ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– Кто возглавил русское войско на борьбу с половцами?
Домашнее задание: написать сочинение на тему «Почему люди воюют?».
Урок 60
КАК РУССКИЕ ВОИНЫ ПОБЕДИЛИ
ШВЕДСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ
Цели: познакомить с вооружением и военным опытом рыцарей-крестоносцев и вооружением русских воинов армии Александра невского; рассказать о борьбе русских народов со шведами в 1240 году; расширять знания учащихся о победах русских войск над шведскими рыцарями; воспитывать почитание традиций и героических подвигов исторического прошлого своей страны; объяснить, почему настоящим мужчиной можно назвать лишь того, кто честно выполнил свой воинский долг.
Оборудование: иллюстрации с изображением воинского снаряжения и доспехов рыцарей-крестоносцев и русских воинов-дружинников; план-карта Невской битвы; портрет Александра Невского.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Чтение и обсуждение сочинений на тему «Почему люди воюют?».
2. Беседа по вопросам:
– Кто такие кочевники?
– Почему русские князья не могли сразу оказать отпор половцам?
– Кто такой Владимир Мономах? Какой вклад он внес для победы над половцами? (Владимир Всеволодович Мономах, внук Ярослава Мудрого, с 1113 по 1125 годы был великим князем киевским. Он был известен народу как патриот и активный защитник Руси от половцев. Мономах был не только полководцем и государственным деятелем, но и писателем: он написал интересное «Поучение детям», являющееся его автобиографией. Князь Владимир Мономах совершил в своей жизни 83 разных похода. Он долго воевал с Олегом Святославичем, приводившим на Русь половецкие орды, и добился того, что на съезде в Любече в 1907 году все князья осудили Олега. Мономах объединил русских князей для борьбы с половецкими ханами и победил Шарукана, Боняка и Тугоркана. Владимир, разгромив половцев, на некоторое время обезопасил Русь от набегов кочевников. Он заботился о задолжавших простых людях, стремился к устранению княжеских усобиц. Все это сделало его популярным и любимым.)
III. Формирование новых знаний.
1. Рассказ учителя.
– Огромные несчастья обрушились на русские земли. В то время как большинство русских княжеств было обложено жестокими татарами тяжелейшей данью, новая опасность нависла над северными землями страны. От монголо-татарского ига страдали все русские земли, но особенно тяжело приходилось южным и юго-восточным княжествам
(показ на карте). Чаще всего они подвергались набегам орды. А у западных границ тоже было неспокойно. По Балтийскому морю, по реке Неве двигались на русские земли шведские, немецкие и датские рыцари. Здесь на её рубежах появляются новые опасные враги – крестоносцы, завоеватели из шведских и немецких земель. Вооружение их называлось латами. Эти воины-рыцари носили на своих боевых доспехах и одежде изображение креста.
Демонстрация иллюстраций «Вооружение рыцарей-крестоносцев».
– Они хотели поработить русский народ и обратить его в свою веру. Поэтому, воспользовавшись ослаблением Руси из-за набегов монголо-татарских орд, крестоносцы хотели захватить новгородские земли. Шведские и немецкие рыцари готовились к нападению на Русь. Новгородцы пригласили к себе княжить князя Александра Ярославича (1220–1263).
Александр Ярославович был младшим сыном Великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича. Отец дал ему в удел небольшое Переяславль-Залесское княжество. Александру было всего 19 лет, когда новгородцы позвали его княжить в Новгород вместо старшего брата. В Новгороде уже тогда Александр был известен своим мужеством, волей и великим пониманием долга перед родной землей.
Высокий рост, красивая внешность, голос, который «гремел перед народом, как труба» (летопись), сочетался в Александре с большими способностями государственного деятеля, мудростью дипломата и талантом полководца.
В 1240 году шведская флотилия во главе с ярлом Ульфом Фаси и зятем короля Эрика XI Биргером Магнуссоном вошла в устье Невы. О приближении вражеского войска новгородцы были оповещены дозором. Биргер, привыкший к победам, велел гордо сказать князю новгородскому: «Иди сражаться со мною, если смеешь; я уже в земле твоей!». Александр не устрашился, не показал послам шведским досады, а спокойно отвечал им, что готов к сражению. Тотчас велел он небольшому войску своему собраться; сам же пошел в Софийский собор и там усердно помолился Богу, прося святой его помощи. Усердная молитва имеет чудесную силу над душой христианина: Александр, который не мог в такое короткое время ожидать помощи от своего отца, не мог даже собрать все войско свое, вышел с улыбкой на лице к своей верной дружине и весело сказал: «Нас немного, и враг силен, но Бог не в силе, а в правде, идите с вашим князем!»
– Рассмотрите картину П. Д. Корина «Александр Невский» (иллюстрация на с. 124 в учебнике). Обратите внимание, какой у князя взгляд. (У Александра суровый взгляд.)
Весь его облик говорит: «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет!» Надежда Александра на небесную помощь перешла и в сердца его воинов. Молодой энергичный князь, не дожидаясь помощи из далёких городов Владимира и Переяславля-Залесского, со своими дружинниками устремился навстречу неприятелю. Шведский лагерь неподалёку от впадения реки Ижоры в Неву подвергся внезапному нападению.
– Рассмотрите снаряжение русских воинов (показ иллюстрации «Вооружение русских воинов»).
– Посмотрите на план-карту Невской битвы. Обратите внимание, как расположил свои войска князь Александр.
– Почему пехоту он поставил справа? В кровавой сече Александр Ярославич копьём ранил Биргера в голову. Один из русских воинов подрубил опорный столб шатра королевского зятя, другой – въехал на коне по мосткам на шведское судно. В конце концов шведам пришлось бежать на свои корабли и отчаливать от берега, потеряв в битве более 200 знатных воинов, а прочих – «без числа». Победа принесла Александру Ярославичу громкую славу и почётное прозвище «Невский».
2. Работа с текстом учебника.
– Прочитайте текст «Как русские воины победили шведских захватчиков» (учебник, с. 124–125).
Вопросы и задания для беседы:
– Кто угрожал Руси в тринадцатом веке у западных границ?
– Кто угрожал новгородским землям?
– С какой целью были созданы войска шведских и немецких рыцарей?
– Сколько лет было князю Александру Ярославичу, когда новгородцы пригласили его к себе?
– Найдите в тексте описание внешнего вида князя.
– Найдите в тексте факты, подтверждающие образованность князя.
– Как был вооружен русский дружинник?
– Когда шведы подошли к реке Ижоре?
– Кто руководил шведским войском?
– Проследите по схеме ход Невской битвы.
– Найдите в тексте примеры мужества и героизма новгородцев.
– Чем закончилась битва на Неве?
– Как стали называть князя?
– Найдите в тексте слова, рассказывающие о значении победы русского народа.
Физкультминутка
Скачут, словно зайчики, – Прыг, прыг, скок. Девочки и мальчики – Прыг, прыг, скок. | Топаем мы ножками, Ножками – сапожками. Топ-топ-топ, Топа-топа-топ. |
Прыгают, как белочки, – Прыг, прыг, скок. Мальчики и девочки – Прыг, прыг, скок. | Топаем мы ножками, Но хлопаем – ладошками. Хлоп-хлоп-хлоп, Хлоп-хлоп-хлоп. |
IV. Закрепление изученного материала.
1. Ответы на вопросы:
– С кем воевали русские на реке Неве? Покажите на карте место битвы.
– Когда произошла Невская битва?
– Чем закончилась Невская битва?
– Чьим родственником был князь Александр? (Александр Невский был внуком владимиро-суздальского князя Всеволода Большое Гнездо.)
– Почему (или за что) Александр получил почетное прозвище Невский?
2. Самостоятельное выполнение заданий 78, 79 по рабочей тетради № 2, с. 38.
Учащиеся заканчивают начало предложений; проверка выполняется коллективным зачитыванием вслух составленных предложений.
V. Итог урока.
– Чем вам понравился князь Александр Ярославич?
– Что вы можете рассказать об Александре Невском? Почему его прозвали Невским?
– Назовите полное имя и отчество князя.
– Как вы думаете, почему победили русские в битве на реке Неве?
– Прочитайте записанные на доске начала пословиц, подберите к ним окончания, объясните смысл пословиц. Подумайте, как приведенные пословицы соотносятся с темой нашего урока, с поступками наших предков.
Жизнь дана …
Добро творить – …
Доброе дело …
Добра желаешь, …
Доброго человека …
Ответы: жизнь дана на добрые дела; добро творить – себя веселить; доброе дело без награды не остается; добра желаешь, добро и делай! Доброго человека в красный угол сажают.
Домашнее задание: подготовить сообщение об Александре Невском; нарисовать шведских рыцарей-крестоносцев и русских воинов-дружинников.
Иллюстративный материал к уроку
| |
Подготовка рыцарей-крестоносцев к военным походам | Вооружение рыцаря-крестоносца |
| |
Битва на реке Неве, 1240 год | Русский полководец Александр Невский |
Урок
61
БИТВА НА ЧУДСКОМ ОЗЕРЕ
Цели: рассказать о битве русских воинов со шведами на Чудском озере; расширять знания учащихся о победах русских войск над шведскими рыцарями; раскрыть сущность полководческого таланта Александра Невского; объяснить, почему Александр Невский стал национальным героем; воспитывать почитание традиций и героических подвигов исторического прошлого своей страны; воспитывать нравственное представление о том, что беззаветное служение Отечеству, выполнение воинского долга – священная обязанность гражданина.
Оборудование: иллюстрации с изображением сражения на Чудском озере; схема Ледового побоища; запись фрагментов кантаты для хора и оркестра «Александр Невский» С. С. Прокофьева.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Слушание рассказов и сообщений учащихся на тему «Русский полководец Александр Невский».
2. Беседа по вопросам:
– Какую тему изучали на прошлом уроке? О чем шла речь на уроке?
– Какая опасность пришла на Русь с северо-запада?
– Как воспринял угрозу Александр Ярославич?
– Как провел бой Александр со шведами?
– Почему новгородцы пригласили Александра на княжение?
– Опишите внешний вид князя.
– Чем были вооружены русские дружинники?
– С кем воевали русские воины на реке Неве?
– Когда произошла битва на реке Неве?
– Чем закончилась Невская битва?
– Выберите, какие из перечисленных на доске черт личности присущи Александру Невскому (учащиеся выбирают нужные слова):
мужественный, решительный, открытый, мстительный, злой, коварный, дальновидный, талантливый, опытный, мудрый, расчетливый, самолюбивый, властный.
– Рассмотрите иллюстрации. Найдите, где чей воин. (Из представленных иллюстраций выбирают воинов: немецких и шведских рыцарей, русских дружинников, монгольских воинов, половецких кочевников.)
3. Выполнение заданий по карточкам.
Карточка 1
Задание. Напиши, что произошло в этом году:
1103 год – ____________________________________________.
1240 год – ____________________________________________.
Карточка 2
Задание. Напиши, что ты знаешь о князе Владимире Мономахе.
4. Слушание фрагментов из кантаты «Александр Невский»
С. С. Прокофьева.
1) Мужской хор «А и было дело на Неве-реке, на Неве-реке, на большой воде».
2) Хор «Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой».
III. Формирование новых знаний.