Файл: Гаращенко, Г. М. Безопасность судовождения учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
вверх поворачивают ее на пол-оборота. Электрический пуск двигателя осуществляется с помощью стартера.
Стартер представляет собой электрический двигатель постоянного тока, снабженный приводным механизмом, который передает вращающий момент вала стартера ко ленчатому валу двигателя.
При включении стартера шестерня привода входит в зацепление с венцом маховика двигателя и автома тически выходит из зацепления после пуска двигателя.
На двигателе «Москвич» установлен стартер типа СТ-113-6, включаемый с помощью электромагнитного тя гового реле типа РС-14, расположенного на корпусе стартера.
ПОДВЕСНЫЕ МОТОРЫ
Подвесной мотор состоит из четырех основных узлов: двигателя с системами, дейдвудной трубы, гребного винта с приводом и подвески. В качестве двигателя в основном используются двухтактные карбюраторные дви гатели с относительно несложной конструкцией, у кото рых мощностные показатели выше, чем у четырехтакт ных.
Дейдвудная труба соединяет двигатель с подводной частью мотора, в которой размещен привод гребного винта, представляющий собой реверсивный или нере версивный редуктор с коническими шестернями.
Подвеска предназначается для быстрого закрепления мотора и снятия его при необходимости.
К подвесному мотору предъявляются большие тре бования: он должен обладать достаточной мощностью, надежностью в работе, экономичностью, удобством уп равления, малым весом, долговечностью, не произво дить сильный шум при работе и не требовать особого ухода. Некоторые преимущества подвесных моторов пе ред стационарными двигателями (быстрая установка на
судне, отсутствие |
валопровода, |
возможность ремонта |
||||||
гребного |
вала на |
плаву, рациональное |
использование |
|||||
внутренней части |
корпуса лодки) обусловили их широ |
|||||||
кое распространение (рис. 96). |
моторы |
марок «Москва», |
||||||
Выпускаются |
подвесные |
|||||||
«ЛМ-1», |
«Рига-125», «Ока», |
«Кама», |
«Ветерок-8» |
и |
||||
«Ветерок-12» мощностью |
от |
1,8 |
до |
20 |
л. с., «Москва- |
|||
25А», «Вихрь-М», |
«Вихрь» |
и |
«Нева» |
мощностью 20 |
и |
|||
30 л. с. (табл. 10). |
|
|
|
|
|
|
|
182
S T E P O K
Рис. 96. Общий вид подвесных моторов:
а — «Вихрь»; б —«Москва»; « —«Ветерок».
Марка мотора |
Количествоци |
линдров |
Диаметрцилинд мм,ра |
поршняХод , мм |
Мощность, л. с. |
Рабочийобъем цилиндра, см* |
Степеньсжатия |
|
|
|
|
|
|
|
ЛМ-20 «Чайка» |
1 |
62 |
58 |
1,8 |
63 |
4,5 |
ЛМ-1 |
1 |
3,0 |
175 |
5,0 |
||
«Рига-125» |
1 |
52 |
58 |
4,0 |
123 |
6,0 |
ЛММ-6 |
1 |
67,5 |
70 |
6,0 |
250 |
6,0 |
«Ока» |
2 |
50 |
44 |
6,0 |
173 |
6,0 |
«Москва» |
2 |
55,2 |
51 |
10 |
244 |
6,1 |
«Москва-25А» |
2 |
72 |
60,6 |
25,0 |
496 |
7,1 |
«Ветерок-8» |
2 |
50,0 |
44 |
8 |
173 |
6,0 |
«Ветерок-12» |
2 |
60,0 |
44 |
12 |
249 |
6,0 |
«Вихрь» |
2 |
67 |
60 |
20 |
422 |
6,5 |
ПЛМ-25 |
2 |
— |
— |
25 |
495 |
6,1 |
«Вихрь-М» |
2 |
67 |
60 |
25 |
422 |
6,5 |
«Ветерок» имеет хорошо уравновешенную двухци линдровую схему, удовлетворительные пусковые качест ва, муфту холостого хода, водяной насос и бензона сосы.
Двигатели моторов приспособлены к работе на топ ливной смеси бензина А-66 и А-72 и летнего автола.
Подвесные моторы «Москва-25А», «Вихрь» и «Вихрь-М»
Подвесные лодочные моторы «Москва-25А», «Вихрь» и «Вихрь-М» предназначены для установки нц маломер ных судах с весом корпуса более 135 кг и высотой тран цевой доски 365—405 мм.
Эти моторы при сравнительно небольшом весе име ют высокую мощность, обеспечивающую судну большую скорость. Цилиндры здесь располагаются горизонтально, коленчатый вал — вертикально, что упрощает передачу к гребному винту, состоящую из одной пары конических шестерен, заключенную в особую водонепроницаемую и плавно обтекаемую коробку и работающую в густой
184
Т а б л и ц а 10
смазке. Моторы оборудуются скоростными трехлопаст ными винтами, позволяющими серийной лодке типа «Казанка» с грузом 94—100 кг развивать скорость 35— 45 км/ч. При загрузке до 400 кг скорость снижается до 20—25 км/ч. Для повышения эффективности использо вания мотора на тяжело нагруженных лодках преду сматривается замена скоростного винта грузовым трех лопастным.
Детали подводной части моторов выполнены из ан тикоррозионных материалов, поэтому моторы могут экс плуатироваться как в пресной, так и в морской воде.
Рулевым устройством служит сам гребной винт, ко торый, не переставая вращаться, поворачивается одно временно с румпелем (рис. 97).
Для предохранения транцевой доски и мотора от поломок при ударе о подводное препятствие предусмот рена возможность откидывания мотора назад.
Рассматриваемые моторы реверсивные. Реверсивный привод гребного винта обеспечивает передний и задний ход лодки, а также работу мотора вхолостую. Рычаг управления реверсом сблокирован с ручкой румпеля, что
185
л
исключает возможность включения реверса на повышен ных оборотах. Запуск ручной, с самоубирающнмся тро сом, охлаждение осуществляется водяной помпой. Мо тор «Москва-25А» оборудован также насосом для откач ки воды из корпуса лодки.
Моторы могут иметь дистанционное управление и
рулевой привод.
Подвесные моторы «Москва-25А», «Вихрь» и «Вихрь-М» — двухцилиндровые, двухтактные, карбюра торные, с кривошипно-камерной дефлекторной продув кой и впуском смеси в картер через автоматические пластинчатые клапаны. Они состоят из следующих ос новных узлов: двигателя, дейдвудной трубы, привода гребного винта, топливной системы, системы зажигания, ручного стартера, реверсивно-разобщительного устрой ства и системы водяного охлаждения (рис. 98).
Цилиндры отлиты из силумина или серого чугуна. Двигатели подвесных моторов «Москва-25А» имеют блочную конструкцию цилиндров, а двигатели моторов «Вихрь» и «Вихрь-М» — индивидуальную.
В блоке цилиндров смонтированы две несменные чу гунные втулки цилиндров (с продувочными и выпуск ными окнами), соединенные с каналами для подвода го рючей смеси из картера, отвода отработанных газов в дейдвудную трубу и подачи охлаждающей воды.
Со стороны выхлопных окон к блоку цилиндров кре пится крышка с металлической прокладкой, образую щей пространство для циркуляции охлаждающей воды.
В моторе «Москва-25А» к фланцам выхлопных ка налов цилиндров четырьмя винтами крепится глушитель.
Рис. 97. Подвесной мотор «Москва-25А»:
/ — тяга |
переключения |
кулачковой |
муфты; |
2 — подвеска; |
3 |
— |
|||
нижний |
коренной роликовый |
подшипник; |
4 — перегородка |
с |
|||||
пластинчатыми |
клапанами; 5 — игольчатый |
подшипник; 6 — ко |
|||||||
ленчатый вал; |
7 — верхний коренной роликовый подшипник; |
8 |
— |
||||||
маховик; |
9 — корпус стартера; |
10 — капот двигателя; |
11 — голов |
||||||
ка блока |
цилиндров; |
/2 —шатун; |
13— поршневой |
палец; |
И — |
гильза цилиндров; 15 — крышка; 16 — панель |
картера; 17 — пор |
|||||||
шень; 18 — трубка |
подачи |
воды |
к |
двигателю; |
19— рессора |
|||
(вертикальный |
вал); |
20 — приемная |
|
трубка |
водоотливной пом |
|||
пы; 21 — дейдвудная |
труба; |
22 — проставка; |
23 — гребной |
винт; |
||||
24 — демпфер; 25 — гайка-обтекатель; |
26 — сальник |
корпуса ре- |
||||||
версредуктора; |
27 —шариковый |
подшипник 7000101 |
(ГОСТ |
8338—57); 28 — шариковый подшипник 204 (ГОСТ 8338—57); 29 —
ведомая шестерня реверсредукгора; 30 — шариковый подшипник 83 (ТУ .100/3); 31 — ведомая шестерня заднего хода; 32 — кулач ковая муфта; 33 — вилка переключения муфты; 34 — ведущая шестерня переднего хода.
187
Рис. 98. Схема крепления подвесного мотора.
Г о л о в к а б л о к а изготовляется общей для двух цилиндров и крепится на армированной асбестовой про кладке болтами. В головке имеются каналы для цирку ляции охлаждающей воды, которые соединяются с ка налами блока цилиндров. В головку блока ввернуты две свечи зажигания (по одной для каждого цилиндра).
К а р т е р этих двигателей выполняет две функции: во-первых, является деталью остова двигателя, в которой размещаются коренные опоры коленчатого вала, во-вто рых, его внутренняя полость образует одну или несколь ко кривошипных камер, используемых для продувки.
У моторов «Москва-25А» блок цилиндров отлит вме сте с прилегающей к нему половиной картера, плоскость разъема которого проходит по оси коленчатого вала. К блок-картеру крепится распределитель, на котором смонтированы корпусы клапанов с ограничителями, а
также карбюратор.
У моторов «Вихрь» и «Вихрь-М» картер состоит из двух частей, отлитых из алюминиевого сплава, с разъе мом в плоскости, перпендикулярной оси коленчатого ва ла, и соединенных между собой с помощью одиннадца ти болтов и четырех винтов. Они образуют кривошип ные камеры, в полостях которых вращаются кривоши пы коленчатого вала. Внутренние полости картера уп лотняются прокладками по плоскостям разъема и рези новыми сальниками. Между собой кривошипные камеры разделены лабиринтным кольцом. Сверху и снизу в сте нах картера запрессованы радиальные шарикоподшип ники, а в середине между камерами его установлен двух рядный игольчатый подшипник. Эти три подшипника служат опорами коленчатого вала.
Картер двумя винтами укреплен на поддоне, несу щем на себе узлы и детали двигателя. К кронштейну на поддоне прикреплена рукоятка управления — рум пель, спереди на поддоне предусмотрены отверстия для тяги подсоса карбюратора, кнопки «стоп» и тяги ре
верса.
П о р ш н и моторов «Вихрь» и «Москва-25А» при способлены к дефлекторной продувке, в связи с чем дни щевая часть головки поршня снабжена приливом спе циальной формы — дефлектором. У мотора «Вихрь-М» с возвратно-петлевой продувкой цилиндров поршни име ют днище выпукло-сферической формы.
Уплотнение зазора между стенкой цилиндра и порш нем достигается в моторе «Москва-25А» тремя, а «Вихрь» и «Вихрь-М» — двумя поршневыми кольцами, размещенными в пазах.
Чтобы исключить возможность проворачивания ко лец относительно оси поршня и попадания их замков в просветы окон, в головке поршня (независимо от кон струкции) делается осевое сверление, перекрывающее на 0,5—1,0 мм глубину каждой канавки. В это сверле ние вставляется стальной стержень — стопор, охваты ваемый замками колец и фиксирующий их от провора чивания.
П о р ш н е в ы е п а л ь ц ы имеют плавающую кон
189