Файл: Иванов, А. Н. Развитие конструкций снегоочистительных машин обзор.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬНОГО, ДОРОЖНОГО И КОММУНАЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
Т Е Х Н И Ч Е С К О Е У П Р А В Л Е Н И Е
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИИ И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИИ ПО СТРОИТЕЛЬНОМУ, ДОРОЖНОМУ И КОММУНАЛЬНОМУ МАШИНОСТРОЕНИЮ
С Е Р И Я 1 |
14-74-28 |
РАЗВИТИЕ КОНСТРУКЦИЙ
СНЕГООЧИСТИТЕЛЬНЫХ МАШИН
ОБЗОР
МОСКВА 1974
УДК 625.768.5
Год. г; |
. с |
; |
на} ний-юлпм-'
б'^блуК» О'':'п.
4 {1TAfibHOI О С \Г "
~ м : |
Т т |
& |
В обзоре приведены |
основные |
сведения о свойст |
вах снежных отложений на дорожных и аэродромных покрытиях и о способах их удаления. Проанализиро ваны современные отечественные и зарубежные кон струкции роторных, газоструйных и плужных снего очистителей. Приведены аналитические зависимости, описывающие процесс работы снегоочистителей, а так же зависимости, рекомендуемые для выбора парамет ров рабочего оборудования снегоочистителей. Намече ны тенденции дальнейшего развития снегоочистителей на основе приведенных перспективных типоразмерных рядов этих машин. Приведены основные аспекты опре деления экономической эффективности новых машин С учетом сопряженного эффекта в транспорте.
Обзор предназначен для работников НИИ и кон структорских бюро, занимающихся проектированием и созданием снегоочистителей, а также может быть ис пользован студентами старших курсов автодорожных факультетов.
Обзор представлен В1 ШИстройдормашем (авторы кандидаты техн. наук А. И. Иванов, В. А- Мишин).
В В Е Д Е Н И Е
Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану предусмотрено повысить темпы развития строительно-до рожного машиностроения. В том числе предстоит увеличить выпуск современных снегоочистительных машин.
Создание |
технически совершенных |
и |
экономически вы- |
'годных снегоочистительных машин имеет |
большое значение. |
||
В настоящее |
время наиболее массово |
выпускаются снего |
очистители ДЭ-210 и Д-902, которые используются в основ ном на аэродромах и автомагистралях союзного значения.
Особое внимание следует уделить созданию машин для патрульной очистки дорог и аэродромов, таких, как плуж ные, плужно-щеточные и газоструйные снегоочистители. Некоторые из них уже созданы и выпускаются, другие раз рабатываются.
Для определения времени нахождения снега на дорогах и аэродромах с момента его выпадения до удаления (или между проходами снегоочистителя) целесообразно обратить ся к опыту практики зимнего содержания дорог и аэродро
мов. В «Указаниях по |
защите и |
очистке |
автомобильных |
|||
дорог от снега», |
утвержденных |
Министром |
строительства |
|||
и эксплуатации, |
автомобильных |
дорог |
РСФСР |
7 августа |
||
1969 г., рекомендуется |
при расчетах |
принимать |
толщину |
снегонакопления на дорожном полотне при патрульной очист ке не более 3 см для общегосударственных, республиканских и областных дорог и не более 5 см для местных дорог. Газо
струйные снегоочистители |
могут |
эффективно |
убирать снег, |
||||
только когда он представляет сыпучую массу |
с |
небольшим |
|||||
сцеплением. При разработке технологии |
удаления |
снега с |
|||||
автомобильных дорог и аэродромов необходимо |
учитывать |
||||||
основные физические процессы, |
оказывающие |
влияние на |
|||||
упрочнение снега. |
необходимы |
на |
Крайнем |
Севере, |
|||
Специальные машины |
|||||||
в Сибири, на дорогах с нерегулярным |
характером |
зимнего |
|||||
содержания, в том числе и горных. |
|
|
|
|
|
|
3
Трудности |
зимнего |
содержания таких объектов |
обуслов |
|||||
лены рядом причин: |
|
|
|
|
|
|
||
— частые и обильные снегопады, продолжающиеся пять— |
||||||||
десять дней; |
за |
этот |
период |
толщина снежного |
покрова |
|||
может достигать |
2 л |
с учетом |
усадки и уплотнения |
от воз |
||||
действия ветра; |
|
|
|
|
|
|
|
|
— снежные |
заносы; основной причиной заносов |
явля |
||||||
ются ветры, скорость которых достигает 40 м/сек\ |
высота за |
|||||||
----- завалы, |
образуемые снежными |
лавинами; |
||||||
валов достигает 30 м. |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
СВОЙСТВА СНЕГА |
|
|
|
|||
Характер |
формирования снежного |
покрова |
и |
физико |
механические свойства снега в значительной степени опреде ляют условия и средства очистки дорог и аэродромов от снега. Установлено, что снег в зависимости от характера нагрузки и скорости ее приложения может проявлять свой ства упругих или пластичных материалов. Изменение плот ности снега зависит от его температуры и удельного давле ния на поверхность снега. С повышением температуры снег сжимается до большей плотности при той же удельной на грузке. Степень уплотнения снега зависит от его начальной плотности и структуры.
Изменение свойств снежных отложений под влиянием внешних воздействий окружающей среды называется мета морфизмом (радикальное изменение — новое формирова ние — кристаллического вещества).
Метаморфизм характеризуется тремя процессами: 1) ре кристаллизацией; 2) сублимационно-термодинамическим из менением структуры снега; 3) плавлением и повторным за
мерзанием (метаморфизм таяния). Эти процессы |
могут про |
|||
являться как в отдельности, так и в сочетании |
друг |
с дру |
||
гом. |
|
|
|
|
Рекристаллизация |
представляет собой |
перераспределе |
||
ние атомов н молекул |
с кристаллической |
решетки |
одного |
кристалла на решетку другого и срастание отдельных кри сталлов. Поскольку снег состоит из беспорядочно располо женных кристаллов неодинакового размера, значения энер гии отделения молекул для них различны. Поэтому кристал лы, которые морфологически не находятся в равновесии, могут изменять свою форму.
Внешние нагрузки, воздействуя на снежный покров, вы зывают измельчение кристаллов снега и их уплотнение. Начинается интенсивный обмен молекулами пара между об-
4
ломками кристаллов. Происходит непрерывный рост новых связей, что приводит к увеличению внутренних сил сцепле ния в снежном покрове. Чем больше снег измельчен, тем интенсивнее протекает его упрочнение. Этот процесс получил название деструктивного метаморфизма. Последующий ин тенсивный рост некоторых кристаллов, опережающий уве личение связей между зернами, получил название конструк тивного метаморфизма. Поскольку связи между зернами увеличиваются медленнее, чем происходит рост кристаллов, часто наблюдается ослабление внутреннего сцепления. При температуре, близкой к 0°С, метаморфизм ускоряется.
В основе метаморфизма таяния лежат резкие темпера турные колебания окружающей среды, а также другие внеш ние воздействия: интенсивность торможения транспорта, рас крутка колес самолетов, воздействие горячих газов авиа ционных двигателей. В частности, массовый сход лавин на чинается в период, когда поднимающаяся весной средне суточная температура переходит через нуль. При оттепелях вода проникает в снежный покров, ослабляются связи сне га с грунтом, и пласт снега срывается с откоса. Снежный покров постоянно находится в состоянии эволюции. Свойства снежного покрова непрерывно изменяются во времени в за висимости от внешних факторов, а прочностные свойства снега зависят не только от плотности и температуры снега, но также и от степени его перемешивания.
Одним из важнейших показателей физико-механических свойств снега является его твердость. Твердость, таранное сопортивление или несущая способность снежного покрова,
имеющие одинаковый |
физический смысл, |
характеризуют |
||
способность материала |
сопротивляться |
проникновению в |
||
него другого не получающего |
остаточных деформаций тела. |
|||
Этот показатель определяет |
сопротивление |
снега вдавлива |
||
нию в него режущей кромки |
рабочего |
органа и изменяется |
в широком диапазоне. Это, в частности, объясняется резкой сменой температур в течение суток. Так, например, в горных условиях ночыо и утром температура воздуха составляет до —15°С и ниже, а днем —3—5°С. Плотность обтаявшего и осев шего за день снега составляет 0,55—0,65 т/м3, а смерзшийся за ночь снег приобретает весьма высокую твердость.
Твердость снега определяется с помощью твердомеразонда, таранное сопротивление — по пенетрометру Хэфели. Принцип их действия основан на проникновении в снег ко нуса определенного сечения под действием груза,, падаю щего с заданной высоты. Определение несущей способности снега основано на проникновении в снег плоского штампа определенного сечения. Экспериментально установлено, что, чем больше плотность снега и ниже температура воздуха,
5
тем больше зона упругого |
линейно-деформируемого |
состоя |
|||||||
ния. |
|
|
|
|
|
|
|
следую |
|
Анализируя приведенные данные, можно сделать |
|||||||||
щие выводы: |
|
|
свойствам |
снег |
следует |
от |
|||
1. По физико-механическим |
|||||||||
нести к упругопластичному материалу. |
Соотношение между |
||||||||
упругой и пластичной |
деформациями |
зависит |
от состояния |
||||||
снега, а также от величины |
и характера |
приложения |
на |
||||||
грузки. |
отдельных частиц снега |
между собой |
|||||||
2. Силы сцепления |
|||||||||
и с покрытием изменяются |
в |
зависимости |
от |
состояния |
снега.
3. Усиление внутренних связей снега является результатом деструктивного метаморфизма и, в ряде случаев, метаморфиз ма таяния.
При сжатии в снегу происходят два противоположных, процесса — уплотнение и разрушение структуры снежного покрова в целом. Структурная неоднородность снега, вели чина и форма кристаллов, их связи образуют тот внутренний скелет, от строения которого зависит прочность снежного массива.
Сопротивление срезу является суммой сопротивлений сжатию, разрыву и сдвигу. Если от сил сцепления зависит прочность снега на разрыв, то сдвиговые характеристики включают в себя, кроме адгезионных сил, также силы коге зии, или сопротивление трению твердых частиц по поверхно сти скольжения. Пока эти силы в снежном массиве уравно вешены, деформации сдвига не происходит. Она начинается тогда, когда кристаллические связи снега, как сыпучей сре ды, не выдерживают напряжения, создаваемого текучестью снега. Возникают трещины сдвига, поверхности которых и являются поверхностями внутреннего трения снега.
Силы внешнего трения включаются в работу, когда из-за
нарушенного равновесия |
сдвинутые |
пласты снега сползают |
по склону (лавины), или |
когда снег |
сдвигается ножом (от |
валом) снегоочистителя. |
|
|
РОТОРНЫЕ СНЕГООЧИСТИТЕЛИ
Роторный снегоочиститель при работе выполняет две ос новные операции — вырезает снег из массива и отбрасывает' его в сторону.
Известны четыре типа роторных снегоочистителей: плужно-роторные, шнеко-роторные, фрезерно-роторные и с со вмещенным рабочим органом.
В плужно-роторном снегоочистителе питание ротора осуществляется в основном за счет поступательного переме
6
щения машины, поэтому плужно-роторные снегоочистители целесообразно применять на сухом рыхлом снеге малой плотности и твердости.
У шнеко-роторных снегоочистителей забой разрабаты вают полностенные шнеки, расположенные друг над другом. Эти шнеки имеют значительную металлоемкость и невысо кую пропускную способность и, кроме того, не могут раз рабатывать снег с высокой прочностью. Питание ротора в этом снегоочистителе осуществляется в значительной степе ни также за счет поступательного движения машины.
Совмещенный рабочий орган снегоочистителя з виде фрезерного барабана системы «Peter» или «Schmidt» одно временно разрабатывает забой и отбрасывает снег в сто рону. Однако, обладая высокой режущей способностью, он имеет малую производительность и небольшую дальность отбрасывания снежной массы. Это объясняется малой про пускной способностью лопастей фрезы, выполняющих функ ции ротора; для отбрасывания снега и разработки забоя требуются различные окружные скорости рабочих элемен тов, а при совмещении скоростей ухудшается и та и другая функция рабочего органа; кроме того, при отбрасывании снежная струя, которая получается порционной и недоста точно плотной, меняет направление в патрубке на 90°, что резко уменьшает дальность отбрасывания.
Фрезерно-роторный рабочий орган представляет собой комбинацию фрезерного питателя, выполняемого обычно в виде безбарабанного многозаходного ленточного шнека, и одного или двух роторов-метателей.
Опыт эксплуатации снегоочистителей в нашей стране с учетом климатических условий, физико-механических свойств снега и характеристик дорог показывает, что роторные сне гоочистителя должны отвечать следующим требованиям:
1) обеспечивать разработку |
снега |
высокой |
прочности; |
при этом следует учитывать, что |
при |
расчистке |
дорог пре |
ходится удалять и снежные валы вдоль обочин, и наледи с уплотненным снегом в колее, и мощные снежные валы при заносах;
2) конструкция рабочего оборудования и трансмиссии должна обеспечивать их предохранение от поломок при на личии в разрабатываемом снеге камней и других инородных предметов;
3) рабочее оборудование должно быть |
компактно и |
||
иметь минимальную массу, чтобы в качестве |
шасси можно |
||
было использовать |
серийный |
автомобиль или |
промышлен |
ный трактор; |
рабочего |
органа должна |
обеспечивать |
4) конструкция |
|||
разработку снега боковыми |
гранями; |
|
■7