ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В басне «Отец и сыновья» отец наглядно показал непослушным сыновьям, что нужно жить в согласии, приказав сломать веник. Оказалось, что целиком его сломать невозможно, а по прутику – очень легко: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит». Так словами народной мудрости писатель говорит о важных нравственных человеческих качествах – доброте, справедливости, миропонимании, сердечности, честности.
Значительное место в учебных книгах Л. Толстого занимают сказки. Сказка «Три медведя» до сих пор одна из самых популярных среди детей. Повествование ее предельно приближено к реалистическому рассказу: в ней нет традиционных для народных сказок зачина и концовки. События развертываются сразу же, с первых фраз: «Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику». И мы представляем, что героиня сказки – это обыкновенная девочка, живущая среди нас, а все происходящее с ней могло случиться с каждым из наших друзей.
Сказки, созданные Л. Толстым, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают усваивать географические понятия: «Шат Иванович не послушал отца, сбился с пути и пропал. А Дон Иванович слушал отца и шел туда, куда отец приказывал. Зато он прошел всю Россию и стал славен» («Шат и Дон»).
Писатель в своих произведениях стремился дать детям доступные сведения о законах и явлениях природы, учит их дружбе и преданности на примерах из жизни животных. Он стремится вызвать глубокие переживания ребенка, воспитывать в нем любовь и уважение к людям.
Крестьянские дети в его произведениях показаны в родной для них среде, на фоне деревенской жизни, крестьянского быта. Более того, деревня, ее жизнь передаются часто так, что мы видим их глазами ребят:
«Когда Филипок шел по своей слободе, собаки не трогали его – они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка и залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок».
Чтобы подчеркнуть, насколько мал Филипок, писатель показывает его в огромной отцовской шапке и длинном пальто (рассказ «Филипок»). Непосредственность, деревенский удалой нрав, смелость мальчика показывает Толстой:
«– Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий!
Учитель засмеялся и сказал:
– … Ты погоди хвалиться, а поучись».
«Толстой никогда не состарится. Он из тех гениев искусства, слова которых – живая вода. Источник бьет неиссякаемо. Мы снова и снова припадем к нему, и нам кажется – мы еще ни разу в жизни не пили такой прозрачной, чистой, свежей воды», – писал о нем Константин Федин.
IV. Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа (рабочая тетрадь, с. 32, № 57).
V. Итог урока.
1. Ответы на вопросы:
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Какие впечатления у вас остались, что запомнилось особенно?
– С какими новыми произведениями Н. А. Некрасова познакомились?
– Что интересного выявили в творчестве этого замечательного русского поэта?
– Какие темы волновали Некрасова? Толстого?
2. Заключительное слово учителя.
– Николай Алексеевич Некрасов очень рано испытал то острое сочувствие к людским страданиям, которое и сделало его великим русским поэтом-гражданином, посвятившим всю свою жизнь борьбе за освобождение народа, за его счастье.
Чего только не пришлось пережить Некрасову! «Ровно три года, – вспоминал он впоследствии, – я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным». Он пережил много страданий.
Некрасов был поэтом глубоко национальным.
В его поэзии живет все богатство русского народного языка. Многие стихи Некрасова еще при его жизни стали народными песнями и поются доныне, например «Коробейники», «Меж высоких хлебов…». Тема сострадания, сочувствия к народу, бедным и угнетенным – одна из главных в поэзии Некрасова.
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал, –
писал он.
Н. А. Некрасов, выражая мнение лучших людей своей Родины, призывал каждого быть гражданином – борцом за свободу и счастье народа. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», – писал он. Некрасов был уверен, что народ будет свободным и счастливым.
Н. А. Некрасов был великим народным поэтом, и народ свято чтит его память.
Домашнее задание: прочитать текст (учебник, с. 96–102); ответить на вопросы.
Урок 56
КОМПОЗИТОРЫ XIX (19) ВЕКА. МИХАИЛ
ИВАНОВИЧ ГЛИНКА. ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ
Цели: дать представление о понятии «опера»; ознакомить учащихся с биографией и творчеством М. И. Глинки, П. И. Чайковского; расширять знания учащихся о музыке, музыкантах и композиторах XIХ века; развивать навыки осмысленного слушания и понимания музыкальных произведений; формировать интерес к русской музыке и литературе; воспитывать художественно-эстетический вкус.
Оборудование: запись песни М. И. Глинки на слова Н. Забеллы «Ты, соловушка, умолкни», фрагмента хора «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки, фортепианной пьесы «Жаворонок» М. И. Глинки и др., запись произведений П. И. Чайковского, по усмотрению учителя: фортепианный цикл «Времена года», пьесы из «Детского альбома».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Формирование новых знаний.
1. Актуализация опорных знаний.
– В жизни вас ждут встречи с миром науки и сокровищами искусства. Суждено вам встретиться и с прекрасной музыкой великого русского композитора М. И. Глинки.
– Знакомы ли вы по урокам музыки с именем национального русского композитора Михаила Ивановича Глинки?
– Какие произведения этого композитора вы слышали?
– Что нас волнует в его музыке, привлекает?
Звучат в записи произведения «Ты, соловушка, умолкни», хор «Славься!», «Жаворонок», «Попутная песня» по выбору учителя.
2. Рассказ учителя и слушание музыки.
– В 1804 году, 20 мая, в селе Новоспасском Смоленской губернии родился мальчик, который стал впоследствии замечательным музыкантом, гордостью русской музыки. Был он в детстве слабым и болезненным ребёнком. Первые годы жизни провёл в имении своего отца, капитана в отставке, среди деревенской природы Смоленского края. Здесь он узнал и полюбил народную песню, заслушивался ею. Во впечатлительную детскую душу маленького Глинки глубоко запали сказки крепостной няни Авдотьи Ивановны, нежно и преданно любившей его. Огромное впечатление произвели на Глинку события 1812 года. Спасаясь от нашествия наполеоновской армии, семья Глинки покинула имение. Много рассказов о героизме партизан услышал мальчик и навсегда проникся любовью и уважением к русскому народу, его могучей силе и душевной красоте.
В домашнем быту родных Глинки часто звучала музыка. У дяди, жившего неподалёку, был хороший оркестр, состоявший из крепостных музыкантов. Музыка производила на мальчика потрясающее впечатление, после концертов он ходил рассеянный. «Музыка – душа моя», – сказал он однажды. Крепостной оркестр дяди исполнял разнообразные произведения. Были среди них и русские песни. Вспоминая свои детские впечатления, Глинка писал: «…Может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиной того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку».
Всякий приезд крепостного оркестра был для мальчика праздником. Со скрипкой (игре на которой он учился у одного из крепостных музыкантов) или флейтой маленький Глинка присаживался к музыкантам и по слуху играл с ними. «Отец часто гневался на меня, что я не танцую и оставляю гостей, – вспоминал впоследствии Глинка, – но при первой возможности я снова возвращался к оркестру».
С 1817 по 1822 год Глинка учился в Петербурге в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте. После окончания пансиона Глинка поступил на службу в ведомство путей сообщения. Но служба тяготила его: она отрывала от занятий музыкой, мешала творчеству. 25 апреля 1830 года Глинка уехал в Италию. Об этой поездке он давно мечтал, стремясь «усовершенствоваться в искусстве». Предполагалось, что тёплый климат Италии улучшит его расстроенное здоровье.
Вернувшись в 1834 году в Россию, Глинка с увлечением стал сочинять оперу о патриотическом подвиге Ивана Сусанина.
Опера – это музыкально-литературное произведение. Вы, наверное, слушали оперу. Вспомните первое впечатление, которое произвел на вас оперный спектакль.
Сверкающий огнями многоярусный зал создает праздничное настроение. Но вот постепенно меркнет свет, затихает шум.
В углублении перед сценой расположился оркестр. Без оркестра оперы не бывает: он сопровождает пение солистов и хора, рисует музыкальные картины. Музыка, которую оркестр играет перед закрытым занавесом, называется увертюрой к опере, вступлением.
Увертюра как бы готовит слушателей к тому, что они услышат в опере, в ней обычно звучат основные мелодии оперы.
Когда открывается занавес, вы сразу оказываетесь в другом мире.
Чудесные декорации помогают представить обстановку, в которой происходит действие оперы.
Оперные артисты в костюмах играют роли так же, как и актеры в спектаклях. Только герои оперы выражают свои мысли и чувства в ариях, в песнях, а объясняются друг с другом в дуэтах и речитативах, словно разговаривают под музыку. Если несколько действующих лиц поют вместе – это ансамбль. Важную роль играет и оперный хор.
Оперное искусство родилось на рубеже шестнадцатого и семнадцатого веков, в эпоху Возрождения. Создателями первых опер были поэты, музыканты, художники итальянского города Флоренции.
Первая русская опера создана Глинкой – это была опера «Иван Сусанин». Она рассказывает о подвиге русского крестьянина, отдавшего жизнь за Родину.
Впервые на театральной сцене появился простой крестьянин, зазвучали в опере задушевные подлинно народные мелодии. Да и вся музыка Глинки впитала в себя сочность и красочность русских народных песен и танцев.
Чтобы показать их богатство, красоту и безудержное веселье, Глинка использовал звучание всего оркестра – от нежных скрипок и флейт до самых мощных духовых и ударных инструментов. Музыка хора «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» часто звучит у нас в торжественных случаях.
Сюжет подсказал ему поэт В. А. Жуковский. Против желания композитора оперу назвали «Жизнь за царя». Исходный замысел композитора был иным, и в том плане, который Глинка составил первоначально, опера «Иван Сусанин» называлась «отечественной героико-трагической оперой». Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1613 году, в трудное для России время оккупации её иностранными захватчиками. Польские войска были уже изгнаны из Москвы, но отдельные их отряды ещё бродили по стране. Один из таких отрядов забрёл в село Домнино, где жил Иван Сусанин. Сусанин согласился стать проводником, но завёл отряд поляков в непроходимые дебри и болота и сам погиб там.
Звучат в записи отрывки из оперы: «Велик и свят наш край родной», речитатив «Чую правду», ария Сусанина «Ты взойдёшь, моя заря», хор «Славься!».
– Михаил Иванович очень любил сказки и писал «сказочную» музыку. После премьеры «Ивана Сусанина» композитор увлёкся идеей создания оперы на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Это первая русская сказочно-эпическая опера. Она проникнута народной героикой, величием былинного эпоса, патриотизмом. В финале оперы народ прославляет не только доблестного витязя Руслана, одолевшего злого волшебника Черномора, но также мощь и силу древнего Киева.
Постарайтесь послушать его оперу «Руслан и Людмила». Вы не забудете ее пленительной музыки, рисующей волшебных персонажей оперы.
От народно-героической оперы «Иван Сусанин» с характерной для неё непрерывностью и напряжённостью действия вторая опера Глинки отличается не только своим сказочным сюжетом, но и особенностями развития – спокойного, неторопливого. Вся опера представляет собой контрастное чередование отдельных красочных картин. Вслед за величавой сценой древнерусского свадебного пира в тереме киевского князя следуют волшебные приключения героев то на далёком севере (встреча Руслана с мудрым Финном и великанской Головой), то в волшебных садах Наины и Черномора.
Давайте послушаем поэтические отрывки из оперы «Руслан и Людмила».
Читают подготовленные учащиеся.