Файл: Занятие по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста и заполните таблицу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дети должны вспомнить, что для этого ставили кубики. Воспитательница показывает банку с водой. Спрашивает, чем можно измерить воду в банке. Выслушивает ответы детей, уточняет, что чашка в данном случае будет меркой. Затем воспитательница начинает измерять, сколько чашек воды в банке, предлагает детям, отливая чашку воды, ставить кубик, чтобы лучше запомнить.что чашка должна быть полной, иначе она не будет меркой. Оказалось, что в банке две чашки воды. Далее воспитательница говорит, что воду можно измерять разными мерками: стаканом, чашкой, ложкой. Затем она спрашивает: «А что можно измерить полоской?» Дети отвечают: «Ленту, полоску бумаги, Тверевку».

После этого воспитательница предлагает измерять ложкой рис, который стоит у детей на столах, достать из коробок кружки, квадраты или счеты, чтобы отмечать, сколько ложек риса отсыпано.

Дети начинают работать: отмеряют рис и, насыпая ложку, кладут квадратик или кружок.

Воспитательница смотрит, у кого сколько ложек риса отсыпало (в бокалах было насыпано три ложки риса). Спрашивает после того, как все закончили работу: «У кого получилось три ложки риса?»

Дети отвечают. Воспитательница говорит, что риса у всех было по три ложки.

Если у детей получится разное количество ложек риса, воспитательница объясняет, почему произошла ошибка, подчеркивает, что мерка — ложка — должна быть обязательно полной («Такой, как я вам показала»).

Воспитательница предлагает детям посмотреть на стол, вспомнить, сколько чашек воды было в банке. Дети отвечают. Затем она показывает маленький стаканчик. «Как вы думаете, если мы будем мерить воду стаканчиком, число стаканчиков будет больше, чем чашек, или меньше?»


Дети отвечают: «Больше» — и объясняют почему.

После этого воспитательница отмеряет воду стаканчиком, обращая внимание детей на то, что мерка полная, и дети ставят кубики, по числу стаканчиков. Воспитательница предлагает детям сказать, сколько стаканов воды получилось. При ответах детей важно следить за тем, чтобы они обязательно называли после числа мерку, например девять стаканов воды.

1   2   3   4

3. Учить детей измерять длину и ширину предметов (стола) с помощью условной мерки

Повторить числовой ряд; знать предыдущее и последующее число 1? числовом ряду, игра «Соседи».

Материал для занятия

У воспитательницы— лента, полоски бумаги или картона (условные мерки).

У детей — полоски бумаги (мерки), прямоугольные листы бумаги, геометрические фигурки (фишки).

Ход занятия

На столе находятся различные предметы (стаканчик, ложка, полоска картона и др.). Воспитательница просит Детей вспомнить, что они делали на прошлом занятии. Дети должны ответить: «Мерили» или: «Измеряли».

После этого воспитательница спрашивает, как можно назвать лежащие на столе предметы. Предполагаемый ответ детей: «Мерки».

Воспитательница показывает детям ленту и просит измерить ее. Дети из условных мерок, лежащих на столе, выбирают полоску картона.

После измерения ленты воспитательница измеряет крышку стола. Воспитательница показывает, что мерить удобнее по краю стола (чтобы мерка не сдвигалась), и учит детей замечать то место, где был конец мерки, чтобы от него откладывать дальше.

Потом воспитательница просит измерить по длине и ширине лежащие у детей на столах листы бумаги. Детям раздаются заранее подготовленные мерки. Для удобства воспитательница предлагает отмечать фишками, сколько раз уложилась мерка.

После измерения воспитательница предлагает детям поиграть в игру «Соседи». Дети выкладывают на столах из числовых карточек ряд. Воспитательница называет число. Дети должны у себя на столах выдвинуть две карточки и объяснить, почему они являются соседями названного числа.


 

 

Задания по теме 3.2.  Развитие пространственных представлений дошкольников

 

Цель: закрепление знаний о развитии пространственных представлений дошкольников, формирование умения применять их для решения практических задач.

 

Задание 5. Разработайте комплекс заданий (не менее 4) по развитию временных и пространственных представлений у детей подготовительной группы, используя наглядные средства.

Задание 6. Составьте пособие по формированию у детей пространственных представлений – комплекс из 2-3 зрительных диктантов для детей 5-6 или 6-7 лет (по выбору обучающегося).

Обе части задания допустимо оформить в виде одной презентации.



Пространственное восприятие и умение ориентироваться в пространстве является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе.

Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, ориентироваться в пространстве. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Игры-занятия должны проходить в увлекательной игровой форме

НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ:

        1. Игры на формирование ориентировки «на себе»;
освоение «схемы собственного тела»

    Как правило, дети старшего дошкольного возраста неплохо ориентируются в схеме собственного тела по вертикальной и фронтальной оси, но не ориентируются в правой и левой частях тела. Поэтому особенное внимание следует уделить формированию понятий «левая сторона», «правая сторона» применительно к собственному телу ребенка.

    Здесь чаще используются задания на поднятие правой или левой руки, показа правого уха правой рукой, левой – левого и т.д. Постепенно задания усложняются.

    Игра «Обезьянки». Игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Ребенок показывает и называет части лица, головы, повторяя все действия за взрослым.

   Игра «Путаница». Детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой рукой - до левой пятки и т.д.

    2. Игры на формирование ориентировки в окружающем пространстве

   Игра «Что где находится?». Ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз, предлагают открыть глаза, и опять просят показать правую руку, назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.

   Игра «Заводная кукла». Детям предлагается представить, что они игрушки на пульте управления, которые умеют точно выполнять команды своего инструктора. Инструктор подает команды: «Игрушка, сделай два шага вперед, поворот налево. Руки за спину, один шаг назад. Руку правую вверх, три шага вперед и т.д.