Файл: Иванов, А. Н. Развитие конструкций снегоочистительных машин обзор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬНОГО, ДОРОЖНОГО И КОММУНАЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

Т Е Х Н И Ч Е С К О Е У П Р А В Л Е Н И Е

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИИ И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИИ ПО СТРОИТЕЛЬНОМУ, ДОРОЖНОМУ И КОММУНАЛЬНОМУ МАШИНОСТРОЕНИЮ

С Е Р И Я 1

14-74-28

РАЗВИТИЕ КОНСТРУКЦИЙ

СНЕГООЧИСТИТЕЛЬНЫХ МАШИН

ОБЗОР

МОСКВА 1974

УДК 625.768.5

Год. г;

. с

;

на} ний-юлпм-'

б'^блуК» О'':'п.

4 {1TAfibHOI О С \Г "

~ м :

Т т

&

В обзоре приведены

основные

сведения о свойст­

вах снежных отложений на дорожных и аэродромных покрытиях и о способах их удаления. Проанализиро­ ваны современные отечественные и зарубежные кон­ струкции роторных, газоструйных и плужных снего­ очистителей. Приведены аналитические зависимости, описывающие процесс работы снегоочистителей, а так­ же зависимости, рекомендуемые для выбора парамет­ ров рабочего оборудования снегоочистителей. Намече­ ны тенденции дальнейшего развития снегоочистителей на основе приведенных перспективных типоразмерных рядов этих машин. Приведены основные аспекты опре­ деления экономической эффективности новых машин С учетом сопряженного эффекта в транспорте.

Обзор предназначен для работников НИИ и кон­ структорских бюро, занимающихся проектированием и созданием снегоочистителей, а также может быть ис­ пользован студентами старших курсов автодорожных факультетов.

Обзор представлен В1 ШИстройдормашем (авторы кандидаты техн. наук А. И. Иванов, В. А- Мишин).

В В Е Д Е Н И Е

Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану предусмотрено повысить темпы развития строительно-до­ рожного машиностроения. В том числе предстоит увеличить выпуск современных снегоочистительных машин.

Создание

технически совершенных

и

экономически вы-

'годных снегоочистительных машин имеет

большое значение.

В настоящее

время наиболее массово

выпускаются снего­

очистители ДЭ-210 и Д-902, которые используются в основ­ ном на аэродромах и автомагистралях союзного значения.

Особое внимание следует уделить созданию машин для патрульной очистки дорог и аэродромов, таких, как плуж­ ные, плужно-щеточные и газоструйные снегоочистители. Некоторые из них уже созданы и выпускаются, другие раз­ рабатываются.

Для определения времени нахождения снега на дорогах и аэродромах с момента его выпадения до удаления (или между проходами снегоочистителя) целесообразно обратить­ ся к опыту практики зимнего содержания дорог и аэродро­

мов. В «Указаниях по

защите и

очистке

автомобильных

дорог от снега»,

утвержденных

Министром

строительства

и эксплуатации,

автомобильных

дорог

РСФСР

7 августа

1969 г., рекомендуется

при расчетах

принимать

толщину

снегонакопления на дорожном полотне при патрульной очист­ ке не более 3 см для общегосударственных, республиканских и областных дорог и не более 5 см для местных дорог. Газо­

струйные снегоочистители

могут

эффективно

убирать снег,

только когда он представляет сыпучую массу

с

небольшим

сцеплением. При разработке технологии

удаления

снега с

автомобильных дорог и аэродромов необходимо

учитывать

основные физические процессы,

оказывающие

влияние на

упрочнение снега.

необходимы

на

Крайнем

Севере,

Специальные машины

в Сибири, на дорогах с нерегулярным

характером

зимнего

содержания, в том числе и горных.

 

 

 

 

 

 

3


Трудности

зимнего

содержания таких объектов

обуслов­

лены рядом причин:

 

 

 

 

 

 

— частые и обильные снегопады, продолжающиеся пять—

десять дней;

за

этот

период

толщина снежного

покрова

может достигать

2 л

с учетом

усадки и уплотнения

от воз­

действия ветра;

 

 

 

 

 

 

 

— снежные

заносы; основной причиной заносов

явля­

ются ветры, скорость которых достигает 40 м/сек\

высота за­

----- завалы,

образуемые снежными

лавинами;

валов достигает 30 м.

 

 

 

 

 

 

 

 

СВОЙСТВА СНЕГА

 

 

 

Характер

формирования снежного

покрова

и

физико­

механические свойства снега в значительной степени опреде­ ляют условия и средства очистки дорог и аэродромов от снега. Установлено, что снег в зависимости от характера нагрузки и скорости ее приложения может проявлять свой­ ства упругих или пластичных материалов. Изменение плот­ ности снега зависит от его температуры и удельного давле­ ния на поверхность снега. С повышением температуры снег сжимается до большей плотности при той же удельной на­ грузке. Степень уплотнения снега зависит от его начальной плотности и структуры.

Изменение свойств снежных отложений под влиянием внешних воздействий окружающей среды называется мета­ морфизмом (радикальное изменение — новое формирова­ ние — кристаллического вещества).

Метаморфизм характеризуется тремя процессами: 1) ре­ кристаллизацией; 2) сублимационно-термодинамическим из­ менением структуры снега; 3) плавлением и повторным за­

мерзанием (метаморфизм таяния). Эти процессы

могут про­

являться как в отдельности, так и в сочетании

друг

с дру­

гом.

 

 

 

 

Рекристаллизация

представляет собой

перераспределе­

ние атомов н молекул

с кристаллической

решетки

одного

кристалла на решетку другого и срастание отдельных кри­ сталлов. Поскольку снег состоит из беспорядочно располо­ женных кристаллов неодинакового размера, значения энер­ гии отделения молекул для них различны. Поэтому кристал­ лы, которые морфологически не находятся в равновесии, могут изменять свою форму.

Внешние нагрузки, воздействуя на снежный покров, вы­ зывают измельчение кристаллов снега и их уплотнение. Начинается интенсивный обмен молекулами пара между об-

4


ломками кристаллов. Происходит непрерывный рост новых связей, что приводит к увеличению внутренних сил сцепле­ ния в снежном покрове. Чем больше снег измельчен, тем интенсивнее протекает его упрочнение. Этот процесс получил название деструктивного метаморфизма. Последующий ин­ тенсивный рост некоторых кристаллов, опережающий уве­ личение связей между зернами, получил название конструк­ тивного метаморфизма. Поскольку связи между зернами увеличиваются медленнее, чем происходит рост кристаллов, часто наблюдается ослабление внутреннего сцепления. При температуре, близкой к 0°С, метаморфизм ускоряется.

В основе метаморфизма таяния лежат резкие темпера­ турные колебания окружающей среды, а также другие внеш­ ние воздействия: интенсивность торможения транспорта, рас­ крутка колес самолетов, воздействие горячих газов авиа­ ционных двигателей. В частности, массовый сход лавин на­ чинается в период, когда поднимающаяся весной средне­ суточная температура переходит через нуль. При оттепелях вода проникает в снежный покров, ослабляются связи сне­ га с грунтом, и пласт снега срывается с откоса. Снежный покров постоянно находится в состоянии эволюции. Свойства снежного покрова непрерывно изменяются во времени в за­ висимости от внешних факторов, а прочностные свойства снега зависят не только от плотности и температуры снега, но также и от степени его перемешивания.

Одним из важнейших показателей физико-механических свойств снега является его твердость. Твердость, таранное сопортивление или несущая способность снежного покрова,

имеющие одинаковый

физический смысл,

характеризуют

способность материала

сопротивляться

проникновению в

него другого не получающего

остаточных деформаций тела.

Этот показатель определяет

сопротивление

снега вдавлива­

нию в него режущей кромки

рабочего

органа и изменяется

в широком диапазоне. Это, в частности, объясняется резкой сменой температур в течение суток. Так, например, в горных условиях ночыо и утром температура воздуха составляет до —15°С и ниже, а днем —3—5°С. Плотность обтаявшего и осев­ шего за день снега составляет 0,55—0,65 т/м3, а смерзшийся за ночь снег приобретает весьма высокую твердость.

Твердость снега определяется с помощью твердомеразонда, таранное сопротивление — по пенетрометру Хэфели. Принцип их действия основан на проникновении в снег ко­ нуса определенного сечения под действием груза,, падаю­ щего с заданной высоты. Определение несущей способности снега основано на проникновении в снег плоского штампа определенного сечения. Экспериментально установлено, что, чем больше плотность снега и ниже температура воздуха,

5


тем больше зона упругого

линейно-деформируемого

состоя­

ния.

 

 

 

 

 

 

 

следую­

Анализируя приведенные данные, можно сделать

щие выводы:

 

 

свойствам

снег

следует

от­

1. По физико-механическим

нести к упругопластичному материалу.

Соотношение между

упругой и пластичной

деформациями

зависит

от состояния

снега, а также от величины

и характера

приложения

на­

грузки.

отдельных частиц снега

между собой

2. Силы сцепления

и с покрытием изменяются

в

зависимости

от

состояния

снега.

3. Усиление внутренних связей снега является результатом деструктивного метаморфизма и, в ряде случаев, метаморфиз­ ма таяния.

При сжатии в снегу происходят два противоположных, процесса — уплотнение и разрушение структуры снежного покрова в целом. Структурная неоднородность снега, вели­ чина и форма кристаллов, их связи образуют тот внутренний скелет, от строения которого зависит прочность снежного массива.

Сопротивление срезу является суммой сопротивлений сжатию, разрыву и сдвигу. Если от сил сцепления зависит прочность снега на разрыв, то сдвиговые характеристики включают в себя, кроме адгезионных сил, также силы коге­ зии, или сопротивление трению твердых частиц по поверхно­ сти скольжения. Пока эти силы в снежном массиве уравно­ вешены, деформации сдвига не происходит. Она начинается тогда, когда кристаллические связи снега, как сыпучей сре­ ды, не выдерживают напряжения, создаваемого текучестью снега. Возникают трещины сдвига, поверхности которых и являются поверхностями внутреннего трения снега.

Силы внешнего трения включаются в работу, когда из-за

нарушенного равновесия

сдвинутые

пласты снега сползают

по склону (лавины), или

когда снег

сдвигается ножом (от­

валом) снегоочистителя.

 

 

РОТОРНЫЕ СНЕГООЧИСТИТЕЛИ

Роторный снегоочиститель при работе выполняет две ос­ новные операции — вырезает снег из массива и отбрасывает' его в сторону.

Известны четыре типа роторных снегоочистителей: плужно-роторные, шнеко-роторные, фрезерно-роторные и с со­ вмещенным рабочим органом.

В плужно-роторном снегоочистителе питание ротора осуществляется в основном за счет поступательного переме­

6


щения машины, поэтому плужно-роторные снегоочистители целесообразно применять на сухом рыхлом снеге малой плотности и твердости.

У шнеко-роторных снегоочистителей забой разрабаты­ вают полностенные шнеки, расположенные друг над другом. Эти шнеки имеют значительную металлоемкость и невысо­ кую пропускную способность и, кроме того, не могут раз­ рабатывать снег с высокой прочностью. Питание ротора в этом снегоочистителе осуществляется в значительной степе­ ни также за счет поступательного движения машины.

Совмещенный рабочий орган снегоочистителя з виде фрезерного барабана системы «Peter» или «Schmidt» одно­ временно разрабатывает забой и отбрасывает снег в сто­ рону. Однако, обладая высокой режущей способностью, он имеет малую производительность и небольшую дальность отбрасывания снежной массы. Это объясняется малой про­ пускной способностью лопастей фрезы, выполняющих функ­ ции ротора; для отбрасывания снега и разработки забоя требуются различные окружные скорости рабочих элемен­ тов, а при совмещении скоростей ухудшается и та и другая функция рабочего органа; кроме того, при отбрасывании снежная струя, которая получается порционной и недоста­ точно плотной, меняет направление в патрубке на 90°, что резко уменьшает дальность отбрасывания.

Фрезерно-роторный рабочий орган представляет собой комбинацию фрезерного питателя, выполняемого обычно в виде безбарабанного многозаходного ленточного шнека, и одного или двух роторов-метателей.

Опыт эксплуатации снегоочистителей в нашей стране с учетом климатических условий, физико-механических свойств снега и характеристик дорог показывает, что роторные сне­ гоочистителя должны отвечать следующим требованиям:

1) обеспечивать разработку

снега

высокой

прочности;

при этом следует учитывать, что

при

расчистке

дорог пре­

ходится удалять и снежные валы вдоль обочин, и наледи с уплотненным снегом в колее, и мощные снежные валы при заносах;

2) конструкция рабочего оборудования и трансмиссии должна обеспечивать их предохранение от поломок при на­ личии в разрабатываемом снеге камней и других инородных предметов;

3) рабочее оборудование должно быть

компактно и

иметь минимальную массу, чтобы в качестве

шасси можно

было использовать

серийный

автомобиль или

промышлен­

ный трактор;

рабочего

органа должна

обеспечивать

4) конструкция

разработку снега боковыми

гранями;

 

■7