ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
нов. Например, грузоподъемность 220 т разливочных кранов дове дена до 275 т, 260 т до 280 т, 350 т до 450 т.
Скорость и продолжительность подъема грузов, а также движе ния моста и тележек разливочного крана приведены в табл. 1,2.
Для рационального использования кранов основные работы в’ разливочном пролете: разливку металла, кантовку ковша после
разливки |
(слив шлака), подготовку ковшей, установку ковшей |
под печи, |
выполняют главным подъемом разливочного крана. |
1 — мост; 2 — главная тележка; 3 — кабина; 4 — крюки главного подъема; 5 , 6 — вспомогательные подъемы 75 н 15 т
Для замены шлаковых чаш, разгрузки оборудования используют средний подъем крана (грузоподъемностью 50—75—90 т). Вспомо гательные работы: транспортировку новых стопоров в ковши, уборку отработанных стопоров, установку термозащитных кессонов, кан товку коробок с мусором, погрузку скрапа и «козлов» на вагоны выполняют малым подъемом крана (15—25 т).
Число разливочных кранов в пролете определяется скоростью разливки и временем, которое затрачивается на подготовку ковшей, уборку шлака и выполнение других вспомогательных работ. С уве личением скорости разливки стали при возрастающем объеме про изводства потребность в крановом оборудовании уменьшается, соответственно снижается себестоимость 1 т стали. Продолжитель ность вспомогательных работ составляет в среднем 1 мин на 1 т стали.
Рабочие разливочных пролетов должны быть обучены приемам подкрановой работы и обслуживанию самых простых подъемно транспортных механизмов и машин. Рабочих, которые производят
8
|
|
|
Таблица 1 |
|
|
|
Таблица 5 |
|||
Рабочие скорости разливочных кранов |
Продолжительность передвижения |
|||||||||
|
|
|
|
|
и подъема механизмов разливочного |
|||||
|
|
Рабочие скорости, |
|
крана |
|
|
|
|||
|
|
м/мин, при разной |
|
|
Продолжитель |
|||||
Показатели |
грузоподъем |
|
|
|||||||
ности крана, т |
|
|
ность |
передви |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
жения, мин, |
|||
|
|
275 |
350 |
385 |
Показатели |
при разной |
||||
|
|
грузоподъемно |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
сти крана, |
т |
||
Передвижение: |
|
|
|
|
|
275 |
350 |
385 |
||
моста ................... |
80,0 |
67,0 |
67,0 |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
||||||
главной тележки |
24,2 |
20,0 |
20,0 |
Передвижение: |
|
|
|
|||
вспомогательной |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
главной тележ |
0,8 |
1,0 |
|
||||
тележки |
(50— |
40,0 |
35,0 |
39,0 |
ки ................ |
1.0 |
||||
90 т ) .................... |
вспомогатель |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
||||||
Подъем крюка: |
|
|
|
ной тележки |
||||||
|
|
|
Подъем крюка: |
|
|
|
||||
главной тележки |
2,27 |
2,0 |
2,0 |
|
|
|
||||
главной тележ |
5,5 |
|
|
|||||||
вспомогательной |
|
|
|
ки ................ |
6,0 |
6,0 |
||||
|
|
|
вспомогатель |
|
|
|
||||
тележки |
(50— |
|
|
|
|
|
|
|||
5,97 |
4,8 |
|
ной |
тележки |
|
|
|
|||
90 т) |
................ |
4,8 |
3,0 |
|
3,5 |
|||||
50—90 т |
3,5 |
|||||||||
вспомогательной |
|
|
|
|||||||
|
|
|
вспомогатель |
|
|
|
||||
тележки |
(15— |
12,4 |
13,0 |
13,0 |
ной |
тележки |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
|
25 т) |
................ |
15—25 т |
зацепку грузов по чертежным схемам и контролируют эксплуатацию и техническое состояние грузозахватных устройств, называют зацепщиками (как правило, это вторая профессия рабочих). Рабочих, которые осуществляют зацепку грузов не по чертежной схеме, а по выбранному ими способу, определяют центр тяжести груза, обеспечивая устойчивое положение его при транспортировке и укладывании на место и несут полную ответственность за выполнен ную работу, называют строповщиками.
Для выполнения работы зацепщиков и строповщиков допускаются лица, достигшие совершеннолетия, специально обученные и про шедшие необходимую стажировку. Им выдают удостоверения и их назначают приказом по цеху.
Зацепщик контролирует захват сталеразливочных ковшей крю ками большого подъема крана, подвешивает грузозахватные при способления (траверсы, цепи, клещи, кольца, стропы) на крюки вспомогательных подъемов крана, зацепляет грузы, имеющие устрой ства для взятия их грузозахватными приспособлениями и руково дит подъемом, перемещением и опусканием этих грузов (ковши, шлаковые чаши, коробки и др.).
Второй профессии зацепщика в разливочном пролете целесообразно обучать всех рабочих коллектива разливочного пролета, не исключая мастеров.
Зацепщик должен знать грузоподъемность каждого блока крана, к которому он прикреплен, скорости хода моста, тележки, подъема,
9
Нормы заполнения Тары сыпучими, штучными и другими грузами. Он также должен знать и уметь применять те грузозахватные устрой ства, которые закреплены за данным краном или грузом, обмени ваться сигналами с машинистом крана и знать аварийные сигналы.
Стропальщики несут ответственность за погрузку и разгрузку нестандартных грузов и оборудования. Второй профессии стропаль щика должны быть обучены бригадиры слесарей, электриков, элек трики, старшие разливщики. Стропальщик выполняет все обязан ности зацепщика и, кроме того, должен уметь рассчитывать стропы, определять массу груза, его центр тяжести и точки зацепления, увязывать и устойчиво транспортировать нестандартный груз, укладывать на выбранные безопасные места или производить раз грузку — погрузку грузов в железнодорожные вагоны или на тележки, сталевозы.
Вспомогательные грузоподъемные механизмы
В разливочном пролете используют также вспомогательные грузоподъемные механизмы: мостовые и консольно-велосипедные краны.
Консольно-велосипедные краны грузоподъемностью от 5 до Ю т передвигаются вдоль разливочного пролета по подкрановой балке.
/ — редуктор; 2 — рейка; 3 — пневматический цилиндр; 4 — захват; 5 — воздушные шланги; 6 — изложницы; 7 — пульт управления толкателем
Такое расположение их не мешает работе разливочных кранов. Консольно-велосипедными кранами убирают отработанные стопоры сталеразливочных ковшей, берут из сушила и устанавливают в ковши
10
новые стопоры, подают огнеупорные материалы при ремонте стале разливочных ковшей, обслуживают установку сталеразливочных площадок на задней стороне печей.
Особую роль в технологии разливки стали играют консольно велосипедные краны, расположенные на разливочных площадках. При помощи этих кранов слитки кипящей стали накрывают крыш ками и снимают их.
Все оборудование крана размещается на разливочных площадках, обслуживается первым и вторым подручными разливщика, спе циально обученными и имеющими право управления этими кранами. Управление кнопочное.
Под разливочными площадками имеются реечные (рис. 2) или винтовые толкатели, которыми передвигают составы с изложни цами. Как правило, толкатели используют при разливки сталей через промежуточный ковш.
Крюки
Основными грузозахватными устройствами на кранах, тельферах и лебедках являются крюки. К ним при помощи палочных при способлений подвешивают грузы. Грузы, имеющие цапфы, захваты вают непосредственно крюками. Применяют крюки либо изготовлен ные ковкой из мартеновской ста
ли, либо пластинчатые из листовой |
|
|
стали. Литые крюки нельзя ис |
|
|
пользовать. |
|
|
В сталеплавильных цехах при |
|
|
меняют крюки различной формы |
|
|
(рис. 3). Однорогим и двурогим |
|
|
крюками поднимают груз массой |
|
|
до 90 т. Ответственные |
грузы под |
|
нимают пластинчатыми |
крюками. |
|
В зев пластинчатого крюка встав |
|
|
ляют бронзовые вкладыши — они |
|
|
предохраняют пластины крюка и |
|
|
цапфы разливочных ковшей от ис |
|
|
тирания. |
|
|
Износ крюков и цапф не дол |
Рис. 3. Грузозахватные крюки: |
|
жен превышать 10% их первона |
а — однорогий крюк с подвеской; б — |
|
чальных размеров. Для простых |
пластинчатый крюк с бронзовыми вклады |
|
шами; в —двурогий крюк с подвеской |
||
грузов такой износ можно восста |
с жидким металлом и шлаком |
|
навливать наплавкой. |
Для работы |
изношенные крюки не восстанавливают, а заменяют новыми. Крюк должен обладать большой прочностью и иметь зев, размер
которого достаточен для помещения цепей и канатов, с помощью которых подвешивают груз. Кроме того, крюк должен легко вра щаться, чтобы можно было устанавливать его соответственно поло жению груза.
Подвеска для крюков 15-, 25-, 50-, 75-, 90-т подъемов устроена следующим образом (рис. 3). Между двумя щеками 1 из листовой
И
стали закреплена ось, на которой помещаются свободно вращающиеся блоки с бронзовыми втулками. Для предохранения от продольных перемещений и поворачивания оси с обеих сторон имеются стопор ные планки (ригели), в нижней части щек закрепляется поперечина 2. Через отверстие в поперечине пропущен хвост крюка, который закреплен гайкой 3 со стопорным винтом. Нижняя поверхность гайки опирается на шариковый подшипник, что облегчает повора чивание крюка вручную при подвязке, освобождении, развороте и кантовке груза.
Стропы, стальные канаты (тросы) и цепи
Стальные канаты и цепи делятся на три группы: чалочные, которыми обвязывают грузы; тяговые, служащие для передачи
тяговых усилий механизмов, |
перемещающих |
грузы и грузовые, |
||||||
Шаг свидки |
|
|
|
предназначенные для подъема |
||||
|
|
|
грузов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
канаты |
имеют |
||
|
|
|
|
Стальные |
||||
|
|
|
|
значительные |
преимущества |
|||
|
|
|
|
перед цепями: они дешевле, |
||||
|
|
|
|
обеспечивают |
бесшумность |
|||
|
|
|
|
движения и работы машин, |
||||
|
|
|
|
допускают большие скорости |
||||
|
|
|
|
подъема, разрушаются посте |
||||
|
|
|
|
пенно, |
придают |
машинам |
||
|
|
|
|
компактность. |
Кроме |
того, |
||
|
|
|
|
1 пог. м стального |
каната |
|||
|
|
|
|
в восемь |
раз |
легче 1 |
пог. м |
|
|
|
|
|
цепи при одних и тех же |
||||
|
|
|
|
показателях |
механических |
|||
|
|
|
|
свойств. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Стальные канаты изготов |
||||
|
|
|
|
ляют из проволок с пределом |
||||
|
Рис. 4. |
Стальные |
прочности 230—200 кгс/мм2. |
|||||
|
проволочные |
канаты |
Канат (рис. 4) состоит из пря- |
|||||
|
(тросы): |
|||||||
а — односторонней свивки; |
б — крестовой |
свивки; |
Д£И, СВИТЫХ |
ИЗ |
ОТДСЛЬНЫХ |
|||
в —• конструкция каната |
6X19X1; |
/ — прово |
проволочек диаметром 0,4- |
|||||
лочка; 2 — прядь; |
3 — сердечник |
3,0 мм вокруг сердечника, из |
||||||
|
|
|
|
пеньки, асбеста или из стали, но более мягкой, чем проволока. Сердеч ник уменьшает трение между прядями и делает канат более эластич ным и менее подверженным износу при перегибах на блоках и ба рабанах. Канаты с пеньковым сердечником применяют на мостовых кранах, работающих при нормальных температурах (шихтовых, копровых, уборочных и пр.). Пеньковый сердечник пропитан ка натной смазкой, постепенное выделение которой при нагрузке уменьшает износ отдельных проволочек. Канаты с асбестовыми сердечниками используют на кранах, работающих при высоких температурах, например на заливочных, разливочных, миксерных.
По роду |
свивки |
различают |
канаты односторонней (рис. 4, а) |
и крестовой |
свивки |
(рис. 4, б). |
В канатах односторонней свивки |
12
направление навивки отдельных проволок в прядях совпадает с направлением навивки прядей в канате. В канатах крестовой свивки направление свивки проволок в прядях противоположно направлению свивки прядей в канате. Односторонняя свивка эла стична и гибка. Такой канат имеет гладкую поверхность и хорошо огибает барабаны и блоки. Однако канаты односторонней свивки раскручиваются при подъеме грузов, подвешиваемых непосред ственно к свободно свисающим концам.
Диаметр каната выбирают в зависимости от заданного разрывного
усилия. Канаты рассчитывают на растяжение по формуле |
|
|
S = P/R, |
где |
S — расчетное усилие каната, тс; |
|
Р — разрывное усилие каната, тс; |
|
R — коэффициент запаса прочности. |
Ниже приведены коэффициенты запаса прочности различных |
|
проволочных канатов: для расчалок 3,5, ручного привода (лебе |
|
док) |
4,5; машинного привода (лебедок) 5,0; стропов 10,0. |
Движущийся канат не должен соприкасаться с электросвароч ными и силовыми кабелями. Нельзя применять блоки с разбитыми роликами, перегружать канаты и резко тормозить или включать лебедку. Концы канатов можно присоединять только к тем серьгам и проушинам, которые имеют коуши. На поверхности канатов не должно быть оборванных, заломленных, перекрывающихся, сплю щенных проволок, ржавчины, вмятин и срезов. Канаты необходимо периодически осматривать. Пригодность каната определяют по числу оборванных проволок на длине, равной одному шагу (свивки) какой-нибудь пряди каната (рис. 4), т. е. длине каната, равной шести прядям в направлении продольной оси. При износе до 10% проволок канат бракуют.
Сращивания канатов и соединение разорванных цепей болтами не допускается. Для предохранения канатов в местах перегиба от надрыва проволок применяют коуши, различные прокладки из жести, досок и т. п.
Заводы изготовляют канаты длиной 250, 500, 1000 м. При разде лении каната на отрезки нужной длины у места разрубки делают две перевязки мягкой проволокой на длине 6—7 диаметров каната, расстояние между перевязками 2—4 диаметра каната (рис. 5). К концу неиспользуемой части каната прикрепляют бирку с указа нием диаметра длины каната и номера сертификата.
Стропами называют приспособления, которыми захватывают груз и подвешивают его на крюк грузоподъемного механизма. Изго товляют стропы из стальных проволочных канатов, цепей.
Чаще всего применяют стропы из стальных канатов (тросов). Стропы, изготовленные из цепей, используют реже. В ряде случаев стропы из цепей нельзя заменить стропами из канатов (строповка горячего металла — скрап, «козлы», грузов с наличием на них большого количества песка, литья с острыми и неровными краями, рвущими проволоки каната и т. д.).
13