Файл: Алябьев, В. И. Самоходные лесопогрузчики учебник для проф.-тех. учеб. заведений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
ванных и два неизолированных щеткодержателя. Изолированные щеткодержатели соединяются между собой медной перемычкой. К одному щеткодержателю подводится конец обмотки возбужде ния. Второй конец обмотки возбуждения крепится к корпусу бол том. Поджимаются щетки к коллектору ленточными пружинами.
На внутренней поверхности корпуса находятся четыре полюса с катушками возбуждения, соединенными между собой последова тельно. Привод с шестерней и роликовой муфтой свободного хода,
Рис. 79. Стартер:
1 — крышка; 2 — вкладыш; |
3 — коллектор; 4 — щетки; 5 — корпус; 6 — катушка воз |
|||
буждения; 7 — полюсы; 8 |
— включатель; |
9 — рычажная |
система; 10 — обмотка якоря; |
|
11, |
|
12 — привод в |
сборе; 13 — вал |
якоря |
перемещающимися по шлицам вала, осуществляет зацепление шес терни стартера с венцом маховика и передачу вращающего мо мента от стартера к двигателю.
Муфта свободного хода предназначена для предохранения стартера после того, как двигатель уже запущен, а шестерня стар тера еще некоторое время находится в зацеплении с венцом ма ховика.
Перемещение привода по шлицам вала производится рычагом, установленным на крышке стартера. При движении привода по шлицам в конце хода происходит замыкание контактов включа теля с контактом последовательной обмотки, который установлен на корпусе, чем достигается включение обмотки стартера на ак кумулятор.
128
После запуска двигателя рычаг возвращается в исходное по ложение, размыкает контакты включателя и выводит шестерню стартера из зацепления с венцом маховика.
§ 25. Электрооборудование гусеничного трактора
Принципиальное устройство электрооборудования у тракторов различных марок одинаково. Приводимое ниже описание электро оборудования трактора ТДТ-75 является характерным для всех гу-
|
Рис. 80. |
Схема электрооборудования трактора ТДТ-75: |
|||||
/ — передние фары; |
с |
2 — задние прожекторы; 3 — сигнал; 4 — генератор; |
5 — реле-регу |
||||
лятор; |
6 — патрон |
лампой освещения |
щитка |
приборов; |
7 — амперметр; 8,— блок |
||
предохранителей; |
9 — электродвигатель |
электровентилятора; 10— блок переключа |
|||||
телей; |
// — включатель сигнала; /2 —плафон; |
13— аккумуляторная |
батарея; 14 — |
||||
|
розетка для |
переносной лампы; 15 — электростартер |
пускового двигателя |
сеничных тракторов, применяемых в качестве базовых для погруз чиков.
Электрооборудование трактора — 12-вольтовое, постоянного тока, выполненное по однопроводной системе. В качестве второго провода используется масса трактора (двигатель, рама, кабина). С массой соединены отрицательные (минусовые) полюса источни ков и потребителей тока.
Принципиальная схема электрооборудования трактора ТДТ-75 показана на рис. 80. В систему электрооборудования входят источ ники тока — аккумуляторная батарея 13, генератор 4 с реле-регу лятором 5 и потребители тока — электродвигатель 9 вентилятора, электростартер 15, система освещения и звуковой сигнал 3.
129
В систему освещения входят передние фары 1, лампа 6 освеще ния щитка приборов, плафон 12, задние прожекторы 2 и переносная лампа. Кроме того, в систему электрооборудования входят блок 10 переключателей, амперметр 7 и включатель сигнала 11.
Для предотвращения выхода из строя электрических цепей вследствие случайных коротких замыканий в системе электрообору дования установлен блок предохранителей 8.
При неработающем двигателе система электрооборудования ра ботает от аккумуляторной батареи. При работе двигателя аккуму ляторная батарея подзаряжается генератором. Переключение элек тросистемы на работу либо от аккумулятора, либо от генератора осуществляется автоматически при помощи реле-регулятора.
Генератор. Генератор постоянного тока Г-12К (или Г-108К) двухполосный, шунтовой, правого вращения с принудительной внут ренней вентиляцией предназначен для питания электроэнергией по требителей и подзарядки аккумуляторных батарей.
Якорь генератора приводится во вращение клиноременной пере дачей от шкива водяного насоса двигателя. У приводного шкива генератора имеются ребра, выполняющие роль крыльчатки. В крышках статора расположены окна для прохода воздуха. Под шипники вала якоря смазываются жидкой смазкой.
На корпусе генератора |
(см. рис. |
77) имеются две клеммы — |
Ш (шунт) и Я (якорь), |
которые |
проводами соединены с та |
кими же клеммами реле-регулятора. На корпусе генератора также расположен винт М (масса) для соединения корпуса генератора с массой.
Так как генератор правого вращения, а привод, установленный на двигателе, левого вращения, то для нормальной работы гене ратора необходимо начало обмотки возбуждения, соединенное
скорпусом генератора, т. е. с винтом М, подсоединить к клемме Ш,
аконец обмотки возбуждения, подсоединенный к клемме Ш, под соединить к винту М, т. е. корпусу генератора. Тогда направление
тока в обмотке возбуждения изменится на обратное, что будет со ответствовать изменению вращения якоря. В противном случае ге нератор работать не будет.
Аккумуляторная батарея. Аккумуляторная батарея установлена в специальном ящике, который крепится справа (по ходу трак тора) на крыле рамы. На тракторе установлена одна аккумулятор ная батарея 6СТ-54 или две последовательно соединенные батареи типа ЗСТ-60. Батарея подключена параллельно генератору и со стоит из шести аккумуляторов, соединенных последовательно. В ба тарее ЗСТ-60 таких аккумуляторов три, поэтому для увеличения напряжения подключают две батареи.
Реле-регулятор. Реле-регулятор предназначено для поддержа ния постоянного напряжения в пределах 13,5—15 в и для ограни чения тока в цепи в пределах 17—19 а. Кроме того, это реле дол жно отключать генератор, когда его напряжение падает ниже напряжения аккумуляторной батареи, чтобы избежать разрядки батареи через генератор.
130
Для выполнения указанных действий имеются три самостоя тельно действующих прибора, смонтированных на одной панели: ре гулятор напряжения, ограничитель тока и реле обратного тока.
Реле-регулятор РР-24Г устанавливается на передней стенке внутри кабины справа по ходу трактора.
Р е г у л я т о р н а п р я ж е н и я (PH) должен поддерживать на пряжение в цепи постоянным при изменении числа оборотов якоря генератора и его нагрузки. При напряжении менее 14 в контакты PH должны быть замкнуты и ток проходит через них; при росте напряжения, вызванном увеличением числа оборотов двигателя и якоря генератора, контакты PH размыкаются и ток будет прохо дить через дополнительное сопротивление, вследствие чего напря жение в цепи уменьшится, контакты PH разомкнутся и дополни тельное сопротивление будет отключено. В цепи будет таким обра зом поддерживаться напряжение в заданных пределах.
О г р а н и ч и т е л ь т о к а (ОТ) предохраняет генератор от пере грузки, ограничивая силу тока. При достижении током предельной величины контакты ОТ размыкаются и в цепь обмотки возбуждения включается дополнительное сопротивление, ограничивая тем самым силу тока нагрузки.
Р е л е о б р а т н о г о т о к а (РОТ) при напряжении генератора меньшем напряжения аккумуляторной батареи размыкает цепь между генератором и батареей, предохраняя ее от разрядки.
Если генератор работает с напряжением меньшим 12—13 в, кон такты РОТ разомкнуты и удерживаются пружиной.
В РОТ имеются две обмотки: последовательная и.параллельная. При увеличении напряжения генератора обе обмотки работают со вместно, т. е. увеличивая намагничивание сердечника и замыкая контакты при напряжении 12—13 в. При замкнутых контактах весь ток от генератора будет проходить через последовательную об мотку.
Если напряжение у генератора станет меньше напряжения акку муляторной батареи, то ток в последовательной и параллельной обмотках будет иметь противоположное направление, что приведет к резкому уменьшению намагничивания и размыканию контактов РОТ. Таким образом, генератор отключится до тех пор, пока его напряжение не станет больше напряжения аккумуляторной батареи.
На корпусе реле-регулятора кроме клемм Ш и Я еще имеется клемма Б (батарея), которая через блок предохранителей и ампер метр соединяется с аккумуляторной батареей. Винт массы соеди няется с винтом массы генератора.
Генератор и реле-регулятор требуют внимательного ухода. Осо бое внимание слёдует уделять состоянию щеток и коллектора ге нератора. Если поверхность коллектора замаслена, то ее следует протирать чистой тряпкой, смоченной в бензине. Если на поверх ности коллектора имеются следы окисления, то их нужно удалить стеклянной бумагой № 00, но ни в коем случае не наждачной.
Щетки генератора должны прижиматься к коллектору пружи нами щеткодержателей с усилием 1350—1500 Г. Если при износе
131
щеток усилие, развиваемое пружиной, снизится на 85—40%, то пружину необходимо заменить новой. Состояние щеток и коллек тора необходимо проверять через каждые 300 ч работы.
Необходимо систематически проверять натяжение клинового ремня генератора. Если нажать посредине пролета на обе ветви ремня, то расстояние между наружными кромками ремня должно быть 50—60 мм. При меньшем расстоянии нужно ослабить гайку винта крепления генератора и, вращая натяжной вин-т, отрегулиро вать натяжение ремня.
Подшипники генератора необходимо смазывать через каждые 300 ч работы. При этом заливают до 10 капель автола 18 (масло АК-15). Можно использовать также дизельное масло.
После 800—1000 ч работы генератор необходимо разобрать. При этом следует осмотреть изоляцию обмоток возбуждения и якоря, а также промыть шариковые подшипники и сальники в бензине.
После промывки сальники необходимо пропитать дизельным маслом. То же нужно сделать при установке новых сальников.
Все детали надо промыть в бензине, протереть сухой чистой тряпкой, после чего можно собрать генератор. Разборка генератора выполняется в следующем порядке:
1. Снимается защитный колпак на крышке подшипника и отвин чивается гайка вала якоря со стороны коллектора.
2.Снимается защитная лента.
3.Отсоединяются провода щеткодержателей и вынимаются щетки.
4.Снимаются стяжные болты крышек.
5.Спрессовывается подшипник с вала якоря со стороны кол лектора.
6.Снимается якорь с крышкой подшипника и приводным рем
нем.
7.Снимается приводной шкив.
8.Спрессовывается с вала подшипник с крышкой.
При сборке генератора необходимо соблюдать обратную по следовательность. Реле-регулятор необходимо периодически на правлять в мастерские для регулировки и чистки.
Система освещения трактора. Система освещения состоит из двух передних фар для освещения пути, двух задних прожекторов для освещения зоны работы, плафона в кабине, лампочки освеще ния щитка приборов и переносной лампы.
Для фар и прожекторов применяются лампы накаливания си лой света 40 свечей. Фара состоит из корпуса, в котором посред ством ободка крепится оптический элемент, состоящий из отража теля, стеклянного рассеивателя и патрона для лампы.
Плафон предназначен для освещения кабины и установлен на потолке кабины. Он состоит из корпуса с патроном для лампы си лой света 6 свечей и ободка с матовым стеклом.
Щиток приборов имеет для освещения лампу силой света 3 све_чей, установленную в патроне с колпачком, который предохраняет лампу от повреждений.
132