Файл: Занятие по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста и заполните таблицу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
»

   «Что изменилось?». Цель: знакомство с тем, что пространственные отношения между предметами могут заменяться: предмет, который был наверху (слева), сможет оказаться внизу (справа), и наоборот.

    3. Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги)

   «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

   Вариант 1: Взрослый просит найти изображение какого-то предмета и определить: - что изображено справа от него, - что нарисовано под ним, - что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

  Вариант 2: Взрослый просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся: - в правом верхнем углу, - вдоль нижней стороны листа, - в центре листа, и т.п.

   «Геометрический диктант». Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Взрослый даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения.

  «Я еду на машине». Перед  ребёнком лист бумаги (А4) и маленькая машинка. Дети, слушая инструкции, передвигают машинку в нужном направлении. Например, из центра листа машинка поехала в правый нижний угол, затем вдоль правой стороны в правый верхний угол, затем в левый нижний угол, к середине правой стороны и т.д.

    4. Игры на восприятие пространственных отношений между предметами 


   «Давай меняться». Цель – формирование умения определять свое местоположение по заданным ориентирам. Даётся инструкция: например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина.

   «Да-нет». Цель – формирование умения определять пространственное положение предмета. Например: «Я загадаю предмет, а вы с помощью вопросов должны определить его местонахождение». Дети задают вопросы: «Этот предмет находится справа? Справа у окна? Справа у розы? На подставке? В шкафу? На верхней полке?» и т.д.

   «Волшебное дерево». Цель – формирование умения отражать пространственные отношения между предметами в речи. Дети называют местоположение яблок, гусениц, облака по отношению к дереву

  «Новоселье». Каждый из детей по очереди должен «заселить» дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т.д. 

   5. Игры для развития и уточнения временных представлений.

  «Закончи предложение»     

Если сегодня понедельник, то завтра будет...                                                                                                                                            

Если сегодня суббота, то завтра будет…                                                                      

Если сегодня пятница, то вчера была…                                                                        

Если сегодня вторник, то вчера был…                                                                        

Если сегодня воскресенье, то вчера была…

   «Догадайся, какое время года

?»                                                                                    

  Сегодня плохая погода. На улице холодно. Дует сильный ветер, почти весь день идет дождь.

   «Когда это бывает?»

Снег на полях,

Лед на реках,

Ветер гуляет

Когда это бывает? (Зимой.)

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает

Когда это бывает? (Летом.)

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает —

Когда это бывает? (Весной.)

Пусты поля,

Мокнет земля,

Лист опадает —

Когда это бывает? (Осенью.)

«Назови соседей»

-  Назови соседей утра.

-  У части суток - утра соседи - ночь и день, потому что до утра - ночь, а после утра наступает день.

-  Назови соседей ночи.

            Формирование у детей элементарных представлений и понятий о времени и пространстве позволяет детям лучше ориентироваться в окружающей действительности, планировать свою деятельность, регулировать её во времени, а это в свою очередь благоприятно сказывается на воспитании таких необходимых в учении качеств, как самостоятельность, организованность, собранность, целеустремленность. Развитие пространственных и временных представлений в дошкольный период - необходимое условие успешного обучения в школе.

 

 Задания по теме 3.3. Развитие временных представлений дошкольников

 

Цель: закрепление знаний о развитии временных представлений дошкольников, формирование умения применять их для решения практических задач.

 

Задание 7. Выделите временные категории, которые усваивают дети в разных возрастных группах (заполните таблицу).


Возрастная группа

Временная категория

Вторая младшая группа

детей учат ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, утро-вечер. Начиная с четвертого года жизни формирование временных представлений, осуществляется на занятиях по математике. Основными методами и приемами при этом выступают: наблюдения, беседы (вопросы), объяснения, показ, художественное слово, упражнения, приучение, дидактические игры и др.Воспитатель следит за тем, чтобы дети употребляли слова: «утро», «день», «вечер».

Средняя группа

у детей расширяют представления о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро-день-вечер-ночь). Объясняют значение слов: вчера, сегодня, завтра. Следует научить детей различать и правильно употреблять слова: «сегодня», «завтра», «вчера».


Старшая группа

детям дают представление о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки. Учат на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. Одной из задач в старшей группе является формирование у детей знаний о неделе. Ознакомление дошкольников с днями недели следует соотносить как меру рабочего и выходного времени. В неделе семь суток.

Подготовительная группа

детям дают элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, о последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Учат пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом до, после, раньше, позже, в одно и то же время. Развивают «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час) Учат определять время по часам с точностью до 1 часа.

Задание 8. Проведите анализ самостоятельно составленного конспекта занятия по теме «Ориентировка во времени» по заданным критериям. Ответ представьте в виде таблицы


Вопросы

Возрастная группа

Комментарий

Соответствие занятия перспективному плану

Занятие составлено в соответствии с перспективным планом и темой недели.

Соответствие поставленных на занятии задач

возрастным психологическим особенностям детей группы

Занятие соответствует возрасту детей 6 -7 лет

требованиям учебной программы дошкольного образования

Построено с учётом требований программы ДО

Наличие триединой дидактической задачи (воспитание, обучение, развитие)

На занятии решаются воспитательные, обучающие и развивающие задачи.

Подготовка

к занятию

Санитарно-гигиенические требования (уборка, проветривание, освещение, расстановка мебели и др.)

Занятие построено с учётом всех санитарно-гигиенических требований

Эстетичное оформление наглядных материалов

Все наглядные материалы красочно и эстетически оформлены

Педагогическая целесообразность предлагаемых материалов

Каждый из предлагаемых на занятии материалов необходим для достижения определённой цели

Рациональность, доступность размещения наглядности и оборудования

Всё используемое на занятии оборудование и средства наглядности находятся в свободном доступе

Форма организации занятия и их оправданность: коллективная, подгрупповая, работа в паре, сочетание разных форм

На занятии используется преимущественно фронтальная, коллективная и подгрупповая формы работы.

Эффективность используемых методов (поисковый метод, исследовательский, игровой, проблемная ситуация, метод упражнений и другие) и приёмов (объяснение, уточнение, напоминание, указание, показ, художественное слово и т. д.)

На занятии используются такие эффективные методы работы как: игровой метод, метод упражнений, а также приёмы: объяснение, уточнение, напоминание, указание, показ, художественное слово и т.д.

Реализация здоровьесберегающего подхода

Индивидуально-дифференцированный подход к детям

На занятии осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям. Педагог при необходимости оказывает детям необходимую помощь или даёт дополнительное задание. Задавая вопросы, педагог распределяет их по сложности, учитывая уровень развития детей.

Оптимальная длительность занятия

Длительность занятия соответствует возрасту детей.

Интеграция разных видов детской деятельности

На занятии предусмотрена интеграция таких образовательных областей как: социально – коммуникативное,

познавательное,

речевое, художественно – эстетическое и

физическое развитие.

Использование физкультминутки, смена поз

На занятии предусмотрена постоянная смена поз и физминутка для снятия мышечного напряжения и предотвращения переутомления

Контроль за правильностью осанки

Педагог напоминает детям о необходимости следить за своей осанкой и контролирует её на протяжении занятия.

Анализ деятельности детей на занятии (если указано в конспекте)

Интерес

Интерес детей поддерживался на протяжении всего занятия благодаря различным методам и формам работы

Активность

Занятие построено таким образом, чтобы все дети были проявляли активность.


Проявление инициативы

Каждый из детей имеет возможность проявить инициативу

Полнота   ответов

Вопросы педагога требуют от детей полных и развёрнутых ответов.

Умение адекватно оценивать собственную работу

В конце занятия предусмотрено проведение самоанализа и самооценки, что способствует формированию у детей умения адекватно оценивать собственную работу

Предоставление детям свободы выбора деятельности, способа деятельности, материала, партнёра по деятельности

На занятии дети имеют возможность самостоятельно выбрать партнёра для деятельности и материал.

Рефлексия

В заключении занятия проводится его обсуждение, выявление возникших сложностей и определение наиболее понравившихся моментов.