Файл: Жукевич, К. И. Методы экономической оценки сельскохозяйственных машин и технологий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
тывать способы организации ее использования. Следовательно,
|
— |
ttf |
Tapi |
(8.2.25) |
|
|
|||
где |
~^opi " среднее |
время |
ожидания разгрузки бункера |
|
|
(заправки семенами посевного агрегата) в течение |
|||
|
рабочего дня, |
ч. |
|
Если машина совершает технологический процесс только при сопряженной работе с другими машинами, как, например, силосо уборочный комбайн СК-2,6, за потери времени, связанные с техноло
гическим обслуживанием, следует принимать |
Topi - время ожида |
|||||
ния-сопряженной машины. В |
этом случае |
|
||||
|
|
|
|
|
|
(8.2.25 а) |
где |
-г |
сРеДнее время ожидания |
9 |
сопряженной машины в течение |
||
'осы~ |
|
|||||
|
|
рабочего дня, ч. |
|
|
|
|
|
Затраты |
времени ts |
на заправку машин |
топливо-смазочными |
материалами и водой и проведение регламентированных техуходов в начале и конце смены для каждого трактора, сельскохозяйственной машины и агрегата в целом нормированы. Их следует принимать по соответствующим техническим нормативам, установленным на прове дение технических уходов.
Затраты времени t B на получение производственного зада ния, приемку, сдачу машин и работы при хорошей организации произ водства мало зависят от способа организации использования техни ки. Эта величина по сравнению с другими элементами незначительна и по статистическим опытным данным ее можно рассматривать в сред нем как заданную.
Таким образом, производительность мобильных агрегатов зави сит от значительного количества факторов. Всесторонний учет их с помощью коэффициентов в конкретных естественно-производ
ственных условиях позволит получить по формулам (8.2.1), (8.2.2), (8.2.7) и (8.2.8) достаточные исходные данные.
Общая схема расчета производительности мобильных тракторных агрегатов сводится к следующему.
I, Определяются пределы агротехнически допустимой рабочей скорости на данной операции.
278.
2. По технической или тяговой характеристике выбранного типа трактора устанавливаются возможные рабочие передачи и тяговые
усилия в пределах агротехнически допустимой рабочей скорости.
3.Определяются удельные сопротивления машины-орудия с уче том агротехнических требований выполнения каждой конкретной ра боты.
4.По тяговым усилиям и удельным сопротивлениям подсчитывает ся возможная конструктивная ширина захвата агрегата на рабочих передачах в пределах агротехнически допустимых скоростей.
5.Подбирается количество машин в агрегате на всех рабочих передачах и определяется рабочая ширина захвата агрегата.
6.Определяются естественно-производственные условия и поль зования техники и по изложенным методам - коэффициент использо вания времени смены,
7.По приведенным формулам подсчитывается часовая и сменная производительность агрегатов на всех рабочих передачах в пре делах агротехнически допустимой рабочей скорости.
8.Окончательный выбор параметров и режимов работы агрегата осуществляется на основе технико-экономического анализа.
§ 8,3. Производительность транспортных агрегатов
Перевозки грузов в сельскохозяйственном производстве делят ся на два вида; внехозяйствекные и внутрихозяйственные. По мере интенсификации и комплексной механизации производства в общем объеме перевозок сельскохозяйственных грузов все больший удель ный вес занимают автомобильные и тракторные трацспортные сред ства.
Эффективность использования транспорта в сельскохозяйствен ном производстве зависит от специфики перевозимых грузов, пос кольку последние в большинстве случаев обладают небольшой объем ной массой, что требует специальных кузовов или наращивания бор тов стандартных, Эта особенность проявляется как на внутрихозяй ственных, так и на внехозяЯственных перевозках.
Вторая особенность использования транспортных средств в боль шей мере относится к внутрихозяйственным перевозкам и заключает ся в том, что расстояние перевозок здесь сравнительно невелико.
Поэтому время ожидания погрузки и разгрузки и сами эти операции занимают большой удельный вес в общем балансе рабочего времени.
279
Следовательно, к методам расчета производительности транспорт ных средств и анализу эффективности их использования должны быть предъявлены требованиям, учитывающие специфику сельскохозяйствен ного производства.
Внутрихозяйственные перевозки делятся на хозяйственные и технологические. Перевозки технологических грузов отличаются тем, что транспортные средства находятся в постоянной организа ционно-технологической взаимосвязи с рабочими машинами и агрега тами. Поэтому эффективность использования технологических транс портных средств, как уже отмечалось, существенно зависит от спо собов организации их взаимодействия с сопряженно работающими ма
шинами. Эта особенность должна учитываться при определении произ водительности как отдельных машин, так и их групп в целом.
Для расчета часовой и сменной (дневной) производительности
грузовых |
автомобилей существует вполне определенная |
методика |
[ 5 , 16, |
29, 38J , по которой исходят из количества |
транспортной |
работы (ткм) или перевезенного за один рейс груза (т) и времени, необходимого на совершение этого рейса. Часовая производитель
ность |
определяется |
отношением |
(ткм) |
|
||
|
|
|
|
|
QT Kr SP |
|
|
|
|
1 |
|
^ |
’ |
где |
QT- |
грузоподъемность транспортного средства, т; |
||||
|
Vy- коэффициент использования грузоподъемности; |
|||||
|
ipt- время одного оборота (рейса), ч; |
|||||
|
Sp- |
длина рабочего пробега (с грузом), км. |
||||
£ свою |
очередь |
|
|
|
|
|
|
|
|
^об |
^дв |
9 |
|
где |
|
время движения транспортного средства, ч; |
||||
in >*p- |
элементы времени, затраченного на погрузку и раз |
|||||
|
|
грузку, включающие соответствующие затраты времени |
||||
|
|
на оформление этих операций и связанные с ними |
||||
|
|
непроизводительные простои, ч. |
||||
Обычно |
i n |
и ip |
объединяют, |
т.е. |
|
|
|
|
|
К -Р |
|
"К + i P * |
|
Кроме |
того, |
полагают |
|
Sp + Sx |
|
|
|
|
|
|
|
|
ig t* |
У'тех |
|
280
где |
Sx- длина холостого пробега |
(без груза), км; |
|
|||||
|
Цюех,- средняя техническая скорость движения транспорт |
|||||||
|
|
ного средства, км/ч. |
|
|
|
|
||
Наконец, соотношение рабочего и холостого пробегов принято |
||||||||
обозначать |
|
|
Sa |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Ч>" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
SP + s x |
|
|
||
где |
<р - коэффициент использования |
пробега. |
|
|
||||
Бели в исходное выражение часовой |
производительности вместо |
|||||||
s |
подставить |
соответствующие |
выражения |
его составляющих, |
||||
получим: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Q r«T |
|
|
||
|
|
|
WirJ= —- - - - -1-- |
|
<8.3._) |
|||
|
|
|
|
У |
|
~tn-p |
|
|
|
|
|
|
pVmex |
|
|
|
|
|
|
|
К/.(т) |
|
+ t |
(8.3.J а) |
||
|
|
|
*'т |
- А _ |
|
|
||
где |
I//(г) |
|
|
|
|
|
|
средства,!» |
WZJ - часовая производительность транспортного |
||||||||
Сменная производительность определится выражениями: |
||||||||
|
|
|
(т) ~ |
|
QrKr |
T , |
(8.3.2)1 |
|
|
|
|
У |
|
|
|||
|
|
|
см |
|
trt-p |
|||
|
|
|
|
WVmex |
Sp |
|
|
|
|
|
|
w (T> |
= |
Q7 k7 |
|
(8.3.2 a> |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
СМ,Т |
|
|
+ i.n-p |
|
|
|
|
|
|
ifirm |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
где Wf/J |
, W™r |
- соответственно |
сменная производительность |
|||||
|
|
|
транспортного средства, ткм, т. |
|
||||
При использовании транспортных средств, особенно в каче |
||||||||
стве технологического транспорта, расстояние перевозок грузов |
||||||||
невелико, |
а производительность, как известно, существенно эа- |
281