Файл: Махов, А. С. Ленинская методология социального познания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пени его развития, которое характеризуется специфиче­ скими особенностями экономической, политической, идео­ логической и других структур.

Оценивая значение этого открытия Маркса, В. И. Ле­ нин писал: «До сих пор социологи затруднялись отличить в сложной сети общественных явлений важные и неваж­ ные явления (это — корень субъективизма в социологии)

ине умели найти объективного критерия для такого раз­ граничения. Материализм дал вполне объективный кри­ терий, выделив производственные отношения, как струк­ туру общества, и дав возможность применить к этим отношениям тот общенаучный критерий повторяемости, применимость которого к социологии отрицали субъекти­ висты. Пока они ограничивались идеологическими об­ щественными отношениями (т. е. такими, которые, преж­ де чем им сложиться, проходят через сознание людей), они не могли заметить повторяемости и правильности в общественных явлениях разных стран, и их наука в луч­ шем случае была лишь описанием этих явлений, подбо­ ром сырого материала»1.

Именно К. Маркс, по словам В. И. Ленина, поставил социологию на научную почву, введя понятие обществен­ но-экономической формации. Исходным пунктом в ана­ лизе общества для Маркса и Энгельса был анализ ма­ териального производства. Производство материальных благ в одиночку невозможно, производство всегда явля­ ется общественным производством. Общественное произ­ водство выступает в органическом единстве двух его сто­ рон— вещественных элементов труда, характеризующих отношения человека к природе (производительных сил),

искладывающихся в процессе производства отношений между людьми (производственных отношений). Это ди­ алектическое взаимодействие двух сторон единого об­ щественного производства — производительных сил и производственных отношений — определяет характер то­ го или иного способа производства. Различия в способах производства обусловливают в свою очередь различия между общественными социально-экономическими систе­ мами. Как отмечал К. Маркс, то или иное общество ха­ рактеризуется отнюдь не тем, что оно производит, а тем,

как оно производит, какой способ

производства лежит

в его основе.

 

1 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 1,

стр. 137.

9



Система производственных отношении образует эко­ номический строй общества — базис, над которым возвы­ шается надстройка, складывающаяся из различных об­ щественных идей и теории, многообразных политических, идеологических, культурных и прочих институтов. Выде­ ление производственных отношений в качестве главных, определяющих позволяет уловить повторяемость об­ щественных явлений за внешним многообразием их форм и выступает краеугольным камнем научного понимания общества как естественно и закономерно развивающегося целого.

Экономические отношения определяют характер и со­ держание всех других социальных отношений. Экономи­ ческая структура общества каждой данной эпохи образу­ ет ту реальную основу, которой определяется в конечном счете вся надстройка, включающая правовые и полити­ ческие учреждения, равно как и философские, политиче­ ские и иные воззрения людей каждого данного историче­ ского периода. К. Маркс писал: «Возьмите определенную ступень развития производительных сил людей, и вы получите определенную форму обмена ...и потребления. Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный об­ щественный строй, определенную организацию семьи, сословий пли классов,— словом, определенное граждан­ ское общество. Возьмите определенное гражданское об­ щество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением граж­ данского общества» ’.

Маркс и Энгельс не только теоретически разработали учение о социально-экономической формации. Они дали непревзойденные образцы конкретного анализа общест­ венно-экономической формации, в условиях которой про­ текало их творчество. Продуктивность этого анализа луч­ ше всего свидетельствовала о правильности, научной обо­ снованности их концепции истории. «Потому-то «Капи­ тал»,— отмечал В. И. Ленин, — и имел такой гигантский успех, что эта книга... показала читателю всю капитали­ стическую общественную формацию как живую — с ее бытовыми сторонами, с фактическим социальным про­ явлением присущего производственным отношениям ан­ тагонизма классов, с буржуазной политической надстрой­

К. М а р к с и Ф. Э и г е л ь с. Соч., т. 27, стр. 402.

10

кой, охраняющей господство класса капиталистов, с буржуазными идеями свободы, равенства и т. п., с бур­ жуазными семейными отношениями»1.

Взаимное влияние социальных явлений или факторов

•в рамках единого общественного процесса, т. е. социаль­ ное взаимодействие, является одним из важнейших поня­ тий при изучении общественно-экономической формации. Социальная жизнь общества — это практика социаль­ ного взаимодействия людей в исторически сложившихся общественных формах (государство, город, деревня, завод, школа, семья и т. д.); иными словами, речь идет о взаимодействии социальных классов, социальных групп, индивидов внутри социальных групп, индивидов и соци­ альных институтов и т. д. Связи, возникающие на основе определенной системы социального взаимодействия и

врамках различных общественных форм, — это и есть социальные отношения. Иными словами, социальные от­ ношения суть отношения людей друг к другу, формирую­ щиеся на основе определенной системы производства и поддерживаемые силой закона, обычая, традиции и т. д.

вконкретных условиях места и времени. Это-—классо­ вые, национальные, групповые, социально-психологиче­ ские и межличностные отношения. В их сложном и под­

час противоречивом переплетении и взаимовлиянии ре­ шающая роль принадлежит классовым отношениям.

Практическое поведение людей определяется их со­ циально-классовой принадлежностью и установками, цен­ ностями, стереотипами и нормами, характер и содержа­ ние которых складываются под воздействием определен­ ных социальных сфер, в которых протекает деятельность людей (промышленность, сельское хозяйство, город, село, семья, школа и т. д.). Изменение условий и форм взаимо­ действия людей в этих сферах неизбежно рано или позд­ но вызывает изменение установок, ценностей, стереотипов и норм, определяющих социальное поведение, отношение людей друг к другу. Изменение же самих форм социаль­ ного взаимодействия обусловливается в свою очередь в конечном счете развитием условий материального про­ изводства. «...Люди вынуждены изменять все унаследо­ ванные общественные формы в тот момент, когда способ

1 В. И. Л еи и и. Поли. собр. соч., т. 1, стр. 139.

11


их сношений [commerce] более уже не соответствует при­ обретенным производительным силам»1.

Изменение экономической структуры определяется за­ коном соответствия производительных сил и производ­ ственных отношений. «С приобретением новых произво­ дительных сил люди меняют свой способ производства, а вместе со способом производства они меняют все эконо­ мические отношения, которые были необходимыми отно­ шениями лишь данного, определенного способа произ­ водства»12.

Взаимозависимость и взаимодействие различных сто­ рон общественной жизни при определяющем значении экономического фактора придает развитию и смене об­ щественно-экономических формаций характер естествен­ ноисторического процесса.

Вслед за сменой способа производства изменяется вся социально-политическая и идеологическая структура общества. Так, например, в результате победы Великой

Октябрьской

социалистической революции становление

и развитие в

России социалистических производствен­

ных отношений разрушило частнособственническую сис­ тему производства, на которой основывались отношения господства и подчинения различных социальных групп. Утверждение господства общественной собственности на орудия и средства производства знаменовало коренное изменение производственных отношений людей. Равное отношение людей к средствам производства конкретно воплотилось в исчезновении эксплуататорских классов, в новых взаимоотношениях социальных групп, проникну­ тых духом сотрудничества, взаимопомощи, в обществен­ ном принципе распределения по труду, отвечающем ко­ ренным интересам всех трудящихся социалистического общества. Возникли условия не формальной, а реальной демократии, участия в управлении широких масс. Корен­ ным образом изменилась общественная идеология, взгля­ ды и убеждения людей.

Общественное развитие тесно связано с судьбами кон­ кретных людей. Общественная история людей есть вместе с тем история их индивидуального развития. Человек является продуктом определенных общественных форм, его социальное лицо определяется всей совокупностью об­

1 К. М а р к с п Ф. Э н г е л ь с. Сеч., т. 27, стр. 403. 2 Там же.

12

щественных отношений, и те или иные качественные характеристики личности обусловлены меняющимися общественными отношениями. Вместе с. тем обществен­ ные формы социального взаимодействия в свою очередь изменяются людьми. «...Экономическое положение не ока­ зывает своего воздействия автоматически, — писал

Ф. Энгельс, — как это для удобства

кое-кто себе пред­

ставляет, а люди сами делают свою историю, однако

в

данной, их обусловливающей среде,

на основе уже

су­

ществующих действительных отношений, среди которых экономические условия, как бы сильно ни влияли на них прочие — политические и идеологические, — являются в конечном счете все же решающими и образуют ту крас­ ную нить, которая пронизывает все развитие и одна при­ водит к его пониманию»1.

В условиях антагонистических формаций характер со­ циальных отношений в принципе исключает возмож­ ность их сознательной координации в масштабе все­ го общества, поскольку здесь «цели, поставленные людь­ ми перед собой, приходят во взаимные столкновения и противоречия или оказываются недостижимыми частью по самому своему существу, частью по недостатку средств для их осуществления. Столкновения бесчислен­ ных отдельных стремлений и отдельных действий приво­ дят в области истории к состоянию, совершенно аналогич­ ному тому, которое господствует в лишенной сознания природе»12.

Качественно новые черты в общественном развитии появляются при социализме. Здесь возникает такой фак­ тор, как общественная собственность, начинают действо­ вать экономические законы социализма, позволяющие научно планировать и направлять общественное разви­ тие. На этой объективной основе вырастает то, что Ф. Энгельс называл «общей волей», действующей «по еди­ ному общему плану». Эта общая, сознательная воля в нашей стране есть воля Коммунистической партии Со­ ветского Союза и Советского государства, воля всех тру­ дящихся, направленная на построение коммунизма. Эта общая воля, действуя в соответствии с объективными законами общественного развития, позволяет планиро­ вать социальные изменения и осуществлять социалисти­

1 К. Ма р к с

и

Ф. Э н г е л ь с. Соч., т. 39,

стр. 175.

2 К. Ма р к с

и

Ф. Энг ельс . Соч., т.

21, стр. 306.

13


ческие преобразования в промышленности, сельском хо­ зяйстве, культуре и быту.

Учение о социально-экономических формациях — краеугольный камень исторического материализма как общесоциологической теории.

Категория общественно-экономической формации позволила соединить ранее отделяемые друг от друга данные различных социальных дисциплин в стройную, четкую социологическую теорию и, охватив единым поня­ тийным аппаратом общее и повторяющееся в развитии самых различных стран, находящихся на одной и той же ступени исторического развития, объяснить эту общность как объективное, закономерное явление. Но здесь необ­ ходимо особо подчеркнуть, что в отличие от множества предшествующих и современных ему философов и социо­ логов К. Маркс решительно восставал против любых по­ пыток «унифицировать» исторические пути человечества, предупреждая, что события, поразительно похожие, но происходящие в различной исторической обстановке, приводят к совершенно разным результатам и что, изу­ чая каждую из этих эволюций в отдельности и затем со­ поставляя их, легко найти ключ к пониманию этого явле­ ния, но никогда нельзя достичь этого понимания, поль­ зуясь универсальной отмычкой в виде какой-нибудь общей историко-философской теории, наивысшая добро­ детель которой состоит в ее надысторичности. Резко кри­ тикуя тех, кто стремился объявить абстрактной схемой и его же собственную социальную концепцию, К. Маркс напоминал, что «один и тот же экономический базис — один и тот же со стороны основных условий — благода­ ря бесконечно разнообразным эмпирическим обстоятель­ ствам, естественным условиям, расовым отношениям, дей­ ствующим извне историческим влияниям и т. д. — может обнаруживать в своем проявлении бесконечные вариации и градации, которые возможно понять лишь при помощи анализа этих эмпирически данных обстоятельств» '.

Категория формации отражает лишь основные, наи­ более общие стороны общества как совокупности произ­ водственных отношений, обусловленных развитием производительных сил. Марксизм видит в общественно­

экономической

формации живой,

постоянно

развиваю­

щийся социальный организм. Тем

самым четко определя­

1 К. Ма р к с

и Ф. Энгельс . Соч.,

т. 25, ч. II,

стр. 354.

14