от друга.
В работе «Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленин дал всестороннюю критику натуралистиче ского подхода к социальным явлениям. Он выступил про тив А. А. Богданова, который хотел «поправить» и «раз вить» учение К. Маркса об обществе. Общественные фор мы, по мнению Богданова, принадлежат к обширному роду биологических приспособлений. Специфику приспо соблений в обществе он видел лишь в их «сознательнопсихическом» характере. Богданов считал, что по своему содержанию общественное бытие тождественно общест венному сознанию.
Критерием общественного прогресса, по его мнению, выступает процесс такого «общественного подбора», бла годаря которому происходит «возрастание энергии того общественного комплекса, к которому он относится». В. И. Ленин отмечал, что воззрения Богданова — разви тие социально-биологических концепций Ланге, Ферри, Вольтмана, но никак не материалистического понимания истории. Давая общую оценку «доктрине Богданова», Ленин писал: «Вся эта попытка от начала до конца нику да не годится, ибо применение понятии «подбора», «ас симиляции и дезассимиляции» энергии, энергетического баланса и проч. и т. п. ...к области общественных наук есть пустая фраза. На деле никакого последования об щественных явлений, никакого уяснения метода общест венных наук нельзя дать при помощи этих понятий. Нет ничего легче, как наклеить «энергетический» или «биоло го-социологический» ярлык на явления вроде кризисов,
19.
революций, борьбы классов и т. п., но нет и ничего бес плоднее, схоластичнее, мертвее, чем это занятие» *.
В. И. Ленин подверг острой критике и сведение со циальной формы движения к физической форме движе ния. Как известно, С. Суворов пытался вывести некий «универсальный закон», «закон экономии сил», который будто бы является объединяющим и регулирующим нача лом всякого развития — неорганического, биологического и социального. Попытку Суворова изложить суть мате риалистического понимания истории на языке «универ сального» и крайне абстрактного «закона экономии сил» Ленин оценил как засорение марксизма словесной ше лухой.
Критика Лениным С. Суворова идет в двух направле ниях. Во-первых, ом показывает, что «универсальный закон экономии сил» — бессодержательная, напыщенная фраза, ничем не обогащающая наше понимание фактов как неорганической, так и органической и социальной природы. В лучшем случае пресловутая «экономия сил» сводится лишь — применительно к неживой природе —
кпроявлению давно уже известного закона сохранения
ипревращения энергии. Во-вторых (и это особенно важ но для критики социального натурализма), попытка по догнать законы общественной жизни под закон сохране ния и превращения энергии — попытка не только вредная, но и гносеологически бесплодная.
«Нет, Маркс не клал в основу своей теории никакого принципа экономии сил, — писал В. И. Ленин. — Это пу стяки, придуманные людьми, которым не дают спать лавры Евгения Дюринга. Маркс дал совершенно точное определение понятию рост производительных сил и изу чал конкретный процесс этого роста. А Суворов придумал новое словечко для обозначения анализированного Марк сом понятия и придумал очень неудачно, только запутав дело. Ибо, что значит «экономия сил», как ее смерить, как это понятие применять, какие точные и определенные факты сюда подходят — этого Суворов не объяснил, и нельзя этого объяснить, ибо это — путаница»12.
Ленинская критика попыток сведения законов обще ства к законам механических, биологических, физиоло
гических и психологических явлений актуальна и при
1 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 18, стр. 348. 2 Там же, стр. 354.
20
разборе современных буржуазных социологических теории.
Как известно, позитивисты О. Конт и Г. Спенсер в се редине XIX в. положили начало органической («организмической») школы в буржуазной социологии. Они рас сматривали общественную жизнь как сообщество живых организмов, подчиняющихся биологическим и психофи зиологическим закономерностям, а «интегральные» эффекты (события истории) трактовали как производные от этих законов и факторов. К концу XIX в. органическая социология преобразовалась в различные варианты со циологии социал-дарвннизма (переходные концепции принадлежат Вормсу, Ратцелю и др.). Крайние реакци онные варианты социал-дарвинизма получили свое выра жение в расизме и неомальтузианстве, которые и в наши дни (разумеется, в обновленной форме) составляют не отъемлемый элемент империалистической идеологии.
Психологическое направление в социологии (Г. Тард, Л. Уорд, Э. Росс и др.), придя во второй половине и осо бенно в конце XIX в. на смену оргаиизмическому направ лению, сохранило элементы биологического подхода к анализу поведения людей. Следует оговорить, что неко торые представители этого направления, например Э. Дюркгейм, всячески осуждали психологизацию социо логии. Однако это не изменяло самого существа психоло гического направления: исходным пунктом анализа, «кле точкой общества» служил изолированно взятый индивид, а все явления общественной жизни сводились к межлич ностным отношениям и объяснялись законами психоло гии и психофизиологии. Так, социальное неравенство, по мнению социологов психологического направления, осно вывается на врожденном психологическом различии меж ду людьми; следовательно, оно вечно. Свобода людей изображается не как функция социальной организации общества, а как психическое духовное качество индиви дов. Различия между устойчивыми социальными общнос тями — классами, нациями, социальными слоями — объ ясняются психологической конституцией индивидов.
Представители современной «науки о социальном по ведении» хотят преодолеть чисто психологический подход обращением не к индивидам и индивидуальному созна нию, а к взаимоотношениям между личностями. Но при простом суммировании, интеграции поведения индивидов в социальную систему последняя оказывается конгломе
21
ратом волеизъявлений, мотивов, «ориентаций» индивидов, а не качественно новым образованием. Поэтому «психо логизм» в таких моделях общества отнюдь ие преодоле вается.
Разновидностью психологического направления явля ется этическое направление в социологии, ориентирован ное на «моральные ценности общества». Моральное со вершенствование считается здесь главным фактором общественного прогресса, ибо, несмотря на огромный научно-технический прогресс, современный человек в мо ральном отношении остается, по мнению этих моралистов, на уровне пещерного жителя. Данное противоречие считается представителями социологии моральных цен ностей источником всех социальных бедствий и катастроф. Констатируя реально существующее в антагонистиче ском классовом обществе противоречие между высоким уровнем развития техники и звериными нравами буржу азной среды, этическое направление не может дать ему правильного истолкования. Вместо анализа обществен но-экономических отношений, порождающих «мораль джунглей», указанное направление ищет основу кон фликтов социальной жизни в биологической природе че ловека, сближаясь тем самым с другими натуралистиче скими концепциями общества.
Среди видных представителей современной буржуаз ной социологии немало открытых сторонников полного отождествления законов природы и общества. На таких
позициях стоит |
так |
называемая |
«естественнонаучная |
||
школа» (Г. Ландберг, О. Нейрат, |
В. Огборн, Ст. Додд, |
||||
Г. Зипф). |
Основной |
тезис этой |
школы |
заключается |
|
в том, что |
нет |
различий между явлениями |
природы и |
общества.
Еще в 1939 г. Г. Ландберг опубликовал книгу «Осно вы социологии», в которой поставил вопрос о переводе социальных понятий и категорий на «язык науки». Социология, писал Ландберг, не этическая, не гумани стическая, а естественная наука.
В дальнейшем Г. Ландберг совместно с К- Шаргом и О. Ларсеном продолжил разработку основных положе ний «естественнонаучной теории» общества, что нашло отражение в книге «Социология», написанной в 1954 г. Основная идея этой книги — описание социальных явле ний в терминах естествознания. Г. Ландберг, К- Шраг и О. Ларсен отмечают, что, «рассматривая социологию
22