Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Становление и развитие менеджмента
1.1.Понятие и сущность менеджмента
1.2. Основные этапы становления менеджмента
1.3. Развитие концепций современного менеджмента
Глава 2. Проблемы современного менеджмента в организации и пути их решения
2.1.Характеристика деятельности компании «Toyota Motor Corporation»
2.2.Анализ системы менеджмента предприятия на примере компании «Toyota Motor Corporation»
Глава 3. Совершенствование менеджмента компании «Toyota Motor Corporation»
3.1 Основные направления совершенствования менеджмента компании «Toyota Motor Corporation»
3.2. Рекомендации по совершенствованию процесса менеджмента компании «Toyota Motor Corporation»
История развития менеджмента
Содержание
Введение 3
Глава 1. Становление и развитие менеджмента 5
1.1.Понятие и сущность менеджмента 5
1.2. Основные этапы становления менеджмента 8
1.3. Развитие концепций современного менеджмента 11
Глава 2. Проблемы современного менеджмента в организации и пути их решения 17
2.1.Характеристика деятельности компании «Toyota Motor Corporation» 17
2.2.Анализ системы менеджмента предприятия на примере компании «Toyota Motor Corporation» 20
2.3 Оценка применяемых методов управления и управленческих процессов на предприятии на примере компании «Toyota Motor Corporation» 24
Глава 3. Совершенствование менеджмента компании «Toyota Motor Corporation» 33
3.1 Основные направления совершенствования менеджмента компании «Toyota Motor Corporation» 33
3.2. Рекомендации по совершенствованию процесса менеджмента компании «Toyota Motor Corporation» 36
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Введение
Любая наука базируется на использовании исторического метода, который позволяет изучить предмет исследования во всем его многообразии. Постижение истории позволяет нам в дальнейшем избежать несоответствий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития той или иной науки. Искусство управления в этом отношении также требует глубокого изучения.
Как и любая наука, она стремится познать прошлое, настоящее и предвидеть будущее. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы предсказать будущее развитие событий. Что бы способствовать лучшему пониманию современной науки, а также появлению и формирования новых идей, необходимо не просто знать прошлое, но и уметь его осмыслить.
Развитие науки управления свидетельствует, что утопические концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем. С содержательной точки зрения эволюция управленческой мысли представляет собой процесс формирования и трансформации совокупности взглядов на систему управления в соответствии с объективными условиями и потребностями экономики в течение исторически длительного периода времени.
Корни искусства управления уходят глубоко в историю человеческого общества. Еще первые представители человечества, связанные в наследственные общины, каждый день улаживали трудности применения личных, крайне узких физиологических и умственных ресурсов, сталкивались с задачами распределения работы, трудовой мотивации и дисциплины. Знание истории управленческой мысли влияет на
систему ценностей и мировоззрения человека, которые, в свою очередь, определяют стиль управления и его образ мыслей. Знать историю – это значит видеть тенденции развития общества, а понимать тенденции – значит развивать способности предвидеть будущее и перспективы его развития. Данная работа содержит описание эволюции управленческой мысли; в ней мы попытаемся показать, как развивалось управление, прежде чем оно сформировалось в систематизированную научную дисциплину и профессию.
История менеджмента имеет свой предмет изучения, им является управленческая мысль. Освоение истории менеджмента является необходимым условием формирования современного менеджера.
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что, изучая исторический опыт и пути развития, отслеживая эволюцию можно прийти к пониманию истинной сущности менеджмента и осознанию того, как сделать его более эффективным.
Цель курсовой работы – изучение истории развития менеджмента.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать понятие менеджмента и его сущность.
2.Рассмотреть основные этапы становления и особенности современного менеджмента.
Объект курсовой работы: компания «Toyota Motor Corporation».
Предмет исследования: становление и развитие менеджмента и процесс управления в современной организации.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Становление и развитие менеджмента
1.1.Понятие и сущность менеджмента
Слово менеджмент в переводе с английского языка означает «умение руководить». Менеджмент – это совокупность действий, мер и методов управления людьми на предприятии, направленных исключительно для достижения поставленных задач.1
Менеджмент как наука. Научные основы менеджмента предполагают совокупность концепций, теорий, принципов, способов и систем управления. Менеджмент как наука ориентирует свои усилия на предоставление связей между причиной и следствием, выявления факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным.
Авторы определений под менеджментом подразумевают:
Абчук В.А. (менеджер-предприниматель). Менеджмент – это наука, с помощью которой можно найти наилучшее решение в конкретной ситуации, применяя несколько вариантов взаимодействия с окружающими;
2
Баттрик Р. (его определение основано на богатом опыте, когда работал в компании Cable and Wireless (радиотехническая компания)). Менеджмент – это организация и реализация целенаправленных воздействий;
Дукер П.Ф. (крупнейший современный исследователь менеджмента, один из основателей эмпирической школы). Менеджмент – это деятельность, которая превращает неорганизованную толпу в эффективную производительную группу; 3
Карпов А.В. (Российский психолог). Менеджмент – это совокупность приемов взаимодействия между элементами производственной системы, исходя из ее целей и единства функций; 4
Кнорринг В.И. (российский специалист в области управления). Менеджмент – это непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения нужных результатов при минимальных затратах ресурсов и времени;
Князев С.Н. (Доктор юридических наук, профессор). Менеджмент – это информационный и целенаправленный процесс воздействия на коллективы людей; 5
Альберт М., Мескон М., Хедоури Ф. Менеджмент – это процесс планирования, мотивации и контроля для достижения целей.
Файоль А. (практик менеджмента). Менеджмент – это функция администрирования персонала, направленная на повышение эффективности деятельности организации. 6
Рассматривая менеджмент как разновидность управления, стоит отметить, что это один из видов человеческой деятельности. Как вид человеческой деятельности менеджмент является искусством, наукой, предназначением, действием, профессией людей, механизмом управления.
Задачи менеджмента: 7
-
принятие решений, которые будут направлены на развитие фирмы и конкурентоспособность; -
совершенствование производственного процесса; -
внедрение новейших наукоемких технологий; -
повышение качества продукции; -
снижение затрат на производство.
Основными функциями менеджмента являются: организация и управление производством продукции.
Подходы к определению сущности и роли менеджмента определяет его как науку, как искусство, как функцию, как процесс и как управленческий персонал. (Таблица 1) 8
Таблица 1. Подходы к определению сущности и роли менеджмента.
Управление | Искусство управления работой. Значит, умение результативно использовать накопленный опыт на практике. | Менеджмент |
Наука (сфера человеческого познания). Обладает предметом изучения, свойственные трудности и подходы к их решению. | ||
Функция (вид деятельности). Управление как функция посредством исполнения ряда управленческих действий. | ||
Процесс. Целью является решение проблем и вопросов организации. | ||
Люди, управляющие организацией. Данный подход гарантируется профессиональными специалистами в сфере управления, посредством постановки целей и исследования способов их разрешений. |
Таким образом, каждый автор видит определение менеджмент по-своему. И, исходя, из этого можно сказать, что менеджмент – это применение разных управленческих приемов с целью совершения конкретных результатов, будь то, увеличение прибыли фирмы или укреплений позиций на рынке.
Таким образом, целями менеджмента являются, увеличение прибыли и повышение конкурентоспособности и прочее. Успешное руководство на предприятии в современных рыночных условиях говорит о том, что руководство во всех отношениях понимает суть руководства.
1.2. Основные этапы становления менеджмента
Основные этапы развития менеджмента зарождались ещё с древних времён. Возьмем, к примеру, египетские пирамиды – это памятник управленческого искусства древнего мира, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля над их деятельностью. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. Однако, как управление, так и организации в давние времена выделялись от тех, что изображены в нашей школе. Хотя управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, профессии области исследований – относительно нова. 9
Рассматривая основные этапы развития менеджмента как развитие теории и практики управлении, выделяют несколько исторических периодов.
Первый этап становления менеджмента: 10
Древний период. Это самый длительный период развития менеджмента. Прежде чем войти в самостоятельную область знаний, человечество собирало и накапливало опыт тысячелетиями. Первые, самые простые, начальные организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя.
В этот период времени управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, старейшины и вожди племен представляли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода. В этот временной период рядом с Ближним Востоком произошел переход присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к новой форме получения продуктов – их производству (производящая экономика). 11
Так переход к производящей экономике стал зарождением менеджмента и накоплением людей определенных знаний в области управления.
Самым первым, кто дал характеристику управления, был Сократ. Он рассмотрел различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления. Платон попытался разграничить функции органов управления, а Александр Македонский развил теорию и практику управления войсками.