Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Становление и развитие менеджмента
1.1.Понятие и сущность менеджмента
1.2. Основные этапы становления менеджмента
1.3. Развитие концепций современного менеджмента
Глава 2. Проблемы современного менеджмента в организации и пути их решения
2.1.Характеристика деятельности компании «Toyota Motor Corporation»
2.2.Анализ системы менеджмента предприятия на примере компании «Toyota Motor Corporation»
Глава 3. Совершенствование менеджмента компании «Toyota Motor Corporation»
3.1 Основные направления совершенствования менеджмента компании «Toyota Motor Corporation»
3.2. Рекомендации по совершенствованию процесса менеджмента компании «Toyota Motor Corporation»
12
Таким образом, рассмотрев события, развивающиеся в древнем периоде можно назвать зарождение менеджмента как науки.
Второй этап становления менеджмента: 13
Индустриальный период (1776–1890 гг.). Наибольшая заслуга в развитии государственного управления в этот период принадлежит А. Смиту. Он не только представитель классической политической экономии, но и специалист в области управления, так как проанализировал различные формы разделения труда и дал характеристику обязанностей государя и государства. Большое влияние на формирование многих на тот период времени сформировавшихся научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р.Оуэна. Его мысли управления производством, а также признание потребности обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.
Первый переворот в теории и практике управления связан с использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект «аналитической машины», где с помощью, которой уже тогда управленческие решения решались оперативно.
Третий этап становления менеджмента: 14
Период систематизации (1856–1960 гг.). Менеджмент как наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, совершенствуется научный аппарат, меняются сами исследователи и их взгляды. Со временем менеджеры стали изменять свои ориентиры потребности своей конкретной организации для изучения сил управления в окружающей их среде. Кто-то решал свои управленческие проблемы способами, которые, казалось, срабатывали в прошлые периоды. 15
Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их успехи и провалы могут дать ценный урок для будущих менеджеров.
Четвертый период становления менеджмента:
Информационный период (1960 г. по настоящее время). В 60–е гг. началась широкая разработка системы управления, опирающаяся на использовании математического аппарата, с помощью которого достигается объединение математического анализа и субъективных решений менеджеров. Формализация ряда управленческих функций, сочетания труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных компонентов компании (служб учета, маркетинга и т.п.).
16
Появились новые элементы такие как: внутрифирменное планирование, имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений. [7]
В 70–е гг. появилась идея открытой системы управления. Эта система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов появляющихся извне. С точки зрения экономики организации наиболее важные в научно-методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного подхода. 17
Суть его заключается в требовании решать текущую, конкретную организационно - управленческую проблему в соотношении целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута. Таким образом, используя ситуационный подход, менеджеры могут лучше понять, какие методы и средства будут способствовать достижению целей организации в конкретных ситуациях.
На сегодняшний день менеджмент олицетворяет собой множество возможных путей и вариантов, для решений управленческих задач. Не всегда варианты разработанные одной организацией, могут является полезными для другой, а иногда и приносить убыток. Поэтому так важно в профессии менеджера полагаться не на стандартные методы, а на способность точно и быстро анализировать происходящую ситуацию и умение находить наиболее подходящий выход. Сейчас мы рассмотрим несколько новых концепций, которые сформировались и развивались под влиянием современных фактором. 18
Концепция "Бережливого производства". Идея "Бережливого производства" зародилась в японской автомобильной компании Toyota. Бережливое производство подразумевает привлечение в процесс усовершенствования бизнеса каждого сотрудника, и ориентировать большее внимание на потребителя. Отправной точкой концепции является оценка значимости продукта для потребителей, на всех этапах его создание. 19
Создание процесса устранение потерь рассматривается как основная задача, то есть исключение любых действий, которые исчерпывают ресурсы, но при этом не создают ценности для потребителя. В соответствии с концепцией бережливого производства, вся деятельность предприятия делится на операции и процессы, добавляющие ценность для потребителя, и операции и процессы, не добавляющие ценности для потребителя. 20
Согласно теории принципа бережливого производства предприятия должны придерживаться: командной работы и сотрудничества, эффективного использования всех видов ресурсов, что бы исключить потери, а также непрерывный обмен информацией, так как коммуникация внутри фирмы имеет высокую значимость, а главное непрерывное стремление к совершенствованию производства.
Управление качеством. В эпоху информационного развития постоянно повышается конкуренция со стороны зарубежных производителей, что само собой приводит к росту стандартов качества. Подобные условия дали толчок к развитию различных систем управления качеством. В основу разработки данного направления легли идеи двух американских учёных- ученых - Э. Деминга и Дж. Джурана, что помогло построить несколько моделей руководства.
21
Первая из интересующих нас концепций - это TQM (Total Quality Management) или Всеобщее управление качеством. Основой данной модели управления является видение качества как основным приоритетом для всех сотрудников. При этом работники, контактирующие непосредственно с клиентом становятся самыми активными участниками процесса.
Выделим четыре основополагающих элемента TQM: вовлечение работников; фокусирование внимания на покупателях; контрольные сравнения; постоянные улучшения; сокращение продолжительности цикла, упрощение рабочих циклов. 22
Вторая концепция, которую мы бы хотела рассмотреть в рамках системы менеджмента качества, - это QOS или Quality Operating System, основанная компанией "Форд" еще в 1986 г. Центральной идеей концепции является постоянная направленность работником на осознание важности удовлетворения потребителей. 23
Содержание метода можно описать через несколько стадий: определением ожиданий потребителей; определение ключевых процессов, от которых эти ожидания зависят; выбор показателей, основывающихся на жизненно важных моментах для потребителей; отслеживание изменений в показателях; прогнозирование и предупреждение ухудшения показателей.24
Стратегический менеджмент. Руководство крупных фирм всегда уделяла особое значение стратегическим целям, что способствовало развитию перспективы. Разработка и использование подобных целей получила название стратегический менеджмент. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Стратегия формируется и разрабатывается высшим руководством, а ее реализация предусматривает участие всех уровней управления.
Стратегия фирмы формируется по следующим позициям: 25
обоснование и определение миссии фирмы в предстоящем периоде; конкретизация видения фирмы и постановка целей; Формирование стратегии, направленной на достижение целей; Стратегию дифференцируют по уровням иерархии организационной структуры фирмы, то есть по функциональным звеньям и производственным подразделениям.
Стратегический менеджмент как процесс, включает в себя следующие элементы: определение миссии и целей фирмы; выбор стратегии;
реализация стратегии; анализ среды - исходный процесс в стратегическом менеджменте; так как он создает базу для определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегии развития; оценка и контроль выполнения стратегии, который обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет достижение целей, и собственно целями. 26
Стратегия характеризует собой определённый план действий который заставляет взаимодействовать все подразделения организации и определить путь её развития. Стратегическому менеджменту всегда уделялось особое внимание, так как он является ключевым элементом для успешного функционирования и развития фирмы.
Изучив выше изложенный материал можно заключить, что нет общей теории управления, тем не менее, объединив общие цели для развития, можно достичь совершенства. Сравнительный анализ классических направлений в менеджменте представлен в табл. 2.27
Таблица 2.Классическое и современное направление в менеджменте.
Таким образом, рассмотрев события, развивающиеся в древнем периоде можно назвать зарождение менеджмента как науки.
Второй этап становления менеджмента: 13
Индустриальный период (1776–1890 гг.). Наибольшая заслуга в развитии государственного управления в этот период принадлежит А. Смиту. Он не только представитель классической политической экономии, но и специалист в области управления, так как проанализировал различные формы разделения труда и дал характеристику обязанностей государя и государства. Большое влияние на формирование многих на тот период времени сформировавшихся научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р.Оуэна. Его мысли управления производством, а также признание потребности обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.
Первый переворот в теории и практике управления связан с использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект «аналитической машины», где с помощью, которой уже тогда управленческие решения решались оперативно.
Третий этап становления менеджмента: 14
Период систематизации (1856–1960 гг.). Менеджмент как наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, совершенствуется научный аппарат, меняются сами исследователи и их взгляды. Со временем менеджеры стали изменять свои ориентиры потребности своей конкретной организации для изучения сил управления в окружающей их среде. Кто-то решал свои управленческие проблемы способами, которые, казалось, срабатывали в прошлые периоды. 15
Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их успехи и провалы могут дать ценный урок для будущих менеджеров.
Четвертый период становления менеджмента:
Информационный период (1960 г. по настоящее время). В 60–е гг. началась широкая разработка системы управления, опирающаяся на использовании математического аппарата, с помощью которого достигается объединение математического анализа и субъективных решений менеджеров. Формализация ряда управленческих функций, сочетания труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных компонентов компании (служб учета, маркетинга и т.п.).
16
Появились новые элементы такие как: внутрифирменное планирование, имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений. [7]
В 70–е гг. появилась идея открытой системы управления. Эта система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов появляющихся извне. С точки зрения экономики организации наиболее важные в научно-методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного подхода. 17
Суть его заключается в требовании решать текущую, конкретную организационно - управленческую проблему в соотношении целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута. Таким образом, используя ситуационный подход, менеджеры могут лучше понять, какие методы и средства будут способствовать достижению целей организации в конкретных ситуациях.
1.3. Развитие концепций современного менеджмента
На сегодняшний день менеджмент олицетворяет собой множество возможных путей и вариантов, для решений управленческих задач. Не всегда варианты разработанные одной организацией, могут является полезными для другой, а иногда и приносить убыток. Поэтому так важно в профессии менеджера полагаться не на стандартные методы, а на способность точно и быстро анализировать происходящую ситуацию и умение находить наиболее подходящий выход. Сейчас мы рассмотрим несколько новых концепций, которые сформировались и развивались под влиянием современных фактором. 18
Концепция "Бережливого производства". Идея "Бережливого производства" зародилась в японской автомобильной компании Toyota. Бережливое производство подразумевает привлечение в процесс усовершенствования бизнеса каждого сотрудника, и ориентировать большее внимание на потребителя. Отправной точкой концепции является оценка значимости продукта для потребителей, на всех этапах его создание. 19
Создание процесса устранение потерь рассматривается как основная задача, то есть исключение любых действий, которые исчерпывают ресурсы, но при этом не создают ценности для потребителя. В соответствии с концепцией бережливого производства, вся деятельность предприятия делится на операции и процессы, добавляющие ценность для потребителя, и операции и процессы, не добавляющие ценности для потребителя. 20
Согласно теории принципа бережливого производства предприятия должны придерживаться: командной работы и сотрудничества, эффективного использования всех видов ресурсов, что бы исключить потери, а также непрерывный обмен информацией, так как коммуникация внутри фирмы имеет высокую значимость, а главное непрерывное стремление к совершенствованию производства.
Управление качеством. В эпоху информационного развития постоянно повышается конкуренция со стороны зарубежных производителей, что само собой приводит к росту стандартов качества. Подобные условия дали толчок к развитию различных систем управления качеством. В основу разработки данного направления легли идеи двух американских учёных- ученых - Э. Деминга и Дж. Джурана, что помогло построить несколько моделей руководства.
21
Первая из интересующих нас концепций - это TQM (Total Quality Management) или Всеобщее управление качеством. Основой данной модели управления является видение качества как основным приоритетом для всех сотрудников. При этом работники, контактирующие непосредственно с клиентом становятся самыми активными участниками процесса.
Выделим четыре основополагающих элемента TQM: вовлечение работников; фокусирование внимания на покупателях; контрольные сравнения; постоянные улучшения; сокращение продолжительности цикла, упрощение рабочих циклов. 22
Вторая концепция, которую мы бы хотела рассмотреть в рамках системы менеджмента качества, - это QOS или Quality Operating System, основанная компанией "Форд" еще в 1986 г. Центральной идеей концепции является постоянная направленность работником на осознание важности удовлетворения потребителей. 23
Содержание метода можно описать через несколько стадий: определением ожиданий потребителей; определение ключевых процессов, от которых эти ожидания зависят; выбор показателей, основывающихся на жизненно важных моментах для потребителей; отслеживание изменений в показателях; прогнозирование и предупреждение ухудшения показателей.24
Стратегический менеджмент. Руководство крупных фирм всегда уделяла особое значение стратегическим целям, что способствовало развитию перспективы. Разработка и использование подобных целей получила название стратегический менеджмент. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Стратегия формируется и разрабатывается высшим руководством, а ее реализация предусматривает участие всех уровней управления.
Стратегия фирмы формируется по следующим позициям: 25
обоснование и определение миссии фирмы в предстоящем периоде; конкретизация видения фирмы и постановка целей; Формирование стратегии, направленной на достижение целей; Стратегию дифференцируют по уровням иерархии организационной структуры фирмы, то есть по функциональным звеньям и производственным подразделениям.
Стратегический менеджмент как процесс, включает в себя следующие элементы: определение миссии и целей фирмы; выбор стратегии;
реализация стратегии; анализ среды - исходный процесс в стратегическом менеджменте; так как он создает базу для определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегии развития; оценка и контроль выполнения стратегии, который обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет достижение целей, и собственно целями. 26
Стратегия характеризует собой определённый план действий который заставляет взаимодействовать все подразделения организации и определить путь её развития. Стратегическому менеджменту всегда уделялось особое внимание, так как он является ключевым элементом для успешного функционирования и развития фирмы.
Изучив выше изложенный материал можно заключить, что нет общей теории управления, тем не менее, объединив общие цели для развития, можно достичь совершенства. Сравнительный анализ классических направлений в менеджменте представлен в табл. 2.27
Таблица 2.Классическое и современное направление в менеджменте.
Классическая теория управления | Современный менеджмент |
Малое количество крупных организаций - нет жесткой конкуренции | Большое количество крупных организаций (как коммерческих, так и некоммерческих) |
Относительное небольшое количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена | Большое количество руководителей всех уровней |
Управленческая работа зачастую не выделялась отдельно и не отделялась от неуправленческой деятельности | Четко выделены управленческие функции |
Малое количество людей способных принимать важные для организации решения | Большое количество людей способных принимать важные для организации решения |
Упор на интуицию и приказ | Упор на рациональность и коллективную работу |
Сбыт готового товара | Создание товара, необходимого потребителю |
Работники выполняют исключительно свои специализированные функции | Работники вовлечены в процессы обучения, принятия решений, внесения предложений |