Файл: Жукевич, К. И. Методы экономической оценки сельскохозяйственных машин и технологий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

агрегатов, естественно-производственными условиями и уровнем организации использования техники.

Однако не все параметры в процессе эксплуатации в одинако­ вой мере поддаются управлению для достижения максимальной произ водительности агрегатов. Так, большая группа конструктивных

параметров

(

Л £ ,

Gctt

,

,

Кп

, £

, /г

Д ,

,

d1 ) в процессе

производительного

использования

машин практически с большим трудом

поддаются управлению.

 

Другая

часть параметров

( А ,

/Зи

, гг

,

^

, #

),

как известно, определяется агротехническими требованиями выпол­ нения работ и управляема лишь частично в пределах, допускаемых этими требованиями.

Природно-климатические условия эксплуатации техники также

влияют на величину ряда параметров ( к„

, £ , $■ ,

,

Д > Дч * 2“ )> управление которыми

ограничено, поскольку мо

жет осуществляться в основном путем подбора оптимальной влаж­ ности почвы и некоторых других факторов только в пределах агро­ технических сроков.

Наиболее легко управляемыми в процессе производительного использования техники следует считать эксплуатационные пара­ метры ( vT , Ви , rjUM, п , & , г ). Выбор рациональ­ ного соотношения рабочей скорости и ширины захвата одновремен­ но решает вопрос о количестве машин в агрегате, буксовании дви­

жителя, использовании мощности и частично коэффициента исполь­ зования рабочего времени.

Дело в том, что коэффициент использования рабочего времени при прочих равных условиях зависит не только от соотношения ра­ бочей скорости и ширины захвата, во и от правильной разбивки участка на загоны. Вместе с тем этот коэффициент существенно зависит также от организационно-технологического взаимодействия сопряженно работающих машин, оптимальности соотношения их при групповом использовании в конкретных естественно-производствен­ ных условиях, надежности машин и общего уровня использования рабочего времени.

У другого типа мобильных агрегатов, к которому относится большинство уборочных машин, мощность двигателя трактора ис­ пользуется не только на передвижение (как тяговая), но и на


привод рабочих органов машин через вал отбора мощности (как ро­ тационная). Производительность таких агрегатов хотя и отличается от производительности, определяемой по формуле (8.1,6), однако на нее оказывают влияние те ке группы факторов. Что касается ве­ личин *„ и s , связанных с обработкой почвы, то они заменяют­ ся соответствующими величинами, характеризующими физико-механи­ ческие свойства других технологических материалов. Для убороч­ ных агрегатов (прицепных и самоходных) характерно, что из-за ог­ раниченной пропускной способности рабочих органов машин (агро­ техническое ограничение) часто не удается полностью использовать мощность двигателя трактора или самоходной машины. Поэтому зада­ чу полного использования мощности двигателя не следует противо­ поставлять качеству работ, а решать в пределах параметров и ре­ жимов работы агрегатов, допускаемых агротехническими требования­ ми. При этом необходимо иметь в виду, что ограничение по каче­ ству работы таких параметров и режимов, как ширина захвата ма­ шины (агрегата) и рабочей скорости, относится не только к убо­ рочным агрегатам, но и ко многим другим.

Наконец, к третьему типу относятся такие машинно-тракторные агрегаты, у которых мощность двигателя используется на привод рабочих органов только через вал отбора мощности (как ротацион­ ная). К их числу относятся прежде всего тракторные погрузчики, молотильные и другие агрегаты. Использование мощности двигателя у таких агрегатов часто ограничивается их устойчивостью (погруз­ чики) и другими причинами. Вместе с тем коэффициент использо­ вания времени смены для второго и третьего типа агрегатов суще­ ственно зависит от способов организации использования техники, так как практически посевные, уборочные, погрузочные и другие агрегаты работают сопряженно с транспортными и другими машина­ ми. Кроме того, на коэффициент использования времени смены суще­ ственное влияние оказывают рабочие скорости агрегатов.

Таким образом, для тщательного анализа экономической эффек­ тивности машин, особенно на повышенных и высоких рабочих ско­ ростях, уже недостаточно тех сведений, которые известны о коэф­ фициенте использования времени смены из литературы. Кроме того, более детальное изучение способов.организационно-технологичес­ кого взаимодействия машин и агрегатов, а также переездов с участка на участок при групповом использования техники позволит

262


уточнить влияние этих параметров на производительность агрега­ тов.

§ 6.2. Методы расчета производительности мобильных машин и агрегатов

Для расчета производительности большинства мобильных машинно тракторных агрегатов наиболее широкое распространение получили формулы :

 

 

(8.2.1)

 

V/t=0,lB„VTj3(1-fi)r ,

(8.2.2)

где К/г -

часовая производительность агрегата, га.

 

Методы

расчета и выбора ширины захвата и скорости движения

агрегатов разработаны достаточно полно. В то же время производи­ тельность агрегатов существенно зависит от коэффициента исполь­ зования времени смены, смысл которого

 

 

 

(8.2.3)

не вызывает сомнений. Однако методы его определения требуют

уточнения.

 

 

 

Рассмотрим баланс времени смены (ч) i

fg 2

 

Г - Тр 1 -t, + i , + 12 + 1, + t 4 + is + +

где

Tp- рабочее

время смены;

 

 

i„ - затраты времени на внутризагонные холостые заезды

 

агрегата;

 

 

i f - затраты

времени на переезды агрегата в начале смены

 

с места

стоянки на поле и обратно в конце

смены;

i2~ пожери времени на переезды агрегата с поля (участка) на поле в течение смены;

i - затраты времени на технологическое обслуживание агрегата (очистка и технологическая регулировка рабочих органов машин, загрузка или выгрузка кх технологических емкостей и т.п.); время ожидания разгрузки (загрузки) технологических емкостей;

263


is-

затраты времени на заправку машин топливом и проведение

t -

регламентируемых техуходов в начале и внутри смены;

потери времени на получение задания, приемку и сдачу

i?-

машин и работы;

потери времени на устранение случайных технических

 

неисправностей и поломок машин;

tа-

потери времени из-за несвоевременного выделения обслужи-

 

вающих рабочих, средств технологического обслуживания

 

и других организационных причин.

Время пребывания агрегатов в наряде включает еще простои, связанные с непогодой, которые при анализе использования техники необходимо исключать. Все остальные элементы потерь рабочего времени следует учитывать и анализировать. К нерегламентируемым потерям времени относят потери, вызванные случайными неисправно­

стями и поломками машин (

tT ),

а также

различными организа­

ционными причинами ( i a

). Эти

элементы

затрат времени не учи­

тываются при нормировании и расчетах производительности машин.

Обозначим частные

коэффициенты:

 

 

v

т ~

-г =

(8.2.5)

7 '' ‘ ’ * ~r ' ' '®

T

Кроме того, введем коэффициент использования внутризагонного

времени движения

7

 

 

т ~ -

р

. .

(8.2.6)

&TP + tx

Принимая во внимание формулу (8.2.3)-(8.2.6), находим:

 

T - t g S

( 4 ~ £ - r i )

 

 

(8.2.7)

 

 

 

 

 

, (8.2.8)

где

Т ~ нормативный

(расчетный)

коэффициент

использования

 

времени смены;

 

 

 

 

фактический коэффициент использования времени смены.

 

Если подставить значение Т

в выражения

(8.2.1) и

(8.2,2), получим расчетные формулы:

 

 

 

W~0,18pVp T lgt ( f -

;

(8. 2!<>)

 

4Jx^O,iBpVpTge (1-lj.Ti),

(8.2.IO)

264


г ле

рабочая

ширина захвата агрегата,

м;

 

Vj>- рабочая

скорость

движения, км/ч.

 

 

Нормативный коэффициент

( Г ) следует

применять при норми­

ровании и расчетах производительности машин. При анализе факти-, ч.ского использования техники целесообразно пользоваться обоими коэффициентами. При хорошей организации использования и техни­ ческого обслуживания машин составляющие баланса времени смены

Ь, , i£ 1 •••, Jf могут быть сведены к минимуму, a 4? и 4t практически исключены, так как их величина мало зависит от рабо­ чей скорости и ширины захвата агрегата.

Основные потери времени во многих случаях составляют внутризагонные холостые заезды агрегата, доля которых существенно за­ висит от рабочих скоростей агрегатов и их захватов. Известн , что рабочие скорости за последние годы увеличились от 4-5 до 10-15 км/ч, т.е. возросли в два-три раза, а методы определения коэффициента использования внутризагонного времени движения,по существу,сохранились те же.

Так, полагая -j~ и ^ >

формулу (8.2.6) для загонных способов движения обычно представ­

ляют

в виде

,

 

 

 

 

 

$,

(8.2.II)

 

 

1 + %

 

 

vt -

SP

 

где

скорость холостых заездов агрегата, км/ч;

 

3 p ,S x -

общая длина рабочих и холостых ходов на

загоне

 

 

(участке), км.

 

 

 

Для челнокового способа движения

эта формула'

 

 

 

1

 

 

 

 

'

(8.2.II а)

где

S„, L

- длина соответственно одного холостого заезда

 

 

и гона, км.

 

 

 

Неточность формул (8,2.11) и (8.2.11а) очевидна,

так как

при ее выводе сделано допущение, что на протяжении всего пути

Зр

и

Sx

в загоне агрегат движется равномерно - соответствен­

но

со

скоростью vp

и VK

(рис. 10). Следовательно, при

% ^ 1ГХ

формулы

(8.2.II)

и

(8,2.11а) справедливы при усло­

вии,

что

в моменты

перехода

агрегата от Vp на Vx и наоборот,

ускорение

его бесконечно, что

практически Нереально. В самом

265