Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
приемы сборки на своих рабочих местах при выполнении производственных заданий.
Предварительно полезно предложить учащимся опи сать последовательность и способы сборки с учетом опы та работы новатора. При этом учащиеся получают воз можность применить полученные знания по специальной технологии, черчению, материаловедению, глубже изу чить технологические документы предприятия, внима тельней проанализировать приемы работы.
§ 49. С О Д Е Р Ж А Н И Е РАБОТЫ МАСТЕРА
Учебно-воспитательная работа мастера при обучении учащихся на предприятиях протекает в сложных усло виях, значительно отличающихся от обучения в учебной мастерской училища.
Характерной особенностью работы мастера в этот период является инструктирование учащихся непосред ственно в процессе производственной деятельности в це лях соблюдения учащимися установленной на предприя тии технологии, освоения наиболее производительных методов работы и рациональных приемов труда, неуклон ного выполнения правил техники безопасности и гигиены труда, организации рабочего места, экономии рабочего времени и материальных средств, достижения учащимися норм производительности труда и технических требова ний, предъявляемых к выполнению слесарно-сборочных работ, воспитания стремления к профессиональному со вершенствованию.
В течение всего рабочего дня мастер находится в слесарно-сборочных цехах, выполняя свою основную за дачу,— обучение и воспитание учащихся.
Большое значение имеют в это время, как и в преды дущие периоды, вводный, текущий и заключительный инструктажи, которые являются одной и наиболее опе ративных форм помощи учащимся, так как они дают возможность работать в производственных условиях с группой, бригадой и с каждым учащимся отдельно.
Вводный инструктаж
Вводный инструктаж в период производственного обучения учащихся на предприятиях мастер должен про водить систематически.
2(Х
Перед тем как направить учащихся на штатные ра бочие места в слесарно-сборочные цехи, необходимо про вести вводный инструктаж со всей группой. На нем сооб щить учащимся, как они распределены по бригадам и в каком отделении сборочного цеха будет работать каж дая бригада.
На вводный инструктаж нужно пригласить бригади ров, чтобы познакомить их с учащимися и учебно-воспи тательными задачами, которые требуется решить в этот период обучения.
Здесь нужно детально разобрать способы выполнения механосборочных работ в тех цехах, где будут проходить практику учащиеся, рассказать об организации труда — распределении обязанностей в бригадах — и нормах вы работки.
Подробно ознакомившись с условиями работ в сбо рочном цехе, побеседовав с начальником цеха и брига дирами, мастер сможет во время вводного инструктажа подробно охарактеризовать цех, указать требования, предъявляемые там к сборке. При этом очень полезно привести несколько конкретных примеров работы пере довых бригад слесарей-сборщиков, подробно рассказать об организации труда в этих бригадах, применяемых ими приемах выполнения различных операций. Эти при меры, имеющие большое воспитательное значение, помо гут учащимся уяснить стоящие перед ними задачи, а мастеру достигнуть наилучших результатов в работе с группой.
При |
вводном инструктаже |
мастер обязан напомнить |
о том, |
что сборочные детали |
должны соответствовать |
техническим требованиям, на рабочем месте следует со блюдать чистоту и порядок, выполнять правила техники безопасности.
Затем нужно провести беседу, в процессе которой, вопервых, выяснить, как усвоили учащиеся объяснение, вовторых, дать ответы на интересующие их вопросы.
В дальнейшем вводный инструктаж следует прово дить по мере необходимости, но обязательно перед вы полнением каждой новой работы.
Для проведения коллективного инструктажа надо вы бирать такое время, когда учащихся можно отвлекать от их производственных обязанностей без ущерба для дела, обычно в начале или в конце рабочего дня, или же па стыке смен.
261
Так как учащиеся будут выполнять разнообразные слесарно-сборочные работы, следует для участия в про ведении вводных инструктажей привлекать инженернотехнических работников цеха. Цель этих инструктажей —• объяснить учащимся назначение собираемых узлов, ме ханизмов и машин, технические требования, предъявляе мые к качеству их работы, разобрать цеховую сборочную документацию (чертежи, технологические карты, произ водственные инструкции, графики выполнения работ, технические условия), рассказать об особенностях техно логического процесса, о возможных ошибках в процессе сборки и их последствиях. Кроме того, надо обратить внимание учащихся на необходимость правильно хранить узлы и детали собираемых машин, экономно расходовать смазочные и обтирочные материалы.
Большую роль в формировании будущих рабочих призвано сыграть правильно организованное социалисти ческое соревнование. О выполнении обязательств, взятых на себя каждым из учащихся, сообщать на групповом инструктаже.
Текущий |
инструктаж |
|
|
Основными целями |
текущего инструктажа |
являются: |
|
проверка работы учащихся; |
|
||
оказание помощи учащимся в преодолении затруд |
|||
нений, с которыми |
они |
сталкиваются в |
процессе |
работы; |
|
|
|
обеспечение точного выполнения каждым учащимся технологического процесса сборки, правильного исполь зования высокопроизводительных инструментов и при способлений при сборке;
развитие умения работать самостоятельно, с приме нением новаторских приемов сборки, добиваясь выпол нения норм квалифицированных рабочих.
Мастер производственного обучения обязан быть в курсе повседневной работы каждого учащегося. Это по может ему предусматривать неполадки и затруднения, с которыми они могут встретиться, и предупредить их появление.
Поскольку учащиеся работают под руководством бригадиров, назначаемых цеховой администрацией, у мастера остается больше времени для того, чтобы уде лить внимание каждому учащемуся, тщательно отрабо-
262
тать с ним приемы выполнения тех операций, которыми тот владеет слабо, и довести их до такой степени совер шенства, которая обеспечит систематическое выполнение норм выработки.
Не рекомендуется чрезмерно опекать учащихся. Если учащийся допустил ошибку, которая не влечет за собой поломок, травм, значительных убытков, нужно дать ему время и возможность осмыслить свои действия, т. е. ука зав вовремя на ошибку, всячески способствовать ее са мостоятельному исправлению.
Анализировать работу учащихся рекомендуется сле дующим образом:
1)при помощи хронометра определить, сколько вре мени учащиеся затрачивают на подготовительные, основ ные и вспомогательные работы;
2)на основе хронометража выявить лишние движе ния, которые необходимо устранить;
3)совместно с учащимися разработать результаты анализа, наметить, как сократить или даже полностью устранить потери на подготовительные и вспомогатель ные работы и непроизводительные движения;
4)провести повторный хронометраж работ для срав нения результатов с предыдущими, определить, что еще можно улучшить в работе учащихся.
Одновременно мастер должен учитывать перерывы в работе, возникающие не по вине учащихся: ликвидация различных неполадок, ожидание фронта работы, помехи, возникающие по вине рабочих, выполняющих сложные операции, и т. д.
Не реже одного раза в неделю мастер обязан про водить групповой инструктаж, на котором подробно раз бирать выполняемые учащимися работы, обсуждать наи более целесообразные методы сборки.
В период самостоятельной работы учащихся нужно всемерно поощрять их творческую инициативу, стремле ние улучшить организацию производственного процесса и использовать более совершенные приемы работы. Для этого следует проводить с учащимися беседы, рассказы вать им о работе лучших слесарей механосборочных ра бот и достигнутых ими результатах. Каждое рационали заторское предложение учащихся нужно обсудить с груп пой и проверить на практике. Если проверка дает поло жительные результаты, следует добиться того, чтобы оно было внедрено.
263
В период обучения учащихся на штатном рабочем месте очень большое значение имеют и такие формы инструктажа, как индивидуальные и групповые консуль тации. Чтобы у учащихся могли возникнуть вопросы и потребность в консультациях, нужно перед ними поста вить конкретные производственные задачи по улучше нию слесарно-сборочных работ и т. д.
Для воспитания самостоятельности, новаторства и инициативы при работе в механосборочных цехах очень полезно поручать учащимся составлять технологические и инструкционные карты.
Эти работы следует разбирать в группе, а носящие рационализаторский характер обсуждать с представи телями цеха и добиваться их внедрения.
Заключительный инструктаж
Заключительные беседы в период работы учащихся на штатном рабочем месте следует проводить ежеднев но. Целью их является не только подведение итогов ра
боты, за день, но и повседневное |
воспитание учащихся |
||||
группы как членов единого коллектива. |
|
|
|
||
Подводя итоги работы за день, следует сообщить ре |
|||||
зультаты |
освоения скоростных |
навыков, |
выполнения |
||
норм выработки и плана работ. |
Если |
же |
имели |
место |
|
ошибки, |
нужно проанализировать |
их |
и указать |
способ |
|
их устранения. |
|
|
|
|
В заключительных беседах необходимо использовать результаты хронометража и наблюдений за работой уча щихся, сравнить работу нескольких учащихся за текущий день и за предшествующие дни.
Чтобы каждая заключительная беседа была наибо лее эффективной, она должна отличаться от предыдущих и иметь целевое назначение. Этого можно добиться, рас сматривая в ходе беседы один-два основных вопроса, которых еще не касались.
Мастер должен не только постоянно контролировать качество работ, выполняемых учащимися на рабочих местах, обращая внимание на недочеты в выполнении отдельных приемов сборки, на отклонения от техниче ских требований, на перерасход материалов, невыполне ние норм и т. д., но и присутствовать при сдаче учащи мися законченных работ в ОТК.
264
Данные анализа следует использовать при прове дении вводного, текущего и заключительного инструк тажей.
В процессе инструктажа следует воспитывать нетер пимое отношение каждого учащегося к фактам низкого качества работы, невыполнения установленных норм, потери учебного времени.
§ 50. Д Н Е В Н И К И УЧАЩИХСЯ
Не всегда мастер имеет возможность наблюдать по стоянно за работой каждого учащегося в связи с раз бросанностью рабочих мест и заменой объектов работ.
Практика работы передовых мастеров показывает, что в этом случае целесообразно, чтобы учащиеся вели дневники. В дневниках они записывают:
а) выполняемые работы; б) затрачиваемое на выполнение время; в) неполадки в работе;
г) вопросы, которые надо выяснить у мастера, в учеб нике, справочнике, технологической документации и т.д.; д) новые приемы и методы работы, которые учащий
ся применял.
Записи ведут ежедневно. Эти дневники заверяет мастер цеха или бригадир, которые отмечают также по казатели качества работы.
Ведение дневников дает возможность учитывать фак тическую загрузку каждого учащегося, результаты вы полнения учебных заданий, качество работ, трудности, которые встретились в процессе работы, новые методы, которые применял учащийся и т. д.
Дневники должен проверять мастер и использовать записи учащихся для проведения вводного и заключи тельного инструктажа.
Ведение дневников приучает учащихся к самоконт ролю и учету своей работы, к анализу выполненных ра бот, что способствует лучшему запоминанию производ ственных процессов и содействует развитию самостоя тельности.
Сложность производственного обучения на предприя тиях требует от мастера продуманного планирования работы.
Мастер составляет план работы на каждый день в зависимости от условий, характера производства и дру-
265
гих обстоятельств. Во всяком случае они должны обес печивать правильное методическое руководство и орга низацию работы по обучению и воспитанию учащихся, Примерный план мастера на день приведен
в табл. 11.
|
План |
|
|
|
|
работы мастера |
Баженова |
А. М. на |
197 |
г. |
|
группы 2 ж |
слесарей |
механосборочных работ |
|
||
Место практики — цех № 3 станкостроительного |
завода |
||||
1. На первом участке ознакомиться |
с работой, выполняе |
||||
мой учащимися Шабанковым, |
Лавровым, |
Дзюбенко |
и |
перего |
ворить с бригадиром о предоставлении этим учащимся воз можности изучить опыт работы бригады, возглавляемой тов.
Ушаковым |
|
|
|
|
|
|
|
|
8—9 час, |
||||
2. С начальником |
цеха договориться: |
|
|
|
|
||||||||
а) о переводе со следующей |
недели учащихся из IV про |
||||||||||||
лета в |
V, |
согласно графику (учащиеся |
|
задержались |
сверх |
||||||||
графика |
на 8 дней); |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
б) о воздействии на бригадира Рощина, не оказывающего |
|||||||||||||
помощи прикрепленным к его бригаде |
учащимся; |
|
|
||||||||||
в) о созыве совещания мастеров |
и |
бригадиров |
в |
целях |
|||||||||
усиления помощи .учащимся и |
их |
|
загрузке |
более |
сложной |
||||||||
работой; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
г) |
об |
устранении |
перебоев |
в подаче |
заготовок |
|
бригаде |
||||||
Аносова |
(5 учащихся |
за прошлую |
|
неделю простояли |
48 ча |
||||||||
сов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9—10.30 |
||
3. Посетить рабочие места Зубрилина, Виноградова, Бар |
|||||||||||||
кова. |
Помочь им |
разобраться |
в |
сборке |
токарного |
станка |
|||||||
1К62 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10.30—12 |
||
4. В бухгалтерии взять справку о выполнении норм уча |
|||||||||||||
щихся |
|
за |
прошлую |
неделю . |
. |
. |
5 |
|
. . |
. 12.30—13.15 |
|||
5. Проверить поведение учащихся в |
столовой |
во |
время |
||||||||||
обеда |
. |
-. |
|
|
|
|
|
|
|
13.30—13.50 |
|||
6. |
Проверить |
своевременное |
возвращение |
в бригаду уча |
щихся Рябинкина, Землянского, Комарова; разобрать с ними
технологию сборки |
коробки передач |
14—15 |
7. На участке |
сборки станка 1К62 провести |
вводное заня |
тие по сборке гидравлической системы, которую будут соби
рать учащиеся |
на |
следующей |
неделе |
14—16.30 |
||||
8. |
В |
комитете |
комсомола |
решить |
вопросы: |
|
||
а) |
о |
приеме |
в |
комсомол |
Макаренко, Аносова, |
Степанова |
||
б) |
о |
развертывании социалистического соревнования в |
||||||
группе |
мастера |
Королева . . . |
. |
; |
17—17.30 |
|||
9. |
Провести |
заключительный |
инструктаж . |
. 17.30—18 |
Училище осуществляет методическое руководство производственной практикой учащихся, следит за свое временным обеспечением учащихся производственными заданиями, соответствующими требованиям учебных про-
266
грамм, за |
полным использованием |
времени |
учащихся, |
отводимого |
на производственную |
практику, |
организует |
совместно |
с предприятием инструктирование |
учащихся. |
После прохождения производственной практики учащиеся сдают выпускные экзамены.
Выпускные квалификационные экзамены проводятся в точном соответствии с инструкцией «О порядке прове дения выпускных квалификационных экзаменов в город ских и сельских профессионально-технических и техни ческих училищах», утвержденной Государственным ко митетом Совета Министров СССР по профессиональнотехническому образованию 26 апреля 1968 г.
О Г Л А В Л Е Н И Е
Введение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
» |
|
|
3 |
|
Г л а в а |
I . Задачи производственного обучения |
|
|
5 |
||||||||||||
§ |
1. Особенности |
|
подготовки |
слесарей |
механосбороч |
|
||||||||||
|
|
ных |
работ |
|
. . |
; |
. |
. . . . . . . |
s |
, . . |
5 |
|||||
§ |
2. Методы |
|
производственного |
обучения |
|
|
8 |
|||||||||
§ |
3. |
Домашние |
|
задания |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
||||
§ |
4. |
Наглядные |
методы |
обучения |
|
|
|
|
! 1 |
|||||||
§ |
5. |
Самостоятельные |
наблюдения |
учащихся . . . . |
13 |
|||||||||||
§ |
6. |
Учебно-производственные |
экскурсии |
|
|
|
14 |
|||||||||
§ |
7. |
Практические |
методы |
обучения . . . |
. |
. , . |
18 |
|||||||||
Г л а в а |
I I . Планирование и |
учет |
производственного |
обучения |
22 |
|||||||||||
§ |
8. |
Задачи |
планирования |
и |
учета |
|
|
|
|
>:2 |
||||||
§ |
9. |
Проведение |
занятий |
|
|
|
|
|
|
|
33 |
|||||
§ |
10. |
Оценка |
успеваемости |
учащихся |
|
|
|
38 |
||||||||
§ |
11. Новое |
в |
планировании |
и |
технических |
средствах |
|
|||||||||
|
|
обучения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
||
§ |
12. |
Обучение |
|
на |
опыте |
новаторов |
; |
|
|
4'3 |
||||||
Г л а в а |
I I I . Общие |
вопросы |
сборки машин |
|
|
|
50 |
|||||||||
§ |
13. |
Понятия |
об |
изделиях |
|
|
|
|
|
|
50 |
|||||
§ |
14. |
Виды |
соединений |
деталей |
машин |
|
|
|
53 |
|||||||
§ |
15. |
Расчет |
размерных цепей |
|
|
|
|
|
55 |
|||||||
§ 16. |
Борьба за качество, надежность и долговечность |
|
||||||||||||||
|
|
собираемой |
|
продукции |
|
|
|
|
|
|
56 |
|||||
Г л а в а |
IV . Сборка неразъемных соединений и трубопроводов |
59 |
||||||||||||||
§ |
17. |
Методические |
рекомендации |
|
|
|
|
|
59 |
|||||||
§ |
18. |
Болтовые |
и |
винтовые |
соединения . . . . . . |
62 |
||||||||||
§ |
19. |
Сборка |
заклепочных |
соединений . . . . . . . . |
74 |
|||||||||||
§ |
20. |
Соединение деталей |
сваркой |
и паянием . . . . |
78 |
268