Файл: Урок 1 организм человека. Нервная система цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оборудование: репродукции картин художников XIХ века.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Как вы думаете, почему в музыке Глинки слышны не только русские, но и финские, грузинские, итальянские, польские мелодии? (В детстве Глинка увлекался книгами о путешествиях. Став композитором, он много путешествовал, слушал и впитывал музыку разных народов, затем использовал ее в своих произведениях.)

– Какие моменты глинкинских опер вам больше всего понравились?

– Какие еще произведения композитора П. И. Чайковского вам запомнились?

– Присутствовали ли вы когда-нибудь на балетном спектакле в театре? Какие вы испытали чувства?

– Известны ли вам отечественные исполнители балетов? Кого из выдающихся балерин вы знаете, которые исполняли партии в балетах П. И. Чайковского?

III. Формирование новых знаний.

Рассказ учителя с элементами беседы по репродукциям картин.

– Мы с вами отправляемся в картинную галерею (на доске представлены репродукции картин В. А. Тропинина, И. И. Левитана и И. Е. Репина и др.).

В начале девятнадцатого века в живописи происходит отказ от библейско-мифологических сюжетов, преклонения перед классическим наследием Греции и Рима. Растет интерес художников к личности человека, его душевным состояниям, к жизни не только богов и царей, но и простых людей.

1) Василий Андреевич Тропинин (1776–1857) – русский художник, мастер портретной живописи. Родился в селе Карповка (Новгородская губерния) 19 (30) марта 1776 г. Около 1798 г. был послан в Санкт-Петербург в обучение к кондитеру, однако, имея прирожденный талант и способность к рисованию, втайне начал учиться в Петербургской Академии художников. В 1923 г. в возрасте 47 лет художник наконец получает свободу. В 1823 г. он представляет Совету Петербургской АХ картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получает звание назначенного художника. В 1824 г. за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивается звание академика. С 1833 г. Тропинин на общественных началах занимается с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества). В 1843 г. его избирают почетным членом Московского художественного общества. В своих работах старался подчеркнуть типичность героев. Но в то же время он симпатизировал им, что выливалось в изображении внутренней привлекательности. Он скончался 3 (15) мая 1857 года в Москве.


2) «У нас было бедно и скучно, и мне часто хотелось есть. Очень вкусен был черный хлеб с крупной солью, но и его давали понемногу», – так вспоминал свое детство великий русский художник Илья Ефимович Репин.

Илья Ефимович Репин родился 24 июля 1844 года в семье военного поселенца Ефима Васильевича Репина в городе Чугуеве Харьковской губернии Российской Империи. В 1863 г. поступил в Академию художников в Петербурге. В Рисовальной школе Репин познакомился с И. Н. Крамским, который стал его наставником. Обучался также у Р. К. Жуковского. Учился успешно, в 1869 г. был награжден малой золотой медалью за картину «Иов и его друзья». Во время своего путешествия по Волге в 1870 г. написал ряд этюдов и эскизов; по некоторым из них написал для великого князя Владимира Александровича картину «Бурлаки на Волге», эта картина, изображающая тяжкий труд бурлаков, тянущих баржу, произвела сильное впечатление на публику и критиков.

Репин И. Е. был также выдающимся художником в области исторической живописи. Его привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны со значительными историческими событиями («Царевна Софья» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван» (1885). Созданная Репиным портретная галерея разнообразна, здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881), «Стрекоза» (1884). Не случайно большинство портретов его работы поражают воплощенной в людях энергией и волей.

3) Исаак Ильич Левитан.

В те времена, когда Левитан учился в Московском училище, он был бедным, худеньким мальчиком в залатанных башмаках и в старой куртке, из которой давно вырос. Иногда ему нечего было есть и негде ночевать. Потихоньку от сторожа, которого все звали за угрюмый нрав «нечистая сила», мальчик пробирался в классную комнату и там коротал всю ночь. Однажды в класс пришёл кто-то из начальства. Левитану объявили, что его исключают из Училища, так как он не внёс плату за обучение. Еле сдерживая слёзы, мальчик стал складывать кисти и краски. Но его выручили товарищи. Они собрали и внесли деньги. И хорошо, что так сделали: Левитан закончил Училище и стал известным пейзажистом.

– Посмотрите на портрет Исаака Ильича Левитана (учебник, с. 112). Написал его художник Валентин Серов. Свободно, как будто отдыхая, сидит в кресле Левитан. Спокойные, немного печальные его глаза смотрят прямо на вас. Кажется, что он о чём-то глубоко задумался. Очень выразительно нарисована рука. Сразу видно, что это рука художника.



Левитан считал, что красоту можно увидеть даже в самом обычном. Надо только суметь интересно и правдиво рассказать об этом.

– Рассмотрите картину «Март» (учебник, с. 113). В ней нет ничего особенного: деревянный дом, у крыльца – лошадка, неподалеку темнеет лес. Наверно, ранним утром здесь было ещё сумрачно и морозно. Но взошло солнце, и всё преобразилось: небо стало ясным, нежно-голубым. Навстречу теплу и солнцу распушили макушки берёзы. Подтаявший снег медленно сползает с крыши – вот-вот упадёт. Сняты с окон ставни. Дверь в дом распахнута… Тепло! Солнечным лучам ничто здесь не мешает согревать землю. Поэтому золотистыми, словно мёд, стали стены дома, и длинные голубые тени легли на рыхлый снег. На фоне тёмной хвои стволы берёз – совсем светлые. Высоко вверху пустой скворечник ждёт не дождётся своих пернатых жильцов. А там, в глубине, где снега много, так что можно увязнуть по пояс, краски холодные: серые, тёмно-синие. И поэтому чувствуется, что в чаще ещё хозяйничает зима и лес скован морозом.

Когда смотришь на картину, может показаться, что художнику понадобилось много красок. А на самом деле основных цветов всего четыре: синий, жёлтый, зелёный, белый. Но зато какое множество оттенков, какая богатая палитра!

Левитан любил Волгу. Не раз он приезжал на волжские берега, делал наброски, писал этюды для будущих картин. Да вот беда – как он туда ни приедет, стоит ненастная погода. Хмурое небо, хмурая река, сердитый ветер нагоняет мелкие злые волны. Кругом – ни одной яркой, весёлой краски. Казалось бы, как трудно работать в ненастье! Но именно в эту пору и написал Левитан свои известные полотна, посвящённые Волге: «После дождя. Плёс», «Вечер на Волге» и ещё много других. Для этих картин художнику не нужны были яркие, звонкие краски. Всё в них сдержанно и сурово. Ничего не мешает взгляду охватить тёмную гладь воды и широко раскинувшееся над рекой небо.

Осень Левитан изображал на многих картинах. И все его «осени» были не похожи одна на другую. Художник каждый раз находил в природе что-то новое. Иногда эти пейзажи были грустные, иногда хмурые, иногда задумчивые. Но самый прекрасный – «Золотая осень» – был радостным. Для этой картины художник выбрал не позднюю осеннюю пору, когда кругом всё пусто и уныло. Торжественно предстаёт перед нами в богатом уборе ранняя осень. Какие здесь звучные яркие краски! Золотые, багряные, синие… И картина получилась жизнерадостной, светлой. Мы видим, как золото берёз красиво оттеняет синеву реки и прозрачную голубизну неба. Земля покрыта мягким жёлто-зелёным ковром. День тёплый, безветренный. Не шелохнутся деревья. Медленно течёт река. Всё охвачено тишиной и осенним покоем. И только яркая изумрудная зелень озимого поля вдали говорит нам о том, что придёт весна и земля пробудится к новой жизни.


– Редко у кого из художников природа средней России была выражена с такой полнотой, как у Исаака Ильича Левитана. Левитан показал глубокое очарование, таящееся в простоте русского пейзажа: всю живописность самых обычных вещей – от дождя, моросящего над порубкой, до тропинки, ведущей от колодца к избе.

Сила Левитана заключается в том, что он заставляет всматриваться в природу, пристально наблюдать и запоминать.

И только тогда мы открываем в окружающей природе такое разнообразие форм и красок, о каком раньше и не подозревали.

Картины Левитана могут быть названы патриотическими в самом высоком значении этого слова. Широкое чувство Родины рождается из как будто бы незначительных вещей, таких хотя бы, как мостки через речку, старый осокорь, шумящий листьями на ветру, или душистые заросли вереска, забрызганные летним дождем. Все это те крупицы, из которых создается великолепное целое, любимое нами до боли в сердце, то целое, что зовется Родиной.

Физкультминутка

Игра «Зеркала».

Из учащихся класса выбирается один водящий. Представляется, что он пришел в магазин, где много зеркал. Водящий встает в центр класса, а учащиеся-«зеркала» стоят рядом со своими столами так, чтобы его хорошо видеть. Водящий показывает движение, а «зеркала» тотчас же должны повторить это движение. И т. д.

Водящему разрешается показывать разные движения. В роли водящего на последующих уроках должны побывать все желающие дети.

IV. Итог урока.

Заключительное слово учителя.

– Мы видим, сколько живописных шедевров подарили мировому изобразительному искусству русские художники девятнадцатого века. И мы гордимся своими соотечественниками и бережно храним в музеях изобразительного искусства их уникальные картины, которым нет цены. Мы любуемся ими и знаем, насколько скудна и некрасочна была бы жизнь без картин, без русского живописного наследия.

Домашнее задание: прочитать тексты (учебник, с. 106–114); ответить на вопросы, выполнить задания; подготовить сообщение о понравившейся картине И. И. Левитана.

Урок 58
ИСКУССТВО РОССИИ ХХ (20) ВЕКА


Цели: ознакомить учащихся с творчеством художников ХХ века; расширять знания учащихся об истории современного изобразительного искусства; формировать интерес к русской живописи; воспитывать художественно-эстетический вкус.


Оборудование: репродукции картин художников ХХ века.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам:

– Что вы знаете о жизни и творчестве И. И. Левитана? Как учился Левитан? Что интересного у него было в детские и юношеские годы?

– Какие картины Левитана хорошо известны всем? Опишите их. Передайте композиционные особенности, краски.

– Расскажите, что вы узнали о творчестве, жанрах, выразительных средствах, тематике живописных полотен русских художников XIХ века.

– Послушайте отрывок из поэмы «Светлана» В. А. Жуковского и скажите, о каком обряде в нем говорится, о каких песнях упоминается.

СВЕТЛАНА

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

В. А. Жуковский

– Вспомните, что такое мифы. Почему люди верили в духов, богов?

Ученики. Если перевести слово «мифы» с древнегреческого на русский, то получится «сказания», «предания».

Зародились мифы в глубокой древности. Не умея правильно разгадывать и объяснять законы мира, смысл и причины, человек выдумывал богов и приписывал их воле все, что совершалось в природе и в обществе. Сюжеты мифов очень разнообразны. Пытаясь объяснить происходящие в мире явления, человек создавал мифы о происхождении мира, Солнца, звезд, Луны, островов, человека, животных, растений. Это были фантастические рассказы, которые устно передавались из поколения в поколение.

Гремит гром – наверно, на небе буйствует могучий бог Перун, думали наши предки – древние славяне. Бушует море – очевидно, чем-то недоволен бог морских глубин. Свирепую зиму в их представлении насылал тощий и скупой Кощей, а летнее тепло – щедрый бог солнца Ярила.

И человеческие чувства – храбрость, мужество, злоба, любовь – в воображении наших предков принимали человеческие образы (а иногда и образы животных или полулюдей-полузверей). В рассказах о выдуманных героях народы древнего мира отражали свой образ жизни, свои мечты и надежды, заветные думы.

Древние люди вкладывали в мифы все, что они думали о добре и зле, о геройстве и трусости, о справедливости и вероломстве. Мифы слагали не отдельные люди, а целые поколения людей, целые народы. Их дополняли, исправляли, повторяли век за веком, и они наполнились глубокой мудростью и величавой красотой.