Файл: Махов, А. С. Ленинская методология социального познания.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
Управление — это прежде всего сознательная дея тельность человека, преследующего свои цели.
Вусловиях социализма роль субъективного фактора
вуправлении исключительно велика, поскольку социали стическое общество создается, функционирует, совершен
ствуется и развивается целенаправленно, планомерно, в результате сознательных действий огромных масс людей, руководимых партией коммунистов.
Эта целенаправленность отражает не волюнтарист ские устремления тех или иных личностей или групп, а
объективные закономерности |
общественного |
развития. |
В социалистическом обществе |
на основе общественной |
|
собственности действует закон планомерного, |
пропорци |
онального развития, который позволяет увязывать в еди ное целое различные звенья социального организма, сба лансированно, в комплексе развивать производство, всю систему общественных отношений, концентрировать уси лия больших масс людей, материальные средства и фи нансы для решения стоящих перед обществом задач. Со циализм — научно управляемое общество.
Основную роль играет субъективный фактор в про цессе управления техникой и технологией. Его роль ме няется под воздействием научно-технического прогресса. По мере развития производства, науки и техники разви вается также система «человек — машина». Это развитие идет в направлении все большего освобождения систем от физической ограниченности работника. Физические возможности человека представляют собой ограничиваю щий элемент системы, а поэтому общая тенденция разви тия техники, тенденция технического прогресса есть тен денция преодоления этой физической ограниченности че ловека посредством постепенного перекладывания вы полняемых им функций на механизмы.
На предшествующем этапе развития техники человек играл главным образом роль субъекта, выполняющего определенные физические функции. По мере техническо го прогресса физические функции человека в системе «че ловек— машина» уступают место функциям регулирова ния, контроля и управления. Этот процесс становится особенно интенсивным в результате развития автомати зированного производства, создания систем автоматиче ского управления.
В комплексном, автоматизированном производстве человек перестает быть простым механическим элемен
293
том системы, непосредственно выполняющим те произ водственные функции, которые машина выполнить не в состоянии. Он становится рядом с процессом производ ства, возвышается над ним, управляя и регулируя его.
Управление — исключительно сложная форма интел лектуальной деятельности людей, определяющая страте гию функционирования и развития сложнейшей из сис тем— общественной системы. Эту деятельность можно расчленить на отдельные, операции, некоторые из них, особенно связанные с переработкой информации, пору чить машине, но процесс управления в целом осуще ствить одними лишь средствами техники невозможно, как бы совершенна она ни была. То, что область таких опера ций, поддающихся формально-логической, математиче ской обработке, постоянно расширяется, не меняет сути де ла. Управление, как и мыслительная деятельность в целом, было и остается атрибутом человеческого мозга, продук та биологической и социальной эволюции. Оно было, есть и будет социальным по своей природе. Машина, даже са мая совершенная, была и остается продуктом, созданным человеком и управляемым человеком. Машина не заме нит человека полностью даже при самой высокой степе ни автоматизации процессов управления.
Автоматизация процессов управления открывает гро мадные возможности для развития личности, для ее ин теллектуального роста, для проявления всех способно стей. Но в условиях капитализма эти возможности для подавляющего большинства не могут быть реализованы. Лишь при социализме революция в области науки и тех ники позволяет сделать каждого человека тем, чем он яв
ляется потенциально — целеполагающим |
универсаль |
|
ным существом. Социализм открыл |
перед |
трудящимися |
широкие возможности участия в |
плановом построении |
будущего, в безграничной творческой самореализации. Но, чтобы эффективно решать задачи управления, необ ходимо постоянно приводить сложившуюся систему уп равления в соответствие с новыми, изменившимися усло виями.
Проблема совершенствования управления не сводит ся только к соответствующим модификациям структуры и функций органов управления. Значительные резервы повышения эффективности управления таятся в совер шенствовании методов управления.
Например, для того чтобы технический прогресс стал
294
центральной задачей всех звеньев руководства, требует ся полнее сочетать стимулирование—материальное и мо ральное с ответственностью руководителей за принятие решений и выполнение принятых обязательств. Только так можно ликвидировать нередко наблюдающуюся «презумпцию безответственности» отдельных руководите лей перед народным хозяйством, смежными организация ми и коллективами руководимых ими организаций, пол нее использовать преимущества разделения труда, спе циализации и кооперирования производства.
В современных условиях особое значение приобретает совершенствование демократии в управлении производ ством, привлечение к этому трудящихся и общественных организаций, нахождение эффективных форм «контроля снизу». У нас многое делается для улучшения деятель ности коллегиальных органов, создаются советы дирек торов в объединениях, функционируют тысячи общест венных бюро экономического анализа, технико-экономи ческие советы и т. д. Но работа в этом направлении еще не упорядочена, часто ограничена рамками предприятий и лишена единого руководства.
Совершенствование системы управления — процесс не прерывный, включающий целый комплекс мероприятий, которые должны стать составной частью перспективных планов развития предприятий, объединений, отраслей, республик, народного хозяйства страны в целом. Назрела необходимость стройной, организационно оформленной государственной системы институтов, школ и факульте тов, осуществляющих подготовку и повышение квалифи кации руководителей по программам, в которых упор делался бы не столько на технологические, сколько на ор ганизационные, экономические, социальные и психологи ческие аспекты производства. В настоящее время эта не обходимость реализуется созданием в центре и на мес тах широкой сети таких учреждений. Наряду с этим пред ставляется целесообразным создание хозрасчетных кон сультативных фирм, помогающих производственникам совершенствовать организацию и технику управления.
Способность социалистического общества использо вать все свои возможности и успешно развивать их в ог ромной степени зависит от выбора на руководящие посты наиболее одаренных людей, самых талантливых органи заторов, инициаторов и проводников нового во все сферы социальной жизнедеятельности. Недаром В. И. Ленин
295
отводил проблеме правильного подбора людей первое место в организационной работе. Основные ленинские принципы кадровой политики заключаются в том, что при подборе людей нужно оценивать: «а) с точки зрения доб росовестности; б) с политической стороны; в) знания де ла; г) административных способностей» *.
Все эти требования и ныне полностью сохраняют свое значение. Вместе с тем нельзя упускать из виду, что применение сейчас этих требований происходит в услови ях, существенно отличающихся от тех, которые были в первые годы Советской власти. Тогда людям, преданным революции, приходилось иногда поручать руководство де лом, которого они по-настоящему не знали и которое ос ваивали в процессе работы. Иного выхода не было, так как существовала острая нехватка специалистов, предан ных Советской власти. Сейчас положение принципиально иное. Наша страна не только не испытывает недостатка в квалифицированных специалистах, но и может выбирать из них, выдвигая на руководящие посты в партийном и советском аппарате самых способных и компетентных ор ганизаторов. Важно только полностью использовать эти возможности.
В современных условиях повышаются требования к политическим и деловым качествам руководителей. Пар тия требует, чтобы на руководящих постах находились лю ди, не только преданные делу коммунизма, но и хорошо знающие марксистско-ленинскую теорию, обладающие всей суммой специальных знаний, способных квалифици рованно решать политические вопросы, видеть и поддер живать все новое, передовое. И в этом плане по-прежне му вполне актуальны ленинские слова: «...надо научить ся скромности и уважению к деловой работе «спе циалистов науки и техники», для этого надо научиться деловому и внимательному анализу наших многочислен ных практических ошибок и исправлению их постепенно му, но неуклонному. Поменьше интеллигентского и бюро кратического самомнения, побольше изучения того, что наш практический опыт, в центре и на местах, дает, и то го, что наука нам уже дала»*2.
Еще на заре Советской власти В. И. Ленин настойчи во выдвигал принцип перманентной опоры на науку, на
' «Ленинский сборник XXIII», стр. 164.
2 В. II. Л е и п н. Поли. собр. соч., т. 42, стр. 347.
296
знания и опыт специалистов, в противоположность осно ванной на одном лишь «личном» искусстве и потому в ко нечном итоге неплодотворной традиционной практике ор ганизации и управления. «Всякая работа управления,— писал он,— требует особых свойств. Можно быть самым сильнейшим революционером и агитатором и совершенно непригодным администратором. Но тот, кто присматрива ется к практической жизни и имеет житейский опыт, зна ет, что, чтобы управлять, нужно быть компетентным, нуж но полностью и до точности знать все условия производст ва, нужно знать технику этого производства на ее совре менной высоте, нужно иметь известное научное образова ние. Вот те условия, которым мы должны удовлетворять во что бы то ни стало» И далее он решительно подчер кивал: «Чтобы управлять, надо знать дело...», нельзя уп равлять «без компетентности ... без знания науки управ ления»12.
В этой связи выдвигаются такие важные задачи, как определение на основе научных прогнозов потребностей аппарата управления в оргтехнике на предстоящие годы и разработка единого плана удовлетворения этих потреб ностей. Ориентируясь в основном на собственное произ водство средств оргтехники, видимо, следует изучить во прос и о закупках некоторых из них за рубежом. Такая мера способствовала бы поднятию отечественных образ цов оргтехники до уровня мировых стандартов, осваива емых у нас лишь в последние годы.
Вместе с тем практика показывает, что многие наши управленческие органы страдают не только от недостат ка средств оргтехники, но и от неумелого и неэффектив ного их использования. Мощность ЭВМ, например, ис пользуется в ряде случаев лишь на одну четверть, и за гружаются они подчас выполнением ненужных операций, решением малозначащих или чисто счетных задач. Не всегда учитывается и экономическая сторона эксплуата ции этих дорогостоящих машин. Целесообразно было бы разработать наиболее эффективные организационно-пра вовые формы их эксплуатации и продумать меры, эко номически стимулирующие целесообразное использование ЭВМ, усилить единое методическое руководство и техни ко-экономическое обслуживание в данной области.
1 |
В. И. |
Ленин. Поли. собр. соч., т. 40, стр. 215. |
2 |
Т а м |
ж е, стр. 222. |
297
XXIV съезд КПСС выдвинул задачу разработки сети автоматизированных систем управления, объединенных в территориальном разрезе и в масштабах всей страны. Комплексное решение этой задачи требует введения не обходимых уточнений в систему и структуру управления, в распределение функций и полномочий между управлен ческими органами и т. д.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Введение
Г л а в а I.
В. И. Ленин о сущности
и специфике познания общественных
явлений
§1. Диалектический и исторический материализм — теорети ческая основа и научная методология социального по
|
знания ...................................................................................... |
5 |
§ 2. Общество как объект познания. Критика В. И. Лениным |
|
|
|
социального натурализма ..................................................... |
17 |
§ 3. |
Общественное сознание и его специфика............................ |
27 |
§ 4. |
Проблема уровней социального познания............................ |
44 |
|
Гл а в а II |
|
|
Общественная закономерность |
|
|
и пути ее познания |
|
§ 1. |
Закономерности социальной жизни.......................................... |
60 |
§ 2. |
Критика В. И. Лениным субъективизма и ее значение для |
73 |
|
современности ............................................................................ |
|
§ 3. |
В. И. Ленин о движении социального познания от явле |
|
|
ния к сущности............................................................................ |
83 |
§ 4. |
Аналогия и ее роль в социальном познании....................... |
94 |
2 99