Файл: Жукевич, К. И. Методы экономической оценки сельскохозяйственных машин и технологий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тывать способы организации ее использования. Следовательно,

 

ttf

Tapi

(8.2.25)

 

 

где

~^opi " среднее

время

ожидания разгрузки бункера

 

(заправки семенами посевного агрегата) в течение

 

рабочего дня,

ч.

 

Если машина совершает технологический процесс только при сопряженной работе с другими машинами, как, например, силосо­ уборочный комбайн СК-2,6, за потери времени, связанные с техноло­

гическим обслуживанием, следует принимать

Topi - время ожида­

ния-сопряженной машины. В

этом случае

 

 

 

 

 

 

 

(8.2.25 а)

где

сРеДнее время ожидания

9

сопряженной машины в течение

'осы~

 

 

 

рабочего дня, ч.

 

 

 

 

Затраты

времени ts

на заправку машин

топливо-смазочными

материалами и водой и проведение регламентированных техуходов в начале и конце смены для каждого трактора, сельскохозяйственной машины и агрегата в целом нормированы. Их следует принимать по соответствующим техническим нормативам, установленным на прове­ дение технических уходов.

Затраты времени t B на получение производственного зада­ ния, приемку, сдачу машин и работы при хорошей организации произ водства мало зависят от способа организации использования техни­ ки. Эта величина по сравнению с другими элементами незначительна и по статистическим опытным данным ее можно рассматривать в сред­ нем как заданную.

Таким образом, производительность мобильных агрегатов зави­ сит от значительного количества факторов. Всесторонний учет их с помощью коэффициентов в конкретных естественно-производ­

ственных условиях позволит получить по формулам (8.2.1), (8.2.2), (8.2.7) и (8.2.8) достаточные исходные данные.

Общая схема расчета производительности мобильных тракторных агрегатов сводится к следующему.

I, Определяются пределы агротехнически допустимой рабочей скорости на данной операции.

278.


2. По технической или тяговой характеристике выбранного типа трактора устанавливаются возможные рабочие передачи и тяговые

усилия в пределах агротехнически допустимой рабочей скорости.

3.Определяются удельные сопротивления машины-орудия с уче­ том агротехнических требований выполнения каждой конкретной ра­ боты.

4.По тяговым усилиям и удельным сопротивлениям подсчитывает­ ся возможная конструктивная ширина захвата агрегата на рабочих передачах в пределах агротехнически допустимых скоростей.

5.Подбирается количество машин в агрегате на всех рабочих передачах и определяется рабочая ширина захвата агрегата.

6.Определяются естественно-производственные условия и поль­ зования техники и по изложенным методам - коэффициент использо­ вания времени смены,

7.По приведенным формулам подсчитывается часовая и сменная производительность агрегатов на всех рабочих передачах в пре­ делах агротехнически допустимой рабочей скорости.

8.Окончательный выбор параметров и режимов работы агрегата осуществляется на основе технико-экономического анализа.

§ 8,3. Производительность транспортных агрегатов

Перевозки грузов в сельскохозяйственном производстве делят­ ся на два вида; внехозяйствекные и внутрихозяйственные. По мере интенсификации и комплексной механизации производства в общем объеме перевозок сельскохозяйственных грузов все больший удель­ ный вес занимают автомобильные и тракторные трацспортные сред­ ства.

Эффективность использования транспорта в сельскохозяйствен­ ном производстве зависит от специфики перевозимых грузов, пос­ кольку последние в большинстве случаев обладают небольшой объем­ ной массой, что требует специальных кузовов или наращивания бор­ тов стандартных, Эта особенность проявляется как на внутрихозяй­ ственных, так и на внехозяЯственных перевозках.

Вторая особенность использования транспортных средств в боль­ шей мере относится к внутрихозяйственным перевозкам и заключает­ ся в том, что расстояние перевозок здесь сравнительно невелико.

Поэтому время ожидания погрузки и разгрузки и сами эти операции занимают большой удельный вес в общем балансе рабочего времени.

279



Следовательно, к методам расчета производительности транспорт­ ных средств и анализу эффективности их использования должны быть предъявлены требованиям, учитывающие специфику сельскохозяйствен­ ного производства.

Внутрихозяйственные перевозки делятся на хозяйственные и технологические. Перевозки технологических грузов отличаются тем, что транспортные средства находятся в постоянной организа­ ционно-технологической взаимосвязи с рабочими машинами и агрега­ тами. Поэтому эффективность использования технологических транс­ портных средств, как уже отмечалось, существенно зависит от спо­ собов организации их взаимодействия с сопряженно работающими ма­

шинами. Эта особенность должна учитываться при определении произ­ водительности как отдельных машин, так и их групп в целом.

Для расчета часовой и сменной (дневной) производительности

грузовых

автомобилей существует вполне определенная

методика

[ 5 , 16,

29, 38J , по которой исходят из количества

транспортной

работы (ткм) или перевезенного за один рейс груза (т) и времени, необходимого на совершение этого рейса. Часовая производитель­

ность

определяется

отношением

(ткм)

 

 

 

 

 

 

QT Kr SP

 

 

 

 

1

 

^

где

QT-

грузоподъемность транспортного средства, т;

 

Vy- коэффициент использования грузоподъемности;

 

ipt- время одного оборота (рейса), ч;

 

Sp-

длина рабочего пробега (с грузом), км.

£ свою

очередь

 

 

 

 

 

 

 

^об

^дв

9

где

 

время движения транспортного средства, ч;

in >*p-

элементы времени, затраченного на погрузку и раз­

 

 

грузку, включающие соответствующие затраты времени

 

 

на оформление этих операций и связанные с ними

 

 

непроизводительные простои, ч.

Обычно

i n

и ip

объединяют,

т.е.

 

 

 

 

К -Р

 

"К + i P *

 

Кроме

того,

полагают

 

Sp + Sx

 

 

 

 

 

 

 

ig t*

У'тех

 

280


где

Sx- длина холостого пробега

(без груза), км;

 

 

Цюех,- средняя техническая скорость движения транспорт­

 

 

ного средства, км/ч.

 

 

 

 

Наконец, соотношение рабочего и холостого пробегов принято

обозначать

 

 

Sa

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ч>"

 

 

 

 

 

 

 

 

SP + s x

 

 

где

- коэффициент использования

пробега.

 

 

Бели в исходное выражение часовой

производительности вместо

s

подставить

соответствующие

выражения

его составляющих,

получим:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Q r«T

 

 

 

 

 

WirJ= - - - - -1--

 

<8.3._)

 

 

 

 

У

 

~tn-p

 

 

 

 

 

 

pVmex

 

 

 

 

 

 

 

К/.(т)

 

+ t

(8.3.J а)

 

 

 

*'т

- А _

 

 

где

I//(г)

 

 

 

 

 

 

средства,!»

WZJ - часовая производительность транспортного

Сменная производительность определится выражениями:

 

 

 

(т) ~

 

QrKr

T ,

(8.3.2)1

 

 

 

У

 

 

 

 

 

см

 

trt-p

 

 

 

 

WVmex

Sp

 

 

 

 

 

w (T>

=

Q7 k7

 

(8.3.2 a>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СМ,Т

 

 

+ i.n-p

 

 

 

 

 

 

ifirm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где Wf/J

, W™r

- соответственно

сменная производительность

 

 

 

транспортного средства, ткм, т.

 

При использовании транспортных средств, особенно в каче­

стве технологического транспорта, расстояние перевозок грузов

невелико,

а производительность, как известно, существенно эа-

281