Файл: Жукевич, К. И. Методы экономической оценки сельскохозяйственных машин и технологий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Влияние способа

изменения скорости агрегата на

 

 

 

 

 

коэффициент

 

Таблица 8-22

 

 

 

 

 

 

 

 

Ра -

Ширина :захвата агре-

|

Ширина захвата агре- |Приме-

бо •

j гата

аМ

м

 

j

гата

Й * 9

а

!чание

чая

j - ----

 

 

 

 

 

 

 

 

j

Длина

гона,

м

t

ско-

j длина гона, и

 

i

рость,;---

 

500

! 1000

|

200 J 500

! 1000

 

км/ч

j 200

j

i

4

100

 

100

100

 

100

100

100

Подсчи­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тан no

формуле

(6.2.IIa)

б -100

-100

-100

-100

-100

> Ь-4 О О

Подсчи­

тан по

формуле

(8.2.14)

8

91,0

95,6

97,7

92,5

96,0

97,6

 

10

89,0

94,4

97,0

91,5

95,0

97,2

Подсчи-

12

87,3

93,3

96,3

90,0

94,2

96,6

тан по

формуле

 

 

 

 

 

 

 

(8.2.14а)

14

85,3

92,2

95,7

68,9

93,4

95,8

 

18

82,3

89,7

94,0

86,7

91,3

94,9

 

20

80,8

86,2

93,2

85,3

90,5

94,0

 

при известном расстоянии переезда

,2Snep

~tfxnep ’

где 5 пвр - расстояние по дорогам от места стоянки агрегатов до поля (участка), км;

Upnep- скорость холостых переездов агрегатов по полевым и проселочным дорогам, км/ч.

Однако в общем случае асчет коэффициента Т, значительно сложнее, так как он зависит также зависеть от количества смен использования техники. Так, например, при работе в две смены коэффициент Т, должен быть намного больше, чем в одну.

Чтобы учесть эту особенность, предыдущую формулу следует запи­ сать в виде

272


7

где Ту - общая дневная продолжительность работы агрегата, ч. Известно, что расстояние полей от места стоянки машин неоди­

наково, вследствие чего величина Smp переменна и зависит от ря­ да факторов: площади пашни, обслуживаемой с данной стоянки (центра); расположения центра (стоянки) на обслуживаемой терри­ тории; распаханности сельскохозяйственных угодий; наличия и сос­ тояния дорог. Поэтому среднее прямолинейное расстояние от места СТОЯНКИ до ПОЛЯ МОЖНО записать ГРТ1

где

f

-

коэффициент, зависящий от конфигурации обслуживаемой

 

Fa

 

площади

и места расположения стоянки машин;

 

-

площадь

обслуживаемой пашни, га;

у- коэффициент распаханности сельскохозяйственных угодий.

ЕСЛИ учеСТЬ H,snnauniIMU<:*®unr'TT' гглплг

где

X -

коэффициент непрямолинейности дорог

( Л >1 ).

 

Таким

образом, окончательно

 

а искомый

коэффициент

 

 

 

0,002 — — --- i f n

(8.2.18)

 

 

VjtnepVy Тд

 

Затраты времени на переезди одиночно работающих агрегатов с одного поля (участка) на другое в течение смены ( ) имеют место при условии, что

V J> Wn

(односменная )

(8.2.19)

или

 

 

5

(двухсменная работа),

(8.2.19а)

W j

273


(8.2.20)
(8.2.20 а)

где VJn - площадь одного обрабатываемого контура (поля,

 

 

участка),

га.

 

Следовательно, если при односменном использовании техники

~77 >

1

, ежесменно будут

иметь место внутрисменные пе-

реезды

с одного поля

(участка)

xti

на другое; при ~ ^ j

внутрисменные переезды агрегатов с поля на поле будут наблюдать­ ся только через несколько смен. Аналогичные условия имеют место и при двухсменном одиночном использовании техники. Таким образом, если W„ » W , то при одиночном использовании агрегатов коэффи­ циент Тг можно приравнять к нулю. Такие условия характерны для степных районов страны. В условиях северо-западной зоны СССР и других районов с небольшими размерами полей этот вопрос в каждом конкретном случае требует изучения.

Широкое распространение получил прогрессивный способ группо­ вого использования техники. Его преимущества дают основание утверждать, что поточные механизированные технологии возделыва­ ния и уборки сельскохозяйственных культур в перспективе будут основаны только на этом способе. Вместе с тем групповое исполь­ зование машин сопряжено с большим количеством внутрисменных пе­ реездов их с одного участка на другой. При групповом использо­ вании техники условие обязательного переезда машин в течение смены с участка на участок:

n,W > W n (при односменной) ,

или

m V / > V J n (при двухсменной работе),

где т - число машин в группе.

При сравнении формуя (8.2.19) и (8.2.20) видно, что спо­ соб организации использования техники (одиночный или групповой) может оказывать значительное влияние на внутрисменные затраты времени на переезды агрегатов с участка на участок. Эту особен­ ность нельзя не учитывать в районах с относительно малыми площа­ дями полей и контуров пашни, так как чрезмерное сосредоточение машин может привести к отрицательным последствиям. В каждом кон­ кретном случае должны быть известны площади полей (контуров), расстояние между ними и порядок переезда агрегатов. Поэтому затраты времени в зависимости от количества машин в труп-


пе можно учесть достаточно точно.

Однако для расчетов сравнительной экономической эффективнос­ ти машин естественно-производственные условия можно характеризо­ вать средними величинами тех зон и районов, для которых предназ­ начается данная техника, В соответствии с принятыми обозначе­ ниями:

t

-

f7,WT9

 

*

Чпер

Т

 

а искомый коэффициент

 

 

 

t

 

,

(8.2,21)

^хлаа Т

где Snn - среднее расстояние переезда агрегата с одного поля на другое (определяется статистически для зональ­ ных естественно-производственных условий), км.

На коэффициент использования времени смены существенное влияние оказывают затраты времени на обслуживание агрегатов

( t3 ). При хорошо налаженном техническом обслуживании машин и высоком уровне агротехники возделывания сельскохозяйственных культур потери времени на очистку рабочих органов и технологи­ ческую их регулировку в течение смены невелики и не всегда имеют место. Однако остаются затраты времени на заправку сеялок семе­ нами, выгрузку зерна из бункеров комбайнов и т.п. Броме того, ряд машин может совершать технологический процесс только при сопряженной работе с другими машинами. Например, силосоубороч­ ный комбайн СК-2,б, скашивая и измельчая силоснур массу, одно­ временно подает ее в рядом идущее транспортное средство. Если транспорта нет, комбайн простаивает. В таких случаях технологи­ ческая связь между сопряженно работающими машинами наиболее тес­ ная.

Исследования и передовой опыт показывают, что затраты време­ на на обслуживание во многом зависят от соотношения сопряженно работающих машин \ организации их технологической взаимосвязи. Например, при. использовании зерновых комбайнов одиночным спосо­ бом и неправильно организованном взаимодействии их с транс­ портными средствами при групповом их применении за каждым комбайном закрепляют автомобиль. Технологическое обслуживание здесь построено так, чтобы каждый автомобиль обслуживал только

275


свой комбайн. При правильном организационно-технологическом взаи­ модействии машин за группой комбайнов закрепляется группа авто­ мобилей, а любой освободившийся из них подъезжает к тому комбай­ ну , который первым потребовал обслуживания. Если в первом случае соотношение комбайнов и автомобилей 1:1, то во втором - 1:0,6

и 1:0,7. При этом простои комбайнов в ожидании выгрузки зерна в обоих, случаях почти одинаковы. Простои же автомобилей в ожида­ нии загрузки составили в первом случае 61-67, а во втором - 29 -3556 рабочего времени. Таким образом, в целом эффективность ис­

пользования техники в сравниваемых случаях существенно отличает­ ся, что следует учитывать при сравнительной оценке экономичес­ кой эффективности новой техники.

Исследования показывают, что организационно-технологическое взаимодействие сопряженно работающих различных сельскохозяйствен­ ных машин представляют собой вероятностный процесс, так как эле­ менты времени, определяющие эту связь, суть случайно изменявшие­ ся величины. Это позволяет рассматривать групповое использование техники как системы массового обслуживания, а для их изучения принять соответствующий математический аппарат. Вместе с тем эко­ номический анализ должен базироваться на материалах, полученных путем изучения поведения групп машин как систем массового обслу­ живания.

Рассмотрим, из каких элементов состоит, например, время ( г ) цикла машины, требующей через определенные промежутки вре­

мени загрузки или заполнения технологических емкостей (бункеров, семенных ящиков и т.п.):

+ , (8.2.22)

где - время заполнения бункеров (опорожнения семенного ящика)j

'tpg- время разгрузки бункера (заполнения семенного ящика);

t opS- время ожидания разгрузки бункера (заполнения семенного ящика).

В свою очередь можно записать

nQ m Hm

(8.2.23)

OJBpVpQtgg

276

где

Q„- касса материала в бункере (семенном ящике сеялки), ц;

 

Нт- коэффициент использования емкости бункера (семен­

 

ного ящика);

 

Q - урожайность продукции (норма высева семян), ц^га;

 

п - количество машин в агрегате (например, сеялок).

 

Для уборочных машин, производительность которых часто ограни­

чивается пропускной способностью рабочих органов, например, дня

зерновых комбайнов, время заполнения бункера

следует проверять

и. фор"»»

^

О . К . (i* S )

 

 

 

(8'2'2Ja)

где

пропускная способность хлебной

массы модотилг Л

 

комбайна, кг/с;

 

 

 

8 - коэффициент соломистости хлебной массы (отношение

 

массы соломистых частей хлебной массы к массе

 

зерна).

 

 

Таким

образом, величины

и

непосредственно не

зависят от соотношения сопряженно работающих агрегатов и органи­

зации их взаимодействия. Время i pg

определяется

в основном

конструктивными особенностями машин,

квалификацией

механизато­

ров и физико-механическими свойствами материала. Поэтому сред­

няя

величина Tpg

может быть определена

статистически на основа­

нии хронометражных

наблюдений за работой машин!

 

 

V

JТi

j

-

\(8.2.2Д)

 

 

 

If

 

 

где

среднее время,

затраченное

в течение дня на раагруз-

 

ку бункера (заправку семенами посевного агрегата),ч.

 

Как показывают исследования,

затраты

времени комбайна на

ожидание разгрузки бункера зависят от количества и соотношения сопряженно работающих машин, расстояния отвоза (привоза) техно­ логического материала, физико-механических свойств материала и конструктивных сЛзобенностей машин, Случайный характер изменения

величины

7opg требует вероятностных

методов для ее

определения

во взаимосвязи с другими элементами

затрат времени,

параметрами

и режимами работы групп машин, как систем

массового

обслужива­

ния. Отсюда вытекает, что при

определении

экономической эффек­

тивности

сельскохозяйственной

техники необходимо тщательно учи-

277