Файл: Махов, А. С. Ленинская методология социального познания.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 0
строительства коммунизма, тем шире становится сфера планового руководства, тем более разносторонний, много аспектный характер приобретают и народнохозяйствен ные планы, н планы отдельных отраслей, предприятий, организаций. Сегодня уже стала общепризнанной необ ходимость органического сочетания экономических пла нов с планами социального развития на всех уровнях управления, сверху донизу.
Сложность и многоаспектность планирования, отра жающая многогранность жизни общества, не имеет ниче го общего с мозаичным комбинированием отдельных пла новых заданий или с формированием единого плана пу тем механического объединения таких заданий в томили ином удобном по определенным соображениям порядке. Ленинский подход к исследованию и управлению обще ственной жизнью требует выделения на каждом конкрет ном этапе основного звена, определяющего момента, глав ного критерия. Выбор этого звена, момента, критерия не произвольный акт, а результат строго научного, теорети ческого подхода к действительности с позиций коммуни стической партийности.
XXIV съезд КПСС отметил, что подъем благосостоя ния народа, создание максимально благоприятных усло вий для всестороннего развития трудящихся всегда были конечной целью социалистического планирования. В со временных условиях эти задачи являются первоочеред ными.
Забота о благе народа постоянно находилась н осо бенно находится сейчас в поле зрения Коммунистиче ской партии Советского Союза. Когда в Политбюро и в правительстве рассматриваются многие важные вопросы, принимаются по ним решения, исходят прежде всего из того, какое значение это решение будет иметь для широ ких масс трудящихся. Идет ли речь о строительстве новых заводов или электростанции, об организации десятков тысяч гектаров земель, о производстве удобре ний или товаров народного потребления — все это в ко нечном счете подчинено главной цели, которую постави ла перед собой Коммунистическая партия — улучшению жизни народа.
Достижение поставленной цели неразрывно связано с дальнейшим углублением научного познания действи тельности во всей ее сложности, во всех взаимосвязях и диалектических противоречиях. Развитие теории социа-
280
диетического общества, развертывание конкретных иссле дований экономических и социальных процессов немыс лимо без использования ленинского теоретического на следия, без применения марксистско-ленинской методоло гии социального познания.
§ 3. Ленинские традиции использования конкретных социальных исследований для совершенствования управления
Смысл многих статей и выступлений В. И. Ленина в послеоктябрьский период состоит в разъяснении того, что общими рассуждениями и лозунгами коммунистиче ского общества не построить. Необходимо знание и пони мание реального состояния дел в каждой социальной сфе ре, в каждой общественной ячейке. Уже в мае 1918 г. в проекте постановления Совнаркома о Социалистической академии общественных наук В. И. Ленин специальным пунктом записывает: «...одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований» '.
12 апреля 1922 г. в «Правде» была напечатана статья Н. Осинского под названием «Новые данные из местного опыта». В тот же день В. И. Ленин пишет Н. Осинскому письмо, в котором горячо приветствует публикацию этой статьи и высказывает ряд принципиальных соображений. «Самое худое у нас, — подчеркивает В. И. Ленин, — чрез мерное обилие общих рассуждений в прессе и политичес кой трескотни при крайнем недостатке изучения местного опыта. И на местах и вверху могучие тенденции борются против его правдивого оглашения и правдивой оценки. Боятся выносить сор из избы, боятся голой правды, отма
хиваются |
от |
нее |
«взглядом и нечто», попросту верхо |
||
глядством...»12 |
Для |
Ленина здесь важно не то, что это |
|||
опыт «местный» |
(так сказать, не столичный, |
«провинци |
|||
альный»), |
а то, |
что это — реальный опыт, |
конкретная |
деятельность по претворению в жизнь принятых партией решений.
Задача конкретных социальных исследований в том и
состоит, чтобы изучение местного |
опыта поставить на |
||||||||
1 В. |
И. |
Л е и н и. |
Поли. |
собр. |
соч., |
т. |
36, |
стр. |
372. |
2 В. |
И. |
Л е п и и. |
Поли. |
собр. |
соч., |
т. |
54, |
стр. |
237. |
281
строго научную основу. Проведение таких исследоваваний — надежная гарантия от верхоглядства, приблизи тельности, субъективизма. Попытка ограничиться обще теоретическими положениями, пренебрежительное отно шение к конкретному изучению социальной действитель ности ведет к затушевыванию недостатков и ошибок при реализации теоретических положений и тем самым нано сит вред делу коммунистического строительства.
В том же письме к Н. Осинскому В. И. Ленин пишет: «Еще более и еще более конкретности в изучении местно го опыта, деталей, мелочей, практики, делового опыта, углубления в настоящую жизнь... разбор того, где, кому и почему (какими приемами) удается... достигать дейст вительного, хотя и небольшого улучшения; не бояться вскрывать ошибки и неуменье... Чем больше будет такой работы, чем больше углубляться будем в живую практи ку ...тем успешнее пойдет улучшение и нашей прессы и всего нашего строительства»'.
И в наши дни эти указания В. И. Ленина не потеряли своего значения. Они являются прямым наказом совет ским социологам всемерно расширять и углублять кон кретные социальные исследования в самых различных областях советского общества.
Важнейшим условием эффективности таких исследо ваний является прежде всего тщательный сбор фактов. Причем сбор по определенной, научно обоснованной прог рамме; сбор целеустремленный, а не случайный н бесси стемный. «... Фактов мы знаем мало,— отмечал Ленин,— непомерно мало; собирать их не умеем; не знаем меры того количества вопросов, которые надо ставить и на ко торые можно... ждать ответа; не умеем собирать указания практического опыта и обобщать их; занимаемся пусты ми «общими рассуждениями и абстрактными лозунга ми...» 21
Научный сбор социальных фактов не имеет ничего общего с «методом», при котором из всего многообразия жизненных фактов выхватываются лишь те, которые «со ответствуют» априорно выдвинутому тезису. Такого рода
«опора |
на |
факты» не вскрывает реального положения |
|
дела. Боле |
того, |
создавая видимость изучения действи |
|
1 В. И. Ленин. |
Поли. собр. соч., т. 54, стр. 237. |
||
2 В. |
И. Л ен н н. |
Поли. собр. соч., т. 42, стр. 326. |
282
тельности без подлинного проникновения в нее, она ведет к извращению истины, к затушевыванию противоречий социальной действительности.
Подобному способу обращения с фактами советские социологи противопоставляют подлинно научный метод, сформулированный Лениным следующим образом: «... надо попытаться установить такой фундамент из точ ных и бесспорных фактов, на который можно было бы опираться, с которым можно было бы сопоставлять лю бое из тех «общих» или «примерных» рассуждений, кото рыми так безмерно злоупотребляют в некоторых странах в наши дни» '.
Партия исходит из того, что конкретные социальные исследования в условиях строительства коммунистическо го общества необходимо проводить не от случая к слу чаю, а регулярно. В. И. Ленин подчеркивал, что успех всей нашей работы по переустройству общества во мно гом будет зависеть от того, сумеем ли мы «использовать указания практического опыта систематически» 1.2 Только при систематическом исследовании реального положе ния дел в различных социальных сферах общества можно своевременно узнать, «что достигнуто хорошего, каковы образчики этого хорошего ... каковы конкретные указания на главные недочеты и способы устранения этих недо четов» 3.
В. И. Ленин обращал особое внимание на то, что про водимые социальные исследования должны не только констатировать состояние явлений в данный момент. Их цель — вскрытие причин сложившегося положения, выяв ление тенденций, вытекающих из противоречий общест венной жизни. Объектом исследования при этом должны быть не только успехи и удачные решения, но и ошибки и неудачи. Социальные исследования призваны вскрыть всю цепь событий в их связи и последовательности, един стве и противоречивости. Исследователь, по мысли Ленина, обязан проверять свои выводы, изучая проти воречивые процессы социальной действительности. Б ез' серьезного анализа допущенных просчетов вряд ли мож но избежать ошибок в будущем.
1 |
В. |
И. |
Ленин. |
Поли. собр. соч., т. 30, |
стр. |
350—351. |
2 |
В. |
И. |
Ле н и н. |
Поли. собр. соч., т. 42, |
стр. |
324. |
’ |
Там |
же. |
|
|
|
283
Известно, что эффективность конкретных социальных исследовании зависит не только от полноты и достовер ности собранных фактов, но н от вдумчивого, глубокого их анализа и обобщения. Нам нужно не простое нако пление фактов, а получение на основании этих фактов практических выводов и рекомендаций для сферы соци ального управления.
Призывая к изучению накопленного положительного опыта, вождь партии и Советского государства неустан но подчеркивал, что этот опыт обязательно должен быть, после надлежащего анализа и проверки, распространен иа всю страну, превращен — даже административно, там, где это возможно,— в норму управления и социального поведения.
«Опираясь на эти, уже проверенные практикой, дости жения,— продолжает свою мысль Ленин,— мы должны двигать дело вперед, расширяя — после надлежащей про верки-—местный опыт до размеров всероссийского...»1 Таким образом, существенной особенностью конкретных социальных исследований является то, что они позволяют систематически и оперативно учитывать позитивный местный опыт и своевременно внедрять его в масштабах всего государства. Даже те конкретные социальные иссле дования, которые носят, казалось бы, узкий, локальный характер, на самом деле имеют более широкое теоретиче ское и практическое значение. Например, проведение ис следования на том или ином объекте или ряде объектов промышленности предполагает получение знания, которое может быть использовано не только для повышения эф фективности функционирования исследуемого объекта, но и для оптимизации других аналогичных объектов.
В. И. Ленин призывал в практике социалистического строительства наряду с использованием статистических исследований (сплошных, выборочных и проведенных ме тодом монографического описания и изучения) широко использовать метод социального эксперимента. Но преж де чем перейти к изложению ленинских высказываний по этому поводу, необходимо хотя бы вкратце остановиться на специфике эксперимента как метода социального по знания и управления.
Особенности социального познания, его отличия от ес тественнонаучного отчетливо проявляются в сфере экспе-
1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 42, стр. 325.
284
риментировання Наиболее ярко отличия социального эксперимента выступают при сравнении его с физиче ским экспериментом.
Природа физических систем такова, что позволяет тео ретически изолировать подсистемы от целостной систе мы при решении тех или иных задач, абстрагировать сис тему от окружающей среды, «идеализировать» ситуации и т. п. Применительно к экспериментальной области соз даются возможности контролировать изменения внешней среды отдельно от изучаемого явления и во взаимодей ствии с мим. Кроме такого раздельного контроля, приро да физических объектов позволяет стабилизировать са ми условия эксперимента, благодаря чему можно отоб разить процессы в исследуемом объекте, так сказать, в чистом виде. Этот контроль, стабилизация условий и са мо измерение значений переменных у исследуемого физи ческого явления осуществляется с помощью приборов и экспериментальных установок, обеспечивающих допусти мую точность этих процедур. При экспериментировании с физическими объектами можно обеспечить воспроизводи мость эксперимента в разных местах, в разное время, т. е. повторение физических экспериментов. Но это тре бование абсолютной повторяемости не реализуется в большинстве случаев в области социальных явлений.
Природа любого социального явления включает в се бя не только необходимые непосредственные условия его существования, но и всю совокупность условий, отноше ний данного общества. Средством такой универсальной связи служат, в частности, информационные отношения между людьми.
Человек, социальная группа никогда не могут быть изолированы от окружающей социальной среды.
Контролировать весь сложный комплекс факторов (условий) окружающей среды, воздействующих на объ ект эксперимента, чрезвычайно трудно, а для ряда задач и практически невозможно. Возможности стабилизацииусловий, аналогично физическим экспериментам, весьма ограничены. Что касается повторения социальных экспе риментов, то оно сильно ограничено возможностями соз-: дания идентичных условий, вернее, невозможностью соз-. дания достаточно идентичных условий, ибо «естествен-:1
1 См.: В. П. Ку п р и я н о в . Методологические проблемы соци ального эксперимента. M.j 1971.
285
ные» условия бытия социального объекта всегда отличны в той или иной степени от условий, созданных в другое время.
Буржуазная социология со свойственными ей крайно стями либо игнорировала различие условий проведения социальных и естественнонаучных экспериментов, что приводило к попыткам механического переноса процедур экспериментального метода из естествознания в социоло гии (О. Конт), либо абсолютизировала эти различия, что вызывало прямое отрицание возможности осуществле ния социального эксперимента (Дж. Ст. Милль).
Только марксистско-ленинская теория познания соз дала научную методологическую базу для социального экспериментирования, раскрыла общее и различное в ес тественнонаучном и социальном эксперименте и обосно вала место эксперимента в процессе изучения общества.
Общим для всех видов эксперимента |
является то, |
|
что в зависимости от поставленной |
цели, задачи (а тем |
|
самым — от выбора интересующих |
свойств) |
и гипотезы |
оказывают преобразующее или управляющее воздействие на исследуемый объект, который измеряется и находится под контролем экспериментатора. При этих воздействиях допускается либо сохранение специфики изучаемого объ екта в процессе экспериментирования (например, при со циальных экспериментах сохранение данного коллекти ва и его основных принципов), либо изменение специфи ки исследуемого объекта заранее предвиденным (в соот ветствии с целью и гипотезой) образом. Во втором слу чае задачи познания и управления, преобразования ис следуемого объекта слиты при преобладающей роли уп равления.
Эксперименты в социологических исследованиях от личаются между собой по характеру исследуемых объек тов, по специфике поставленной задачи, по логической структуре доказательства гипотезы и по характеру той экспериментальной ситуации, в которой эксперимент осу ществляется.
С точки зрения характера исследуемых объектов экс перименты в социологии делятся на экономические, пе дагогические, правовые, эстетические и др. Это множест во можно считать открытым в том смысле, что оно посто янно расширяется за счет включения все новых и новых сфер общественной деятельности человека, где находят применение экспериментальные методы исследования.
286-