Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
|
|
Поступление |
Поступление |
|
ШШуШнае |
||||
|
'литейного |
чугуна, |
Проката черных |
покупных |
|||||
|
цветных металлов |
и |
цветных |
|
деталей, узлов |
||||
|
|
и других литейных |
металлов |
|
и приборов |
||||
-Ci |
материалов^ |
|
|
|
|
|
|
||
t a |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ci |
^ |
Склад шихты |
|
Склад |
|
Главный склад |
|||
|
|
и литейных |
|
|
комплектую |
||||
|
|
металлов |
|
||||||
|
|
материалоб |
|
щих |
изделий |
||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
Чугунолитей |
Сталелитей |
|
Кузнечный |
||||
|
fer |
ный |
цех |
ный |
цех |
|
|
цех |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I |
|
Цех |
|
|
|
Прессовый |
|
|
|
|
цбетного |
|
|
|
||||
|
|
|
литья |
|
|
|
цех |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
поступление^ |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
'поковок и штамповок |
|||
|
|
|
центральный |
|
Заготовитель |
Поступление |
|||
|
|
|
склад заготовок |
металло |
|||||
|
|
|
ное отделение |
||||||
|
|
|
(поковоки отливок) |
проката. |
|||||
|
|
|
Поступление |
|
|
|
Поступление |
||
|
|
|
поковок и отливок |
'заготовок из металлопроката |
|||||
I |
|
|
•'для обработки. |
\^ |
|
|
|
||
|
|
|
Механические |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
цехи. |
|
|
|
|
|
Сварочный, |
Гальвани |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
цех |
ческий цех |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Центральный |
склад |
готовых |
|
|||
|
|
|
деталей й |
полуфабрикатов |
Поступление |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
покупных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
деталей, узлов |
|
|
|
|
Сварочные |
|
|
и приваров |
||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
цеха. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Готовое |
|
|
|
Испытательная |
|
|
|
Окрасочное |
изделие |
|
|
|
|
станция |
|
|
|
|
отделение |
На погрузочную |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
площадку |
|
Рис. |
1. Схема |
производственного |
процесса крупного |
машиностроии |
||||
|
|
|
|
тельного |
завода |
|
|
16
ка и штатными рабочими местами, на которых йм пред стоит работать в процессе производственной практики.
Важнейшим условием успешного проведения экскур сии является заблаговременная и тщательная подготовка, которую передовые мастера строят примерно по следую щему плану:
I . Организация экскурсии:
1)определение темы, цели и задачи, места экскурсии;
2)определение и знакомство с объектами и производ ственными процессами;
3)определение содержания учебного материала, ко торый должен быть усвоен учащимися;
4)разработка плана и маршрута проведения экскур сии.
П. Беседа с представителями предприятия: |
' |
договориться о времени и задаче организуемой |
эк |
скурсии; назначении участков для ознакомления; беседе работников цехов с учащимися; встрече с новаторами
производства, выпускниками профтехучилищ, |
знатными |
людьми завода. |
|
I I I . Вводная беседа (подготовка учащихся |
к экскур |
сии) : |
|
1)разъяснение учащимся цели экскурсии;
2)подробный инструктаж: на чем следует особо сосредоточить внимание, записать, зарисовать в процессе экскурсии;
3)разъяснение основных правил поведения, техники безопасности и мер предосторожности во время экскурсии;
IV. Экскурсии на предприятие:
1)осмотр цехов предприятия;
2)экскурсия в слесарно-сборочные цеха:
осмотр собираемой продукции; ознакомление с схе мой организации сборки; ознакомление с техноло гией сборки и методами контроля собираемой про дукции; знакомство с механизацией слесарно-сбо-
рочных работ. |
|
|
|
В процессе |
экскурсии |
держать |
в поле зрения всех |
учащихся, не |
позволять |
им расходиться по цеху. Если |
|
условия производства не |
позволяют |
показывать произ |
водственные объекты сразу всей группе, учащихся раз бить на бригады, во главе которых поставить заводских
работников (в этом |
случае мастер должен |
проинструк |
||
тировать их), |
р |
— |
— |
.-...«J. |
|
I |
ГдС. nya.«-:--..«..-^ |
||
* Макиеико П. И. |
; |
Я » у ч К £ - TftXKH |
М7ѵ |
|
|
|
б и б л и о т е к а С С С Р |
||
|
|
Ч И ТЭАКЛЗЬЕНМОПГ ОЛ Я ЗРА Л А |
При объяснении и показе объектов располагать уча щихся так, чтобы каждый мог хорошо слышать объясне ния и наблюдать показываемые объекты. В объяснениях необходимо выделить главное, отвечающее основной за даче и цели.
Практика показывает, что длительные передвижения и обилие впечатлений утомляют учащихся. Поэтому важ но строго ограничивать время и содержание каждой экскурсии.
Если экскурсия проходит в шумной обстановке, то перед осмотром объектов наблюдения необходимо дать учащимся предварительные объяснения, по возможности сопровождая их иллюстрацией таблиц, диаграмм, схем, плакатов, которые помогут разобраться в наблюдаемых процессах.
При подведении итогов экскурсии следует: обобщить и систематизировать материал экскурсии (заключитель ную беседу необходимо провести в тот же день) ; обсу дить выполнение задания, отчеты учащихся, подвести общие итоги (беседу надо построить на вопросах, задан ных учащимся перед экскурсией) ; дать задание учащим ся на дом для обработки данных наблюдений и состав ления отчетов об экскурсии (в письменной или устной форме).
В зависимости от задач экскурсии и степени подго товленности учащимся можно давать различные зада ния: например, на основе наблюдений и сведений, полу ченных от местных работников, составить характеристи ку определенных объектов и процессов; собрать образцы материалов; составить эскиз того или иного приспособ ления; составить схему организации труда в бригаде, проверить выполнение той или иной операции и т. п.
Одним из результатов экскурсии может явиться раз работка предложений о применении в учебных мастер ских технических новшеств, с которыми учащиеся озна комились на предприятии.
§7. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
'У п р а ж н е н и я являются наиболее важным мето дом производственного обучения. В процессе упражнений
учащиеся приобретают производственные знания, умения и навыки и приучаются выполнять сначала отдельные операции, а затем комплекс операций, постепенно повы шая производительность труда и качество работы.
18
Чтобы производственные упражнения учащихся были наиболее успешными, должны соблюдаться следующие основные требования:
сознательное и целенаправленное выполнение упраж нений учащимися; внимательность учащихся; посильность задачи; систематичность, упражнений; правильное использование времени.
Мастер должен внимательно следить за работой каж дого учащегося. Учащийся, в свою очередь, должен ясно представлять себе, какого результата он должен достиг нуть при упражнениях, должен понимать, что требуется делать, к какому сроку, почему все движения и приемы следует выполнять так, а не иначе, какие ошибки допу скаются им в работе и в какой мере он приблизился к освоению того или иного приема.
Учащиеся должны быть внимательны при выполнении упражнений. Всякое отвлечение их внимания, рассеян ность приводят к тому, что неизбежные в начале упраж нений ошибки совершаются ими гораздо чаще, чем это может быть при сосредоточенной работе. Чтобы внима ние учащихся не отвлекалось, надо поддерживать у них постоянный интерес к изучаемому делу, устранять поме хи в работе и не допускать переутомления.
Сопоставляя результаты упражнений учащихся, сле дует отмечать успехи и недостатки и стремиться подтя гивать отстающих до уровня успевающих. Хорошо успе вающие ученики быстрее других выполняют задания.
Сильному ученику мастер должен дать своевременно дополнительное задание на более точную обработкуиз делий, увеличение их количества, не выходя, однако, за пределы данной темы программы.
Сравнение лучшей и худшей работы легче проводить при общегрупповых упражнениях, в процессе которых ярче проявляются индивидуальные качества и способно сти каждого ученика.
Упражнения учащихся в процессе производственного обучения проводятся по определенной системе.
Каждое предыдущее упражнение должно подготовить выполнение последующего, а последующее способство вать решению новых задач и одновременно закреплять предыдущее.
Установленная мастером система упражнений долж на привести учащихся к сознательному и прочному овла дению профессиональными знаниями, умениями и навы-
ками, к выработке у обучаемых профессиональной само стоятельности.
Для обеспечения систематичности упражнений изу чаемую сложную работу вначале обычно расчленяют на операции и приемы.
Упражнения начинают с отдельных приемов и их про стейших сочетаний, потом переходят к комплексу опера ций, постепенно повышая производительность труда и качество сборки.
Упражнения учащихся можно разделить на три этапа: упражнения в выполнении операций; упражнения в вы полнении комплекса работ; упражнения в самостоятель ном выполнении учебно-производственных заданий.
Выполнение операций по сборке требует сложной си стемы упражнений. Например, при обучении учащихся сборке шпоночных и шлицевых соединений им необходи мо усвоить последовательное выполнение следующих упражнений:
а) |
разметка шпоцочных пазов; • |
б) |
вырубка шпоночных пазов; |
в) |
изготовление шпонок; |
г) подгонка шпонок к шпоночным пазам.
При выполнении сборочных операций мастер должен контролировать освоение каждым учащимся отдельных элементов операций.
Во время упражнений в выполнении комплексных ра бот учащиеся встречаются с ранее изученными приемами и операциями, но уже в различных, постепенно усложня ющихся сочетаниях. При выполнении этих работ они за крепляют имеющиеся знания, знакомятся с новыми поня тиями, относящимися к технологии сборки и техническим Требованиям, а также приобретают скоростные и точно стные навыки.
Мастер должен научить учащихся пользоваться тех нологическими картами, чтобы они ясно представляли логическую последовательность выполнения сборочных операций, знали, какое оборудование, инструмент, при способления нужно применять и какие требования предъ являют к сборке.
Упражнения в самостоятельном выполнении сбороч ных работ способствуют быстрому совершенствованию знаний, умений и навыков. У учащихся при этом появля ется уверенность в своих силах, они самостоятельно ре шают вопросы, связанные с последовательностью выпол-
20
нения сборки, техническими требованиями, предъявля емыми к сборке, методами проверки и регулирования оборудования.
В процессе упражнений в самостоятельном выпол нении учащимися производственных заданий мастер дол жен особое внимание обращать на организацию рабочего места учащихся, добиваясь выполнения всех указаний, которые он давал по этому поводу раньше, соблюдение учащимися правил техники безопасности при выполне нии слесарно-сборочных работ.
В системе упражнений важно установить количество упражнений и целесообразно распределить их во вре мени.
При установлении необходимого количества упраж нений учитывают фактический ход формирования навыка у учащихся. Малое количество упражнений приведет к тому, что учащийся остановится на полпути и его усилия окажутся затраченными напрасно. Чрезмерное количест во упражнений приведет к лишним затратам учебного времени, к потере учащимися интереса. Непрерывные уп ражнения могут продолжаться до тех пор, пока наблю дается улучшение навыка и не наступило утомление; пе рерывы должны быть такой длительности, чтобы учащи еся не забыли результатов предыдущих упражнений.
Под правильным использованием времени надо по* нимать не только наиболее целесообразное чередование упражнений, но и полное использование учебного време ни по прямому назначению.
Во время упражнений никогда не следует выполнять вспомогательные работы и операции, не имеющие отно шения к данным упражнениям.