Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
О б у ч е н и е |
о т д е л ь н ы м и |
у ч е н и ч е с к и м и |
б р и г а д а м и |
проводится в тех |
случаях, когда нельзя |
организовать совместное обучение группы на одном про изводственном участке. Мастер разбивает учебную группу на отдельные бригады и каждая бригада выпол няет самостоятельно учебно-производственное задание.
Работа учащихся в ученических бригадах ведется не посредственно под руководством мастера. При выпол нении особо сложных и ответственных слесарно-сбороч- ных работ к бригадам учащихся прикрепляют высоко квалифицированных рабочих. Бригадная форма работы является наиболее результативной. Бригаде учащихся дают определенный производственный план, создавая тем самым предпосылки для воспитания у учащихся чув ства, ответственности за свою работу, за работу того слесарно-сборочного участка, который обслуживает бригада.
Бригадная форма обучения широко применяется при подготовке слесарей механосборочных работ. При комплектовании бригад мастеру необходимо при нимать во внимание физическое развитие, индивидуаль ные особенности, подготовку и навыки каждого уча щегося.
О б у ч е н и е в с о с т а в е л у ч ш и х б р и г а д к в а
л и ф и ц и р о в а н н ы х р а б о ч и х |
применяется |
в тех |
случаях, когда по производственным |
условиям |
невоз |
можно или нецелесообразно организовать обучение уче ническими бригадами. Эта форма является наиболее распространенной при подготовке слесарей механосбо рочных работ при прохождении производственной прак тики на предприятиях.
При такой форме учащиеся быстро осваиваются с вы полнением бригадой слесарно-сборочных работ, знако мятся со смежными операциями, расширяют знания и умения по слесарно-сборочным работам, приучаются ра ботать в коллективе слаженно и с требуемой произво дительностью, нести ответственность за конкретные ре зультаты труда, за точное выполнение заданий к уста новленному сроку.
Наиболее целесообразно включать учащихся в ком плексные бригады, в особенности в комплексные брига ды коммунистического труда. С учебно-воспитательной точки зрения преимуществом комплексных бригад явля ется более полное и рациональное использование рабо-
255
чего времени бригады, выполнение членами бригады комплекса работ, формирующих рабочего широкого про филя, умеющего выполнять разнообразные работы.
Важно, чтобы рабочие в бригаде, а в особенности те, к которым прикрепляют учащихся, были технически гра мотными, культурными, политически развитыми, хорошо знали современную технику, владели передовой техно логией производства. Хорошо, чтобы такие рабочие были передовиками производства. Это необходимо потому, что в процессе обучения молодежь перенимает от старших производственников их способы работы, профессиональ ные привычки, отношение к труду и другие качества и навыки.
Крайне желательно, чтобы рабочие бригад, в состав которых включают учащихся, были ознакомлены с тре бованиями квалификационных характеристик и учебных программ производственного обучения, а также с педа гогическими основами обучения. Это поможет и в усло виях прохождения производственной практики в необхо димой степени соблюдать последовательность, система тичность и другие принципы обучения.
При такой форме обучения от мастера требуется ру ководство группой, постоянная связь с рабочими бригад, в которых обучаются учащиеся. Мастер должен не толь ко регулярно проверять характер выполняемых учащи мися работ, но и сам включаться в производственный процесс.
О б у ч е н и е |
у ч а щ и х с я |
н а |
и н д и в и д у а л ь |
н ы х р а б о ч и х |
м е с т а х производится в тех случаях, |
когда учащихся закрепляют для обслуживания, сборки машин, механизмов, приборов и т. д. При этой форме обучения мастер должен регулярно наблюдать за их работой, организовывать инструктирование учащихся и оказывать необходимую помощь.
П р о и з в о д с т в е н н у ю |
п р а к т и к у н а |
ш т а т |
н ы х р а б о ч и х м е с т а х |
учащиеся проходят |
в по |
следние месяцы обучения. |
|
|
Не менее чем за месяц до начала производственной практики училище обязано заключить с предприятием в соответствии с Положением о производственной прак тике договор, в котором оговариваются следующие условия: количество учащихся, направляемых на прак тику, участки цеха, оплачиваемые рабочие места, объ екты, сроки, условия и порядок прохождения практики,
256
а также взаимные обязательства учебного заведения и |
|
предприятия. |
|
Условия труда учащихся на штатном рабочем |
месте |
не должны существенно отличаться от условий |
труда |
|
квалифицированных |
рабочих предприятия. |
|
|
|
||||
|
Производственная практика учащихся на штатных |
||||||||
|
рабочих местах приучает учащихся к заводским распо |
||||||||
|
рядкам, вооружает опытом, необходимым для работы на |
||||||||
|
предприятии в качестве квалифицированных |
рабочих. |
|||||||
|
В этот период обучения |
мастер должен |
осуществлять |
||||||
|
систематический контроль за освоением учащимися соот |
||||||||
|
ветствующих норм выработки, инструктировать их, все |
||||||||
|
мерно развивая при этом их инициативу и стремление к |
||||||||
|
творчеству, оказывать помощь в затруднительных слу |
||||||||
|
чаях. Мастер должен постоянно влиять на рабочих, сов |
||||||||
|
местно с которыми работают воспитанники, добиваясь |
||||||||
|
высоких учебно-воспитательных результатов. |
|
|
||||||
|
Перевод учащихся на обучение в условиях производ |
||||||||
|
ства— чрезвычайно важный этап профессиональной |
под |
|||||||
|
готовки учащихся. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Это, можно сказать, преддверие самостоятельной |
ра |
|||||||
|
боты квалифицированного |
рабочего. |
Поэтому |
перевод |
|||||
|
учащихся |
на предприятие |
должен |
быть |
проведен |
как |
|||
|
можно торжественнее. |
|
|
|
|
|
|
||
|
Необходимо организовать встречу учащихся с руко |
||||||||
|
водителями завода, цеха, старыми кадровыми рабочими, |
||||||||
I |
новаторами, выпускниками |
профессионально-технических |
|||||||
училищ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На этой встрече руководители предприятия должны |
||||||||
|
рассказать будущим рабочим о работе предприятия, его |
||||||||
|
продукции, о задачах и перспективах. В свою очередь |
||||||||
|
руководители цеха и новаторы знакомят учащихся с за |
||||||||
|
дачами цеха, со славными традициями слесарей-сборщи |
||||||||
|
ков, призывают продолжать эти традиции. |
|
|
|
|||||
|
Следует обеспечить учащихся |
сдельной |
работой, |
что |
|||||
|
в значительной мере стимулирует повышение произво |
||||||||
|
дительности труда. За работы, выполненные учащимися |
||||||||
|
во время производственного обучения, предприятие на |
||||||||
|
числяет училищу денежную сумму, рассчитанную в соот |
||||||||
|
ветствии с действующим положением о производствен |
||||||||
|
ной практике. В случаях |
простоя |
учащихся |
по |
вине |
||||
|
предприятия оплата производится в порядке, установ |
||||||||
|
ленном для рабочих предприятия. При систематических |
||||||||
|
простоях |
учащихся |
по |
вине |
предприятия, |
училище, |
17 Макиенко H. V.. |
257 |
уведомив данное предприятие, имеет право направить уча щихся на производственную практику на другое пред приятие.
§ 48. П Р О В Е Д Е Н И Е ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Большинство учащихся, придя на предприятие, ока зываются в непривычной для них обстановке. Многочис ленное и сложное оборудование современных цехов, высокий, совершающийся слаженно и четко ритм рабо ты, умелые действия слесарей-сборщиков и остальных рабочих — все это возбуждает у них особый интерес к работе, стремление как можно скорее достигнуть совер шенства в выполнении слесарно-сборочных работ. Неко торых же учащихся новизна пугает и, чтобы освоиться с новой обстановкой, им приходится напрячь волю, мо билизовать все свое внимание. Мастер должен помочь учащимся освоиться в новой обстановке, перевод уча щихся в цехи предприятия должен быть соответствую щим образом организован.
В течение первых одного-двух дней (в зависимости от характера и объема производства) мастер проводит экскурсии в механические, термические, инструменталь ные, слесарно-сборочные и ремонтные цехи, испытатель ные лаборатории, в отдел технического контроля и на производственные участки. При этом желательно, чтобы мастер предварительно хорошо ознакомился с производ ством и сам выступил в качестве экскурсовода.
На экскурсию рекомендуется пригласить технолога, чтобы он показал учащимся продукцию, которую пред стоит им собирать, познакомил их с технологией сбор ки, а также с техническими требованиями к изделиям и технологической документацией.
С организацией труда на рабочих местах и порядком их обслуживания (получение работы, выписка нарядов, снабжение инструментами и т. д.) учащихся наиболее квалифицированно познакомит мастер участка.
Инженер отдела техники безопасности должен про инструктировать учащихся по технике безопасности и противопожарным мероприятиям, а затем произвести опрос и убедиться, что учащиеся правильно поняли объ яснение и разбираются в противопожарных мероприя- ?иях и правилах безопасности при выполнении слесарносборочных работ.
258
С первых же дней производственного обучения в це хах мастеру следует позаботиться о том, чтобы для вы полнения слесарно-сборочных работ у учащихся было достаточное количество производственных объектов, сложность которых должна возрастать. Для этого мастер группы и старший мастер училища обязаны заранее договориться с начальником и мастером цеха (или уча стка) о комплексе учебных работ, составить вместе с ни ми план производственного обучения на весь период практики, в котором указать календарные сроки выпол нения тем программы производственного обучения и предусматриваемые в соответствии с планом предприя тия работы для изучения тем. Намечая работы, надо иметь в виду, что после овладения приемами сборки отдельных механизмов в условиях завода учащиеся должны освоить приемы сборки узлов, идущих на узло вую сборку в сборочном цехе, монтажа машин и регу лирования узлов машин в сборочном цехе, научиться работать на испытательном участке сборочного цеха и, наконец, пройти производственную практику на тех штатных рабочих местах, где им предстоит работать после выпуска.
Перед составлением плана и согласованием его с администрацией предприятия старший мастер училища и мастер группы должны хорошо изучить производствен ный план работы цеха, спецификацию работ, которые будут осуществляться цехом в период производствен ной практики учащихся. Это позволит более гибко строить работу группы в соответствии с условиями про изводства, подобрать для учащихся работы, соответ
ствующие |
требованиям |
квалификационной |
характе |
||
ристики. |
|
|
|
|
|
Чтобы развить у учащихся умение применять передо |
|||||
вые методы |
труда, |
высокопроизводительный |
инструмент |
||
и приспособления, |
быстро |
и правильно |
ориентироваться |
||
в чертежах |
и технической |
документации, |
самостоятельно |
устранять возникающие в процессе сборки трудности, в план работы необходимо включать такие узлы и меха низмы, при сборке которых новаторы показали образцы высокой производительности труда. Сборку таких узлов и механизмов учащиеся должны производить теми же приемами, с применением тех же инструментов и при способлений. РІадо, чтобы сначала учащиеся наблюдали за работой новаторов, а потом сами воспроизводили их
17* |
259 |