Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Например, нельзя охлаждать промасленные детали в жидком азоте или воздухе.

П р а в и л а т е х н и к и б е з о п а с н о с т и п р и ис ­ п ы т а н и и у з л о в и м а ш и н :

перед началом испытания следует тщательно прове­ рить, не остались ли в машине неустановленные детали,

Рис. 103. Лестницы для выполнения

слесарно-сборочных работ

на высоте

 

инструмент, обтирочные тряпки, которые могут послу­ жить причиной несчастных случаев или аварии во время испытания;

248

убедиться в исправности узла или машины, и если пуск никому не угрожает, можно дать сигнал о начале

испытания. Пуск или остановка машины

производится

только с разрешения мастера;

 

 

испытанием руководит мастер или бригадир по пору­

чению мастера. Запрещается

выполнять

указания лиц,

не ответственных за проведение

испытания;

не производить регулировку и смазку машины на ходу, это делается до пуска машины или после ее испы­ тания;

при испытании строго руководствоваться программой испытания; "

после испытания следует немедленно обесточить элек­ тропривод и только после этого приступить к осмотру и

устранению обнаруженных дефектов в

машине.

 

Т е х н и к а б е з о п а с н о с т и п р и

р а б о т е

н а

в ы с о т е :

 

 

собираемые узлы и изделия располагают под мосто­ выми кранами, кран-балкой, тельфером. Особо тяжелые узлы и детали опускают непосредственно на собираемую машину, минуя леса и подмостья. Для сборочных работ на высоких машинах используют лестницы, леса или спе­ циальные площадки;

при высоте изделий до 5 ж применяют приставные лестницы. Необходимо подробно объяснить учащимся устройство и правила пользования лестницами. Пристав­ ные лестницы (рис. 103) должны иметь устройство для закрепления их верхней части. Нижняя часть лестницы, в зависимости от материала пола, должна иметь устрой­ ства, предотвращающие скольжение. Для полов с ас­ фальтовым покрытием на концах должны быть острые наконечники, для полов с бетонным покрытием резино­ вые шайбы. Для.удобства выполнения работ верхнюю часть лестницы оборудуют сиденьем и различными "по­ лочками для инструментов. Леса и подмости должны быть прочными и устойчивыми.

Для продолжительных слесарно-сборочных рабог применяют специальные лестницы-площадки (рис. 104), которые позволяют слесарям-сборщикам более уверенно

выполнять различные сборочные

операции

на высоте

от 2 до 4 ж от пола. Они могут

быть

стационарные и

передвижные.

 

 

 

П о д ъ е м н о - т р а н с п о р т н ы е

п р и с п о с о б л е ­

н и я . Слесарно-сборочные работы

связаны

с подъемом

249



и перемещением тяжестей вручную и применением различного рода подъемно-транспортных механизмов.

Мастерам следует помнить, что согласно действую­ щим правилам к работе по перемещению грузов допу скаются лица, достигшие 18-летнего возраста и прошед­ шие медицинский осмотр.

К управлению кранами и подъемными механизмами с машинным приводом, а также к работам по подвязке грузов к крюку могут быть допущены только лица, про-

Рис. 104. Стремянка (а) и передвижной помост (б)

шедшие специальное обучение и имеющие о том удосто­ верение.

Для безопасности при ручном перемещении тяжестей учащиеся должны иметь необходимую подготовку и зна­ ние правил техники безопасности. Неумелое или непра­ вильное обращение с тяжестями может явиться причиной травматизма.

Несмотря на то, что учащиеся к управлению кранами и подъемно-транспортными механизмами не допускают­ ся, мастер обязан научить их понимать сигнализацию, применяемую при перемещении грузов мостовым краном.

Освещение вопросов организации труда учащихся и безопасности их работы на отдельных рабочих местах, а также на территории предприятия является важней­ шей задачей мастера производственного обучения,

Глава X

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

§ 46. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Посещение учащимися цехов предприятия является необходимой составной частью подготовки квалифици­ рованных слесарей механосборочных работ. В слесарносборочных мастерских училища они в течение года овла­ девают операциями сборки отдельных механизмов, узлов машин, учатся проверять регулировку и испытание ма­

шины в соответствии с техническими условиями.

 

Однако какими бы благоприятными не были

в про­

фессионально-технических училищах условия для

под­

готовки, они значительно отличаются от условий, харак­ терных для современного машиностроительного пред­

приятия. Существенной является разница

в организации

и планировании сборочных работ, в том,

какие применя­

ются подъемно-транспортные средства, в

методах осуще­

ствления технологического процесса, в разнообразии при­ способлений и собираемых изделий и т. д.

При обучении учащихся на предприятиях создаются благоприятные возможности для воспитания профессио­ нальных навыков.

В производственных условиях можно разнообразить виды слесарно-сборочных работ; расширить круг при­ меняемого механизированного инструмента, работать в соответствии с установленным на предприятии режимом; освоить установленные производственные нормы, а так­ же приемы работ, применяемые новаторами производ­ ства.

Для наиболее успешного осуществления производст­ венного обучения на предприятиях необходимо провести большую подготовительную работу.

251


До вывода учащихся на

производственную практику

в училище должна быть

проведена предварительная

производственная и теоретическая подготовка в соответ­ ствии с учебными программами для подготовки слесарей механосборочных работ, а также тщательно изучены пра­ вила техники безопасности, охраны труда и противопо­ жарные мероприятия на предприятиях.

Производственная практика учащихся должна прово­ диться в полном соответствии с положением * о произ­ водственной практике.

Не менее чем за месяц до начала обучения на произ­ водстве училище совместно с предприятием определяют количество учащихся, направляемых для прохождения обучения, и устанавливают сроки и графики перевода учащихся с одной работы на другую с тем, чтобы каж­ дый учащийся научился самостоятельно выполнять все работы, предусмотренные учебной программой и квали­ фикационной характеристикой для подготовки слесарей механосборочных работ.

Для того чтобы правильно организовать на пред­

приятиях

процесс производственного

обучения учащихся

и

определить,

какие формы

организации учебной рабо­

ты

могут

быть

применены,

руководителям

и мастерам

училища необходимо провести следующую работу:

 

изучить производственный процесс и

применяемые

на предприятии формы организации труда;

 

 

выявить, в каких цехах или на каких участках лучше

всего организовать производственное

обучение;

 

добиться представления на предприятии рабочих мест,

дающих

возможности планомерно изучать

программу

производственного обучения

слесарей

механосборочных

работ, освоить прогрессивную технологию и передовые методы труда;

обеспечить учащемуся на каждом рабочем месте про­

изводственные

работы,

соответствующие

требованиям

учебных программ;

 

 

 

 

определить

формы организации обучения на пред­

приятии для учащихся каждой группы.

 

 

Важное

значение при

обучении в условиях производ­

ства

имеет

выбор рабочих мест

и производственных ра-

*

Положение

о производственной

практике

учащихся городских

профессионально-технических

училищ

(утверждено

Государствен­

ным

комитетом

Совета Министров СССР по

профтехобразованию

29 апреля 1967

г.),

 

 

 

 

252


бот. При выборе рабочих мест слесарей механосбороч­ ных работ необходимо стремиться к тому, чтобы они были расположены по возможности в одном цехе и ком­ пактно, чтобы оборудование, на котором будут работать учащиеся, было характерным для слесарей механосбо­ рочных работ; технологический процесс на представляе­ мых учащимся рабочих местах и оснащение должны соответствовать современному уровню техники производ­ ства, а объем и фронт работ обеспечивать загрузку всех учащихся и освоение ими передовых методов труда. Ра­ бочие места должны соответствовать всем требованиям техники безопасности, гигиены труда и производственной санитарии.

Выбирая объекты работ для учащихся, мастеру сле­ дует иметь в виду, чтобы объекты слесарно-сборочных работ были наиболее типичными для данного предприя­ тия, разнообразны, обеспечивали постепенное усложне­ ние заданий, требовали включения в производственный процесс наибольшего количества разнородных слесарносборочных операций и видов работ. Рекомендуется пре­ дусматривать выполнение учащимися некоторого коли­ чества работ более высокого уровня квалификации, чем те, которые требуются тарифно-квалификационным раз­ рядом.

При подготовке к производственной практике мастер должен учитывать, что учебная работа в цехах предприя­ тия значительно осложняется тем, что производственная деятельность этих цехов не может быть приспособлена только к учебным целям. Поэтому ему нужно заранее определить формы и методы обучения учащихся в цехах предприятия. Следует использовать все имеющиеся в слесарно-сборочных, ремонтных, экспериментальных и других цехах возможности для того, чтобы обеспечить учащихся рабочими местами и работой в соответствии с программными требованиями.

В тех случаях, когда трудно представить всем уча­ щимся работы в соответствии с учебными программами, мастер должен составить график перемещения учащихся по рабочим местам с таким расчетом, чтобы каждый уча­ щийся освоил современную технику, научился выполнять характерные виды работ по своей специальности по действующим нормам. При составлении графика сле­ дует учитывать необходимую загрузку отдельных уча­ щихся такими видами работ, которые они слабо усвоили.

253

Одним из важнейших условий обеспечения правиль­ ной производственной практики на предприятии являет­ ся выбор формы организации обучения.

§47. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

ВЦЕХАХ П Р Е Д П Р И Я Т И Я

Производственное обучение слесарей механосбороч­ ных работ в цехах предприятий проводится под руковод­ ством мастера и может быть организовано по-разному, в зависимости от организации производства на заводе, рода вьшускаемой продукции и многих других условий.

Наиболее распространенными формами учебной ра­ боты на предприятии являются:

а) обучение учебных групп на выделенных предприя­ тием самостоятельных учебных участках;

б) обучение отдельными ученическими бригадами на производственных участках;

в) выполнение учащимися учебно-производственных заданий в составе лучших бригад квалифицированных рабочих;

г) обучение учащихся на индивидуальных рабочих местах по сборке отдельных механизмов, узлов, машин; д) производственная практика на штатных рабочих

местах предприятия.

Та или иная форма организации обучения выбирается в.зависимости от форм организации труда рабочих сле- сарно-сборочных цехов или участков, организации тех­

нологического

процесса,

а также фронта

работ.

 

О б у ч е н и е у ч е б н ы х г р у п п н а

с а м о с т о я ­

т е л ь н ы х у ч е б н ы х

у ч а с т к а х создает

наиболее

благоприятные

условия

для систематического

прохож­

дения учебных программ и позволяют мастеру вести урок наиболее продуктивно. Поэтому такого рода обучение необходимо применять во всех случаях, когда это допу­ скается характером работ или условиями организации труда на предприятии.

Так как отдельные слесарно-сборочные цехи или уча­ стки на многих предприятиях специализируются на сбор­ ке продукции определенного вида, то в этих случаях сле­ дует добиваться выделения учебных участков в несколь­ ких цехах предприятия и обучение учащихся проводить по специальному графику, переводя их с одного участка па другой.

254