Файл: Махов, А. С. Ленинская методология социального познания.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
пени его развития, которое характеризуется специфиче скими особенностями экономической, политической, идео логической и других структур.
Оценивая значение этого открытия Маркса, В. И. Ле нин писал: «До сих пор социологи затруднялись отличить в сложной сети общественных явлений важные и неваж ные явления (это — корень субъективизма в социологии)
ине умели найти объективного критерия для такого раз граничения. Материализм дал вполне объективный кри терий, выделив производственные отношения, как струк туру общества, и дав возможность применить к этим отношениям тот общенаучный критерий повторяемости, применимость которого к социологии отрицали субъекти висты. Пока они ограничивались идеологическими об щественными отношениями (т. е. такими, которые, преж де чем им сложиться, проходят через сознание людей), они не могли заметить повторяемости и правильности в общественных явлениях разных стран, и их наука в луч шем случае была лишь описанием этих явлений, подбо ром сырого материала»1.
Именно К. Маркс, по словам В. И. Ленина, поставил социологию на научную почву, введя понятие обществен но-экономической формации. Исходным пунктом в ана лизе общества для Маркса и Энгельса был анализ ма териального производства. Производство материальных благ в одиночку невозможно, производство всегда явля ется общественным производством. Общественное произ водство выступает в органическом единстве двух его сто рон— вещественных элементов труда, характеризующих отношения человека к природе (производительных сил),
искладывающихся в процессе производства отношений между людьми (производственных отношений). Это ди алектическое взаимодействие двух сторон единого об щественного производства — производительных сил и производственных отношений — определяет характер то го или иного способа производства. Различия в способах производства обусловливают в свою очередь различия между общественными социально-экономическими систе мами. Как отмечал К. Маркс, то или иное общество ха рактеризуется отнюдь не тем, что оно производит, а тем,
как оно производит, какой способ |
производства лежит |
в его основе. |
|
1 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 1, |
стр. 137. |
9
Система производственных отношении образует эко номический строй общества — базис, над которым возвы шается надстройка, складывающаяся из различных об щественных идей и теории, многообразных политических, идеологических, культурных и прочих институтов. Выде ление производственных отношений в качестве главных, определяющих позволяет уловить повторяемость об щественных явлений за внешним многообразием их форм и выступает краеугольным камнем научного понимания общества как естественно и закономерно развивающегося целого.
Экономические отношения определяют характер и со держание всех других социальных отношений. Экономи ческая структура общества каждой данной эпохи образу ет ту реальную основу, которой определяется в конечном счете вся надстройка, включающая правовые и полити ческие учреждения, равно как и философские, политиче ские и иные воззрения людей каждого данного историче ского периода. К. Маркс писал: «Возьмите определенную ступень развития производительных сил людей, и вы получите определенную форму обмена ...и потребления. Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный об щественный строй, определенную организацию семьи, сословий пли классов,— словом, определенное граждан ское общество. Возьмите определенное гражданское об щество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением граж данского общества» ’.
Маркс и Энгельс не только теоретически разработали учение о социально-экономической формации. Они дали непревзойденные образцы конкретного анализа общест венно-экономической формации, в условиях которой про текало их творчество. Продуктивность этого анализа луч ше всего свидетельствовала о правильности, научной обо снованности их концепции истории. «Потому-то «Капи тал»,— отмечал В. И. Ленин, — и имел такой гигантский успех, что эта книга... показала читателю всю капитали стическую общественную формацию как живую — с ее бытовыми сторонами, с фактическим социальным про явлением присущего производственным отношениям ан тагонизма классов, с буржуазной политической надстрой
К. М а р к с и Ф. Э и г е л ь с. Соч., т. 27, стр. 402.
10
кой, охраняющей господство класса капиталистов, с буржуазными идеями свободы, равенства и т. п., с бур жуазными семейными отношениями»1.
Взаимное влияние социальных явлений или факторов
•в рамках единого общественного процесса, т. е. социаль ное взаимодействие, является одним из важнейших поня тий при изучении общественно-экономической формации. Социальная жизнь общества — это практика социаль ного взаимодействия людей в исторически сложившихся общественных формах (государство, город, деревня, завод, школа, семья и т. д.); иными словами, речь идет о взаимодействии социальных классов, социальных групп, индивидов внутри социальных групп, индивидов и соци альных институтов и т. д. Связи, возникающие на основе определенной системы социального взаимодействия и
врамках различных общественных форм, — это и есть социальные отношения. Иными словами, социальные от ношения суть отношения людей друг к другу, формирую щиеся на основе определенной системы производства и поддерживаемые силой закона, обычая, традиции и т. д.
вконкретных условиях места и времени. Это-—классо вые, национальные, групповые, социально-психологиче ские и межличностные отношения. В их сложном и под
час противоречивом переплетении и взаимовлиянии ре шающая роль принадлежит классовым отношениям.
Практическое поведение людей определяется их со циально-классовой принадлежностью и установками, цен ностями, стереотипами и нормами, характер и содержа ние которых складываются под воздействием определен ных социальных сфер, в которых протекает деятельность людей (промышленность, сельское хозяйство, город, село, семья, школа и т. д.). Изменение условий и форм взаимо действия людей в этих сферах неизбежно рано или позд но вызывает изменение установок, ценностей, стереотипов и норм, определяющих социальное поведение, отношение людей друг к другу. Изменение же самих форм социаль ного взаимодействия обусловливается в свою очередь в конечном счете развитием условий материального про изводства. «...Люди вынуждены изменять все унаследо ванные общественные формы в тот момент, когда способ
1 В. И. Л еи и и. Поли. собр. соч., т. 1, стр. 139.
11
их сношений [commerce] более уже не соответствует при обретенным производительным силам»1.
Изменение экономической структуры определяется за коном соответствия производительных сил и производ ственных отношений. «С приобретением новых произво дительных сил люди меняют свой способ производства, а вместе со способом производства они меняют все эконо мические отношения, которые были необходимыми отно шениями лишь данного, определенного способа произ водства»12.
Взаимозависимость и взаимодействие различных сто рон общественной жизни при определяющем значении экономического фактора придает развитию и смене об щественно-экономических формаций характер естествен ноисторического процесса.
Вслед за сменой способа производства изменяется вся социально-политическая и идеологическая структура общества. Так, например, в результате победы Великой
Октябрьской |
социалистической революции становление |
и развитие в |
России социалистических производствен |
ных отношений разрушило частнособственническую сис тему производства, на которой основывались отношения господства и подчинения различных социальных групп. Утверждение господства общественной собственности на орудия и средства производства знаменовало коренное изменение производственных отношений людей. Равное отношение людей к средствам производства конкретно воплотилось в исчезновении эксплуататорских классов, в новых взаимоотношениях социальных групп, проникну тых духом сотрудничества, взаимопомощи, в обществен ном принципе распределения по труду, отвечающем ко ренным интересам всех трудящихся социалистического общества. Возникли условия не формальной, а реальной демократии, участия в управлении широких масс. Корен ным образом изменилась общественная идеология, взгля ды и убеждения людей.
Общественное развитие тесно связано с судьбами кон кретных людей. Общественная история людей есть вместе с тем история их индивидуального развития. Человек является продуктом определенных общественных форм, его социальное лицо определяется всей совокупностью об
1 К. М а р к с п Ф. Э н г е л ь с. Сеч., т. 27, стр. 403. 2 Там же.
12
щественных отношений, и те или иные качественные характеристики личности обусловлены меняющимися общественными отношениями. Вместе с. тем обществен ные формы социального взаимодействия в свою очередь изменяются людьми. «...Экономическое положение не ока зывает своего воздействия автоматически, — писал
Ф. Энгельс, — как это для удобства |
кое-кто себе пред |
|
ставляет, а люди сами делают свою историю, однако |
в |
|
данной, их обусловливающей среде, |
на основе уже |
су |
ществующих действительных отношений, среди которых экономические условия, как бы сильно ни влияли на них прочие — политические и идеологические, — являются в конечном счете все же решающими и образуют ту крас ную нить, которая пронизывает все развитие и одна при водит к его пониманию»1.
В условиях антагонистических формаций характер со циальных отношений в принципе исключает возмож ность их сознательной координации в масштабе все го общества, поскольку здесь «цели, поставленные людь ми перед собой, приходят во взаимные столкновения и противоречия или оказываются недостижимыми частью по самому своему существу, частью по недостатку средств для их осуществления. Столкновения бесчислен ных отдельных стремлений и отдельных действий приво дят в области истории к состоянию, совершенно аналогич ному тому, которое господствует в лишенной сознания природе»12.
Качественно новые черты в общественном развитии появляются при социализме. Здесь возникает такой фак тор, как общественная собственность, начинают действо вать экономические законы социализма, позволяющие научно планировать и направлять общественное разви тие. На этой объективной основе вырастает то, что Ф. Энгельс называл «общей волей», действующей «по еди ному общему плану». Эта общая, сознательная воля в нашей стране есть воля Коммунистической партии Со ветского Союза и Советского государства, воля всех тру дящихся, направленная на построение коммунизма. Эта общая воля, действуя в соответствии с объективными законами общественного развития, позволяет планиро вать социальные изменения и осуществлять социалисти
1 К. Ма р к с |
и |
Ф. Э н г е л ь с. Соч., т. 39, |
стр. 175. |
2 К. Ма р к с |
и |
Ф. Энг ельс . Соч., т. |
21, стр. 306. |
13
ческие преобразования в промышленности, сельском хо зяйстве, культуре и быту.
Учение о социально-экономических формациях — краеугольный камень исторического материализма как общесоциологической теории.
Категория общественно-экономической формации позволила соединить ранее отделяемые друг от друга данные различных социальных дисциплин в стройную, четкую социологическую теорию и, охватив единым поня тийным аппаратом общее и повторяющееся в развитии самых различных стран, находящихся на одной и той же ступени исторического развития, объяснить эту общность как объективное, закономерное явление. Но здесь необ ходимо особо подчеркнуть, что в отличие от множества предшествующих и современных ему философов и социо логов К. Маркс решительно восставал против любых по пыток «унифицировать» исторические пути человечества, предупреждая, что события, поразительно похожие, но происходящие в различной исторической обстановке, приводят к совершенно разным результатам и что, изу чая каждую из этих эволюций в отдельности и затем со поставляя их, легко найти ключ к пониманию этого явле ния, но никогда нельзя достичь этого понимания, поль зуясь универсальной отмычкой в виде какой-нибудь общей историко-философской теории, наивысшая добро детель которой состоит в ее надысторичности. Резко кри тикуя тех, кто стремился объявить абстрактной схемой и его же собственную социальную концепцию, К. Маркс напоминал, что «один и тот же экономический базис — один и тот же со стороны основных условий — благода ря бесконечно разнообразным эмпирическим обстоятель ствам, естественным условиям, расовым отношениям, дей ствующим извне историческим влияниям и т. д. — может обнаруживать в своем проявлении бесконечные вариации и градации, которые возможно понять лишь при помощи анализа этих эмпирически данных обстоятельств» '.
Категория формации отражает лишь основные, наи более общие стороны общества как совокупности произ водственных отношений, обусловленных развитием производительных сил. Марксизм видит в общественно
экономической |
формации живой, |
постоянно |
развиваю |
щийся социальный организм. Тем |
самым четко определя |
||
1 К. Ма р к с |
и Ф. Энгельс . Соч., |
т. 25, ч. II, |
стр. 354. |
14