Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О б у ч е н и е

о т д е л ь н ы м и

у ч е н и ч е с к и м и

б р и г а д а м и

проводится в тех

случаях, когда нельзя

организовать совместное обучение группы на одном про­ изводственном участке. Мастер разбивает учебную группу на отдельные бригады и каждая бригада выпол­ няет самостоятельно учебно-производственное задание.

Работа учащихся в ученических бригадах ведется не­ посредственно под руководством мастера. При выпол­ нении особо сложных и ответственных слесарно-сбороч- ных работ к бригадам учащихся прикрепляют высоко­ квалифицированных рабочих. Бригадная форма работы является наиболее результативной. Бригаде учащихся дают определенный производственный план, создавая тем самым предпосылки для воспитания у учащихся чув­ ства, ответственности за свою работу, за работу того слесарно-сборочного участка, который обслуживает бригада.

Бригадная форма обучения широко применяется при подготовке слесарей механосборочных работ. При комплектовании бригад мастеру необходимо при­ нимать во внимание физическое развитие, индивидуаль­ ные особенности, подготовку и навыки каждого уча­ щегося.

О б у ч е н и е в с о с т а в е л у ч ш и х б р и г а д к в а ­

л и ф и ц и р о в а н н ы х р а б о ч и х

применяется

в тех

случаях, когда по производственным

условиям

невоз­

можно или нецелесообразно организовать обучение уче­ ническими бригадами. Эта форма является наиболее распространенной при подготовке слесарей механосбо­ рочных работ при прохождении производственной прак­ тики на предприятиях.

При такой форме учащиеся быстро осваиваются с вы­ полнением бригадой слесарно-сборочных работ, знако­ мятся со смежными операциями, расширяют знания и умения по слесарно-сборочным работам, приучаются ра­ ботать в коллективе слаженно и с требуемой произво­ дительностью, нести ответственность за конкретные ре­ зультаты труда, за точное выполнение заданий к уста­ новленному сроку.

Наиболее целесообразно включать учащихся в ком­ плексные бригады, в особенности в комплексные брига­ ды коммунистического труда. С учебно-воспитательной точки зрения преимуществом комплексных бригад явля­ ется более полное и рациональное использование рабо-

255


чего времени бригады, выполнение членами бригады комплекса работ, формирующих рабочего широкого про­ филя, умеющего выполнять разнообразные работы.

Важно, чтобы рабочие в бригаде, а в особенности те, к которым прикрепляют учащихся, были технически гра­ мотными, культурными, политически развитыми, хорошо знали современную технику, владели передовой техно­ логией производства. Хорошо, чтобы такие рабочие были передовиками производства. Это необходимо потому, что в процессе обучения молодежь перенимает от старших производственников их способы работы, профессиональ­ ные привычки, отношение к труду и другие качества и навыки.

Крайне желательно, чтобы рабочие бригад, в состав которых включают учащихся, были ознакомлены с тре­ бованиями квалификационных характеристик и учебных программ производственного обучения, а также с педа­ гогическими основами обучения. Это поможет и в усло­ виях прохождения производственной практики в необхо­ димой степени соблюдать последовательность, система­ тичность и другие принципы обучения.

При такой форме обучения от мастера требуется ру­ ководство группой, постоянная связь с рабочими бригад, в которых обучаются учащиеся. Мастер должен не толь­ ко регулярно проверять характер выполняемых учащи­ мися работ, но и сам включаться в производственный процесс.

О б у ч е н и е

у ч а щ и х с я

н а

и н д и в и д у а л ь ­

н ы х р а б о ч и х

м е с т а х производится в тех случаях,

когда учащихся закрепляют для обслуживания, сборки машин, механизмов, приборов и т. д. При этой форме обучения мастер должен регулярно наблюдать за их работой, организовывать инструктирование учащихся и оказывать необходимую помощь.

П р о и з в о д с т в е н н у ю

п р а к т и к у н а

ш т а т ­

н ы х р а б о ч и х м е с т а х

учащиеся проходят

в по­

следние месяцы обучения.

 

 

Не менее чем за месяц до начала производственной практики училище обязано заключить с предприятием в соответствии с Положением о производственной прак­ тике договор, в котором оговариваются следующие условия: количество учащихся, направляемых на прак­ тику, участки цеха, оплачиваемые рабочие места, объ­ екты, сроки, условия и порядок прохождения практики,

256


а также взаимные обязательства учебного заведения и

предприятия.

 

Условия труда учащихся на штатном рабочем

месте

не должны существенно отличаться от условий

труда

 

квалифицированных

рабочих предприятия.

 

 

 

 

Производственная практика учащихся на штатных

 

рабочих местах приучает учащихся к заводским распо­

 

рядкам, вооружает опытом, необходимым для работы на

 

предприятии в качестве квалифицированных

рабочих.

 

В этот период обучения

мастер должен

осуществлять

 

систематический контроль за освоением учащимися соот­

 

ветствующих норм выработки, инструктировать их, все­

 

мерно развивая при этом их инициативу и стремление к

 

творчеству, оказывать помощь в затруднительных слу­

 

чаях. Мастер должен постоянно влиять на рабочих, сов­

 

местно с которыми работают воспитанники, добиваясь

 

высоких учебно-воспитательных результатов.

 

 

 

Перевод учащихся на обучение в условиях производ­

 

ства— чрезвычайно важный этап профессиональной

под­

 

готовки учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

Это, можно сказать, преддверие самостоятельной

ра­

 

боты квалифицированного

рабочего.

Поэтому

перевод

 

учащихся

на предприятие

должен

быть

проведен

как

 

можно торжественнее.

 

 

 

 

 

 

 

Необходимо организовать встречу учащихся с руко­

 

водителями завода, цеха, старыми кадровыми рабочими,

I

новаторами, выпускниками

профессионально-технических

училищ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На этой встрече руководители предприятия должны

 

рассказать будущим рабочим о работе предприятия, его

 

продукции, о задачах и перспективах. В свою очередь

 

руководители цеха и новаторы знакомят учащихся с за­

 

дачами цеха, со славными традициями слесарей-сборщи­

 

ков, призывают продолжать эти традиции.

 

 

 

 

Следует обеспечить учащихся

сдельной

работой,

что

 

в значительной мере стимулирует повышение произво­

 

дительности труда. За работы, выполненные учащимися

 

во время производственного обучения, предприятие на­

 

числяет училищу денежную сумму, рассчитанную в соот­

 

ветствии с действующим положением о производствен­

 

ной практике. В случаях

простоя

учащихся

по

вине

 

предприятия оплата производится в порядке, установ­

 

ленном для рабочих предприятия. При систематических

 

простоях

учащихся

по

вине

предприятия,

училище,

17 Макиенко H. V..

257


уведомив данное предприятие, имеет право направить уча­ щихся на производственную практику на другое пред­ приятие.

§ 48. П Р О В Е Д Е Н И Е ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Большинство учащихся, придя на предприятие, ока­ зываются в непривычной для них обстановке. Многочис­ ленное и сложное оборудование современных цехов, высокий, совершающийся слаженно и четко ритм рабо­ ты, умелые действия слесарей-сборщиков и остальных рабочих — все это возбуждает у них особый интерес к работе, стремление как можно скорее достигнуть совер­ шенства в выполнении слесарно-сборочных работ. Неко­ торых же учащихся новизна пугает и, чтобы освоиться с новой обстановкой, им приходится напрячь волю, мо­ билизовать все свое внимание. Мастер должен помочь учащимся освоиться в новой обстановке, перевод уча­ щихся в цехи предприятия должен быть соответствую­ щим образом организован.

В течение первых одного-двух дней (в зависимости от характера и объема производства) мастер проводит экскурсии в механические, термические, инструменталь­ ные, слесарно-сборочные и ремонтные цехи, испытатель­ ные лаборатории, в отдел технического контроля и на производственные участки. При этом желательно, чтобы мастер предварительно хорошо ознакомился с производ­ ством и сам выступил в качестве экскурсовода.

На экскурсию рекомендуется пригласить технолога, чтобы он показал учащимся продукцию, которую пред­ стоит им собирать, познакомил их с технологией сбор­ ки, а также с техническими требованиями к изделиям и технологической документацией.

С организацией труда на рабочих местах и порядком их обслуживания (получение работы, выписка нарядов, снабжение инструментами и т. д.) учащихся наиболее квалифицированно познакомит мастер участка.

Инженер отдела техники безопасности должен про­ инструктировать учащихся по технике безопасности и противопожарным мероприятиям, а затем произвести опрос и убедиться, что учащиеся правильно поняли объ­ яснение и разбираются в противопожарных мероприя- ?иях и правилах безопасности при выполнении слесарносборочных работ.

258

С первых же дней производственного обучения в це­ хах мастеру следует позаботиться о том, чтобы для вы­ полнения слесарно-сборочных работ у учащихся было достаточное количество производственных объектов, сложность которых должна возрастать. Для этого мастер группы и старший мастер училища обязаны заранее договориться с начальником и мастером цеха (или уча­ стка) о комплексе учебных работ, составить вместе с ни­ ми план производственного обучения на весь период практики, в котором указать календарные сроки выпол­ нения тем программы производственного обучения и предусматриваемые в соответствии с планом предприя­ тия работы для изучения тем. Намечая работы, надо иметь в виду, что после овладения приемами сборки отдельных механизмов в условиях завода учащиеся должны освоить приемы сборки узлов, идущих на узло­ вую сборку в сборочном цехе, монтажа машин и регу­ лирования узлов машин в сборочном цехе, научиться работать на испытательном участке сборочного цеха и, наконец, пройти производственную практику на тех штатных рабочих местах, где им предстоит работать после выпуска.

Перед составлением плана и согласованием его с администрацией предприятия старший мастер училища и мастер группы должны хорошо изучить производствен­ ный план работы цеха, спецификацию работ, которые будут осуществляться цехом в период производствен­ ной практики учащихся. Это позволит более гибко строить работу группы в соответствии с условиями про­ изводства, подобрать для учащихся работы, соответ­

ствующие

требованиям

квалификационной

характе­

ристики.

 

 

 

 

 

Чтобы развить у учащихся умение применять передо­

вые методы

труда,

высокопроизводительный

инструмент

и приспособления,

быстро

и правильно

ориентироваться

в чертежах

и технической

документации,

самостоятельно

устранять возникающие в процессе сборки трудности, в план работы необходимо включать такие узлы и меха­ низмы, при сборке которых новаторы показали образцы высокой производительности труда. Сборку таких узлов и механизмов учащиеся должны производить теми же приемами, с применением тех же инструментов и при­ способлений. РІадо, чтобы сначала учащиеся наблюдали за работой новаторов, а потом сами воспроизводили их

17*

259