Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
Например, нельзя охлаждать промасленные детали в жидком азоте или воздухе.
П р а в и л а т е х н и к и б е з о п а с н о с т и п р и ис п ы т а н и и у з л о в и м а ш и н :
перед началом испытания следует тщательно прове рить, не остались ли в машине неустановленные детали,
Рис. 103. Лестницы для выполнения |
слесарно-сборочных работ |
на высоте |
|
инструмент, обтирочные тряпки, которые могут послу жить причиной несчастных случаев или аварии во время испытания;
248
убедиться в исправности узла или машины, и если пуск никому не угрожает, можно дать сигнал о начале
испытания. Пуск или остановка машины |
производится |
|
только с разрешения мастера; |
|
|
испытанием руководит мастер или бригадир по пору |
||
чению мастера. Запрещается |
выполнять |
указания лиц, |
не ответственных за проведение |
испытания; |
не производить регулировку и смазку машины на ходу, это делается до пуска машины или после ее испы тания;
при испытании строго руководствоваться программой испытания; "
после испытания следует немедленно обесточить элек тропривод и только после этого приступить к осмотру и
устранению обнаруженных дефектов в |
машине. |
|
Т е х н и к а б е з о п а с н о с т и п р и |
р а б о т е |
н а |
в ы с о т е : |
|
|
собираемые узлы и изделия располагают под мосто выми кранами, кран-балкой, тельфером. Особо тяжелые узлы и детали опускают непосредственно на собираемую машину, минуя леса и подмостья. Для сборочных работ на высоких машинах используют лестницы, леса или спе циальные площадки;
при высоте изделий до 5 ж применяют приставные лестницы. Необходимо подробно объяснить учащимся устройство и правила пользования лестницами. Пристав ные лестницы (рис. 103) должны иметь устройство для закрепления их верхней части. Нижняя часть лестницы, в зависимости от материала пола, должна иметь устрой ства, предотвращающие скольжение. Для полов с ас фальтовым покрытием на концах должны быть острые наконечники, для полов с бетонным покрытием резино вые шайбы. Для.удобства выполнения работ верхнюю часть лестницы оборудуют сиденьем и различными "по лочками для инструментов. Леса и подмости должны быть прочными и устойчивыми.
Для продолжительных слесарно-сборочных рабог применяют специальные лестницы-площадки (рис. 104), которые позволяют слесарям-сборщикам более уверенно
выполнять различные сборочные |
операции |
на высоте |
|
от 2 до 4 ж от пола. Они могут |
быть |
стационарные и |
|
передвижные. |
|
|
|
П о д ъ е м н о - т р а н с п о р т н ы е |
п р и с п о с о б л е |
||
н и я . Слесарно-сборочные работы |
связаны |
с подъемом |
249
и перемещением тяжестей вручную и применением различного рода подъемно-транспортных механизмов.
Мастерам следует помнить, что согласно действую щим правилам к работе по перемещению грузов допу-і скаются лица, достигшие 18-летнего возраста и прошед шие медицинский осмотр.
К управлению кранами и подъемными механизмами с машинным приводом, а также к работам по подвязке грузов к крюку могут быть допущены только лица, про-
Рис. 104. Стремянка (а) и передвижной помост (б)
шедшие специальное обучение и имеющие о том удосто верение.
Для безопасности при ручном перемещении тяжестей учащиеся должны иметь необходимую подготовку и зна ние правил техники безопасности. Неумелое или непра вильное обращение с тяжестями может явиться причиной травматизма.
Несмотря на то, что учащиеся к управлению кранами и подъемно-транспортными механизмами не допускают ся, мастер обязан научить их понимать сигнализацию, применяемую при перемещении грузов мостовым краном.
Освещение вопросов организации труда учащихся и безопасности их работы на отдельных рабочих местах, а также на территории предприятия является важней шей задачей мастера производственного обучения,
Глава X
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
§ 46. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
Посещение учащимися цехов предприятия является необходимой составной частью подготовки квалифици рованных слесарей механосборочных работ. В слесарносборочных мастерских училища они в течение года овла девают операциями сборки отдельных механизмов, узлов машин, учатся проверять регулировку и испытание ма
шины в соответствии с техническими условиями. |
|
• |
Однако какими бы благоприятными не были |
в про |
|
фессионально-технических училищах условия для |
под |
готовки, они значительно отличаются от условий, харак терных для современного машиностроительного пред
приятия. Существенной является разница |
в организации |
и планировании сборочных работ, в том, |
какие применя |
ются подъемно-транспортные средства, в |
методах осуще |
ствления технологического процесса, в разнообразии при способлений и собираемых изделий и т. д.
При обучении учащихся на предприятиях создаются благоприятные возможности для воспитания профессио нальных навыков.
В производственных условиях можно разнообразить виды слесарно-сборочных работ; расширить круг при меняемого механизированного инструмента, работать в соответствии с установленным на предприятии режимом; освоить установленные производственные нормы, а так же приемы работ, применяемые новаторами производ ства.
Для наиболее успешного осуществления производст венного обучения на предприятиях необходимо провести большую подготовительную работу.
251
До вывода учащихся на |
производственную практику |
в училище должна быть |
проведена предварительная |
производственная и теоретическая подготовка в соответ ствии с учебными программами для подготовки слесарей механосборочных работ, а также тщательно изучены пра вила техники безопасности, охраны труда и противопо жарные мероприятия на предприятиях.
Производственная практика учащихся должна прово диться в полном соответствии с положением * о произ водственной практике.
Не менее чем за месяц до начала обучения на произ водстве училище совместно с предприятием определяют количество учащихся, направляемых для прохождения обучения, и устанавливают сроки и графики перевода учащихся с одной работы на другую с тем, чтобы каж дый учащийся научился самостоятельно выполнять все работы, предусмотренные учебной программой и квали фикационной характеристикой для подготовки слесарей механосборочных работ.
Для того чтобы правильно организовать на пред
приятиях |
процесс производственного |
обучения учащихся |
||||
и |
определить, |
какие формы |
организации учебной рабо |
|||
ты |
могут |
быть |
применены, |
руководителям |
и мастерам |
|
училища необходимо провести следующую работу: |
||||||
|
изучить производственный процесс и |
применяемые |
||||
на предприятии формы организации труда; |
|
|||||
|
выявить, в каких цехах или на каких участках лучше |
|||||
всего организовать производственное |
обучение; |
|||||
|
добиться представления на предприятии рабочих мест, |
|||||
дающих |
возможности планомерно изучать |
программу |
||||
производственного обучения |
слесарей |
механосборочных |
работ, освоить прогрессивную технологию и передовые методы труда;
обеспечить учащемуся на каждом рабочем месте про
изводственные |
работы, |
соответствующие |
требованиям |
||||
учебных программ; |
|
|
|
|
|||
определить |
формы организации обучения на пред |
||||||
приятии для учащихся каждой группы. |
|
|
|||||
Важное |
значение при |
обучении в условиях производ |
|||||
ства |
имеет |
выбор рабочих мест |
и производственных ра- |
||||
* |
Положение |
о производственной |
практике |
учащихся городских |
|||
профессионально-технических |
училищ |
(утверждено |
Государствен |
||||
ным |
комитетом |
Совета Министров СССР по |
профтехобразованию |
||||
29 апреля 1967 |
г.), |
|
|
|
|
252
бот. При выборе рабочих мест слесарей механосбороч ных работ необходимо стремиться к тому, чтобы они были расположены по возможности в одном цехе и ком пактно, чтобы оборудование, на котором будут работать учащиеся, было характерным для слесарей механосбо рочных работ; технологический процесс на представляе мых учащимся рабочих местах и оснащение должны соответствовать современному уровню техники производ ства, а объем и фронт работ обеспечивать загрузку всех учащихся и освоение ими передовых методов труда. Ра бочие места должны соответствовать всем требованиям техники безопасности, гигиены труда и производственной санитарии.
Выбирая объекты работ для учащихся, мастеру сле дует иметь в виду, чтобы объекты слесарно-сборочных работ были наиболее типичными для данного предприя тия, разнообразны, обеспечивали постепенное усложне ние заданий, требовали включения в производственный процесс наибольшего количества разнородных слесарносборочных операций и видов работ. Рекомендуется пре дусматривать выполнение учащимися некоторого коли чества работ более высокого уровня квалификации, чем те, которые требуются тарифно-квалификационным раз рядом.
При подготовке к производственной практике мастер должен учитывать, что учебная работа в цехах предприя тия значительно осложняется тем, что производственная деятельность этих цехов не может быть приспособлена только к учебным целям. Поэтому ему нужно заранее определить формы и методы обучения учащихся в цехах предприятия. Следует использовать все имеющиеся в слесарно-сборочных, ремонтных, экспериментальных и других цехах возможности для того, чтобы обеспечить учащихся рабочими местами и работой в соответствии с программными требованиями.
В тех случаях, когда трудно представить всем уча щимся работы в соответствии с учебными программами, мастер должен составить график перемещения учащихся по рабочим местам с таким расчетом, чтобы каждый уча щийся освоил современную технику, научился выполнять характерные виды работ по своей специальности по действующим нормам. При составлении графика сле дует учитывать необходимую загрузку отдельных уча щихся такими видами работ, которые они слабо усвоили.
253
Одним из важнейших условий обеспечения правиль ной производственной практики на предприятии являет ся выбор формы организации обучения.
§47. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
ВЦЕХАХ П Р Е Д П Р И Я Т И Я
Производственное обучение слесарей механосбороч ных работ в цехах предприятий проводится под руковод ством мастера и может быть организовано по-разному, в зависимости от организации производства на заводе, рода вьшускаемой продукции и многих других условий.
Наиболее распространенными формами учебной ра боты на предприятии являются:
а) обучение учебных групп на выделенных предприя тием самостоятельных учебных участках;
б) обучение отдельными ученическими бригадами на производственных участках;
в) выполнение учащимися учебно-производственных заданий в составе лучших бригад квалифицированных рабочих;
г) обучение учащихся на индивидуальных рабочих местах по сборке отдельных механизмов, узлов, машин; д) производственная практика на штатных рабочих
местах предприятия.
Та или иная форма организации обучения выбирается в.зависимости от форм организации труда рабочих сле- сарно-сборочных цехов или участков, организации тех
нологического |
процесса, |
а также фронта |
работ. |
|
О б у ч е н и е у ч е б н ы х г р у п п н а |
с а м о с т о я |
|||
т е л ь н ы х у ч е б н ы х |
у ч а с т к а х создает |
наиболее |
||
благоприятные |
условия |
для систематического |
прохож |
дения учебных программ и позволяют мастеру вести урок наиболее продуктивно. Поэтому такого рода обучение необходимо применять во всех случаях, когда это допу скается характером работ или условиями организации труда на предприятии.
Так как отдельные слесарно-сборочные цехи или уча стки на многих предприятиях специализируются на сбор ке продукции определенного вида, то в этих случаях сле дует добиваться выделения учебных участков в несколь ких цехах предприятия и обучение учащихся проводить по специальному графику, переводя их с одного участка па другой.
254