Файл: История развития органов, осуществлявших полицейскую функцию 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Многообразие систем оценки усиливается и тем, что в США неоднородно распределены полномочия между полицейскими органами разного уровня: так, в ряде штатов полиция штата выполняет только задачи по обеспечению безопасности на дорогах, в других - и другие полицейские функции на территориях, не охваченных юрисдикцией муниципальной полиции. Вместе с тем, большинство полицейских функций в США выполняется именно местными департаментами полиции, формирующихся и подчиняются органам местного самоуправления. Как правило, оценка деятельности департамента полиции осуществляется внутри самого департамента, хотя ее результаты предоставляются на рассмотрение органам местного самоуправления или специально созданным наблюдательным советам.


В качестве примера, приведем департамент полиции Чикаго. Здесь система оценки полиции организационно выглядит следующим образом:

  1. Полицейская комиссия Чикаго. Она состоит из 9 жителей города, которые назначаются мэром за согласием с городским советом. К ее основным задачам относятся следующее:

- решение дисциплинарных дел по жалобам на неправомерные действия полиции;

- проведение ежемесячных общественных встреч с целью предоставления возможности членам общины задать вопросы и высказать замечания и пожелания комиссии, руководителю полиции и руководителю независимого органа по проверке полиции;

- определение кандидатуры на должность руководителя полиции для назначения мэром;

- утверждение правил деятельности полицейского департамента.

2. Независимый орган по проверке полиции, осуществляющий расследование жалоб на неправомерные действия полиции.

При этом следует обратить внимание, что в Чикаго (как и многих других городах) независимые органы осуществляют преимущественно оценку только законности действий сотрудников полиции, как правило, в случае наличия соответствующей жалобы. При этом результаты деятельности оцениваются самым департаментом полиции и, в отдельных случаях, органами городской власти.

Исторически сложилось, что при оценке работы полицейских подразделений в США внимание обращалось, прежде всего, на четыре показателя:

- снижение уровня преступности;

- количество арестов и задержаний;

- уровень раскрытия (соотношение между зафиксированными и раскрытыми преступлениями);

- время реагирования на вызовы.

Кроме этого, с введением системы community policing в ряде управлений в качестве показателя эффективности деятельности начал использоваться уровень удовлетворенности населения полицейскими услугами.

Существенное влияние на систему оценки работы полиции в США имело внедрение в Нью-Йорк системы Compstat и ее дальнейшее распространением в других городах США. В. Уолш определяет Compstat как целенаправленный стратегический управленческий процесс, использующий компьютерные технологии, оперативную стратегию и управленческую подотчетность с целью формирования подхода к обеспечению полицейским департаментом услуг в сфере контроля преступности.

Иными словами, Compstat является не только системой оценки деятельности полиции, но и системой управления ресурсами полицейского департамента. Ключевым элементом системы Compstat есть электронная база данных, в которой регулярно вносится информация о зарегистрированных преступлениях и правонарушениях. Использование компьютерных технологий позволяет выявлять всплески криминальной активности и формулировать подходы к их преодолению. Другим ключевым элементом Compstat являются периодические

встречи руководства полицейских участков, на которых обсуждается и оценивается состояние противодействия преступности.

В целом, выделяют четыре основных компонента Compstat:

1) своевременная и точная информация;

2) быстрое развертывание ресурсов;

3) эффективная тактика;

4) постоянное совершенствование.

Как уже указывалось, ключевым показателем, используемым при оценке работы полицейских подразделений в Compstat, является снижение уровня преступности. Как указывал один из инициаторов создания данной системы, комиссар полиции города Нью-Йорк в 1994-1996 годах В. Бреттон отмечает, что данная система фокусируется на «желаемых результатах - меньше преступности и больше безопасности - и мы начали достичь исторического сокращение преступности и улучшения качества жизни ».

Несмотря на то, что в целом Compstat зарекомендовал себя с положительной стороны, существует ряд замечаний к нему с точки зрения эффективности оценки деятельности полиции. В частности, система Compstat сосредоточена, прежде всего, на снижении уровня тяжкой преступности (изнасилование, ограбление, убийства) данный показатель не отражает эффективность противодействия преступности в полной мере, ведь, с одной стороны, фокусируется только на части правонарушений, а с другой - базируется на зарегистрированных полицией заявлениях о преступлении, а соответственно не отражает скрытую преступность. Кроме этого, высказывались опасения относительно возможностей манипуляции системой (в частности, путем отказа в регистрации преступлений, регистрация преступлений как менее тяжких и т.д.).

Также, следует иметь в виду, что Compstat является системой внутренней оценки; соответственно, для предоставления более объективной картины, необходимо ее сочетание с внешними методиками оценки. В связи с этим, на сегодняшний день существует ряд предложений по совершенствованию системы оценки деятельности полиции в США. В частности, достаточно широкое распространение получил метод сбалансированной системы показателей, заимствованный по корпоративному управлению.

Сбалансированная система показателей представляет собой систему стратегического менеджмента, основанную на показателях, которая позволяет привести деятельность организации в соответствии с ее стратегией и осуществлять мониторинг достижения стратегических целей.


Изменение в подходе к оценке проявляется не только в расширении круга параметров, но и в применении боль широкого перечня источников информации для проведения оценки. Так, если использование статистической информации полицейских департаментов и сегодня является элементом оценки практически везде в США, все шире для оценки привлекаются и внешние данные.

Подытоживая, можно указать на то, что, с одной стороны, в США сформированы значительная теоретическая база и практический опыт оценки деятельности полиции, однако собственно система оценки деятельности полиции как таковая на сегодня отсутствует. Несмотря на отсутствие системности в оценке полиции на национальном уровне, в контексте реформирования полиции в разных странах, чрезвычайно интересен опыт США в области разработки и использования методик исследования эффективности деятельности правоохранительных органов.
2.1 Становление полиции в Великобритании
Организованная работа полиции - это не современное понятие. У англосаксов были свои тайтинги, а в 18 веке были приходские констебли и сторожа. В течение этого периода закон и порядок во все большей степени полагались на ответственных граждан, выполняющих общественную службу через два основных офиса магистрата и констебля. Во времена Нормандии констебли были самыми важными местными избранными должностными лицами, но со временем они стали подчиняться магистратам, выполняя от их имени исполнительную функцию для поддержания мира.

Лишь в 19 веке полиция появилась в той форме, в какой мы ее знаем сегодня. Вслед за Законом о столичной полиции сэра Роберта Пиля 1829 года на улицах Лондона была введена концепция новой полиции, а ко времени принятия Закона о муниципальных корпорациях 1835 года эта система штатных профессиональных полицейских (как в отличие от приходских констеблей-любителей, работающих неполный рабочий день в составе «старой полиции») был распространен на 178 районов Англии и Уэльса18.

Хотя основные цели Закона 1835 года заключались в предоставлении избирательных прав большему количеству плательщиков городских налогов и формированию политически избранных городских советов, он также уполномочил эти новые городские советы формировать подкомитеты, называемые наблюдательными комитетами, которые должны были сформировать новую полицию для районов. Однако центральное правительство не осуществляло принудительного наблюдения, и поэтому некоторые районы лишь частично выполняли положения Закона о полиции, в то время как другие (в основном самые бедные и самые мелкие) их полностью игнорировали.


1960-е были десятилетием, связанным с крупными мировыми изменениями, как социальными, так и культурными. Что касается полицейской деятельности, 1960-е годы также принесли значительные изменения: большая доступность технологий (портативные и автомобильные радиоприемники и большая доступность транспортных средств); более высокие ожидания немедленного реагирования на чрезвычайные ситуации; и более высокая специализация офицеров (например, сотрудников дорожного движения и специализированных детективных бригад). Отказ опытных офицеров от передового пешего патрулирования в 1960-х и 1970-х годах превратил патрульного констебля из солидной, достойной фигуры прошлого, которая представляла собой костяк армии.

Великобритания является унитарным государством, структура ее полиции также отличается сложностью и высоким ступни децентрализации. В частности, в Англии и Уэльсе отсутствует единая полицейская служба. Зато эти части Великобритании обслуживаются 43 независимыми друг от друга полицейскими службами. Дополнительно, собственные полицейские силы имеют Шотландия и Северная Ирландия.

Согласно Акту о полиции 1996 года, основным органом, осуществляющим оценку работы полиции в Англии и Уэльсе является Инспекция по делам полиции (в Шотландии действует отдельная Инспекция по делам полиции в Шотландии, в Северной Ирландии данный орган проводит инспектирование по приглашению). Данный орган является одним из четырех инспекций в сфере правоохранительной деятельности (остальные три - Инспекция по делам прокуратуры, Инспекция по делам пробации и Инспекция по делам тюрем)19.

Британское законодательство предусматривает ряд гарантий независимости Инспекции. Инспекция не является частью правительства, не входит в состав министерств или органов полиции, и отчитывается непосредственно перед Парламентом. Инспекторы назначаются монархом, а не правительством или парламентом.

В деятельности Инспекции используется ряд форм оценки деятельности полиции. Национальные тематические инспекции осуществляются с целью исследования отдельных аспектов полицейской деятельности. Тематика инспекций может определяться инспекцией самостоятельно, исходя из результатов мониторинга или в соответствии поручению Министерства внутренних дел. Совместные инспекции осуществляются в сотрудничестве с другими подобными органами в сфере уголовной юстиции (Инспекция по делам прокуратуры, Инспекция по делам пробации и Инспекция по делам тюрем) и касаются отдельных направлений правоохранительной деятельности, охватывающих различных ветви правоохранительной системы (например Условия содержания задержанных, защита детей и т.д.). Наиболее масштабной является ежегодная обобщенная оценка территориальных служб полиции по методике PEEL.