ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
................................................
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету...
Легко, с улыбкой поведал нам Александр Сергеевич Пушкин сказку о киевской княжне Людмиле и женихе ее витязе Руслане. Как в каждой русской сказке, есть в ней бесстрашные богатыри, злые и добрые волшебники, чудесные превращения.
Слушание увертюры к опере «Руслан и Людмила».
– Ликующая, праздничная музыка свадебного пира, народного гуляния. Сменяет ее красивая, нежная мелодия – песня о любви Руслана и Людмилы. Главный возмутитель спокойствия – коварный чародей, «карла» Черномор. Похитил он красавицу Людмилу прямо со свадебного пира. Страшные, таинственные звуки прерывают сцену веселья и счастья. Это прилетел Черномор и похитил Людмилу.
Томится, плачет княжна в волшебных садах Черномора (слушание музыки). Ничего не радует ее: ни чудесные песни заколдованных дев, ни скатерть-самобранка, ни шапка-невидимка... А тем временем храбрые витязи отправляются на поиски Людмилы. Как и полагается в сказке, на пути ждут их страшные испытания. Но на то они и богатыри, чтобы никого не бояться!
Какой же он, злой волшебник Черномор? Постарайтесь представить его, слушая марш Черномора. Сначала тяжелая, богатырская поступь, словно идет великан, а потом мелкие-мелкие шажки. Ну, конечно же! Ведь злой чародей Черномор – карлик, и вся сила его в длинной-предлинной бороде, которую несут перед ним многочисленные арабчата. Но не боится храбрый Руслан Черномора. Он вызывает его на бой и побеждает злого волшебника.
Слушание фрагмента оперы «Марш Черномора».
Ответы на вопросы:
– Какие события детства помогли Глинке стать композитором?
– Почему Глинка написал оперу «Иван Сусанин»?
– Почему он закончил оперу гимном «Славься!»? Какие чувства он хотел этим выразить?
– Что вам больше всего понравилось в опере «Руслан и Людмила»?
– Что вы представляли, когда слушали «Марш Черномора»?
Физкультминутка
Рассказ учителя и слушание музыки.
– Пётр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года на Урале в небольшом городе Воткинске, где его отец, горный инженер, был директором завода. В десять лет его отдали в Училище правоведения. Мало полезного мог получить любознательный мальчик в этом училище, но именно здесь он начал серьёзно заниматься музыкой, которая преподавалась для желающих. Окончив в 1859 году Училище правоведения, Чайковский получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. Однако служба не привлекает его. В свободное от службы время он посещает театр, в особенности оперу. Наиболее глубокое впечатление производят на него оперы «Иван Сусанин» Глинки и «Дон-Жуан» Моцарта. В 1862 году Чайковский поступает в только что открытую Петербургскую консерваторию с тем, чтобы серьёзно заняться композицией. В 1865 году он оканчивает консерваторию с серебряной медалью и принимается за педагогическую работу в только что открытой Московской консерватории. С этого времени жизнь Чайковского связана преимущественно с Москвой. Он знакомится с выдающимися русскими музыкантами, литераторами, композиторами и артистами. За десять лет им было сочинено множество произведений: три симфонии и другие пьесы для оркестра, Первый фортепианный концерт и «Вариации на тему рококо» для виолончели, три квартета и фортепианное трио, четыре оперы – «Воевода», «Опричник», «Ундина» и «Кузнец Вакула», балет «Лебединое озеро», много прекрасных романсов, такие замечательные фортепианные пьесы, как, например, цикл «Времена года».
– Давайте послушаем музыку Чайковского «Времена года».
– Какое настроение передает музыка пьесы «Подснежник»?
– Какие образы и картины вы себе представляли, слушая это произведение?
– Подумайте, подходит ли характер музыки к этим поэтическим строкам:
Голубенький чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок.
– Послушайте пьесу «Октябрь».
– Что вы представляете?
– Какие строки об осени можно подобрать к этой музыке? Прочитайте.
– Можно ли сказать, что эта музыка печальная, певучая, неторопливая?
– Замечательны фортепианные произведения из «Детского альбома» Петра Ильича. Каждая пьеса – это образ, неповторимый, красочный, оригинальный. Сейчас вы в этом убедитесь.
– Послушайте пьесу (название не говорим). Кого она вам напоминает?
Слушание фортепианной пьесы «Баба-Яга» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
– Как с помощью музыки Чайковский изобразил Бабу-Ягу? Какие эффекты и выразительные средства помогли ему в этом?
– А какое настроение у вас вызывает это произведение?
Слушание пьесы «Болезнь куклы».
– Как композитор передает печаль девочки? Какая по характеру звучит музыка?
– Следующее произведение, которое я предлагаю вам послушать, уверена, вы все знаете и безошибочно назовете.
Слушание пьесы «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро».
– Балеты П. И. Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» принадлежат к числу лучших произведений русской музыкальной классики. Сегодня мы послушаем небольшие фрагменты из балета «Щелкунчик».
Сюжет «Щелкунчика» заимствован из сказки немецкого писателя Э. Т. Гофмана «Щелкунчик и мышиный царь», переработанной французским писателем А. Дюма. Балет «Щелкунчик» был впервые поставлен в декабре 1892 года в Петербурге на сцене Мариинского театра.
Слушание музыки к балету «Щелкунчик» сопровождается рассказом сюжета.
– Зал в доме президента Зильбергауса, где родственники и гости хозяев приготавливают для детей роскошно убранную елку. Впущенные в зал дети Зильбергауса, Клара и Фриц, а также их маленькие гости любуются блестящим зрелищем, получают приготовленные для них подарки, резвятся и танцуют с доставшимися игрушками.
С последним ударом часов, показывающих полночь, в зал входит крестный отец Клары и подносит детям четыре большие механические куклы, изображающие маркитанку, солдатика, арлекина и коломбину. Заведенные ключом куклы автоматически двигаются, вертятся и танцуют; дети в восторге, но крестный, опасаясь за целостность дорогих подарков, приказывает отнести их к себе в кабинет. Но желая утешить огорченных Клару и Фрица, вынимает из кармана и дарит им пресмешную куклу – Щелкунчика для орехов и показывает, как должно с ним обращаться. Фриц отнимает игрушку у Клары и заставляет Щелкунчика разгрызать самые большие орехи, отчего у того ломается челюсть. Клара поднимает брошенного Щелкунчика, обвязывает ему голову, убаюкивает и укладывает на кровать своей любимой куклы. После завершения всех танцев детей уводят, так как уже поздно и пора ложиться спать. Клара хочет взять Щелкунчика с собой, но отец ей в этом отказывает. Детей уводят, гости прощаются с хозяевами и постепенно расходятся. Зал некоторое время остается пустым.
Беспокоясь о больном Щелкунчике, Клара, как только утихло все в доме, решается навестить его и входит в темный зал. Шорох, беготня и царапанье мышей под полом приковывают Клару на месте. Из щелей под карнизами видно множество блестящих огоньков, комната наполняется мышами, и испуганная
Клара бежит к кроватке больного Щелкунчика, ища там защиты.
Луна светит в окно; елка постепенно растет и достигает огромных размеров, куклы и игрушки оживают: зайчики бьют тревогу, часовой у будки салютует ружьем и стреляет, куколки бегают в испуге, размахивая руками, ища, где бы им укрыться; появляется отряд пряничных солдат и строится в ряды.
Неприятельское мышиное войско начинает наступление, оттесняет пряничных солдат и, одержав полную победу, возвращается с добычей – кусками пряников, которых и пожирает тут же.
Щелкунчик, видя неудачу пряничного войска, быстро вскакивает с постели и приказывает зайчикам снова бить тревогу. Крышки слетают с коробок, в которых лежали оловянные солдатики: из коробок поспешно вылезают стрелки, гренадеры, гусары и артиллеристы с медными пушками.
Мышиный царь приказывает своему войску возобновить нападение. Мыши несколько раз атакуют неприятеля, но с большим уроном отступают назад; тогда мышиный царь вступает в единоборство с Щелкунчиком. Клара, видя опасность, грозящую ее любимому, снимает с ноги башмачок и из всех сил бросает его в царя мышей; Щелкунчик ранит своего врага, который вместе со своими подданными спасается бегством.
Щелкунчик, превратившись в красивого принца, становится на колени перед Кларой и просит ее следовать за ним. Они идут к елке и скрываются в ее ветвях.
Фея Драже с принцем Коклюшем и принцессами – сестрами Щелкунчика встречают прибывших. свита почтительно кланяется, а мажордом приветствует принца Щелкунчика с благополучным возвращением в замок Конфитюренбург. Щелкунчик берет Клару за руку и представляет ее сестрам, объявляя, что ей одной обязан он своим чудесным спасением.
Клара в восторге от всего происходящего у нее перед глазами, а принц Щелкунчик, сияя радостью, что мог угодить своей избавительнице, рассказывает ей сказочные чудеса о царстве сластей.
Слушание «Вальса цветов».
III. Итог урока.
Заключительное слово учителя.
– Михаил Иванович Глинка сумел выразить в своей музыке светлый, жизнерадостный характер русского народа. Послушайте в заключение нашего урока его «Камаринскую», и вы еще раз в этом убедитесь.
Слушание «Камаринской» М. И. Глинки.
– С Глинки начался расцвет русской музыки. Он первым из русских композиторов стал известен во всем мире.
– В нашей стране нет ни одного любителя музыки, который бы не знал и не любил музыку Петра Ильича Чайковского. Чайковский уже при жизни заслужил славу и всеобщее признание. Но его музыка раньше была известна сравнительно небольшому кругу городской интеллигенции. Сейчас же творчество его получило всенародное признание.
Музыкальные конкурсы имени Чайковского (первый состоялся в 1958 году), на которых талантливая молодежь всего мира соревнуется в исполнении его произведений, способствуют популярности композитора во всех частях света. Музыка Чайковского, проникнутая теплом человеческого сердца, верой в светлое будущее всех людей на земле, любима всеми народами мира, и нет такой страны, где бы ее не знали и не ценили.
Петр Ильич Чайковский – истинно русский композитор. Он писал о себе: «…Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт народной музыки…»
Больше всего на свете Чайковский любил свою Родину. И уже в детстве, проявляя интерес к литературе и истории, сочинил стихотворение «Моей Родине»:
О Родина, я тебя люблю,
Я не хочу покидать тебя,
Я живу здесь, здесь и умру.
О Родина, моя дорогая земля…
Мой родной город невелик и немноголюден,
Но я всегда буду любить его.
О Родина, как я буду грустить,
Если мне придется тебя покинуть…
Домашнее задание: прочитать тексты (учебник, с. 102–106); ответить на вопросы, выполнить задания.
Урок 57
ХУДОЖНИКИ XIХ (19) ВЕКА.
В. А. ТРОПИНИН, И. И. ЛЕВИТАН, И. Е. РЕПИН
Цели: ознакомить учащихся с художниками XIХ века, с творчеством «Товарищества передвижных выставок»; расширять знания учащихся об истории изобразительного искусства XIХ века; формировать интерес к русской живописи; воспитывать художественно-эстетический вкус.