Файл: Заверюха, Н. В. Разливщик стали учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нов. Например, грузоподъемность 220 т разливочных кранов дове­ дена до 275 т, 260 т до 280 т, 350 т до 450 т.

Скорость и продолжительность подъема грузов, а также движе­ ния моста и тележек разливочного крана приведены в табл. 1,2.

Для рационального использования кранов основные работы в’ разливочном пролете: разливку металла, кантовку ковша после

разливки

(слив шлака), подготовку ковшей, установку ковшей

под печи,

выполняют главным подъемом разливочного крана.

1 — мост; 2 — главная тележка; 3 — кабина; 4 — крюки главного подъема; 5 , 6 — вспомогательные подъемы 75 н 15 т

Для замены шлаковых чаш, разгрузки оборудования используют средний подъем крана (грузоподъемностью 50—75—90 т). Вспомо­ гательные работы: транспортировку новых стопоров в ковши, уборку отработанных стопоров, установку термозащитных кессонов, кан­ товку коробок с мусором, погрузку скрапа и «козлов» на вагоны выполняют малым подъемом крана (15—25 т).

Число разливочных кранов в пролете определяется скоростью разливки и временем, которое затрачивается на подготовку ковшей, уборку шлака и выполнение других вспомогательных работ. С уве­ личением скорости разливки стали при возрастающем объеме про­ изводства потребность в крановом оборудовании уменьшается, соответственно снижается себестоимость 1 т стали. Продолжитель­ ность вспомогательных работ составляет в среднем 1 мин на 1 т стали.

Рабочие разливочных пролетов должны быть обучены приемам подкрановой работы и обслуживанию самых простых подъемно­ транспортных механизмов и машин. Рабочих, которые производят

8

 

 

 

Таблица 1

 

 

 

Таблица 5

Рабочие скорости разливочных кранов

Продолжительность передвижения

 

 

 

 

 

и подъема механизмов разливочного

 

 

Рабочие скорости,

 

крана

 

 

 

 

 

м/мин, при разной

 

 

Продолжитель­

Показатели

грузоподъем­

 

 

ности крана, т

 

 

ность

передви­

 

 

 

 

 

 

 

жения, мин,

 

 

275

350

385

Показатели

при разной

 

 

грузоподъемно­

 

 

 

 

 

 

 

сти крана,

т

Передвижение:

 

 

 

 

 

275

350

385

моста ...................

80,0

67,0

67,0

 

 

 

 

 

 

 

главной тележки

24,2

20,0

20,0

Передвижение:

 

 

 

вспомогательной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

главной тележ­

0,8

1,0

 

тележки

(50—

40,0

35,0

39,0

ки ................

1.0

90 т ) ....................

вспомогатель­

0,5

0,5

0,5

Подъем крюка:

 

 

 

ной тележки

 

 

 

Подъем крюка:

 

 

 

главной тележки

2,27

2,0

2,0

 

 

 

главной тележ­

5,5

 

 

вспомогательной

 

 

 

ки ................

6,0

6,0

 

 

 

вспомогатель­

 

 

 

тележки

(50—

 

 

 

 

 

 

5,97

4,8

 

ной

тележки

 

 

 

90 т)

................

4,8

3,0

 

3,5

50—90 т

3,5

вспомогательной

 

 

 

 

 

 

вспомогатель­

 

 

 

тележки

(15—

12,4

13,0

13,0

ной

тележки

1,5

1,5

1,5

25 т)

................

15—25 т

зацепку грузов по чертежным схемам и контролируют эксплуатацию и техническое состояние грузозахватных устройств, называют зацепщиками (как правило, это вторая профессия рабочих). Рабочих, которые осуществляют зацепку грузов не по чертежной схеме, а по выбранному ими способу, определяют центр тяжести груза, обеспечивая устойчивое положение его при транспортировке и укладывании на место и несут полную ответственность за выполнен­ ную работу, называют строповщиками.

Для выполнения работы зацепщиков и строповщиков допускаются лица, достигшие совершеннолетия, специально обученные и про­ шедшие необходимую стажировку. Им выдают удостоверения и их назначают приказом по цеху.

Зацепщик контролирует захват сталеразливочных ковшей крю­ ками большого подъема крана, подвешивает грузозахватные при­ способления (траверсы, цепи, клещи, кольца, стропы) на крюки вспомогательных подъемов крана, зацепляет грузы, имеющие устрой­ ства для взятия их грузозахватными приспособлениями и руково­ дит подъемом, перемещением и опусканием этих грузов (ковши, шлаковые чаши, коробки и др.).

Второй профессии зацепщика в разливочном пролете целесообразно обучать всех рабочих коллектива разливочного пролета, не исключая мастеров.

Зацепщик должен знать грузоподъемность каждого блока крана, к которому он прикреплен, скорости хода моста, тележки, подъема,

9



Нормы заполнения Тары сыпучими, штучными и другими грузами. Он также должен знать и уметь применять те грузозахватные устрой­ ства, которые закреплены за данным краном или грузом, обмени­ ваться сигналами с машинистом крана и знать аварийные сигналы.

Стропальщики несут ответственность за погрузку и разгрузку нестандартных грузов и оборудования. Второй профессии стропаль­ щика должны быть обучены бригадиры слесарей, электриков, элек­ трики, старшие разливщики. Стропальщик выполняет все обязан­ ности зацепщика и, кроме того, должен уметь рассчитывать стропы, определять массу груза, его центр тяжести и точки зацепления, увязывать и устойчиво транспортировать нестандартный груз, укладывать на выбранные безопасные места или производить раз­ грузку — погрузку грузов в железнодорожные вагоны или на тележки, сталевозы.

Вспомогательные грузоподъемные механизмы

В разливочном пролете используют также вспомогательные грузоподъемные механизмы: мостовые и консольно-велосипедные краны.

Консольно-велосипедные краны грузоподъемностью от 5 до Ю т передвигаются вдоль разливочного пролета по подкрановой балке.

/ — редуктор; 2 — рейка; 3 — пневматический цилиндр; 4 — захват; 5 — воздушные шланги; 6 — изложницы; 7 — пульт управления толкателем

Такое расположение их не мешает работе разливочных кранов. Консольно-велосипедными кранами убирают отработанные стопоры сталеразливочных ковшей, берут из сушила и устанавливают в ковши

10

новые стопоры, подают огнеупорные материалы при ремонте стале­ разливочных ковшей, обслуживают установку сталеразливочных площадок на задней стороне печей.

Особую роль в технологии разливки стали играют консольно­ велосипедные краны, расположенные на разливочных площадках. При помощи этих кранов слитки кипящей стали накрывают крыш­ ками и снимают их.

Все оборудование крана размещается на разливочных площадках, обслуживается первым и вторым подручными разливщика, спе­ циально обученными и имеющими право управления этими кранами. Управление кнопочное.

Под разливочными площадками имеются реечные (рис. 2) или винтовые толкатели, которыми передвигают составы с изложни­ цами. Как правило, толкатели используют при разливки сталей через промежуточный ковш.

Крюки

Основными грузозахватными устройствами на кранах, тельферах и лебедках являются крюки. К ним при помощи палочных при­ способлений подвешивают грузы. Грузы, имеющие цапфы, захваты­ вают непосредственно крюками. Применяют крюки либо изготовлен­ ные ковкой из мартеновской ста­

ли, либо пластинчатые из листовой

 

стали. Литые крюки нельзя ис­

 

пользовать.

 

 

В сталеплавильных цехах при­

 

меняют крюки различной формы

 

(рис. 3). Однорогим и двурогим

 

крюками поднимают груз массой

 

до 90 т. Ответственные

грузы под­

 

нимают пластинчатыми

крюками.

 

В зев пластинчатого крюка встав­

 

ляют бронзовые вкладыши — они

 

предохраняют пластины крюка и

 

цапфы разливочных ковшей от ис­

 

тирания.

 

 

Износ крюков и цапф не дол­

Рис. 3. Грузозахватные крюки:

жен превышать 10% их первона­

а — однорогий крюк с подвеской; б

чальных размеров. Для простых

пластинчатый крюк с бронзовыми вклады­

шами; в —двурогий крюк с подвеской

грузов такой износ можно восста­

с жидким металлом и шлаком

навливать наплавкой.

Для работы

изношенные крюки не восстанавливают, а заменяют новыми. Крюк должен обладать большой прочностью и иметь зев, размер

которого достаточен для помещения цепей и канатов, с помощью которых подвешивают груз. Кроме того, крюк должен легко вра­ щаться, чтобы можно было устанавливать его соответственно поло­ жению груза.

Подвеска для крюков 15-, 25-, 50-, 75-, 90-т подъемов устроена следующим образом (рис. 3). Между двумя щеками 1 из листовой

И


стали закреплена ось, на которой помещаются свободно вращающиеся блоки с бронзовыми втулками. Для предохранения от продольных перемещений и поворачивания оси с обеих сторон имеются стопор­ ные планки (ригели), в нижней части щек закрепляется поперечина 2. Через отверстие в поперечине пропущен хвост крюка, который закреплен гайкой 3 со стопорным винтом. Нижняя поверхность гайки опирается на шариковый подшипник, что облегчает повора­ чивание крюка вручную при подвязке, освобождении, развороте и кантовке груза.

Стропы, стальные канаты (тросы) и цепи

Стальные канаты и цепи делятся на три группы: чалочные, которыми обвязывают грузы; тяговые, служащие для передачи

тяговых усилий механизмов,

перемещающих

грузы и грузовые,

Шаг свидки

 

 

 

предназначенные для подъема

 

 

 

грузов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

канаты

имеют

 

 

 

 

Стальные

 

 

 

 

значительные

преимущества

 

 

 

 

перед цепями: они дешевле,

 

 

 

 

обеспечивают

бесшумность

 

 

 

 

движения и работы машин,

 

 

 

 

допускают большие скорости

 

 

 

 

подъема, разрушаются посте­

 

 

 

 

пенно,

придают

машинам

 

 

 

 

компактность.

Кроме

того,

 

 

 

 

1 пог. м стального

каната

 

 

 

 

в восемь

раз

легче 1

пог. м

 

 

 

 

цепи при одних и тех же

 

 

 

 

показателях

механических

 

 

 

 

свойств.

 

 

 

 

 

 

 

 

Стальные канаты изготов­

 

 

 

 

ляют из проволок с пределом

 

Рис. 4.

Стальные

прочности 230—200 кгс/мм2.

 

проволочные

канаты

Канат (рис. 4) состоит из пря-

 

(тросы):

а — односторонней свивки;

б — крестовой

свивки;

Д£И, СВИТЫХ

ИЗ

ОТДСЛЬНЫХ

в —• конструкция каната

6X19X1;

/ — прово­

проволочек диаметром 0,4-

лочка; 2 — прядь;

3 — сердечник

3,0 мм вокруг сердечника, из

 

 

 

 

пеньки, асбеста или из стали, но более мягкой, чем проволока. Сердеч­ ник уменьшает трение между прядями и делает канат более эластич­ ным и менее подверженным износу при перегибах на блоках и ба­ рабанах. Канаты с пеньковым сердечником применяют на мостовых кранах, работающих при нормальных температурах (шихтовых, копровых, уборочных и пр.). Пеньковый сердечник пропитан ка­ натной смазкой, постепенное выделение которой при нагрузке уменьшает износ отдельных проволочек. Канаты с асбестовыми сердечниками используют на кранах, работающих при высоких температурах, например на заливочных, разливочных, миксерных.

По роду

свивки

различают

канаты односторонней (рис. 4, а)

и крестовой

свивки

(рис. 4, б).

В канатах односторонней свивки

12


направление навивки отдельных проволок в прядях совпадает с направлением навивки прядей в канате. В канатах крестовой свивки направление свивки проволок в прядях противоположно направлению свивки прядей в канате. Односторонняя свивка эла­ стична и гибка. Такой канат имеет гладкую поверхность и хорошо огибает барабаны и блоки. Однако канаты односторонней свивки раскручиваются при подъеме грузов, подвешиваемых непосред­ ственно к свободно свисающим концам.

Диаметр каната выбирают в зависимости от заданного разрывного

усилия. Канаты рассчитывают на растяжение по формуле

 

S = P/R,

где

S — расчетное усилие каната, тс;

 

Р — разрывное усилие каната, тс;

 

R — коэффициент запаса прочности.

Ниже приведены коэффициенты запаса прочности различных

проволочных канатов: для расчалок 3,5, ручного привода (лебе­

док)

4,5; машинного привода (лебедок) 5,0; стропов 10,0.

Движущийся канат не должен соприкасаться с электросвароч­ ными и силовыми кабелями. Нельзя применять блоки с разбитыми роликами, перегружать канаты и резко тормозить или включать лебедку. Концы канатов можно присоединять только к тем серьгам и проушинам, которые имеют коуши. На поверхности канатов не должно быть оборванных, заломленных, перекрывающихся, сплю­ щенных проволок, ржавчины, вмятин и срезов. Канаты необходимо периодически осматривать. Пригодность каната определяют по числу оборванных проволок на длине, равной одному шагу (свивки) какой-нибудь пряди каната (рис. 4), т. е. длине каната, равной шести прядям в направлении продольной оси. При износе до 10% проволок канат бракуют.

Сращивания канатов и соединение разорванных цепей болтами не допускается. Для предохранения канатов в местах перегиба от надрыва проволок применяют коуши, различные прокладки из жести, досок и т. п.

Заводы изготовляют канаты длиной 250, 500, 1000 м. При разде­ лении каната на отрезки нужной длины у места разрубки делают две перевязки мягкой проволокой на длине 6—7 диаметров каната, расстояние между перевязками 2—4 диаметра каната (рис. 5). К концу неиспользуемой части каната прикрепляют бирку с указа­ нием диаметра длины каната и номера сертификата.

Стропами называют приспособления, которыми захватывают груз и подвешивают его на крюк грузоподъемного механизма. Изго­ товляют стропы из стальных проволочных канатов, цепей.

Чаще всего применяют стропы из стальных канатов (тросов). Стропы, изготовленные из цепей, используют реже. В ряде случаев стропы из цепей нельзя заменить стропами из канатов (строповка горячего металла — скрап, «козлы», грузов с наличием на них большого количества песка, литья с острыми и неровными краями, рвущими проволоки каната и т. д.).

13