Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

приемы сборки на своих рабочих местах при выполнении производственных заданий.

Предварительно полезно предложить учащимся опи­ сать последовательность и способы сборки с учетом опы­ та работы новатора. При этом учащиеся получают воз­ можность применить полученные знания по специальной технологии, черчению, материаловедению, глубже изу­ чить технологические документы предприятия, внима­ тельней проанализировать приемы работы.

§ 49. С О Д Е Р Ж А Н И Е РАБОТЫ МАСТЕРА

Учебно-воспитательная работа мастера при обучении учащихся на предприятиях протекает в сложных усло­ виях, значительно отличающихся от обучения в учебной мастерской училища.

Характерной особенностью работы мастера в этот период является инструктирование учащихся непосред­ ственно в процессе производственной деятельности в це­ лях соблюдения учащимися установленной на предприя­ тии технологии, освоения наиболее производительных методов работы и рациональных приемов труда, неуклон­ ного выполнения правил техники безопасности и гигиены труда, организации рабочего места, экономии рабочего времени и материальных средств, достижения учащимися норм производительности труда и технических требова­ ний, предъявляемых к выполнению слесарно-сборочных работ, воспитания стремления к профессиональному со­ вершенствованию.

В течение всего рабочего дня мастер находится в слесарно-сборочных цехах, выполняя свою основную за­ дачу,— обучение и воспитание учащихся.

Большое значение имеют в это время, как и в преды­ дущие периоды, вводный, текущий и заключительный инструктажи, которые являются одной и наиболее опе­ ративных форм помощи учащимся, так как они дают возможность работать в производственных условиях с группой, бригадой и с каждым учащимся отдельно.

Вводный инструктаж

Вводный инструктаж в период производственного обучения учащихся на предприятиях мастер должен про­ водить систематически.

2(Х

Перед тем как направить учащихся на штатные ра­ бочие места в слесарно-сборочные цехи, необходимо про­ вести вводный инструктаж со всей группой. На нем сооб­ щить учащимся, как они распределены по бригадам и в каком отделении сборочного цеха будет работать каж­ дая бригада.

На вводный инструктаж нужно пригласить бригади­ ров, чтобы познакомить их с учащимися и учебно-воспи­ тательными задачами, которые требуется решить в этот период обучения.

Здесь нужно детально разобрать способы выполнения механосборочных работ в тех цехах, где будут проходить практику учащиеся, рассказать об организации труда — распределении обязанностей в бригадах — и нормах вы­ работки.

Подробно ознакомившись с условиями работ в сбо­ рочном цехе, побеседовав с начальником цеха и брига­ дирами, мастер сможет во время вводного инструктажа подробно охарактеризовать цех, указать требования, предъявляемые там к сборке. При этом очень полезно привести несколько конкретных примеров работы пере­ довых бригад слесарей-сборщиков, подробно рассказать об организации труда в этих бригадах, применяемых ими приемах выполнения различных операций. Эти при­ меры, имеющие большое воспитательное значение, помо­ гут учащимся уяснить стоящие перед ними задачи, а мастеру достигнуть наилучших результатов в работе с группой.

При

вводном инструктаже

мастер обязан напомнить

о том,

что сборочные детали

должны соответствовать

техническим требованиям, на рабочем месте следует со­ блюдать чистоту и порядок, выполнять правила техники безопасности.

Затем нужно провести беседу, в процессе которой, вопервых, выяснить, как усвоили учащиеся объяснение, вовторых, дать ответы на интересующие их вопросы.

В дальнейшем вводный инструктаж следует прово­ дить по мере необходимости, но обязательно перед вы­ полнением каждой новой работы.

Для проведения коллективного инструктажа надо вы­ бирать такое время, когда учащихся можно отвлекать от их производственных обязанностей без ущерба для дела, обычно в начале или в конце рабочего дня, или же па стыке смен.

261


Так как учащиеся будут выполнять разнообразные слесарно-сборочные работы, следует для участия в про­ ведении вводных инструктажей привлекать инженернотехнических работников цеха. Цель этих инструктажей —• объяснить учащимся назначение собираемых узлов, ме­ ханизмов и машин, технические требования, предъявляе­ мые к качеству их работы, разобрать цеховую сборочную документацию (чертежи, технологические карты, произ­ водственные инструкции, графики выполнения работ, технические условия), рассказать об особенностях техно­ логического процесса, о возможных ошибках в процессе сборки и их последствиях. Кроме того, надо обратить внимание учащихся на необходимость правильно хранить узлы и детали собираемых машин, экономно расходовать смазочные и обтирочные материалы.

Большую роль в формировании будущих рабочих призвано сыграть правильно организованное социалисти­ ческое соревнование. О выполнении обязательств, взятых на себя каждым из учащихся, сообщать на групповом инструктаже.

Текущий

инструктаж

 

Основными целями

текущего инструктажа

являются:

проверка работы учащихся;

 

оказание помощи учащимся в преодолении затруд­

нений, с которыми

они

сталкиваются в

процессе

работы;

 

 

 

обеспечение точного выполнения каждым учащимся технологического процесса сборки, правильного исполь­ зования высокопроизводительных инструментов и при­ способлений при сборке;

развитие умения работать самостоятельно, с приме­ нением новаторских приемов сборки, добиваясь выпол­ нения норм квалифицированных рабочих.

Мастер производственного обучения обязан быть в курсе повседневной работы каждого учащегося. Это по­ может ему предусматривать неполадки и затруднения, с которыми они могут встретиться, и предупредить их появление.

Поскольку учащиеся работают под руководством бригадиров, назначаемых цеховой администрацией, у мастера остается больше времени для того, чтобы уде­ лить внимание каждому учащемуся, тщательно отрабо-

262


тать с ним приемы выполнения тех операций, которыми тот владеет слабо, и довести их до такой степени совер­ шенства, которая обеспечит систематическое выполнение норм выработки.

Не рекомендуется чрезмерно опекать учащихся. Если учащийся допустил ошибку, которая не влечет за собой поломок, травм, значительных убытков, нужно дать ему время и возможность осмыслить свои действия, т. е. ука­ зав вовремя на ошибку, всячески способствовать ее са­ мостоятельному исправлению.

Анализировать работу учащихся рекомендуется сле­ дующим образом:

1)при помощи хронометра определить, сколько вре­ мени учащиеся затрачивают на подготовительные, основ­ ные и вспомогательные работы;

2)на основе хронометража выявить лишние движе­ ния, которые необходимо устранить;

3)совместно с учащимися разработать результаты анализа, наметить, как сократить или даже полностью устранить потери на подготовительные и вспомогатель­ ные работы и непроизводительные движения;

4)провести повторный хронометраж работ для срав­ нения результатов с предыдущими, определить, что еще можно улучшить в работе учащихся.

Одновременно мастер должен учитывать перерывы в работе, возникающие не по вине учащихся: ликвидация различных неполадок, ожидание фронта работы, помехи, возникающие по вине рабочих, выполняющих сложные операции, и т. д.

Не реже одного раза в неделю мастер обязан про­ водить групповой инструктаж, на котором подробно раз­ бирать выполняемые учащимися работы, обсуждать наи­ более целесообразные методы сборки.

В период самостоятельной работы учащихся нужно всемерно поощрять их творческую инициативу, стремле­ ние улучшить организацию производственного процесса и использовать более совершенные приемы работы. Для этого следует проводить с учащимися беседы, рассказы­ вать им о работе лучших слесарей механосборочных ра­ бот и достигнутых ими результатах. Каждое рационали­ заторское предложение учащихся нужно обсудить с груп­ пой и проверить на практике. Если проверка дает поло­ жительные результаты, следует добиться того, чтобы оно было внедрено.

263

В период обучения учащихся на штатном рабочем месте очень большое значение имеют и такие формы инструктажа, как индивидуальные и групповые консуль­ тации. Чтобы у учащихся могли возникнуть вопросы и потребность в консультациях, нужно перед ними поста­ вить конкретные производственные задачи по улучше­ нию слесарно-сборочных работ и т. д.

Для воспитания самостоятельности, новаторства и инициативы при работе в механосборочных цехах очень полезно поручать учащимся составлять технологические и инструкционные карты.

Эти работы следует разбирать в группе, а носящие рационализаторский характер обсуждать с представи­ телями цеха и добиваться их внедрения.

Заключительный инструктаж

Заключительные беседы в период работы учащихся на штатном рабочем месте следует проводить ежеднев­ но. Целью их является не только подведение итогов ра­

боты, за день, но и повседневное

воспитание учащихся

группы как членов единого коллектива.

 

 

 

Подводя итоги работы за день, следует сообщить ре­

зультаты

освоения скоростных

навыков,

выполнения

норм выработки и плана работ.

Если

же

имели

место

ошибки,

нужно проанализировать

их

и указать

способ

их устранения.

 

 

 

 

В заключительных беседах необходимо использовать результаты хронометража и наблюдений за работой уча­ щихся, сравнить работу нескольких учащихся за текущий день и за предшествующие дни.

Чтобы каждая заключительная беседа была наибо­ лее эффективной, она должна отличаться от предыдущих и иметь целевое назначение. Этого можно добиться, рас­ сматривая в ходе беседы один-два основных вопроса, которых еще не касались.

Мастер должен не только постоянно контролировать качество работ, выполняемых учащимися на рабочих местах, обращая внимание на недочеты в выполнении отдельных приемов сборки, на отклонения от техниче­ ских требований, на перерасход материалов, невыполне­ ние норм и т. д., но и присутствовать при сдаче учащи­ мися законченных работ в ОТК.

264


Данные анализа следует использовать при прове­ дении вводного, текущего и заключительного инструк­ тажей.

В процессе инструктажа следует воспитывать нетер­ пимое отношение каждого учащегося к фактам низкого качества работы, невыполнения установленных норм, потери учебного времени.

§ 50. Д Н Е В Н И К И УЧАЩИХСЯ

Не всегда мастер имеет возможность наблюдать по­ стоянно за работой каждого учащегося в связи с раз­ бросанностью рабочих мест и заменой объектов работ.

Практика работы передовых мастеров показывает, что в этом случае целесообразно, чтобы учащиеся вели дневники. В дневниках они записывают:

а) выполняемые работы; б) затрачиваемое на выполнение время; в) неполадки в работе;

г) вопросы, которые надо выяснить у мастера, в учеб­ нике, справочнике, технологической документации и т.д.; д) новые приемы и методы работы, которые учащий­

ся применял.

Записи ведут ежедневно. Эти дневники заверяет мастер цеха или бригадир, которые отмечают также по­ казатели качества работы.

Ведение дневников дает возможность учитывать фак­ тическую загрузку каждого учащегося, результаты вы­ полнения учебных заданий, качество работ, трудности, которые встретились в процессе работы, новые методы, которые применял учащийся и т. д.

Дневники должен проверять мастер и использовать записи учащихся для проведения вводного и заключи­ тельного инструктажа.

Ведение дневников приучает учащихся к самоконт­ ролю и учету своей работы, к анализу выполненных ра­ бот, что способствует лучшему запоминанию производ­ ственных процессов и содействует развитию самостоя­ тельности.

Сложность производственного обучения на предприя­ тиях требует от мастера продуманного планирования работы.

Мастер составляет план работы на каждый день в зависимости от условий, характера производства и дру-

265

гих обстоятельств. Во всяком случае они должны обес­ печивать правильное методическое руководство и орга­ низацию работы по обучению и воспитанию учащихся, Примерный план мастера на день приведен

в табл. 11.

 

План

 

 

 

работы мастера

Баженова

А. М. на

197

г.

группы 2 ж

слесарей

механосборочных работ

 

Место практики — цех № 3 станкостроительного

завода

1. На первом участке ознакомиться

с работой, выполняе­

мой учащимися Шабанковым,

Лавровым,

Дзюбенко

и

перего­

ворить с бригадиром о предоставлении этим учащимся воз­ можности изучить опыт работы бригады, возглавляемой тов.

Ушаковым

 

 

 

 

 

 

 

 

8—9 час,

2. С начальником

цеха договориться:

 

 

 

 

а) о переводе со следующей

недели учащихся из IV про­

лета в

V,

согласно графику (учащиеся

 

задержались

сверх

графика

на 8 дней);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) о воздействии на бригадира Рощина, не оказывающего

помощи прикрепленным к его бригаде

учащимся;

 

 

в) о созыве совещания мастеров

и

бригадиров

в

целях

усиления помощи .учащимся и

их

 

загрузке

более

сложной

работой;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г)

об

устранении

перебоев

в подаче

заготовок

 

бригаде

Аносова

(5 учащихся

за прошлую

 

неделю простояли

48 ча­

сов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9—10.30

3. Посетить рабочие места Зубрилина, Виноградова, Бар­

кова.

Помочь им

разобраться

в

сборке

токарного

станка

1К62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.30—12

4. В бухгалтерии взять справку о выполнении норм уча­

щихся

 

за

прошлую

неделю .

.

.

5

 

. .

. 12.30—13.15

5. Проверить поведение учащихся в

столовой

во

время

обеда

.

-.

 

 

 

 

 

 

 

13.30—13.50

6.

Проверить

своевременное

возвращение

в бригаду уча­

щихся Рябинкина, Землянского, Комарова; разобрать с ними

технологию сборки

коробки передач

14—15

7. На участке

сборки станка 1К62 провести

вводное заня­

тие по сборке гидравлической системы, которую будут соби­

рать учащиеся

на

следующей

неделе

14—16.30

8.

В

комитете

комсомола

решить

вопросы:

 

а)

о

приеме

в

комсомол

Макаренко, Аносова,

Степанова

б)

о

развертывании социалистического соревнования в

группе

мастера

Королева . . .

.

;

17—17.30

9.

Провести

заключительный

инструктаж .

. 17.30—18

Училище осуществляет методическое руководство производственной практикой учащихся, следит за свое­ временным обеспечением учащихся производственными заданиями, соответствующими требованиям учебных про-

266


грамм, за

полным использованием

времени

учащихся,

отводимого

на производственную

практику,

организует

совместно

с предприятием инструктирование

учащихся.

После прохождения производственной практики учащиеся сдают выпускные экзамены.

Выпускные квалификационные экзамены проводятся в точном соответствии с инструкцией «О порядке прове­ дения выпускных квалификационных экзаменов в город­ ских и сельских профессионально-технических и техни­ ческих училищах», утвержденной Государственным ко­ митетом Совета Министров СССР по профессиональнотехническому образованию 26 апреля 1968 г.

О Г Л А В Л Е Н И Е

Введение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

»

 

 

3

Г л а в а

I . Задачи производственного обучения

 

 

5

§

1. Особенности

 

подготовки

слесарей

механосбороч­

 

 

 

ных

работ

 

. .

;

.

. . . . . . .

s

, . .

5

§

2. Методы

 

производственного

обучения

 

 

8

§

3.

Домашние

 

задания

 

 

 

 

 

 

 

10

§

4.

Наглядные

методы

обучения

 

 

 

 

! 1

§

5.

Самостоятельные

наблюдения

учащихся . . . .

13

§

6.

Учебно-производственные

экскурсии

 

 

 

14

§

7.

Практические

методы

обучения . . .

.

. , .

18

Г л а в а

I I . Планирование и

учет

производственного

обучения

22

§

8.

Задачи

планирования

и

учета

 

 

 

 

>:2

§

9.

Проведение

занятий

 

 

 

 

 

 

 

33

§

10.

Оценка

успеваемости

учащихся

 

 

 

38

§

11. Новое

в

планировании

и

технических

средствах

 

 

 

обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

§

12.

Обучение

 

на

опыте

новаторов

;

 

 

4'3

Г л а в а

I I I . Общие

вопросы

сборки машин

 

 

 

50

§

13.

Понятия

об

изделиях

 

 

 

 

 

 

50

§

14.

Виды

соединений

деталей

машин

 

 

 

53

§

15.

Расчет

размерных цепей

 

 

 

 

 

55

§ 16.

Борьба за качество, надежность и долговечность

 

 

 

собираемой

 

продукции

 

 

 

 

 

 

56

Г л а в а

IV . Сборка неразъемных соединений и трубопроводов

59

§

17.

Методические

рекомендации

 

 

 

 

 

59

§

18.

Болтовые

и

винтовые

соединения . . . . . .

62

§

19.

Сборка

заклепочных

соединений . . . . . . . .

74

§

20.

Соединение деталей

сваркой

и паянием . . . .

78

268