ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
ными пломбами отправителя, бремя доказывания своей невиновности возлагается на транспортные орга низации.
Наличие любого из перечисленных обстоятельств освобождает транспортные организации не только от не обходимости доказывать свою невиновность, но также и причинную связь между несохранностью груза и ука занным обстоятельством.
Для возложения в таких случаях ответственности на транспорт владельцы груза должны доказать, что ут рата (порча, повреждение) на самом деле была по дру гим причинам, устранение которых входит в обязан ность транспортных предприятий или по крайней мере отсутствие причинной связи между несохранностью гру за и обстоятельством, на которое делается ссылка (в последнем случае на транспортные организации перено сится обязанность доказывать свою невиновность).
В связи с указанным следует иметь в виду, что при поступлении грузов в исправных перевозочных средст вах, за исправными пломбами отправителя вина транс порта в недостаче массы или количества мест практи чески не может быть доказана. Аналогичным образом обстоит дело и во всех случаях таких недостач грузов,
поступивших в исправной |
таре (упаковке), |
без следов |
|||||
ее повреждения и вскрытия. |
|
|
|||||
|
Необходимо также отметить, что сам по себе факт |
||||||
участия представителей |
транспортных |
предприятий в |
|||||
определении |
массы |
или |
количества мест, принимаемых |
||||
к |
перевозке |
грузов, |
не |
служит основанием |
для вывода |
||
о |
наличии ответственности |
транспорта |
за |
недостачу |
массы или количества мест. Указанное обстоятельство имеет значение только как дополнительный довод, уси ливающий другие доказательства виновности транспор та в несохранности груза.
Так как приведенный выше перечень является исчер пывающим, при наличии любых других причин, повлек ших или могущих повлечь несохранность груза, транс портные организации обязаны или доказать отсутствие своей вины, или возместить нанесенный ущерб.
Такая обязанность транспортных организаций возни
кает, например, во всех случаях, когда после |
приема |
|
для перевозки к грузу был (или мог |
быть) доступ ра |
|
ботников транспорта или других лиц |
и, в частности, |
|
при: утере или повреждении пломб отправителя, |
а при |
260
перевозках на палубах и открытом подвижном соста ве — повреждении защитной маркировки, обвязки, тары, упаковки или наличии иных признаков утраты в пути следования; погрузке, разгрузке или перегрузке силами транспортных предприятий; неисправности грузовых по мещений; наличии признаков повреждения груза от столкновения перевозочных средств или резкого тормо жения; порчи в результате нарушения сроков доставки и т. д.
Такая же обязанность возлагается на транспортные организации в тех случаях, когда они выдвигают дово ды о несохранности груза по обстоятельствам, завися щим от грузовладельцев, в силу особых свойств или скрытых недостатков самого груза или тары (упаковки), явлений стихийного характера, при отсутствии в транс портных документах отметок о мерах особой предосто рожности, сдаче к перевозке с повышенной влажностью и т. д.
Присутствие при грузе проводников освобождает транспортные организации от обязанности доказывать свою невиновность только в случаях порчи, поврежде ния или недостачи груза по причинам, устранение кото рых входит в обязанность проводников. Если несохранность груза могла произойти по другим причинам, на пример вследствие столкновения, резкого торможения, пожара, возникшего не по вине проводников, и т. д., предположение о невиновности транспорта отпадает и доказать свою невиновность он должен сам.
Для освобождения от ответственности транспортная организация должна доказать следующие два обстоя тельства: а) отсутствие причинной связи между несохранностью груза и неисправностью, по которой делает ся предположение о виновности транспорта; б) наличие другого обстоятельства, не зависящего от транспорта, находящегося в причинной связи с утратой (порчей по вреждением) груза.
Так, при ссылке на недостатки тары или упаковки транспортные организации должны доказать, что недо стача (порча, повреждение) произошла именно по этой, а не по другой причине, а в случаях отправки грузов через склады станций (портов) или погрузки в местах необщего пользования с участием их представителей также и то, что недостатки тары имели скрытый харак тер и не могли быть обнаружены при осмотре.
261
Если груз, сданный к перевозке с повышенной влаж ностью и задержанный в пути сверх установленного срока, испорчен, транспортная организация может быть освобождена от возмещения ущерба только при усло вии, если докажет, что порча произошла в результате повышенной влажности груза, а не в результате нару шения срока доставки и т. д.
В тех случаях, когда в процессе рассмотрения пре тензии или иска подтверждается наличие обстоя тельств, зависящих и не зависящих от транспорта, каждое из которых находится в причинной связи с несохранностью груза, с транспортных организаций взыс кивается лишь соответствующая часть ущерба.
На практике возможны случаи, когда груз доставлен в подвижном составе за исправными пломбами отпра вителя, однако с наличием щелей, через которые могла проникнуть влага или высыпаться груз.
При указанных обстоятельствах надо |
исходить |
из |
следующего: |
|
|
а) так как в таких случаях отсутствуют все необхо |
||
димые условия для возложения бремени |
доказывания |
|
на владельцев грузов (имеются исправные пломбы, |
од |
нако поврежден подвижной состав), доказать невинов ность в недостаче или порче груза входит в обязанность транспортных организаций;
б) определять пригодность подвижного состава для перевозки груза входит в обязанность грузоотправителя, что не исключает наличие его вины, а следовательно, и ответственность за порчу или недостачу груза;
в) ответственность за последствия погрузки грузов в подвижной состав с дефектами, которые нельзя об наружить осмотром (неисправности скрытого характе ра), возлагается на перевозчика, что не исключает на личие вины транспорта;
г) обнаруженные в пункте назначения дефекты под вижного состава в пункте отправления могли иметь скрытый характер и стать явными в результате нагру зок при движении или вообще возникнуть в пути следо вания, что также не исключает ответственность транс порта.
В таких случаях претензии за недостачу или порчу груза должны быть предъявлены транспортным органи зациям, которые обязаны доказать, что обнаруженная неисправность подвижного состава возникла до погруз
262
ки груза в пункте |
отправления и при этом носила |
яв |
|
ный характер |
или |
что между неисправностью и порчей |
|
(недостачей) |
нет |
причинной связи. При отсутствии |
та |
ких доказательств транспортная организация обязана возместить нанесенный ущерб.
Для обеспечения правильного определения ответст венности сторон при неисправности подвижного состава грузополучатели обязаны лично проверить размеры ще лей, убедиться в их характере (явный, скрытый), тща тельно обследовать подвижной состав, имея в виду возможность наличия следов от столкновения, ударов, применения каких-либо инструментов в пути следова ния и обеспечить точное отражение всех выявленных фактов в акте.
Аналогичным образом необходимо поступать и при утере (повреждении) пломб отправителя, в том числе и при исправности подвижного состава, наличии пломб транспортных предприятий и закруток на дверях и люках.
Особо следует рассмотреть вопрос об ответственности за недостачу, порчу или повреждение грузов, отгружае мых с мест необщего пользования в прямых смешанных сообщениях судовыми или вагонными отпр^вкй’ми.
Поскольку груз первую часть пути перевозят в под вижном составе за пломбами отправителя, вопрос об ответственности за его недостачу, порчу или поврежде
ние, обнаруженные при перевалке, решается |
так же, |
как и при перевозках одним видом транспорта. |
|
Если груз прибыл в пункт перевалки в неповреж |
|
денном подвижном составе за исправными |
пломбами |
отправителя, то обнаруженная при перегрузке недоста ча относится на отправителя (если он не представит доказательства своей невиновности). На него же отно сится и ущерб от порчи или повреждения груза, воз никших не в связи со скрытыми дефектами подвижного состава.
Факт обнаружения недостачи (порчи, повреждения) в исправном подвижном составе за исправными плом бами отправителя при передаче груза с одного вида транспорта на другой должен быть подтвержден ком мерческим актом. Кроме того, действительный размер недостачи или характер порчи (повреждения) подлежит повторной проверке при выдаче груза в пункте назна чения.
263
В связи с тем, что перевалка грузов производится
силами транспортных организаций, |
грузоотправители |
не могут нести ответственность за их |
сохранность в |
дальнейшем и полностью освобождаются от бремени доказывания вины транспортных организаций в порче, повреждении или недостаче груза сверх размеров, обна руженных за пломбами отправителя и зафиксированных коммерческими актами пункта перевалки.
Такой вывод вытекает из того положения, что при перевалке груза принимающая сторона обязана прове рить его состояние и при несохранности потребовать составления коммерческого акта. Кроме того, она не имеет права принимать грузы в таре (упаковке), не обеспечивающей их сохранность.
Таким образом, наличие коммерческого акта пункта перевалки служит неопровержимым доказательством о размере недостачи, порчи или повреждении груза, воз никших при передаче. Дальнейшее увеличение размера несохранности подтверждает факт потери (порчи, по вреждения) груза при его транспортировании, а следо вательно, и ответственность конечного вида транспорта.
Отсутствие коммерческого акта пункта перевалки неопровержимо доказывает, что груз в пункте перевал ки был передан в полной сохранности и обнаруженная в пункте назначения недостача образовалась в процес се перегруза, хранения в пункте перевалки или транс портирования.
Необходимо иметь в виду, что тарные и штучные грузы можно передавать с одного вида транспорта на другой с проверкой только количества мест и исправно сти тары (упаковки), поэтому рассмотренный выше порядок ответственности распространяется на них лишь в части недостачи целых мест, массы в местах с пов режденной тарой или со следами вскрытия, а также порчи и повреждения, которые могли быть в результате перегруза и транспортирования. Что же касается недо стачи массы при исправной таре, не имеющей следов вскрытия, то за нее транспортные организации ответст венности не несут.
При перевалке грузов, перевозимых в контейнерах, последние не вскрываются. Принимающая сторона обя зана только проверить наличие и исправность пломб отправителя и самого контейнера. Поскольку контейнер перевозят до пункта назначения за пломбами отправи
264