Файл: Жукевич, К. И. Методы экономической оценки сельскохозяйственных машин и технологий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

уря - затраты ремонтных средств на возмещение износа вследствие одного часа ее хранения, руб,;

Р- суммарные затраты средств на ремонт машины до полного ее износа (за Те лет), руб.

Таким образом, зависимость (7.5.6) показывает, что годовые затраты средств на ремонт сельскохозяйственных машин в общем случае зависят как от фактора использования техники, так и от фактора ее хранения. Действитедьно, если машина будет исполь­ зоваться все календарное время в году (24 tr = VV/w*), годовые затраты на ее ремонт составят

VV

%«Р V/t '

Наоборот, если машина

вообще

не

будет использоваться ( W » 0 ) ,

то годовые затраты на

возмещение износа от хранения

 

р г -

»

г,

Г р .

 

Зависимость, аналогичную

(7.5.6),можно получить и для

более общего случая,

когда

W

{t )

и

W t(t ) являются функ­

циями времени, но затраты ремонтных средств на возмещение из­ носа аа один час использования и хранения постоянны по времени.

1 Преобразуя формулу (7.4.6), получаем

 

,

Л

W(i)

24 ^rlfp Ъ *

2 .

wt(t)

----------

ft-------

--------

W(t) , (7.5.7)

I W (i)

i9f

где (i) - затраты средств на капитальный и текущий ремонты в i году, руб/год.

Формулы (7.5.6) и (7.5.7) также показывают, что тео­ ретически нормативы годовых отчислений затрат средств на ре­ монт машин должны отражать оба фактора: использование и хране­ ние. Однако действующие нормативы отчислений на ремонт не от­ ражают фактор использования машины. Это в первую очередь отно-

250


сится к норцативаи отчислений на капитальный ремонт.

I

Поскольку в экономических расчетах используются нормы от­ числений на ремонт машин в процентах от балансовой их стоимости без учета годовой загрузки, естественно результаты расчетов ис­ кажают картину эффективности использования техники. При таких нормативах отчислений на ремонт эксплуатационные затраты на единицу работы будут тем меньше, чем больше годовая загрузка.

Все это подтверждает, что нормы отчислений на ремонт машин необходимо устанавливать на единицу работы с учетом фак­

тора хранения. Из выражения (7,5,6) следует, что при увеличении годовой выработки в два раза годовые затраты на ремонт возрас­ тут меньше чем в два раза. Следовательно, чем больше годг зая загрузка машин при прочих ранных условиях, тем меньше должна быть норма отчислений.

Уточнение нормативов отчислений на ремонт и методов их раочета, приближение их к действительным затратам важно не толь­ ко с точки зрения совершенствования методов расчета экономи­ ческой эффективности машин. Это имеет большое значение для вне­ дрения и дальнейшего совершенствования хозяйственного расчета в использовании тракторов и сельскохозяйственных машин, т.е. правильного, научно обоснованного планирования лимитов затрат оредств на ремонт при доведении хозрасчетных заданий механи­ заторам.

Следует отметить, что действующие нормативы затрат средств на ремонт в процентах от балансовой стоимости машин совершенно не учитывают сроков их эксплуатации. Как известно, затраты средств на ремонт тракторов, например, в условиях БССР на вооь- мом-девятом году эксплуатации в четыре раза выше, чем для трак­ торов первого года использования. Имеющаяся нормативная база по затратам на ремонт техники с методической точки зрения мало пригодна для решения большого круга технико-экономических за­ дач.

Если исходить из действующей'в нашей стране планово-пре­ дупредительной системы технического обслуживания машин и обо­ рудования, которая узаконена во всех баз исключения отраслях народного хозяйства, то наиболее жестко регламентированы техни­

251

ческие уходы. Их назначение заключается в предупреждении ава­ рийного износа и поломок деталей и узлов машин путем профилак­ тического осмотра и диагностирования их технического состояния. Разработана и применяется система периодических (номерных) и сезонных технических уходов, которые проводятся через опреде­ ленные промежутки времени, регламентированные в мото-часах, единицах выработки или единицах израсходованного топлива. До­ пустимые отклонения промежутков времени строго ограничены. Кроме того, в значительной степени регламентированы и объемы операций, которые необходимо выполнять при проведении техничес­ ких уходов. Следовательно, определены и затраты средств на проведение каждого технического ухода.

На основании изложенного можно утверждать, что годовые затраты средств на проведение технических уходов пропорциональ­ ны рабочему времени использования машин (годовой выработке иля израсходованному топливу). Правильность такого положения под­ тверждается еще и тем, что если машину не эксплуатировать во­ обще, то не потребуются технических уходов, а затраты средств будут равны нулю. Все это свидетельствует о несовершенстве метода нормирования отчислений на проведение T6XHH4ecKHXtухо­ дов в процентах от балансовой стоимости машин.

Нормы отчислений на проведение технических уходов единственно правильно исчислять на единицу работы (единицу израсходованного топлива) по формуле

 

= a 'n W '

(7.5.8)

где

а'п ~ норма отчислений на проведение

технических уходов,

 

руб/эд.работы (руб/ед.топлива).

 

При нормировании отчислений и учете фактических затрат на хранение сельскохозяйственных машин следует исходить из ре­ комендуемых способов. В зависимости от сложности, стоимости и особенностей эксплуатации машин рекомендуется насколько способов их хранения в неиспользуемый период. Так, например, тракторы, зерновые и льноуборочные комбайны, а также многие другие сложные дорогостоящие машины необходимо : ставить в

252


гаражи и под крытые навесы. Более простые машины - на открытые площадки с различным покрытием (гравий, асфальт, бетон и др.). Каждой машине предусматривается соответствующее место (в гара­ же, под навесом, на площадке), независимо от того, сколько вре­ мени она будет там находиться, так как в зимний период не ис­ пользуется практически большая часть машин. Это обстоятельство следует учитывать при определении нормативов отчислений факти­ ческих затрат на хранение.

Известно несколько методов определения указанных затрат, например, расчет затрат на хранение в процентах от балансовой стоимости:

а ,

 

too '

(7.5.9)

где

ау - норма годовых отчислений на хранение

машин, % от

 

балансовой стоимости.

 

Такой метод расчета затрат в какой-то степени отражает слож­ ность машины и связанные с ней затраты на хранение. Однако со­ вершенно не учитывает влияние времени использования машин на затраты их хранения.

Согласно другому методу расчета /'39/ , годовые затраты на хранение

а..

 

Р = * —

W,

W ,

(7.5.10)

 

*

 

 

 

 

где

Q' - издержки на хранение машины, отнесенные к часу

 

ее работы, руб.

 

 

 

Ф.Й.Гаврилов [12] , например, в принципе оправдывая этот метод учета затрат, недостатком его считает то, что он не дает ясного представления о факторах, влияющих на их вели­ чину. В то же время расчетная формула должна отражать влияние рабочего времени на затраты на хранение машин. В действитель­ ности эти затраты приходится нести в нерабочее время. Очевид­ но, что чем больше будет объем работы (рабочее время), тем

253


ценыив окажутся затраты (как абсолютные, так и удельные) на хранение машин. Между тем, формула (7.5.10) дает обратные ре­ зультаты ( а'жг подразумевается постоянной величиной) и по-

етому не приемлема.

Применительно к принятым обозначениям для одной машины предлагаемая Ф,И,Гавриловым формула имеет вид

Z2L U/

Подставив

получим

, (7,5.11)

где - норма отчислений на хранение машины, руб,на один нерабочий час.

Формула (7.5.II), правильно отражая сущность затрат на хранение машин, не раскрывает структуру этих затрат, что затру,я няет проведение более точных экономических расчетов в тех случаях, когда годовая загрузка машины изменяется в значитель­ ных пределах.

Наиболее полно структуру затрат на хранение машин можно выразить следующей формулой:

Рх ~ ( 2 ^ тг - щ ) а «х + п а пх + Ч>Р ,

(7.5.12)

где &кх- затраты на зарплату и материалы за один час хра­ нения машины (контроль за хранением), руб.;

Ctnjl~ затраты на зарплату и материалы при постановке

иснятии машины с хранения, руб;

п- кратность использования машины в году

( п. = 1,2 ... );

f- площадь сооружения, занимаемая машиной при ее хранении, м2;

254

Cj>- стоимость использования единицы площади сооружения для хранения машины, руб/год/ м2.

Таким образом, формула (7.5.12) позволяет наиболее точно рассчитать годовые затраты на хранение машины в зависимости от продолжительности и кратности использования ее в году.

§ 7.6. Стоимость топливо-смазочных материалов

Затраты на горюче-смазочные материалы при наличии норм расхода топлива

 

r - Q W L [ K ,

(7.6.1)

Где Q - норма

расхода

основного топлива,

кг/ед.работы

(га,

т. ткм и

др.);

 

Цк- комплексная цена основного топлива (включая сма­ зочные материалы и пусковой бензин), руб/кг.

Комплексная цена топлива рассчитывается на основе техни ческих рекомендаций по применению различных сортов масел и норм их расхода. При этом к стоимости I кг основного топлива прибавляется стоимость смазочных материалов и пускового бен-' зина, расходуемых на I кг основного топлива, а также учитыва­ ются накладные расходы, связанные с перевозкой, хранением ж заправкой.

Для новых машин нормы расхода ГСМ рассчитываются по форму ле

! Ы ? * 9 * Т* * 0вТв

,

 

(7.6.2)

W ,T

 

 

 

где Qp . Q и Цв - расход топлива

за

I ч

работы дви­

гателя соответственно под нагрузкой, при холостых заездах и на стоянке машины, кг;

255