ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
легированная сталь вследствие малой жидкоподвижности обладает склонностью к образованию осевой и внеосевой рыхлости, плохо свариваемой при прокатке. Для слитков углеродистой стали в прак тике обычно принимают отношение Н : В, равным 2,5—3,5. Нижний предел относится к слиткам, прокатываемым или проковываемым на крупный профиль, т. е. подвергающимся меньшим обжатием.
Удлиненные кузнечные слитки рационально применять для произ водства пустотелых изделий или при ковке с осадкой, когда из слитка; получают несколько поковок. Удлинение прокатных слитков вы годно и при повышенных степенях, обжатий, т. е. при получении бо лее мелких профилей. Отношение Н : В более 3,5 допускается сравни
тельно редко.
- |
|
|
|
а>ь |
а>ь |
|
|
- |
|
|
|
ь |
|
Д |
|
|
|
|
|
Рис. 119. Характеристика отноше |
|
||
ний высоты |
слитка |
к его ширине: |
Рис. 120. Схема образования утяжкь |
I — слиток |
кипящей |
стали; I I — |
при обжатиях на блюминге слитков с плос |
слиток |
спокойной стали |
ким дном |
Конусность в стальных слитках предусматривается для того, чтобы иметь возможность свободно снимать с них изложницы (уши ренные книзу) или же извлекать слитки из изложниц (уширенные кверху).
Конусность слитка представляет собой отклонение его боковых граней от вертикального положения, выраженное либо в процентах (в сантиметрах на 1 м высоты), либо величиной угла, образованного между гранью и вертикальной осью слитка (в градусах).
Слитки, уширенные книзу, имеют нормальную конусность, обычно
впределах от 0,5 до 1,5% (в слябовых слитках до 2,5%) на сторону
снормальной конусностью отливают слитки кипящей и полуспокойной стали и в некоторых случаях — слитки спокойной стали (авто матной, для бесшовных труб и др.).
Слитки, уширенные кверху, имеют обратную конусность —
обычно не более 4% для слитков, предназначенных для прокатки, и до 6,0% — для слитков, поступающих на ковку.
Выход годного металла (заготовок, слябов от крупных слитков, прокатываемых на блюмингах и слябингах) в определенной мере
174
зависит от формы нижней части слитка. Чем рациональнее выбран ная форма нижней части слитка, тем меньше обрезь заднего конца раската. При прокатке крупных слитков деформация в первых про пусках слабо распространяется в глубину тела слитка и течение металла происходит преимущественно в поверхностных слоях. В ре зультате на нижнем конце раската образуется дефект в виде расслоя, который называют утяжкой (рис. 120).
Очевидно, что наибольшая утяжка будет при раскате слитка с пло ским низом и наименьшая — у слитков со сферическим низом. Слитки .со сферическим низом получают в сквозных изложницах, уста новленных на поддоны со сферическими лунками, в изложницах глуходонных, а также в листовых изложницах с кюмпельными поддонами и кюмпельными вставками.
У слитков с плоским низом обрезь нижней части раската (по утяжке) доходит до 4% от массы слитка, у слитков, отлитых на под донах со сферической лункой или на кюмпельных поддонах, обрезь составляет 0,5—0,75%.
Основные пороки стальных слитков |
|
Пороки, обнаруживаемые в стальных слитках, |
разделяют на |
две группы: |
|
1. Естественные, или неизбежные, пороки, возникающие в про |
|
цессе охлаждения и кристаллизации жидкой стали |
в изложнице |
(кристаллизаторе, форме), а также при охлаждении уже сформиро вавшегося слитка. К ним относятся: усадочная раковина, рыхлость, головная рыхлость, сотовые пузыри, неметаллические включения. Полностью устранить естественные пороки слитка невозможно, однака разливщики могут влиять на развитие естественных пороков, огра ничивая их и тем самым повышая качество слитков, стальных заго товок и готового проката.
2. Технологические пороки. Они образуются вследствие несовер шенства или нарушения установленных технологических режимовведения плавки и разливки стали. К таким порокам относятся по перечные и продольные трещины, плены, заливины, пояса, металли ческие и некоторые неметаллические включения, подкорковые и вну тренние пузыри в слитках спокойной стали. Выбор наиболее рацио нальных конструкций сменного оборудования (изложниц, поддонов, прибыльных надставок) и строгое соблюдение технологии разливки металла обеспечивают резкое снижение технологических пороковстальных слитков.
Указанные пороки могут быть как на слитках, так и на заготов ках (блюмах, слябах), и разделяются на поверхностные и внутренние.
Поверхностные пороки легко обнаруживаются и могут быть устра нены на охлажденных слитках и заготовках путем зачистки. Внутрен ние пороки обнаруживаются в слитках, прокатанных и литых заго товках и в готовом прокате путем микро- и макроисследований.
В современном металлургическом производстве слитки углеро дистых и легированных сталей загружают в нагревательные колодцы
1 7 5
с температурой 750—850° С, что резко повышает производительность сталеплавильных и прокатных цехов, снижает расход топлива, а также брак по трещинам.
Осмотр и отбраковка слитков производятся до посадки их в на гревательные колодцы, поэтому все слитки, кроме тех, где явно вы ражен брак, прокатываются на обжимных станах. Условно забрако ванные слитки после стрипперования исправляют, прокатывают и присоединяют к заготовкам данной плавки.
Для выявления поверхностных дефектов прокатанный металл под вергается осмотру в потоке. Слитки без пороков и те, которые про катывают на чистовых станах, без предварительной зачистки в горя чем состоянии направляют в нагревательные печи сортовых, листо вых трубных станов.
Блюмы и слябы с обнаруженными поверхностными дефектами рас кладывают на стеллажах, где они охлаждаются. Затем их осматри вают и отмечают на них дефекты, подлежащие удалению принятым на заводе способом (огневой зачисткой, пневматической вырубкой, зачисткой абразивными кругами и т. д.). В зависимости от характера дефектов и степени пораженности металла производится либо общая (сплошная), либо выборочная зачистка.
Производительность труда в прокатных цехах резко повышается и существенно снижаются эксплуатационные затраты с внедрением механизации зачистки металла в потоке. На ММК эксплуатируются два типа установки по зачистке металла в потоке, т. е. в процессе прокатки блюмов (слябов) и движения их на адъюстаж: машины огне вой зачистки металла и фрезерная машина.
При такой организации производства надо стремиться, чтобы слитки не имели грубых поверхностных дефектов, т. е. чтобы глу бина их залегания была бы минимальной, так как размеры потерь металла в окалину и стружку зависят не от количества дефектов, а от глубины поражения ими заготовки.
Брак слитков и заготовок в основном вызван образованием тре щин. Трещины могут быть наружными (по направленности относи тельно оси слитка они бывают продольными и поперечными) и вну тренними. Если трещины образовались на слитке, когда он был в го рячем состоянии, такие трещины называют горячими, если же тре щины образовались на холодном слитке, их называют холодными.
Трещины всех видов образуются в процессе кристаллизации и охлаждения слитка, а также при его нагреве перед прокаткой или при прокатке (внутренние трещины). Эти напряжения по силе и зна кам могут быть различными в зависимости от формы, геометрических размеров, массы, режима формирования, охлаждения или нагрева слитка. В слитках легированных сталей часто наблюдаются внутрен ние трещины, называемые межкристаллитными («паук»); они рас полагаются по оси слитка и вызывают расслоение в изломе. При охлаждении стали, недостаточно освобожденной от водорода, возни кают внутренние трещины, которые называют флокенами.
Прочность корки слитка зависит главным образом от скорости разливки, температуры нагрева металла и его химического состава.
1 7 6
Следовательно, условия возникновения трещин у слитков из стали различных марок неодинаковы. Например, ряд низколегированных сталей и особенно некоторые легированные и высоколегированные стали, имея относительно низкий предел прочности при высоких тем пературах, чувствительны к образованию трещин.
Различны также условия образования поперечных и продольных трещин. Поперечные трещины (рис. 121) возникают в ранней стадии кристаллизации слитка и главным образом, когда в процессе затвер девания слиток не получает свободной продольной усадки. Попереч ные трещины могут образовываться в любом месте по высоте слитка. В верхней прибыль ной части слитка (рис. 121, а) они получа ются при переливе металла и в тех случаях, если до начала образования твердой корки не были удалены заливины или если плохо выполнена футеровка (подмазка) утеплителя.
В подприбыльной части слитка (рис. 121, б) причиной возникновения трещин служат за висание слитка вследствие неровной поверх ности изложницы или затекание металла в зазор между изложницей и прибыльной надставкой. Если слитки, уширенные кверху, привариваются ко дну или стенкам излож ницы и не имеют свободной продольной усад ки, в теле их тоже появляются поперечные трещины (рис. 121, в).
Равномерное подвисание слитков угле родистой стали (массой до 7 т), уширенных кверху (что практиковалось при сифонной разливке для отрыва слитка от литника), не приводит к образованию поперечных трещин на слитке.
Для устранения поперечных трещин на слитках достаточно уста новить систематический контроль за состоянием внутренней поверх ности изложниц, не допуская под разливку изложницы, имеющие значительные трещины, раковины, бугры и другие существенные дефекты. Однако учитывая то, что не все стали имеют одинаковую склонность к образованию поперечных трещин, браковочные при знаки внутренней поверхности изложниц нужно устанавливать диффе ренцированно. Необходимо следить также за тем, чтобы между излож ницей и прибыльной надставкой зазор был не слишком большим.
В начальной стадии кристаллизации слитка, когда образовав шаяся корка отходит от стенки изложницы (в результате поперечной усадки слитка), она испытывает растягивающие усилия под напором столба жидкого металла внутри слитка, превышающие предел проч ности металла при данной температуре. Если к этому моменту корка слитка оказывается недостаточно прочной, то в той части слитка, где давление жидкого металла наибольшее (преимущественно в нижней части слитка), образуются продольные трещины. Образование их
12 Н . В. Заверюха |
1 7 7 |
по углам слитка, на широкой грани, во впадинах или на гребнях вол нистой поверхности объясняется неправильной конструкцией из ложниц или волнистых поверхностей ее.
Даже тогда, когда при формировании слитка успевает образо ваться довольно толстая и прочная корка, и в тех случаях, когда слиток полностью затвердевает, возможность образования продоль ных трещин на слитке не исключается, что связано с возникнове нием термических напряжений в теле слитка. Продольным трещинам, образующимся в результате термических напряжений, подвержены, например, слитки легированных сталей при температурах посада их в колодцы < 700° С.
Поверхностные слои слитка, охлаждающиеся значительно бы стрее по сравнению с внутренними слоями, претерпевают большую усадку, чем внутренние. При этом внутренние слои препятствуют свободному сокращению поверхностных слоев и в них неизбежно возникают растягивающие напряжения, которые в отдельных местах могут превышать предел прочности металла и привести к образова нию продольных трещин в любом участке по высоте слитка. Такие трещины чаще всего встречаются у слитков круглого сечения, т. е. когда слиток имеет наименьший периметр.
Продольные трещины в слитках образуются в результате не соответствия температуры разливаемой стали и скорости наполнения изложниц. При наполнении изложниц перегретым металлом с высо кой скоростью к моменту отхода слитка от стенок изложницы обра зуется корка недостаточной толщины и прочности, которая разры вается, не выдерживая давления столба жидкой стали. Разливка перегретого металла с большой скоростью приводит к увеличению термических напряжений в процессе охлаждения слитка. Многочис ленные исследования, а также заводская практика подтверждают зависимость образования продольных трещин от температуры раз ливаемой стали и скорости наполнения изложниц. Так, в слитках, отлитых сифонным способом, для которого характерны малые ско рости наполнения изложниц, продольных и поперечных трещин всегда меньше, чем на последующих. Очевидно, что, снижая скорость разливки перегретой стали, можно достичь уменьшения количества трещин на слитках.
Образование продольных трещин в слитках может быть след ствием недостаточного раскисления стали (при высоком остаточном содержании кислорода) или высокого содержания серы в металле. Снижение содержания серы в готовом металле и полное раскисление спокойной низкоуглеродистой и легированной сталей резко сни жают или полностью устраняют брак по трещинам в слитках и литых заготовках.
Внутренние трещины встречаются и в готовом прокате, однако их происхождение не связано с наличием трещин в слитке, а вызвано неправильным нагревом слитков (перегрев и пережог) и режимом обжатий при прокатке.
При разливке стали сверху в результате резкого удара струи металла в дно изложницы или поддон, а при сифонной разливке —■
1 7 8