Файл: Жукевич, К. И. Методы экономической оценки сельскохозяйственных машин и технологий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
|
Влияние способа |
изменения скорости агрегата на |
|
||||||
|
|
|
|
коэффициент |
|
Таблица 8-22 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Ра - |
Ширина :захвата агре- |
| |
Ширина захвата агре- |Приме- |
||||||
бо • |
j гата |
аМ |
м |
|
j |
гата |
Й * 9 |
а |
!чание |
чая |
j - ---- |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
j |
Длина |
гона, |
м |
t |
|||
ско- |
j длина гона, и |
|
i |
||||||
рость,;--- |
|
500 |
! 1000 |
| |
200 J 500 |
! 1000 |
|
||
км/ч |
j 200 |
j |
i |
||||||
4 |
100 |
|
100 |
100 |
|
100 |
100 |
100 |
Подсчи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тан no |
формуле
(6.2.IIa)
б -100 |
-100 |
-100 |
-100 |
-100 |
> Ь-4 О О
Подсчи
тан по
формуле
(8.2.14)
8 |
91,0 |
95,6 |
97,7 |
92,5 |
96,0 |
97,6 |
|
10 |
89,0 |
94,4 |
97,0 |
91,5 |
95,0 |
97,2 |
Подсчи- |
12 |
87,3 |
93,3 |
96,3 |
90,0 |
94,2 |
96,6 |
тан по |
формуле |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
(8.2.14а) |
14 |
85,3 |
92,2 |
95,7 |
68,9 |
93,4 |
95,8 |
|
18 |
82,3 |
89,7 |
94,0 |
86,7 |
91,3 |
94,9 |
|
20 |
80,8 |
86,2 |
93,2 |
85,3 |
90,5 |
94,0 |
|
при известном расстоянии переезда
,2Snep
~tfxnep ’
где 5 пвр - расстояние по дорогам от места стоянки агрегатов до поля (участка), км;
Upnep- скорость холостых переездов агрегатов по полевым и проселочным дорогам, км/ч.
Однако в общем случае асчет коэффициента Т, значительно сложнее, так как он зависит также зависеть от количества смен использования техники. Так, например, при работе в две смены коэффициент Т, должен быть намного больше, чем в одну.
Чтобы учесть эту особенность, предыдущую формулу следует запи сать в виде
272
7
где Ту - общая дневная продолжительность работы агрегата, ч. Известно, что расстояние полей от места стоянки машин неоди
наково, вследствие чего величина Smp переменна и зависит от ря да факторов: площади пашни, обслуживаемой с данной стоянки (центра); расположения центра (стоянки) на обслуживаемой терри тории; распаханности сельскохозяйственных угодий; наличия и сос тояния дорог. Поэтому среднее прямолинейное расстояние от места СТОЯНКИ до ПОЛЯ МОЖНО записать ГРТ1
где |
f |
- |
коэффициент, зависящий от конфигурации обслуживаемой |
|
|
Fa |
|
площади |
и места расположения стоянки машин; |
|
- |
площадь |
обслуживаемой пашни, га; |
у- коэффициент распаханности сельскохозяйственных угодий.
ЕСЛИ учеСТЬ H,snnauniIMU<:*®unr'TT' гглплг
где |
X - |
коэффициент непрямолинейности дорог |
( Л >1 ). |
|
Таким |
образом, окончательно |
|
а искомый |
коэффициент |
|
|
|
|
0,002 — — --- i f n |
(8.2.18) |
|
|
VjtnepVy Тд |
|
Затраты времени на переезди одиночно работающих агрегатов с одного поля (участка) на другое в течение смены ( ) имеют место при условии, что
V J> Wn |
(односменная ) |
(8.2.19) |
или |
|
|
5 |
(двухсменная работа), |
(8.2.19а) |
W j |
273
где VJn - площадь одного обрабатываемого контура (поля,
|
|
участка), |
га. |
|
Следовательно, если при односменном использовании техники |
||||
~77 > |
1 |
, ежесменно будут |
иметь место внутрисменные пе- |
|
реезды |
с одного поля |
(участка) |
xti |
|
на другое; при ~ ^ j |
внутрисменные переезды агрегатов с поля на поле будут наблюдать ся только через несколько смен. Аналогичные условия имеют место и при двухсменном одиночном использовании техники. Таким образом, если W„ » W , то при одиночном использовании агрегатов коэффи циент Тг можно приравнять к нулю. Такие условия характерны для степных районов страны. В условиях северо-западной зоны СССР и других районов с небольшими размерами полей этот вопрос в каждом конкретном случае требует изучения.
Широкое распространение получил прогрессивный способ группо вого использования техники. Его преимущества дают основание утверждать, что поточные механизированные технологии возделыва ния и уборки сельскохозяйственных культур в перспективе будут основаны только на этом способе. Вместе с тем групповое исполь зование машин сопряжено с большим количеством внутрисменных пе реездов их с одного участка на другой. При групповом использо вании техники условие обязательного переезда машин в течение смены с участка на участок:
n,W > W n (при односменной) ,
или
m V / > V J n (при двухсменной работе),
где т - число машин в группе.
При сравнении формуя (8.2.19) и (8.2.20) видно, что спо соб организации использования техники (одиночный или групповой) может оказывать значительное влияние на внутрисменные затраты времени на переезды агрегатов с участка на участок. Эту особен ность нельзя не учитывать в районах с относительно малыми площа дями полей и контуров пашни, так как чрезмерное сосредоточение машин может привести к отрицательным последствиям. В каждом кон кретном случае должны быть известны площади полей (контуров), расстояние между ними и порядок переезда агрегатов. Поэтому затраты времени в зависимости от количества машин в труп-
пе можно учесть достаточно точно.
Однако для расчетов сравнительной экономической эффективнос ти машин естественно-производственные условия можно характеризо вать средними величинами тех зон и районов, для которых предназ начается данная техника, В соответствии с принятыми обозначе ниями:
t |
- |
f7,WT9 |
|
* |
Чпер |
Т |
|
а искомый коэффициент |
|
|
|
t |
|
, |
(8.2,21) |
^хлаа Т
где Snn - среднее расстояние переезда агрегата с одного поля на другое (определяется статистически для зональ ных естественно-производственных условий), км.
На коэффициент использования времени смены существенное влияние оказывают затраты времени на обслуживание агрегатов
( t3 ). При хорошо налаженном техническом обслуживании машин и высоком уровне агротехники возделывания сельскохозяйственных культур потери времени на очистку рабочих органов и технологи ческую их регулировку в течение смены невелики и не всегда имеют место. Однако остаются затраты времени на заправку сеялок семе нами, выгрузку зерна из бункеров комбайнов и т.п. Броме того, ряд машин может совершать технологический процесс только при сопряженной работе с другими машинами. Например, силосоубороч ный комбайн СК-2,б, скашивая и измельчая силоснур массу, одно временно подает ее в рядом идущее транспортное средство. Если транспорта нет, комбайн простаивает. В таких случаях технологи ческая связь между сопряженно работающими машинами наиболее тес ная.
Исследования и передовой опыт показывают, что затраты време на на обслуживание во многом зависят от соотношения сопряженно работающих машин \ организации их технологической взаимосвязи. Например, при. использовании зерновых комбайнов одиночным спосо бом и неправильно организованном взаимодействии их с транс портными средствами при групповом их применении за каждым комбайном закрепляют автомобиль. Технологическое обслуживание здесь построено так, чтобы каждый автомобиль обслуживал только
275
свой комбайн. При правильном организационно-технологическом взаи модействии машин за группой комбайнов закрепляется группа авто мобилей, а любой освободившийся из них подъезжает к тому комбай ну , который первым потребовал обслуживания. Если в первом случае соотношение комбайнов и автомобилей 1:1, то во втором - 1:0,6
и 1:0,7. При этом простои комбайнов в ожидании выгрузки зерна в обоих, случаях почти одинаковы. Простои же автомобилей в ожида нии загрузки составили в первом случае 61-67, а во втором - 29 -3556 рабочего времени. Таким образом, в целом эффективность ис
пользования техники в сравниваемых случаях существенно отличает ся, что следует учитывать при сравнительной оценке экономичес кой эффективности новой техники.
Исследования показывают, что организационно-технологическое взаимодействие сопряженно работающих различных сельскохозяйствен ных машин представляют собой вероятностный процесс, так как эле менты времени, определяющие эту связь, суть случайно изменявшие ся величины. Это позволяет рассматривать групповое использование техники как системы массового обслуживания, а для их изучения принять соответствующий математический аппарат. Вместе с тем эко номический анализ должен базироваться на материалах, полученных путем изучения поведения групп машин как систем массового обслу живания.
Рассмотрим, из каких элементов состоит, например, время ( г ) цикла машины, требующей через определенные промежутки вре
мени загрузки или заполнения технологических емкостей (бункеров, семенных ящиков и т.п.):
+ , (8.2.22)
где - время заполнения бункеров (опорожнения семенного ящика)j
'tpg- время разгрузки бункера (заполнения семенного ящика);
t opS- время ожидания разгрузки бункера (заполнения семенного ящика).
В свою очередь можно записать
nQ m Hm
(8.2.23)
OJBpVpQtgg
276
где |
Q„- касса материала в бункере (семенном ящике сеялки), ц; |
|
Нт- коэффициент использования емкости бункера (семен |
|
ного ящика); |
|
Q - урожайность продукции (норма высева семян), ц^га; |
|
п - количество машин в агрегате (например, сеялок). |
|
Для уборочных машин, производительность которых часто ограни |
чивается пропускной способностью рабочих органов, например, дня
зерновых комбайнов, время заполнения бункера |
следует проверять |
||
и. фор"»» |
^ |
О . К . (i* S ) |
|
|
|
’ |
(8'2'2Ja) |
где |
пропускная способность хлебной |
массы модотилг Л |
|
|
комбайна, кг/с; |
|
|
|
8 - коэффициент соломистости хлебной массы (отношение |
||
|
массы соломистых частей хлебной массы к массе |
||
|
зерна). |
|
|
Таким |
образом, величины |
и |
непосредственно не |
зависят от соотношения сопряженно работающих агрегатов и органи
зации их взаимодействия. Время i pg |
определяется |
в основном |
конструктивными особенностями машин, |
квалификацией |
механизато |
ров и физико-механическими свойствами материала. Поэтому сред
няя |
величина Tpg |
может быть определена |
статистически на основа |
|||
нии хронометражных |
наблюдений за работой машин! |
|||||
|
|
V |
JТi |
j |
- |
\(8.2.2Д) |
|
|
|
,д |
If |
|
|
где |
среднее время, |
затраченное |
в течение дня на раагруз- |
|||
|
ку бункера (заправку семенами посевного агрегата),ч. |
|||||
|
Как показывают исследования, |
затраты |
времени комбайна на |
ожидание разгрузки бункера зависят от количества и соотношения сопряженно работающих машин, расстояния отвоза (привоза) техно логического материала, физико-механических свойств материала и конструктивных сЛзобенностей машин, Случайный характер изменения
величины |
7opg требует вероятностных |
методов для ее |
определения |
||
во взаимосвязи с другими элементами |
затрат времени, |
параметрами |
|||
и режимами работы групп машин, как систем |
массового |
обслужива |
|||
ния. Отсюда вытекает, что при |
определении |
экономической эффек |
|||
тивности |
сельскохозяйственной |
техники необходимо тщательно учи- |
277