Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

формулами, таблицами, графиками, читать рабочие чер­ тежи, карты и другую техническую документацию).

Когда учащиеся научатся пользоваться технической литературой, то ни одно сведение, которое заключено в справочниках, учебниках и др. книгах, мастер не сооб­ щает им в готовом виде, а требует, чтобы учащиеся сами находили нужные данные о необходимых инструментах, материалах, формулах для расчета и т. д.

Для привлечения учащихся к активной работе с тех­ нической литературой рекомендуется выдавать домаш­ ние задания по решению производственных задач, со­ ставлению технологических и технолого-инструкционных карт, при выполнении которых необходимо использовать различную техническую литературу, журналы и т. п.

§3. ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

Впрактике учебно-воспитательной работы професси­ онально-технических учебных заведений имеет место различное отношение мастеров к домашним заданиям.

Одни дают домашние задания учащимся только изред­ ка, а другие — систематически. Кроме того, степень слож­ ности домашних заданий и их объем в разных учебных заведениях разный.

Типичными домашними заданиями по производствен­ ному обучению (требующими работы с литературой) яв­ ляются следующие: повторение пройденного по специ­ альной технологии в порядке подготовки к прохождению темы по производственному обучению; самостоятельное составление технологических карт; анализ определенных производственных случаев и обработка результатов на­ блюдения; разработка предложений по применению пе­ редовых методов труда при выполнении определенных работ.

Большое внимание мастер должен уделить разъясне­ нию заданий, разбору наиболее рациональных способов их выполнения и связывать эти задания с практической работой.

Выполнение домашних заданий способствует глубо­ кому усвоению учебного материала, благодаря чему зна­ ния учащихся становятся прочными. Домашние задания должны носить действенный характер. Для этого содер­ жание домашних заданий следует тесно увязывать с по­ следующими занятиями.

10

Мастер производственного обучения Должен' прове-* рять выполнение учащимися домашних заданий на ввод­ ных занятиях, а также контролировать состояние тетра­ дей для домашних заданий. Систематическая проверка домашних заданий заставляет учащихся регулярно гото­ вить их. Тетрадь же служит своего рода справочником, который может быть использован учащимися в дальней­ шей учебно-производственной деятельности.

При разборе некоторых тем даны формулы, необходи­ мые для определения тех величин, с которыми часто при­

ходится

иметь

дело слесарю

механосборочных работ.

После

каждой

формулы дан

пример

ее использования.

По образцу этих примеров

мастер

производственного

обучения с учетом специфики работ может составить тричетыре варианта задач, различающихся цифровыми дан­ ными, и предложить их учащимся для самостоятельного

выполнения с таким расчетом, чтобы на каждый

вариант

приходилось не более пяти учащихся.

 

§ 4. НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Д е м о н с т р а ц и я — это

метод (прием), заключаю­

щийся в показе изучаемых

объектов, процессов

или их

изображений. Основным методом демонстрации в произ­ водственном обучении является личный показ мастером приемов выполнения работы, обращения с инструмента­ ми, управления механизмами и машинами.

Такой показ должен отвечать следующим требова­ ниям:

а) быть технически правильным, квалифицированным (мастер должен тщательно подготовиться к показу);

б) обеспечивать осмысленное восприятие; в) показываемые действия должны быть хорошо вид­

ны всем учащимся.

Показ трудовых приемов имеет свои методические трудности. Ведь недостаточно только показать то или иное действие в целом, важно добиться, чтобы учащиеся уяснили сочетание приемов и последовательность их вы­ полнения.

Чтобы учащиеся лучше поняли и усвоили сущность трудовых приемов, следует перед их демонстрацией объяснить, на что следует обратить особое внимание. Показывать приемы нужно так, чтобы учащиеся, внима­ тельно наблюдая и слушая пояснения мастера, быстро

11


осваивали темп, точность и результативность демонстри­ руемых приемов.

Показ приемов рекомендуется проводить в следую­ щем порядке: сначала следует продемонстрировать весь трудовой процесс в рабочем темпе, а затем в замедлен­ ном темпе показать отдельные приемы с остановками для объяснения их. В течение непродолжительного вре­ мени не следует показывать больше одного-двух новых приемов работы. Показ приемов работы мастер сопро­ вождает объяснениями и демонстрацией последователь­ ности и правильности их выполнения.

Каждый прием мастер должен показывать учащимся несколько раз подряд, чтобы они не только поняли, но и запомнили показанное во всех деталях. В заключение мастер вновь показывает трудовой процесс в рабочем темпе.

Для выяснения степени освоения и закрепления при­ емов работы после ряда повторных демонстраций изуча­ емого трудового процесса или рабочего приема мастер предлагает двум-трем учащимся выполнить эти приемы самостоятельно.

Воспроизведение некоторыми учащимися перед всей группой показанного мастером помогает проверить, ра­ зобрались ли они в особенностях трудового действия, смогут ли приступить к успешному выполнению.

При показе могут быть использованы плакаты, явля­ ющиеся вспомогательным средством закрепления усво­

енного материала.

 

Для наглядности показа полезно вычерчивать

детали

и узлы на доске. В этом случае изображение возникает

перед учащимися постепенно. Нанося элементы

рисунка

в соответствующей последовательности, можно

значи­

тельно облегчить усвоение и закрепление в памяти уча­ щихся учебного материала.

Сообразуясь с местными производственными услови­ ями и характером выполняемых работ, мастер дол­ жен выбирать такую методику показа, которая в со­ стоянии обеспечить необходимую степень наглядности, доходчивости и усвоения учащимися новых приемов работы.

Демонстрация кинофильмов за последние годы все чаще применяется в учебном процессе. Ценность их бес­ спорна. Они позволяют показать оборудование, приспо* собления, инструменты и приемы труда в действии, что,

12


несомненно, более доходчиво, чем объяснение по схеме, плакату или чертежу.

Учебные кинофильмы позволяют быстро и наглядно показать во всей полноте технологические процессы. При отборе фильмов для показа на занятиях производствен­ ного обучения необходимо учитывать: во-первых, соот­ ветствие его теме и учебной цели и, во-вторых, содержа­ ние фильма должно соответствовать уровню подготовки учащихся, т. к. в противном случае учащиеся вынуждены будут задавать мастеру большое количество вопросов, будут отвлекаться и многое не поймут.

После просмотра фильма мастер проводит заключи­ тельную беседу.

В настоящее время центральное телевидение и обла­ стные телецентры проводят циклы учебных передач для учащихся, а также для повышения квалификации специ­ алистов различных отраслей.

Учебные передачи ведутся по тематике, соответству­ ющей учебным программам. Проводятся занятия по изу­ чению новых материалов, ознакомлению с современной техникой, применению новейшего оборудования. Органи­ зуются телеэкскурсии в цехи промышленных предприя­ тий,-на стройки, в научные лаборатории.

§ 3. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ

УЧАЩИХСЯ

Н а б л ю д е н и е — метод обучения,

заключающийся

в организации планомерного, целенаправленного воспри­ ятия явлений и предметов окружающей действительно­ сти с целью их познания.

При обучении различают два вида наблюдений:

1) наблюдения над изучаемым предметом, явлением или трудовым производственно-технологическим процес­ сом в заводских условиях;

2) наблюдения в экспериментальных условиях, т. е. в условиях правильно организованного опыта, когда обеспечено не только активное наблюдение учащихся, но и результаты наблюдения могут быть выражены в объек­ тивных показателях.

Наблюдения могут быть непродолжительными, в те­ чение часа, дня, и длительными, в течение производствен­ ной практики при выполнении слесарно-сборочных работ. В последнем случае желательно задание разбить

13

на более или менее законченные части, выполнение которых можно проверить отдельно.

В задании обычно ставится учебная задача, намеча­ ется порядок проведения наблюдений и формулируется ряд вопросов, на которые учащиеся должны дать ответ в устной или письменной форме (начертить эскизы, схемы, составить диаграммы, выполнить расчеты, анализ и т. п.).

Важно, чтобы учащиеся ясно представляли себе цель задания; вопросы, на которые они должны ответить; по­ рядок проведения наблюдений; трудности, которые могут возникнуть, и способы их преодоления; меры предосто­ рожности, которые нужно соблюдать; за какой помощью можно обратиться к мастеру или цеховым работникам; в какой справочной литературе можно найти сведения, помогающие правильно оценить наблюдаемые явления; записывать результаты наблюдений и оформлять оконча­ тельные выводы.

Предварительные теоретические сведения учащиеся должны получать на уроках специальной технологии.

Важное значение в правильной организации самосто­ ятельных наблюдений имеет качество инструктажа по заданию. Для того, чтобы деятельность в процессе само­ стоятельных наблюдений дала должные результаты, надо наблюдать за работой учащихся и инструктировать их, как лучше выполнить задание по наблюдению.

Необходимо отметить, что очень часто для выполне­ ния работы недостаточно зрительного восприятия, а тре­ буется повышенная зрительная, слуховая, осязательная или суставно-мускульная чувствительность. Так, во мно­ гих случаях неполадки при испытании собранных ма­ шин, механизмов или станков определяют на слух при длительном и тщательном наблюдении.

После того, как учащиеся выполнят наблюдения, ма­ стер проводит групповую беседу, посвященную резуль­ татам. В конце беседы учащиеся с помощью мастера формулируют выводы и записывают их в краткой форме.

§ 6. УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЭКСКУРСИИ

Учебно-производственные экскурсии могут иметь са­ мое различное назначение в зависимости от целей и за­ дач, стоящих и разрешаемых при их организации и про­ ведении.

14


Экскурсии могут быть ознакомительными, иллюстра­ тивными по отношению к изучаемому материалу, кроме того, могут быть предприняты с целью накопления ма­ териала для дальнейшей учебной работы.

В начальный период обучения экскурсии особенно важны, так как способствуют развитию у учащихся ин* тереса к профессии, правильному представлению об ус­ ловиях работы предприятия, о технологическом процес­ се, оборудовании рабочих мест и передовых методов труда.

Во время экскурсий учащиеся знакомятся со всем производственным процессом машиностроительного за­ вода, начиная от центральных заготовительных складов, заготовительных цехов, обрабатывающих цехов и кон­ чая слесарно-сборочньши цехами, примерно по следую­ щей схеме (рис. 1). При ознакомлении с слесарно-сбо- рочными цехами необходимо обратить внимание учащих­ ся на то, что сборка машин — дело сложное, требующее от слесаря механосборочных работ больших знаний и умений.

Передовые училища организуют экскурсии на выстав­ ки, в политехнические музеи, лаборатории различных институтов, где учащиеся знакомятся с новейшими до­

стижениями науки и техники и новаторской

практикой

по своей специальности.

 

 

 

Такого рода экскурсии мастера организуют обычно

совместно

с преподавателем

специальной

технологии.

В процессе дальнейшего

обучения производственные

экскурсии

повторяются, но

они должны

уже

носить не

обзорный характер, а быть целенаправленными и тема­ тическими. Например следует организовать экскурсию на базовое предприятие для ознакомления учащихся с изготавливаемой базовым предприятием продукцией, ор­ ганизацией слесарно-сборочных работ, применяемыми при сборке приспособлениями, инструментами и передо­ выми методами труда.

Экскурсию на базовое предприятие целесообразно проводить вместе с преподавателем специальной техно­ логии, это позволит разделить группу на две части и объяснение давать порознь или последовательно: снача­ ла мастеру, а потом преподавателю, что значительно об­ легчит организацию экскурсии.

В последний период обучения цель экскурсий: озна­ комление учащихся с участком работы слесаря-сборщи-

15