Файл: Джапаридзе, О. Л. Перевозки зернопродуктов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ными пломбами отправителя, бремя доказывания своей невиновности возлагается на транспортные орга­ низации.

Наличие любого из перечисленных обстоятельств освобождает транспортные организации не только от не­ обходимости доказывать свою невиновность, но также и причинную связь между несохранностью груза и ука­ занным обстоятельством.

Для возложения в таких случаях ответственности на транспорт владельцы груза должны доказать, что ут­ рата (порча, повреждение) на самом деле была по дру­ гим причинам, устранение которых входит в обязан­ ность транспортных предприятий или по крайней мере отсутствие причинной связи между несохранностью гру­ за и обстоятельством, на которое делается ссылка (в последнем случае на транспортные организации перено­ сится обязанность доказывать свою невиновность).

В связи с указанным следует иметь в виду, что при поступлении грузов в исправных перевозочных средст­ вах, за исправными пломбами отправителя вина транс­ порта в недостаче массы или количества мест практи­ чески не может быть доказана. Аналогичным образом обстоит дело и во всех случаях таких недостач грузов,

поступивших в исправной

таре (упаковке),

без следов

ее повреждения и вскрытия.

 

 

 

Необходимо также отметить, что сам по себе факт

участия представителей

транспортных

предприятий в

определении

массы

или

количества мест, принимаемых

к

перевозке

грузов,

не

служит основанием

для вывода

о

наличии ответственности

транспорта

за

недостачу

массы или количества мест. Указанное обстоятельство имеет значение только как дополнительный довод, уси­ ливающий другие доказательства виновности транспор­ та в несохранности груза.

Так как приведенный выше перечень является исчер­ пывающим, при наличии любых других причин, повлек­ ших или могущих повлечь несохранность груза, транс­ портные организации обязаны или доказать отсутствие своей вины, или возместить нанесенный ущерб.

Такая обязанность транспортных организаций возни­

кает, например, во всех случаях, когда после

приема

для перевозки к грузу был (или мог

быть) доступ ра­

ботников транспорта или других лиц

и, в частности,

при: утере или повреждении пломб отправителя,

а при

260


перевозках на палубах и открытом подвижном соста­ ве — повреждении защитной маркировки, обвязки, тары, упаковки или наличии иных признаков утраты в пути следования; погрузке, разгрузке или перегрузке силами транспортных предприятий; неисправности грузовых по­ мещений; наличии признаков повреждения груза от столкновения перевозочных средств или резкого тормо­ жения; порчи в результате нарушения сроков доставки и т. д.

Такая же обязанность возлагается на транспортные организации в тех случаях, когда они выдвигают дово­ ды о несохранности груза по обстоятельствам, завися­ щим от грузовладельцев, в силу особых свойств или скрытых недостатков самого груза или тары (упаковки), явлений стихийного характера, при отсутствии в транс­ портных документах отметок о мерах особой предосто­ рожности, сдаче к перевозке с повышенной влажностью и т. д.

Присутствие при грузе проводников освобождает транспортные организации от обязанности доказывать свою невиновность только в случаях порчи, поврежде­ ния или недостачи груза по причинам, устранение кото­ рых входит в обязанность проводников. Если несохранность груза могла произойти по другим причинам, на­ пример вследствие столкновения, резкого торможения, пожара, возникшего не по вине проводников, и т. д., предположение о невиновности транспорта отпадает и доказать свою невиновность он должен сам.

Для освобождения от ответственности транспортная организация должна доказать следующие два обстоя­ тельства: а) отсутствие причинной связи между несохранностью груза и неисправностью, по которой делает­ ся предположение о виновности транспорта; б) наличие другого обстоятельства, не зависящего от транспорта, находящегося в причинной связи с утратой (порчей по­ вреждением) груза.

Так, при ссылке на недостатки тары или упаковки транспортные организации должны доказать, что недо­ стача (порча, повреждение) произошла именно по этой, а не по другой причине, а в случаях отправки грузов через склады станций (портов) или погрузки в местах необщего пользования с участием их представителей также и то, что недостатки тары имели скрытый харак­ тер и не могли быть обнаружены при осмотре.

261

Если груз, сданный к перевозке с повышенной влаж­ ностью и задержанный в пути сверх установленного срока, испорчен, транспортная организация может быть освобождена от возмещения ущерба только при усло­ вии, если докажет, что порча произошла в результате повышенной влажности груза, а не в результате нару­ шения срока доставки и т. д.

В тех случаях, когда в процессе рассмотрения пре­ тензии или иска подтверждается наличие обстоя­ тельств, зависящих и не зависящих от транспорта, каждое из которых находится в причинной связи с несохранностью груза, с транспортных организаций взыс­ кивается лишь соответствующая часть ущерба.

На практике возможны случаи, когда груз доставлен в подвижном составе за исправными пломбами отпра­ вителя, однако с наличием щелей, через которые могла проникнуть влага или высыпаться груз.

При указанных обстоятельствах надо

исходить

из

следующего:

 

 

а) так как в таких случаях отсутствуют все необхо­

димые условия для возложения бремени

доказывания

на владельцев грузов (имеются исправные пломбы,

од­

нако поврежден подвижной состав), доказать невинов­ ность в недостаче или порче груза входит в обязанность транспортных организаций;

б) определять пригодность подвижного состава для перевозки груза входит в обязанность грузоотправителя, что не исключает наличие его вины, а следовательно, и ответственность за порчу или недостачу груза;

в) ответственность за последствия погрузки грузов в подвижной состав с дефектами, которые нельзя об­ наружить осмотром (неисправности скрытого характе­ ра), возлагается на перевозчика, что не исключает на­ личие вины транспорта;

г) обнаруженные в пункте назначения дефекты под­ вижного состава в пункте отправления могли иметь скрытый характер и стать явными в результате нагру­ зок при движении или вообще возникнуть в пути следо­ вания, что также не исключает ответственность транс­ порта.

В таких случаях претензии за недостачу или порчу груза должны быть предъявлены транспортным органи­ зациям, которые обязаны доказать, что обнаруженная неисправность подвижного состава возникла до погруз­

262


ки груза в пункте

отправления и при этом носила

яв­

ный характер

или

что между неисправностью и порчей

(недостачей)

нет

причинной связи. При отсутствии

та­

ких доказательств транспортная организация обязана возместить нанесенный ущерб.

Для обеспечения правильного определения ответст­ венности сторон при неисправности подвижного состава грузополучатели обязаны лично проверить размеры ще­ лей, убедиться в их характере (явный, скрытый), тща­ тельно обследовать подвижной состав, имея в виду возможность наличия следов от столкновения, ударов, применения каких-либо инструментов в пути следова­ ния и обеспечить точное отражение всех выявленных фактов в акте.

Аналогичным образом необходимо поступать и при утере (повреждении) пломб отправителя, в том числе и при исправности подвижного состава, наличии пломб транспортных предприятий и закруток на дверях и люках.

Особо следует рассмотреть вопрос об ответственности за недостачу, порчу или повреждение грузов, отгружае­ мых с мест необщего пользования в прямых смешанных сообщениях судовыми или вагонными отпр^вкй’ми.

Поскольку груз первую часть пути перевозят в под­ вижном составе за пломбами отправителя, вопрос об ответственности за его недостачу, порчу или поврежде­

ние, обнаруженные при перевалке, решается

так же,

как и при перевозках одним видом транспорта.

Если груз прибыл в пункт перевалки в неповреж­

денном подвижном составе за исправными

пломбами

отправителя, то обнаруженная при перегрузке недоста­ ча относится на отправителя (если он не представит доказательства своей невиновности). На него же отно­ сится и ущерб от порчи или повреждения груза, воз­ никших не в связи со скрытыми дефектами подвижного состава.

Факт обнаружения недостачи (порчи, повреждения) в исправном подвижном составе за исправными плом­ бами отправителя при передаче груза с одного вида транспорта на другой должен быть подтвержден ком­ мерческим актом. Кроме того, действительный размер недостачи или характер порчи (повреждения) подлежит повторной проверке при выдаче груза в пункте назна­ чения.

263


В связи с тем, что перевалка грузов производится

силами транспортных организаций,

грузоотправители

не могут нести ответственность за их

сохранность в

дальнейшем и полностью освобождаются от бремени доказывания вины транспортных организаций в порче, повреждении или недостаче груза сверх размеров, обна­ руженных за пломбами отправителя и зафиксированных коммерческими актами пункта перевалки.

Такой вывод вытекает из того положения, что при перевалке груза принимающая сторона обязана прове­ рить его состояние и при несохранности потребовать составления коммерческого акта. Кроме того, она не имеет права принимать грузы в таре (упаковке), не обеспечивающей их сохранность.

Таким образом, наличие коммерческого акта пункта перевалки служит неопровержимым доказательством о размере недостачи, порчи или повреждении груза, воз­ никших при передаче. Дальнейшее увеличение размера несохранности подтверждает факт потери (порчи, по­ вреждения) груза при его транспортировании, а следо­ вательно, и ответственность конечного вида транспорта.

Отсутствие коммерческого акта пункта перевалки неопровержимо доказывает, что груз в пункте перевал­ ки был передан в полной сохранности и обнаруженная в пункте назначения недостача образовалась в процес­ се перегруза, хранения в пункте перевалки или транс­ портирования.

Необходимо иметь в виду, что тарные и штучные грузы можно передавать с одного вида транспорта на другой с проверкой только количества мест и исправно­ сти тары (упаковки), поэтому рассмотренный выше порядок ответственности распространяется на них лишь в части недостачи целых мест, массы в местах с пов­ режденной тарой или со следами вскрытия, а также порчи и повреждения, которые могли быть в результате перегруза и транспортирования. Что же касается недо­ стачи массы при исправной таре, не имеющей следов вскрытия, то за нее транспортные организации ответст­ венности не несут.

При перевалке грузов, перевозимых в контейнерах, последние не вскрываются. Принимающая сторона обя­ зана только проверить наличие и исправность пломб отправителя и самого контейнера. Поскольку контейнер перевозят до пункта назначения за пломбами отправи­

264