Файл: Жукевич, К. И. Методы экономической оценки сельскохозяйственных машин и технологий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
агрегатов, естественно-производственными условиями и уровнем организации использования техники.
Однако не все параметры в процессе эксплуатации в одинако вой мере поддаются управлению для достижения максимальной произ водительности агрегатов. Так, большая группа конструктивных
параметров |
( |
Л £ , |
Gctt |
, |
, |
Кп |
, £ |
, /г |
|
Д , |
, |
d1 ) в процессе |
производительного |
использования |
|||||
машин практически с большим трудом |
поддаются управлению. |
|
|||||||
Другая |
часть параметров |
( А , |
/Зи |
, гг |
, |
^ |
, # |
), |
как известно, определяется агротехническими требованиями выпол нения работ и управляема лишь частично в пределах, допускаемых этими требованиями.
Природно-климатические условия эксплуатации техники также
влияют на величину ряда параметров ( к„ |
, £ , $■ , |
, |
Д > Дч * 2“ )> управление которыми |
ограничено, поскольку мо |
жет осуществляться в основном путем подбора оптимальной влаж ности почвы и некоторых других факторов только в пределах агро технических сроков.
Наиболее легко управляемыми в процессе производительного использования техники следует считать эксплуатационные пара метры ( vT , Ви , rjUM, п , & , г ). Выбор рациональ ного соотношения рабочей скорости и ширины захвата одновремен но решает вопрос о количестве машин в агрегате, буксовании дви
жителя, использовании мощности и частично коэффициента исполь зования рабочего времени.
Дело в том, что коэффициент использования рабочего времени при прочих равных условиях зависит не только от соотношения ра бочей скорости и ширины захвата, во и от правильной разбивки участка на загоны. Вместе с тем этот коэффициент существенно зависит также от организационно-технологического взаимодействия сопряженно работающих машин, оптимальности соотношения их при групповом использовании в конкретных естественно-производствен ных условиях, надежности машин и общего уровня использования рабочего времени.
У другого типа мобильных агрегатов, к которому относится большинство уборочных машин, мощность двигателя трактора ис пользуется не только на передвижение (как тяговая), но и на
привод рабочих органов машин через вал отбора мощности (как ро тационная). Производительность таких агрегатов хотя и отличается от производительности, определяемой по формуле (8.1,6), однако на нее оказывают влияние те ке группы факторов. Что касается ве личин *„ и s , связанных с обработкой почвы, то они заменяют ся соответствующими величинами, характеризующими физико-механи ческие свойства других технологических материалов. Для убороч ных агрегатов (прицепных и самоходных) характерно, что из-за ог раниченной пропускной способности рабочих органов машин (агро техническое ограничение) часто не удается полностью использовать мощность двигателя трактора или самоходной машины. Поэтому зада чу полного использования мощности двигателя не следует противо поставлять качеству работ, а решать в пределах параметров и ре жимов работы агрегатов, допускаемых агротехническими требования ми. При этом необходимо иметь в виду, что ограничение по каче ству работы таких параметров и режимов, как ширина захвата ма шины (агрегата) и рабочей скорости, относится не только к убо рочным агрегатам, но и ко многим другим.
Наконец, к третьему типу относятся такие машинно-тракторные агрегаты, у которых мощность двигателя используется на привод рабочих органов только через вал отбора мощности (как ротацион ная). К их числу относятся прежде всего тракторные погрузчики, молотильные и другие агрегаты. Использование мощности двигателя у таких агрегатов часто ограничивается их устойчивостью (погруз чики) и другими причинами. Вместе с тем коэффициент использо вания времени смены для второго и третьего типа агрегатов суще ственно зависит от способов организации использования техники, так как практически посевные, уборочные, погрузочные и другие агрегаты работают сопряженно с транспортными и другими машина ми. Кроме того, на коэффициент использования времени смены суще ственное влияние оказывают рабочие скорости агрегатов.
Таким образом, для тщательного анализа экономической эффек тивности машин, особенно на повышенных и высоких рабочих ско ростях, уже недостаточно тех сведений, которые известны о коэф фициенте использования времени смены из литературы. Кроме того, более детальное изучение способов.организационно-технологичес кого взаимодействия машин и агрегатов, а также переездов с участка на участок при групповом использования техники позволит
262
уточнить влияние этих параметров на производительность агрега тов.
§ 6.2. Методы расчета производительности мобильных машин и агрегатов
Для расчета производительности большинства мобильных машинно тракторных агрегатов наиболее широкое распространение получили формулы :
|
|
(8.2.1) |
|
V/t=0,lB„VTj3(1-fi)r , |
(8.2.2) |
где К/г - |
часовая производительность агрегата, га. |
|
Методы |
расчета и выбора ширины захвата и скорости движения |
агрегатов разработаны достаточно полно. В то же время производи тельность агрегатов существенно зависит от коэффициента исполь зования времени смены, смысл которого
|
|
|
(8.2.3) |
не вызывает сомнений. Однако методы его определения требуют |
|||
уточнения. |
|
|
|
|
Рассмотрим баланс времени смены (ч) i |
fg 2 |
|
|
Г - Тр 1 -t, + i , + 12 + 1, + t 4 + is + + |
• |
|
где |
Tp- рабочее |
время смены; |
|
|
i„ - затраты времени на внутризагонные холостые заезды |
||
|
агрегата; |
|
|
|
i f - затраты |
времени на переезды агрегата в начале смены |
|
|
с места |
стоянки на поле и обратно в конце |
смены; |
i2~ пожери времени на переезды агрегата с поля (участка) на поле в течение смены;
i - затраты времени на технологическое обслуживание агрегата (очистка и технологическая регулировка рабочих органов машин, загрузка или выгрузка кх технологических емкостей и т.п.); время ожидания разгрузки (загрузки) технологических емкостей;
263
is- |
затраты времени на заправку машин топливом и проведение |
t - |
регламентируемых техуходов в начале и внутри смены; |
потери времени на получение задания, приемку и сдачу |
|
i?- |
машин и работы; |
потери времени на устранение случайных технических |
|
|
неисправностей и поломок машин; |
tа- |
потери времени из-за несвоевременного выделения обслужи- |
|
вающих рабочих, средств технологического обслуживания |
|
и других организационных причин. |
Время пребывания агрегатов в наряде включает еще простои, связанные с непогодой, которые при анализе использования техники необходимо исключать. Все остальные элементы потерь рабочего времени следует учитывать и анализировать. К нерегламентируемым потерям времени относят потери, вызванные случайными неисправно
стями и поломками машин ( |
tT ), |
а также |
различными организа |
ционными причинами ( i a |
). Эти |
элементы |
затрат времени не учи |
тываются при нормировании и расчетах производительности машин.
Обозначим частные |
коэффициенты: |
|
|
v |
т ~ |
-г = |
(8.2.5) |
7 '' ‘ ’ * ~r ' ' '’ ® |
T |
Кроме того, введем коэффициент использования внутризагонного
времени движения |
7 |
|
|
т ~ - |
р |
. . |
(8.2.6) |
&TP + tx
Принимая во внимание формулу (8.2.3)-(8.2.6), находим:
|
T - t g S |
( 4 ~ £ - r i ) |
|
|
(8.2.7) |
|
|
|
|
|
, (8.2.8) |
где |
Т ~ нормативный |
(расчетный) |
коэффициент |
использования |
|
|
времени смены; |
|
|
|
|
|
фактический коэффициент использования времени смены. |
||||
|
Если подставить значение Т |
в выражения |
(8.2.1) и |
||
(8.2,2), получим расчетные формулы: |
|
|
|||
|
W~0,18pVp T lgt ( f - |
; |
(8. 2!<>) |
||
|
4Jx^O,iBpVpTge (1-lj.Ti), |
(8.2.IO) |
264
г ле |
рабочая |
ширина захвата агрегата, |
м; |
|
|
Vj>- рабочая |
скорость |
движения, км/ч. |
|
|
Нормативный коэффициент |
( Г ) следует |
применять при норми |
ровании и расчетах производительности машин. При анализе факти-, ч.ского использования техники целесообразно пользоваться обоими коэффициентами. При хорошей организации использования и техни ческого обслуживания машин составляющие баланса времени смены
Ь, , i£ 1 •••, Jf могут быть сведены к минимуму, a 4? и 4t практически исключены, так как их величина мало зависит от рабо чей скорости и ширины захвата агрегата.
Основные потери времени во многих случаях составляют внутризагонные холостые заезды агрегата, доля которых существенно за висит от рабочих скоростей агрегатов и их захватов. Известн , что рабочие скорости за последние годы увеличились от 4-5 до 10-15 км/ч, т.е. возросли в два-три раза, а методы определения коэффициента использования внутризагонного времени движения,по существу,сохранились те же.
Так, полагая -j~ и ^ >
формулу (8.2.6) для загонных способов движения обычно представ
ляют |
в виде |
, |
|
|
|
|
|
$, |
(8.2.II) |
|
|
1 + % |
|
|
|
vt - |
SP |
|
|
где |
скорость холостых заездов агрегата, км/ч; |
|||
|
3 p ,S x - |
общая длина рабочих и холостых ходов на |
загоне |
|
|
|
(участке), км. |
|
|
|
Для челнокового способа движения |
эта формула' |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
' |
(8.2.II а) |
где |
S„, L |
- длина соответственно одного холостого заезда |
||
|
|
и гона, км. |
|
|
|
Неточность формул (8,2.11) и (8.2.11а) очевидна, |
так как |
при ее выводе сделано допущение, что на протяжении всего пути
Зр |
и |
Sx |
в загоне агрегат движется равномерно - соответствен |
|||
но |
со |
скоростью vp |
и VK |
(рис. 10). Следовательно, при |
||
% ^ 1ГХ |
формулы |
(8.2.II) |
и |
(8,2.11а) справедливы при усло |
||
вии, |
что |
в моменты |
перехода |
агрегата от Vp на Vx и наоборот, |
||
ускорение |
его бесконечно, что |
практически Нереально. В самом |
265