Файл: Гаращенко, Г. М. Безопасность судовождения учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
струкцию, обеспечивающую их равномерный износ. Для уменьшения веса пальца осевая мало нагруженная часть последнего высверливается.
В моторе «Вихрь-М», имеющем возвратно-петлевую продувку, сверление пальца не делается сквозным из-за возможности утечки заряда в выпускную камеру.
Ш а т у н — стальной, двутаврового сечения. В верх нюю головку запрессована бронзовая втулка с отверсти ем для подвода масла. Нижняя разъемная головка ша туна соединяется двумя шатунными болтами. Шатун ные подшипники могут быть двух видов — игольчатые
или шариковые.
К о л е н ч а т ы й в а л двухцилиндровых двигателей является динамически неуравновешенным, поэтому снабжается противовесом. С помощью таких противо весов уравновешиваются центробежные силы инерции вращающихся масс.
В моторе «Москва-25А» коленчатый вал вращается в трех опорах — роликовых двухрядных подшипниках, впрессованных в стальные стаканы.
Наиболее сложна конструкция коленчатого вала мо торов «Вихрь» и «Вихрь-М». Он состоит из шести от дельных элементов: двух кривошипных щек, трех щек с прилегающими к ним коренными шейками и одной щеки с выступом по оси коренной шейки.
Все соединения вала по средней коренной шейке вы полнены неразборными. Коленчатый вал может быть разобран на две части, соединение которых осущест вляется по средней коренной шейке посредством болта и торцовых шлицев на шейке и выступе щеки. Торцо вые шлицы обеспечивают неизменность взаимного поло жения частей вала.
В верхней части коленчатого вала имеется конус для посадки маховика, а в нижней — квадрат для соеди нения с вертикальным валом (рессорой).
М а х о в и к отливается из алюминиевого сплава. В ступицу маховика запрессована втулка для посадки на коленчатый вал.
Помимо своего основного назначения маховики этих моторов используются для размещения магнитной сис темы магнето.
Д е й д в у д н а я т р у б а , соединяющая двигатель с подводной частью мотора и подвеской, одновременно служит глушителем. В моторах двигателей «Вихрь» дейдвудная труба отлита из алюминиевого сплава вме-
190
сте с трубопроводом, связывающим водяную помпу с двигателем. К верхнему фланцу дейдвудной трубы при креплены поддон и двигатель, к нижнему — привод вин та. На приливе корпуса верхней части трубы закреп лены механизм для изменения направления движения судна и фиксатор для управления сцеплением передачи
гребного винта.
В моторах «Москва», «Москва-25А», «Вихрь» и «Вихрь-М» дейдвуд соединяется с корпусом редуктора через дополнительную неподвижную деталь — простав ку. Через отверстия вода из-за борта поступает в систе му охлаждения. Нижняя часть дейдвуда снабжена плос ким горизонтальным приливом — антикавитационной плитой, препятствующей подсосу воздуха к гребному винту, а также выбросу воды вверх из зоны повышен ного давления.
В кронштейнах дейдвудной трубы моторов «Вихрь» запрессованы резиновые амортизаторы, которые соеди няют подвеску с дейдвудной трубой. При правильной установке мотора амортизаторы практически исключают вибрацию корпуса судна во время работы мотора на всех допустимых режимах. Дейдвудная труба прикреп лена к двигателю семью винтами.
Силовая передача гребного винта состоит из ревер сивного редуктора, понижающего обороты винта с пе редаточным отношением 14:24. Он смонтирован в спе циальном корпусе, изолирующем передачу от внешней среды и передающем упор винта дейдвуду. Для умень шения сопротивления корпусу силовой передачи и всей подводной части мотора придается удобообтекаемая форма. С целью защиты гребного винта от поврежде ний на корпусе передачи предусмотрен прилив, ограни чивающий нижний габарит подводной части мотора.
Корпус редуктора состоит из двух частей, соединен ных винтами. Верхней частью корпус редуктора присое диняется к проставке или дейдвуду. Плотность стыка этих деталей обеспечивается прокладкой или пастой «Герметик».
Все детали силовой передачи работают в масляной ванне. Утечка масла и проникновение в редуктор воды предотвращается уплотнительными прокладками в сты ках и резиновыми сальниками в местах выходов веду щего и ведомого валов.
Реверсивные редукторы рассматриваемых моторов примерно одинаковы по компоновке, позволяют изме-
191
Рис. 99. Подводная часть мотора «Вихрь»:
/ — дейдвудная |
труба; |
2 — тяга реверса; |
3 — водяная |
помпа; |
||||||
4 — резиновая крыльчатка; 5 — корпус |
редуктора; 6 — рези |
|||||||||
новый |
амортизатор; |
7 — штифты |
крепления |
винта; |
8 |
— |
||||
шплинт винта; |
9 — канал в |
корпусе |
редуктора |
для |
забора |
|||||
воды; |
/0 —сливное отверстие |
смазки |
редуктора; |
11 — крыш |
||||||
ка корпуса редуктора; |
12 — шестерня переднего |
хода; |
13 |
— |
||||||
горизонтальный |
валик; |
14 — шестерня |
заднего |
хода; |
15 |
— |
||||
муфта |
реверса; |
16 — вертикальный |
вал |
(рессора); |
17 — за |
|||||
|
ливное отверстие смазки редуктора. |
|
|
|
|
нить направление упора винта, т. е. обеспечивать не только передний, но и задний ход лодки.
В отличие от мотора «Москва», в реверсивном ре дукторе мотора «Вихрь» муфта сцепления перемещает ся по шлицам горизонтального валика (рис. 99). Тяга
реверса 2 выведена на поддон.
В верхней части корпуса редуктора 5 установлена водяная помпа 3 коловратного типа с резиновой крыль чаткой 4, сидящей на вертикальном валике-шестерне и на цилиндрическом штифте.
Смазывают редуктор нигролом, который заливают в его корпус через отверстие 17, закрывающееся пробкой на резьбе. Отработанное масло выливают через сливное отверстие.
Трехлопастный гребной винт надет на вал редукто ра с промежуточным резиновым амортизатором, т. е. винт с валом соединен упруго. Крутящий момент на винт передается с помощью двух штифтов Ёала, концы которых входят в пазы втулки амортизатора. Эти штиф ты срезаются при ударе винта о препятствие и защи щают от поломки амортизатор.
От осевого перемещения,винт предохраняется шплин том, проходящим через кольцевую канавку горизонталь ного валика.
Топливная система (рис. 100), как и на большинстве подвесных моторов, состоит из топливного бака, соеди нительного шланга, подкачивающей груши, топливного насоса диафрагменного типа и карбюратора. Топливные системы моторов «Вихрь» и «Москва-25А» отличаются только конструкцией карбюраторов.
Топливный насос принудительно подает топливо из бака к карбюратору. Диафрагма насоса 8 приводится
вдействие периодическим изменением давления в по лости картера верхнего цилиндра. Бак для бензина ем костью 20—22 л — переносной, его можно расположить
влюбом месте судна в зависимости от длины соедини тельных шлангов, но по возможности ближе к мотору.
Вкрышке бака 1 имеется винт 2, который при ра боте двигателя должен быть вывернут до отказа, для того, чтобы по мере расхода топлива в бак поступал
воздух.
Из бака топливо идет через сетчатый фильтр с труб кой, которая заканчивается штуцером с конической резьбой, выведенным наружу. На штуцер надевается за борник 3 с соединительным шлангом 4 из бензостойкой
9—2364 |
193 |
Рис. 100. Система питания подвесно го мотора «Мос-
ква-25А»:
/—крышка бака; 2— воздушный винт; 3 — заборник; 4 — шланг;
5 — муфта; |
6 — шту |
|||
цер; |
7 — шланг |
с |
||
помпой |
грушей; |
8 — |
||
диафрагма; |
9 — от |
|||
стойник; |
10— гайка с |
|||
накаткой; |
/ / — серь |
|||
га |
упора; |
12— кор |
||
пус |
|
карбюратора; |
||
13 — камера |
поплав |
|||
ка; |
J4 — игольчатый |
|||
клапан; |
15 — пробка |
|||
со |
штоком; |
16 — |
||
кнопка; |
17 — попла |
|||
вок |
|
карбюратора; |
||
18 — заслонка |
воз |
|||
душного |
|
клапана; |
||
]9 — кнопка |
вспомо |
|||
гательного |
регулиро |
|||
вочного |
винта; |
20 — |
||
главный |
|
жиклер; |
||
21 — вспомогатель |
||||
ный |
жиклер (малых |
|||
оборотов); |
22 — дрос |
|||
сельная |
|
заслонка; |
||
23 — шестерня; |
24 — |
|||
ручка румпеля; |
25 — |
клапан и его ограни
читель; |
26 — крышка |
выхлопа; |
27 — пере |
городка.
Упрабление
опережением ■зажигания
22
резины. Другой конец шланга с помощью муфты 5 сое динен со штуцером питания мотора 6. Внутри муфты о встроен шариковый клапан, который перекрывает вы ход бензина, если шланг отсоединен от мотора, или обеспечивает прохождение топлива, если шланг одет на штуцер мотора.
Перед запуском мотора всю топливную систему нуж но заполнить горючим с помощью подкачивающей пом пы-груши 7, вмонтированной в соединительный шланг 4.
Топливный насос (рис. 101) состоит из двух частей: корпуса и крышки, между которыми зажата винтами диафрагма 10 из бензостойкой прорезиненной ткани. К корпусу насоса скобой и винтом с гайкой прижимается колпак с фильтром-отстойником 9. Между стаканом от стойника топливоподкачивающей помпы и ее корпусом помещена уплотнительная пробковая прокладка. В кор пусе насоса имеется два пластинчатых клапана — впуск ной и выпускной (одинаковой конструкции), пропускаю щие топливо только в направлении от бака к двига телю. Впускной соединен с баком посредством канала в корпусе насоса, штуцера и шланга, выпускной с по плавковой камерой карбюратора другим каналом в кор пусе насоса. Полость корпуса топливного насоса над диафрагмой соединена шлангом с продувочным каналом верхнего цилиндра. Нижняя полость насоса является ча стью топливной магистрали. При восходящем движении поршня в цилиндре, в продувочном канале создается разрежение в пространстве над диафрагмой. При этом диафрагма выгибается вверх, впускной пластинчатый клапан приподнимается, и полость под диафрагмой за полняется топливом, прошедшим через сетку фильтра. Выпускной клапан при этом закрыт. Когда поршень идет к н. м. т., в полости картера создается избыточное давле ние, передающееся в пространство над диафрагмой. При этом диафрагма прогибается вниз и выталкивает топли во через открывшийся впускной клапан. Таким образом, от изменения давления в продувочном канале цилиндра и в полости картера диафрагма насоса колеблется вверх— вниз, с помощью клапанов засасывает топливо из бака и выталкивает его в карбюратор. Когда поплавковая камера заполнится и его игольчатый клапан закроется, подача бензина прекратится, так как давление, созда ваемое насосом, недостаточно велико, чтобы открыть клапан. Благодаря этому при работе двигателя насос подает бензина столько, сколько его расходуется, а уро-
9 |
* |
195 |
|