Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

Поступление

Поступление

 

ШШуШнае

 

'литейного

чугуна,

Проката черных

покупных

 

цветных металлов

и

цветных

 

деталей, узлов

 

 

и других литейных

металлов

 

и приборов

-Ci

материалов^

 

 

 

 

 

 

t a

 

 

 

 

 

 

 

 

ci

^

Склад шихты

 

Склад

 

Главный склад

 

 

и литейных

 

 

комплектую­

 

 

металлов

 

 

 

материалоб

 

щих

изделий

 

 

 

 

 

 

 

 

Чугунолитей­

Сталелитей­

 

Кузнечный

 

fer

ный

цех

ный

цех

 

 

цех

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

 

Цех

 

 

 

Прессовый

 

 

 

цбетного

 

 

 

 

 

 

литья

 

 

 

цех

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поступление^

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

'поковок и штамповок

 

 

 

центральный

 

Заготовитель­

Поступление

 

 

 

склад заготовок

металло­

 

 

 

ное отделение

 

 

 

(поковоки отливок)

проката.

 

 

 

Поступление

 

 

 

Поступление

 

 

 

поковок и отливок

'заготовок из металлопроката

I

 

 

•'для обработки.

\^

 

 

 

 

 

 

Механические

 

 

 

 

 

 

 

 

цехи.

 

 

 

 

Сварочный,

Гальвани­

 

 

 

 

 

 

 

 

цех

ческий цех

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Центральный

склад

готовых

 

 

 

 

деталей й

полуфабрикатов

Поступление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

покупных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

деталей, узлов

 

 

 

 

Сварочные

 

 

и приваров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

цеха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Готовое

 

 

 

Испытательная

 

 

 

Окрасочное

изделие

 

 

 

станция

 

 

 

 

отделение

На погрузочную

 

 

 

 

 

 

 

 

 

площадку

 

Рис.

1. Схема

производственного

процесса крупного

машиностроии

 

 

 

 

тельного

завода

 

 

16


ка и штатными рабочими местами, на которых йм пред­ стоит работать в процессе производственной практики.

Важнейшим условием успешного проведения экскур­ сии является заблаговременная и тщательная подготовка, которую передовые мастера строят примерно по следую­ щему плану:

I . Организация экскурсии:

1)определение темы, цели и задачи, места экскурсии;

2)определение и знакомство с объектами и производ­ ственными процессами;

3)определение содержания учебного материала, ко­ торый должен быть усвоен учащимися;

4)разработка плана и маршрута проведения экскур­ сии.

П. Беседа с представителями предприятия:

'

договориться о времени и задаче организуемой

эк­

скурсии; назначении участков для ознакомления; беседе работников цехов с учащимися; встрече с новаторами

производства, выпускниками профтехучилищ,

знатными

людьми завода.

 

I I I . Вводная беседа (подготовка учащихся

к экскур­

сии) :

 

1)разъяснение учащимся цели экскурсии;

2)подробный инструктаж: на чем следует особо сосредоточить внимание, записать, зарисовать в процессе экскурсии;

3)разъяснение основных правил поведения, техники безопасности и мер предосторожности во время экскурсии;

IV. Экскурсии на предприятие:

1)осмотр цехов предприятия;

2)экскурсия в слесарно-сборочные цеха:

осмотр собираемой продукции; ознакомление с схе­ мой организации сборки; ознакомление с техноло­ гией сборки и методами контроля собираемой про­ дукции; знакомство с механизацией слесарно-сбо-

рочных работ.

 

 

В процессе

экскурсии

держать

в поле зрения всех

учащихся, не

позволять

им расходиться по цеху. Если

условия производства не

позволяют

показывать произ­

водственные объекты сразу всей группе, учащихся раз­ бить на бригады, во главе которых поставить заводских

работников (в этом

случае мастер должен

проинструк­

тировать их),

р

.-...«J.

 

I

ГдС. nya.«-:--..«..-^

* Макиеико П. И.

;

Я » у ч К £ - TftXKH

М7ѵ

 

 

б и б л и о т е к а С С С Р

 

 

Ч И ТЭАКЛЗЬЕНМОПГ ОЛ Я ЗРА Л А


При объяснении и показе объектов располагать уча­ щихся так, чтобы каждый мог хорошо слышать объясне­ ния и наблюдать показываемые объекты. В объяснениях необходимо выделить главное, отвечающее основной за­ даче и цели.

Практика показывает, что длительные передвижения и обилие впечатлений утомляют учащихся. Поэтому важ­ но строго ограничивать время и содержание каждой экскурсии.

Если экскурсия проходит в шумной обстановке, то перед осмотром объектов наблюдения необходимо дать учащимся предварительные объяснения, по возможности сопровождая их иллюстрацией таблиц, диаграмм, схем, плакатов, которые помогут разобраться в наблюдаемых процессах.

При подведении итогов экскурсии следует: обобщить и систематизировать материал экскурсии (заключитель­ ную беседу необходимо провести в тот же день) ; обсу­ дить выполнение задания, отчеты учащихся, подвести общие итоги (беседу надо построить на вопросах, задан­ ных учащимся перед экскурсией) ; дать задание учащим­ ся на дом для обработки данных наблюдений и состав­ ления отчетов об экскурсии (в письменной или устной форме).

В зависимости от задач экскурсии и степени подго­ товленности учащимся можно давать различные зада­ ния: например, на основе наблюдений и сведений, полу­ ченных от местных работников, составить характеристи­ ку определенных объектов и процессов; собрать образцы материалов; составить эскиз того или иного приспособ­ ления; составить схему организации труда в бригаде, проверить выполнение той или иной операции и т. п.

Одним из результатов экскурсии может явиться раз­ работка предложений о применении в учебных мастер­ ских технических новшеств, с которыми учащиеся озна­ комились на предприятии.

§7. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

'У п р а ж н е н и я являются наиболее важным мето­ дом производственного обучения. В процессе упражнений

учащиеся приобретают производственные знания, умения и навыки и приучаются выполнять сначала отдельные операции, а затем комплекс операций, постепенно повы­ шая производительность труда и качество работы.

18

Чтобы производственные упражнения учащихся были наиболее успешными, должны соблюдаться следующие основные требования:

сознательное и целенаправленное выполнение упраж­ нений учащимися; внимательность учащихся; посильность задачи; систематичность, упражнений; правильное использование времени.

Мастер должен внимательно следить за работой каж­ дого учащегося. Учащийся, в свою очередь, должен ясно представлять себе, какого результата он должен достиг­ нуть при упражнениях, должен понимать, что требуется делать, к какому сроку, почему все движения и приемы следует выполнять так, а не иначе, какие ошибки допу­ скаются им в работе и в какой мере он приблизился к освоению того или иного приема.

Учащиеся должны быть внимательны при выполнении упражнений. Всякое отвлечение их внимания, рассеян­ ность приводят к тому, что неизбежные в начале упраж­ нений ошибки совершаются ими гораздо чаще, чем это может быть при сосредоточенной работе. Чтобы внима­ ние учащихся не отвлекалось, надо поддерживать у них постоянный интерес к изучаемому делу, устранять поме­ хи в работе и не допускать переутомления.

Сопоставляя результаты упражнений учащихся, сле­ дует отмечать успехи и недостатки и стремиться подтя­ гивать отстающих до уровня успевающих. Хорошо успе­ вающие ученики быстрее других выполняют задания.

Сильному ученику мастер должен дать своевременно дополнительное задание на более точную обработкуиз­ делий, увеличение их количества, не выходя, однако, за пределы данной темы программы.

Сравнение лучшей и худшей работы легче проводить при общегрупповых упражнениях, в процессе которых ярче проявляются индивидуальные качества и способно­ сти каждого ученика.

Упражнения учащихся в процессе производственного обучения проводятся по определенной системе.

Каждое предыдущее упражнение должно подготовить выполнение последующего, а последующее способство­ вать решению новых задач и одновременно закреплять предыдущее.

Установленная мастером система упражнений долж­ на привести учащихся к сознательному и прочному овла­ дению профессиональными знаниями, умениями и навы-



ками, к выработке у обучаемых профессиональной само­ стоятельности.

Для обеспечения систематичности упражнений изу­ чаемую сложную работу вначале обычно расчленяют на операции и приемы.

Упражнения начинают с отдельных приемов и их про­ стейших сочетаний, потом переходят к комплексу опера­ ций, постепенно повышая производительность труда и качество сборки.

Упражнения учащихся можно разделить на три этапа: упражнения в выполнении операций; упражнения в вы­ полнении комплекса работ; упражнения в самостоятель­ ном выполнении учебно-производственных заданий.

Выполнение операций по сборке требует сложной си­ стемы упражнений. Например, при обучении учащихся сборке шпоночных и шлицевых соединений им необходи­ мо усвоить последовательное выполнение следующих упражнений:

а)

разметка шпоцочных пазов; •

б)

вырубка шпоночных пазов;

в)

изготовление шпонок;

г) подгонка шпонок к шпоночным пазам.

При выполнении сборочных операций мастер должен контролировать освоение каждым учащимся отдельных элементов операций.

Во время упражнений в выполнении комплексных ра­ бот учащиеся встречаются с ранее изученными приемами и операциями, но уже в различных, постепенно усложня­ ющихся сочетаниях. При выполнении этих работ они за­ крепляют имеющиеся знания, знакомятся с новыми поня­ тиями, относящимися к технологии сборки и техническим Требованиям, а также приобретают скоростные и точно­ стные навыки.

Мастер должен научить учащихся пользоваться тех­ нологическими картами, чтобы они ясно представляли логическую последовательность выполнения сборочных операций, знали, какое оборудование, инструмент, при­ способления нужно применять и какие требования предъ­ являют к сборке.

Упражнения в самостоятельном выполнении сбороч­ ных работ способствуют быстрому совершенствованию знаний, умений и навыков. У учащихся при этом появля­ ется уверенность в своих силах, они самостоятельно ре­ шают вопросы, связанные с последовательностью выпол-

20

нения сборки, техническими требованиями, предъявля­ емыми к сборке, методами проверки и регулирования оборудования.

В процессе упражнений в самостоятельном выпол­ нении учащимися производственных заданий мастер дол­ жен особое внимание обращать на организацию рабочего места учащихся, добиваясь выполнения всех указаний, которые он давал по этому поводу раньше, соблюдение учащимися правил техники безопасности при выполне­ нии слесарно-сборочных работ.

В системе упражнений важно установить количество упражнений и целесообразно распределить их во вре­ мени.

При установлении необходимого количества упраж­ нений учитывают фактический ход формирования навыка у учащихся. Малое количество упражнений приведет к тому, что учащийся остановится на полпути и его усилия окажутся затраченными напрасно. Чрезмерное количест­ во упражнений приведет к лишним затратам учебного времени, к потере учащимися интереса. Непрерывные уп­ ражнения могут продолжаться до тех пор, пока наблю­ дается улучшение навыка и не наступило утомление; пе­ рерывы должны быть такой длительности, чтобы учащи­ еся не забыли результатов предыдущих упражнений.

Под правильным использованием времени надо по* нимать не только наиболее целесообразное чередование упражнений, но и полное использование учебного време­ ни по прямому назначению.

Во время упражнений никогда не следует выполнять вспомогательные работы и операции, не имеющие отно­ шения к данным упражнениям.