Файл: Гаращенко, Г. М. Безопасность судовождения учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вверх поворачивают ее на пол-оборота. Электрический пуск двигателя осуществляется с помощью стартера.

Стартер представляет собой электрический двигатель постоянного тока, снабженный приводным механизмом, который передает вращающий момент вала стартера ко­ ленчатому валу двигателя.

При включении стартера шестерня привода входит в зацепление с венцом маховика двигателя и автома­ тически выходит из зацепления после пуска двигателя.

На двигателе «Москвич» установлен стартер типа СТ-113-6, включаемый с помощью электромагнитного тя­ гового реле типа РС-14, расположенного на корпусе стартера.

ПОДВЕСНЫЕ МОТОРЫ

Подвесной мотор состоит из четырех основных узлов: двигателя с системами, дейдвудной трубы, гребного винта с приводом и подвески. В качестве двигателя в основном используются двухтактные карбюраторные дви­ гатели с относительно несложной конструкцией, у кото­ рых мощностные показатели выше, чем у четырехтакт­ ных.

Дейдвудная труба соединяет двигатель с подводной частью мотора, в которой размещен привод гребного винта, представляющий собой реверсивный или нере­ версивный редуктор с коническими шестернями.

Подвеска предназначается для быстрого закрепления мотора и снятия его при необходимости.

К подвесному мотору предъявляются большие тре­ бования: он должен обладать достаточной мощностью, надежностью в работе, экономичностью, удобством уп­ равления, малым весом, долговечностью, не произво­ дить сильный шум при работе и не требовать особого ухода. Некоторые преимущества подвесных моторов пе­ ред стационарными двигателями (быстрая установка на

судне, отсутствие

валопровода,

возможность ремонта

гребного

вала на

плаву, рациональное

использование

внутренней части

корпуса лодки) обусловили их широ­

кое распространение (рис. 96).

моторы

марок «Москва»,

Выпускаются

подвесные

«ЛМ-1»,

«Рига-125», «Ока»,

«Кама»,

«Ветерок-8»

и

«Ветерок-12» мощностью

от

1,8

до

20

л. с., «Москва-

25А», «Вихрь-М»,

«Вихрь»

и

«Нева»

мощностью 20

и

30 л. с. (табл. 10).

 

 

 

 

 

 

 

182


S T E P O K

Рис. 96. Общий вид подвесных моторов:

а — «Вихрь»; б —«Москва»; « —«Ветерок».

Марка мотора

Количествоци­

линдров

Диаметрцилинд­ мм,ра

поршняХод , мм

Мощность, л. с.

Рабочийобъем цилиндра, см*

Степеньсжатия

 

 

 

 

 

 

 

ЛМ-20 «Чайка»

1

62

58

1,8

63

4,5

ЛМ-1

1

3,0

175

5,0

«Рига-125»

1

52

58

4,0

123

6,0

ЛММ-6

1

67,5

70

6,0

250

6,0

«Ока»

2

50

44

6,0

173

6,0

«Москва»

2

55,2

51

10

244

6,1

«Москва-25А»

2

72

60,6

25,0

496

7,1

«Ветерок-8»

2

50,0

44

8

173

6,0

«Ветерок-12»

2

60,0

44

12

249

6,0

«Вихрь»

2

67

60

20

422

6,5

ПЛМ-25

2

25

495

6,1

«Вихрь-М»

2

67

60

25

422

6,5

«Ветерок» имеет хорошо уравновешенную двухци­ линдровую схему, удовлетворительные пусковые качест­ ва, муфту холостого хода, водяной насос и бензона­ сосы.

Двигатели моторов приспособлены к работе на топ­ ливной смеси бензина А-66 и А-72 и летнего автола.

Подвесные моторы «Москва-25А», «Вихрь» и «Вихрь-М»

Подвесные лодочные моторы «Москва-25А», «Вихрь» и «Вихрь-М» предназначены для установки нц маломер­ ных судах с весом корпуса более 135 кг и высотой тран­ цевой доски 365—405 мм.

Эти моторы при сравнительно небольшом весе име­ ют высокую мощность, обеспечивающую судну большую скорость. Цилиндры здесь располагаются горизонтально, коленчатый вал — вертикально, что упрощает передачу к гребному винту, состоящую из одной пары конических шестерен, заключенную в особую водонепроницаемую и плавно обтекаемую коробку и работающую в густой

184

Т а б л и ц а 10

смазке. Моторы оборудуются скоростными трехлопаст­ ными винтами, позволяющими серийной лодке типа «Казанка» с грузом 94—100 кг развивать скорость 35— 45 км/ч. При загрузке до 400 кг скорость снижается до 20—25 км/ч. Для повышения эффективности использо­ вания мотора на тяжело нагруженных лодках преду­ сматривается замена скоростного винта грузовым трех­ лопастным.

Детали подводной части моторов выполнены из ан­ тикоррозионных материалов, поэтому моторы могут экс­ плуатироваться как в пресной, так и в морской воде.

Рулевым устройством служит сам гребной винт, ко­ торый, не переставая вращаться, поворачивается одно­ временно с румпелем (рис. 97).

Для предохранения транцевой доски и мотора от поломок при ударе о подводное препятствие предусмот­ рена возможность откидывания мотора назад.

Рассматриваемые моторы реверсивные. Реверсивный привод гребного винта обеспечивает передний и задний ход лодки, а также работу мотора вхолостую. Рычаг управления реверсом сблокирован с ручкой румпеля, что

185


л

исключает возможность включения реверса на повышен­ ных оборотах. Запуск ручной, с самоубирающнмся тро­ сом, охлаждение осуществляется водяной помпой. Мо­ тор «Москва-25А» оборудован также насосом для откач­ ки воды из корпуса лодки.

Моторы могут иметь дистанционное управление и

рулевой привод.

Подвесные моторы «Москва-25А», «Вихрь» и «Вихрь-М» — двухцилиндровые, двухтактные, карбюра­ торные, с кривошипно-камерной дефлекторной продув­ кой и впуском смеси в картер через автоматические пластинчатые клапаны. Они состоят из следующих ос­ новных узлов: двигателя, дейдвудной трубы, привода гребного винта, топливной системы, системы зажигания, ручного стартера, реверсивно-разобщительного устрой­ ства и системы водяного охлаждения (рис. 98).

Цилиндры отлиты из силумина или серого чугуна. Двигатели подвесных моторов «Москва-25А» имеют блочную конструкцию цилиндров, а двигатели моторов «Вихрь» и «Вихрь-М» — индивидуальную.

В блоке цилиндров смонтированы две несменные чу­ гунные втулки цилиндров (с продувочными и выпуск­ ными окнами), соединенные с каналами для подвода го­ рючей смеси из картера, отвода отработанных газов в дейдвудную трубу и подачи охлаждающей воды.

Со стороны выхлопных окон к блоку цилиндров кре­ пится крышка с металлической прокладкой, образую­ щей пространство для циркуляции охлаждающей воды.

В моторе «Москва-25А» к фланцам выхлопных ка­ налов цилиндров четырьмя винтами крепится глушитель.

Рис. 97. Подвесной мотор «Москва-25А»:

/ — тяга

переключения

кулачковой

муфты;

2 — подвеска;

3

нижний

коренной роликовый

подшипник;

4 — перегородка

с

пластинчатыми

клапанами; 5 — игольчатый

подшипник; 6 — ко­

ленчатый вал;

7 — верхний коренной роликовый подшипник;

8

маховик;

9 — корпус стартера;

10 — капот двигателя;

11 — голов­

ка блока

цилиндров;

/2 —шатун;

13— поршневой

палец;

И —

гильза цилиндров; 15 — крышка; 16 — панель

картера; 17 — пор­

шень; 18 — трубка

подачи

воды

к

двигателю;

19— рессора

(вертикальный

вал);

20 — приемная

 

трубка

водоотливной пом­

пы; 21 — дейдвудная

труба;

22 — проставка;

23 — гребной

винт;

24 — демпфер; 25 — гайка-обтекатель;

26 — сальник

корпуса ре-

версредуктора;

27 —шариковый

подшипник 7000101

(ГОСТ

8338—57); 28 — шариковый подшипник 204 (ГОСТ 8338—57); 29 —

ведомая шестерня реверсредукгора; 30 — шариковый подшипник 83 (ТУ .100/3); 31 — ведомая шестерня заднего хода; 32 — кулач­ ковая муфта; 33 — вилка переключения муфты; 34 — ведущая шестерня переднего хода.

187



Рис. 98. Схема крепления подвесного мотора.

Г о л о в к а б л о к а изготовляется общей для двух цилиндров и крепится на армированной асбестовой про­ кладке болтами. В головке имеются каналы для цирку­ ляции охлаждающей воды, которые соединяются с ка­ налами блока цилиндров. В головку блока ввернуты две свечи зажигания (по одной для каждого цилиндра).

К а р т е р этих двигателей выполняет две функции: во-первых, является деталью остова двигателя, в которой размещаются коренные опоры коленчатого вала, во-вто­ рых, его внутренняя полость образует одну или несколь­ ко кривошипных камер, используемых для продувки.

У моторов «Москва-25А» блок цилиндров отлит вме­ сте с прилегающей к нему половиной картера, плоскость разъема которого проходит по оси коленчатого вала. К блок-картеру крепится распределитель, на котором смонтированы корпусы клапанов с ограничителями, а

также карбюратор.

У моторов «Вихрь» и «Вихрь-М» картер состоит из двух частей, отлитых из алюминиевого сплава, с разъе­ мом в плоскости, перпендикулярной оси коленчатого ва­ ла, и соединенных между собой с помощью одиннадца­ ти болтов и четырех винтов. Они образуют кривошип­ ные камеры, в полостях которых вращаются кривоши­ пы коленчатого вала. Внутренние полости картера уп­ лотняются прокладками по плоскостям разъема и рези­ новыми сальниками. Между собой кривошипные камеры разделены лабиринтным кольцом. Сверху и снизу в сте­ нах картера запрессованы радиальные шарикоподшип­ ники, а в середине между камерами его установлен двух­ рядный игольчатый подшипник. Эти три подшипника служат опорами коленчатого вала.

Картер двумя винтами укреплен на поддоне, несу­ щем на себе узлы и детали двигателя. К кронштейну на поддоне прикреплена рукоятка управления — рум­ пель, спереди на поддоне предусмотрены отверстия для тяги подсоса карбюратора, кнопки «стоп» и тяги ре­

верса.

П о р ш н и моторов «Вихрь» и «Москва-25А» при­ способлены к дефлекторной продувке, в связи с чем дни­ щевая часть головки поршня снабжена приливом спе­ циальной формы — дефлектором. У мотора «Вихрь-М» с возвратно-петлевой продувкой цилиндров поршни име­ ют днище выпукло-сферической формы.

Уплотнение зазора между стенкой цилиндра и порш­ нем достигается в моторе «Москва-25А» тремя, а «Вихрь» и «Вихрь-М» — двумя поршневыми кольцами, размещенными в пазах.

Чтобы исключить возможность проворачивания ко­ лец относительно оси поршня и попадания их замков в просветы окон, в головке поршня (независимо от кон­ струкции) делается осевое сверление, перекрывающее на 0,5—1,0 мм глубину каждой канавки. В это сверле­ ние вставляется стальной стержень — стопор, охваты­ ваемый замками колец и фиксирующий их от провора­ чивания.

П о р ш н е в ы е п а л ь ц ы имеют плавающую кон­

189