Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
H. И. МАКИЕНКО
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ СЛЕСАРЕЙ МЕХАНОСБОРОЧНЫХ РАБОТ
Издание |
2-е, переработанное |
и |
дополненное |
М О С К В А « В Ы е Ш А Я Ш К О Л А » 1973
6П5.4
М15
Макиенко H. И.
Производственное обучение слесарей механосбороч ных работ. Методическое пособие Для проф.-техн. учи« лищ. Изд. 2-е, перераб. М., «Высш. школа», 1973.
272...с. с ил.
Книга содержит рекомендации по обучению меха носборочным работам учащихся профессионально-тех нических учебных заведений.
В первой части пособия приведены сведения, необ ходимые мастеру производственного обучения для ак тивизации методов обучения, подбора объектов работ, нормирования, подготовки к занятиям и другие вопросы.
Во второй части по каждой теме учебной |
програм |
мы дана примерная систематизация учебного |
материа |
ла. |
|
Книга предназначена для мастеров производствен ного обучения профессионально-технических учебных заведений и может быть использована инструкторами производственного обучения в сети индивидуальнобригадного и курсового обучения на промышленных предприятиях.
Книга рекомендована к изданию Государственным Комитетом Совета Министров СССР по профессионала но-техническому образованию.
Отзывы просим направлять по адресу: Москва, К-51, Неглинная, 29/14, издательство «Высшая школа».
Г»с. публичная
ЭК З Е М П Л Я Р
Ч И Т А Л Ь Н О Г О З А Л А
M |
3127-156 |
83—73 |
6П5.4 |
001(01) — 73 |
|
||
© Издательство «Высшая |
школа», 1973 г. |
ВВЕДЕНИЕ
Директивами XXIV съезда КПСС по девятому пяти летнему плану развития народного хозяйства СССР
предусматривается подготовить за пятилетие в профес сионально-технических учебных заведениях около 9 млн. квалифицированных рабочих. Довести в 1975 г. прием учащихся в профессионально-технические училища, гото вящие рабочих со средним образованием, до 300—400 тыс. человек.
Новый этап в развитии профессионально-технического образования молодежи определен постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совер шенствовании системы профессионально-технического образования». В постановлении намечены новые пути развития государственной системы профессионально-тех нического образования, поставлены задачи по улучше нию качества подготовки рабочих и повышению уровня воспитательной работы среди учащихся.
Система профессионально-технического образования вступает в качественно новый период своего развития. Центральное место среди мер, направленных на повыше ние качества подготовки квалифицированных рабочих в профессионально-технических учебных заведениях, зани мает создание профтехучилищ, готовящих рабочих со средним образованием. Эти училища являются одним из наиболее перспективных путей осуществления всеобщего среднего образования. Организация учебных заведений по подготовке квалифицированных рабочих со средним образованием позволит в соответствии с требованиями технического прогресса в условиях широкого внедрения в народное хозяйство достижений науки и техники зна чительно повысить качество подготовки рабочих, даст возможность советской молодежи овладеть наиболее
3
сложными рабочими профессиями, получить в училищах среднее образование.
Уровень профессиональной подготовки и воспитания молодых рабочих во многом зависит от мастеров произ водственного обучения, их мастерства, технических зна ний и идейной зрелости. Без этого в наши дни нельзя освоить все тонкости учебно-воспитательного процесса.
Результаты обучения в значительной мере зависят от качества подготовки мастера к уроку и методики его про ведения, подготовки материально-технической базы, не обходимой для проведения занятия.
При подготовке настоящего пособия к изданию автор учитывал передовой опыт производственного обучения, накопленный профессионально-техническими училищами, в частности, материалы семинаров по передовому педа гогическому опыту работников профессионально-техни ческого образования.
Рекомендации мастеру, приведенные в книге, не яв ляются каким-то незыблемым, раз навсегда установлен ным сводом правил сборки, пригодным для всех условий. Разнообразная, творческая работа мастера-учителя" не может быть заключена в застывшие схемы и формы. Только в том случае, если мастер, пользуясь методиче скими указаниями и рекомендациями, сумеет проявить творческую инициативу с учетом конкретных условий и особенностей работы в профессионально-техническом училище, можно добиться хороших результатов в слож ной и ответственной работе по обучению и воспитанию молодых строителей коммунизма.
Глава I
ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
§ 1. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СЛЕСАРЕЙ МЕХАНОСБОРОЧНЫХ РАБОТ
Будущий квалифицированный рабочий должен хо рошо знать новейшую технологию производства, освоить передовой опыт работы и умело использовать теоретиче ские знания при выполнении производственных заданий.
Чтобы успешно решить эти задачи, мастера должны непрерывно совершенствовать имеющиеся и изыскивать новые, более прогрессивные формы организации произ водственного обучения, повышать идейно-теоретический уровень занятий, связывать теорию с практикой комму нистического строительства.
В процессе производственного обучения решаются следующие основные задачи:
воспитание у учащихся профессиональных умений, навыков и привычек, необходимых им для трудовой дея тельности;
вооружение учащихся знаниями современной техники не только в специальном, но и политехническом смысле; воспитание учащихся в духе коммунистической мо
рали и создания человека нового общества.
Чтобы повысить качество производственного обуче ния, в учебных мастерских училищ и на предприятиях необходимо обеспечить:
тесную связь между теоретическим и производствен ным обучением;
применение научной организации труда, т. е. повыше ние технической и педагогической культуры произ водственного обучения, построение процесса производ ственного обучения на основе последних достижений науки и техники с использованием педагогического опыта передовых мастеров производственного обучения.
5
Подготовка слесарей механосборочных работ пред ставляет значительные трудности, которые вызваны сле дующими обстоятельствами:
1.Разнохарактерностью промышленного оборудова ния по видам производства: кузнечное, прессовое, про катное и др.
2.Разнообразием видов оборудования в одном и том же производстве (токарные, шлифовальные, фрезерные, зуборезные и другие станки).
3.Разнотипностью оборудования в одной и той же группе (группа токарных станков 1615М, 1А62, 1К62 и
ДР-)-
4. Трудностями подбора учебных объектов, удовлет воряющих условиям обучения при прохождении отдель ных тем учебных программ, например: сборка механиз мов преобразования движения (сборка кривошипно-ша- тунных, кулисных, эксцентриковых механизмов) ; сборка гидравлических передач.
Обучение механосборочным работам рекомендуется проводить в следующем порядке: сначала путем выполне ния систематических упражнений учащиеся вырабаты вают навыки разборки и сборки отдельных несложных механизмов и лишь после этого переходят к сборке оп ределенных типов оборудования.
После отработки отдельных приемов сборки и раз борки оборудования следует перейти к выполнению ком плексов сборочных работ, закрепляя таким образом при обретенные умения и создавая условия для формирова ния этих умений в навыки.
Всвязи с изложенным весь курс производственного обучения слесарей механосборочных работ (второго года обучения) разделяется на три основных этапа: период элементарных упражнений, период комплексных упраж нений и период совершенствования приобретенных уме ний и навыков.
Впервом периоде обучения учащиеся осваивают при емы сборки и разборки типовых механизмов по отдель ным темам (сборка неподвижных соединений и трубо проводов, сборка механизмов, включающих детали пере дачи движения, преобразования движения, поступатель ного движения и т. д.).
Для |
лучшего овладения |
приемами |
рекомендуется: |
а) изучаемые операции |
расчленить |
на отдельные эле |
|
менты, |
отрабатывая их в отдельности, |
например: завер- |
6
тывание болтов, винтов со шлицами, болтов с четырех» гранной головкой, а также завертывание шпилек при помощи двух гаек, граненого клина и т. д.;
б) требовать от учащихся на первой стадии обучения только точности выполнения приемов и лишь постепенно добиваться необходимой скорости их выполнения и пока зателей, близких к нормам, установленным для рабочих; в) начиная с первого занятия предъявлять повышен ные требования к поддержанию учащимися своих рабо чих мест в должном порядке, ежедневно и даже несколь
ко раз в день проверять их состояние.
В этот период обучения инструкционные карты с чер тежом являются одним из основных документов, кото рыми должен пользоваться учащийся после вводного инструктажа.
В инструкционной карте все операции расчленяют на составные элементы, которые легче понимают и усваи вают учащиеся.
К концу периода, предназначенного для выполнения элементарных упражнений, содержание инструкционных карт несколько меняется, и учащимся уже предоставля ется самостоятельность в выборе последовательности и приемов сборки.
Задача второго периода обучения состоит в закрепле нии приемов сборки и разборки механизмов и деталей
вразличных сочетаниях.
Вэтот период планирование учебных работ и распре деление их между учащимися обычно затруднено из-за недостатка в учебных мастерских необходимых узлов и невозможности обеспечить всех учащихся одной и той же учебной работой. Это обстоятельство вынуждает отка зываться от общегруппового проведения работы и осу ществлять бригадное обучение.
Каждая бригада может состоять из 4—5 человек. Из числа более способных учащихся назначают бригадиров, которые оказывают необходимую помощь мастеру в ру ководстве бригадами. Это особенно важно в дальней шем, когда группа будет собирать одновременно 2—3 объекта оборудования.
В каждую бригаду должны быть включены физиче ски развитые учащиеся, что обеспечит и облегчит освое ние каждой бригадой приемов сборки и разборки срав нительно тяжелых узлов и предотвратит возможности травматизма.
7
В третьем периоде обучения учащиеся вырабатывают прочные навыки сборки различного типа оборудования.
В этот период они выполняют сборку сложных узлов машин, производят их регулировку в соответствии с тех ническими требованиями, а также совершенствуют ранее усвоенные приемы выполнения различных сборочно-раз- борочных работ, наиболее распространенных на базовом предприятии.
В это время учащиеся получают подготовку, необхо димую для успешного выполнения производственных ра бот в цехах базового предприятия.
Совершенствование умений и навыков и специализа ция в цехах базового предприятия проводятся на разно образных слесарно-сборочных работах 2—3-го разрядов, типичных для слесарей механосборочных работ.
Здесь учащиеся завершают специализацию, полно стью осваивают производственную технологию, нормы выработки, изучают организацию труда и получают на выки самостоятельной работы. В третий период обучения для воспитания у учащихся большей самостоятельности рекомендуется поручать им составление инструкционных и технологических карт в качестве учебной работы.
§ 2. МЕТОДЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
М е т о д а м и п р о и з в о д с т в е н н о г о о б у ч е н и я называется совокупность определенных принципов, при емов и практических действий, с помощью которых ма стер передает учащимся профессиональные знания, уме ния и навыки. В учебной работе применяют большое раз нообразие методов обучения. Одни из них являются об щими и используются как при теоретическом обучении, так и при подготовке рабочих любой профессии. Другие методы, наоборот, применяемы только при подготовке определенных профессий. Такие методы называют част* ными методами обучения.
К общим методам производственного обучения отно сятся:
1. С л о в е с н ы е — устное изложение знаний препо давателем или мастером (объяснение, рассказ, лекция),
Беседа. Самостоятельная работа учащихся с |
учебником |
и книгой. Применение звукозаписи и радио. |
|
2. Н а г л я д н ы е м е т о д ы . Демонстрация |
изучаемых |
объектов, их условных изображений, опытов |
и приемов |
8
работы. Рисунок на доске. Применение кино и телевиде
ния. Самостоятельные |
наблюдения |
учащихся. |
Экскур |
сии. |
|
|
|
3. П р а к т и ч е с к и е |
м е т о д ы . Упражнения |
(устные, |
|
письменные, графические и т. д.) |
и творческие |
работы |
учащихся. Лабораторные работы и самостоятельные опы ты. Практические занятия трудового характера.
Особое место занимают методы проверки и оценки знаний, умений и навыков, необходимость в которых вытекает из всей логики учебного процесса.
Методы разделяются на отдельные элементы, кото рые называются методическими приемами. Например, ме тод показа рабочего действия при инструктировании уча щихся включает в себя следующие приемы: показ дей ствия в рабочем темпе, в замедленном темпе и расчле ненном на элементарные движения.
Отдельные приемы могут входить в состав различных методов.
Выбор и применение тех или И Н Ы Х методов опреде ляются задачами каждого занятия и зависят от учебновоспитательной задачи, которую следует решить. Напри мер, при ознакомлении учащихся с новыми видами рабо ты основную роль будет играть рассказ и беседа, показ трудового процесса и наглядных пособий. Чтобы сформи ровать умения и навыки выполнения определенной ра боты, необходимы соответствующие упражнения.
Сочетание методов обучения зависит также от возра стных и индивидуальных особенностей учащихся, от их предшествующей подготовки, от оснащения лабораторий.
Большой удельный вес приобретают методы, способ ствующие развитию активности, самостоятельности и творчества учащихся, в частности, самостоятельная ра бота с книгой.
Нельзя стать хорошим специалистом или новатором производства без изучения достижений науки и техники, передовой технологии, прогрессивных методов организа ции труда и практического опыта работы передовиков предприятий. Для этого надо научиться самостоятельно читать техническую литературу, чертежи.
Мастер должен серьезное внимание уделять работе учащихся с технической литературой, которая имеет свои особенности (изучение многочисленных терминов, услов
ных |
обозначений, |
формул |
и т. п.), научить учащих |
ся |
понимать язык |
техники |
(правильно пользоваться |
9