Файл: Заверюха, Н. В. Разливщик стали учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цепи бывают сварными — кузнечной и электроконтактной сварки (по ГОСТ 2319—60) из качественных сталей 45—50, а также пла­ стинчатыми из листовых сталей Ст.2 и Ст.З.

На заводе-изготовителе производится пробная и разрушающая нагрузка цепей. При пробной нагрузке испытывают по всей длине каждую цепь, а при разрушающей — образец цепи.

При поставке завод-изготовитель сопровождает цепи сертифи­ катом, технические характеристики которого служат основанием для поверочных расчетов стропов из цепей.

 

Рис.

6. Схема подвески

груза

на крюк

Рис. 5. Закрепление канатов перед разрубкой:

 

крана:

 

 

S — усилие в стропе; а

— угол накло­

1, 2 — обвязка канатов проволокой; 3, 4, 5 —за­

на

стропы; В — расстояние

между

крепление концов обвязочной проволокой

 

стропами

 

 

Стропы должны быть снабжены бирками, на которых указаны грузоподъемность, дата испытания и срок следующего испытания.

Стропы по практическому применению можно разделить на универсальные, облегченные с петлей или крюком и с петлями на концах. Стропы бывают с одной ветвью, с двумя, четырьмя и восемью. При застроповке грузов надо стремиться, чтобы ветви не прижимали одна другую.

Подвешивая груз на крюк крана (рис. 6), нужно все ветви стропа нагружать одинаково, так как перегруженные ветви могут обо­ рваться. Это особенно важно при подвеске крупногабаритных и тяжелых грузов, когда используют стропы с большим числом ветвей.

При строповке необходимо определить центр тяжести груза, чтобы в подвешенном положении он был в равновесии.

В заводской практике рекомендуются следующие способы вязки узлов и петель на стропах.

На рис. 7 показаны петли, наиболее часто применяющиеся в за­ водской практике: мертвая петля (а), видоизмененная мертвая петля (б), петля с двойным узлом, для устранения самопроизволь­ ного развязывания конец петли надо выпустить подальше и поддер­ жать до затяжки {в); петля с предохранительным узлом на коротком

14


или длинном конце; чтобы петля не развязывалась, необходимо короткий конец завязать узлом (г); петля на однорогий крюк; ши­ роко применяется при подвешивании стропа не крюк (д); петля

Рис. 7. Петли на стропах

на двурогий крюк, применяется при подвешивании на крюк стропа, имеющего с одной стороны петлю (е); петля на двойной крюк, приме­ няется при подвешивании на крюк стропа, имеющего с обеих сторон петли (ж).

/

Л

РиС. 8. Универсальные стропы (/) и узлы (//) на стропах

На рис. 8, / приведены различные виды строп, на рис. 8, II показаны простой гачный узел (а), применяющийся в тех случаях, когда надо быстро набросить и снять конец каната с крюка; двойной гачный узел (б), который завязывается на тонких канатах, и кре­ стовый узел (е), имеющий широкое применение.

15

Стропы и цепи испытывают двойной нагрузкой. Для испытаний их устанавливают определенные сроки. Стропы, палочные приспо­

собления, тару проверяют через

каждые десять дней. Грузо-

подъемные траверсы

осматривают

не реже одного раза в шесть

месяцев.

применяют

в качестве расчалок, оттяжек,

Пеньковые канаты

а также на ручных лебедках. В

отбеленных канатах допускается

напряжение 1 кгс/мм2, а если их

используют в качестве стропов,

то допускается 0,5 кгс/мм2. Для смоляных канатов напряжение снижается на 10%.

Грузозахватные приспособления. Транспортеры

Грузозахватные устройства в последнее время конструируют и изготовляют с автоматическим захватом и отдачей груза без уча­ стия рабочих.

Приспособлениями для захвата штучных грузов служат крюки, петли, скобы, траверсы с крюками или траверсы с петлями, под­ вески; для захвата сыпучих грузов — грейферы и кюбели; для

 

 

Ковши с жидкой сталью

 

 

захватывают за цапфы непо­

Рис. 9. Подъем шлаковых чаш:

средственно крюками разли­

а. — объемом 16 м8; б — объемом

II м8; 1 — ча­

вочных кранов.

ша; 2 — траверса; 3 — крюк;

4 — ухо

Шлаковые чаши поднима­

ют при помощи специальных траверс (рис. 9), которые цепляются на крюк среднего подъема разли­ вочного крана. Для шлаковых чаш объемом 11м3 применяют траверсы реже с коваными крюками и чаще с пластинчатыми, а для чаш объ­ емом 16 м3 — только с пластинчатыми крюками. На Макеевском металлургическом заводе чаши объемом 11 м3 поднимают на тра­ версах, которые имеют не крюки, как обычно, а петли, а шлаковые чаши оборудованы специальными вставными крюками.

Траверсы, коромысла, клещи, захваты для грузов изготовляют из качественной стали. Губки клещей и захватов снабжены насечкой или кернами (зубьями) для надежного захвата грузов.

16


В разливочных пролетах для захвата магнитных грузов (излож­ ниц, слитков, мелкого и крупного скрапа) применяют электромаг­ ниты, подвешиваемые на цепях на крюк разливочного (или убороч­ ного) крана. Грузоподъемный электромагнит может быть укреплен на кранах любой конструкции, которые работают на постоянном токе.

Подъемная сила магнита зависит от сечения и плотности укладки поднимаемых стальных предметов. Чем больше сечение поднимаемых предметов, чем плотнее они уложены и чем меньше воздушные промежутки между ними, тем больше подъемная сила электро­

магнита.

2 Для механизации убор­ ки шлака и мусора, по­ стоянно образующихся

Рис. 10. Грейфер:

1 — крюк 15-т подъема; 2 — крюк 50-т подъема; 3 — грейфер; 4 — думпкар; 5 — крючок для направления грейфера; 6 — мусор

в разливочных пролетах сталеплавильных цехов, применяют грейферы (рис. 10). Грейфер работает при одновременном действии среднего и малого подъемов разливочного крана. Средний подъем (50—'90 т) открывает и закрывает челюсти грейфера, а малый (15—25 т) поднимает загруженный грейфер. В разливочных проле­ тах, как правило, используют двухканатные ; грейферы. Бывают в цехах и одноканатные моторные грейферы, которые можно под­ весить к любому крюку крана. В одноканатном грейфере регули­ руется степень раскрытия ковша, и тем самым частично или пол­ ностью он разгружается.

Массу материала, захватываемого грейфером, определяют по насыпной массе материала и емкости грейфера. На грейфере отме­ чена линия загрузки, имеется табличка с указанием емкости грей­ фера, его массы и насыпной массы материала, для перемещения которого грейфер предназначен.

Грейферы, подвешиваемые на крюк крана, можно разворачивать в нужном направлении при помощи крючка из стальной трубки

длиной

не менее 3 м (рис. 10).

1 ”2

2 Н.

В. Заверюха

 

I

Лебедка является самым простым и широко используемым грузоподъемным устройством (рис. 11). Диаметр барабана лебедки со­ ставляет не менее 16 диаметров каната. При разматывании каната на барабане должно оставаться не менее трех витков.

Для перемещения сыпучих материалов как холодных, так и горя­ чих, предназначены ленточные транспортеры. Транспортеры для холодных грузов оборудованы прорезиненными лентами, для горя­ чих ■— пластинчатыми металлическими лентами. В мартеновских цехах транспортеры используют для перемещения холодных мате-

Рис. 11. Лебедка:

Рис, 12. Ленточный транспортер:

/ — электродвигатель;

2 — редуктор;

1 — электродвигатель; 2 — редуктор; 3 — лента;

3 — барабан

4 — барабан

и вертикально

установленные

транспортеры типа элеваторов по-

зволяют подавать материалы в любое место цеха.

Для кирпича, раствора, огнеупорного боя применяют транспор­ теры с широкой лентой (рис. 12). Для перемещения кирпича целе­ сообразно применять транспортеры облегченного типа переносные с шириной ленты 150-—200 мм, а также стационарные с параллельно движущимися в одной плоскости лентами.

Если сыпучие материалы нужно передать с одного транспортера на другой, то ленточные транспортеры снабжают перегрузочными устройствами типа тележек. В тех случаях, когда перемещенные материалы необходимо опускать или поднимать, а затем транспорти­ ровать по горизонтали, применяют ломаные ленточные транспортеры.

Для вертикального перемещения кирпича оборудуют двухлен­ точные транспортерные подъемники.

Со сравнительно небольшой высоты кирпич подают вниз металли­ ческими и деревянными рольгангами.

Перед пуском транспортера тщательно проверяют исправность механизмов и дают предупредительный сигнал. Во время работы

18


надо следить за тем, чтобы кирпичи не попадали между лентой транспортера и барабаном (роликом).

Иногда для транспортирования штучных и сыпучих материалов применяют канатно-корзиночные транспортеры и полочные элева­ торы. Канатно-корзиночными транспортерами материалы переме­ щают по горизонтали, полочными элеваторами — по вертикали.

Сигнализация

При перемещении грузов машинист крана и подкрановый рабо­ чий пользуются определенными сигналами. Машинист крана должен выполнять команды только подкранового рабочего. Во время работы машинист крана и подкрановый рабочий должны видеть друг друга,

Рис. 13. Сигнализация при работе с краном

причем машинист выполняет поданную подкрановым рабочим команду только тогда, когда он ее правильно понял. Если машинист крана поднимает груз, закрытый от него, и не видит подкранового рабо­ чего (например, срыв «козла» в сталеразливочном ковше), то для натяжения стропа команду дает сигнальщик.

Для подъема груза рабочий подает команду «вира», для опускания груза — «майна». На рис. 13 показана сигнализация знаками. При подъеме груза рабочий делает круговые движения слева направо поднятой правой рукой (рис. 13, а — подъем сталеразливочного ковша), при опускании груза — круговые движения справа налево приспущенной правой рукой (рис. 13, б —■погрузка шлаковой чаши

2'

19


на шлаковоз). Во время перемещения ковша с жидкой сталью, шлаковой чаши со шлаком, рабочий должен находиться на расстоянии не менее 10 м от места погрузки.

Для того, чтобы передвинуть груз вправо или влево, рабочий указывает рукой нужное направление, при этом он должен нахо­ диться на безопасном расстоянии от груза, в поле зрения маши­ ниста (рис. 13, в — перемещение ковша вправо при разливке стали). При транспортировке на расстояние >• 5 м подкрановый рабочий идет впереди груза и предупреждает всех о перемещении груза.

Чтобы остановить груз на нужной высоте, подается команда голосом «стоп». На рис. 13, г показана команда знаками для оста­ новки груза — короткие горизонтальные взмахи вправо и влево вытянутой правой рукой ладонью вниз. Когда нужно приподнять или опустить груз на незначительную высоту, подается команда «чуть вира!», «чуть майна!». На рис. 13, д показана команда зна­ ками для незначительного подъема и опускания груза (вытянуты обе руки, одна ладонью вверх, другая вниз, расстояние между ладонями — величина подъема или опускания груза), затем пока­ зывается направление перемещения.

Когда требуется сместить груз на незначительное расстояние вправо или влево, рабочий подает команду «чуть вправо», «чуть влево» или показывает это вытянутыми руками — ладони повернуты внутрь (расстояние между ладонями — величина перемещения груза), затем указывается, в какую сторону сместить груз

(рис. 13, е).

При угрозе аварии или несчастного случая подается команда аварийной остановки «стоп» знаками — перекрещивающиеся дви­ жения вытянутых вперед рук ладонями вниз. Команду на аварий­ ную остановку обязан подать каждый, кто заметил угрозу аварии или несчастного случая.

Во время перемещения грузов при помощи стропов или грузо­ захватных приспособлений рабочий, зацепивший груз, должен отойти в сторону на безопасное расстояние и подать соответствующую команду. Разворачивать груз можно только специальным крючком. Перемещаемые в пролете грузы должны быть подняты на 0,5 м над встречающимися на пути предметами.

Для грузов должно быть предварительно подготовлено соответ­ ствующее место. Нельзя размещать грузы там, где проходят подзем­ ные коммуникации.

При погрузке или разгрузке платформ на них нельзя находиться подкрановым рабочим. Масса груза, укладываемого на платформу, должна соответствовать ее грузоподъемности. Груз следует распре­ делять равномерно по всей площади платформы, чтобы он не высту­ пал за пределы установленного габарита.

Тара

Сыпучие грузы (уголь, кокс, зола, шлак, песок, мусор, известь, молотая глина, шамот молотый, бой шамота, мелкий скрап, сталь­ ная и чугунная стружка) транспортируют в различных коробках,

20