Файл: Махов, А. С. Ленинская методология социального познания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление — это прежде всего сознательная дея­ тельность человека, преследующего свои цели.

Вусловиях социализма роль субъективного фактора

вуправлении исключительно велика, поскольку социали­ стическое общество создается, функционирует, совершен­

ствуется и развивается целенаправленно, планомерно, в результате сознательных действий огромных масс людей, руководимых партией коммунистов.

Эта целенаправленность отражает не волюнтарист­ ские устремления тех или иных личностей или групп, а

объективные закономерности

общественного

развития.

В социалистическом обществе

на основе общественной

собственности действует закон планомерного,

пропорци­

онального развития, который позволяет увязывать в еди­ ное целое различные звенья социального организма, сба­ лансированно, в комплексе развивать производство, всю систему общественных отношений, концентрировать уси­ лия больших масс людей, материальные средства и фи­ нансы для решения стоящих перед обществом задач. Со­ циализм — научно управляемое общество.

Основную роль играет субъективный фактор в про­ цессе управления техникой и технологией. Его роль ме­ няется под воздействием научно-технического прогресса. По мере развития производства, науки и техники разви­ вается также система «человек — машина». Это развитие идет в направлении все большего освобождения систем от физической ограниченности работника. Физические возможности человека представляют собой ограничиваю­ щий элемент системы, а поэтому общая тенденция разви­ тия техники, тенденция технического прогресса есть тен­ денция преодоления этой физической ограниченности че­ ловека посредством постепенного перекладывания вы­ полняемых им функций на механизмы.

На предшествующем этапе развития техники человек играл главным образом роль субъекта, выполняющего определенные физические функции. По мере техническо­ го прогресса физические функции человека в системе «че­ ловек— машина» уступают место функциям регулирова­ ния, контроля и управления. Этот процесс становится особенно интенсивным в результате развития автомати­ зированного производства, создания систем автоматиче­ ского управления.

В комплексном, автоматизированном производстве человек перестает быть простым механическим элемен­

293


том системы, непосредственно выполняющим те произ­ водственные функции, которые машина выполнить не в состоянии. Он становится рядом с процессом производ­ ства, возвышается над ним, управляя и регулируя его.

Управление — исключительно сложная форма интел­ лектуальной деятельности людей, определяющая страте­ гию функционирования и развития сложнейшей из сис­ тем— общественной системы. Эту деятельность можно расчленить на отдельные, операции, некоторые из них, особенно связанные с переработкой информации, пору­ чить машине, но процесс управления в целом осуще­ ствить одними лишь средствами техники невозможно, как бы совершенна она ни была. То, что область таких опера­ ций, поддающихся формально-логической, математиче­ ской обработке, постоянно расширяется, не меняет сути де­ ла. Управление, как и мыслительная деятельность в целом, было и остается атрибутом человеческого мозга, продук­ та биологической и социальной эволюции. Оно было, есть и будет социальным по своей природе. Машина, даже са­ мая совершенная, была и остается продуктом, созданным человеком и управляемым человеком. Машина не заме­ нит человека полностью даже при самой высокой степе­ ни автоматизации процессов управления.

Автоматизация процессов управления открывает гро­ мадные возможности для развития личности, для ее ин­ теллектуального роста, для проявления всех способно­ стей. Но в условиях капитализма эти возможности для подавляющего большинства не могут быть реализованы. Лишь при социализме революция в области науки и тех­ ники позволяет сделать каждого человека тем, чем он яв­

ляется потенциально — целеполагающим

универсаль­

ным существом. Социализм открыл

перед

трудящимися

широкие возможности участия в

плановом построении

будущего, в безграничной творческой самореализации. Но, чтобы эффективно решать задачи управления, необ­ ходимо постоянно приводить сложившуюся систему уп­ равления в соответствие с новыми, изменившимися усло­ виями.

Проблема совершенствования управления не сводит­ ся только к соответствующим модификациям структуры и функций органов управления. Значительные резервы повышения эффективности управления таятся в совер­ шенствовании методов управления.

Например, для того чтобы технический прогресс стал

294


центральной задачей всех звеньев руководства, требует­ ся полнее сочетать стимулирование—материальное и мо­ ральное с ответственностью руководителей за принятие решений и выполнение принятых обязательств. Только так можно ликвидировать нередко наблюдающуюся «презумпцию безответственности» отдельных руководите­ лей перед народным хозяйством, смежными организация­ ми и коллективами руководимых ими организаций, пол­ нее использовать преимущества разделения труда, спе­ циализации и кооперирования производства.

В современных условиях особое значение приобретает совершенствование демократии в управлении производ­ ством, привлечение к этому трудящихся и общественных организаций, нахождение эффективных форм «контроля снизу». У нас многое делается для улучшения деятель­ ности коллегиальных органов, создаются советы дирек­ торов в объединениях, функционируют тысячи общест­ венных бюро экономического анализа, технико-экономи­ ческие советы и т. д. Но работа в этом направлении еще не упорядочена, часто ограничена рамками предприятий и лишена единого руководства.

Совершенствование системы управления — процесс не­ прерывный, включающий целый комплекс мероприятий, которые должны стать составной частью перспективных планов развития предприятий, объединений, отраслей, республик, народного хозяйства страны в целом. Назрела необходимость стройной, организационно оформленной государственной системы институтов, школ и факульте­ тов, осуществляющих подготовку и повышение квалифи­ кации руководителей по программам, в которых упор делался бы не столько на технологические, сколько на ор­ ганизационные, экономические, социальные и психологи­ ческие аспекты производства. В настоящее время эта не­ обходимость реализуется созданием в центре и на мес­ тах широкой сети таких учреждений. Наряду с этим пред­ ставляется целесообразным создание хозрасчетных кон­ сультативных фирм, помогающих производственникам совершенствовать организацию и технику управления.

Способность социалистического общества использо­ вать все свои возможности и успешно развивать их в ог­ ромной степени зависит от выбора на руководящие посты наиболее одаренных людей, самых талантливых органи­ заторов, инициаторов и проводников нового во все сферы социальной жизнедеятельности. Недаром В. И. Ленин

295

отводил проблеме правильного подбора людей первое место в организационной работе. Основные ленинские принципы кадровой политики заключаются в том, что при подборе людей нужно оценивать: «а) с точки зрения доб­ росовестности; б) с политической стороны; в) знания де­ ла; г) административных способностей» *.

Все эти требования и ныне полностью сохраняют свое значение. Вместе с тем нельзя упускать из виду, что применение сейчас этих требований происходит в услови­ ях, существенно отличающихся от тех, которые были в первые годы Советской власти. Тогда людям, преданным революции, приходилось иногда поручать руководство де­ лом, которого они по-настоящему не знали и которое ос­ ваивали в процессе работы. Иного выхода не было, так как существовала острая нехватка специалистов, предан­ ных Советской власти. Сейчас положение принципиально иное. Наша страна не только не испытывает недостатка в квалифицированных специалистах, но и может выбирать из них, выдвигая на руководящие посты в партийном и советском аппарате самых способных и компетентных ор­ ганизаторов. Важно только полностью использовать эти возможности.

В современных условиях повышаются требования к политическим и деловым качествам руководителей. Пар­ тия требует, чтобы на руководящих постах находились лю­ ди, не только преданные делу коммунизма, но и хорошо знающие марксистско-ленинскую теорию, обладающие всей суммой специальных знаний, способных квалифици­ рованно решать политические вопросы, видеть и поддер­ живать все новое, передовое. И в этом плане по-прежне­ му вполне актуальны ленинские слова: «...надо научить­ ся скромности и уважению к деловой работе «спе­ циалистов науки и техники», для этого надо научиться деловому и внимательному анализу наших многочислен­ ных практических ошибок и исправлению их постепенно­ му, но неуклонному. Поменьше интеллигентского и бюро­ кратического самомнения, побольше изучения того, что наш практический опыт, в центре и на местах, дает, и то­ го, что наука нам уже дала»*2.

Еще на заре Советской власти В. И. Ленин настойчи­ во выдвигал принцип перманентной опоры на науку, на

' «Ленинский сборник XXIII», стр. 164.

2 В. II. Л е и п н. Поли. собр. соч., т. 42, стр. 347.

296


знания и опыт специалистов, в противоположность осно­ ванной на одном лишь «личном» искусстве и потому в ко­ нечном итоге неплодотворной традиционной практике ор­ ганизации и управления. «Всякая работа управления,— писал он,— требует особых свойств. Можно быть самым сильнейшим революционером и агитатором и совершенно непригодным администратором. Но тот, кто присматрива­ ется к практической жизни и имеет житейский опыт, зна­ ет, что, чтобы управлять, нужно быть компетентным, нуж­ но полностью и до точности знать все условия производст­ ва, нужно знать технику этого производства на ее совре­ менной высоте, нужно иметь известное научное образова­ ние. Вот те условия, которым мы должны удовлетворять во что бы то ни стало» И далее он решительно подчер­ кивал: «Чтобы управлять, надо знать дело...», нельзя уп­ равлять «без компетентности ... без знания науки управ­ ления»12.

В этой связи выдвигаются такие важные задачи, как определение на основе научных прогнозов потребностей аппарата управления в оргтехнике на предстоящие годы и разработка единого плана удовлетворения этих потреб­ ностей. Ориентируясь в основном на собственное произ­ водство средств оргтехники, видимо, следует изучить во­ прос и о закупках некоторых из них за рубежом. Такая мера способствовала бы поднятию отечественных образ­ цов оргтехники до уровня мировых стандартов, осваива­ емых у нас лишь в последние годы.

Вместе с тем практика показывает, что многие наши управленческие органы страдают не только от недостат­ ка средств оргтехники, но и от неумелого и неэффектив­ ного их использования. Мощность ЭВМ, например, ис­ пользуется в ряде случаев лишь на одну четверть, и за­ гружаются они подчас выполнением ненужных операций, решением малозначащих или чисто счетных задач. Не всегда учитывается и экономическая сторона эксплуата­ ции этих дорогостоящих машин. Целесообразно было бы разработать наиболее эффективные организационно-пра­ вовые формы их эксплуатации и продумать меры, эко­ номически стимулирующие целесообразное использование ЭВМ, усилить единое методическое руководство и техни­ ко-экономическое обслуживание в данной области.

1

В. И.

Ленин. Поли. собр. соч., т. 40, стр. 215.

2

Т а м

ж е, стр. 222.

297


XXIV съезд КПСС выдвинул задачу разработки сети автоматизированных систем управления, объединенных в территориальном разрезе и в масштабах всей страны. Комплексное решение этой задачи требует введения не­ обходимых уточнений в систему и структуру управления, в распределение функций и полномочий между управлен­ ческими органами и т. д.

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Введение

Г л а в а I.

В. И. Ленин о сущности

и специфике познания общественных

явлений

§1. Диалектический и исторический материализм — теорети­ ческая основа и научная методология социального по­

 

знания ......................................................................................

5

§ 2. Общество как объект познания. Критика В. И. Лениным

 

 

социального натурализма .....................................................

17

§ 3.

Общественное сознание и его специфика............................

27

§ 4.

Проблема уровней социального познания............................

44

 

Гл а в а II

 

 

Общественная закономерность

 

 

и пути ее познания

 

§ 1.

Закономерности социальной жизни..........................................

60

§ 2.

Критика В. И. Лениным субъективизма и ее значение для

73

 

современности ............................................................................

§ 3.

В. И. Ленин о движении социального познания от явле­

 

 

ния к сущности............................................................................

83

§ 4.

Аналогия и ее роль в социальном познании.......................

94

2 99