ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
Цепи бывают сварными — кузнечной и электроконтактной сварки (по ГОСТ 2319—60) из качественных сталей 45—50, а также пла стинчатыми из листовых сталей Ст.2 и Ст.З.
На заводе-изготовителе производится пробная и разрушающая нагрузка цепей. При пробной нагрузке испытывают по всей длине каждую цепь, а при разрушающей — образец цепи.
При поставке завод-изготовитель сопровождает цепи сертифи катом, технические характеристики которого служат основанием для поверочных расчетов стропов из цепей.
|
Рис. |
6. Схема подвески |
груза |
на крюк |
|
Рис. 5. Закрепление канатов перед разрубкой: |
|
крана: |
|
|
|
S — усилие в стропе; а |
— угол накло |
||||
1, 2 — обвязка канатов проволокой; 3, 4, 5 —за |
|||||
на |
стропы; В — расстояние |
между |
|||
крепление концов обвязочной проволокой |
|
стропами |
|
|
Стропы должны быть снабжены бирками, на которых указаны грузоподъемность, дата испытания и срок следующего испытания.
Стропы по практическому применению можно разделить на универсальные, облегченные с петлей или крюком и с петлями на концах. Стропы бывают с одной ветвью, с двумя, четырьмя и восемью. При застроповке грузов надо стремиться, чтобы ветви не прижимали одна другую.
Подвешивая груз на крюк крана (рис. 6), нужно все ветви стропа нагружать одинаково, так как перегруженные ветви могут обо рваться. Это особенно важно при подвеске крупногабаритных и тяжелых грузов, когда используют стропы с большим числом ветвей.
При строповке необходимо определить центр тяжести груза, чтобы в подвешенном положении он был в равновесии.
В заводской практике рекомендуются следующие способы вязки узлов и петель на стропах.
На рис. 7 показаны петли, наиболее часто применяющиеся в за водской практике: мертвая петля (а), видоизмененная мертвая петля (б), петля с двойным узлом, для устранения самопроизволь ного развязывания конец петли надо выпустить подальше и поддер жать до затяжки {в); петля с предохранительным узлом на коротком
14
или длинном конце; чтобы петля не развязывалась, необходимо короткий конец завязать узлом (г); петля на однорогий крюк; ши роко применяется при подвешивании стропа не крюк (д); петля
Рис. 7. Петли на стропах
на двурогий крюк, применяется при подвешивании на крюк стропа, имеющего с одной стороны петлю (е); петля на двойной крюк, приме няется при подвешивании на крюк стропа, имеющего с обеих сторон петли (ж).
/ |
Л |
РиС. 8. Универсальные стропы (/) и узлы (//) на стропах
На рис. 8, / приведены различные виды строп, на рис. 8, II показаны простой гачный узел (а), применяющийся в тех случаях, когда надо быстро набросить и снять конец каната с крюка; двойной гачный узел (б), который завязывается на тонких канатах, и кре стовый узел (е), имеющий широкое применение.
15
Стропы и цепи испытывают двойной нагрузкой. Для испытаний их устанавливают определенные сроки. Стропы, палочные приспо
собления, тару проверяют через |
каждые десять дней. Грузо- |
|
подъемные траверсы |
осматривают |
не реже одного раза в шесть |
месяцев. |
применяют |
в качестве расчалок, оттяжек, |
Пеньковые канаты |
||
а также на ручных лебедках. В |
отбеленных канатах допускается |
|
напряжение 1 кгс/мм2, а если их |
используют в качестве стропов, |
то допускается 0,5 кгс/мм2. Для смоляных канатов напряжение снижается на 10%.
Грузозахватные приспособления. Транспортеры
Грузозахватные устройства в последнее время конструируют и изготовляют с автоматическим захватом и отдачей груза без уча стия рабочих.
Приспособлениями для захвата штучных грузов служат крюки, петли, скобы, траверсы с крюками или траверсы с петлями, под вески; для захвата сыпучих грузов — грейферы и кюбели; для
|
|
Ковши с жидкой сталью |
|
|
захватывают за цапфы непо |
Рис. 9. Подъем шлаковых чаш: |
средственно крюками разли |
|
а. — объемом 16 м8; б — объемом |
II м8; 1 — ча |
вочных кранов. |
ша; 2 — траверса; 3 — крюк; |
4 — ухо |
Шлаковые чаши поднима |
ют при помощи специальных траверс (рис. 9), которые цепляются на крюк среднего подъема разли вочного крана. Для шлаковых чаш объемом 11м3 применяют траверсы реже с коваными крюками и чаще с пластинчатыми, а для чаш объ емом 16 м3 — только с пластинчатыми крюками. На Макеевском металлургическом заводе чаши объемом 11 м3 поднимают на тра версах, которые имеют не крюки, как обычно, а петли, а шлаковые чаши оборудованы специальными вставными крюками.
Траверсы, коромысла, клещи, захваты для грузов изготовляют из качественной стали. Губки клещей и захватов снабжены насечкой или кернами (зубьями) для надежного захвата грузов.
16
В разливочных пролетах для захвата магнитных грузов (излож ниц, слитков, мелкого и крупного скрапа) применяют электромаг ниты, подвешиваемые на цепях на крюк разливочного (или убороч ного) крана. Грузоподъемный электромагнит может быть укреплен на кранах любой конструкции, которые работают на постоянном токе.
Подъемная сила магнита зависит от сечения и плотности укладки поднимаемых стальных предметов. Чем больше сечение поднимаемых предметов, чем плотнее они уложены и чем меньше воздушные промежутки между ними, тем больше подъемная сила электро
магнита.
2 Для механизации убор ки шлака и мусора, по стоянно образующихся
Рис. 10. Грейфер:
1 — крюк 15-т подъема; 2 — крюк 50-т подъема; 3 — грейфер; 4 — думпкар; 5 — крючок для направления грейфера; 6 — мусор
в разливочных пролетах сталеплавильных цехов, применяют грейферы (рис. 10). Грейфер работает при одновременном действии среднего и малого подъемов разливочного крана. Средний подъем (50—'90 т) открывает и закрывает челюсти грейфера, а малый (15—25 т) поднимает загруженный грейфер. В разливочных проле тах, как правило, используют двухканатные ; грейферы. Бывают в цехах и одноканатные моторные грейферы, которые можно под весить к любому крюку крана. В одноканатном грейфере регули руется степень раскрытия ковша, и тем самым частично или пол ностью он разгружается.
Массу материала, захватываемого грейфером, определяют по насыпной массе материала и емкости грейфера. На грейфере отме чена линия загрузки, имеется табличка с указанием емкости грей фера, его массы и насыпной массы материала, для перемещения которого грейфер предназначен.
Грейферы, подвешиваемые на крюк крана, можно разворачивать в нужном направлении при помощи крючка из стальной трубки
длиной |
не менее 3 м (рис. 10). |
1 ”2 |
2 Н. |
В. Заверюха |
|
I
Лебедка является самым простым и широко используемым грузоподъемным устройством (рис. 11). Диаметр барабана лебедки со ставляет не менее 16 диаметров каната. При разматывании каната на барабане должно оставаться не менее трех витков.
Для перемещения сыпучих материалов как холодных, так и горя чих, предназначены ленточные транспортеры. Транспортеры для холодных грузов оборудованы прорезиненными лентами, для горя чих ■— пластинчатыми металлическими лентами. В мартеновских цехах транспортеры используют для перемещения холодных мате-
Рис. 11. Лебедка: |
Рис, 12. Ленточный транспортер: |
|
/ — электродвигатель; |
2 — редуктор; |
1 — электродвигатель; 2 — редуктор; 3 — лента; |
3 — барабан |
4 — барабан |
|
и вертикально |
установленные |
транспортеры типа элеваторов по- |
зволяют подавать материалы в любое место цеха.
Для кирпича, раствора, огнеупорного боя применяют транспор теры с широкой лентой (рис. 12). Для перемещения кирпича целе сообразно применять транспортеры облегченного типа переносные с шириной ленты 150-—200 мм, а также стационарные с параллельно движущимися в одной плоскости лентами.
Если сыпучие материалы нужно передать с одного транспортера на другой, то ленточные транспортеры снабжают перегрузочными устройствами типа тележек. В тех случаях, когда перемещенные материалы необходимо опускать или поднимать, а затем транспорти ровать по горизонтали, применяют ломаные ленточные транспортеры.
Для вертикального перемещения кирпича оборудуют двухлен точные транспортерные подъемники.
Со сравнительно небольшой высоты кирпич подают вниз металли ческими и деревянными рольгангами.
Перед пуском транспортера тщательно проверяют исправность механизмов и дают предупредительный сигнал. Во время работы
18
надо следить за тем, чтобы кирпичи не попадали между лентой транспортера и барабаном (роликом).
Иногда для транспортирования штучных и сыпучих материалов применяют канатно-корзиночные транспортеры и полочные элева торы. Канатно-корзиночными транспортерами материалы переме щают по горизонтали, полочными элеваторами — по вертикали.
Сигнализация
При перемещении грузов машинист крана и подкрановый рабо чий пользуются определенными сигналами. Машинист крана должен выполнять команды только подкранового рабочего. Во время работы машинист крана и подкрановый рабочий должны видеть друг друга,
Рис. 13. Сигнализация при работе с краном
причем машинист выполняет поданную подкрановым рабочим команду только тогда, когда он ее правильно понял. Если машинист крана поднимает груз, закрытый от него, и не видит подкранового рабо чего (например, срыв «козла» в сталеразливочном ковше), то для натяжения стропа команду дает сигнальщик.
Для подъема груза рабочий подает команду «вира», для опускания груза — «майна». На рис. 13 показана сигнализация знаками. При подъеме груза рабочий делает круговые движения слева направо поднятой правой рукой (рис. 13, а — подъем сталеразливочного ковша), при опускании груза — круговые движения справа налево приспущенной правой рукой (рис. 13, б —■погрузка шлаковой чаши
2' |
19 |
на шлаковоз). Во время перемещения ковша с жидкой сталью, шлаковой чаши со шлаком, рабочий должен находиться на расстоянии не менее 10 м от места погрузки.
Для того, чтобы передвинуть груз вправо или влево, рабочий указывает рукой нужное направление, при этом он должен нахо диться на безопасном расстоянии от груза, в поле зрения маши ниста (рис. 13, в — перемещение ковша вправо при разливке стали). При транспортировке на расстояние >• 5 м подкрановый рабочий идет впереди груза и предупреждает всех о перемещении груза.
Чтобы остановить груз на нужной высоте, подается команда голосом «стоп». На рис. 13, г показана команда знаками для оста новки груза — короткие горизонтальные взмахи вправо и влево вытянутой правой рукой ладонью вниз. Когда нужно приподнять или опустить груз на незначительную высоту, подается команда «чуть вира!», «чуть майна!». На рис. 13, д показана команда зна ками для незначительного подъема и опускания груза (вытянуты обе руки, одна ладонью вверх, другая вниз, расстояние между ладонями — величина подъема или опускания груза), затем пока зывается направление перемещения.
Когда требуется сместить груз на незначительное расстояние вправо или влево, рабочий подает команду «чуть вправо», «чуть влево» или показывает это вытянутыми руками — ладони повернуты внутрь (расстояние между ладонями — величина перемещения груза), затем указывается, в какую сторону сместить груз
(рис. 13, е).
При угрозе аварии или несчастного случая подается команда аварийной остановки «стоп» знаками — перекрещивающиеся дви жения вытянутых вперед рук ладонями вниз. Команду на аварий ную остановку обязан подать каждый, кто заметил угрозу аварии или несчастного случая.
Во время перемещения грузов при помощи стропов или грузо захватных приспособлений рабочий, зацепивший груз, должен отойти в сторону на безопасное расстояние и подать соответствующую команду. Разворачивать груз можно только специальным крючком. Перемещаемые в пролете грузы должны быть подняты на 0,5 м над встречающимися на пути предметами.
Для грузов должно быть предварительно подготовлено соответ ствующее место. Нельзя размещать грузы там, где проходят подзем ные коммуникации.
При погрузке или разгрузке платформ на них нельзя находиться подкрановым рабочим. Масса груза, укладываемого на платформу, должна соответствовать ее грузоподъемности. Груз следует распре делять равномерно по всей площади платформы, чтобы он не высту пал за пределы установленного габарита.
Тара
Сыпучие грузы (уголь, кокс, зола, шлак, песок, мусор, известь, молотая глина, шамот молотый, бой шамота, мелкий скрап, сталь ная и чугунная стружка) транспортируют в различных коробках,
20